RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Генерал от печатного станка
22 марта 2018 г.

Генерал от печатного станка

22 марта 2018 года исполнилось 100 лет генерал-майору в отставке Андрею Ивановичу Бескоровайному
Спецназ России
24 октября 2014 г.

Спецназ России

24 октября 1950 года, когда военный министр СССР Маршал Советского Союза А.М. Василевский издал директиву о формировании 46 рот специального назначения
Казачья страда
1 ноября 2019 г.

Казачья страда

Итоги военно-полевых сборов казачьих отделов ККВ и Кубанского казачьего центра «Баско» за 2019 год
Елена Образцова: ушла, чтобы остаться навсегда
12 января 2015 г.

Елена Образцова: ушла, чтобы остаться навсегда

Весь мир скорбит о кончине великой певицы и прекрасной женщины
Десантный генерал
9 января 2019 г.

Десантный генерал

9 января 1909 года родился Василий Филиппович Маргелов (ум. 1990), Герой Советского Союза, генерал армии, основатель Советских ВДВ
Главная » Герои нашего времени » Великая казачка

Великая казачка

25 ноября 2015 года – 90 лет со дня рождения народной артистки Советского Союза Н.В.Мордюковой

Она аграждена пятью орденами СССР и России, была лауреатом премий «Золотой овен» в номинации «Человек кинематографического года» и «Кумир» в номинации «За высокое служение искусству». Ей присуждался специальный приз «Честь и достоинство» национальной кинематографической премии.
Великая казачка

Ещё будучи студенткой ВГИКа, Нонна (Ноябрина) Мордюкова дебютировала в кино, сыграв Ульяну Громову в фильме С.Герасимова «Молодая гвардия». И получила за ту работу Сталинскую премию первой степени – ныне Государственная премия. Взяв в молодости столь головокружительную профессиональную высоту, актриса в последующей жизни никогда не снижала творческой активности, наоборот только её наращивала. Звание народной артистки Советского Союза Мордюкова получила в 1974 году. Потом была награждена ещё пятью орденами СССР и России. Её дважды признавали лучшей актрисой года. Она стала лауреатом премий «Золотой овен» в номинации «Человек кинематографического года» и «Кумир» в номинации «За высокое служение искусству». Ей присуждался специальный приз «Честь и достоинство» национальной кинематографической премии. Наконец, Нонна Викторовна была включена в первую двадцатку самых выдающихся актрис XX века редакционным советом британской энциклопедии «Кто есть кто» («Who is Who»). Думается, по праву. Очень великой и пронзительно народной была Мордюкова. И жизнь она прожила столь бурную и тяжёлую, как ни одна другая советская актриса.

Долгие годы мне посчастливилось много и близко общаться с этой удивительной женщиной. Писал я о ней в различных изданиях, не зная отказа в интервью. И в некоторых других моих начинаниях, Нонна Викторовна всегда приходила на помощь. Когда в Доме кинематографистов устраивалась презентация женского номера журнала «Вестник ПВО», где я был главным редактором, Мордюкова стала нашей почётной гостьей, отказавшись от скромного гонорара. Двухтысячный зал приветствовал легенду отечественного кино овацией, а я встал перед ней на колени и с благодарностью вручил спонсорский подарок – французские духи – всё, что мог тогда. Её приход был для меня особенно ценен потому, что после смерти сына Владимира в 1990 году актриса на три года отказалась от всех массовых мероприятий и почти на людях не появлялась. Заметив мою смущённость от неказистости подарка, Нонна Викторовна нестандартно подбодрила: «Вот этот «Пуазон» обошёлся бы в три моих месячных пенсии». Мне натурально захотелось завыть от досады. Это ж надо: на туманном Альбионе Мордюкову полагают актрисой века, но у себя на родине она заслужила лишь треть пузырька французского парфюма. А на дворе начинался «лихой ельцинский» 1992 год…

Мы познакомились с Нонной Викторовной где-то в середине семидесятых на одном из сборных концертов, посвящённом Дню Советской Армии и Военно-Морского флота в подмосковной воинской части. Цветов и подарков солдаты и офицеры надарили любимой актрисе столько, что пришлось помочь ей в транспортировке. Мордюкова обитала в 169-й квартире знаменитой высотки на Котельнической набережной сначала с сыном, потом сама. Спустя несколько лет, ей пришлось из-за стеснённых материальных условий продать престижное жильё и перебраться в один из «спальных» московских районов в крохотулечную «однушку». Помогая актрисе распихивать по углам нехитрые её пожитки, я помнится, заметил: «А ведь миллионы ваших зрителей, небось, думают, что вы - счастливая и преуспевающая, живете в хоромах, с прислугой?

- Скажешь такое – прислуга. Никто, никогда и ни в чём мне не помогает. Сама всегда стираю, убираю, стряпаю. Не раз слышала за спиной удивленное: «Смотри ты, Мордюкова ходит в овощной!». А кто же за меня туда сходит? Вообще, я потрудилась на своём веку не меньше моих героинь. Ещё школьницей в поле работала, за скотиной ухаживала, вёдра тяжёлые таскала. Меньших братьев и сестёр нянчила. Потом уже, когда институт закончила, так всё равно оставалась старшей. И помогала младшим, чем могла, потому что родителей мы лишились очень рано. (У актрисы было три сестры и два брата).

Что же касается счастья, то ведь оно, как зарница: полыхнёт, захватит полнеба и погаснет. И жди опять годами, когда ещё полыхнет. Конечно, и в моей жизни сверкали зарницы. Я всё же не могу жаловаться, что обделена известностью, горячей, искренней любовью зрителей. Кое-что сделала и для отечественного кино. И за свою работу мне не стыдно: ни от одной сыгранной роли не откажусь сегодня. Печальнее другое. Вот я такая известная и, чего скромничать, где-то даже всенародно любимая актриса, а часто по-бабьи завидую своим коллегам-сверстницам, которые почти не оставили следа в кинематографе, зато сумели в своё время удачно выйти замуж, нарожать детей, вообще наладить семейный быт, чтобы внуки были, дача там, машина, огород. Всего этого мне сейчас очень не хватает. А во второй половине жизни женщина не может о таком не задумываться.

Напомню читателям РГК, что Мордюкова сыграла без малого в полусотне отечественных фильмов. Есть у неё роли поистине эпохальные, высочайшего нравственного и трагического звучания – председатель колхоза Саша Потапова в «Простой истории», Клавдия Вавилова в «Комиссаре». Многажды создавала она комические и даже гротескные роли. Как тут не вспомнить купчиху Домну Евстигнеевну Белотелову из «Женитьбы Бальзаминова», управдома Варвару Плющ из «Бриллиантовой руки» или приму театра Раису Сурмилову из классического водевиля «Лев Гурыч Сничкин». Но всё-таки львиная доля её работ, ставших, без преувеличения классикой отечественного кинематографа – это судьбы простых женщин из самых что ни на есть глубин русского этноса. Вспомним сельскую жительницу Марию Коновалову из «Родни», Федосью Угрюмову из «Русского поля» (в этой картине она снялась с сыном Володей – М.З.), Доню Трубникову из «Председателя». Дальше – просто имена и фамилии её героинь: Стеша Ряшкина, Дуся Ошуркова, Даша Бокова, Мария Иванова. Или даже вовсе без фамилий: Степанида, Наталья, Рыбачка, Тётя Паня, Баба Зина, Кузюрка. А всё равно, человек хотя бы мало-мальски интересующий отечественным кино, без труда назовёт те фильмы, из которых взяты эти персонажи. В культовой картине «Добровольцы» фамилии Мордюковой вообще нет даже в титрах. Но когда я скажу читателям, что она там сыграла метростроевку, поющую арию Кармен в забое, многие без труда вспомнят и этот колоритный персонаж. В 1995 -1996 годах Нонна Мордюкова снялась в паре с актрисой Риммой Марковой в нескольких социальных телевизионных роликах под общим названием «Русский проект» на телеканале «ОРТ»: «Дай вам Бог здоровья», «Спаси и сохрани», «Сборка-1», «Сборка-2». В каждом играла бабу - рабочую на железнодорожных путях. В те времена мы были, наверное, единственной страной, так заботливо и повсеместно обеспечивающей женщин столь «лёгким» трудом. Мордюкова запечатлела это государственное свинство навечно.

Последней её ролью стала мама Полина из фильма «Мама» Дениса Евстигнеева. Сама говорила, что это не самая удачная её работа. Изначальный посыл картины нелепый: мать ведёт детей своих на верную смерть. Только в наших воспоминаниях о великой актрисе не это самое главное, а то, что до самой её смерти никто из режиссёров не снимал больше Нонну Викторовну даже в короткометражках. У неё, к великому сожалению, была стойкая слава неуживчивой, капризной и привередливой особы. Категорически не согласен с подобным утверждением. И доказать это попробую, ссылаясь на наши многочисленные беседы в те самые «лихие ельцинские» годы. А читатели пусть сами разберутся, что к чему.

- Скажите, Нонна Викторовна, как так получается, что при ваших способностях, при таланте бесспорном (в сторону всякую лесть!) приходится с грустью констатировать «невостребованность актрисы Мордюковой»? Причём, ведь и не одна вы оказались в таком незавидном положении. То есть в данном случае мы можем вести речь уже о проблеме отечественной культуры.

- Ну я не возьму на себя смелость говорить за всю нашу культуру. Хотя много и мучительно над этой проблемой размышляла, изустно и печатано выступала. Она и сейчас не даёт мне покоя. Даже фразу такую «родила», чем очень горжусь: «Искусство - это торжество пола». Но что касается личной, как ты говоришь, невостребованности, то её я отчасти объяснить могу.

Мне, к великому сожалению, не посчастливилось полюбить ни талантливого режиссера, ни умного, модного сценариста, хотя бы такого, как Витя Мережко. Не создала я семью с человеком, который мог бы мной вдохновиться, как Феллини - Мазиной. Или у нас есть потрясающая в этом смысле пара - Панфилов и Чурикова. Подобный тандем в искусстве - великая, созидающая вещь, при условии, разумеется, что супруги действительно творцы. В меня же режиссёры по большей части летуче «влюблялись», как, скажем, Никита Михалков. Впился пауком, выпил всю кровь, раскрыв при этом лишь одну грань моих способностей - и до свидания. А представь себе, была бы я молодая, да ещё и женой его была бы. Наверное, он рассмотрел бы во мне не только колхозную тетку. (Здесь имелся в виду фильм «Родня» - М.З.).

Далее, я даже представить себе не могу «белого танца» с режиссером, вообще с кинематографом. Хотя, казалось бы, если люди себя в депутаты, в меры, в президенты вона - косяком предлагают, то что комплексовать мне, худо бедно, приличному профессионалу, который, пусть не всегда сыграет блестяще, великолепно, но добротно - с гарантией. Не могу. Воспитание, совесть проклятые не позволяют. Позвонить режиссёру, предложить свои услуги в фильме для меня всё равно, что мужчине предложить себя как женщину. Будучи одной из шестидесяти претенденток на главную роль в фильме «Трясина», я, не поверишь, за три версты обходила Григория Наумовича Чухрая: стыдилась мозолить человеку глаза.

Повторяю: за сделанное краснеть перед людьми мне не приходится. Но ведь вся штука в том, что я могла бы принести отечественному искусству и куда большую пользу. Не говорю уже о Наташе Ростовой или Анне Карениной - ролях, которые мне многие умные люди пророчили. Аксинью шолоховскую не сыграла! А мне, откровенно говоря, представлялось в ту пору, что и в искусство я пришла лишь затем, чтобы сняться в «Тихом Доне». Да что там сняться. Я готова была лечь посредине степи и стать рекой, деревом, холмом, лишь бы только послужить фильму о земле, которую исходила в детстве и юности босыми ногами. Не послужила. Значит, не нуждались во мне «мастеровые» - писатель и режиссёр. Хотя мне-то самой казалось и, грешным делом, до сих пор кажется, что это не я, а они многое потеряли, не пригласив меня в свой фильм. Я на Дону все запахи знаю, все травы и цветы для меня родные. Как же можно было без меня обойтись? Ох, и настрадалась я тогда и намучилась. Но, справедливости ради, должна сказать, что Быстрицкая-Аксинья мне очень понравилась. Просто я бы сыграла Аксинью совсем по-иному…

- Вот сейчас у вас один из затянувшихся простоев. А не возникало ли в такой ситуации мысли заняться режиссурой или так модной в артистическом кругу педагогической деятельностью? Наконец, почему бы вам не отправиться на пресловутый «чёс». Пару роликов с отрывками из собственных фильмов - под мышку и вперёд по безбрежной России…

- Нет, дорогой, это не моё. Я вообще в жизни стараюсь не заниматься ничем таким, что было бы несвойственно моей натуре, моему мировоззрению. Это не дешёвое кокетство. Когда в США, в Белом доме показали нашего «Комиссара», ко мне подошли серьёзные люди из Голливуда и предложили сниматься в экранизации романа Стейнбека «Гроздья гнева». «Так я же английского не знаю!»,- искренне удивилась. «Ничего, мы русскими буквами английский текст вам напишем». И съёмки предлагают буквально через четыре дня. Отказалась, не раздумывая. Зачем мне было, как спутанной лошади о каждую фразу спотыкаться? Зачем играть английскую фермершу на чужом языке? Ради денег? Так они меня никогда не интересовали. И наследство оставлять некому после смерти сына. У режиссёров Приемыхова и Пашкова, которые были со мной в делегации, глаза на лоб полезли от моей безрассудной выходки. Говорят: дура ты набитая, Нонна, от такого фарта в жизни отказалась. И подруги потом мне, примерно, то же талдычили. Я их ни в чём не упрекаю, упаси Господь. Все они хорошо ко мне относятся. Но до сих пор считаю: поступила правильно, что не предала свои убеждения. По тем же причинам педагогикой не занимаюсь. Нет у меня такой жилки, чтобы других учить, чтобы ждать-выжидать, пока у девчонки талант откроется. Или платья ей буду шить, кормить или выгоню на следующий день. Что же касается юношей, этаких непризнанных талантов, то я на них в молодости насмотрелась. Толпами вились возле юбки. Прямо ногами от них отбивалась.

Здесь по касательной замечу, что Нонна Викторовна четырежды была замужем. Первый муж - Вячеслав Тихонов. Второй брак – гражданский – с актёром Борисом Андроникашвили. Третий, тоже гражданский, с Играфом Иошкой, цыганским певцом. Четвёртое замужество случилось с актёром Владимиром Сошальским. Продлилось оно чуть больше полугода, однако бывшие супруги остались друзьями. И уже одно это обстоятельство неопровержимо доказывает: если Мордюковой по жизни случалось выйти с человеком, как говорится, на одну волну, то никаких сложностей её характера в их отношениях не проявлялось. Ещё Нонна Викторовна со времён сьёмок фильма «Простая история», а это 1960 год,- была тайно, сильно, но безответно влюблена в Василия Макаровича Шукшина. («Вася – моя светлая любовь, моё несказанное. Если быть до конца откровенной, мне не хотелось расставаться с ним никогда»). Не исключено, что в её жизни случались и адюльтеры, и другие короткие увлечения – не это сейчас меня занимает. Долгое время актриса категорически не соглашалась говорить на интимные темы, хотя многие «работники пера», включая и автора сих строк, настойчиво её к тому понуждали. В самом деле, было довольно странно, общаясь с Нонной Викторовной, то и дело слышать от неё: «Это случилось ещё до того, как я разошлась со Штирлицем». Или: «Штирлиц мне не раз говорил, что певица из меня никудышная». Но стоило попытаться углубить «тему Штирлица», как актриса резко, иногда почти агрессивно сворачивала разговор: «Да ну, не хочу даже вспоминать о нём!» Однако со временем, даже не скажу, под влиянием каких факторов, событий, наверное, всё же смерть сына повлияла, но Мордюкова вдруг стала очень открытой, почти распахнув свою исстрадавшуюся душу. Сама признавалась: «В какой-то момент я поняла, что моё нежелание признавать неудачи на семейном поприще - это определённо вид гордыни. А ещё постаралась понять тех многочисленных людей, которые хотели знать обо мне как можно больше. В их интересе, конечно, заключается и простое, обывательское любопытство – кто бы спорил. Только это и проявление неподдельной не скажу любви, но заинтересованности ко мне, публичному человеку, в силу моей профессии. Так и появились «Записки актрисы», где я достаточно подробно рассказываю о своей жизни, в том числе, и о неудавшемся замужестве с Вячеславом Тихоновым. Кому интересна моя откровенная исповедь, пусть обратится к моим книга «Не плачь, казачка», «Казачка».

Так вот, в том, что мы разошлись ничего удивительного. Мы не подходили друг другу ни в чём изначально. Трагически не подходили. Но я-то по молодости этого не понимала и своим напором, своим желанием заполучить такого красавца закружила ему голову. Он, бедный, и не выдержал натиска. Потом до меня дошло, что он мне вовсе был и не нужен. Однако появился Вовка, и мы по христианскому обычаю стали жить. А больше мучиться... Разводиться по тем временам обоим было стыдно. А тут ещё мама без конца увещевала меня: смотри, доченька, останешься на всю жизнь бобылкой с ребёнком на руках. Мама была мудрой, прозорливой. Своим женским чутьем она как бы предвосхитила всю мою жизнь. Она видела, что муж мой честен, порядочен, и стабильности у него не отнять. Он не выпивал, не буянил, по сторонам не заглядывал. Полагаю, что и не изменял мне. Однако через два дня после смерти матери мы разошлись. Он женился на женщине, которая соответствовала его представлению о супруге. За тринадцать лет нашей совместной жизни Слава ни разу ко мне в больницу не приехал, цветов никогда не дарил. А к ней и ездили, и дарил. Мама моя правильно говорила: не будет у тебя счастья с мужем, которого ты старше. Да нет, все это ерунда, конечно. Вся беда в том, что мы с ним душевными волнами не совпадали. Все мои последующие замужества по существу ничего в моей судьбе не изменили. Видать, до смертного часа нести мне крест одиночества.

- Вы давали мне отрывки своей книги ещё в рукописи для публикации в частном издании. В ваших воспоминаниях и рассуждениях проскальзывают отдельные мотивы обиды, досады, некоторого даже пессимистического разочарования в том, что всё так нескладно у вас получилось в семейной жизни. Нет лишь обыкновенной бабьей злости, кстати, вполне бы оправданной к бывшему мужу, если исходить из сермяжной бытовой логики. Однако, если всё подытожить, суммировать, взвесить, то, простите, Нонна Викторовна, получается так, что в отчуждении, непонимании больше виноваты вы, а не Вячеслав Васильевич.

- А так он и было. Я виновата, только я одна. Говорю же: он ко мне не испытывал никакого интереса. Его наша семейная жизнь поэтому и тяготила несказанно. Ни разу он не съездил на приработки - считал, что это унижает духовное артистическое начало. Но потом, для второй жены Тамары, для дочери Анны стал-таки ездить, и очень ретиво. Интерес появился.

- Но другие мужчины потом к вам этот самый интерес испытывали и, смею полагать, немалый.

- Я же говорю: крутилось возле меня народу много. И замуж не раз выходила - было дело. Но настоящего мужика, того самого орла, о котором мечтала моя героиня Саша Потапова из «Простой истории», так и не встретила. Такого, чтобы увидел и во мне обыкновенную женщину, мягкую, податливую, как воск, обидчивую, плаксивую, которую пригреть бы и не было бы преданнее её во всем мире. Не сподобил меня Господь той самой единственной половинкой…

- То что вы уже написал, Нонна Викторовна, опять же если откровенно, местами не совсем отточено и профессионально, зато всегда очень интересно, а то и просто поучительно. У вас не только словечки, обороты не затасканные – сами мысли оригинальные, серьезные, глубокие. Это откуда?

- От мамы-покойницы такое доброе наследство. Сложись судьба по-иному - мама была бы прекрасной писательницей. А я себя литератором не считаю, хотя, сколько помню, понемножечку кропала. Нет для меня большего удовольствия, чем зажечь лампу, отключить телефон и за письменный стол усесться. Этой тихой радости, наверное, хватит мне на всю оставшуюся жизнь. Есть что-то особое, таинственное в самом перенесении мыслей на бумагу. Я даже роли свои заучивая, всегда переношу их сначала на бумагу.

- Каким из своих фильмов вы не то, чтобы гордитесь, но всегда вспоминаете о нём с удовольствием?

- Вне всяких сомнений, это - «Они сражались за Родину». Я ведь поначалу не соглашалась там сниматься. Думалось: да ну их, поприезжают туда все семьями, а я буду среди них одна неприкаянно болтаться. Всё это я Шукшину вывезла, как на лопате. Его же Бондарчук специально подсылал ко мне, чтобы меня уболтать. И вот Вася звонит из Вёшинской: «Приезжай на роль Натальи Степановны! Ты здесь нужна всем, а мне – особенно!». Но я всё отнекиваюсь, ужом уворачиваюсь, а Вася в трубку кричит: «Приезжай! Ничего такого, о чём ты мне говорила, не будет и в помине». Признаться, не очень-то я поняла, «чего не будет», но поехала, раз такие люди столь настойчиво приглашают. Приезжаю, а всех жён как корова языком слизала. И ни одного артистического отпрыска на съёмочной площадке. Бондарчук даже обручальное кольцо снял, чтоб ничто не напоминало о моём постоянном семейном «банкротстве»! Только глаза его горящие до сих пор передо мной. Всё же мастер Сергей Фёдорович великий был, что бы про него ни говорили и ни писали. Он перед нами с Василием Макаровичем тогда сложнейшую профессиональную задачу поставил: на 150 метрах пленки, непрерывно, сыграть ключевую сцену. Даже партнёр мой, куда опытнее меня и тот считал, что снять одним включением такой отрезок невозможно. Киноактёр способен органично «вытянуть» 50, от силы - 60 метров. Дальше идет «голая механика». А у нас тогда так славно получилось! Действительно, какое-то состояние творческой эйфории я тогда пережила. Четыре раза мне посчастливилось сниматься с Шукшиным, но именно в этом последнем фильме произошло чудо. Мы так слаженно играли, что это было, как в пинг-понге: он мне - я ему. Мы так близки духовно были в тот момент, нам было так горячо в том магическом кольце, в которое мы попали, что не заметили, как сыграли - одним дублем на одном дыхании. А через несколько дней Васи не стало. Сгорел, как на костре. А всё из-за проклятой водки, которой он пытался усмирить свои эмоции. Вася - это мой вечный свет.

- Один из ваших недавних юбилеев был отмечен в стране очень широко (2005 год – М.З.). Сами вы как относитесь ко всякого рода датам?

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

Галкин Валерий 26.11.2015 в 21:05 # Ответить
Ждём очередной.....ЖЗЛ от МАЗ!
asad 26.11.2015 в 21:55 # Ответить
спасибо я всегда хотел узнат какая она было вот прочитал спасибо
асад 26.11.2015 в 21:58 # Ответить
вы пишите вот таких актрисы октйоров каторыйе были будут они жит вечна спасибо
V.Kris 26.11.2015 в 21:58 # Ответить
Нонна Викторовна была несомненно выдающейся актрисой XX века. И как прекрасно, что пишет о ней, не побоюсь этого слова, выдающийся публицист излома веков, с которым я имею счастье быть в дружеских отношениях. Хочется пожелать Мише Захарчуку и в дальнейшем столь же стабильных и многотрудных творческих успехов, какие он регулярно демонстрирует нам, его поклонникам, и которые несомненно продемонстрировал нам ещё раз в данном случае.
Татьяна П. 26.11.2015 в 22:38 # Ответить
Нонна Мордюкова и все её роли прошли рядом, бок- о- бок, через всю жизнь с нами.
И не верится, что её нет. Лишь только увидишь эти фильмы прошлых лет, такие правдивые и пронзительные, лицо сжимается от боли, хлынут слёзы.
И хочется захватиться ладонями и наплакаться досыта.
Почему? Потому что она не играла, она жила в фильмах. И каждому её слову люди верили.
И невозможно забыть этот ролик. Две бабы-железнодорожницы, замотанные жизнью, они говорят так, как в жизни было. Ничего наигранного. Женщины на рельсах. Таких не носят на руках. Такие сами на своих плечах Родину выносили из пламени.
Конечно, сегодня меня очень тронул этот очерк.
Я бы хотела его читать и перечитывать, сердцем окунаясь в ту неподдельную горечь, которую сумел донести до читателя Михаил Александрович. Он создал характер Сильной женщины так достоверно, что ощущается её присутствие, слышатся её интонации.
С благодарностью.
Александр Ушар 27.11.2015 в 08:01 # Ответить
Поскольку я временами позволяю себе делиться краткими впечатлениями о публикациях Михаила, то и очерки его читаю соответственно, стараясь глазом зацепиться за то, что может стать основой отклика. Именно так я поступил и сегодня. Но уже спустя пару абзацев забыл, что я потенциальный комментатор и просто проглотил весь этот талантливый рассказ о талантливом человеке. На одном дыхании. Не сделав никаких пометок и ремарок. Так что прошу уважаемого автора простить меня - комментария не будет.
НАТАЛИ 27.11.2015 в 08:21 # Ответить
Прочитав о Ноябрине Мордюковой сразу же картинками перед глазами мелькают ее разные роли. Что интересно в каждой роли столько вложено своей энергии, понимания моментов жизни каждого, разного ее героя. Настолько было завороженно смотреть фильм с ее участием, что казалось это сейчас и здесь происходят события. Без слюней, без похабщины. Чистота отношений, большие переживания во взгляде, поворотах, движениях. Словом одним Заслуженные все ее звания и награждения. И очень хорошо, что все это произошло при жизни. Одна из самых любимых моих артистов с БОЛЬШОЙ БУКВЫ! Благодарю Михаила Александровича за столь своевременное воспоминание о наших ГЕРОЯХ РОССИИ. Низкий поклон
Павел 27.11.2015 в 10:41 # Ответить
Миша, спасибо тебе, за то, что ты много материалов разрабатываешь в познавательном ракурсе. Это и читаемо, и интересно. К тому же ты умеешь найти стержень в каждом своем герое, вокруг которого и ведется повествование. Получается замкнутый цикл. Именно так интересно написан и материал о Нонне Мордюковой. А это удается далеко не всем журналистам. Удачи тебе и новых интересных материалов! Спасибо!!!
Вера Корсакова 27.11.2015 в 10:44 # Ответить
По данным ЮНЕСКО Мордюкова вошла в десятку лучших актеров ХХ века. Актриса необычная. характерная,. Вся она запоминается сразу: внешность, голос, интонации, на редкость удивительные, вроде из просторечия, но актерские, сыгранные душой, умом,сердцем.Она играла свою судьбу, себя выводила на экран, со страстным самовыражением. Порой сказанное тихо, а чувствовался крик души ее героинь, ее самой.Во всякой сильной женщине живет ребенок, Мордюкова была не исключением. Ее ранимость, при сильной, казалось бы непоколебимой натуре, пронизывала душу зрителей. В статье это все звучит. Захарчук пишет о ней с глубокой правдой того времени, когда она страдала, мучилась,ждала.Могла сделать больше,лучше.Но не сложилось.Светлая ей память.
Владимир Леонидов 27.11.2015 в 12:42 # Ответить
Ну казалось бы: чего эдакого мы не знаем о всенародной любимице Нонне Мордюковой? Вроде бы, предостаточно всего было написано, да и ею самой рассказано. Ан нет! Как всегда, у Михаила Захарчука в "загашниках" оказывается припасено много неизвестных или малоизвестных эпизодов, деталей, подробностей, которые он щедрой публицистической рукой высыпает теперь перед нами. Очень интересный материал. Спасибо!

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
12 июля
воскресенье
2020

В этот день:

Вертолет Михаила Ломоносова

12 июля 1754 года Михайло Ломоносов продемонстрировал модель вертолета

Вертолет Михаила Ломоносова

12 июля 1754 года Михайло Ломоносов продемонстрировал модель вертолета

В протоколе собраний конференции Российской Академии наук записано: «Почтеннейший советник Ломоносов показал изобретенную им машинку, которую называет воздухобежной (аэродромической) и которой устройство должно быть таково, что силой крыльев, движимых пружиной, подобной тем, какие обыкновенно бывают в часах, двигающихся горизонтально в противоположных направлениях, машина давит на воздух и поднимается по направлению к верхнему региону воздуха для того, чтобы, достигнув верхнего воздуха, можно было производить исследования метеорологическими приборами, прикрепленными к этой воздухобежной (аэродромической) машине. Машина была подвешена на веревке, натянутой между двумя блоками, и удерживалась в равновесии грузиками, подвешенными с противоположной стороны. При заведенной пружине быстро поднималась вверх. Это обещало желаемый эффект. По словам изобретателя, этот эффект увеличится, если увеличится мощность пружины, если больше будет дистанция между двумя парами крыльев и коробка, в которой помещается пружина, для наименьшего веса будет выполнена из дерева, о чем, как полагается, он обещал сам позаботиться».

 

Спасательный поход ледокола «Красин»

12 июля 1928 года советским ледоколом "Красин" спасен экипаж дирижабля «Италия»

Спасательный поход ледокола «Красин»

12 июля 1928 года советским ледоколом "Красин" спасен экипаж дирижабля «Италия»

При возвращении с Северного полюса потерпел катастрофу дирижабль «Италия». Оставшиеся в живых члены экспедиции генерала Умберто Нобиле и он сам оказались среди ледяной пустыни. Из всех судов, посланных на выручку, лишь «Красин» смог добраться до ледового лагеря экспедиции и спасти людей.

На обратном пути он оказал помощь германскому пассажирскому судну «Монте Сервантес» с полутора тысячами пассажиров на борту, которое получило пробоины, налетев на льдину. За этот героический поход ледокол был награждён орденом «Трудового Красного Знамени».

В США через Северный полюс

12 июля 1937 года стартовал беспосадочный перелет самолета «АНТ-25» по маршруту Москва - Северный полюс - США.

В США через Северный полюс

12 июля 1937 года стартовал беспосадочный перелет самолета «АНТ-25» по маршруту Москва - Северный полюс - США.

Его осуществил экипаж в составе летчиков М. ГРОМОВА, А. ЮМАШЕВА и штурмана С. ДАНИЛИНА. «АНТ-25» приземлился через 62 часа 17 минут в Сан-Джасинто на границе с Мексикой, установив новый мировой рекорд дальности полета по прямой линии. Экипаж мог продолжать полет и дальше, но не было соглашения на пересечение американо-мексиканской границы.

Операция «Кутузов»

12 июля 1943 года началось контрнаступление советских войск в ходе Курской битвы.

Операция «Кутузов»

12 июля 1943 года началось контрнаступление советских войск в ходе Курской битвы.

В его центре была Орловская стратегическая наступательная операция под кодовым названием «Кутузов». Она проходила с 12 июля по 18 августа 1943 года. Войска Западного и Брянского фронтов в первые два дня наступления прорвали тактическую зону обороны противника на Орловско-Курской дуге. Наступление развернулось в широкой полосе, что позволило Центральному фронту нанести удар в направлении Кром. 29 июля был освобожден Болхов, а к утру 5 августа — Орёл. К 18 августа советские войска подошли к оборонительному рубежу противника «Хаген» восточнее Брянска. 15 фашистких дивизий были полностью разгромлены. Советские войска продвинулись на 150-170 километров. С крупным поражением группы армий «Центр» под Орлом рухнули планы немецкого командования по использованию орловского плацдарма для удара в восточном направлении. Контрнаступление начало перерастать в общее наступление Красной Армии на запад.

"Демонстратор-2"

12 июля 2002 года с АПЛ "Рязань" запущен уникальный космический аппарат

"Демонстратор-2"

12 июля 2002 года с АПЛ "Рязань" запущен уникальный космический аппарат

Это надувное тормозное устройство парашютного типа многоразового использования для спускаемых космических устройств. Его предшественники, надувные конструкции для входа в атмосферу и обеспечения мягкой посадки, разрабатывались в СССР и за рубежом еще с начала так называемой Лунной гонки. «Демонстратор» намного совершеннее их и первоначально был создан для доставки на Красную планету малых автоматических исследовательских станций, в частности, отечественной «Марс-96».

Он представляет собой надувную двухкаскадную оболочку, снабженную средствами тепловой защиты и гашения удара при посадке. Его использование не требует обычного парашюта и тяжелого теплозащитного щита для доставки человека из космоса на Землю. «Демонстратор» изготовлен из термостойкого материала и наполняется газообразным азотом.

«Демонстратор-2» - единственный в мире космический многоразовый спускаемый аппарат, который можно запускать на орбиту с борта подводной лодки, используя в качестве ракеты-носителя конверсионную модель межконтинентальной баллистической ракеты типа РСМ-50 (SS-N-18 по классификации НАТО), получившей название «Волна». Она используется для экспериментальных пусков, а также для вывода сверхмалых спутников на низкую околоземную орбиту и обоснованно признается достаточно дешевой ракетой-носителем для вывода аппарата на орбиту. Пуск с борта атомной подводной лодки в подводном состоянии позволяет в еще большей степени удешевить запуск (подводная лодка выступает в качестве «морского космодрома»).

 

Памяти адмирала Нахимова

12 июля 1855 года умер от ран Павел Степанович Нахимов

Памяти адмирала Нахимова

12 июля 1855 года умер от ран Павел Степанович Нахимов

Произошло это во время Крымской войны. В июне — июле 1854 года превосходящие силы флота Англии, Франции, Турции и Сардинии — 34 линейных корабля и 55 фрегатов (в том числе большинство паровых) блокировали русский флот (14 линейных парусных кораблей, 6 фрегатов и 6 пароходо-фрегатов) в бухте Севастополя.

Гибель адмирала Нахимова

В конце августа 1854 года десантный флот с наземными войсками двинулся к крымским берегам. Численность десантных войск составляла 62 тысячи человек со 134 полевыми и 73 осадными орудиями. Оборона Севастополя была поручена на первое время адмиралам Нахимову и Корнилову, в распоряжении которых оставалось 18 тысяч человек — преимущественно флотских экипажей. Пока эти великие адмиралы были живы, европейские агрессоры, имея 4-кратное превосходство в силах, были не в состоянии что-либо поделать с защитниками Севастополя. К сожалению, Владимир Алексеевич Корнилов погиб 17 октября 1854 года. 12 июля 1855 года настал славный черед Павла Степановича Нахимова, который получил смертельное ранение на 3-м бастионе.

Нахимов поехал на 3-й бастион потому, что узнал о начавшемся усиленном обстреле этого укрепления. Прибыв на бастион, Нахимов сел на скамье у блиндажа начальника, вице-адмирала Панфилова. Кругом стояло несколько флотских и пехотных офицеров, толковали о служебных делах. Вдруг раздался крик сигналиста: бомба! Все бросились в блиндажи, кроме Нахимова, который, беспрестанно твердя своим подчиненным о благоразумной осторожности и самосохранении, сам остался на скамье и не пошевельнулся при взрыве бомбы, осыпавшей осколками, землей и камнями то место, где прежде стояли офицеры. Когда миновала опасность, все вышли из блиндажа, разговор возобновился, о бомбе и в помине не было.

Но вот оба всадника оказались уже на Малаховом кургане, и на том именно бастионе, где пал в октябре Корнилов и который с тех пор назывался Корниловским.

Нахимов тут соскочил с коня, матросы и солдаты бастиона сейчас же окружили его.

“Здорово, наши молодцы! Ну, друзья, я смотрел вашу батарею, она теперь далеко не та, какой была прежде, она теперь хорошо укреплена! Ну, так неприятель не должен и думать, что здесь можно каким бы то ни было способом вторично прорваться. Смотрите же, друзья, докажите французу, что вы такие же молодцы, какими я вас знаю, а за новые работы и за то, что вы хорошо деретесь, — спасибо!” На матросов, по наблюдению окружавших, навеки запомнивших все, что случилось в роковой день, речь и уже самое появление их общего любимца произвели обычное бодрящее, радостное впечатление. Поговорив с матросами, Нахимов отдал приказание начальнику батареи и пошел по направлению к банкету, у вершины бастиона. Его догнали офицеры и всячески стали задерживать, зная, как он в последнее время ведет себя на банкетах. Начальник 4-го отделения прямо заявил Нахимову, что “все исправно” и что ему нечего беспокоиться, хотя Нахимов ни его и никого вообще ни о чем не спрашивал, а шагал все вперед и вперед.

Капитан Керн, не зная, что только придумать, чтобы увести Нахимова от неминуемой смерти, сказал, что идет богослужение в бастионе, так как завтра праздник Петра и Павла (именины Нахимова); так вот, не угодно ли пойти послушать? “Я вас не держу-с!” — ответил Нахимов.

Дошли до банкета. Нахимов взял подзорную трубу у сигнальщика и шагнул на банкет. Его высокая сутулая фигура в золотых адмиральских эполетах показалась на банкете одинокой, совсем близкой, бросающейся в глаза мишенью прямо перед французской батареей. Керн и адъютант сделали еще последнюю попытку предупредить несчастье и стали убеждать Нахимова хоть пониже нагнуться или зайти к ним за мешки, чтобы смотреть оттуда. Нахимов, не отвечая, стоял совершенно неподвижно и все смотрел в трубу в сторону французов. Просвистела пуля, уже явно прицельная, и ударилась около самого локтя Нахимова в мешок с землей. “Они сегодня довольно метко стреляют”, — сказал Нахимов, и в этот момент грянул новый выстрел. Адмирал без единого стона упал на землю, как подкошенный.

Штуцерная пуля ударила в лицо, пробила череп и вышла у затылка.

Он уже не приходил в сознание. Его перенесли на квартиру. Прошел день, ночь, снова наступил день. Лучшие наличные медицинские силы собрались у его постели. Он изредка открывал глаза, но смотрел неподвижно и молчал. Наступила последняя ночь, потом утро 30 июня (12 июля н.ст.) 1855 года. Толпа молчаливо стояла около дома. Вдали грохотала бомбардировка.

Вот показание одного из допущенных к одру умирающего: “Войдя в комнату, где лежал адмирал, я нашел у него докторов, тех же, что оставил ночью, и прусского лейб-медика, приехавшего посмотреть на действие своего лекарства. Больной дышал и по временам открывал глаза; но около 11 часов дыхание сделалось вдруг сильнее; в комнате воцарилось молчание. Доктора подошли к кровати. „Вот наступает смерть“, — громко и внятно сказал Соколов, вероятно не зная, что около меня сидел его племянник П. В. Воеводский... Последние минуты Павла Степановича оканчивались! Больной потянулся первый раз и дыхание сделалось реже... После нескольких вздохов он снова вытянулся и медленно вздохнул... Умирающий сделал еще конвульсивное движение, еще вздохнул три раза, и никто из присутствующих не заметил его последнего вздоха. Но прошло несколько тяжких мгновений, все взялись за часы, и, когда Соколов громко проговорил: ,,Скончался“, — было 11 часов 7 минут... Герой Наварина, Синопа и Севастополя, этот рыцарь без страха и укоризны, окончил свое славное поприще”.

Матросы толпились вокруг гроба целые сутки днем и ночью, целуя руки мертвеца, сменяя друг друга, уходя снова на бастионы и возвращаясь к гробу, как только их опять отпускали. Вот письмо одной из сестер милосердия, живо восстанавливающее пред нами переживаемый момент. “Во второй комнате стоял его гроб золотой парчи, вокруг много подушек с орденами, в головах три адмиральских флага сгруппированы, а сам он был покрыт тем простреленным и изорванным флагом, который развевался на его корабле в день Синопской битвы. По загорелым щекам моряков, которые стояли на часах, текли слезы. Да и с тех пор я не видела ни одного моряка, который бы не сказал, что с радостью лег бы за него”.

Похороны Нахимова навсегда запомнились очевидцами. “Никогда я не буду в силах передать тебе этого глубоко грустного впечатления. Море с грозным и многочисленным флотом наших врагов. Горы с нашими бастионами, где Нахимов бывал беспрестанно, ободряя еще более примером, чем словом. И горы с их батареями, с которых так беспощадно они громят Севастополь и с которых они и теперь могли стрелять прямо в процессию; но они были так любезны, что во все это время не было ни одного выстрела. Представь же себе этот огромный вид, и над всем этим, а особливо над морем, мрачные, тяжелые тучи; только кой-где вверху блистало светлое облако. Заунывная музыка, грустный перезвон колоколов, печально-торжественное пение.... Так хоронили моряки своего Синопского героя, так хоронил Севастополь своего неустрашимого защитника”.

(Историк Тарле Е.В.)

Герой Халхин-Гола

12 июля 1939 года погиб комбриг Михаил Яковлев

Герой Халхин-Гола

12 июля 1939 года погиб комбриг Михаил Яковлев

Сегодня отмечается день памяти Михаила Павловича Яковлева (1903-1939), участника боев на Халхин-Голе, командира танковой бригады, Героя Советского Союза.
С 13 лет, закончив 4 класса школы, Михаил пошел работать подручным литейщика на завод в Ленинграде. С марта 1921 года в Красной Армии, в хозвзводе пулеметных курсов. Участвовал вместе с курсантами в ликвидации антоновских банд. Через два месяца Яковлев был направлен в пехотную школу. По окончании ее с отличием, началось быстрое продвижение по службе: командир взвода, командир роты, командир батальона в 32-м полку 11-й Ленинградской стрелковой дивизии. С апреля 1931 года — командир учебного батальона 11-го Алма-Атинского стрелкового полка. В 1935—1936 годах командир стрелково-пулеметного батальона 9-й отдельной мотомехбригады. После окончания в 1937 году Ленинградских бронетанковых курсов усовершенствования комсостава имени А.С.Бубнова, в сентябре 1938 года был назначен командиром 11-й танковой бригады.
Участник боев с японскими войсками в Монголии на реке Халхин-Гол с 11 мая 1939 года. Отличился в бою 3-5 июля 1939 года с превосходящими силами японских войск, захватившими господствующую высоту — гору Баин-Цаган и прилегающие к ней участки местности, что создавало угрозу для основной группировке советско-монгольских войск. Погиб в бою 12 июля 1939 года.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 августа 1939 года «за умелое и мужественное командование танковой бригадой и личный героизм, проявленный в Баинцаганском сражении с японскими милитаристами», комбригу Яковлеву Михаилу Павловичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии