RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Патриотизм — наше национальное достояние
5 апреля 2016 г.

Патриотизм — наше национальное достояние

5 апреля 2016 года под председательством Президента России Владимира Путина в Большом Кремлёвском дворце состоялось 37-е заседание Российского организационного комитета «Победа»
Комбат Романов
22 января 2017 г.

Комбат Романов

22 января 1997 года гвардии майору РОМАНОВУ Алексею Викторовичу было присвоено звание Героя России
Россия-Китай: крепнет военный союз
29 июля 2013 г.

Россия-Китай: крепнет военный союз

В США военное сближение наших стран вызывает нервную дрожь
Великая казачка
26 ноября 2015 г.

Великая казачка

25 ноября 2015 года – 90 лет со дня рождения народной артистки Советского Союза Н.В.Мордюковой
Петь по-русски!
3 января 2019 г.

Петь по-русски!

Музыкальное Новогоднее поздравление в русском национальном стиле от Лизы Макаровой из Краснодара
Главная » Герои нашего времени » Русская звезда Голливуда

Русская звезда Голливуда

30 лет назад в октябре 1985 года умер Юл Бриннер, русский по происхождению, сумевший оседлать американский кинематограф в его лучшую пору

Его судьба интересна еще и тем, что сконцентрировала в себе жестокую и трагическую, но необыкновенно эффективную антирекламу сигарет.
Русская звезда Голливуда

 

Тот тёплый летний вечер 1962 года никогда не забуду. Впервые на стадионе моего села Дорошовки установили экран широкого формата. На нём свободно можно было разместить добрый десяток таких пыльных простынок, как в нашем сельском клубе, где «крутили фильму». Уже один этот факт потрясал детское воображение. А потом на гигантском экране нам, жителям трёх сёл, показали «Великолепную семёрку». Не берусь здесь описать, как меня изумил и ошеломил этот великий фильм – ни мастерства, ни духу для того не хватит. Могу достоверно утверждать лишь одно: никакая из доселе виденных картин не производила на моё детское сознание столь глубокого впечатления. Впрочем, исключением я не стал. На следующий день большинство пацанов в школе только тем и занимались, что выхватывали из-за верёвочных поясков деревянные «кольты» и пытались их втыкать в хлопающие ладошки таких же «ковбоев». Само это слово стало у нас на некоторое время очень популярным. Необычайное распространение вдруг получила играв в «надел и ножичек». Чертился круг. В него швырялся перочинный ножик и отрезался определённый сегмент. И так, кто кого вытеснит из круга совсем. А ещё мы кидали ножички и шила в заборы и деревья, как тот высокий, тощий герой фильма. Ясень пень: в первом случае мальчишки подражали крутому Крису Адамсу в исполнении Юла Бриннера. В двух других – Бритту, сыграл которого великолепный Джеймс Коберн. Как же он славно метал свой складной нож!
Откровенно говоря, это я теперь такой умный-разумный, что могу при надобности лекцию про «Великолепную семёрку» прочитать. Смотрел её за всю жизнь раз пятьдесят, или сто – чёрт его знает. Плюс ещё раз перед тем, как писать эти строки. А в детстве ничего о фильме не знал и знать не мог. Непонятно, как прорвавшийся на экраны страны, он был дружно предан анафеме записными идеологическими критиками. Вдобавок ещё и знаменитый кукурузник Никита Хрущёв прошёлся по картине катком своих доморощенных суждений: «Я смотрел картину „Великолепная семерка“. Артисты, занятые в ней, прекрасно играют. Мы выпустили её на экран и получили за это много упреков. В нашей печати выступали педагоги. Была опубликована критическая статья под названием „Двойка за семерку“. В этой статье говорилось, что кинофильм плохо воздействует на воспитание молодежи. Я согласен с педагогами. У вас, американцев, сплошь и рядом на экранах идут такие кинофильмы, где бьют друг друга в лицо, истязают, убивают людей, в фильмах много извращенного. У вас это считается интересным. У нас же проповедование подобных явлений считается вредным». Так что дожить до конца своего законного проката «Семёрке» не удалось. В октябре 1966 года, почти за год до истечения срока лицензии на право демонстрации, её сняли с проката и надолго запрятали на полку по закрытой директиве из ЦК. Правда, фильм «кое-где порою иногда» втихаря показывали для выполнения финансового плана. Прибыль-то он приносил знатную. В общей сложности за четыре года ленту посмотрели свыше 64 миллионов зрителей – абсолютный рекорд для зарубежных фильмов того времени.
Конечно, вестерн этот режиссёра Джона Стерджеса оказался далеко не стандартного порядка в мировой киноиндустрии. Несмотря даже на то, что являлся всего лишь адаптацией философской драмы Акиры Куросавы «Семь самураев» и в самой Америке был принят весьма прохладно (выдвигался на номинацию «Оскара» лишь за музыку Элмера Бернстайна). Но безразличное и неумолимое время расставило свои бесстрастные акценты. В 2013 году «Великолепная семёрка» внесена в Национальный реестр США как «культурная, историческая и эстетическая» ценность. Наверное, это справедливо, если согласиться с той точкой зрения, что Голливуд вылепил янки именно такими, какие они есть на нынешнем этапе развития цивилизации. Но нам нет нужды философствовать именно в данном направлении. Тем более, что культурные и нравственные приоритеты у нас действительно разные. Куда важнее подчеркнуть, что в создании на самом деле выдающегося американского фильма неоценимый, если не сказать решающий вклад, внёс замечательный актёр ХХ века, русский по происхождению – Юл Бриннер. Ведь это именно он выкупил у Акиры Куросавы право на постановку фильма по сюжету «Семи самураев». Практически он собрал съёмочную группу, включив туда опять же нашего соотечественника Владимира Соколова (старик, напутствующий крестьян на борьбу – М.З.), которому при иных обстоятельствах не светила даже теоретическая возможность сняться в столь культовой американской картине.
За свои 36 лет активной творческой деятельности Бриннер сыграл в 45 фильмах, во многих спектаклях и мюзиклах. По одному из них - мюзиклу «Король и я» - был даже поставлен фильм, принёсший актёру первую и единственную золотую статуэтку «Оскара». Однако, ни в театре, ни в кино Юл не стяжал более такого феноменального, фантастического успеха, как в «Великолепной семёрке». Ну что вы хотите, если через шесть лет после премьеры забойного вестерна было решено сделать его продолжение, которое так и называлось «Возвращение Великолепной семёрки». Из первоначального актёрского состава там играл только Юл Бриннер. Героев, оставшихся в живых в финале первого фильма, воплощали уже другие актёры. Картина не оставила после себя сколь-нибудь заметного следа. Нельзя входить в воду одной и той же реки дважды. Но как прецедент, согласитесь, читатель, весьма примечательный. Немного таких «повторов» наберётся в истории Голливуда. А ведь «Семёрки» возвращались на экран ещё трижды! Включая даже целый телесериал, вышедший в 1998-2000 годах.
Юлий Борисович Бринер (вторая «н» добавлена им лишь в 1945 году – М.З.) родился 11 июля 1920 года во Владивостоке. Его дед по отцу Жюль Бринер сбежал от родителей швейцарцев в 16 лет. Стал юнгой и долгие годы бороздил мировой океан вдоль и поперек. Будучи потрясающим авантюристом, передал эту черту характера по наследству всем своим потомкам. О невероятных приключениях этого швейцарца можно написать головокружительную повесть, но я сознательно себя ограничу, иначе рискую до биографии актёра Бриннера вообще не добраться. Так вот Жюль, в конце концов, осел во Владивостоке, основал там крупнейшую пароходно-транспортную компанию и стал самым богатым предпринимателем всего дальневосточного региона – Юлием Ивановичем Бринером, почётным жителем Владивостока. Взял себе в жёны наполовину бурятку Наталью Иосифовну Куркутову. В их семье родилось шестеро детей – три девочки и трое мальчиков. Один из них Борис, повзрослев, поступил в Санкт-Петербургский университет, где изучал минералогию. Познакомился со студенткой консерватории Марией Дмитриевной Благовидовой, в чьи жилах текла русско-монгольская кровь по матери. Отец её Дмитрий Евграфиевич считался одним из лучших врачей Владивостока. Поженились молодые накануне Первой мировой войны. У них родилась дочь и лишь шесть лет спустя – сын. Назвали его в честь деда-авантюриста Юлием. И жить бы им поживать, да добра наживать. Только у Бориса Юльевича неожиданно случился адюльтер. Он страстно влюбился в актрису МХАТа Екатерину Корнакову, сподвижницу и любимую ученицу Михаила Чехова. С которой, между прочим, провёл безмятежное детство. И оно всё бы ничего, только Катерина (требовала всегда, чтобы именно так к ней обращались) к тому времени являлась женой актёра Алексея Дикого. Того самого, заслуженного и «перезаслуженного», многажды игравшего на сцене и в кино Иосифа Сталина. Отсюда читателю должно быть понятно, насколько непросто далась отцу Юла вторая женитьба. Так я вам ещё добавлю нечто вообще трудно постижимое из судьбы этой удивительной женщины.
В знаменитой «Чукоккале» Корнея Чуковского есть такие строки: «Корнакова, Катя Корнакова,/ Слышу крик монгольского орла, -/ И летит из лука из тугого/ Дикая монгольская стрела!
Кто-то сильный, озорной/ К нам сюда, на пыльные паркеты,/ Бешеной швырнул тебя рукой./
И лихим безумным метеором/ Ты неслась с безумием в очах/ По пустым по ледяным просторам/ В мировых безумных сквозняках».
Насчёт «мировых безумных сквозняков», что называется, в самую точку. Когда отец Юла женился вторично, мальчику шёл лишь пятый год. Мачеха оказалась старше его ровно на 30 лет. Но спустя очень непродолжительное время они станут…любовниками. Только не спешите осуждать автора за нравственную разнузданность и потакание неизменным вкусам. В жизни всё и всегда сложнее, чем нам кажется. Да, с одной стороны, благодаря Корнаковой, внук швейцарского авантюриста с сумасшедше-магнетическим взором чрезвычайно рано вкусил запретного плода плотских наслаждений и приобрёл стойкую тягу к зрелым, даже к перезрелым женщинам. С молодыми дурами он просто всегда скучал. Но с другой стороны, благодаря именно Екатерине Ивановне, её пасынок приобщился не просто к театральной культуре, а именно к русскому её течению и русскому духу. И всю жизнь потом исповедовал трепетное к ней уважение, почитание, восторг. Именно мачеха сделал всё возможное и даже невозможное, чтобы наставником Юла был один из величайших актёров ХХ века Михаил Чехов. По рекомендательному письму Корнаковой Бриннер прошёл русскую школу театрального искусства, основанную племянником Антона Павловича Чехова, а, значит, школу Станиславского. Вместе с Юлом учились Мэрилин Монро, Клинт Иствуд, Энтони Куинн, Ллойд Бриджеси, многие другие голливудскими «звёзды». Но если его коллеги по цеху только лишь использовали уроки Чехова для постижения профессии, то Юл Борисович продвинулся значительно дальше их. Именно благодаря его титаническим усилиям на Голливуде были сняты фильмы «Братья Карамазовы» по Достоевскому и «Тарас Бульба» по Гоголю. В первом актёр сыграл Дмитрия Карамазова, во втором – самого Бульбу. И я не знаю никого в Голливуде за всю его историю, кто бы мог похвастаться, что сделал по русской классике больше Бриннера. В этом тоже видится благотворное влияние Корнаковой.
Несколько забегая наперёд в рассказе о своём герое, замечу, что Катерина Ивановна из-за болезни не могла рожать детей, поэтому в декабре 1938 года вместе Борисом они удочерили месячную девочку. Назвав её Катей, никогда не говорили малышке, что она их приемная. В 1945 году Бориса Бринера арестовали и с семьей депортировали в СССР. Благодаря усилиям брата Леонида, правительство Швейцарии обменяло Бринеров на нескольких советских граждан, содержащихся в швейцарской тюрьме. В Москве Катерина Ивановна проводила в последний путь своего друга, великого актёра МХАТа Ивана Москвина. После смерти мужа Корнакова-Бринер переехала с дочерью к родственникам в Лондон, где и скончалась от рака летом 1956 года. Опекуном дочери Кати до её совершеннолетия стал теперь уже всемирно знаменитый Юл Бриннер.
Вернёмся, однако, в конец двадцатых годов прошлого века. После развода Мария Бринер с детьми Юлом и Верой уехала в Харбин. Именно там проявилась творческая одарённость её отпрысков: у Веры оказался чудный голос, а Юл стал активно участвовать в домашних спектаклях. В 1934 году семья Бринеров перебирается в Париж. Там Вера берёт уроки пения, Юл поступает в лицей. Однажды он оказался в ресторане, где выступали русские цыгане. Их бешеная энергетика настолько потрясла Юла, что юноша решил немедля научиться игре на гитаре. И уже летом 1935 года в большом парижском кабаре состоялся первый концерт Бринера, исполнявшего цыганские песни. Помог ему дебютировать ромалэ Алёша Дмитриевич. Тридцать лет спустя, вдвоём с Бриннером они запишут в Париже совместный музыкальный альбом «The gypsy and I». В интернете его можно послушать. Замечательно поют мужики!
Тут по касательной следует сказать, что цыганская тема красной нитью проходит через всю бурную жизнь Бриннера. Некоторое время он на полном серьёзе уверял доверчивых журналистов в том, что один из его родителей – цыганского происхождения. Принимал активное участие в создании Международного Союза Цыган и даже стал его почётным президентом. Но и это ещё не всё. «Цыганский вопрос» или по-иному говоря неуёмные измышления брата стали причиной его полного разрыва с сестрой. Чем выше поднимался Юл на кинематографический Олимп, тем больше рассказывал атаковывавшим его журналистам всякие небылицы о своём происхождении. Фантазии актёра действительно не знали границ. Он представлялся то потомком древних монголов, чей род восходил к самому Чингисхану, то сыном богатого восточного принца, то уверял, что его мать - бессарабская цыганка. Местом своего рождения попеременно называл Сахалин, Китай, Сибирь. Или вообще уверял писак, что появился на свет в цыганской кибитке. Никто не понимал смысла столь откровенной лжи. Лишь один Бриннер знал, для чего ему нужен наглый стёб. Американская публика дура. Клюёт она всё, что с душком, а то и с откровенной вонью. Для того, чтобы всегда быть на пике славы, надо уметь постоянно удерживать внимание таких откровенных тупиц как американцы. Сестра не разделяла «пиарного цинизма» брата. Первое время его россказни просто забавляли Веру и она посмеивалась над «дурковатостью» брата. Конец терпению пришёл, когда фантазёр наплёл журналистам: их мать умерла, когда Юлу якобы было всего 10 лет. Отец не захотел его видеть. Их с сестрой пригрела вторая жена отца, которая развелась с ним и увезла детей в Париж. А Вера ему вообще не родная – сводная! И сестра отказалась от брата.
Но пока что Юл - в Париже. С сестрой они отлично ладят и никаких мистификаций на горизонте не просматривается. Он увлёкся цирком. Выступал с номером «летающий клоун» и пользовался большим успехом у зрителей. А однажды упал, повредил позвоночник, и об этой работе пришлось забыть. Только несколько странноватая «манекенная» походка осталась у артиста навсегда и со временем даже стала его своеобразной визитной карточкой. Ну мы же с вами помним походку Криса? Некоторое время Юл увлекался наркотиками. «Дурь» свела его с Жаном Кокто, известным поэтом, драматургом, художником-авангардистом. Тот познакомил русского друга со своими приятелями - Пабло Пикассо, Сальвадором Дали, Марселем Марсо, Жаном Марэ. Однако увлечение опиумом до добра ещё никого не доводило. И Юл решил избавиться от вредной зависимости. Поехал в Швейцарию к тёте Вере. Прожил у неё год и о «дури» забыл навсегда, зато курить стал просто безбожно, к чему мы обязательно ещё вернёмся. В 1941 году у матери Юла обнаружили лейкемию. Пришлось везти её в США для лечения. Это впрочем, совпадало и с намерениями Бриннера поступить на курс актёрского мастерства к Михаилу Чехову.
Поначалу, чтобы оплачивать лечение матери, молодому человеку приходилось работать шофёром, вышибалой, исполнять русские романсы, петь цыганские песни. В те же годы он случайно познакомился с киноактрисой Вирджинией Гилмор, которая уже имела опыт выступлений и съёмок в кино, хотя была всего на год старше. Вирджиния влюбилась в Юла сразу и, как окажется впоследствии,- на всю жизнь (они умрут в один год – М.З.). Свадьба состоялась в 1943 году после смерти матери Марии Дмитриевны.
В 1945 году Юла Бриннера (уже со второй буквой «н» в фамилии) приглашают в бродвейский театр «Плимут» на главную роль в мюзикле «Песня лютни». Премьера спектакля состоялась в феврале 1946 года. Критики оценили работу молодого актёра, как среднюю, но многие при этом называли его самым перспективным бродвейским актёром. В том же году Вирджиния родила сына Рокки. Поскольку он единственный сын Юла, есть смысл рассказать о его судьбе хотя бы вкратце.
В Йельском университете юноша получил степень бакалавра философии с отличием. Затем – в колледже Тринити (Ирландия) стал магистром философии. Тоже с отличием. Не приняв войну во Вьетнаме, отказался от гражданства США. Живя с отцом в Швейцарии, написал по мотивам дневник Жана Кокто моноспектакль о том, как его отец с друзьями употребляли наркотики. Колесил по миру с этим спектаклем, аккомпанируя себе на 12-струнной гитаре. Сменил затем около двух десятков профессий: уличный клоун, актер Бродвея, компьютерный программист, музыкант, водитель такси, пилот. Основал сеть ресторанов Hard-Rock Cafe. Был менеджером групп «Rolling Stones», «The Band» и великого боксёра Мохаммеда Али. Во второй половине семидесятых вместе с отцом вернулся на театральную сцену. Тогда же начал писать книги. Первый роман – о кошмарах из собственной молодости. За второй - «Баллада о привычке и случайности» о глобальном потеплении - газета "Уолл стрит джорнэл" назвала Рока "современным Данте". После смерти отца защищает докторскую степень по истории в Колумбийском университете, становится профессором и пишет книгу «Юл: человек, который мог быть королем!» И я вам скажу великому русскому актёру Голливуда повезло с биографом - собственным сыном! В 2003 году Рок Бриннер впервые приехал во Владивосток и с тех пор ежегодно бывает на родине отца. Посещает семейный склеп Бринеров; Дальнегорск (Тетюхе), где находятся бринеровские рудники; ездит по железной дороге, построенной Юлием Бринером; наведывается на мыс Бринера в Рудной Пристани. Рок написал огромный труд о семье Бринеров «Империя и одиссея: Бринеры на Дальнем Востоке России и за его пределами».
Возвращаясь к актёру Бриннеру, отметим: первую роль в кино он сыграл лишь в 30-летнем возрасте. То был фильм «Порт Нью-Йорк». Затем – работа над фильмом «Десять заповедей» и роль фараона Рамзеса II. Критика неистовствовала, отмечая сильный голос актёра, скульптурное его тело, грацию танцовщика, а главное - неотразимый мужской магнетизм. После шумного успеха третьего фильма с его участием (уже упомянутая экранизация мюзикла «Король и я») Юл становится кинозвездой первой величины. Да ещё и оскароносной. Заодно - и главным секс символом Голливуда. По Соединённым Штатам прокатилась женская волна юломании. Мало того, почти все известные актрисы американской кинофабрики грёз как по команде влюбились в неотразимого «русского цыгана». Брак с Глимор, до сих на ладан дышащий, приказал долго жить. Вирджиния, эта «первая звезда фильмов второго сорта», никогда больше не выйдет замуж. Юл женится ещё трижды.
Успех мюзикла «Король и я» (Бриннер сыграл его 4633 раза!) поднял популярность актёра на невиданную доселе высоту даже по невероятным меркам Голливуда. Приглашения в кино посыпались, как из рога изобилия. В 1956 году Юл сыграл полковника Бунина в фильме «Анастасия» о якобы уцелевшей после расстрела дочери последнего русского императора Николая II. Примечательно, что снимал картину выходец из Российской империи Анатоль Литвак, а в главную роль исполнила выдающаяся шведская киноактриса Ингрид Бергман. И, конечно же, между ними вспыхнул вулканический роман. Мешало лишь одно неудобство: у Юла уже была пылкая любовница… Марлен Дитрих. Следующий фильм в творческой биографии Бриннера - «Соломон и царица Савская». И – очередная любовница мирового ранга Джина Лоллобриджида. Плюс бонус – первый миллион долларов за роль. Ну а дальше сучилась эпопея с «Великолепной семёркой», о которой уже говорено.
Триумф от «великого вестерна всех времён и народов» Бриннеру омрачило чрезвычайно трагическое обстоятельство: смертельное заболевание сестры Веры. У неё обнаружилась злокачественная опухоль молочной железы. От сильных болей спасали только лошадиные дозы морфия. Узнав об этом горе, Юл бросил все дела и прилетел к сестре в Нью-Йорк. Сын Рок так описал их долгожданную встречу: «Много часов он держал её за руку, мягко гладил, и они вспоминали детство и веселые парижские деньки. Наружу вышло всё самое нежное и благородное в отце, и он просил у сестры прощение за долгие годы молчания, а та, умирая, прощала его. Теперь меж ними не осталось обид, – лишь нежность родных душ».
Рассказываю об этом трогательном примирении вовсе не для того, чтобы разжалобить чьи-то податливые сердца. Тут нам важно уяснить другое. В трудных жизненных ситуациях раскрывалась настоящая натура Юла Бриннера, та самая непостижимая русская душа, над разгадкой которой безуспешно бьётся весь остальной мир. И всякая такая цыганщина, которую западные культурологи пытаются выдать за истинное содержание личности великого актёра Бриннера, отлетает как плевелы от зёрен. Остаётся крепкий русский стержень дальневосточного мужика. Лишнее доказательство сказанному – смерть Юлия Борисовича.
Во время гастролей в Сан-Франциско Бриннер почувствовал сильное недомогание и впервые за многие годы обратился к медикам. Те обнаружили рак лёгкого. Ещё бы, Юл выкуривал до трёх пачек сигарет в день. Болезнь оказалась столь прогрессирующей, что её уже невозможно было остановить. Актёр испытывал страшные боли, однако продолжал выступать. И никто, кроме его партнёров по сцене, не знал, какие муки он при этом испытывает. Когда боль стала уже просто невыносимой, Бриннер пошёл на телевидение и попросил снять его обращение к таким, как сам, заядлым курильщикам. Сидя перед телекамерой, он говорил так проникновенно и вдохновенно, как ни в одном из своих фильмов и спектаклей: «Сейчас, когда меня уже больше нет в живых, предупреждаю вас: не курите. Что бы вы ни делали, только не курение. Если бы я мог вернуться назад и бросить курить, не было бы повода обсуждать мой рак. Я в этом глубоко убеждён».
В день смерти Юла Бриннера это его обращение появилось на телеэкранах Америки. Молва утверждает, что к посмертному призыву одного из самых популярных актёров ХХ века прислушались более трети курильщиков Соединённых Штатов…
Мне остаётся лишь добавить что по улице Алеутская 15 во Владивостоке установлена мемориальная доска. Напротив него – памятник самому знаменитому русскому актёру Голливуда Юлию Борисовичу Бриннеру. Гражданину Советского Союза, а значит и России.

Михаил Захарчук
13 октября 2015 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
30 ноября
понедельник
2020

В этот день:

Разгром турок у Синопа

30 ноября 1853 года состоялось Синопское морское сражение во время Крымской войны

Разгром турок у Синопа

30 ноября 1853 года состоялось Синопское морское сражение во время Крымской войны

В нем русская эскадра под командованием вице-адмирала П. С. Нахимова разгромила численно превосходящую турецкую эскадру.

Незадолго до этого были получены разведданные о том, что турки в Синопе готовят силы для высадки десанта у Сухума и Поти. Русское командование направило туда 84-пушечные линейные корабли «Императрица Мария», «Чесма» и «Ростислав» под общим командованием вице-адмирала П.С. Нахимова. В Синопской бухте наш адмирал обнаружил

отряд турецких кораблей под защитой 6-ти береговых батарей. Он решил блокировать порт до подхода подкреплений. 28 ноября к отряду Нахимова присоединилась эскадра контр-адмирала Ф. М. Новосильского (120-пушечные линейные корабли «Париж», «Великий князь Константин» и «Три святителя», фрегаты «Кагул» и «Кулевчи»). У турок имелось 7 фрегатов, 3 корвета, 2 парохода и 2 транспортных судна плюс они могли быть усилены союзным англо-французским флотом, расположенном в бухте Бешик-Кертез (пролив Дарданеллы).

Утром 30 ноября наша эскадра направилась к рейду. Линейный корабль «Императрица Мария» был засыпан снарядами, большая часть его рангоута и стоячего такелажа оказалась перебита, у грот-мачты осталась нетронутой только одна ванта. Однако линкор безостановочно шел вперед и, действуя батальным огнём по неприятельским судам, отдал якорь против фрегата «Аунни-Аллах»; последний, не выдержав получасового обстрела, выбросился на берег. Тогда русский флагманский корабль обратил свой огонь исключительно на 44-пушечный фрегат «Фазли-Аллах», который скоро загорелся и также выбросился на берег. После этого действия корабля «Императрица Мария» сосредоточились на батарее № 5.

Аналогично действовали другие наши корабли.

Около 2 часов дня турецкий 22-пушечный пароходофрегат «Таиф» под командованием Яхья-бея вырвался из боевой линии и обратился в бегство. Пользуясь преимуществом в скорости хода он сумел уйти от преследующих его русских кораблей и сообщить в Стамбул о полном истреблении турецкой эскадры. В русский плен были взяты командующий турецкой эскадры вице-адмирал Осман-паша и 2 судовых командира.

 

Герой штрафбата

30 ноября 1960 года умер от фронтовых ран гвардии майор Георгий Дмитриевич Костылев (род. 20 апреля 1913 года), Герой Советского Союза, легендарный балтийский ас, не знавший поражений.

Герой штрафбата

30 ноября 1960 года умер от фронтовых ран гвардии майор Георгий Дмитриевич Костылев (род. 20 апреля 1913 года), Герой Советского Союза, легендарный балтийский ас, не знавший поражений.

. Он  одержал более 50 личных и групповых побед, записав многие свои личные победы как групповые "ради ведомых". За настоящий мужской поступок (дал в морду таловому подонку) был отправлен в штрафбат, потом снова вернулся в небо и до конца войны умело бил фашистов. Подробности: http://rosgeroika.ru/podvigi-v-nasledstvo/2014/april/shtrafbat-dlya-geroya

 

Смерть ликвидатора

30 ноября 2008 года скончался от рака Николай Алексеевич Черёмухин, полковник медслужбы, ликвидатор аварии на ЧАЭС, военный врач, начальник отдела медицинской защиты Штаба гражданской обороны при Совете Министров УССР, один из ведущих организаторов спасательных мероприятий в зоне катастрофы на ЧАЭС.

Смерть ликвидатора

30 ноября 2008 года скончался от рака Николай Алексеевич Черёмухин, полковник медслужбы, ликвидатор аварии на ЧАЭС, военный врач, начальник отдела медицинской защиты Штаба гражданской обороны при Совете Министров УССР, один из ведущих организаторов спасательных мероприятий в зоне катастрофы на ЧАЭС.

Николай Алексеевич Черёмухин родился 13 мая 1928 в селе Чукановка Воронежской области. Там же он окончил среднюю школу и в 1947 г. поступил в Киевское военно-медицинское училище, откуда был направлен на учёбу в Военно-медицинскую академию им. С. М. Кирова. После окончания служил Группе советских войск в Германии. Потом служил в Киеве, где в 1973 году был назначен на должность начальника отдела медицинской защиты Штаба гражданской обороны при Совете Министров УССР.

Во время Чернобыльской трагедии Николай Алексеевич непосредственно организовывал спасательные мероприятия в Припяти, Чернобыле и еще 40 насёленных пунктах "зоны" Чернобыльской атомной электростанции, где подвергся радиационному облучению с исходом в хроническую лучевую болезнь.

13 июня 1986 он был эвакуирован со станции в состоянии клинической смерти. После 4,5 месяцев реабилитации от лучевой болезни он получил статус инвалида II, а позже — I группы. За 2,5 месяца пребывания в зоне он накопил 11 радиоактивных элементов и получил дозу облучения более 40 БЭР.

Выдержка из интервью газете «Кловские новости»:

"Работал почти круглосуточно, спал по 2—3 часа. Глубину и масштабы трагедии постигал на месте. Не всё понимал, не обо всём мог говорить. Да и некогда было. Время было спрессовано: даже о доме, где оставался годовалый внук, некогда было подумать.

В первые же дни правительственная комиссия решала, как тушить реактор. Вначале использовали бариевый порошок. Не помогло. Привезли затем целый состав свинца. Но и это не помогало. Было решено — засыпать песком. Над реактором летали вертолёты, сбрасывая мешки. Из реактора поднимался мощный факел из песка, радиоактивного графита и свинца. А потом приехали шахтёры из Донецка. Они сделали подкоп под реактор и поставили охлаждающее устройство. Если бы не они, кто знает, что с нами всеми было бы.

Эвакуация происходила быстро и четко: сначала мы вывозили женщин с детьми, беременных. А мужчины ведь практически все работали на смене на ЧАЭС. Люди эвакуировались налегке, никто ведь не думал, что это надолго. Думали, что на 2—3 дня. Выселили 50000 населения г. Припяти и 12000 жителей г. Чернобыля.

Сельское население не хотело уезжать, у многих был домашний скот. Государство скупило скот у людей и он был забит, затем захоронен в могильниках.

Это ошибка правительства, может даже преступление, что оно не сказало правду сразу. Ведь когда иностранцы приезжали из МАГАТЭ, то им все сказали и цифры показывали. Народ нужно информировать всегда и вовремя. Тогда врачам будет меньше работы.

Николай Алексеевич Черёмухин в ходе своей хирургической практики совершил около 25.000 операций. Им были написаны более 50 научных работ, 16 из которых открыто опубликованы, а более 30 — в закрытой печати. Создал несколько учебных фильмов о работе в зонах массового поражения. Они продолжают использоваться в образовательных целях в МЧС и армии. Полковник Черемухин был награждён орденом «Знак Почёта» и 20 медалями. Скончался от рака в возрасте 30 ноября 2008 года. Похоронен на Байковом кладбище в Киеве.

Юный партизан Толя Шумов

30 ноября 1941 года фашисты расстреляли партизанского разведчика Анатолия Шумова.

Юный партизан Толя Шумов

30 ноября 1941 года фашисты расстреляли партизанского разведчика Анатолия Шумова.

Мужественно воевал в одном из партизанских отрядов под Волоколамском Толя Шумов. Юный партизан ловко и бесстрашно пробирался в населенные пункты, захваченные врагом, собирал ценные сведения о переброске войск противника, распространял среди населения листовки. Вместе с Анатолием в партизанский отряд пришёл его школьный друг Володя Колядов. 30 ноября 1941 года во время выполнения задания в Осташеве Толю опознал и выдал фашистам предатель. Не добившись от паренька никаких сведений, фашисты расстреляли юного героя. Анатолий Шумов посмертно был награжден орденом Ленина. Вместе со своим сыном помогала парттизанам и мать Анатолия — Елена Шумова, посмертно награжденная медалью «За боевые заслуги». Погиб в бою и Володя Колядов. Он посмертно награждён орденом Боевого Красного Знамени.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии