RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Памяти полковника В.А. Кукленко
9 октября 2014 г.

Памяти полковника В.А. Кукленко

Ветеранский корпус военных журналистов понёс тяжёлую утрату – ушёл из жизни полковник в отставке Кукленко Виктор Александрович
Витязи моря
26 июля 2015 г.

Витязи моря

26 июля 2015 года — День Военно-Морского Флота России
Какова песня - такова душа
26 февраля 2014 г.

Какова песня - такова душа

Спортивные итоги Олимпиады-2014 восхищают, технологические достижения организации Игр не имеют аналогов, но...
Физики нашли Создателя
9 ноября 2013 г.

Физики нашли Создателя

"Методология общения с Богом" – такой документ направил руководству страны Центр инструментальных наблюдений за окружающей средой, руководимый кандидатом геолого-минералогических наук Игорем ЯНИЦКИМ.
Ракетный приоритет
27 ноября 2013 г.

Ракетный приоритет

Президент России продолжает стимулировать развитие главного российского средства защиты - «баллистической дубины».
Главная » Герои нашего времени » Дефицит патриотизма

Дефицит патриотизма

21 мая в Совете Федерации состоялся круглый стол на тему «Опыт субъектов Российской Федерации по военно-патриотическому воспитанию молодежи».

В нем принял участие большой друг РГК, главный редактор Русской народной линии, председатель Русского Собрания Анатолий Степанов.
Дефицит патриотизма

Меня пригласили принять участие в круглом столе по военно-патриотическому воспитанию молодежи. Поскольку тема очень важная и прямо связана с вопросом о необходимости идеологии, о чем постоянно пишет Русская народная линия, о чем говорит Русское Собрание, я с удовольствием согласился принять участие в круглом столе. Правда, выяснилось, что каждому участнику круглого стола отводится для выступления всего лишь 5 минут, но надо использовать любую возможность донести до людей, влияющих на современную политику государства, наши тревоги и наши идеи.
Давно я не встречался с таким скоплением чиновного люда, не слушал чиновничьи отчеты и выступления. И понял, что современные чиновники не многим отличаются от чиновников советского времени. Стилистика практически та же. Впрочем, это неудивительно. Но это – лирика.
Сам факт проведения круглого стола по теме военно-патриотического воспитания, обращение к проблемам воспитания и интерес к теме патриотизма в Совете Федерации можно только приветствовать. Особенно учитывая тот факт, что круглый стол организовали сразу три Комитета сената. Это свидетельствует о том, что среди той части чиновничества, которая чутко реагирует на изменения политического климата в стране, есть попытка разобраться, понять новое направление развития государства, которое на наших глазах становится главным, становится, как принято говорить, «политическим трендом».
Вел заседание председатель Комитета по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Дмитрий Азаров. В его выступлении, его комментариях по ходу круглого стола чувствовалась живая заинтересованность в изучении этой проблемы, у меня создалось впечатление, что Дмитрий Игоревич проводит этот круглый стол не для галочки, а действительно стремится помочь делу воспитания патриотизма среди молодежи.
С основными докладами на конференции выступили директор Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки Александр Страдзе и заместитель директора Росвоенцентра Геннадий Марченко.
Доклад представителя Министерства образования явил собой типичный образчик чиновничьего выступления. Он бодро рассказывал о том, каких успехов достигло Министерство образования в воспитании патриотизма в молодежной среде. Красиво рассказывал, можно заслушаться и забыть, что Министерство образования не то, чтобы ничего не делало в последние два десятилетия для воспитания патриотизма, оно его, по сути, искореняло. И вот это вопиющее противоречие между чиновничьей отчетностью и реальностью жизни, конечно, наводит на грустные размышления. Видимо, такие доклады делают и Президенту, уверяя его, что патриотизм воспитывается просто неимоверными темпами.
Более состоятельным был доклад представителя Росвоенцентра Геннадия Марченко, который хотя бы лучше, чем Александр Страдзе, представляет себе, что такое патриотизм, и каковы реальные проблемы, которые существуют в его воспитании.
В дальнейшем в обсуждении приняли участие разные члены Совета Федерации, представители государственных органов власти, общественных структур, регионов. Большинство этих выступлений были похожи одно на другое. Основную мысль этих выступлений можно свести к незамысловатой формуле: как замечательно прошла акция «Бессмертный полк», как здорово у нас обстоит дело с патриотизмом, но мы не должны расслабляться, должны наращивать усилия и т.д. и т.п. Большинство этих людей, которые собрались для обсуждения проблемы патриотизма, обращались к советскому опыту, говорили о том, как здорово было поставлено патриотическое воспитание в советское время, когда проводились «Зарницы», когда стояли почетные караулы у Вечного огня, когда была пионерия и комсомол, рапортовали партии о новых успехах. Образцом такого было слово заместителя министра образования Нижегородской губернии. Хотелось задать ей и другим выступавшим одни простой вопрос (вопросы в жесткой повестке дня не предполагались): почему же тогда Советский Союз развалился? А в связи с этим возникает тревога — не получится ли так, что слепое копирование советского опыта приведет к распаду и Российскую Федерацию. К сожалению, этим вопросом никто из выступавших не задавался.
Понравилось мне выступление члена Совета Федерации от Севастополя Андрея Соболева, который рассказал о том, как воспитывался русский патриотизм в городе русской славы Севастополе. Однако возникла мысль, что в Севастополе патриотизм воспитывался именно потому, что город был в составе Украины, что это был ответ на давление киевских украинизаторов, борьба за свои исконные права. А в России такой задачи не стояло. В итоге усилиями прежде всего Министерства образования, которое насаждало в школах, во внешкольной работе идеи толерантности, пропагандировало «общечеловеческие ценности» гражданского общества, всячески изгоняло идеи патриотизма, мы пришли к плачевному состоянию. Фактически в России два десятилетия воспитанием патриотизма занимались только энтузиасты.
Из других обратило на себя внимание выступление председателя организации «Офицеры России» Антона Цветкова, который высказал очень здравую мысль о том, что в Москве и в других крупных городах существует масса патриотических проектов, патриотических инициатив, которые государство не замечает, не поддерживает, которые существуют благодаря энтузиастам. В связи с этим я внес предложение на заседании Комитета провести своего рода инвентаризацию реально существующих патриотических проектов и государству поддержать наиболее интересные, живые из этих проектов. Ведь невооруженным глазом видно, что сегодня воспитание патриотизма превращается в казенщину, в привычное для чиновничества «осваивание бюджетных средств». И это самое страшное, что может быть. Верховная власть, понимая необходимость воспитания патриотизма, выделяет на это определенные финансовые ресурсы, а на местах эти финансовые ресурсы либо разворовываются, либо распределяются между своими, но не доходят до тех реальных делателей на ниве воспитания патриотизма, которые действительно занимаются конкретным делом.
С интересной репликой в ходе дискуссии выступил профессор Российской академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ Владимир Лутовинов. Он, как раз, говорил о реальных проблемах патриотизма, о том, что у нас даже не определено само понятие «патриотизм», и многие не понимают, что это такое или вкладывают в это понятие свой смысл.
Интересным также было выступление профессора Южного Федерального Университета из Ростова-на-Дону Татьяны Беспаловой, которая тоже обратила внимание на то, что прежде чем говорить о конкретных формах патриотизма, о составлении программ, о выделении бюджетных средств, нам надо разобраться с основными понятиями. Надо четко определить что такое «патриотизм», поскольку сегодня разные политические силы дают свою трактовку понятию. Надо также увидеть опасности на этом пути и не превращать это все в примитивную реинкарнацию советского опыта.
Несмотря на то, что мое выступление было в самом хвосте очереди выступавших, все-таки и мне дали слово. Я сказал о проекте Русской народной линии «Герои России» и отметил, что при подготовке этого проекта мы столкнулись с рядом методологических проблем, которые нам пришлось самим решать в условиях отсутствия идеологии. Вот тут и есть главная проблема — в отсутствии идеологии, что не позволяет полноценно заниматься патриотическим воспитанием. Без создания государственной идеологии нам патриотизм не воспитать.
Я говорил также о том, что сегодня нам необходимо внедрять в общество культ героизма и в этом смысле очень важно произвести полнейшую ревизию той деятельности, которую проводит Министерство образования. В частности в своем выступлении представитель Министерства образования рассказал о том, какую замечательную «Стратегию воспитания» они разработали и предложили правительству. Но для непредвзятого человека понятно, что эта «Стратегия воспитания», которая основана на старых подходах, на тех подходах, которые не направлены на воспитание патриотизма, а направлены на отстаивание «прав ребенка» и прочей мишуры «общечеловеческих ценностей», наглядно демонстрирует свою враждебную сущность для развития нашего государства.
Не знаю, как было воспринято мое выступление, тем более, что целый ряд участников уже к концу заседания разошлись, но от некоторых участников круглого стола я услышал позитивные отклики и понимание той проблематики, о которой я говорил.
Дай Бог, чтобы этот круглый стол, посвященный вопросам патриотизма, эта малая капля сыграла свою роль в подтачивании того камня, той цементной глыбы, которой сковали либералы российское общество за время своего бесчинства во власти. Чтобы идеи патриотизма, которые всегда жили и ныне живут в сердцах русских людей, позволили сплотить общество перед лицом тех угроз, с которыми сталкивается сегодня наша страна.

Анатолий Степанов, гланый редактор Русской народной линии
23 мая 2015 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
18 июля
среда
2018

В этот день:

Народное ополчение 1812 года

18 июля 1812 года император Александр Первый издал манифест о создании народного ополчения для борьбы против Наполеона. Манифест закреплял уже сложившуюся практику инициативного формирования партизанских отрядов в помощь регулярным полкам для борьбы с наполеоновскими оккупантами.

Народное ополчение 1812 года

18 июля 1812 года император Александр Первый издал манифест о создании народного ополчения для борьбы против Наполеона. Манифест закреплял уже сложившуюся практику инициативного формирования партизанских отрядов в помощь регулярным полкам для борьбы с наполеоновскими оккупантами.

 В 16 центральных губерниях России и 4 губерниях Малороссии во исполнение манифеста были сформированы дружины народного ополчения. Их основной контингент сотавляли крепостные крестьяне, которых принимали только с ведома помещика. Всего было собрано около 400 000 ополченцев, которые сыграли значительную роль в разгроме наполеоновских войск.

Реактивный таран летчика Куляпина

18 июля 1981 года заместитель командира авиационной эскадрильи по политической части капитан В. А. Куляпин над территорией Закавказского военного округа таранным ударом Су-15 сбил самолет-нарушитель Государственной границы CL-44, который вошёл в штопор и упал в двух километрах от границы.

Реактивный таран летчика Куляпина

18 июля 1981 года заместитель командира авиационной эскадрильи по политической части капитан В. А. Куляпин над территорией Закавказского военного округа таранным ударом Су-15 сбил самолет-нарушитель Государственной границы CL-44, который вошёл в штопор и упал в двух километрах от границы.

 Экипаж погиб. Таран завершился благополучно для советского летчика. За этот подвиг он был награжден орденом Красного Знамени.

Это был второй случай реактивного тарана в мировой практике. Впервые это сделал 28 ноября 1973 года капитан Геннадий Николаевич ЕЛИСЕЕВ.

 

28 ноября 1973 года системы ПВО Закавказского военного округа зафиксировали нарушение Государственной границы. На перехват цели отправился МиГ-21, за штурвалом которого был 35-летний капитан Геннадий Николаевич Елисеев. Нарушителем оказался американский Фантом RF-4C с иранскими опознавательными знаками. Экипаж самолёта, как впоследствии выяснилось, составляли американский полковник Джон Сондерс и иранский офицер Мохаммад Шокуния. Выйдя на дистанцию прицельной стрельбы, Елисеев выпустил по нарушителю две ракеты Р-3С, но Фантом применил тепловые ловушки, и ракеты, захватив их, пролетели в 30 метрах от самолёта и самоликвидировались. Тогда Елисеев решился на таран. Оба самолета взорвались. Катапультироваться Елисееву не удалось, а оба вражеских пилота оказались более удачливыми. Они катапультировались и были задержаны пограничниками. Генндию Николаевичу Елисееву было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Валентин Куляпин, конечно, знал об этом случае. «Я учился на третьем курсе Высшего военного лётного училища, когда услышал о таране капитана Елисеева, - рассказывал впоследствии Валентин Александрович. - Мы все, 19-летние, в те дни спрашивали друг у друга: "А ты бы смог ?" Я тогда промолчал - что толку, находясь в безопасности, толковать о подвиге ? Но про себя решил: Елисеев оставил нам, молодым, завет научиться искусству тарана на реактивном самолёте. Так когда-то Нестеров своей героической гибелью передал русским авиаторам завет сделать открытый им рискованный приём оружием в войне с врагом, и более 600 советских лётчиков - наследников Нестерова - насчитывает сегодня история авиации».

Нужно сказать, что у реактивного сверхзвукового самолёта нет разящего винта и мощных плоскостей - крыльев. Таран казался на нём технически невозможным, тем более после гибели лётчика Елисеева. И всё же через 8 лет капитан Валентин Куляпин на сверхзвуковом реактивном самолёте совершил второй такой таран, уничтожив самолёт, вторгшийся в воздушное пространство СССР.

18 Июля 1981 года Государственную границу СССР на территории Армении нарушил транспортный самолёт Канадэр CL-44 аргентинской авиакомпании со швейцарским экипажем, перевозивший контрабандой партию оружия в Иран. На перехват были подняты 2 пары истребителей Су-15ТМ. Не обнаружив цели и израсходовав всё горючее, они вернулись на аэродром. Тогда на цель был наведён Валентин Куляпин. Ему была поставлена задача посадить нарушитель на нашей территории. Обнаружив самолёт - нарушитель на высоте 11000 метров, он сблизился с ним и пошёл параллельным курсом. Куляпин стал подавать нарушителю знаки следовать за собой. Тот не реагировал и продолжал лететь в направлении границы. Тогда с КП поступила команда - "Нарушителя сбить !".
Су-15ТМ Куляпина был вооружён ракетами дальнего радиуса действия Р-98М. Для их пуска дистанция была недостаточной, а сделать новый заход для атаки уже не хватало времени - нарушитель приближался к границе. Тогда Куляпин решил таранить. Он сблизился с самолётом - нарушителем и со второй попытки нанёс удар фюзеляжем по правому стабилизатору транспортника. После этого Куляпин катапультировался, а CL-44 вошёл в штопор и упал в двух километрах от границы. Экипаж погиб.

За этот подвиг Валентин Александрович был представлен командованием полка к званию Героя Советского Союза, но... получил орден Красного Знамени.

Больше никто во всем мире не решился повторить подвиг капитана Елисеева.

Маршал артиллерии Казаков

18 июля 1898 года родился Василий Иванович Казаков (ум. 1968), советский военачальник, Герой Советского Союза, маршал артиллерии.

Маршал артиллерии Казаков

18 июля 1898 года родился Василий Иванович Казаков (ум. 1968), советский военачальник, Герой Советского Союза, маршал артиллерии.

 

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии