RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Наш низкий поклон Светлане!
26 февраля 2016 г.

Наш низкий поклон Светлане!

26 февраля — день ангела нашей дорогой сподвижницы Светланы Геннадьевны Кучер
Космический журналист №1
3 июля 2020 г.

Космический журналист №1

3 июля 1931 года родился полковник Михаил Федорович Ребров
Новый командующий ВДВ
10 октября 2016 г.

Новый командующий ВДВ

10 октября 2016 года министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу вручил штандарт командующего ВДВ России генерал-полковнику Андрею Сердюкову и представил его войскам
Россия подбирается к США
14 февраля 2015 г.

Россия подбирается к США

14 февраля 2014 года закончилась несомненно историческая поездка министра обороны России Сергея Шойгу в Латинскую Америку
Американский террор
13 января 2014 г.

Американский террор

Главная опасность 2014 года — кровожадная политика Соединенных Штатов
Главная » Герои нашего времени » Памяти генерала Василия Маргелова

Памяти генерала Василия Маргелова

4 марта 1990 года остановилось сердце главного десантника СССР, прославленного «дяди Васи»

В Воздушно-десантных войсках России его до сих пор чтут как одного из самых легендарных Героев
Памяти генерала Василия Маргелова

Василий Филиппович Маргелов родился 9 января 1909 года в городе Екатеринославе (ныне Днепропетровск, Украина). С 1924 года работал в Екатеринославе на шахте им. М. И. Калинина чернорабочим, затем коногоном (погонщиком лошадей, возящих вагонетки). В 1928 году призван в Красную Армию. Направлен учиться в Объединённую белорусскую военную школу (ОБВШ) им. ЦИК БССР в Минске, зачислен в группу снайперов. Со II-го курса — старшина пулемётной роты. В апреле 1931 года назначен командиром пулеметного взвода полковой школы 99-го стрелкового полка 33-й территориальной стрелковой дивизии (Могилёв, Белоруссия).

В годы советско-финской войны (1939—1940) командовал Отдельным разведывательным лыжным батальоном 596-го стрелкового полка 122 й дивизии. Во время одной из операций взял в плен офицеров шведского Генерального штаба.

После окончания советско-финской войны назначен на должность помощника командира 596-го полка по строевой части. С октября 1940 года — командир 15-го отдельного дисциплинарного батальона Ленинградского военного округа (15одисб, Новгородская область). В начале Великой Отечественной войны, в июле 1941 года, назначен командиром 3-го гвардейского стрелкового полка 1-й гвардейской дивизии народного ополчения Ленинградского фронта. В дальнейшем — командир 13-го гвардейского стрелкового полка, начальник штаба и заместитель командира 3-й гвардейской стрелковой дивизии. После ранения командира дивизии П. Г. Чанчибадзе командование на время его лечения перешло к начальнику штаба Василию Маргелову. Под руководством Маргелова 17 июля 1943 года бойцы 3-й гвардейской дивизии прорвали 2 линии обороны гитлеровцев, овладели селом Степановка и обеспечили плацдарм для штурма «Саур-могилы».

С 1944 года — командир 49-й гвардейской стрелковой дивизии 28-й армии 3-го Украинского фронта. Руководил действиями дивизии при форсировании Днепра и освобождении Херсона, за что в марте 1944 года был удостоен звания Героя Советского Союза. Под его командованием 49-я гвардейская стрелковая дивизия участвовала в освобождении народов Юго-Восточной Европы.
В годы Великой Отечественной войны в дивизии В. Маргелова была сложена песня, вот один куплет из неё:
Песня славит Сокола
Храброго и смелого…
Близко ли, далеко
ли
Шли
полки Маргелова.

На Параде Победы в Москве гвардии генерал-майор Маргелов командовал сводным полком 2-го Украинского фронта.

После войны на командных должностях. С 1948 года, после окончания Ордена Суворова I степени Высшей военной академии имени К. Е. Ворошилова — командир 76-й гвардейской Черниговской Краснознамённой воздушно-десантной дивизии. В 1950—1954 годах — командир 37-го гвардейского воздушно-десантного Свирского Краснознамённого корпуса (Дальний Восток). С 1954 года по 1959 год — Командующий ВДВ. В 1959—1961 годах — назначен с понижением, первым заместителем Командующего ВДВ. С 1961 по январь 1979 года — вернулся на должность Командующего ВДВ.

28 октября 1967 года ему было присвоено воинское звание «генерал армии». Руководил действиями ВДВ при вводе войск в Чехословакию (Операция «Дунай»).

С января 1979 года — в группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. Выезжал в командировки в войска ВДВ, был председателем Государственной экзаменационной комиссии в Рязанском воздушно-десантном училище.

Генерал Павел Федосеевич Павленко: "В истории Воздушно-десантных войск, да и в Вооруженных Силах России и других стран бывшего Советского Союза его имя останется навсегда. Он олицетворял целую эпоху в развитии и становлении ВДВ, с его именем связаны их авторитет и популярность не только в нашей стране, но и за рубежом…В. Ф. Маргелов понял, что в современных операциях успешно действовать в глубоком тылу противника смогут только высокомобильные, способные к широкому манёвру десанты. Он категорически отверг установку на удержание захваченного десантом района до подхода наступающих с фронта войск методом жёсткой обороны как пагубную, ибо в этом случае десант будет быстро уничтожен".

Полковник Николай Фёдорович Иванов: "Под более чем двадцатилетним началом Маргелова десантные войска стали одними из самых мобильных в боевой структуре Вооружённых Сил, престижных службой в них, особо почитаемых в народе… Фотография Василия Филипповича в дембельские альбомы шла у солдат по самой высокой цене — за комплект нагрудных знаков. Конкурс в Рязанское воздушно-десантное училище перекрывал цифры ВГИКа и ГИТИСа, а срезавшиеся на экзаменах абитуриенты по два-три месяца, до снегов и морозов, жили в лесах под Рязанью в надежде, что кто-то не выдержит нагрузок и можно будет занять его место».
В. Ф. Маргелову установлены памятники в Днепропетровске, Кривом Роге, Симферополе, Сумах, Херсоне (Украина), Кишинёве (Молдавия), Костюковичах (Белоруссия), Рязани и Сельцах (учебный центр училища ВДВ), Омске, Туле, Тюмени, Санкт-Петербурге (в сквере имени Маргелова В. Ф.), Ульяновске, Иванове, п. Истомино Балахнинского района Нижегородской области. Установлена мемориальная доска в Таганроге. Офицеры и солдаты-десантники, ветераны ВДВ каждый год приходят к памятнику своего командующего на Новодевичье кладбище в Москве, чтобы отдать дань его памяти.

Имя Маргелова носит Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище, кафедра ВДВ Общевойсковой академии Вооружённых Сил Российской Федерации, Нижегородский кадетский корпус (НКШИ). Именем Маргелова названы сквер в Санкт-Петербурге, площадь в Рязани, улицы в Москве, Витебске (Белоруссия), Омске, Пскове, Туле и Западной Лице, в Бурятии: в Улан-Удэ и пограничном поселке Наушки, проспект и парк в Заволжском районе Ульяновска.

На Сумском ликеро-водочном заводе «Горобина» выпускается мемориальная водка «Маргеловская». Крепость 48 %, в рецептуре — спирт, гранатовый сок, чёрный перец.

Приказом Министра обороны Российской Федерации № 182 от 6 мая 2005 года учреждена ведомственная медаль Министерства обороны Российской Федерации «Генерал армии Маргелов». В том же году, на доме в Москве, в переулке Сивцев Вражек, где Маргелов прожил последние 20 лет своей жизни, установлена мемориальная доска.
21 февраля 2010 года в Херсоне установлен бюст Василию Маргелову. Бюст генералу расположен в центре города возле Дворца молодежи на улице Перекопской.

5 июня 2010 года в Кишиневе, столице Молдовы, был открыт памятник основателю Воздушно-десантных войск (ВДВ). Монумент был построен на средства бывших десантников, проживающих в Молдове.

25 июня 2010 года в Республике Беларусь (г. Витебск) увековечили память легендарного командующего. Витебский городской исполнительный комитет во главе с председателем В. П. Николайкиным, весной 2010 года утвердил ходатайство от ветеранов ВДВ Республики Беларусь и Российской Федерации, назвать улицу соединяющую улицу Чкалова и проспект Победы, улицей генерала Маргелова. В канун Дня города на улице генерала Маргелова был сдан в эксплуатацию новый дом, на котором установлена мемориальная доска, право открывать которую предоставили сыновьям Василия Филипповича.

7 мая 2014 года в Назрани (Ингушетия, Россия) открыт памятник Василию Маргелову.
24 сентября 2013 года московской улице «проектируемый проезд № 6367» было присвоено название «Улица Маргелова». В честь 105-й годовщины со дня рождения Василия Филипповича на новой улице открыли мемориальную доску.

8 октября 2014 года в Бендерах (Приднестровье) был открыт мемориального комплекса, основателю Воздушно-десантных войск СССР, герою Советского Союза, генералу армии Василию Маргелову, который расположен на территории сквера у городского Дома культуры.

В рамках празднования 230-летия со дня основания Симферополя, 8 июня 2014 года была торжественно открыта Аллея Славы и бюст Герою Советского Союза, генералу армии, командующему Воздушно-десантными войсками Василию Маргелову.

 

.
4 марта 2019 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
8 июля
среда
2020

В этот день:

Полтавская битва

8 июля 1708 года произошла Полтавская битва - крупнейшее сражение Северной войны между русскими войсками под командованием Петра I и шведской армией Карла XII.

Полтавская битва

8 июля 1708 года произошла Полтавская битва - крупнейшее сражение Северной войны между русскими войсками под командованием Петра I и шведской армией Карла XII.

Предыстория такова. В 1700 году Карл XII вторгся в Европу и развязал длительную войну с участием многих государств. Армия Карла XII продвинулась глубоко на юг, одерживая победу за победой. Карл решил атаковать центральную часть России с захватом Москвы. Но тут украинский гетман Мазепа переметнулся на сторону шведов, и Карл устремился на Украину. В районе Полтавы Петр I дал шведу блестящий бой. Накануне сражения он объехал все полки и призывал воинов биться не за Петра, а за «Россию и российское благочестие». Интересно, что и Карл пытался словом воодушевить своих солдат. Но как отличается его меркантильная речь от высоких призывов русского Царя! Карл объявил, что завтра солдаты, если победят, будут обедать в русском обозе, где их ожидает большая добыча.

Конечно, победил русский дух. Тем более, что казаки в своем большинстве не поддержали Мазепу. Шведы потеряли свыше 11 тыс. солдат. Потери русских составили 1345 человек убитыми и 3290 ранеными. В дальнейшем князь Меньшиков преследовал противника до Переволочны на берегу Днепра, где было взято в плен около 16 тыс. шведов.

Карл XII с Мазепой сумели бежать, шведский король скрылся на территории Османской империи.

Решительная победа русской армии привела к перелому в Северной войне в пользу России и положила конец господству Швеции как одной из ведущих военных сил в Европе.

 

Космонавт Виталий Севастьянов

8 июля 1935 года родился Виталий Иванович Севастьянов — лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза.

Космонавт Виталий Севастьянов

8 июля 1935 года родился Виталий Иванович Севастьянов — лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза.

Член КПСС с 1963 года. Заслуженный мастер спорта СССР (1970). Депутат ГД РФ первого — четвёртого (1993—2007) созывов. Член фракции КПРФ.

В 1967—1969 годах Севастьянов входил в группу советских космонавтов, готовившихся по советским программам облёта Луны и посадке на неё. Полёт пилотируемого корабля «Зонд-7» по лунно-облётной программе был назначен на 8 декабря 1968 года. Но он был отменён, несмотря на то, что экипажи написали заявление в Политбюро ЦК КПСС с просьбой разрешить немедленно лететь к Луне для обеспечения приоритета СССР (американцы планировали аналогичный пилотируемый полёт на 21—27 декабря 1968 года). Дело в том, что предыдущие беспилотные полёты кораблей «Зонд» были полностью или частично неудачными из-за неотработанности корабля и ракеты-носителя «Протон». Приоритет остался за США — «Аполлон-8» в запланированные сроки совершил пилотируемый облёт Луны.

С 1 по 19 июня 1970 года Виталий Севастьянов совершил свой первый космический полёт в качестве бортинженера космического корабля «Союз-9» (вместе с А. Николаевым). Программа полёта включала обширный комплекс научно-технических и медико-биологических исследований и экспериментов. Экипаж корабля установил на тот момент мировой рекорд длительности пребывания в космосе — 17 суток 16 часов 58 минут 55 секунд. После возвращения из этого рекордного по продолжительности полёта космонавты испытывали серьёзные трудности при адаптации к земной гравитации ("эффект Николаева"), что впервые поставило вопрос о необходимости разработки тренажёров для длительных космических полётов.

С 24 мая по 26 июля 1975 года Севастьянов совершил второй полёт в космос в качестве бортинженера космического корабля «Союз-18» (вместе с П. Климуком) на орбитальную станцию «Салют-4». Во время полёта был выполнен большой комплекс исследований и экспериментов. Продолжительность полёта составила 62 суток 23 часа 20 минут.

Звание «Мать-героиня»

8 июля 1944 года указом Президиума Верховного Совета СССР введено почётное звание «Мать-героиня»

Звание «Мать-героиня»

8 июля 1944 года указом Президиума Верховного Совета СССР введено почётное звание «Мать-героиня»

Первое присвоение почётного звания «Мать-героиня» было произведено указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 октября 1944 года. Среди четырнадцати женщин, удостоенных этого звания, орден «Мать-героиня» № 1 и Грамота Президиума Верховного Совета СССР № 1 были вручены жительнице посёлка Мамонтовка Московской области Алексахиной Анне Савельевне, воспитавшей 12 детей. Последнее присвоение звания «Мать-героиня» состоялось 14 ноября 1991 года. Всего орденом «Мать-героиня» было награждено приблизительно 431 тыс. женщин.

Байкало-Амурская магистраль

8 июля 1974 года ЦК КПСС утвердил проект строительства Байкало-Амурской магистрали.

Байкало-Амурская магистраль

8 июля 1974 года ЦК КПСС утвердил проект строительства Байкало-Амурской магистрали.

БАМ является восточной частью Великого Северного железнодорожного пути — советского проекта 1928 года. Это одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. Основной путь Тайшет — Советская Гавань строился с большими перерывами с 1938 года по 1984 год.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 июля 1974 года «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали» были выделены необходимые средства для строительства железной дороги первой категории Усть-Кут (Лена) — Комсомольск-на-Амуре протяжённостью 3145 км, второго пути Тайшет — Усть-Кут (Лена) — 680 км, линий Бам — Тында и Тында — Беркакит — 397 км.  1 ноября 1989 года весь новый трёхтысячекилометровый участок магистрали был сдан в постоянную эксплуатацию в объёме пускового комплекса.

«Эпохальные реформы» коренным образом изменили состояние БАМа. В 1997 году самостоятельное управление Байкало-Амурской железной дороги было ликвидировано, а вся трасса БАМа административно поделена между двумя железными дорогами: Восточно-Сибирской и Дальневосточной.

Подводная лодка «Краб»

8 июля (25 июня ст. ст.) 1915 года в состав Черноморского флота Российской империи вошёл первый в мире подводный минный заградитель

Подводная лодка «Краб»

8 июля (25 июня ст. ст.) 1915 года в состав Черноморского флота Российской империи вошёл первый в мире подводный минный заградитель

В приказе по Флоту и Морскому ведомству № 17, подписанном морским министром, говорилось: "Предписываю подводную лодку "Краб" зачислить в действующий флот с 25-го июня сего года".
Лодка была построена в Николаеве по проекту русского конструктора Михаила Петровича Налётова. 12 августа 1912 года «Краб» был спущен на воду, но только в 1915 году ПЛ вошла в состав Черноморского флота Российской империи (испытания, перепланировка).
Лодка могла принимать на борт до 60 якорных мин и 4 торпед. За время службы «Краб» успел сделать три подводных минирования. Точно известно, что на минах, поставленных подводным заградителем, подорвалась турецкая канонерская лодка «Иса-Рейс». Есть версия, что именно на минах «Краба» подорвался немецкий крейсер «Бреслау».
В 1918 году «Краб» попал в руки морского командования Антанты и был затоплен в Северной бухте Севастополя.
В 1935 году «Краб» был поднят. Но за прошедшие годы Советский Военно-Морской Флот в своём развитии ушел далеко вперёд. В его составе появились десятки новых, более совершенных подводных лодок всех типов, в том числе и подводных заградителей, и надобность в восстановлении «Краба» — лодки уже устаревшей, естественно, отпала. Поэтому «Краб» после подъёма сдали на слом.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии