RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Последнее интервью Вячеслава Клыкова
2 июня 2014 г.

Последнее интервью Вячеслава Клыкова

2 июня 2006 года отошел ко Господу великий русский скульптор и патриот Вячеслав Михайлович Клыков
Операция «Магистраль»: подвиг 9 роты
8 января 2016 г.

Операция «Магистраль»: подвиг 9 роты

8 января 1988 года победой закончился двухдневный бой 39 советских десантников с 400 афганскими душманами
«Прозрачные стены» Георгия Блейка
14 июля 2019 г.

«Прозрачные стены» Георгия Блейка

Нагрудным знаком № 1 " За службу в разведке" 14 июля 1990 года был награжден Георгий Блейк, он же - Жорж Бехар, он же — Джордж Блейк, он же - Георгий Иванович Бехтер
Первый цыган мира
26 декабря 2014 г.

Первый цыган мира

27 декабря 2014 года народному артисту СССР Николаю Алексеевичу Сличенко исполняется 80 лет
Прощай, учитель Бугаец!
6 июня 2018 г.

Прощай, учитель Бугаец!

Ушёл из жизни участник Великой Отечественной войны, военный педагог и военный журналист, кандидат исторических наук, полковник в отставке Анатолий Васильевич Бугаец
Главная » Герои нашего времени » Великая казачка

Великая казачка

25 ноября 2015 года – 90 лет со дня рождения народной артистки Советского Союза Н.В.Мордюковой

Она аграждена пятью орденами СССР и России, была лауреатом премий «Золотой овен» в номинации «Человек кинематографического года» и «Кумир» в номинации «За высокое служение искусству». Ей присуждался специальный приз «Честь и достоинство» национальной кинематографической премии.
Великая казачка

Ещё будучи студенткой ВГИКа, Нонна (Ноябрина) Мордюкова дебютировала в кино, сыграв Ульяну Громову в фильме С.Герасимова «Молодая гвардия». И получила за ту работу Сталинскую премию первой степени – ныне Государственная премия. Взяв в молодости столь головокружительную профессиональную высоту, актриса в последующей жизни никогда не снижала творческой активности, наоборот только её наращивала. Звание народной артистки Советского Союза Мордюкова получила в 1974 году. Потом была награждена ещё пятью орденами СССР и России. Её дважды признавали лучшей актрисой года. Она стала лауреатом премий «Золотой овен» в номинации «Человек кинематографического года» и «Кумир» в номинации «За высокое служение искусству». Ей присуждался специальный приз «Честь и достоинство» национальной кинематографической премии. Наконец, Нонна Викторовна была включена в первую двадцатку самых выдающихся актрис XX века редакционным советом британской энциклопедии «Кто есть кто» («Who is Who»). Думается, по праву. Очень великой и пронзительно народной была Мордюкова. И жизнь она прожила столь бурную и тяжёлую, как ни одна другая советская актриса.

Долгие годы мне посчастливилось много и близко общаться с этой удивительной женщиной. Писал я о ней в различных изданиях, не зная отказа в интервью. И в некоторых других моих начинаниях, Нонна Викторовна всегда приходила на помощь. Когда в Доме кинематографистов устраивалась презентация женского номера журнала «Вестник ПВО», где я был главным редактором, Мордюкова стала нашей почётной гостьей, отказавшись от скромного гонорара. Двухтысячный зал приветствовал легенду отечественного кино овацией, а я встал перед ней на колени и с благодарностью вручил спонсорский подарок – французские духи – всё, что мог тогда. Её приход был для меня особенно ценен потому, что после смерти сына Владимира в 1990 году актриса на три года отказалась от всех массовых мероприятий и почти на людях не появлялась. Заметив мою смущённость от неказистости подарка, Нонна Викторовна нестандартно подбодрила: «Вот этот «Пуазон» обошёлся бы в три моих месячных пенсии». Мне натурально захотелось завыть от досады. Это ж надо: на туманном Альбионе Мордюкову полагают актрисой века, но у себя на родине она заслужила лишь треть пузырька французского парфюма. А на дворе начинался «лихой ельцинский» 1992 год…

Мы познакомились с Нонной Викторовной где-то в середине семидесятых на одном из сборных концертов, посвящённом Дню Советской Армии и Военно-Морского флота в подмосковной воинской части. Цветов и подарков солдаты и офицеры надарили любимой актрисе столько, что пришлось помочь ей в транспортировке. Мордюкова обитала в 169-й квартире знаменитой высотки на Котельнической набережной сначала с сыном, потом сама. Спустя несколько лет, ей пришлось из-за стеснённых материальных условий продать престижное жильё и перебраться в один из «спальных» московских районов в крохотулечную «однушку». Помогая актрисе распихивать по углам нехитрые её пожитки, я помнится, заметил: «А ведь миллионы ваших зрителей, небось, думают, что вы - счастливая и преуспевающая, живете в хоромах, с прислугой?

- Скажешь такое – прислуга. Никто, никогда и ни в чём мне не помогает. Сама всегда стираю, убираю, стряпаю. Не раз слышала за спиной удивленное: «Смотри ты, Мордюкова ходит в овощной!». А кто же за меня туда сходит? Вообще, я потрудилась на своём веку не меньше моих героинь. Ещё школьницей в поле работала, за скотиной ухаживала, вёдра тяжёлые таскала. Меньших братьев и сестёр нянчила. Потом уже, когда институт закончила, так всё равно оставалась старшей. И помогала младшим, чем могла, потому что родителей мы лишились очень рано. (У актрисы было три сестры и два брата).

Что же касается счастья, то ведь оно, как зарница: полыхнёт, захватит полнеба и погаснет. И жди опять годами, когда ещё полыхнет. Конечно, и в моей жизни сверкали зарницы. Я всё же не могу жаловаться, что обделена известностью, горячей, искренней любовью зрителей. Кое-что сделала и для отечественного кино. И за свою работу мне не стыдно: ни от одной сыгранной роли не откажусь сегодня. Печальнее другое. Вот я такая известная и, чего скромничать, где-то даже всенародно любимая актриса, а часто по-бабьи завидую своим коллегам-сверстницам, которые почти не оставили следа в кинематографе, зато сумели в своё время удачно выйти замуж, нарожать детей, вообще наладить семейный быт, чтобы внуки были, дача там, машина, огород. Всего этого мне сейчас очень не хватает. А во второй половине жизни женщина не может о таком не задумываться.

Напомню читателям РГК, что Мордюкова сыграла без малого в полусотне отечественных фильмов. Есть у неё роли поистине эпохальные, высочайшего нравственного и трагического звучания – председатель колхоза Саша Потапова в «Простой истории», Клавдия Вавилова в «Комиссаре». Многажды создавала она комические и даже гротескные роли. Как тут не вспомнить купчиху Домну Евстигнеевну Белотелову из «Женитьбы Бальзаминова», управдома Варвару Плющ из «Бриллиантовой руки» или приму театра Раису Сурмилову из классического водевиля «Лев Гурыч Сничкин». Но всё-таки львиная доля её работ, ставших, без преувеличения классикой отечественного кинематографа – это судьбы простых женщин из самых что ни на есть глубин русского этноса. Вспомним сельскую жительницу Марию Коновалову из «Родни», Федосью Угрюмову из «Русского поля» (в этой картине она снялась с сыном Володей – М.З.), Доню Трубникову из «Председателя». Дальше – просто имена и фамилии её героинь: Стеша Ряшкина, Дуся Ошуркова, Даша Бокова, Мария Иванова. Или даже вовсе без фамилий: Степанида, Наталья, Рыбачка, Тётя Паня, Баба Зина, Кузюрка. А всё равно, человек хотя бы мало-мальски интересующий отечественным кино, без труда назовёт те фильмы, из которых взяты эти персонажи. В культовой картине «Добровольцы» фамилии Мордюковой вообще нет даже в титрах. Но когда я скажу читателям, что она там сыграла метростроевку, поющую арию Кармен в забое, многие без труда вспомнят и этот колоритный персонаж. В 1995 -1996 годах Нонна Мордюкова снялась в паре с актрисой Риммой Марковой в нескольких социальных телевизионных роликах под общим названием «Русский проект» на телеканале «ОРТ»: «Дай вам Бог здоровья», «Спаси и сохрани», «Сборка-1», «Сборка-2». В каждом играла бабу - рабочую на железнодорожных путях. В те времена мы были, наверное, единственной страной, так заботливо и повсеместно обеспечивающей женщин столь «лёгким» трудом. Мордюкова запечатлела это государственное свинство навечно.

Последней её ролью стала мама Полина из фильма «Мама» Дениса Евстигнеева. Сама говорила, что это не самая удачная её работа. Изначальный посыл картины нелепый: мать ведёт детей своих на верную смерть. Только в наших воспоминаниях о великой актрисе не это самое главное, а то, что до самой её смерти никто из режиссёров не снимал больше Нонну Викторовну даже в короткометражках. У неё, к великому сожалению, была стойкая слава неуживчивой, капризной и привередливой особы. Категорически не согласен с подобным утверждением. И доказать это попробую, ссылаясь на наши многочисленные беседы в те самые «лихие ельцинские» годы. А читатели пусть сами разберутся, что к чему.

- Скажите, Нонна Викторовна, как так получается, что при ваших способностях, при таланте бесспорном (в сторону всякую лесть!) приходится с грустью констатировать «невостребованность актрисы Мордюковой»? Причём, ведь и не одна вы оказались в таком незавидном положении. То есть в данном случае мы можем вести речь уже о проблеме отечественной культуры.

- Ну я не возьму на себя смелость говорить за всю нашу культуру. Хотя много и мучительно над этой проблемой размышляла, изустно и печатано выступала. Она и сейчас не даёт мне покоя. Даже фразу такую «родила», чем очень горжусь: «Искусство - это торжество пола». Но что касается личной, как ты говоришь, невостребованности, то её я отчасти объяснить могу.

Мне, к великому сожалению, не посчастливилось полюбить ни талантливого режиссера, ни умного, модного сценариста, хотя бы такого, как Витя Мережко. Не создала я семью с человеком, который мог бы мной вдохновиться, как Феллини - Мазиной. Или у нас есть потрясающая в этом смысле пара - Панфилов и Чурикова. Подобный тандем в искусстве - великая, созидающая вещь, при условии, разумеется, что супруги действительно творцы. В меня же режиссёры по большей части летуче «влюблялись», как, скажем, Никита Михалков. Впился пауком, выпил всю кровь, раскрыв при этом лишь одну грань моих способностей - и до свидания. А представь себе, была бы я молодая, да ещё и женой его была бы. Наверное, он рассмотрел бы во мне не только колхозную тетку. (Здесь имелся в виду фильм «Родня» - М.З.).

Далее, я даже представить себе не могу «белого танца» с режиссером, вообще с кинематографом. Хотя, казалось бы, если люди себя в депутаты, в меры, в президенты вона - косяком предлагают, то что комплексовать мне, худо бедно, приличному профессионалу, который, пусть не всегда сыграет блестяще, великолепно, но добротно - с гарантией. Не могу. Воспитание, совесть проклятые не позволяют. Позвонить режиссёру, предложить свои услуги в фильме для меня всё равно, что мужчине предложить себя как женщину. Будучи одной из шестидесяти претенденток на главную роль в фильме «Трясина», я, не поверишь, за три версты обходила Григория Наумовича Чухрая: стыдилась мозолить человеку глаза.

Повторяю: за сделанное краснеть перед людьми мне не приходится. Но ведь вся штука в том, что я могла бы принести отечественному искусству и куда большую пользу. Не говорю уже о Наташе Ростовой или Анне Карениной - ролях, которые мне многие умные люди пророчили. Аксинью шолоховскую не сыграла! А мне, откровенно говоря, представлялось в ту пору, что и в искусство я пришла лишь затем, чтобы сняться в «Тихом Доне». Да что там сняться. Я готова была лечь посредине степи и стать рекой, деревом, холмом, лишь бы только послужить фильму о земле, которую исходила в детстве и юности босыми ногами. Не послужила. Значит, не нуждались во мне «мастеровые» - писатель и режиссёр. Хотя мне-то самой казалось и, грешным делом, до сих пор кажется, что это не я, а они многое потеряли, не пригласив меня в свой фильм. Я на Дону все запахи знаю, все травы и цветы для меня родные. Как же можно было без меня обойтись? Ох, и настрадалась я тогда и намучилась. Но, справедливости ради, должна сказать, что Быстрицкая-Аксинья мне очень понравилась. Просто я бы сыграла Аксинью совсем по-иному…

- Вот сейчас у вас один из затянувшихся простоев. А не возникало ли в такой ситуации мысли заняться режиссурой или так модной в артистическом кругу педагогической деятельностью? Наконец, почему бы вам не отправиться на пресловутый «чёс». Пару роликов с отрывками из собственных фильмов - под мышку и вперёд по безбрежной России…

- Нет, дорогой, это не моё. Я вообще в жизни стараюсь не заниматься ничем таким, что было бы несвойственно моей натуре, моему мировоззрению. Это не дешёвое кокетство. Когда в США, в Белом доме показали нашего «Комиссара», ко мне подошли серьёзные люди из Голливуда и предложили сниматься в экранизации романа Стейнбека «Гроздья гнева». «Так я же английского не знаю!»,- искренне удивилась. «Ничего, мы русскими буквами английский текст вам напишем». И съёмки предлагают буквально через четыре дня. Отказалась, не раздумывая. Зачем мне было, как спутанной лошади о каждую фразу спотыкаться? Зачем играть английскую фермершу на чужом языке? Ради денег? Так они меня никогда не интересовали. И наследство оставлять некому после смерти сына. У режиссёров Приемыхова и Пашкова, которые были со мной в делегации, глаза на лоб полезли от моей безрассудной выходки. Говорят: дура ты набитая, Нонна, от такого фарта в жизни отказалась. И подруги потом мне, примерно, то же талдычили. Я их ни в чём не упрекаю, упаси Господь. Все они хорошо ко мне относятся. Но до сих пор считаю: поступила правильно, что не предала свои убеждения. По тем же причинам педагогикой не занимаюсь. Нет у меня такой жилки, чтобы других учить, чтобы ждать-выжидать, пока у девчонки талант откроется. Или платья ей буду шить, кормить или выгоню на следующий день. Что же касается юношей, этаких непризнанных талантов, то я на них в молодости насмотрелась. Толпами вились возле юбки. Прямо ногами от них отбивалась.

Здесь по касательной замечу, что Нонна Викторовна четырежды была замужем. Первый муж - Вячеслав Тихонов. Второй брак – гражданский – с актёром Борисом Андроникашвили. Третий, тоже гражданский, с Играфом Иошкой, цыганским певцом. Четвёртое замужество случилось с актёром Владимиром Сошальским. Продлилось оно чуть больше полугода, однако бывшие супруги остались друзьями. И уже одно это обстоятельство неопровержимо доказывает: если Мордюковой по жизни случалось выйти с человеком, как говорится, на одну волну, то никаких сложностей её характера в их отношениях не проявлялось. Ещё Нонна Викторовна со времён сьёмок фильма «Простая история», а это 1960 год,- была тайно, сильно, но безответно влюблена в Василия Макаровича Шукшина. («Вася – моя светлая любовь, моё несказанное. Если быть до конца откровенной, мне не хотелось расставаться с ним никогда»). Не исключено, что в её жизни случались и адюльтеры, и другие короткие увлечения – не это сейчас меня занимает. Долгое время актриса категорически не соглашалась говорить на интимные темы, хотя многие «работники пера», включая и автора сих строк, настойчиво её к тому понуждали. В самом деле, было довольно странно, общаясь с Нонной Викторовной, то и дело слышать от неё: «Это случилось ещё до того, как я разошлась со Штирлицем». Или: «Штирлиц мне не раз говорил, что певица из меня никудышная». Но стоило попытаться углубить «тему Штирлица», как актриса резко, иногда почти агрессивно сворачивала разговор: «Да ну, не хочу даже вспоминать о нём!» Однако со временем, даже не скажу, под влиянием каких факторов, событий, наверное, всё же смерть сына повлияла, но Мордюкова вдруг стала очень открытой, почти распахнув свою исстрадавшуюся душу. Сама признавалась: «В какой-то момент я поняла, что моё нежелание признавать неудачи на семейном поприще - это определённо вид гордыни. А ещё постаралась понять тех многочисленных людей, которые хотели знать обо мне как можно больше. В их интересе, конечно, заключается и простое, обывательское любопытство – кто бы спорил. Только это и проявление неподдельной не скажу любви, но заинтересованности ко мне, публичному человеку, в силу моей профессии. Так и появились «Записки актрисы», где я достаточно подробно рассказываю о своей жизни, в том числе, и о неудавшемся замужестве с Вячеславом Тихоновым. Кому интересна моя откровенная исповедь, пусть обратится к моим книга «Не плачь, казачка», «Казачка».

Так вот, в том, что мы разошлись ничего удивительного. Мы не подходили друг другу ни в чём изначально. Трагически не подходили. Но я-то по молодости этого не понимала и своим напором, своим желанием заполучить такого красавца закружила ему голову. Он, бедный, и не выдержал натиска. Потом до меня дошло, что он мне вовсе был и не нужен. Однако появился Вовка, и мы по христианскому обычаю стали жить. А больше мучиться... Разводиться по тем временам обоим было стыдно. А тут ещё мама без конца увещевала меня: смотри, доченька, останешься на всю жизнь бобылкой с ребёнком на руках. Мама была мудрой, прозорливой. Своим женским чутьем она как бы предвосхитила всю мою жизнь. Она видела, что муж мой честен, порядочен, и стабильности у него не отнять. Он не выпивал, не буянил, по сторонам не заглядывал. Полагаю, что и не изменял мне. Однако через два дня после смерти матери мы разошлись. Он женился на женщине, которая соответствовала его представлению о супруге. За тринадцать лет нашей совместной жизни Слава ни разу ко мне в больницу не приехал, цветов никогда не дарил. А к ней и ездили, и дарил. Мама моя правильно говорила: не будет у тебя счастья с мужем, которого ты старше. Да нет, все это ерунда, конечно. Вся беда в том, что мы с ним душевными волнами не совпадали. Все мои последующие замужества по существу ничего в моей судьбе не изменили. Видать, до смертного часа нести мне крест одиночества.

- Вы давали мне отрывки своей книги ещё в рукописи для публикации в частном издании. В ваших воспоминаниях и рассуждениях проскальзывают отдельные мотивы обиды, досады, некоторого даже пессимистического разочарования в том, что всё так нескладно у вас получилось в семейной жизни. Нет лишь обыкновенной бабьей злости, кстати, вполне бы оправданной к бывшему мужу, если исходить из сермяжной бытовой логики. Однако, если всё подытожить, суммировать, взвесить, то, простите, Нонна Викторовна, получается так, что в отчуждении, непонимании больше виноваты вы, а не Вячеслав Васильевич.

- А так он и было. Я виновата, только я одна. Говорю же: он ко мне не испытывал никакого интереса. Его наша семейная жизнь поэтому и тяготила несказанно. Ни разу он не съездил на приработки - считал, что это унижает духовное артистическое начало. Но потом, для второй жены Тамары, для дочери Анны стал-таки ездить, и очень ретиво. Интерес появился.

- Но другие мужчины потом к вам этот самый интерес испытывали и, смею полагать, немалый.

- Я же говорю: крутилось возле меня народу много. И замуж не раз выходила - было дело. Но настоящего мужика, того самого орла, о котором мечтала моя героиня Саша Потапова из «Простой истории», так и не встретила. Такого, чтобы увидел и во мне обыкновенную женщину, мягкую, податливую, как воск, обидчивую, плаксивую, которую пригреть бы и не было бы преданнее её во всем мире. Не сподобил меня Господь той самой единственной половинкой…

- То что вы уже написал, Нонна Викторовна, опять же если откровенно, местами не совсем отточено и профессионально, зато всегда очень интересно, а то и просто поучительно. У вас не только словечки, обороты не затасканные – сами мысли оригинальные, серьезные, глубокие. Это откуда?

- От мамы-покойницы такое доброе наследство. Сложись судьба по-иному - мама была бы прекрасной писательницей. А я себя литератором не считаю, хотя, сколько помню, понемножечку кропала. Нет для меня большего удовольствия, чем зажечь лампу, отключить телефон и за письменный стол усесться. Этой тихой радости, наверное, хватит мне на всю оставшуюся жизнь. Есть что-то особое, таинственное в самом перенесении мыслей на бумагу. Я даже роли свои заучивая, всегда переношу их сначала на бумагу.

- Каким из своих фильмов вы не то, чтобы гордитесь, но всегда вспоминаете о нём с удовольствием?

- Вне всяких сомнений, это - «Они сражались за Родину». Я ведь поначалу не соглашалась там сниматься. Думалось: да ну их, поприезжают туда все семьями, а я буду среди них одна неприкаянно болтаться. Всё это я Шукшину вывезла, как на лопате. Его же Бондарчук специально подсылал ко мне, чтобы меня уболтать. И вот Вася звонит из Вёшинской: «Приезжай на роль Натальи Степановны! Ты здесь нужна всем, а мне – особенно!». Но я всё отнекиваюсь, ужом уворачиваюсь, а Вася в трубку кричит: «Приезжай! Ничего такого, о чём ты мне говорила, не будет и в помине». Признаться, не очень-то я поняла, «чего не будет», но поехала, раз такие люди столь настойчиво приглашают. Приезжаю, а всех жён как корова языком слизала. И ни одного артистического отпрыска на съёмочной площадке. Бондарчук даже обручальное кольцо снял, чтоб ничто не напоминало о моём постоянном семейном «банкротстве»! Только глаза его горящие до сих пор передо мной. Всё же мастер Сергей Фёдорович великий был, что бы про него ни говорили и ни писали. Он перед нами с Василием Макаровичем тогда сложнейшую профессиональную задачу поставил: на 150 метрах пленки, непрерывно, сыграть ключевую сцену. Даже партнёр мой, куда опытнее меня и тот считал, что снять одним включением такой отрезок невозможно. Киноактёр способен органично «вытянуть» 50, от силы - 60 метров. Дальше идет «голая механика». А у нас тогда так славно получилось! Действительно, какое-то состояние творческой эйфории я тогда пережила. Четыре раза мне посчастливилось сниматься с Шукшиным, но именно в этом последнем фильме произошло чудо. Мы так слаженно играли, что это было, как в пинг-понге: он мне - я ему. Мы так близки духовно были в тот момент, нам было так горячо в том магическом кольце, в которое мы попали, что не заметили, как сыграли - одним дублем на одном дыхании. А через несколько дней Васи не стало. Сгорел, как на костре. А всё из-за проклятой водки, которой он пытался усмирить свои эмоции. Вася - это мой вечный свет.

- Один из ваших недавних юбилеев был отмечен в стране очень широко (2005 год – М.З.). Сами вы как относитесь ко всякого рода датам?

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

Галкин Валерий 26.11.2015 в 21:05 # Ответить
Ждём очередной.....ЖЗЛ от МАЗ!
asad 26.11.2015 в 21:55 # Ответить
спасибо я всегда хотел узнат какая она было вот прочитал спасибо
асад 26.11.2015 в 21:58 # Ответить
вы пишите вот таких актрисы октйоров каторыйе были будут они жит вечна спасибо
V.Kris 26.11.2015 в 21:58 # Ответить
Нонна Викторовна была несомненно выдающейся актрисой XX века. И как прекрасно, что пишет о ней, не побоюсь этого слова, выдающийся публицист излома веков, с которым я имею счастье быть в дружеских отношениях. Хочется пожелать Мише Захарчуку и в дальнейшем столь же стабильных и многотрудных творческих успехов, какие он регулярно демонстрирует нам, его поклонникам, и которые несомненно продемонстрировал нам ещё раз в данном случае.
Татьяна П. 26.11.2015 в 22:38 # Ответить
Нонна Мордюкова и все её роли прошли рядом, бок- о- бок, через всю жизнь с нами.
И не верится, что её нет. Лишь только увидишь эти фильмы прошлых лет, такие правдивые и пронзительные, лицо сжимается от боли, хлынут слёзы.
И хочется захватиться ладонями и наплакаться досыта.
Почему? Потому что она не играла, она жила в фильмах. И каждому её слову люди верили.
И невозможно забыть этот ролик. Две бабы-железнодорожницы, замотанные жизнью, они говорят так, как в жизни было. Ничего наигранного. Женщины на рельсах. Таких не носят на руках. Такие сами на своих плечах Родину выносили из пламени.
Конечно, сегодня меня очень тронул этот очерк.
Я бы хотела его читать и перечитывать, сердцем окунаясь в ту неподдельную горечь, которую сумел донести до читателя Михаил Александрович. Он создал характер Сильной женщины так достоверно, что ощущается её присутствие, слышатся её интонации.
С благодарностью.
Александр Ушар 27.11.2015 в 08:01 # Ответить
Поскольку я временами позволяю себе делиться краткими впечатлениями о публикациях Михаила, то и очерки его читаю соответственно, стараясь глазом зацепиться за то, что может стать основой отклика. Именно так я поступил и сегодня. Но уже спустя пару абзацев забыл, что я потенциальный комментатор и просто проглотил весь этот талантливый рассказ о талантливом человеке. На одном дыхании. Не сделав никаких пометок и ремарок. Так что прошу уважаемого автора простить меня - комментария не будет.
НАТАЛИ 27.11.2015 в 08:21 # Ответить
Прочитав о Ноябрине Мордюковой сразу же картинками перед глазами мелькают ее разные роли. Что интересно в каждой роли столько вложено своей энергии, понимания моментов жизни каждого, разного ее героя. Настолько было завороженно смотреть фильм с ее участием, что казалось это сейчас и здесь происходят события. Без слюней, без похабщины. Чистота отношений, большие переживания во взгляде, поворотах, движениях. Словом одним Заслуженные все ее звания и награждения. И очень хорошо, что все это произошло при жизни. Одна из самых любимых моих артистов с БОЛЬШОЙ БУКВЫ! Благодарю Михаила Александровича за столь своевременное воспоминание о наших ГЕРОЯХ РОССИИ. Низкий поклон
Павел 27.11.2015 в 10:41 # Ответить
Миша, спасибо тебе, за то, что ты много материалов разрабатываешь в познавательном ракурсе. Это и читаемо, и интересно. К тому же ты умеешь найти стержень в каждом своем герое, вокруг которого и ведется повествование. Получается замкнутый цикл. Именно так интересно написан и материал о Нонне Мордюковой. А это удается далеко не всем журналистам. Удачи тебе и новых интересных материалов! Спасибо!!!
Вера Корсакова 27.11.2015 в 10:44 # Ответить
По данным ЮНЕСКО Мордюкова вошла в десятку лучших актеров ХХ века. Актриса необычная. характерная,. Вся она запоминается сразу: внешность, голос, интонации, на редкость удивительные, вроде из просторечия, но актерские, сыгранные душой, умом,сердцем.Она играла свою судьбу, себя выводила на экран, со страстным самовыражением. Порой сказанное тихо, а чувствовался крик души ее героинь, ее самой.Во всякой сильной женщине живет ребенок, Мордюкова была не исключением. Ее ранимость, при сильной, казалось бы непоколебимой натуре, пронизывала душу зрителей. В статье это все звучит. Захарчук пишет о ней с глубокой правдой того времени, когда она страдала, мучилась,ждала.Могла сделать больше,лучше.Но не сложилось.Светлая ей память.
Владимир Леонидов 27.11.2015 в 12:42 # Ответить
Ну казалось бы: чего эдакого мы не знаем о всенародной любимице Нонне Мордюковой? Вроде бы, предостаточно всего было написано, да и ею самой рассказано. Ан нет! Как всегда, у Михаила Захарчука в "загашниках" оказывается припасено много неизвестных или малоизвестных эпизодов, деталей, подробностей, которые он щедрой публицистической рукой высыпает теперь перед нами. Очень интересный материал. Спасибо!
Эмилия 27.11.2015 в 13:49 # Ответить
Спасибо, Миша, столько тепла и души вложено в каждое слово о Нонне Мордюковой, очень проникноенно и талантливо.
Нина 27.11.2015 в 18:06 # Ответить
Прекрасная неординарная артистка. Действительно народная! Очень жаль. что не сложилась ее личная жизнь. Михаил, спасибо за Ваши статьи, написанные душой!
Петр Карапетян 01.12.2015 в 14:23 # Ответить
Спасибо, Миша, что помнишь! "Родню" готов смотреть без устали. Великая и неповторимая Нона Мордюкова!
Наталья 05.12.2015 в 20:34 # Ответить
Самое удивительное, что даже в один ряд и некого поставить, по силе и уникальности её таланта. Обидно и горько и больно от того, что даже приблизительно никто не достигнет такого уровня игры, такой высокой планки.И, конечно же по-человечески жалко за несложившееся женское счастье и невостребованность ролей. Великая Женщина! Великая во всем! Спасибо за достойный рассказ!

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
27 мая
среда
2020

В этот день:

Основан Санкт-Петербург

27 мая 1703 года ПЁТР I основал на берегах Невы город Санкт-Петербург.

Основан Санкт-Петербург

27 мая 1703 года ПЁТР I основал на берегах Невы город Санкт-Петербург.

Россия издавна вела войны со Швецией за выход в Балтийское море. Весной 1703 года были отвоеваны земли в устье Невы. 27 мая 1703 года на Заячьем острове состоялась закладка крепости, с которой начался город Санкт-Петербург – первый русский порт на Балтийском море. Назван город в честь апостола Петра.

Возглавлял строительство Александр Меншиков, ближайший помощник царя. Постройка дерево-земляной крепости была завершена в октябре 1703 года. Однако после сильного наводнения часть земляных валов была разрушена. Поэтому к середине 18 века крепость была «одета» в камень. Поскольку в центре крепости был построен собор Петра и Павла, ее назвали Петропавловской. С создания крепости начинается история города Санкт-Петербурга.

Ежедневно из Петропавловской крепости раздается полуденный пушечный выстрел, и ежегодно 27 мая Петропавловская крепость становится местом торжественного празднования Дня города Санкт-Петербурга.

Родился космонавт Александр Волков

27 мая 1948 года родился Александр Александрович Волков, советский космонавт, Герой Советского Союза. В отряде советских космонавтов с 1976 года.

Родился космонавт Александр Волков

27 мая 1948 года родился Александр Александрович Волков, советский космонавт, Герой Советского Союза. В отряде советских космонавтов с 1976 года.

 Первый космический полёт  совершил 17 сентября — 21 ноября 1985 года  совместно с В. В. Васютиным и Г. М. Гречко.Второй космический полёт - 26 ноября 1988 — 27 апреля 1989 года совместно с С. К. Крикалёвым и Жан-Лу Кретьеном. Третий -  2 октября 1991 — 25 марта 1992 года.  Суммарное время в космосе — 391 суток 11 часов 54 минуты. Имел два выхода в открытый космос общей продолжительностью 10 часов 9 минут.

Памяти фронтового летчика Алексея Прохорова

27 мая 2002 года умер Алексей Николаевич ПРОХОРОВ, летчик-штурмовик, дважды Герой Советского Союза.

Памяти фронтового летчика Алексея Прохорова

27 мая 2002 года умер Алексей Николаевич ПРОХОРОВ, летчик-штурмовик, дважды Герой Советского Союза.

Он родился 19 января 1923 года в селе Рождественское Борисоглебского района Воронежской области в рабочей семье. Русский. В 1940 году успешно окончил Борисоглебский аэроклуб, затем учился в Балашовской военно-авиационной школе пилотов, по окончании которой в 1942 году был направлен в действующую армию. Воевал в 15-м гвардейском штурмовом авиаполку 277-й штурмовой авиационной дивизии на Ленинградском и 3-м Белорусском фронтах. Принимал участие в боях по деблокированию Ленинграда и освобождению Ленинградской области, Выборга, Эстонии, Латвии и Белоруссии, участвовал в боях за взятие Кенигсберга. За время войны прошёл путь от рядового лётчика до командира авиаэскадрильи. Всего к моменту окончания Великой Отечественной войны гвардии капитан А. Н. Прохоров совершил 236 боевых вылетов.

Первый русский ракетчик Александр Засядко

27 мая 1837 года ушел из жизни Александр Дмитриевич Засядко, российский офицер-артиллерист, конструктор и специалист в области ракетного дела, генерал-лейтенант.

Первый русский ракетчик Александр Засядко

27 мая 1837 года ушел из жизни Александр Дмитриевич Засядко, российский офицер-артиллерист, конструктор и специалист в области ракетного дела, генерал-лейтенант.

Родился в 1774 году в Полтавской губернии в семье казака Запорожской Сечи.
После окончания военного училища служил под началом Александра Васильевича Суворова. Участник Итальянского похода 1799 года. Герой Отечественной войны1812 года.
Первым в Русской армии начал разрабатывать ракеты. Его установки имели дальность полета до 6000 метров (английские ракеты Конгрива — всего до 2700 метров).
В турецкую кампанию 1828 года командовал осадной артиллерией под Браиловым и Варной. Ракеты при взятии этих крепостей сыграли наиглавнейшую роль.
Впервые в мире построил ракетную установку, с которой можно было произвести залп сразу 6 ракетами.
Впервые в мире произвел расчеты порохового объема ракеты, потребного для полета на Луну.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии