RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Самопожертвование танкиста
11 марта 2014 г.

Самопожертвование танкиста

11 марта исполнилось бы 55 лет Сергею Георгиевичу Вчерашневу (погиб в Афгане 1 декабря 1980 года)
Космические силы России
1 августа 2018 г.

Космические силы России

1 августа 2015 года созданы Военно-космические силы Российской Федерации
Какова песня - такова душа
26 февраля 2014 г.

Какова песня - такова душа

Спортивные итоги Олимпиады-2014 восхищают, технологические достижения организации Игр не имеют аналогов, но...
Легендарный пожарный ХХ века
8 октября 2018 г.

Легендарный пожарный ХХ века

18 декабря 2003 года генерал-майору внутренней службы Владимиру Михайловичу Максимчуку присвоено звание Героя Российской Федерации посмертно.
Путин режет правду-матку
29 сентября 2015 г.

Путин режет правду-матку

Президент РФ отшлёпал Америку, как нашкодившую институтку
Главная » Герои нашего времени » Великая казачка

Великая казачка

25 ноября 2015 года – 90 лет со дня рождения народной артистки Советского Союза Н.В.Мордюковой

Она аграждена пятью орденами СССР и России, была лауреатом премий «Золотой овен» в номинации «Человек кинематографического года» и «Кумир» в номинации «За высокое служение искусству». Ей присуждался специальный приз «Честь и достоинство» национальной кинематографической премии.
Великая казачка

Ещё будучи студенткой ВГИКа, Нонна (Ноябрина) Мордюкова дебютировала в кино, сыграв Ульяну Громову в фильме С.Герасимова «Молодая гвардия». И получила за ту работу Сталинскую премию первой степени – ныне Государственная премия. Взяв в молодости столь головокружительную профессиональную высоту, актриса в последующей жизни никогда не снижала творческой активности, наоборот только её наращивала. Звание народной артистки Советского Союза Мордюкова получила в 1974 году. Потом была награждена ещё пятью орденами СССР и России. Её дважды признавали лучшей актрисой года. Она стала лауреатом премий «Золотой овен» в номинации «Человек кинематографического года» и «Кумир» в номинации «За высокое служение искусству». Ей присуждался специальный приз «Честь и достоинство» национальной кинематографической премии. Наконец, Нонна Викторовна была включена в первую двадцатку самых выдающихся актрис XX века редакционным советом британской энциклопедии «Кто есть кто» («Who is Who»). Думается, по праву. Очень великой и пронзительно народной была Мордюкова. И жизнь она прожила столь бурную и тяжёлую, как ни одна другая советская актриса.

Долгие годы мне посчастливилось много и близко общаться с этой удивительной женщиной. Писал я о ней в различных изданиях, не зная отказа в интервью. И в некоторых других моих начинаниях, Нонна Викторовна всегда приходила на помощь. Когда в Доме кинематографистов устраивалась презентация женского номера журнала «Вестник ПВО», где я был главным редактором, Мордюкова стала нашей почётной гостьей, отказавшись от скромного гонорара. Двухтысячный зал приветствовал легенду отечественного кино овацией, а я встал перед ней на колени и с благодарностью вручил спонсорский подарок – французские духи – всё, что мог тогда. Её приход был для меня особенно ценен потому, что после смерти сына Владимира в 1990 году актриса на три года отказалась от всех массовых мероприятий и почти на людях не появлялась. Заметив мою смущённость от неказистости подарка, Нонна Викторовна нестандартно подбодрила: «Вот этот «Пуазон» обошёлся бы в три моих месячных пенсии». Мне натурально захотелось завыть от досады. Это ж надо: на туманном Альбионе Мордюкову полагают актрисой века, но у себя на родине она заслужила лишь треть пузырька французского парфюма. А на дворе начинался «лихой ельцинский» 1992 год…

Мы познакомились с Нонной Викторовной где-то в середине семидесятых на одном из сборных концертов, посвящённом Дню Советской Армии и Военно-Морского флота в подмосковной воинской части. Цветов и подарков солдаты и офицеры надарили любимой актрисе столько, что пришлось помочь ей в транспортировке. Мордюкова обитала в 169-й квартире знаменитой высотки на Котельнической набережной сначала с сыном, потом сама. Спустя несколько лет, ей пришлось из-за стеснённых материальных условий продать престижное жильё и перебраться в один из «спальных» московских районов в крохотулечную «однушку». Помогая актрисе распихивать по углам нехитрые её пожитки, я помнится, заметил: «А ведь миллионы ваших зрителей, небось, думают, что вы - счастливая и преуспевающая, живете в хоромах, с прислугой?

- Скажешь такое – прислуга. Никто, никогда и ни в чём мне не помогает. Сама всегда стираю, убираю, стряпаю. Не раз слышала за спиной удивленное: «Смотри ты, Мордюкова ходит в овощной!». А кто же за меня туда сходит? Вообще, я потрудилась на своём веку не меньше моих героинь. Ещё школьницей в поле работала, за скотиной ухаживала, вёдра тяжёлые таскала. Меньших братьев и сестёр нянчила. Потом уже, когда институт закончила, так всё равно оставалась старшей. И помогала младшим, чем могла, потому что родителей мы лишились очень рано. (У актрисы было три сестры и два брата).

Что же касается счастья, то ведь оно, как зарница: полыхнёт, захватит полнеба и погаснет. И жди опять годами, когда ещё полыхнет. Конечно, и в моей жизни сверкали зарницы. Я всё же не могу жаловаться, что обделена известностью, горячей, искренней любовью зрителей. Кое-что сделала и для отечественного кино. И за свою работу мне не стыдно: ни от одной сыгранной роли не откажусь сегодня. Печальнее другое. Вот я такая известная и, чего скромничать, где-то даже всенародно любимая актриса, а часто по-бабьи завидую своим коллегам-сверстницам, которые почти не оставили следа в кинематографе, зато сумели в своё время удачно выйти замуж, нарожать детей, вообще наладить семейный быт, чтобы внуки были, дача там, машина, огород. Всего этого мне сейчас очень не хватает. А во второй половине жизни женщина не может о таком не задумываться.

Напомню читателям РГК, что Мордюкова сыграла без малого в полусотне отечественных фильмов. Есть у неё роли поистине эпохальные, высочайшего нравственного и трагического звучания – председатель колхоза Саша Потапова в «Простой истории», Клавдия Вавилова в «Комиссаре». Многажды создавала она комические и даже гротескные роли. Как тут не вспомнить купчиху Домну Евстигнеевну Белотелову из «Женитьбы Бальзаминова», управдома Варвару Плющ из «Бриллиантовой руки» или приму театра Раису Сурмилову из классического водевиля «Лев Гурыч Сничкин». Но всё-таки львиная доля её работ, ставших, без преувеличения классикой отечественного кинематографа – это судьбы простых женщин из самых что ни на есть глубин русского этноса. Вспомним сельскую жительницу Марию Коновалову из «Родни», Федосью Угрюмову из «Русского поля» (в этой картине она снялась с сыном Володей – М.З.), Доню Трубникову из «Председателя». Дальше – просто имена и фамилии её героинь: Стеша Ряшкина, Дуся Ошуркова, Даша Бокова, Мария Иванова. Или даже вовсе без фамилий: Степанида, Наталья, Рыбачка, Тётя Паня, Баба Зина, Кузюрка. А всё равно, человек хотя бы мало-мальски интересующий отечественным кино, без труда назовёт те фильмы, из которых взяты эти персонажи. В культовой картине «Добровольцы» фамилии Мордюковой вообще нет даже в титрах. Но когда я скажу читателям, что она там сыграла метростроевку, поющую арию Кармен в забое, многие без труда вспомнят и этот колоритный персонаж. В 1995 -1996 годах Нонна Мордюкова снялась в паре с актрисой Риммой Марковой в нескольких социальных телевизионных роликах под общим названием «Русский проект» на телеканале «ОРТ»: «Дай вам Бог здоровья», «Спаси и сохрани», «Сборка-1», «Сборка-2». В каждом играла бабу - рабочую на железнодорожных путях. В те времена мы были, наверное, единственной страной, так заботливо и повсеместно обеспечивающей женщин столь «лёгким» трудом. Мордюкова запечатлела это государственное свинство навечно.

Последней её ролью стала мама Полина из фильма «Мама» Дениса Евстигнеева. Сама говорила, что это не самая удачная её работа. Изначальный посыл картины нелепый: мать ведёт детей своих на верную смерть. Только в наших воспоминаниях о великой актрисе не это самое главное, а то, что до самой её смерти никто из режиссёров не снимал больше Нонну Викторовну даже в короткометражках. У неё, к великому сожалению, была стойкая слава неуживчивой, капризной и привередливой особы. Категорически не согласен с подобным утверждением. И доказать это попробую, ссылаясь на наши многочисленные беседы в те самые «лихие ельцинские» годы. А читатели пусть сами разберутся, что к чему.

- Скажите, Нонна Викторовна, как так получается, что при ваших способностях, при таланте бесспорном (в сторону всякую лесть!) приходится с грустью констатировать «невостребованность актрисы Мордюковой»? Причём, ведь и не одна вы оказались в таком незавидном положении. То есть в данном случае мы можем вести речь уже о проблеме отечественной культуры.

- Ну я не возьму на себя смелость говорить за всю нашу культуру. Хотя много и мучительно над этой проблемой размышляла, изустно и печатано выступала. Она и сейчас не даёт мне покоя. Даже фразу такую «родила», чем очень горжусь: «Искусство - это торжество пола». Но что касается личной, как ты говоришь, невостребованности, то её я отчасти объяснить могу.

Мне, к великому сожалению, не посчастливилось полюбить ни талантливого режиссера, ни умного, модного сценариста, хотя бы такого, как Витя Мережко. Не создала я семью с человеком, который мог бы мной вдохновиться, как Феллини - Мазиной. Или у нас есть потрясающая в этом смысле пара - Панфилов и Чурикова. Подобный тандем в искусстве - великая, созидающая вещь, при условии, разумеется, что супруги действительно творцы. В меня же режиссёры по большей части летуче «влюблялись», как, скажем, Никита Михалков. Впился пауком, выпил всю кровь, раскрыв при этом лишь одну грань моих способностей - и до свидания. А представь себе, была бы я молодая, да ещё и женой его была бы. Наверное, он рассмотрел бы во мне не только колхозную тетку. (Здесь имелся в виду фильм «Родня» - М.З.).

Далее, я даже представить себе не могу «белого танца» с режиссером, вообще с кинематографом. Хотя, казалось бы, если люди себя в депутаты, в меры, в президенты вона - косяком предлагают, то что комплексовать мне, худо бедно, приличному профессионалу, который, пусть не всегда сыграет блестяще, великолепно, но добротно - с гарантией. Не могу. Воспитание, совесть проклятые не позволяют. Позвонить режиссёру, предложить свои услуги в фильме для меня всё равно, что мужчине предложить себя как женщину. Будучи одной из шестидесяти претенденток на главную роль в фильме «Трясина», я, не поверишь, за три версты обходила Григория Наумовича Чухрая: стыдилась мозолить человеку глаза.

Повторяю: за сделанное краснеть перед людьми мне не приходится. Но ведь вся штука в том, что я могла бы принести отечественному искусству и куда большую пользу. Не говорю уже о Наташе Ростовой или Анне Карениной - ролях, которые мне многие умные люди пророчили. Аксинью шолоховскую не сыграла! А мне, откровенно говоря, представлялось в ту пору, что и в искусство я пришла лишь затем, чтобы сняться в «Тихом Доне». Да что там сняться. Я готова была лечь посредине степи и стать рекой, деревом, холмом, лишь бы только послужить фильму о земле, которую исходила в детстве и юности босыми ногами. Не послужила. Значит, не нуждались во мне «мастеровые» - писатель и режиссёр. Хотя мне-то самой казалось и, грешным делом, до сих пор кажется, что это не я, а они многое потеряли, не пригласив меня в свой фильм. Я на Дону все запахи знаю, все травы и цветы для меня родные. Как же можно было без меня обойтись? Ох, и настрадалась я тогда и намучилась. Но, справедливости ради, должна сказать, что Быстрицкая-Аксинья мне очень понравилась. Просто я бы сыграла Аксинью совсем по-иному…

- Вот сейчас у вас один из затянувшихся простоев. А не возникало ли в такой ситуации мысли заняться режиссурой или так модной в артистическом кругу педагогической деятельностью? Наконец, почему бы вам не отправиться на пресловутый «чёс». Пару роликов с отрывками из собственных фильмов - под мышку и вперёд по безбрежной России…

- Нет, дорогой, это не моё. Я вообще в жизни стараюсь не заниматься ничем таким, что было бы несвойственно моей натуре, моему мировоззрению. Это не дешёвое кокетство. Когда в США, в Белом доме показали нашего «Комиссара», ко мне подошли серьёзные люди из Голливуда и предложили сниматься в экранизации романа Стейнбека «Гроздья гнева». «Так я же английского не знаю!»,- искренне удивилась. «Ничего, мы русскими буквами английский текст вам напишем». И съёмки предлагают буквально через четыре дня. Отказалась, не раздумывая. Зачем мне было, как спутанной лошади о каждую фразу спотыкаться? Зачем играть английскую фермершу на чужом языке? Ради денег? Так они меня никогда не интересовали. И наследство оставлять некому после смерти сына. У режиссёров Приемыхова и Пашкова, которые были со мной в делегации, глаза на лоб полезли от моей безрассудной выходки. Говорят: дура ты набитая, Нонна, от такого фарта в жизни отказалась. И подруги потом мне, примерно, то же талдычили. Я их ни в чём не упрекаю, упаси Господь. Все они хорошо ко мне относятся. Но до сих пор считаю: поступила правильно, что не предала свои убеждения. По тем же причинам педагогикой не занимаюсь. Нет у меня такой жилки, чтобы других учить, чтобы ждать-выжидать, пока у девчонки талант откроется. Или платья ей буду шить, кормить или выгоню на следующий день. Что же касается юношей, этаких непризнанных талантов, то я на них в молодости насмотрелась. Толпами вились возле юбки. Прямо ногами от них отбивалась.

Здесь по касательной замечу, что Нонна Викторовна четырежды была замужем. Первый муж - Вячеслав Тихонов. Второй брак – гражданский – с актёром Борисом Андроникашвили. Третий, тоже гражданский, с Играфом Иошкой, цыганским певцом. Четвёртое замужество случилось с актёром Владимиром Сошальским. Продлилось оно чуть больше полугода, однако бывшие супруги остались друзьями. И уже одно это обстоятельство неопровержимо доказывает: если Мордюковой по жизни случалось выйти с человеком, как говорится, на одну волну, то никаких сложностей её характера в их отношениях не проявлялось. Ещё Нонна Викторовна со времён сьёмок фильма «Простая история», а это 1960 год,- была тайно, сильно, но безответно влюблена в Василия Макаровича Шукшина. («Вася – моя светлая любовь, моё несказанное. Если быть до конца откровенной, мне не хотелось расставаться с ним никогда»). Не исключено, что в её жизни случались и адюльтеры, и другие короткие увлечения – не это сейчас меня занимает. Долгое время актриса категорически не соглашалась говорить на интимные темы, хотя многие «работники пера», включая и автора сих строк, настойчиво её к тому понуждали. В самом деле, было довольно странно, общаясь с Нонной Викторовной, то и дело слышать от неё: «Это случилось ещё до того, как я разошлась со Штирлицем». Или: «Штирлиц мне не раз говорил, что певица из меня никудышная». Но стоило попытаться углубить «тему Штирлица», как актриса резко, иногда почти агрессивно сворачивала разговор: «Да ну, не хочу даже вспоминать о нём!» Однако со временем, даже не скажу, под влиянием каких факторов, событий, наверное, всё же смерть сына повлияла, но Мордюкова вдруг стала очень открытой, почти распахнув свою исстрадавшуюся душу. Сама признавалась: «В какой-то момент я поняла, что моё нежелание признавать неудачи на семейном поприще - это определённо вид гордыни. А ещё постаралась понять тех многочисленных людей, которые хотели знать обо мне как можно больше. В их интересе, конечно, заключается и простое, обывательское любопытство – кто бы спорил. Только это и проявление неподдельной не скажу любви, но заинтересованности ко мне, публичному человеку, в силу моей профессии. Так и появились «Записки актрисы», где я достаточно подробно рассказываю о своей жизни, в том числе, и о неудавшемся замужестве с Вячеславом Тихоновым. Кому интересна моя откровенная исповедь, пусть обратится к моим книга «Не плачь, казачка», «Казачка».

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

Эмилия 27.11.2015 в 13:49 # Ответить
Спасибо, Миша, столько тепла и души вложено в каждое слово о Нонне Мордюковой, очень проникноенно и талантливо.
Нина 27.11.2015 в 18:06 # Ответить
Прекрасная неординарная артистка. Действительно народная! Очень жаль. что не сложилась ее личная жизнь. Михаил, спасибо за Ваши статьи, написанные душой!
Петр Карапетян 01.12.2015 в 14:23 # Ответить
Спасибо, Миша, что помнишь! "Родню" готов смотреть без устали. Великая и неповторимая Нона Мордюкова!
Наталья 05.12.2015 в 20:34 # Ответить
Самое удивительное, что даже в один ряд и некого поставить, по силе и уникальности её таланта. Обидно и горько и больно от того, что даже приблизительно никто не достигнет такого уровня игры, такой высокой планки.И, конечно же по-человечески жалко за несложившееся женское счастье и невостребованность ролей. Великая Женщина! Великая во всем! Спасибо за достойный рассказ!

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
10 апреля
пятница
2020

В этот день:

Город Сталина

10 апреля 1925 года город Царицын переименован в Сталинград.

Город Сталина

10 апреля 1925 года город Царицын переименован в Сталинград.

Сделано это было вовсе не Сталиным, как утверждают недобросовестные историки. Решение было принято по результатам проведённых по этому вопросу городских и уездных съездах и собраниях рабочих.

В Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ) хранится письмо Сталина секретарю Царицынского губкома ВКП(б) Шеболдаеву, где генсек указывает, что переименование Царицына начато без согласования с ним и он настоятельно возражает против присвоения городу его имени. Однако, решение было принято и город стал называться именем Сталина.

Ядерное братство

10 апреля 1955 года между СССР и КНР подписано соглашение о строительстве в Китае циклотрона и ядерного реактора.

Ядерное братство

10 апреля 1955 года между СССР и КНР подписано соглашение о строительстве в Китае циклотрона и ядерного реактора.

С участием советских специалистов уже в середине 1955 года в Китае развернулось строительство исследовательского реактора на тяжелой воде, а в сентябре 1958 года был введен в строй ускоритель элементарных частиц.

Затем китайская атомная программа была дополнена секретным военным разделом, который нашел свое отражение в 12-летнем (1956-1967) плане развития науки и техники, направленном на создание национальной научно-технической базы. Особое внимание было уделено развитию атомной энергетики и электроники, а в военной области - разработке ядерного оружия и его носителей.

Расстрел чекиста

10 апреля 2005 года в Москве был убит бывший начальник Управления ФСБ по Москве и Московской области генерал-полковник ФСБ Анатолий ТРОФИМОВ.

Расстрел чекиста

10 апреля 2005 года в Москве был убит бывший начальник Управления ФСБ по Москве и Московской области генерал-полковник ФСБ Анатолий ТРОФИМОВ.

 

Трофимова расстрелял киллер на улице Клязьминская в Москве, возле дома номер 11 в его автомобиле джип Grand Cherokee; ранения получила также жена генерала, сидевшая в автомобиле, которая позже скончалась. Расследование преступления зашло в тупик.

 

Трофимов до 1991 года занимался к КГБ отслеживанием диссидентов. А после 1991 года, наоборот, встал в одну шеренгу с бывшими инакомыслящими. Отличился тем, что в октябре 1993 года участвовал в аресте вождей оппозиционного Верховного Совета: в частности, Александра Руцкого и Руслана Хасбулатова. В мае 1994 года был назначен в Академию ФСБ на должность начальника курсов повышения квалификации руководящего состава. 19 января 1995 года указом Ельцина был повышен до заместителя директора ФСБ и одновременно стал начальником московского Управления ФСБ.

В феврале 1997 уволен, по мнению некоторых СМИ, в результате депутатского запроса Ю. Щекочихина. Как известно, впоследствии Щекочихин умер «странной» смертью. По свидетельству коллег, он втечение двух недель превратился в дряхлого старика, у которого стали отказывать все внутренние органы. Медицинское расследование показало, что смерть наступила в результате интоксикации организма. Многие СМИ писали тогда о возможном применении поллония (кстати, впоследствии похожей смертью умер бывший сотрудник ФСБ Александр Литвиненко). Что касается Щекочихина, то незадолго до своей смерти, в 2002—2003 гг. он был членом «Общественной комиссии по расследованию обстоятельств взрывов домов в городах Москве и Волгодонске и проведения учений в городе Рязани в сентябре 1999 года». Речь шла о пресловутых учениях ФСБ по закладке в жилые дома муляжей, имитирующих взрывные устройства.

Трофимова расстрелял киллер на улице Клязьминская в Москве, возле дома номер 11 в его автомобиле джип Grand Cherokee; ранения получила также жена генерала, сидевшая в автомобиле, которая позже скончалась.

В апреле 2006 года в западной прессе появились сообщения, связывающие Трофимова с Литвиненко и косвенно с поллонием. Так, британский депутат Джерард Баттен (Gerard Batten) заявил в парламенте ЕС, что Трофимов говорил А. Литвиненко о присутствии и деятельности среди политиков Италии множества бывших агентов КГБ, в качестве одного из которых на тот момент действовал Романо Проди. Согласно газете EU Reporter, «ещё один бывший высокопоставленный офицер КГБ, действовавший в Лондоне, подтвердил рассказ».

В общем, история настолько запутанная, что вряд ли расследование гибели Трофимова и его жены когда-нибудь дойдет до завершения.

 

 

Что с погодой?

10 апреля 1722 года по указу Петра I в Санкт-Петербурге начались систематические наблюдения за погодой.

Что с погодой?

10 апреля 1722 года по указу Петра I в Санкт-Петербурге начались систематические наблюдения за погодой.

Они первоначально носили описательный характер. Записи вёл вице-адмирал Корнелиус Крюйс. Вот, например, одна из таких записей: «Апрель, 22, воскресенье. Поутру ветер норд-вест. Пасмурно и студено… В полдни ветр малый норд-вест и дождь после полудня». Постепенно наблюдения приобретали более научный характер.

Победа над турками близ Браилова

10 апреля 1791 года во время русско-турецкой войны 1787-91 гг. русская гребная флотилия под командованием капитана 2 ранга Поскочина уничтожила 15 турецких судов при взятии укреплений близ Браилова.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии