RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Афганская мозоль
14 ноября 2013 г.

Афганская мозоль

ЗУБР (Засечка угроз безопасности России) — обстановка на 14 ноября 2013 года
Вспоминая генерала Кривошеева...
15 февраля 2017 г.

Вспоминая генерала Кривошеева...

15 февраля - 28-я годовщина вывода советских войск из Афганистана
Европу уничтожат первой
26 августа 2014 г.

Европу уничтожат первой

Размещая на своих территориях базы США, американские холуи, похоже, не понимают, что в грядущей войне Россия именно по этим местам будет вынуждена нанести испепеляющие удары
Герои России
20 марта 2019 г.

Герои России

20 марта 1992 года в нашей стране было учреждено звание Героя Российской Федерации
Ратай и ратник
28 мая 2013 г.

Ратай и ратник

28 мая 2013 года на 92 году жизни умер Маршал Советского Союза Виктор Георгиевич КУЛИКОВ
Главная » Герои нашего времени » Герои границы

Герои границы

28 мая — День пограничника, праздник тех, кто даже в мирный период каждодневно идет на подвиг, охраняя границы Отечества

С 1934 года по настоящее время 158 пограничников удостоены звания Героя Советского Союза и 35 — Героя России.
Герои границы

Пограничная стража появилась в России в период становления и укрепления Московского княжества в XIV-XV веках. С 1512 года охрана границ русского государства именовались "пограничной службой", в 1571 году был учрежден "Боярский приговор о станичной и сторожевой службе" - первый устав пограничной стражи.

После Великой Октябрьской социалистической революции декретом Совнаркома РСФСР от 28 мая 1918 года была создана пограничная охрана (с 1958 года эта дата отмечалась в СССР как День пограничника), 1 февраля 1919 года переименованная в пограничные войска. До 1920 года они находились в ведении Наркомата по военным делам. В 1920 году советское правительство возложило эту задачу на Всероссийскую чрезвычайную комиссию (ВЧК, впоследствии ГПУ и ОГПУ) и ее Особый отдел. Формирование структуры войск и их руководства завершилось к 1924-1926 гг. С августа 1937 года охрана Государственной границы СССР была поручена Пограничным войскам НКВД (с февраля 1946 г. МВД, с октября 1949 г. МГБ, с марта 1953 г. МВД, с 28 марта 1957 г. КГБ при Совете Министров, с июля 1978 г. КГБ) СССР.
В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. военнослужащие пограничных войск участвовали в боях в составе действующей армии, ВМФ и ВВС. Более 17 тыс. пограничников были награждены орденами и медалями, 158 человек удостоены звания Героя Советского Союза.
3 декабря 1991 г. указом президента СССР пограничные войска были выведены из состава КГБ и подчинены созданному Комитету по охране государственной границы СССР. 12 июня 1992 г. указом президента России на основе пограничных войск СССР образованы пограничные войска Российской Федерации.
В 1993 г. указом президента была создана Федеральная пограничная служба (ФПС) России - главное командование пограничными войсками. Указом президента России Владимира Путина от 11 марта 2003 г. ФПС была упразднена с 1 июля 2003 г., ее функции переданы Федеральной службе безопасности (ФСБ), в рамках которой создана Пограничная служба.
В настоящее время сотрудники восьми региональных управлений и Береговой охраны ПС ФСБ России контролируют почти 61 тыс. км государственной границы России. На вооружении ПС ФСБ РФ находятся около 100 кораблей (сторожевые корабли проектов 1135 "Буревестник", 22460 "Рубин" и 22120 "Пурга", патрульные катера "Командор", "Ураган" и др.), порядка 80 самолетов и вертолетов (Ил-76, Ан-26, Ан-72, Ми-8 и др.).
Согласно межгосударственному договору от 30 сентября 1992 г. российские пограничники, дислоцированные на территории Армении, охраняют границу этого государства с Турцией и Ираном. Кроме того, пункт базирования сторожевых кораблей береговой охраны ПС ФСБ России действует в г. Очамчира (Абзахия).
Подготовку кадров для ПС ФСБ России ведут Пограничная академия ФСБ России в Москве, Московский, Голицынский, Калининградский, Курганский и Хабаровский пограничные институты ФСБ России, а также институт береговой охраны ФСБ России в Анапе (Краснодарский край) и Первый пограничный кадетский корпус ФСБ России (Санкт-Петербург).

Боевые традиции Погранвойск России сконцентрированы в подвигах пограничников-Героев России. Вот только некоторые из них.

Таджикистан и в советское время был одной из самых беднейших советских республик. После событий гражданской войны 1992 - 1993 годов и серии межнациональных и сепаратистских конфликтов страна вообще находилась на краю пропасти. Фактически имел место паралич власти, чем незамедлительно воспользовались пришедшие к власти в соседнем Афганистане бывшие моджахеды, наркоторговцы и террористы всех мастей. Через границу хлынул поток оружия и наркотиков. Пограничники Московского погранотряда обороняли таджикско-афганскую границу на одном из самых напряженных участков. Боевые столкновения происходили практически ежедневно. Неся большие потери от действий российских пограничников, бандиты решили рассчитаться разом за всё.
Рано утром 13 июля 1993 года часовые 12-й погранзаставы обнаружили скрытно приближающихся к заставе боевиков и вступили с ними в бой. После первых выстрелов с окрестных гор по заставе был открыт мощный огонь (установлено, что заставу обстреливали 2 установки реактивных снарядов, 2 миномета, 12 крупнокалиберных пулеметов ДШК, свыше 30 гранатометов). Под шквалом огня свыше 250 душманов бросились в атаку. 42 пограничника и 3 военнослужащих 201-й мотострелковой дивизии приняли беспримерный бой. Без поддержки артиллерии и авиации, лишившись связи, потеряв запасы вооружения (одной из первых ракет было взорвано помещение казармы с оружейной комнатой, где хранились боеприпасы) пограничники дрались насмерть.
Пулеметчик Сергей Борин отразил несколько атак, сметая душманов пулеметным огнём в упор с расстояния несколько десятков метров. Трижды он был ранен разрывами мин и гранат, буквально истекал кровью, но не мог даже отвлечься для перевязки ран. Выжившие участники боя потом рассказали, что его близким разрывом мины подбросило в воздух и перевернуло, но он в ту же секунду продолжил вести огонь. Только обойдя его позицию с тыла, душманы расстреляли рядового Борина из автоматов в спину. Двадцать пять героев погибли в том бою, 17 пограничников с боем прорвались через боевые порядки противника. Сдавшихся в плен не было. Душманы понесли значительные потери (только на заставе было найдено 35 брошенных трупов наемников, не менее 30 убитых соплеменников-афганцев унесли с собой) и вынуждены были отойти на афганскую территорию, не добившись прорыва границы.
За мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга Указом Президента Российской Федерации проявленные № 1050 от 19 июля 1993 года рядовому Борину Сергею Николаевичу присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).

27 сентября 1996 года одна из российских пограничных застав Калай-Хумского погранотряда подверглась сильному обстрелу как с афганской, так и с таджикской территории. На помощь осаждённой заставе вылетел экипаж Липового, в который, кроме него, входили подполковник Юрий Ставицкий, капитан Игорь Будай и капитан Валерий Стовба. Когда вертолёт стал обстреливать боевиков, те ответили огнём из крупнокалиберных пулемётов, нанеся ему сильные повреждения. В воздухе погибли Будай и Стовба, однако оставшимся членам экипажа удалось обнаружить ведущую обстрел заставы батарею и при помощи звена вертолётов уничтожить её. Затем Липовой и Ставицкий с трудом довели вертолёт до аэродрома.
Указом Президента Российской Федерации от 14 декабря 1996 года за «проявленный героизм при выполнении воинского долга» полковник Сергей Липовой (ныне генерал-майор), подполковник Юрий Ставицкмй, капитан Игорь Будай были удостоены высокого звания Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда».
Всего за последние годы 35 пограничникам присвоено звание Героя России.

 

.
28 мая 2019 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
19 октября
суббота
2019

В этот день:

Последнее плавание фрегата «Паллада»

19 октября 1852 года из Кронштадта отправился в плавание фрегат «Паллада» под командованием капитана И. С. Унковского с миссией вице-адмирала Е. В. Путятина в Японию.

Последнее плавание фрегата «Паллада»

19 октября 1852 года из Кронштадта отправился в плавание фрегат «Паллада» под командованием капитана И. С. Унковского с миссией вице-адмирала Е. В. Путятина в Японию.

 Секретарем адмирала согласился стать писатель Иван Александрович Гончаров, который вел общий журнал, занимался словесностью с гардемаринами по просьбе адмирала. А впоследствии написал путевые заметки.

Фрегат «Паллада» был заложен в Санкт-Петербурге 2 ноября 1831 года, спущен на воду 1 сентября 1832 года. Длина фрегата — 52,8 м, ширина — 13,6 м, вооружение — 52 орудия. Первым командиром фрегата был капитан-лейтенант П. С. Нахимов.

В 1852—1855 годах под командованием капитана И. С. Унковского совершил с дипломатической миссией вице-адмирала Е. В. Путятина плавание из Кронштадта через Атлантический, Индийский, Тихий океаны к берегам Японии. После окончания переговоров в Нагасаки фрегат направился к российским берегам, где, из опасений захвата англичанами в связи с началом Крымской войны, был затоплен в бухте Постовая Императорской (ныне Советской) гавани, где и находится на дне по сегодняшний день.

 

Авиаконструктор Михаил Симонов

19 октября 1929 года родился Михаил Петрович Симонов, генеральный конструктор ОКБ им. Сухого, лауреат Ленинской премии(1976), Герой России.

Авиаконструктор Михаил Симонов

19 октября 1929 года родился Михаил Петрович Симонов, генеральный конструктор ОКБ им. Сухого, лауреат Ленинской премии(1976), Герой России.

Он принимал участие в создании бомбардировщика Су-24, штурмовика Су-25, руководил постройкой спортивных самолётов марки «Су», но более всего известен как один из главных конструкторов истребителя Су-27 и некоторых его модификаций.

Интересный факт из биографии. В 1992 году на международном авиакосмическом салоне Фарнборо близ Лондона состоялась, пресс-конференция российской официальной делегации с участием двух генеральных конструкторов — Белякова («МиГ») и Симонова («ОКБ Сухого»). Ближе к концу конференции поднялся американский журналист и сообщил, что в России из-за либеризации розничных цен царит страшная инфляция, в магазинах ничего нет, «а у вас целых два блестящих истребительных конструкторских бюро — „МиГ“ и „Сухой“, вот если вы объедините их, то столько денег для вашего народа сэкономите…». В ответ на это Симонов заявил следующее: «Приятно и весьма интересно, что американская пресса интересуется жизненно важными для нас вопросами. Однако вынужден сделать одно небольшое замечание. Американцы считают, что мы сделали в свое время Су-24, конкурируя с „Дженерал Дайнэмикс“ и их бомбардировщиком F-111. Они также убеждены в том, что штурмовик Су-25 мы построили в противовес вашему A-10. А в случае с Су-27 тут и вообще деваться некуда — конкурировали с вашим F-15 „Игл“… Все это — чепуха! Названные самолеты созданы в „ОКБ Сухого“ с одной единственной целью — победить в конкуренции… генерального конструктора Белякова!…»

Маршал Бирюзов

19 октября 1964 года погиб в авиационной катастрофе Сергей Бирюзов (р. 1904), Маршал Советского Союза, командующий ракетными войсками СССР (1955—1963 гг.), Герой Советского Союза (1958), начальник Генштаба Вооружённых сил СССР (1963—1964).

Маршал Бирюзов

19 октября 1964 года погиб в авиационной катастрофе Сергей Бирюзов (р. 1904), Маршал Советского Союза, командующий ракетными войсками СССР (1955—1963 гг.), Герой Советского Союза (1958), начальник Генштаба Вооружённых сил СССР (1963—1964).

В РККА вступил добровольно 15 сентября 1922 г.: командир взвода (сентябрь 1926 г. — декабрь 1929 г.), командир роты (по июнь 1930 г.), начальник штаба учебного батальона (по апрель 1932 г.), командир батальона (по июнь 1934 г.), начальник штаба стрелковой дивизии (октябрь 1937 г. — апрель 1938 г.), начальник отдела в штабе Харьковского военного округа (по август 1939 г.). С августа 1939 комбриг Бирюзов — командир 132-й стрелковой дивизии.

Во время Великой Отечественной войны командир стрелковой дивизии (с августа 1939 г. по апрель 1942 г.), начальник штаба армии на Брянском фронте (по ноябрь 1942 г.). В течение первого года войны получил 5 ранений, в том числе два тяжёлых. С ноября 1942 г. по апрель 1943 г. — начальник штаба 2-й гвардейской армии Сталинградского (впоследствии Южного) фронта, с апреля 1943 г. — начальник штаба Южного (впоследствии 4-го Украинского) фронта, которым командовал Ф. И. Толбухин. Основные сражения Бирюзова: Донбасская операция, освобождение Крыма, Ясско-Кишинёвская операция, взятие Белграда. С октября 1944 г. — командующий 37-й армией (по май 1946 г.) и главный военный советник Болгарской армии, почётный гражданин Софии.

После мая 1946 г. генерал-полковник С. С. Бирюзов занимал посты: заместитель Главнокомандующего Сухопутными войсками по боевой подготовке (кратковременно, лишь по июнь 1946 г.), заместитель Главнокомандующего Южной группой войск и командующий 10-й механизированной армией (по июнь 1947 г.), командующий войсками Приморского военного округа (по май 1953 г.). Главнокомандующий Центральной группой войск (Австрия и Венгрия, 1953—1954), первый заместитель Главнокомандующего войсками ПВО (1954—1955). Затем маршал Бирюзов возглавил ПВО как Главком, одновременно являясь замминистра обороны СССР (1955—1962). В апреле 1962 переведён на пост главкома РВСН — ракетных войск стратегического назначения. В марте 1963 Бирюзов получил назначение на должность начальника Генерального штаба Вооружённых сил СССР и был повышен до первого заместителя министра обороны СССР.

19 октября 1964 года начальник Генштаба маршал Бирюзов погиб в авиационной катастрофе вблизи Белграда, на горе Авала. Иосип Броз Тито присвоил Бирюзову (участвовавшему в освобождении Югославии, а потом там погибшему) звание Народного героя Югославии посмертно. Его прах помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

 

Космонавт Рукавишников

19 октября 2002 года скончался Николай Николаевич Рукавишников, летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза.

Космонавт Рукавишников

19 октября 2002 года скончался Николай Николаевич Рукавишников, летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза.

 Инженер-физик по образованию, Николай Рукавишников стал первым гражданским командиром космического корабля.
Также впервые в истории космонавтики он вручную совершил посадку в аварийном режиме — в апреле 1979 при полёте на корабле Союз-33.

Родился в семье железнодорожников. Учился в средней школе № 8 в Томске. В 1951 году поступил в Московский инженерно-физический институт (МИФИ). В 1957 закончил факультет электронных вычислительных устройств и средств автоматики МИФИ и получил квалификацию инженера-физика по специальности «Диэлектрики и полупроводники». После окончания института работал в научно-исследовательском институте, в ОКБ-1 (КБ С. П. Королёва). В 1967 зачислен в отряд советских космонавтов (1967 Группа гражданских специалистов № 2 (дополнительный набор). Прошёл полный курс подготовки к полётам на кораблях типа «Союз» и орбитальных станциях типа «Салют». В 1965—1969 годах Рукавишников входил в группу советских космонавтов, готовившихся по советским программам облёта Луны Л1/«Зонд» и посадке на неё Л3. Полёт пилотируемого корабля «Зонд-7» по лунно-облётной программе был предварительно назначен на 8 декабря 1968 года. По предварительным назначениям, Рукавишников входил в состав главного экипажа. Но полёт был отменён, несмотря на то, что экипажи написали заявление в Политбюро ЦК КПСС с просьбой разрешить немедленно лететь к Луне для обеспечения приоритета СССР (американцы планировали аналогичный пилотируемый полёт на 21—27 декабря 1968 года). Дело в том, что предыдущие беспилотные полёты кораблей «Зонд» (Л1) были полностью или частично неудачными из-за неотработанности корабля и ракеты-носителя «Протон».

23 — 25 апреля 1971 года совершил свой первый космический полёт в качестве инженера-испытателя космического корабля Союз-10. (Н. Н. Рукавишников стал первым космическим инженером-испытателем). Программа полёта предусматривала трёхнедельную работу на борту орбитальной космической станции Салют-1. Однако из-за технических неисправностей работа на станции была отменена и полёт был прерван. После завершения полёта впервые была осуществлена ночная посадка космического корабля. Полёт продолжался 1 сутки 23 часа 45 минут 54 секунды.

2 — 8 декабря 1974 года совершил второй космический полёт в качестве бортинженера космического корабля Союз-16. В полёте были проведены испытания стыковочного узла, созданного по программе ЭПАС. Полёт продолжался 5 суток 22 часа 23 минуты 35 секунд.

10 — 12 апреля 1979 совершил свой третий космический полёт в качестве командира космического корабля Союз-33. Полёт проходил в рамках советско-болгарского проекта и предусматривал работу на борту орбитальной станции Салют-6. Из-за аварии двигателя корабля стыковка не состоялась и корабль совершил преждевременную посадку. Полёт продолжался 1 сутки 23 часа 1 минуту 6 секунд.

После ухода из отряда космонавтов работал заместителем начальника отделения НПО «Энергия». Председатель Федерации космонавтики СССР (1981—1991). Президент Федерации космонавтики России (1991—1999), a c 1999 года — её почётный президент.

Умер 19 октября 2002 от инфаркта. Похоронен в Москве на Останкинском кладбище.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии