RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Жизнь и смерть адмирала Угрюмова
31 мая 2020 г.

Жизнь и смерть адмирала Угрюмова

31 мая 2001 года в Чечне скоропостижно (по официальной версии) скончался заместитель директора ФСБ РФ, Герой России адмирал Герман Алексеевич Угрюмов.
Прощай, Жора!
25 сентября 2018 г.

Прощай, Жора!

На 79-м году ушёл из жизни военный журналист, полковник Георгий Дмитриевич Рябоконь
Непобедимые «Сушки»
19 февраля 2014 г.

Непобедимые «Сушки»

19 февраля 2008 года состоялся первый полёт российского многоцелевого истребителя Су-35БМ.
Итоги 2015: депутат ГД Евгений Федоров
29 декабря 2015 г.

Итоги 2015: депутат ГД Евгений Федоров

Россия утонет, если не будут запущены национальные финансовые институты
Космические силы России
1 августа 2018 г.

Космические силы России

1 августа 2015 года созданы Военно-космические силы Российской Федерации
Главная » Герои нашего времени » Первый космоплаватель Алексей Леонов

Первый космоплаватель Алексей Леонов

18 марта 1965 года советский космонавт впервые в истории человечества вышел в скафандре в открытый космос

Публикуем выдержки из дневников бывшего руководителя Центра подготовки космонавтов СССР генерала Николая Каманина об этом событии.
Первый космоплаватель Алексей Леонов

Наша справка. Алексей Архипович Леонов родился 30 мая 1934 года в селе Листвянка (ныне Тисульского района Кемеровской области), был восьмым ребёнком в семье.В 1937 году он вместе с матерью переехал в Кемерово. Учился в школах № 35, 37. В 1947 году семья переехала по месту работы отца в город Калининград (Кёнигсберг), где его родственники проживают и ныне. Окончил среднюю школу № 21 Калининграда в 1953 году. В 1955 году окончил 10-ю Военную авиационную школу первоначального обучения лётчиков в Кременчуге, куда поступил по комсомольскому набору. В 1957 году окончил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков. В 1960 году был зачислен в первый отряд советских космонавтов. 18—19 марта 1965 года совместно с Павлом Беляевым совершил полёт в космос в качестве второго пилота на космическом корабле «Восход-2». В ходе этого полёта Леонов произвел первый в истории космонавтики выход в открытый космос продолжительностью 12 минут 9 секунд. Во время выхода проявил исключительное мужество, особенно в нештатной ситуации, когда раздувшийся космический скафандр препятствовал возвращению космонавта в космический корабль. Войти в шлюз Леонову удалось только стравив из скафандра излишнее давление, при этом он залез в люк корабля не ногами, а головой вперед, что запрещалось инструкцией. Герой Советского Союза.

18 марта.

Бурный и незабываемый день мы пережили сегодня. Впервые в истории человек вышел из корабля в космическое пространство, и это сделал наш советский человек — Леонов Алексей Архипович. Мы наблюдали за его выходом по телевидению, он плавно «парил» в космосе, помахал нам сперва левой, а затем — правой рукой, несколько раз специально переворачивался, отходил и подходил к кораблю. Мы видели его на фоне Земли в 3–5 метрах от корабля.

...Рано начался для меня этот день — проснулся в 5 часов. В 7:30 провели на старте предпусковое заседание Госкомиссии. В 8:30 Королев, Тюлин, Руденко и я наблюдали процесс надевания скафандров. В 9:20 мы встретили экипаж у ракеты. Объятия, рукопожатия, поцелуи — и вот уже космонавты поднимаются в корабль. Беляев вел себя спокойно, а Леонов заметно волновался. До 10-минутной готовности Королев, Кириллов, Шабаров, Гагарин и я оставались у ракеты, а потом перешли в бункер. Старт прошел отлично, но первые 40 секунд полета казались особенно долгими (в случае аварии до 40-й секунды спасение экипажа почти невозможно). Да и все 526 секунд выведения корабля на орбиту были полны тревог, недаром некурящий Королев после отсчета 530-й секунды дрожащими руками взял папиросу и закурил.
Затем все переехали на КП. Здесь мы провели 3–4 часа в очень большом напряжении, ожидая сообщений от экипажа по всем этапам операции «Выход». Я верил в успех «Выхода», но такого триумфа не ожидал. Полет еще не закончен, все еще может случиться, но главная задача полета уже блестяще выполнена. Посадка корабля тоже трудное дело, хотя она уже десятки раз осуществлялась нами, и не может волновать нас так, как волновал каждый шаг Леонова, выходящего в открытый космос.
19 марта.
Сегодня у меня, как и у большинства присутствующих на полигоне, самый тревожный день в практике наших космических полетов. Я ушел с КП в домик космонавтов в три часа утра по местному времени, а в семь часов меня подняли тревожным звонком. Когда я пришел на КП, Королев был уже там, он рассказал мне о том, что за последний (13-й) виток резко упало давление (с 75 до 25 атмосфер) в баллонах наддува корабля. Дальнейшее падение давления могло привести к полной разгерметизации корабля и вынужденной посадке. После тщательного анализа полученных данных мы пришли к выводу, что оснований для большого беспокойства нет: у экипажа хватит воздуха и кислорода до 17 витка, на котором запланирована штатная посадка. Главный конструктор Воронин твердо заявил, что давление в корабле не может упасть ниже 500 миллиметров ртутного столба, а кислорода хватит еще на три часа. Когда на 14-м витке мы связались с экипажем, Беляев доложил, что падение давления в баллонах остановилось на 25 атмосферах, параметры кабины в норме, самочувствие членов экипажа хорошее. Мы подтвердили экипажу наше решение сажать корабль по автоматическому циклу на 17-м витке.
...О приземлении корабля мы узнали только через четыре часа. Корабль пеленговался «Кругами», однако точность определения точки посадки составляла 50–70 километров; по УКВ самолеты корабль не пеленговали, так как основная группа наших самолетов была в 600–800 километрах от Перми...Наконец мы получили доклад вертолетчиков: «Между деревнями Сороковая и Щучино в лесу видим красный парашют и двух космонавтов. Космонавты сидят, обедают. Корабль приземлился в густом лесу, далеко от населенных пунктов. Кругом глубокий снег».
Скоро уже десять часов вечера по московскому времени, а еще ни один человек не добрался до космонавтов. Два часа назад в пяти километрах от них сел вертолет, с которого к космонавтам пешком отправилась группа людей; две автомашины с солдатами полка ПВО также пробиваются к месту посадки «Восхода-2». Температура в районе посадки — минус 5 градусов. С вертолета сбросили ребятам летное обмундирование, в их распоряжении громадный парашют и рядом корабль. Они, конечно, не замерзнут, но вспоминать эту ночь будут долго.

20 марта.
Беляев и Леонов ночевали в лесу. Рано утром над ними летал вертолет, командир экипажа вертолета доложил: «Вижу двоих у корабля, один рубит дрова, другой подкладывает их в костер, оба одеты в летное обмундирование». Два члена экипажа вертолета, пытавшиеся ночью идти к космонавтам, вернулись в вертолет. Группа солдат из полка ПВО также еще далеко от места посадки «Восхода-2».
В 7:30 полковник Сибиряков высадился из вертолета Ми-4 (на зависании в 1,5 метра) в полутора километрах от космонавтов, с ним врач Туманов и техник. В 8:30 они направились на лыжах к космонавтам. В том же районе вертолеты высадили еще нескольких человек, которые начали расчистку площадки для посадки вертолета. Группа Сибирякова за три часа преодолела 1,5 километра и в 11:35 первой добралась до космонавтов. Самолет Ил-14 установил по УКВ связь с космонавтами и поддерживал ее до вечера. Беляеву и Леонову по их просьбе сбросили теплое белье и унты. К вечеру в районе приземления космического корабля было уже 22 спасателя. Вертолеты сбросили продовольствие, палатки, теплую одежду. Врач доложил: «Космонавты здоровы, травм и обморожения нет».
Еще утром экипаж «Восхода-2» можно было эвакуировать вертолетом: на зависании в 5–6 метрах от земли можно было по лестнице поднять космонавтов в вертолет и высадить их в Перми, а еще через 3–4 часа они могли бы быть у нас на полигоне. Но маршал Руденко приказал эвакуировать космонавтов только автомашинами, а когда убедился, что это невозможно, дал распоряжение вывезти их вертолетами, но только обязательно с посадкой, а не с зависания. Эти непродуманные распоряжения маршала связали инициативу Сибирякова, Кутасина, Картакова и других сотрудников службы поиска и, в конечном счете, сорвали доставку космонавтов на полигон в течение сегодняшнего дня.
Итак, в 70–80 километрах от областного центра Беляев и Леонов еще одну ночь проведут в лесу. Для них вторая ночевка в лесу не будет затруднительной, но для службы поиска ВВС — это большой провал. Трудно будет объяснить и нашему народу, и зарубежной общественности, почему мы после такого блестящего полета двое суток держали космонавтов в тайге. Я пытался доказать маршалу Руденко необходимость и безопасность подъема космонавтов в вертолет по лестнице, меня горячо поддержал Королев, но Руденко убедил Смирнова и Брежнева, что такой подъем опасен, и мы получили приказ готовить посадочную площадку для вертолета и только после этого эвакуировать космонавтов. Обидно было наблюдать всю эту перестраховку, но формально маршал был прав, и его решение одобрило самое высокое начальство.
21 марта.
Хотя я и верил, что Беляев и Леонов благополучно перенесут вторую ночевку в тайге, но спалось неспокойно — просыпался несколько раз. В 6:00 я уже говорил с Москвой, дежурный по КП ВВС подполковник Гузенко доложил: «В 3:46 взлетел первый Ил-14, второй — в 4:28. Оба самолета полетели в район посадки космонавтов для установления связи и наблюдения. Погода: высота облачности — 600 метров, видимость — 10 километров». В 4:59 была установлена связь с космонавтами, и они доложили: «Самочувствие хорошее».
В 5:04 два Ми-6 вылетели на большую посадочную площадку, там ночевали три Ми-4, один из которых вылетел к космонавтам, а другой — для облета малой площадки. Большая (в 5 километрах от «Восхода-2») и малая (в 1,7 километрах) площадки были уже подготовлены для взлета и посадки вертолетов. В 6:50 группа в составе 7 человек (Беляев, Леонов, Туманов, Сибиряков и другие) начала движение к малой площадке и в 8:06 подошла к Ми-4. Через 20 минут Ми-4 высадил космонавтов на большой площадке, там они пересели в Ми-6, который в 9:50 доставил их на аэродром Перми. На 11:00 был назначен вылет самолета Ан-10 с Беляевым и Леоновым из Перми в Тюра-Там. Вылет задержался на час с небольшим из-за переговоров Брежнева с космонавтами.
Перед выездом на аэродром для встречи космонавтов в маршальской столовой 10-й площадки собрались Королев, Келдыш, Тюлин, Руденко, Ишлинский, Пилюгин, Правецкий, Керимов, Бармин, Шабаров и я. Королев предложил тост за сотрудничество, он сказал: «Друзья, перед нами Луна, давайте же дружно работать ради великой цели освоения Луны!»

22 марта.
С 10 до 13 часов провели заседание Госкомиссии, заслушали доклад экипажа. Беляев говорил 45 минут, а Леонов — 1 час 15 минут. В полете «Восхода-2» получено очень много новой ценной информации. В 13 часов Королев, Келдыш, Тюлин, Руденко и я говорили по телефону с Брежневым. Мы доложили Леониду Ильичу общее мнение Госкомиссии о том, что полет дал много нового и по значимости его можно сравнить с полетом Гагарина. Брежнев согласился с нашим мнением и рекомендовал немедленно написать сообщение ТАСС. Академик Ишлинский и я за 30 минут написали такое сообщение, и Госкомиссия одобрила его.
В 16 часов провели митинг на 2-й площадке. Выступали ракетчики, Беляев, Леонов, я и Королев. Вечером я готовил космонавтов к их выступлениям в Москве.

23 марта.

В 17:00 в Большом Кремлевском дворце состоялся правительственный прием. Все шло, как обычно. Беляев выступил бледновато, но зато Леонов произнес хорошую речь. К концу приема все летавшие и нелетавшие космонавты собрались в одном из уголков Грановитой палаты, где расположились ракетчики, промышленники и ученые. К нам подошли Брежнев и Косыгин, и фотокорреспондент Устинов ( «Правда») сфотографировал Беляева, Леонова и меня вместе с ними. Брежнев и Косыгин поздравили всех с победой, выпили с нами по 2–3 рюмки вина. Брежнев сказал мне, что через 2–3 недели нужно будет встретиться и поговорить о космических делах. То же самое он сказал и Гагарину.

27 марта.
Утром Беляев, Леонов, Горегляд и я просматривали все киноматериалы о выходе в открытый космос, снятые внешними и внутренними киноаппаратами корабля и самими космонавтами. Кинокадры очень четкие и вместе с телевизионными съемками из них можно создать прекрасный фильм.
В 12 часов я, Беляев и Леонов были в АПН, встречались с болгарскими, немецкими и французскими журналистами. Минут 10 я беседовал с корреспондентом французского журнала «Пари матч». Этот журнал дал очень хорошую информацию о полете «Восхода-2».

Сегодня получили сообщение о программе предстоящего полета «Джемини» (США), намечаемого на 8 июня 1965 года. Продолжительность полета — четверо суток, экипаж — Джеймс Макдивитт и Эдвард Уайт. Предполагается, что Макдивитт откроет люк кабины корабля и «высунет голову в космическое пространство».

Николай Каманин
18 марта 2018 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
13 августа
четверг
2020

В этот день:

Кругосветный мореплаватель Юрий Лисянский

13 августа 1773 года родился Юрий Федорович ЛИСЯНСКИЙ, российский мореплаватель, капитан 1-го ранга.

Кругосветный мореплаватель Юрий Лисянский

13 августа 1773 года родился Юрий Федорович ЛИСЯНСКИЙ, российский мореплаватель, капитан 1-го ранга.

Он родился в Нежине в семье священника. По окончании Морского кадетского корпуса получил назначение на фрегат "Подражислав", входивший в состав эскадры адмирала Грейга. Участвовал в Гогландском и еще трех сражениях со шведами. В 1791-1799 годах служил волонтером на кораблях британского флота, сражался с французами у берегов Северной Америки. Плавал к Антильским островам и в Индию. По возвращении на родину был назначен командиром шлюпа "Нева", отправляющегося вместе со шлюпом "Надежда" в кругосветное плавание под командованием Крузенштерна. В июле 1803 года русские корабли покинули Кронштадт. В ноябре следующего года Лисянский и Крузенштерн впервые в истории русского флота пересекли экватор. В феврале 1804 года "Нева" и "Надежда" обогнули мыс Горн и вышли в Тихий океан. Здесь мореплаватели разделились. Лисянский направился к острову Пасхи. Нанес на карту и составил подробное описание его берегов, природы, климата. Собрал богатый этнографический материал о его аборигенах. У острова Нукухива (Маркизские острова) корабли соединились и вместе проследовали к Гавайскому архипелагу. Отсюда их маршруты снова разошлись: Крузенштерн взял курс на Петропавловск-Камчатский, а Лисянский - к берегам Русской Америки, к острову Кадьяк. Получив тревожное известие от правителя русских поселений в Америке А. Баранова, Лисянский направился к архипелагу Александра для оказания военной поддержки против индейцев-тлинкитов. В 1804-1805 годах Лисянский и штурман "Невы" Д. Калинин обследовали остров Кадьяк и часть островов архипелага Александра. При этом были открыты острова Крузова и Чичагова. "Нева" осенью 1805 года покинула остров Ситка и через Гавайский архипелаг прибыла в китайский порт Макао, открыв по пути остров Лисянского, риф Нева и риф Крузенштерна. В Макао корабли встретились вновь и проследовали в Кантон. Пополнив запасы провизии и воды, шлюпы двинулись в обратный путь. Вместе достигли юго-восточного побережья Африки. Из-за густого тумана потеряли друг друга из виду и возвратились в Кронштадт порознь: Лисянский - 5 августа 1806 года, Крузенштерн - четырнадцатью днями позже.

Умер Юрий Федорович Лисянский в 1837 году в Петербурге и был похоронен в Александро-Невской лавре. Его именем названы остров в Гавайском архипелаге, полуостров на побережье Охотского моря и гора на острове Сахалин.

 

Патриотическая дерзость Геннадия Невельского

13 августа 1850 года амурская экспедиция под руководством Геннадия Ивановича НЕВЕЛЬСКОГО подняла русский флаг на мысе Куегда. Был основан Николаевский пост, и Невельской по своей инициативе объявил о присоединении к России Приамурского края и Сахалина. 10 матросов и солдат во главе с топографом Петром Поповым составили первый гарнизон Николаевского поста.

Патриотическая дерзость Геннадия Невельского

13 августа 1850 года амурская экспедиция под руководством Геннадия Ивановича НЕВЕЛЬСКОГО подняла русский флаг на мысе Куегда. Был основан Николаевский пост, и Невельской по своей инициативе объявил о присоединении к России Приамурского края и Сахалина. 10 матросов и солдат во главе с топографом Петром Поповым составили первый гарнизон Николаевского поста.

Теперь это город Николаевск-на-Амуре, районный центр Хабаровского края.
Самоуправные действия Невельского вызвали недовольство и раздражение в правительственных кругах России.
Так называемый Особый Комитет счел его поступок дерзостью, достойной разжалования в матросы, о чем и было доложено императору. Однако, выслушав доклад, Николай I назвал поступок Невельского «молодецким, благородным и патриотическим» и наградил его орденом Владимира 4 степени, а на доклад Особого Комитета наложил знаменитую резолюцию: "Где раз поднят русский флаг, там он спускаться не должен".

Дважды Герой Василий Андрианов

13 августа 1920 года родился Василий Иванович Андрианов (умер 7 мая 1999), советский лётчик-штурмовик, дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации. В 1943 году он окончил Пермскую военную авиационную школу лётчиков. На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1943 года. Первое боевое крещение получил на Курской дуге. 24 июля 1943 года в группе Ил-2 принял участие в штурмовке железнодорожной станции Белгород.

Дважды Герой Василий Андрианов

13 августа 1920 года родился Василий Иванович Андрианов (умер 7 мая 1999), советский лётчик-штурмовик, дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации. В 1943 году он окончил Пермскую военную авиационную школу лётчиков. На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1943 года. Первое боевое крещение получил на Курской дуге. 24 июля 1943 года в группе Ил-2 принял участие в штурмовке железнодорожной станции Белгород.

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» командиру звена 667-го штурмового авиационного полка (292-я штурмовая авиационная дивизия, 5-я воздушная армия, 2-й Украинский фронт) младшему лейтенанту Андрианову присвоено 1 июля 1944 за 87 вылетов на штурмовку войск противника в боях за Белгород, Харьков, на полтавском и кировоградском направлениях. Второй медалью «Золотая Звезда» командир эскадрильи 141-го гвардейского штурмового авиационного полка (9-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт) капитан Андрианов награждён 27 июня 1945 года за 90 вылетов в боях под Львовом, на сандомирском плацдарме (Польша) и на других рубежах.

Войну закончил в Берлине. Всего за время войны совершил 177 боевых вылетов. Лично уничтожил 50 танков, 200 автомашин, 25 зенитно-артиллерийских батарей, 13 складов, и много другой техники противника, в 37 воздушных боях сбил 6 вражеских самолётов.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии