RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Век Владимира Зельдина
10 февраля 2015 г.

Век Владимира Зельдина

10 февраля 2015 года — сто лет самому старейшему в мире действующему актёру
Расстрелянный ангел
4 мая 2014 г.

Расстрелянный ангел

В Краматорске фашисты убили 21-летнюю медсестру Юлию Изотову, которая помогала раненым
Жизнь и приключения полковника Сенкевича
4 марта 2017 г.

Жизнь и приключения полковника Сенкевича

4 марта 2017 года - 80 лет выдающемуся советскому путешественнику
Новороссия в опасности!
22 октября 2014 г.

Новороссия в опасности!

Срочное заявление Игоря Ивановича Стрелкова
Великий  Глушко
2 сентября 2016 г.

Великий Глушко

2 сентября 1908 года родился конструктор, чи двигатели до сих пор поднимают в космос наши ракеты.
Главная » Герои нашего времени » Великая казачка

Великая казачка

25 ноября 2015 года – 90 лет со дня рождения народной артистки Советского Союза Н.В.Мордюковой

Она аграждена пятью орденами СССР и России, была лауреатом премий «Золотой овен» в номинации «Человек кинематографического года» и «Кумир» в номинации «За высокое служение искусству». Ей присуждался специальный приз «Честь и достоинство» национальной кинематографической премии.
Великая казачка

Ещё будучи студенткой ВГИКа, Нонна (Ноябрина) Мордюкова дебютировала в кино, сыграв Ульяну Громову в фильме С.Герасимова «Молодая гвардия». И получила за ту работу Сталинскую премию первой степени – ныне Государственная премия. Взяв в молодости столь головокружительную профессиональную высоту, актриса в последующей жизни никогда не снижала творческой активности, наоборот только её наращивала. Звание народной артистки Советского Союза Мордюкова получила в 1974 году. Потом была награждена ещё пятью орденами СССР и России. Её дважды признавали лучшей актрисой года. Она стала лауреатом премий «Золотой овен» в номинации «Человек кинематографического года» и «Кумир» в номинации «За высокое служение искусству». Ей присуждался специальный приз «Честь и достоинство» национальной кинематографической премии. Наконец, Нонна Викторовна была включена в первую двадцатку самых выдающихся актрис XX века редакционным советом британской энциклопедии «Кто есть кто» («Who is Who»). Думается, по праву. Очень великой и пронзительно народной была Мордюкова. И жизнь она прожила столь бурную и тяжёлую, как ни одна другая советская актриса.

Долгие годы мне посчастливилось много и близко общаться с этой удивительной женщиной. Писал я о ней в различных изданиях, не зная отказа в интервью. И в некоторых других моих начинаниях, Нонна Викторовна всегда приходила на помощь. Когда в Доме кинематографистов устраивалась презентация женского номера журнала «Вестник ПВО», где я был главным редактором, Мордюкова стала нашей почётной гостьей, отказавшись от скромного гонорара. Двухтысячный зал приветствовал легенду отечественного кино овацией, а я встал перед ней на колени и с благодарностью вручил спонсорский подарок – французские духи – всё, что мог тогда. Её приход был для меня особенно ценен потому, что после смерти сына Владимира в 1990 году актриса на три года отказалась от всех массовых мероприятий и почти на людях не появлялась. Заметив мою смущённость от неказистости подарка, Нонна Викторовна нестандартно подбодрила: «Вот этот «Пуазон» обошёлся бы в три моих месячных пенсии». Мне натурально захотелось завыть от досады. Это ж надо: на туманном Альбионе Мордюкову полагают актрисой века, но у себя на родине она заслужила лишь треть пузырька французского парфюма. А на дворе начинался «лихой ельцинский» 1992 год…

Мы познакомились с Нонной Викторовной где-то в середине семидесятых на одном из сборных концертов, посвящённом Дню Советской Армии и Военно-Морского флота в подмосковной воинской части. Цветов и подарков солдаты и офицеры надарили любимой актрисе столько, что пришлось помочь ей в транспортировке. Мордюкова обитала в 169-й квартире знаменитой высотки на Котельнической набережной сначала с сыном, потом сама. Спустя несколько лет, ей пришлось из-за стеснённых материальных условий продать престижное жильё и перебраться в один из «спальных» московских районов в крохотулечную «однушку». Помогая актрисе распихивать по углам нехитрые её пожитки, я помнится, заметил: «А ведь миллионы ваших зрителей, небось, думают, что вы - счастливая и преуспевающая, живете в хоромах, с прислугой?

- Скажешь такое – прислуга. Никто, никогда и ни в чём мне не помогает. Сама всегда стираю, убираю, стряпаю. Не раз слышала за спиной удивленное: «Смотри ты, Мордюкова ходит в овощной!». А кто же за меня туда сходит? Вообще, я потрудилась на своём веку не меньше моих героинь. Ещё школьницей в поле работала, за скотиной ухаживала, вёдра тяжёлые таскала. Меньших братьев и сестёр нянчила. Потом уже, когда институт закончила, так всё равно оставалась старшей. И помогала младшим, чем могла, потому что родителей мы лишились очень рано. (У актрисы было три сестры и два брата).

Что же касается счастья, то ведь оно, как зарница: полыхнёт, захватит полнеба и погаснет. И жди опять годами, когда ещё полыхнет. Конечно, и в моей жизни сверкали зарницы. Я всё же не могу жаловаться, что обделена известностью, горячей, искренней любовью зрителей. Кое-что сделала и для отечественного кино. И за свою работу мне не стыдно: ни от одной сыгранной роли не откажусь сегодня. Печальнее другое. Вот я такая известная и, чего скромничать, где-то даже всенародно любимая актриса, а часто по-бабьи завидую своим коллегам-сверстницам, которые почти не оставили следа в кинематографе, зато сумели в своё время удачно выйти замуж, нарожать детей, вообще наладить семейный быт, чтобы внуки были, дача там, машина, огород. Всего этого мне сейчас очень не хватает. А во второй половине жизни женщина не может о таком не задумываться.

Напомню читателям РГК, что Мордюкова сыграла без малого в полусотне отечественных фильмов. Есть у неё роли поистине эпохальные, высочайшего нравственного и трагического звучания – председатель колхоза Саша Потапова в «Простой истории», Клавдия Вавилова в «Комиссаре». Многажды создавала она комические и даже гротескные роли. Как тут не вспомнить купчиху Домну Евстигнеевну Белотелову из «Женитьбы Бальзаминова», управдома Варвару Плющ из «Бриллиантовой руки» или приму театра Раису Сурмилову из классического водевиля «Лев Гурыч Сничкин». Но всё-таки львиная доля её работ, ставших, без преувеличения классикой отечественного кинематографа – это судьбы простых женщин из самых что ни на есть глубин русского этноса. Вспомним сельскую жительницу Марию Коновалову из «Родни», Федосью Угрюмову из «Русского поля» (в этой картине она снялась с сыном Володей – М.З.), Доню Трубникову из «Председателя». Дальше – просто имена и фамилии её героинь: Стеша Ряшкина, Дуся Ошуркова, Даша Бокова, Мария Иванова. Или даже вовсе без фамилий: Степанида, Наталья, Рыбачка, Тётя Паня, Баба Зина, Кузюрка. А всё равно, человек хотя бы мало-мальски интересующий отечественным кино, без труда назовёт те фильмы, из которых взяты эти персонажи. В культовой картине «Добровольцы» фамилии Мордюковой вообще нет даже в титрах. Но когда я скажу читателям, что она там сыграла метростроевку, поющую арию Кармен в забое, многие без труда вспомнят и этот колоритный персонаж. В 1995 -1996 годах Нонна Мордюкова снялась в паре с актрисой Риммой Марковой в нескольких социальных телевизионных роликах под общим названием «Русский проект» на телеканале «ОРТ»: «Дай вам Бог здоровья», «Спаси и сохрани», «Сборка-1», «Сборка-2». В каждом играла бабу - рабочую на железнодорожных путях. В те времена мы были, наверное, единственной страной, так заботливо и повсеместно обеспечивающей женщин столь «лёгким» трудом. Мордюкова запечатлела это государственное свинство навечно.

Последней её ролью стала мама Полина из фильма «Мама» Дениса Евстигнеева. Сама говорила, что это не самая удачная её работа. Изначальный посыл картины нелепый: мать ведёт детей своих на верную смерть. Только в наших воспоминаниях о великой актрисе не это самое главное, а то, что до самой её смерти никто из режиссёров не снимал больше Нонну Викторовну даже в короткометражках. У неё, к великому сожалению, была стойкая слава неуживчивой, капризной и привередливой особы. Категорически не согласен с подобным утверждением. И доказать это попробую, ссылаясь на наши многочисленные беседы в те самые «лихие ельцинские» годы. А читатели пусть сами разберутся, что к чему.

- Скажите, Нонна Викторовна, как так получается, что при ваших способностях, при таланте бесспорном (в сторону всякую лесть!) приходится с грустью констатировать «невостребованность актрисы Мордюковой»? Причём, ведь и не одна вы оказались в таком незавидном положении. То есть в данном случае мы можем вести речь уже о проблеме отечественной культуры.

- Ну я не возьму на себя смелость говорить за всю нашу культуру. Хотя много и мучительно над этой проблемой размышляла, изустно и печатано выступала. Она и сейчас не даёт мне покоя. Даже фразу такую «родила», чем очень горжусь: «Искусство - это торжество пола». Но что касается личной, как ты говоришь, невостребованности, то её я отчасти объяснить могу.

Мне, к великому сожалению, не посчастливилось полюбить ни талантливого режиссера, ни умного, модного сценариста, хотя бы такого, как Витя Мережко. Не создала я семью с человеком, который мог бы мной вдохновиться, как Феллини - Мазиной. Или у нас есть потрясающая в этом смысле пара - Панфилов и Чурикова. Подобный тандем в искусстве - великая, созидающая вещь, при условии, разумеется, что супруги действительно творцы. В меня же режиссёры по большей части летуче «влюблялись», как, скажем, Никита Михалков. Впился пауком, выпил всю кровь, раскрыв при этом лишь одну грань моих способностей - и до свидания. А представь себе, была бы я молодая, да ещё и женой его была бы. Наверное, он рассмотрел бы во мне не только колхозную тетку. (Здесь имелся в виду фильм «Родня» - М.З.).

Далее, я даже представить себе не могу «белого танца» с режиссером, вообще с кинематографом. Хотя, казалось бы, если люди себя в депутаты, в меры, в президенты вона - косяком предлагают, то что комплексовать мне, худо бедно, приличному профессионалу, который, пусть не всегда сыграет блестяще, великолепно, но добротно - с гарантией. Не могу. Воспитание, совесть проклятые не позволяют. Позвонить режиссёру, предложить свои услуги в фильме для меня всё равно, что мужчине предложить себя как женщину. Будучи одной из шестидесяти претенденток на главную роль в фильме «Трясина», я, не поверишь, за три версты обходила Григория Наумовича Чухрая: стыдилась мозолить человеку глаза.

Повторяю: за сделанное краснеть перед людьми мне не приходится. Но ведь вся штука в том, что я могла бы принести отечественному искусству и куда большую пользу. Не говорю уже о Наташе Ростовой или Анне Карениной - ролях, которые мне многие умные люди пророчили. Аксинью шолоховскую не сыграла! А мне, откровенно говоря, представлялось в ту пору, что и в искусство я пришла лишь затем, чтобы сняться в «Тихом Доне». Да что там сняться. Я готова была лечь посредине степи и стать рекой, деревом, холмом, лишь бы только послужить фильму о земле, которую исходила в детстве и юности босыми ногами. Не послужила. Значит, не нуждались во мне «мастеровые» - писатель и режиссёр. Хотя мне-то самой казалось и, грешным делом, до сих пор кажется, что это не я, а они многое потеряли, не пригласив меня в свой фильм. Я на Дону все запахи знаю, все травы и цветы для меня родные. Как же можно было без меня обойтись? Ох, и настрадалась я тогда и намучилась. Но, справедливости ради, должна сказать, что Быстрицкая-Аксинья мне очень понравилась. Просто я бы сыграла Аксинью совсем по-иному…

- Вот сейчас у вас один из затянувшихся простоев. А не возникало ли в такой ситуации мысли заняться режиссурой или так модной в артистическом кругу педагогической деятельностью? Наконец, почему бы вам не отправиться на пресловутый «чёс». Пару роликов с отрывками из собственных фильмов - под мышку и вперёд по безбрежной России…

- Нет, дорогой, это не моё. Я вообще в жизни стараюсь не заниматься ничем таким, что было бы несвойственно моей натуре, моему мировоззрению. Это не дешёвое кокетство. Когда в США, в Белом доме показали нашего «Комиссара», ко мне подошли серьёзные люди из Голливуда и предложили сниматься в экранизации романа Стейнбека «Гроздья гнева». «Так я же английского не знаю!»,- искренне удивилась. «Ничего, мы русскими буквами английский текст вам напишем». И съёмки предлагают буквально через четыре дня. Отказалась, не раздумывая. Зачем мне было, как спутанной лошади о каждую фразу спотыкаться? Зачем играть английскую фермершу на чужом языке? Ради денег? Так они меня никогда не интересовали. И наследство оставлять некому после смерти сына. У режиссёров Приемыхова и Пашкова, которые были со мной в делегации, глаза на лоб полезли от моей безрассудной выходки. Говорят: дура ты набитая, Нонна, от такого фарта в жизни отказалась. И подруги потом мне, примерно, то же талдычили. Я их ни в чём не упрекаю, упаси Господь. Все они хорошо ко мне относятся. Но до сих пор считаю: поступила правильно, что не предала свои убеждения. По тем же причинам педагогикой не занимаюсь. Нет у меня такой жилки, чтобы других учить, чтобы ждать-выжидать, пока у девчонки талант откроется. Или платья ей буду шить, кормить или выгоню на следующий день. Что же касается юношей, этаких непризнанных талантов, то я на них в молодости насмотрелась. Толпами вились возле юбки. Прямо ногами от них отбивалась.

Здесь по касательной замечу, что Нонна Викторовна четырежды была замужем. Первый муж - Вячеслав Тихонов. Второй брак – гражданский – с актёром Борисом Андроникашвили. Третий, тоже гражданский, с Играфом Иошкой, цыганским певцом. Четвёртое замужество случилось с актёром Владимиром Сошальским. Продлилось оно чуть больше полугода, однако бывшие супруги остались друзьями. И уже одно это обстоятельство неопровержимо доказывает: если Мордюковой по жизни случалось выйти с человеком, как говорится, на одну волну, то никаких сложностей её характера в их отношениях не проявлялось. Ещё Нонна Викторовна со времён сьёмок фильма «Простая история», а это 1960 год,- была тайно, сильно, но безответно влюблена в Василия Макаровича Шукшина. («Вася – моя светлая любовь, моё несказанное. Если быть до конца откровенной, мне не хотелось расставаться с ним никогда»). Не исключено, что в её жизни случались и адюльтеры, и другие короткие увлечения – не это сейчас меня занимает. Долгое время актриса категорически не соглашалась говорить на интимные темы, хотя многие «работники пера», включая и автора сих строк, настойчиво её к тому понуждали. В самом деле, было довольно странно, общаясь с Нонной Викторовной, то и дело слышать от неё: «Это случилось ещё до того, как я разошлась со Штирлицем». Или: «Штирлиц мне не раз говорил, что певица из меня никудышная». Но стоило попытаться углубить «тему Штирлица», как актриса резко, иногда почти агрессивно сворачивала разговор: «Да ну, не хочу даже вспоминать о нём!» Однако со временем, даже не скажу, под влиянием каких факторов, событий, наверное, всё же смерть сына повлияла, но Мордюкова вдруг стала очень открытой, почти распахнув свою исстрадавшуюся душу. Сама признавалась: «В какой-то момент я поняла, что моё нежелание признавать неудачи на семейном поприще - это определённо вид гордыни. А ещё постаралась понять тех многочисленных людей, которые хотели знать обо мне как можно больше. В их интересе, конечно, заключается и простое, обывательское любопытство – кто бы спорил. Только это и проявление неподдельной не скажу любви, но заинтересованности ко мне, публичному человеку, в силу моей профессии. Так и появились «Записки актрисы», где я достаточно подробно рассказываю о своей жизни, в том числе, и о неудавшемся замужестве с Вячеславом Тихоновым. Кому интересна моя откровенная исповедь, пусть обратится к моим книга «Не плачь, казачка», «Казачка».

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

Галкин Валерий 26.11.2015 в 21:05 # Ответить
Ждём очередной.....ЖЗЛ от МАЗ!
asad 26.11.2015 в 21:55 # Ответить
спасибо я всегда хотел узнат какая она было вот прочитал спасибо
асад 26.11.2015 в 21:58 # Ответить
вы пишите вот таких актрисы октйоров каторыйе были будут они жит вечна спасибо
V.Kris 26.11.2015 в 21:58 # Ответить
Нонна Викторовна была несомненно выдающейся актрисой XX века. И как прекрасно, что пишет о ней, не побоюсь этого слова, выдающийся публицист излома веков, с которым я имею счастье быть в дружеских отношениях. Хочется пожелать Мише Захарчуку и в дальнейшем столь же стабильных и многотрудных творческих успехов, какие он регулярно демонстрирует нам, его поклонникам, и которые несомненно продемонстрировал нам ещё раз в данном случае.
Татьяна П. 26.11.2015 в 22:38 # Ответить
Нонна Мордюкова и все её роли прошли рядом, бок- о- бок, через всю жизнь с нами.
И не верится, что её нет. Лишь только увидишь эти фильмы прошлых лет, такие правдивые и пронзительные, лицо сжимается от боли, хлынут слёзы.
И хочется захватиться ладонями и наплакаться досыта.
Почему? Потому что она не играла, она жила в фильмах. И каждому её слову люди верили.
И невозможно забыть этот ролик. Две бабы-железнодорожницы, замотанные жизнью, они говорят так, как в жизни было. Ничего наигранного. Женщины на рельсах. Таких не носят на руках. Такие сами на своих плечах Родину выносили из пламени.
Конечно, сегодня меня очень тронул этот очерк.
Я бы хотела его читать и перечитывать, сердцем окунаясь в ту неподдельную горечь, которую сумел донести до читателя Михаил Александрович. Он создал характер Сильной женщины так достоверно, что ощущается её присутствие, слышатся её интонации.
С благодарностью.
Александр Ушар 27.11.2015 в 08:01 # Ответить
Поскольку я временами позволяю себе делиться краткими впечатлениями о публикациях Михаила, то и очерки его читаю соответственно, стараясь глазом зацепиться за то, что может стать основой отклика. Именно так я поступил и сегодня. Но уже спустя пару абзацев забыл, что я потенциальный комментатор и просто проглотил весь этот талантливый рассказ о талантливом человеке. На одном дыхании. Не сделав никаких пометок и ремарок. Так что прошу уважаемого автора простить меня - комментария не будет.
НАТАЛИ 27.11.2015 в 08:21 # Ответить
Прочитав о Ноябрине Мордюковой сразу же картинками перед глазами мелькают ее разные роли. Что интересно в каждой роли столько вложено своей энергии, понимания моментов жизни каждого, разного ее героя. Настолько было завороженно смотреть фильм с ее участием, что казалось это сейчас и здесь происходят события. Без слюней, без похабщины. Чистота отношений, большие переживания во взгляде, поворотах, движениях. Словом одним Заслуженные все ее звания и награждения. И очень хорошо, что все это произошло при жизни. Одна из самых любимых моих артистов с БОЛЬШОЙ БУКВЫ! Благодарю Михаила Александровича за столь своевременное воспоминание о наших ГЕРОЯХ РОССИИ. Низкий поклон
Павел 27.11.2015 в 10:41 # Ответить
Миша, спасибо тебе, за то, что ты много материалов разрабатываешь в познавательном ракурсе. Это и читаемо, и интересно. К тому же ты умеешь найти стержень в каждом своем герое, вокруг которого и ведется повествование. Получается замкнутый цикл. Именно так интересно написан и материал о Нонне Мордюковой. А это удается далеко не всем журналистам. Удачи тебе и новых интересных материалов! Спасибо!!!
Вера Корсакова 27.11.2015 в 10:44 # Ответить
По данным ЮНЕСКО Мордюкова вошла в десятку лучших актеров ХХ века. Актриса необычная. характерная,. Вся она запоминается сразу: внешность, голос, интонации, на редкость удивительные, вроде из просторечия, но актерские, сыгранные душой, умом,сердцем.Она играла свою судьбу, себя выводила на экран, со страстным самовыражением. Порой сказанное тихо, а чувствовался крик души ее героинь, ее самой.Во всякой сильной женщине живет ребенок, Мордюкова была не исключением. Ее ранимость, при сильной, казалось бы непоколебимой натуре, пронизывала душу зрителей. В статье это все звучит. Захарчук пишет о ней с глубокой правдой того времени, когда она страдала, мучилась,ждала.Могла сделать больше,лучше.Но не сложилось.Светлая ей память.
Владимир Леонидов 27.11.2015 в 12:42 # Ответить
Ну казалось бы: чего эдакого мы не знаем о всенародной любимице Нонне Мордюковой? Вроде бы, предостаточно всего было написано, да и ею самой рассказано. Ан нет! Как всегда, у Михаила Захарчука в "загашниках" оказывается припасено много неизвестных или малоизвестных эпизодов, деталей, подробностей, которые он щедрой публицистической рукой высыпает теперь перед нами. Очень интересный материал. Спасибо!

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
15 ноября
пятница
2019

В этот день:

День призывника

15 ноября в России отмечается Всероссийский день призывника

День призывника

15 ноября в России отмечается Всероссийский день призывника

Он  установлен указом президента РФ в 1992 году «в целях повышения общегосударственной значимости и престижа воинской службы, улучшения военно патриотического воспитания молодежи».

В этот день военкоматы устраивают празднично-патриотические мероприятия, организуют для призывников экскурсии в воинские части, проводят разъяснительную работу среди родителей призывников. Призывники встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны, а также участниками контртеррористических операций, посещают памятники воинам-героям, музеи, выставки оружия, места наиболее известных баталий. В Федеральном законе № 53-ФЗ от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе», в частности, говорится, что «военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации,...». Призыв новобранцев в Вооруженные Силы РФ проходит 2 раза в год: с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря. Согласно пункту 1 статьи 26 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», призыв на военную службу призывников включает: явку на медицинское освидетельствование; явку на заседание призывной комиссии; явку в военный комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы; нахождение в военном комиссариате до отправки к месту прохождения военной службы.

Избиение французов под Красным

15 ноября 1812 года началось боевое столкновение в районе поселка Красное между русской армией М. И. Кутузова и отступающей из России бывшей «Великой армией» Наполеона в ходе Отечественной войны 1812 года.

Избиение французов под Красным

15 ноября 1812 года началось боевое столкновение в районе поселка Красное между русской армией М. И. Кутузова и отступающей из России бывшей «Великой армией» Наполеона в ходе Отечественной войны 1812 года.

 Суммарные потери французов сравнимы с потерями при Бородине. Французы потеряли более 200 орудий и практически все орудийные заряды.

Впоследствии Клаузевиц оценил потери французской армии за 4 дня боёв в 33 тыс. человек и 230 орудий. В надписи на 24-й стене Храма Христа Спасителя (Галерея воинской славы) указано, что с 15 по 18 ноября в боях под Красным у русских выбыло немногим более 2 тысяч солдат и офицеров.

Фактически бывшая «Великая армия» потеряла способность к сопротивлению. Это было избиение младенцев. Из воспоминаний Дениса Давыдова: «Целые толпы французов при одном появлении небольших наших отрядов на большой дороге поспешно бросали оружие».

 

Стечкин и его пистолет

15 ноября 1922 года родился Игорь Яковлевич Стечкин (ум. 2001), конструктор автоматического оружия, в первую очередь, знаменитого АПС.

Стечкин и его пистолет

15 ноября 1922 года родился Игорь Яковлевич Стечкин (ум. 2001), конструктор автоматического оружия, в первую очередь, знаменитого АПС.

По окончании школы в 1941 году Стечкин стал студентом Тульского механического института. В 1948 году защитил диплом на тему «Самозарядный пистолет калибра 7,65 мм», консультантом его был знаменитый Н. Ф. Макаров. По окончании института Стечкин был распределен в ЦКБ-14, где занимался разработкой стрелкового оружия.

Самая известная работа конструктора 9-миллиметровый автоматический пистолет Стечкина (АПС). Эффективная дальность его стрельбы составляет: при стрельбе одиночными выстрелами с примкнутой кобурой-прикладом — 150 м; при стрельбе очередями с примкнутой кобурой-прикладом — 100 м; при стрельбе одиночными выстрелами без кобуры-приклада — 50 м. Он был принят на вооружение в 1951 году, но до сих пор широко применяется в спецслужбах. После распада СССР пистолет стал использоваться в различных локальных конфликтах. Пистолет АПС брали с собой на боевые вылеты в Чечне российские летчики вместе с АКС-74У. Для обороны и ближнего боя АПС предпочитали и снайперы из-за малых габаритов, по сравнению с тем же АКС-74У и пистолетами-пулеметами, и большой эффективности стрельбы на коротких дистанциях. АПС постепенно стал пользоваться популярностью в МВД. Пистолет Стечкина использует СОБР, ОМОН, различные спецподразделения ФСБ и ФСО.

В общей же сложности на счету Стечкина — более 60 разработок и свыше 50 изобретений.

Стечкин участвовал в создании противотанковых управляемых ракет «Фагот» и «Конкурс», среди его разработок — автоматы «Модерн», «Абакан», револьверы «Кобальт» и «Гном» и другое оружие. В последние годы он разработал несколько моделей пистолетов («Дротик», «Бердыш», «Пернач»), предлагавшихся для замены пистолета Макарова и автоматического пистолета Стечкина.
Скончался И. Я. Стечкин 28 ноября 2001 года, похоронен в Туле на Смоленском (1-м Городском) кладбище.

К-19 против “Гэтоу”: подводный таран

15 ноября 1969 года в Баренцевом море произошло столкновение советской атомной подводной лодки с американской субмариной.

К-19 против “Гэтоу”: подводный таран

15 ноября 1969 года в Баренцевом море произошло столкновение советской атомной подводной лодки с американской субмариной.

Причина банальная: американцы, в нарушение международных норм, вели разведку нашего побережья и подставились.

Когда К-19 решила увеличить глубину с 60 до 90 метров, она неожиданно для самой себя во что-то врезалась. Командир приказал всплыть. Выяснилось, что получены значительные повреждения носовой части. Тем не менее лодка всё же смогла самостоятельно вернуться в базу в надводном положении. Пострадавших на борту не было.

Много позже стало известно, что командир торпедного отсека американской лодки, приняв столкновение за намеренный таран, пытался торпедировать К-19, но американский капитан вовремя отменил его приказ. Считается, что именно после этого в американском ВМФ ввели запрет на самостоятельные решения офицеров об атаке без разрешения на то командира судна.

В то время командиром К-19 был Валерий Шабанов. На сайте http://k19.ru/2007/10/08/konec-xirosimy/ имеются его воспоминания: “Гэтоу” (USS Gato) занималась разведкой у наших берегов. Как потом выяснилось, у нее была сверхсовременная разведывательная аппаратура, она нарушала и ей было разрешено их командованием нарушать международные воды. Она подходила к острову Кильдин на 1,5–2 мили, чуть ли не вплотную. Занималась разведкой, прослушивала официально якобы для определения места. А гидрология, то есть подводная слышимость, была такая, что ни американские станции, ни наша в общем-то ничего не слышали. Фон такой, что гидроакустика бессильна. Есть тонкий слой наверху, когда можно прослушать, поэтому, наверно, у командира их лодки создалась иллюзия, что он все слышит.

Мы шли в подводном положении, я отдыхал. У них командир Буркхардт тоже спал. У них был старший помощник, у меня был замкомдива на центральном посту. И мы очень мягко столкнулись – как в вахтенном журнале записано, “после чего нос лодки приобрел форму бульдозера”. Конечно, вся акустика вообще вышла из строя. Но всплыли и ничего не обнаружили. Слышать ничего не слышим уже, а увидеть увидели: что-то вроде ватника плавало. Ну, мало ли что в море плавает.

А их действия, оказывается, были такие: с перепугу их командир БЧ-3 привел оружие в готовность. И ракету-торпеду “Саброк” уже приготовил выпустить по нам. Слава богу, командира подняли. Авария очень серьезная была у них, лодка уже не могла выполнять боевых задач. У меня впечатление такое, что мы в шпангоут им врезали, в ребро, уж больно ровненько так, как по дуге. Ну, их командир донес, и ему приказали переписать все журналы вахтенный, машинный: вы в этом районе не были. И следуйте во Флориду. Там им ремонт обошелся в солидную сумму. Так что я доволен хоть немного, но в американском бюджете дырку сделал. Хотя в общем-то особой заслуги не вижу, потому что я в это время дрых.

Это все стало известно через 10 лет. Буркхардт описал, как все было, но сильно врал. Якобы следил за мной с самого Белого моря, а я там и не был. Видно, разведка потом донесла, что это была наша К-19".

 

Космический челнок «Буран»

15 ноября 1988 года с космодрома Байконур запущен первый советский космический челнок «Буран».

Космический челнок «Буран»

15 ноября 1988 года с космодрома Байконур запущен первый советский космический челнок «Буран».

Работа над этим проектом началась в 1976 году. Челнок (длина - 36,4 м, высота - 16,5 м, размах крыла - 23,9 м) позволял разместить в своей кабине до 4 членов экипажа и 6 пассажиров, вывести на орбиту до 30 и вернуть на Землю до 20 т груза. Первый полет носил испытательный характер и выполнялся без экипажа. По его завершении «Буран первым из космических аппаратов такого класса совершил посадку в автоматическом режиме. Весь полет длился 206 минут.
Предназначавшийся для выполнения как прикладных, так и военных задач, корабль был рассчитан на 100 полетов, но первый стал для него и последним. Рыночные российские власти в 1992 году приняли решение закрыть программу развития космических кораблей многоразового использования. Трагичной оказалась судьба и большинства первых пилотов, которых готовили для полетов на «Буране»: кто погиб, кто преждевременно скончался.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии