RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Преисподняя под Уфой
3 июня 2014 г.

Преисподняя под Уфой

25 лет назад 3 июня 1989 года в результате взрыва газа в трубопроводе в момент прохождения встречных пассажирских поездов «Новосибирск — Адлер» и «Адлер — Новосибирск», заживо сгорели 575 человек, 623 получили тяжелые ранения.
Казачья традиция
15 октября 2015 г.

Казачья традиция

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл провел встречу с казачьими атаманами России
Войны и подвиги Николая Дупака
5 октября 2016 г.

Войны и подвиги Николая Дупака

5 октября 2016 года заслуженный артист России и Украины Николай Лукьянович Дупак отмечает 95-летний юбилей
Украинский фронт войны с Россией
31 августа 2014 г.

Украинский фронт войны с Россией

Протоиерей Димитрий Василенков высказал неожиданный взгляд на происходящее в Донбассе
Военно-полевые сборы кубанских казаков
10 июня 2017 г.

Военно-полевые сборы кубанских казаков

В начале июня 2017 года состоялись военно-полевые сборы Кавказского казачьего отдела Кубанского казачьего войска.
Главная » Герои нашего времени » 9 секунд в пекле

9 секунд в пекле

28 сентября — день памяти матроса Цыденжапова Алдара, который ценой жизни затушил пожар на эсминце «Быстрый»

16 ноября 2010 года ему посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации.
9 секунд в пекле

24 сентября 2010 года эсминец «Быстрый» готовился к выходу в море на выполнение учебно-боевой задачи. Машинист котельной группы мартос Алдар Цыденжапов нёс вахту согласно боевому расписанию. В 4:03 неожиданно раздался тонкий свист, а затем хлопок: в машинном отделении прорвало находившийся под давлением топливный трубопровод. На глазах матроса брызнувшее на светильник горючее вспыхнуло, и машинное отделение эсминца превратилось в гигантскую камеру сгорания.

Алдар Цыденжапов был к котлу ближе всех. Неподалеку несли вахту матросы Павел Осетров и Александр Коровин. Все трое начали тушить пожар. Алдар понимал, что если не перекрыть вентиль топливопровода, то справиться с огнём будет невозможно. В ту же секунду он кинулся в эпицентр пожара и перекрыл вентиль, на это ему понадобилось всего 9 секунд. За это мизерное время матрос получил ожоги 99 процентов поверхности тела.
Командир боевой части капитан-лейтенант Алексей Коноплёв вывел личный состав вахты в безопасное место ( Павел Осетров и Александр Коровин тоже получили ожоги, борясь с пожаром, хотя и не такие тяжёлые), задраил горящее помещение и активировал систему объёмного пожаротушения. Корабль и экипаж (более трехсот человек) были спасены.
Алдар сумел самсостоятельно выйти из пылающего отсека. Он тут же в тяжелейшем состоянии был доставлен в госпиталь Тихоокеанского флота во Владивостоке. Врачи четыре дня боролись за жизнь матроса, но слишком тяжелые травмы получил Алдар, спасти его не удалось. 28 сентября 2010 года Алдара не стало.

Алдар Цыденжапов родился 4 августа 1991 года в посёлке Агинское, Бурятского автономного округа, в бурятской семье Батора и Билигмы Цыденжаповых. Отец Алдара работал в МВД, мать - медсестрой в детском саду. Помимо Алдара, в семье было трое детей (брат Булат и две сестры - Ирина и Арюна). После окончания средней школы он планировал поступать в институт, но в последствии передумал, так как решил сначала отслужить в армии. Твердо решил пойти на флот, по стопам своего деда, но в приемной комиссии военкомата Алдара не видели в качестве моряка, ссылаясь на невысокий рост и вес. Только после настойчивых просьб его отца, Алдару в конце концов позволили попасть в морскую команду.
В ноябре 2009 года он поступил на срочную службу и отправился служить в войсковую часть № 40074 Тихоокеанского флота (город Фокино Приморского края) на эскадренный миноносец «Быстрый» проекта 956 «Сарыч». По словам командиров, матрос Цыренжапов А.Б. зарекомендовал себя только с положительной стороны. Обязанности освоил хорошо и в полном объеме. Пользовался уважением среди сослуживцев и командования. Тяготы и невзгоды воинской службы переносил стойко.Служба на флоте Алдару нравилась и после окончания «срочки» планировал заключить первый контракт о прохождении военной службы в рядах ВС РФ. Но геройская гибель не дала осуществиться этим планам.
В сопровождении офицеров и матросов Тихоокеанского флота 5 октября 2010 года гроб с телом матроса был доставлен в поселок Агинское. 7 октября 2010 года Алдара похоронили на местном кладбище.
Указом Президента России № 1431 от 16 ноября 2010 года, за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга, матросу Цыденжапову Алдару Баторовичу, присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно). Капитан-лейтенант Алексей Коноплев, матросы Павел Осетров и Александр Коровин удостоины государственных наград.
В школе посёлка Агинское, в которой Алдар учился, установлена мемориальная доска. На эсминце «Быстрый» тоже открыта мемориальная доска. Место в кубрике, где жил Алдар Цыденжапов, навсегда останется за ним. Матрос навечно зачислен в списки экипажа корабля.
Рабочие Амурского завода в Комсомольске-на-Амуре 22.07.2015 года начали постройку
корвета «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов».

 

.
28 сентября 2020 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
27 октября
вторник
2020

В этот день:

Авиаконструктор Генрих Новожилов

27 октября 1925 года родился Генрих Васильевич НОВОЖИЛОВ, авиаконструктор (ОКБ имени Ильюшина), академик (1984), лауреат Ленинской премии, дважды Герой Социалистического Труда.

Авиаконструктор Генрих Новожилов

27 октября 1925 года родился Генрих Васильевич НОВОЖИЛОВ, авиаконструктор (ОКБ имени Ильюшина), академик (1984), лауреат Ленинской премии, дважды Герой Социалистического Труда.

Он родился в Москве в семье военнослужащих. Отец, Василий Васильевич, был военным инженером, мать — Ираида Ивановна — военнослужащая. В 1943 году Генрих стал

студентом самолётостроительного факультета МАИ. С 1949 года работал в ОКБ С. В. Ильюшина. В 1956—1958 годах Новожилов — секретарь партийного комитета завода, затем заместитель главного конструктора Ил-18, в 1964 году — первый заместитель генерального конструктора, руководил организацией серийного производства Ил-62, за что с группой работников ОКБ стал лауреатом Ленинской премии 1970 года.

 

Геройская гибель Виктора Талалихина

27 октября 1941 года погиб Виктор Васильевич ТАЛАЛИХИН (род. 18.09.1918), летчик-истребитель, Герой Советского Союза.

Геройская гибель Виктора Талалихина

27 октября 1941 года погиб Виктор Васильевич ТАЛАЛИХИН (род. 18.09.1918), летчик-истребитель, Герой Советского Союза.

 Первым во время Великой Отечественной войны применил ночной таран. Погиб 23 лет от роду, защищая небо Москвы.

Он родился в селе Тепловка Вольского уезда Саратовской губернии. Сын рабочего. В 1938 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Участвовал в советско-финской войне. Совершил 47 боевых вылетов, сбил четыре финских самолёта, за что в 20 лет был награждён орденом Красной Звезды.

В Великую Отечественную войну был заместителем командира авиаэскадрильи 177-го истребительного авиаполка. В ночь на 7 августа 1941 года на И-16 произвёл таран в ночном воздушном бою, сбив около Москвы бомбардировщик He-111. Его самолёт упал в лес вблизи деревни Мансурово (Домодедовский район), а сам раненый летчик на парашюте спустился в речку Северку. В последующих боях сбил ещё пять немецких самолётов. Погиб в воздушном бою около Подольска 27 октября 1941 года. Дело было так.

27 октября 1941 года 6 истребителей под командованием Талалихина вылетели на прикрытие наших войск в район деревни Каменки, на берегу Нары ( 85 км западнее Москвы ). При подходе к немецкому аэродрому их встретила девятка Ме-109. Талалихин сбил один "мессер" лично, а другой - в паре с ведомым Александром Богдановым. Но пулемётная очередь пришлась и по кабине его истребителя. Талалихин был тяжело ранен в голову и вскоре чёрный столб дыма отметил место падения его машины...

Виктор Васильевич Талалихин похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени и Красной Звезды. Отважный лётчик навечно зачислен в списки воинской части.

В городе Подольске после войны ему поставлен величественный памятник, а в Москве - бюст. Его именем названы также улицы в городах Калининграде ( Московской области ), Волгограде, Борисоглебске и многих других.

 

Карибский кризис: воздушный шпионаж

27 октября 1962 года советской системой ПВО над Кубой был сбит разведывательный самолёт U-2 ВВС США: пилот майор Рудольф Андерсон погиб.

Карибский кризис: воздушный шпионаж

27 октября 1962 года советской системой ПВО над Кубой был сбит разведывательный самолёт U-2 ВВС США: пилот майор Рудольф Андерсон погиб.

Недавно опубликован рассекреченный документ ЦРУ, датируемый 02:00, 28 октября 1962 года: "Причиной потери U-2 над Баном была, вероятно, атака SA-2, или гипоксия пилота. Первая причина более вероятна, так как базируется на переданной пилотом информации".

Инцидент произошел на фоне самой острой стадии Карибского кризиса. До сентября 1962 самолёты ВВС США облетали Кубу дважды в месяц. С 5 сентября по 14 октября полёты были прекращены. С одной стороны из-за плохой погоды, с другой — президент США Кеннеди запретил их из опасения эскалации конфликта в случае, если американский самолёт будет сбит советской зенитной ракетой. Первый после перерыва полёт состоялся 14 октября (стоит отметить, что до 5 сентября полеты выполнялись с ведома ЦРУ, теперь же такие полёты перешли под контроль ВВС США) — самолет-разведчик U-2 4080-го стратегического разведывательного крыла, пилотируемый майором Ричардом Хейзером, взлетел около 3 часов ночи с авиабазы Эдвардс в Калифорнии. Через час после восхода солнца Хейзер достиг Кубы. Полёт до Мексиканского залива занял у него 5 часов. Хейзер облетел Кубу с запада и пересек береговую линию с юга в 7:31 утра. Самолёт пересёк всю Кубу почти точно с юга на север, пролетев над городами Тако-Тако, Сан-Кристобаль, Бахиа-Хонда. Приземлившись на авиабазе в южной Флориде, Хейзер вручил пленку ЦРУ. 15 октября аналитики ЦРУ установили, что на фотографиях — советские баллистические ракеты средней дальности Р-12 («SS-4» по классификации НАТО). Вечером того же дня эта информация была доведена до сведения высшего военного руководства США. Утром 16 октября в 8:45 фотографии показали президенту. После этого по приказу Кеннеди полёты над Кубой участились в 90 раз: с двух раз в месяц до шести раз в день.

В конце концов, это должно было привести к конфликту. 27 октября в одно из подразделений ПВО пришло сообщение, что на подлёте к Гуантанамо замечен американский самолёт-разведчик U-2. Начальник штаба зенитного ракетного дивизиона С-75 капитан Антонец позвонил в штаб Группы советских войск на Кубе (ГСВК) генералу армии Иссе Плиеву за инструкциями, но того на месте не оказалось. Заместитель командующего ГСВК по боевой подготовке генерал-майор Леонид Гарбуз приказал капитану ждать появления Плиева. Через несколько минут Антонец вновь позвонил в штаб — никто не взял трубку. Когда U-2 был уже над Кубой, Гарбуз сам прибежал в штаб и, не дождавшись Плиева, отдал приказ уничтожить самолёт. Пуск был осуществлён в 10:22 по местному времени. Пилот U-2 майор Рудольф Андерсон погиб. Примерно в это же время другой U-2 был почти перехвачен над Сибирью, так как генерал ЛеМей, начальник штаба ВВС США, пренебрёг приказом президента США прекратить все полёты над советской территорией. Ещё через несколько часов два самолёта фоторазведки ВМС США RF-8A «Крусейдер» были обстреляны зенитными орудиями во время облёта Кубы на малой высоте. Один из них был повреждён, однако пара благополучно вернулась на базу. Кеннеди снова приказал прекратить полеты.

Подвиг взрывотехника Михаила Чеканова

27 октября 1994 года в Москве при обезвреживании взрывного устройства на основе мины МОН-50 с часовым механизмом у магазина «Контур-Авто» на шоссе Энтузиастов, 27, погиб подполковник ФСК Михаил Чеканов.

Подвиг взрывотехника Михаила Чеканова

27 октября 1994 года в Москве при обезвреживании взрывного устройства на основе мины МОН-50 с часовым механизмом у магазина «Контур-Авто» на шоссе Энтузиастов, 27, погиб подполковник ФСК Михаил Чеканов.

27 октября 1994 года в дежурную службу управления ФСК поступило сообщение об обнаружении подозрительного пакета у магазина на шоссе Энтузиастов. В тот день Михаил Чеканов вышел на дежурство не в свою смену - подменил коллегу. Он почему-то сразу понял, что это не ложный вызов: интуиция. Скорее всего - взрывное устройство, результат тогдашних криминальных разборок. По прибытии ситуацию оценил сразу: противопехотная осколочная мина направленного действия. Сектор действия - до 100 метров. Мину дополняла канистра с бензином, что значительно усилит взрыв. А рядом - самая обычная жизнь, проходят сотни людей. Чеканов первым делом убрал канистру. О том, сколько времени взрывное устройство находится в зависшем состоянии, в тот момент он знать не мог. Специальных роботов на вооружении еще не было. Выход один: обезвредить бомбу вручную. Чеканов успел развернуть пакет к стене и этим спас жизнь тем, кто находился у него за спиной со стороны улицы.

Как потом определили специалисты, обезвредить то устройство было невозможно. Оставалось рискнуть своей жизнью, чтобы спасти другие. Чеканов это отлично понимал. Коллеги считали его зубром взывотехники. Счет в таких случаях идет на секунды. «Зависшее» устройство непредсказуемо. В действие его может привести даже дуновение ветра или вибрация от проходящего рядом трамвая.

Михаил Чеканов посмертно награжден орденом «За личное мужество». После этой трагедии взрывотехники стали применять для разминирования роботы-манипуляторы ирландского производства «Хобо».

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии