RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Последний Маршал Советского Союза
25 февраля 2020 г.

Последний Маршал Советского Союза

25 февраля 2020 года в Москве на 96 году жизни скончался Дмитрий Тимофеевич Язов
Не летайте на рухляди!
18 ноября 2013 г.

Не летайте на рухляди!

Разбившийся в Казани Boeing 737-500 приоткрыл завесу над «коммерческой тайной» российской авиации
Страшная «вина» Путина
1 января 1970 г.

Страшная «вина» Путина

Почему мировая общественность не замечает, что США объявили войну не только России, но и всему миру
Кто защитит русских?
27 февраля 2014 г.

Кто защитит русских?

27 февраля в 04:20 по местному времени в Симферополе произошел захват зданий Верховного Совета и правительства Крыма.
Не верьте фашистам!
20 сентября 2014 г.

Не верьте фашистам!

Особый статус для некоторых регионов Новороссии-очередной обман киевской хунты
Главная » Герои нашего времени » Крейсер «Адмирал Сенявин»: кровавое ЧП

Крейсер «Адмирал Сенявин»: кровавое ЧП

13 июня 1978 года на флагманском корабле Тихоокеанского флота произошел взрыв, унесший жизни 37 человек

Наш читатель Шевелев Григорий Алексеевич прислал воспоминания об этой трагедии, очевидцем и, в какой-то степени, участником которой ему довелось быть
Крейсер «Адмирал Сенявин»: кровавое ЧП

В 1977-1978 годах Московским НИИ радиосвязи (МНИИРС) и Красноярским радиотехническим заводом (КРТЗ) проводились работы по оснащению крейсеров управления «Жданов» (Черноморский флот) и «Адмирал Сенявин» (Тихоокеанский флот) станцией спутниковой связи «Кристалл-К», обеспечивающей прием и передачу телефонной, телеграфной и фототелеграфной информации через ИСЗ «Молния». Эти корабли были переделаны из крейсеров проекта 68-бис, построенных большой серией в 50-е годы, и получивших имена как партийных деятелей («Дзержинский», «Орджоникидзе», «Жданов»), так и полководцев («Суворов», «Кутузов», «Дмитрий Пожарский») и флотоводцев («Адмирал Ушаков», «Адмирал Сенявин», «Адмирал Лазарев» и др.). Они относились к легким крейсерам по калибру главных орудий (152 мм), но по длине (почти 200 м) и водоизмещению (около 20000 тонн) превосходили некоторые тяжелые крейсера. Корабли имели 2 паровые турбины мощностью по 55000 л.с. каждая и развивали скорость до 33 узлов (около 60 км/час). Экипаж составлял около 1000 человек. При переделке в корабли управления на «Жданове» (проект 68у1) сняли одну из кормовых башен главного калибра, а на «Сенявине» (проект 68у2) сняли обе. Взамен на корме были оборудованы вертолетные площадки и увеличено количество радиостанций. Выделены дополнительные помещения для штаба. Увеличен личный состав боевой части связи (БЧ-4) с 4 до 20 офицеров и соответствующего количества старшин и матросов. В духе времени корабли оснастили автоматической зенитной артиллерией и малыми зенитными ракетами.
Проектирование размещения станций выполнялось Севастопольским проектно-конструкторским бюро, а сама установка производилась Севастопольским морским заводом («Жданов») и судоремонтным заводом «Дальзавод» («Адмирал Сенявин»). На «Дальзаводе» в ходе планового ремонта корабля был выполнен монтаж станции и проведены ее швартовные испытания. Ходовые испытания совмещались с боевой подготовкой после перехода из Владивостока к месту базирования в залив Стрелок.
Описываемые события происходили на фоне посещения крейсера тогдашним руководителем СССР Генеральным секретарем ЦК КПСС Леонидом Ильичом Брежневым во время его поездки по Дальнему Востоку. Командир корабля и замполит за отличную службу были награждены именными часами.
Приехав в мае 1978 года в очередную командировку, я руководил проведением ходовых испытаний бригадой специалистов МНИИРС и КРТЗ при участии личного состава корабля. Со стороны заказчика работу координировал старший научный сотрудник 34 НИИ ВМФ капитан 1 ранга в отставке Георгий Антонович Лис, в недавнем прошлом начальник отдела космической связи этого института.
Злосчастный день начался с выхода в море эскадры крейсеров под флагом контр-адмирала В.Ф. Варганова (бывшего командира «Сенявина») для проведения учебных стрельб главным калибром. Выстроившись в кильватерную колонну, корабли на скорости 20-25 узлов сближались с буксируемой мишенью на дистанцию выстрела и обстреливали ее. На «Сенявине» стреляла только 1-я башня, а 2-я находилась на консервации.
Наступило время ужина. Но командование решило отложить принятие пищи до окончания учений. А мы завершили свою работу и разошлись по каютам, коротая время под аккомпанемент мерного буханья шестидюймовок. Вдруг плавное течение нашей с Георгием Антоновичем Лисом беседы было нарушено каким-то диссонансом. Сначала прозвучал более слабый выстрел по сравнению с другими, а затем гораздо более громкий. Мы переглянулись, и в сердце стала закрадываться тревога. Вскоре по коридорам и каютам поплыл сильный запах сгоревшего пороха, знакомый по стрельбе в тире. Выстрелы прекратились… Мы поспешили на боевой пост, куда вскоре подтянулись и остальные товарищи.
По корабельной трансляции прозвучал приказ командира капитана 2 ранга В.Н. Плахова:
- Командиру БЧ-5 затопить носовые погреба!
Стало ясно, что случилось ЧП и пороховые погреба под угрозой взрыва. В этом случае корабль на скорости зарылся бы носом в воду и, скорее всего, опрокинулся. Но затопление погребов погубило бы находящихся в них моряков. Стармех медлил с выполнением приказа. Тогда микрофон взял адмирал. Он не стал командовать, а обратился неформально, по имени:
- Я понимаю, как тебе трудно. Но в твоих руках жизнь сотен людей. Спасай корабль!
Как потом выяснилось, к моменту затопления персонал погребов уже погиб. Учения были прекращены и корабль полным ходом пошел в базу. Об ужине все забыли. Кроме закалённого жизнью старого Лиса. Часов в 9 вечера он сказал мне:
- Война войной, а обед обедом. Пойдём в кают-компанию!
За накрытыми столами было пусто. Изредка забегал какой-нибудь офицер и, пару раз ковырнув вилкой в тарелке, отодвигал её и, выпив стакан компота, убегал. Я ел, но без аппетита. Лис же быстро расправился с ужином и обратился к вестовому:
- Сынок! А можно повторить?
- Да сколько угодно. Вы же видите, всё осталось. Никто не ест.
Когда я удивился такому присутствию духа, даже невозмутимости, Лис ответил:
- Я в войну столько смертей видел!
После пережитого никто не мог уснуть. Что же всё-таки случилось?
Произошел так называемый затяжной выстрел, хорошо знакомый охотникам. Причиной обычно является низкое качество порохового заряда вследствие отсыревания или слишком долгого хранения. При этом порох горит медленно и перед открытием затвора для перезарядки оружия полагается выждать около минуты на тот случай, если выстрел всё же произойдёт. Здесь это правило было нарушено. Артиллеристы поспешили и произошел взрыв заряда при открытом замке орудия. Частью пороховых газов снаряд был выброшен из ствола на несколько десятков метров (вот откуда звук слабого выстрела), а основная энергия взрыва ворвалась внутрь башни, что вызвало детонацию нескольких приготовленных к стрельбе зарядов (25 кг пороха в каждом), взрыв и пожар. Все люди погибли мгновенно вследствие настолько резкого повышения давления, что на внешней поверхности башни вокруг каждой заклепки образовалось черное кольцо из прорвавшихся газов.
Погибли и люди в погребах: защитные клапаны элеваторов подачи снарядов не выдержали такого большого давления. К сожалению, смерть не обошла и наш коллектив. Матрос боевого поста «Кристалл-К» Витя Золотарёв стоял вахту дневального в носовом кубрике. Стремясь помочь боевым товарищам, он в фильтрующем противогазе проник в погреба, но был отравлен пороховыми газами, для защиты от которых нужен изолирующий противогаз. Не приходя в сознание, он умер под утро на руках товарищей, несмотря на хлопоты врачей. Другие жертвы в помощи уже не нуждались...
Погибло 37 человек. В их числе оказался и корреспондент газеты «Красная звезда» по Дальнему Востоку капитан 2 ранга Леонид Климченко. Работники прессы и телевидения после визита Л.И. Брежнева часто посещали корабль.
Утром на катере в базу прибыл командующий ТОФ адмирал В.П. Маслов, а к вечеру из Москвы прилетел Главком ВМФ Адмирал флота Советского Союза С.Г. Горшков со свитой. Было решено похоронить погибших в братской могиле и установить памятник. Срочно организовали прибытие отцов и матерей, которых уговорили с этим согласиться. Исключением оказались родители нашего Вити, настоявшие на своем. В сопровождении офицера и двух матросов они повезли гроб с телом сына на родину.
Вскоре состоялись похороны. После прощания в клубе траурная процессия прошествовала к могиле, аврально подготовленной стройбатом. Закрытые гробы с фуражками, бескозырками и подушечками с наградами несли на руках. На всем пути дежурили врачи и медсестры, делавшие уколы рыдающим матерям, то и дело терявшим сознание. В прощальном слове С.Г. Горшков отметил, что сложная техника не терпит ошибок и призвал к повышению уровня боевой подготовки. Играл военный оркестр. Прозвучал салют со стоящих в бухте кораблей.
По результатам работы комиссии был наказан командир корабля, которому не присвоили очередное звание капитана 1 ранга и перевели старпомом на другой крейсер. Также были наказаны замполит корабля и командир БЧ-2, находившиеся в этот день в отпуске. Больше наказывать было некого. Мёртвые сраму не имут…
Причиной катастрофы признаны ошибочные действия личного состава. Как считают различные исследователи, они могли быть обусловлены увольнением в запас перед самыми стрельбами наиболее опытных артиллеристов, переносом ужина (голодные люди чаще ошибаются) и даже 13-м числом.
Не будучи профессиональным моряком, автор воздерживается от анализа случившегося. Я только хотел донести до читателей живое свидетельство очевидца.

Григорий Шевелев
13 июня 2015 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
31 марта
вторник
2020

В этот день:

Взятие Парижа русскими войсками

31 марта 1814 года войска во главе с российским императором АЛЕКСАНДРОМ I овладели Парижем.

Взятие Парижа русскими войсками

31 марта 1814 года войска во главе с российским императором АЛЕКСАНДРОМ I овладели Парижем.

 Накануне союзные армии фельдмаршалов Блюхера и Шварценберга (главным образом русские корпуса) атаковали и после ожесточённых боёв захватили подступы к Парижу. Наполеон не успел перебросить войска для его спасения. 31 марта столица Франции капитулировала.

Сражение за Париж стало в кампании 1814 года одним из самых кровопролитных для союзников, потерявших за один день боёв более 8 тысяч солдат (из них более 6 тысяч русских). На стене галереи воинской слава Храма Христа Спасителя указано более 6 тысяч русских воинов, отдавших жизни при взятии Парижа. Французские потери оцениваются историками в более 4 тысяч человек. Такова цена за окончательный разгром Наполеона. В результате нашей победы над французской коалицией, по решению Венской международной конференции, состоявшейся в сентябре 1814 года, часть созданного Наполеоном герцогства Варшавского вошла в состав Российской империи под названием Царство Польское, а русский император Александр I стал и польским королём. Эта победа была щедро отмечена императором Александром I. Главнокомандующий русскими войсками генерал Барклай-де-Толли получил чин фельдмаршала. Шесть генералов удостоились ордена Св. Георгия 2-й степени. Для сравнения, за Бородинское сражение такой награды был удостин лишь один генерал.

 

Летчик-испытатель Андрей Юмашев

31 марта 1902 года родился Андрей Борисович ЮМАШЕВ (умер 20.05.1988 года), летчик-испытатель, Герой Советского Союза .

Подводник Рюрик Тимофеев

31 марта 1926 года родился Рюрик Александрович ТИМОФЕЕВ, офицер-подводник, капитан 1 ранга, Герой Советского Союза.

Памяти Маршала Родиона Малиновского

31 марта 1967 года умер Родион Яковлевич МАЛИНОВСКИЙ (родился 23.11.1898 года), министр обороны СССР, Маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза.

Умер Маршал Семен Тимошенко

31 марта 1970 года умер Семен Константинович ТИМОШЕНКО (родился 18.2.1895 года), Маршал Советского Союза.

Умер Маршал Семен Тимошенко

31 марта 1970 года умер Семен Константинович ТИМОШЕНКО (родился 18.2.1895 года), Маршал Советского Союза.

Родом из Бессарабии. Из крестьян. В декабре 1914 призван в армию. Участвовал в Первой мировой войне, был пулемётчиком в составе 4-й кавалерийской дивизии на Юго-Западном и Западном фронтах. Награждён за храбрость Георгиевскими крестами трёх степеней.

С 1918 года в РККА. Командовал взводом, эскадроном, кавбригадой, кавдивизией. С августа 1933 г. — заместитель командующего войсками Белорусского, с сентября 1935 г. Киевского военных округов. С июня 1937 — командующий войсками Северо-Кавказского, с сентября 1937 — Харьковского военных округов. 8 февраля 1938 назначен командующим войсками Киевского военного округа с присвоением воинского звания командарм 1-го ранга. Во время Польского похода 1939 года командовал Украинским фронтом. В советско-финской войне 1939—1940 годов с 7 января 1940 г. командовал Северо-Западным фронтом, войска которого осуществили прорыв «линии Маннергейма».

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» командарму 1-го ранга С. К. Тимошенко присвоено 21 марта 1940 года за «образцовое выполнение заданий командования и проявленные при этом отвагу и геройство». 7 мая 1940 года назначен на должность Народного комиссара обороны СССР с присвоением высшего воинского звания —- Маршал Советского Союза.

На посту наркома обороны провел большую работу по совершенствованию боевой подготовки войск, их реорганизации, техническому переоснащению, подготовки новых кадров (потребовавшихся вследствие значительного увеличения численного состава армии), которая не была полностью завершена в связи с началом Великой Отечественной войны.
Во время Великой Отечественной войны командовал фронтами, был представителем Ставки Верховного командования.

После войны командовал войсками Белорусского военного округа.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии