RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Началась охота на карателей
16 сентября 2014 г.

Началась охота на карателей

Таинственный снайпер отстреливает бандеровцев в Славянске
Непокоренный русский офицер!
3 октября 2020 г.

Непокоренный русский офицер!

В ночь на 4 октября 1993 года при защите Советской власти погиб от рук ельцинистов старший лейтенант Игорь Викторович Остапенко
Кровь Беслана стучится в наши сердца
1 сентября 2019 г.

Кровь Беслана стучится в наши сердца

1 сентября 2004 года — страшная дата в истории современной России
«Хопёр против никеля!»
4 декабря 2013 г.

«Хопёр против никеля!»

В Воронежской области началась «партизанская война»
День рождения Александра Лукашенко
30 августа 2020 г.

День рождения Александра Лукашенко

30 августа 1954 года родился первый и единственный президент Республики Беларусь
Главная » Герои нашего времени » Прощай, Эшпай!

Прощай, Эшпай!

На минувшей неделе ушел из жизни замечательный композитор, создатель девяти симфоний, двух концертов для фортепиано с оркестром, четырех — для скрипки, музыки для 55 кинофильмов и множества популярных песен

.
Прощай, Эшпай!

Андрей Яковлевич Эшпай, автор одной из самых пронзительных песен о войне — «Сережка с Малой Бронной». Вообще-то она называлась «Москвичи», но так ее, по одной песенной строчке, запомнили в народе.
А мне вспоминается май 2014 года, когда по заданию «Труда» я пришел поздравить с Днем Победы любимого народом композитора и бывшего бойца взвода разведки 3-й ударной армии, штурмовавшей весной 45-го Рейхстаг. Эшпай рассказывал, как с первых дней войны рвался на фронт, а в военкомате ему давали от ворот поворот, потому что парню едва исполнилось 16 лет. И тогда он в отчаянии написал вождю: «Дорогой тов. Сталин, прошу зачислить меня в ряды Красной армии...» Но из Кремля ничего не ответили.
«Товарищ Сталин, видимо, был сильно занят, а потому мне пришлось ждать повестки целых полтора года, — улыбался Андрей Яковлевич. — Наверное, где-то в архивах пылятся десятки тысяч таких же телеграмм и писем от мальчишек той поры...»
Зашла у нас беседа и о песнях, написанных давным-давно, но до сих пор переходящих из поколения в поколение, живущих в народной памяти, в застольях, где что попало не споют. «Мы с тобой два берега» на слова другого фронтовика, Григория Поженяна, «А снег идет»... И, конечно же, о «Сережке с Малой Бронной», слова к которой написал еще один поэт-фронтовик — Евгений Винокуров. Я спросил Андрея Яковлевича, правда ли, что в создании «Сережки» огромную роль сыграл певец и актер Марк Бернес. Вместо ответа Андрей Яковлевич сел к роялю. И вдруг зазвучала мелодия песни «Темная ночь» Никиты Богословского из фильма «Два бойца».
«Все мои знакомые много раз смотрели тот замечательный фильм, — говорил Андрей Яковлевич, тихо перебирая клавиши. — Люди тогда ходили на Бернеса и Андреева. И во многом их мужественное обаяние подчеркивалось прекрасной музыкой в том кино. Я знал, что режиссеру Лукову очень нужна была именно такая пронзительная песня, и Богословскому мелодия великолепно удалась. Мы с Бернесом были близко знакомы — он был немного старше, но меня очень уважал как фронтовика. Я тогда жил в полуподвальной комнате, куда приятели запросто могли забраться через окно. Однажды слышу, как Марк еще с улицы кричит: «Марийцы здесь?» Бернес знал, что мы с отцом родом из Марий Эл. «Здесь, — говорю, — давай заходи». А он мне с порога: «Для тебя есть работа. Женя Винокуров написал чудные стихи. Нужна музыка!»
Андрей Яковлевич перешел к исполнению мелодии своей песни. А когда прозвучал последний аккорд, композитор признался, что эту музыку сочинил на одном дыхании. Стихи Винокурова без промаха попадали в сердце фронтовика. Это не фраза. Два боевых товарища Эшпая погибли в Берлине за два дня до окончания войны. Он был рядом, но остался жив. Эта песня для композитора была данью памяти ушедшим друзьям. Впрочем, не только она. Эшпай в том памятном разговоре стал вспоминать, как писал музыку к фильму «Жажда» — трагической кинокартине о войне, об обороне Одессы. В той ленте погибают почти все герои, и в душе зрителя потом долго звучит щемящая мелодия, вместившая и печаль, и надежды, и боль...
«Музыка для меня остается самой большой загадкой, — признавался Андрей Яковлевич. — В каждой мелодии присутствуют одни и те же семь нот. Но иногда получается их так расставить, что звуки ложатся на душу и остаются там надолго. А почему так получается, никто толком объяснить не может. Говорят, вдохновение. А откуда оно-то берется?»
У Андрея Яковлевича Эшпая как раз с вдохновением отношения сложились самые доверительные. Он ушел от нас, но песни остались. Они легли на душу и стали частью нашей жизни, напоминая о том, о чем не следует забывать никогда.

Анатолий Журин
15 ноября 2015 г.

Комментарии:

МАЗ 16.11.2015 в 19:05 # Ответить
В труде не мог высказать своего одобрения этому материалу. Здесь, слава Богу, могу. Хорошо сделано. душевно. МАЗ.

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
27 октября
вторник
2020

В этот день:

Авиаконструктор Генрих Новожилов

27 октября 1925 года родился Генрих Васильевич НОВОЖИЛОВ, авиаконструктор (ОКБ имени Ильюшина), академик (1984), лауреат Ленинской премии, дважды Герой Социалистического Труда.

Авиаконструктор Генрих Новожилов

27 октября 1925 года родился Генрих Васильевич НОВОЖИЛОВ, авиаконструктор (ОКБ имени Ильюшина), академик (1984), лауреат Ленинской премии, дважды Герой Социалистического Труда.

Он родился в Москве в семье военнослужащих. Отец, Василий Васильевич, был военным инженером, мать — Ираида Ивановна — военнослужащая. В 1943 году Генрих стал

студентом самолётостроительного факультета МАИ. С 1949 года работал в ОКБ С. В. Ильюшина. В 1956—1958 годах Новожилов — секретарь партийного комитета завода, затем заместитель главного конструктора Ил-18, в 1964 году — первый заместитель генерального конструктора, руководил организацией серийного производства Ил-62, за что с группой работников ОКБ стал лауреатом Ленинской премии 1970 года.

 

Геройская гибель Виктора Талалихина

27 октября 1941 года погиб Виктор Васильевич ТАЛАЛИХИН (род. 18.09.1918), летчик-истребитель, Герой Советского Союза.

Геройская гибель Виктора Талалихина

27 октября 1941 года погиб Виктор Васильевич ТАЛАЛИХИН (род. 18.09.1918), летчик-истребитель, Герой Советского Союза.

 Первым во время Великой Отечественной войны применил ночной таран. Погиб 23 лет от роду, защищая небо Москвы.

Он родился в селе Тепловка Вольского уезда Саратовской губернии. Сын рабочего. В 1938 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Участвовал в советско-финской войне. Совершил 47 боевых вылетов, сбил четыре финских самолёта, за что в 20 лет был награждён орденом Красной Звезды.

В Великую Отечественную войну был заместителем командира авиаэскадрильи 177-го истребительного авиаполка. В ночь на 7 августа 1941 года на И-16 произвёл таран в ночном воздушном бою, сбив около Москвы бомбардировщик He-111. Его самолёт упал в лес вблизи деревни Мансурово (Домодедовский район), а сам раненый летчик на парашюте спустился в речку Северку. В последующих боях сбил ещё пять немецких самолётов. Погиб в воздушном бою около Подольска 27 октября 1941 года. Дело было так.

27 октября 1941 года 6 истребителей под командованием Талалихина вылетели на прикрытие наших войск в район деревни Каменки, на берегу Нары ( 85 км западнее Москвы ). При подходе к немецкому аэродрому их встретила девятка Ме-109. Талалихин сбил один "мессер" лично, а другой - в паре с ведомым Александром Богдановым. Но пулемётная очередь пришлась и по кабине его истребителя. Талалихин был тяжело ранен в голову и вскоре чёрный столб дыма отметил место падения его машины...

Виктор Васильевич Талалихин похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени и Красной Звезды. Отважный лётчик навечно зачислен в списки воинской части.

В городе Подольске после войны ему поставлен величественный памятник, а в Москве - бюст. Его именем названы также улицы в городах Калининграде ( Московской области ), Волгограде, Борисоглебске и многих других.

 

Карибский кризис: воздушный шпионаж

27 октября 1962 года советской системой ПВО над Кубой был сбит разведывательный самолёт U-2 ВВС США: пилот майор Рудольф Андерсон погиб.

Карибский кризис: воздушный шпионаж

27 октября 1962 года советской системой ПВО над Кубой был сбит разведывательный самолёт U-2 ВВС США: пилот майор Рудольф Андерсон погиб.

Недавно опубликован рассекреченный документ ЦРУ, датируемый 02:00, 28 октября 1962 года: "Причиной потери U-2 над Баном была, вероятно, атака SA-2, или гипоксия пилота. Первая причина более вероятна, так как базируется на переданной пилотом информации".

Инцидент произошел на фоне самой острой стадии Карибского кризиса. До сентября 1962 самолёты ВВС США облетали Кубу дважды в месяц. С 5 сентября по 14 октября полёты были прекращены. С одной стороны из-за плохой погоды, с другой — президент США Кеннеди запретил их из опасения эскалации конфликта в случае, если американский самолёт будет сбит советской зенитной ракетой. Первый после перерыва полёт состоялся 14 октября (стоит отметить, что до 5 сентября полеты выполнялись с ведома ЦРУ, теперь же такие полёты перешли под контроль ВВС США) — самолет-разведчик U-2 4080-го стратегического разведывательного крыла, пилотируемый майором Ричардом Хейзером, взлетел около 3 часов ночи с авиабазы Эдвардс в Калифорнии. Через час после восхода солнца Хейзер достиг Кубы. Полёт до Мексиканского залива занял у него 5 часов. Хейзер облетел Кубу с запада и пересек береговую линию с юга в 7:31 утра. Самолёт пересёк всю Кубу почти точно с юга на север, пролетев над городами Тако-Тако, Сан-Кристобаль, Бахиа-Хонда. Приземлившись на авиабазе в южной Флориде, Хейзер вручил пленку ЦРУ. 15 октября аналитики ЦРУ установили, что на фотографиях — советские баллистические ракеты средней дальности Р-12 («SS-4» по классификации НАТО). Вечером того же дня эта информация была доведена до сведения высшего военного руководства США. Утром 16 октября в 8:45 фотографии показали президенту. После этого по приказу Кеннеди полёты над Кубой участились в 90 раз: с двух раз в месяц до шести раз в день.

В конце концов, это должно было привести к конфликту. 27 октября в одно из подразделений ПВО пришло сообщение, что на подлёте к Гуантанамо замечен американский самолёт-разведчик U-2. Начальник штаба зенитного ракетного дивизиона С-75 капитан Антонец позвонил в штаб Группы советских войск на Кубе (ГСВК) генералу армии Иссе Плиеву за инструкциями, но того на месте не оказалось. Заместитель командующего ГСВК по боевой подготовке генерал-майор Леонид Гарбуз приказал капитану ждать появления Плиева. Через несколько минут Антонец вновь позвонил в штаб — никто не взял трубку. Когда U-2 был уже над Кубой, Гарбуз сам прибежал в штаб и, не дождавшись Плиева, отдал приказ уничтожить самолёт. Пуск был осуществлён в 10:22 по местному времени. Пилот U-2 майор Рудольф Андерсон погиб. Примерно в это же время другой U-2 был почти перехвачен над Сибирью, так как генерал ЛеМей, начальник штаба ВВС США, пренебрёг приказом президента США прекратить все полёты над советской территорией. Ещё через несколько часов два самолёта фоторазведки ВМС США RF-8A «Крусейдер» были обстреляны зенитными орудиями во время облёта Кубы на малой высоте. Один из них был повреждён, однако пара благополучно вернулась на базу. Кеннеди снова приказал прекратить полеты.

Подвиг взрывотехника Михаила Чеканова

27 октября 1994 года в Москве при обезвреживании взрывного устройства на основе мины МОН-50 с часовым механизмом у магазина «Контур-Авто» на шоссе Энтузиастов, 27, погиб подполковник ФСК Михаил Чеканов.

Подвиг взрывотехника Михаила Чеканова

27 октября 1994 года в Москве при обезвреживании взрывного устройства на основе мины МОН-50 с часовым механизмом у магазина «Контур-Авто» на шоссе Энтузиастов, 27, погиб подполковник ФСК Михаил Чеканов.

27 октября 1994 года в дежурную службу управления ФСК поступило сообщение об обнаружении подозрительного пакета у магазина на шоссе Энтузиастов. В тот день Михаил Чеканов вышел на дежурство не в свою смену - подменил коллегу. Он почему-то сразу понял, что это не ложный вызов: интуиция. Скорее всего - взрывное устройство, результат тогдашних криминальных разборок. По прибытии ситуацию оценил сразу: противопехотная осколочная мина направленного действия. Сектор действия - до 100 метров. Мину дополняла канистра с бензином, что значительно усилит взрыв. А рядом - самая обычная жизнь, проходят сотни людей. Чеканов первым делом убрал канистру. О том, сколько времени взрывное устройство находится в зависшем состоянии, в тот момент он знать не мог. Специальных роботов на вооружении еще не было. Выход один: обезвредить бомбу вручную. Чеканов успел развернуть пакет к стене и этим спас жизнь тем, кто находился у него за спиной со стороны улицы.

Как потом определили специалисты, обезвредить то устройство было невозможно. Оставалось рискнуть своей жизнью, чтобы спасти другие. Чеканов это отлично понимал. Коллеги считали его зубром взывотехники. Счет в таких случаях идет на секунды. «Зависшее» устройство непредсказуемо. В действие его может привести даже дуновение ветра или вибрация от проходящего рядом трамвая.

Михаил Чеканов посмертно награжден орденом «За личное мужество». После этой трагедии взрывотехники стали применять для разминирования роботы-манипуляторы ирландского производства «Хобо».

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии