RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Не воруйте чебуреки!
14 февраля 2014 г.

Не воруйте чебуреки!

Если «слуга народа», то есть чиновник, украл миллионы, то это экономическое преступление, которое прощается, зато простого человека могут упечь на 10 лет за пять чебуреков
Украина -боль наша!
2 октября 2014 г.

Украина -боль наша!

На статью в форме дневника писателя Михаила Захарчука мы получили сотни откликов. Публикуем некоторые из них..
Пример и подвиги Владимира Ковтуна
26 августа 2016 г.

Пример и подвиги Владимира Ковтуна

Почему не получил звание Героя России тот, кто его несомненно достоин
Подвиг капитана Сергея Бавыкина
10 марта 2015 г.

Подвиг капитана Сергея Бавыкина

10 марта 2000 года командир разведывательного подразделения Сергей Петрович Бавыкин в бою с бандитами накрыл своим телом гранату, спасая подчиненных
Вторжение беспилотника США в Крым
15 марта 2014 г.

Вторжение беспилотника США в Крым

Американский беспилотник совершал разведывательный полет над Крымом и был сбит силами самообороны
Главная » Герои нашего времени » Конный переход

Конный переход

За 55 дней казаки преодолели 1500 километров от Волгограда до Севастополя

К сожалению, это прекрасное мероприятие высветило острые проблемы в отношении некоторых казачьих организаций друг к другу.
Конный переход


В редакцию РГК поступило письмо с Кубани: «Наша кубанская команда принимала участие в Конном переходе казаков Юга России и прошла за 55 дней 1500км верхом на конях от Волгограда до Севастополя. Опубликуйте рассказ об этом переходе.
С уважением,

помощник атамана ККСШ «Баско» Андрей Щербань»

В этом году наша страна отмечает 70-летие Победы русского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. Наряду с авиацией - «Красные соколы», артиллерией - «Боги войны», матушкой-пехотой – «Царицей полей», танковыми армиями и военно-морским флотом, большой вклад в разгром немецко-фашистких захватчиков внесли и казачьи соединения. Казачьи кавалерийские группы, пользуясь своей маневренностью, совершали стремительные рейды в тыл врага, громя коммуникации, истощая ресурсную базу и наводя панический ужас на противника.
Возрожденная казачья гвардия отличилась в битве за Москву, с боями прошла от Северного Кавказа через Донбасс, Украину, Белоруссию, Румынию, Венгрию, Чехословакию, Австрию, Германию продемонстрировав невероятное мужество и героизм. Мир снова с восторгом и уважением заговорил о казаках, а фашисты вздрагивали в окопах от одного упоминания о казачьей лаве.
За годы войны 7 кавалерийских корпусов и 17 казачьих кавалерийских дивизий получили гвардейские звания. Триумфом казачьей гвардии стал парад Победы в Москве 24 июня 1945 года, где по брусчатке Красной Площади прошли полки 5-го гвардейского Донского и 4-го гвардейского Кубанского казачьих кавалерийских корпусов.
За мужество и героизм, проявленный в борьбе с фашистами, около 100 тысяч казаков-кавалеристов были награждены орденами и медалями, 262 казака стали Героями Советского Союза.
Наши земляки, десятки тысяч казаков 4-го гвардейского Кубанского кавалерийского корпуса были награждены орденами и медалями, 22 воина получили звание Героя Советского Союза.

Кроме того, в рядах прославленного 4-го гвардейского КККК к началу 1944г воевали 628 девушек-казачек с Дона и Кубани. Воевали наши бабушки и прабабушки в казачьей справе, в ней и умирали на полях войны.
В честь 70-летия Великой Победы казаки Юга России решили организовать конный переход Волгоград-Севастополь, чтобы пройти конным маршем по местам боёв за Отечество на территориях Волгоградской, Ростовской областей, Краснодарского края, Республики Крым, по местам, где начали свой боевой путь и были сформированы прославленные казачьи соединения.
Дело доброе. Дело нужное.
В память о Победе, в память обо всех погибших в той войне. Погибших за нас.
Нам сегодняшним мало гордиться прошлым своего народа, которое мы не создавали. Сложнее соответствовать этому великому прошлому. Как любили, строили и защищали Отечество наши старики, наши дедушки и бабушки. Всю жизнь свою положили ради свободы и независимости нашей Родины. И детей смогли поднять, поставить на ноги и заложить им в сердце ту искру настоящей любви ко всему своему родному, русскому, настоящему.
Научили и завещали нам:
по-божески жить,
как мать или сына
Россию любить
В Кубанской казачьей спортивной школе Геленджикского Центра РФС «Баско» уже стало доброй традицией отмечать День Победы по-казачьи, в седле.
В 2012 году мы впервые приняли участие в казачьем конном переходе по маршруту: Севастополь-Перекоп (300км). Шли тогда ещё по украинскому Крыму и несли собой идею единства. Верили, что границы надуманы, а мы единый народ.
В 2013 году снова решили отметить День Победы конным переходом по местам боевой славы Крыма: Симферополь-Судак-Симферополь (300км). В одном конном строю шли казаки Крыма, Украины, России и Белоруссии.
В 2014 году известные события не позволили отметить День Победы традиционным конным маршем по Крыму (готовили казаков и участвовали сами в «Русской весне» в Крыму), зато прошлись по Геленджику.
И вот 2015 год. Год юбилейный – 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Команда

Кубанской казачьей спортивной школы Геленджикского Центра РФС "Баско" получила приглашение от ростовских и астраханских казаков принять участие в конном переходе казаков Юга России, посвященного 70-летию Победы. Первый заместитель войскового атамана ВВД Михаил Беспалов нас заверил: «Поставим на довольствие, обеспечим коней водой и фуражом, решим вопрос с переправой. Приезжайте, будем рады вас видеть!»
Радует, что астраханские казаки подхватили начинание казаков Республики Крым и в 2015 году выступили инициаторами конного перехода казаков Юга России, чтобы отдать дань памяти казакам России, павшим в боях за Родину в годы Великой Отечественной войны.

Маршрут конного перехода: от Волгограда (Мамаев Курган) до Севастополя (Сапун-гора).

Время в пути: от 17 апреля до 12 июня 2015г. (57 дней). Расстояние: 1500км.
У нас Третий конный переход и снова Крым. Что-то неосязаемое, но очень прочное связывает нашу школу с Крымом.
Состав команды Кубанской казачьей спортивной школы «Баско»:
- атаман Тархов Сергей Анатольевич,
- преподаватель Тюнькина Анна Сергеевна,
- преподаватель Ноздрин-Плотницкая Наталья Николаевна.
Все трое идут весь путь верхом на лошадях буденновской породы.
Важно отметить, что Сергей Анатольевич и Анна Сергеевна – муж и жена.
Вот таким образом казачья семья решила отметить День Победы!
Кроме трех взрослых коней решили взять с собой двух жеребят Скифа и Сармата (каждому по году) и овчарку Дакоту. Жеребят с собой взяли по казачьей традиции: коней к будущим конным переходам, готовят в конных переходах.
А также с нами ехал водитель арендованной обозной машины. Младших воспитанников нашей школы мы не взяли, так как участники конного перехода должны быть старше 20 лет.

Финансовое обеспечение нашей команды для участия в конном переходе собрали с помощью друзей, родственников и собственных средств.
15 апреля 2015 года выехали в г.Волгоград. 16 апреля в 23.00 прибыли на Мамаев курган, где уже расположился казачий стан. Встретил нас начальник безопасности. Разместились. Всю ночь готовились. Ранним утром подковали первых лошадей. Утром 17 апреля 2015 года в составе сводного отряда ростовских, астраханских, уральских, воронежских и калмыцких казаков, а также полицейских из кавалерийской роты - всего 112 конников приняли участие в торжественном открытии конного перехода. Затем от подножия легендарного монумента «Родина-мать зовет!» на Мамаевом Кургане сводная сотня отправилась в путь. Волгоград красив, река Волга величественно несет свои воды, люди доброжелательны и открыты, единственное чему стоило бы уделить внимание, так это дорогам…
По городу шли под проливным дождем. При прохождении Волгограда казаки Калмыкии завершили своё участие, пообещав присоединится к сводной сотне в Севастополе и уехали домой. Через пару дней полицейские-кавалеристы тоже закончили своё участие в переходе и вернулись к местам дислокации.
В последующие дни погода сильно испытывала казаков на прочность: дождь, град, сильный ветер, утренние заморозки.
Красиво хоть и дождливо было идти по волгоградским и донским степям. По станицам и городам сводный отряд шел парадным маршем. Возлагали венки, молились в храмах, участвовали в уроке мужества в средней школе, где выступили с ответным показательным выступлением. В полевом лагере, когда к нам приехали артисты, воспитанники конноспортивного клуба и просто местные жители, мы позвали с собой казаков-астраханцев и ответили гостям показательным выступлением! Гости не ожидали, но были приятно удивлены! После нашего выступления казаки подошли к нам и попросили научить их так же владеть шашкой. Мы тут же, несмотря на начавшийся дождь, провели занятия по владению казачьей шашкой среди казаков перехода.
На стоянках располагались в красивейших местах: сосновый бор, парк, бескрайнее донское поле. На одной из стоянок для конников была организована помывка в бане с парилкой. Было здорово! Попариться и прогреться после дождей и холодов!
В один из дней, после многокилометрового дневного марша на бескрайнем поле казачья сотня выстроилась в лаву и пошла галопом вперед. Завораживающее зрелище. Всадники неслись, обгоняя друг друга. Наша кубанская казачка Анна Тюнькина попридержала свою кобылу буденновской породы, отвязала от луки жеребят и отпустила поводья…

Дальнейшее нужно было видеть!
Анна с легкостью догнала основную группу летящих галопом казаков, прошла сквозь них как нож сквозь масло и вырвалась далеко вперед. Далеко в смысле не на один, два корпуса лошади, а на поле вперед, скрывшись вдали возле горизонта, там совершив правый вольт вернулась к основной группе. Снова отпустила всех вперед и повторила первый финт – обошла всех казаков с огромным отрывом. Что самое интересное – её приемный годовалый жеребенок по кличке Сармат за всё это время не отстал от мамки ни на шаг.
После этого несколько казаков извинились за свои предыдущие шуточки в адрес наших коней и жеребят и многие выразили нам поддержку и одобрение.
На стоянках и привалах местные жители подходили к нам с вопросом: «А когда будут показательные выступления? Мы ведь пришли полюбоваться на казачью лихость, да и в программе было указано, что сегодня состоится выступление казаков». Мы не знали, что ответить, но недолго думая пригласили их к нам к кубанскому очагу и пообещали показать что умеем. И что вы думаете? Жители пришли! И детей с собой привели!
Станичники говорили: «Конников и лошадей мы много видали, а вот казаков владеющих оружием, как в конном, так и в пешем строю очень редко. Вы уж постарайтесь». Ну, мы и постарались! Выкладывались на полную: наши девушки-казачки прочитали стихотворение «Русская Любовь» с такой самоотдачей, что многие потом благодарили именно за сказанное слово!
… За что солдаты проливали кровь?
Захватчики - за барахло и деньги.
А наши воевали за любовь,
К жене и ждущим их из боя детям...

За что солдаты проливали кровь?
За поцелуй и первое признанье,
За отчий дом и русскую любовь,
За Землю Русскую и Божье мирозданье...

Затем поздравили гостей с Днем Победы показательным выступлением с казачьим традиционным оружием. Было здорово! В ответ школьники читали нам стихи и исполнили казачью песню! Ростовские и астраханские казаки, видя такое дело, тоже подключились к празднику. Тем более что жителей становилось всё больше. И через некоторое время на большой поляне ростовские казаки показали свою удаль в джигитовке, астраханские в рукопашных схватках, а наши кубанские девчата в искусстве владения нагайкой, казачьими шашками и автоматом.
Что обратило на себя внимание, так это организация всего перехода. Чувствовался очень мощный административный ресурс. Опытные проводники вели отряд по заранее известному маршруту. Шли в основном только шагом, рысь и галоп были очень редко. По пути следования отряд сопровождают машины полиции, ветеринаров, поваров, врачей и МЧС. Определены места проведения торжественных и мемориальных мероприятий. Подготовлены территории для дневных стоянок и ночевок: построена коновязь, привезен запас воды, заготовлено сено, овес, ячмень, проведена противоакарицидная обработка территории.

Всегда готовый завтрак, обед, ужин. После дневного перехода казаков уже ждал поставленный палаточный городок. В некоторых населенных пунктах казаки ночевали в помещениях стадионов, ДК, в домиках туристических и детских лагерей, гостиницах и т.д. После марша казак имел возможность, покушав, помыться в душе, и если сильно устал, то мог уйти на день или два отдохнуть в обозе, а на его лошадь садился казак из резерва. Очень удобно. Также кошевая служба занималась вопросами закупки продуктов, дров, воды, местами отдыха, биотуалетами и умывальниками, и т.д. Был свой кузнец-коваль. Одним словом хорошо налаженная служба обеспечения, служба тыла.
Имея опыт предыдущих двух конных переходов, мы только удивлялись и радовались за казаков. Отличная организация! Почти туристический поход на конях. Все условия.

Первые триста километров, до Белой Калитвы шли хорошо, весело, организованно. Познакомились с ростовскими, астраханскими и волгоградскими казаками, вместе участвовали в различных мероприятиях, вместе проводили показательные выступления для жителей (Калач-на-Дону, Суровикино, Чернышковский, Тацинская), на стоянках тренировали казаков владению традиционным казачьим оружием и т.д.
В переходе было всякое: и смешное и грустное.
С первых дней конного перехода мы заметили какое-то особое отношение походного атамана Гриднева к нашей команде. В Волгограде, на открытии, нашу кобылу с жеребятами не пустили, так как сказали, что они портят вид…
Во время дневных переходов наша команда шла на некотором удалении от сводного отряда, т.к. по заявлению походного атамана Гриднева наши жеребята портят общую картину…

Мы не расстраивались. Идти шагом целый день без песен, без вольтижировки и конных игр было откровенно скучно. Мы приотставали с жеребятами на несколько километров. Связь держали по рации и давали вволю полетать по степи нашим коням! И песни пели в полный голос и шли стоя в седле и в догонялки играли! В степи можно всё! Как только подходили к населенному пункту или к трассе, то жеребят сразу привязывали к мамке, становились в строй и с улыбками шли по станицам, иногда всё же переходя с унылого шага на бодрую рысь!
Удивляла неприязнь между ростовскими и астраханскими казаками. На свои тренировки мы приглашали и тех и других. Старались их объединить. Одни рядовые казаки с первых дней очень тепло относились к нашей команде. Другие смотрели исподлобья, полагая, что девушкам не следует быть лучше мужчин, но совершенствоваться и учиться, хоть немного владеть казачьим оружием, на тренировки не приходили.
Также каким-то склочным человеком оказался и водитель нашей обозной машины товарищ Удод. Каждый вечер небольшой «концерт» для нашей уставшей после дневного перехода команде – то собутыльников найдет, то убегает в кабину и там один кушает, то пытается всех перессорить в нашей дружной команде, то шантажирует, тем, что дальше не поедет и т.д.

Иногда некоторые казаки удивляли наших девчат, тем, что выпадали из седла, когда наш жеребенок Сармат начинал играться... Не уступали место за столом и приходилось кушать стоя, не давали сено в тюках для жеребят, многие совсем не знакомы с джигитовкой и вольтижировкой, мало поют когда идут маршем, к вечеру очень устают, плохо смотрят за лошадьми, которых им доверили - много коней сошли с дистанции. Были увезены домой и заменены. Трое коней погибло. Это говорит о неготовности коней к переходу, безответственному отношению к коням со стороны казаков. С большим трудом соблюдался «сухой» закон. Ещё одно наблюдение от самих казаков: чем больше к кубанской команде тянулись жители и казаки, тем больше придирок появлялось у Гриднева к жеребятам.
В Белой Калитве, походный атаман Гриднев отдал распоряжение, чтобы всех коней погрузили в специальные машины (коневозы) и перевезли их до г.Шахты, мотивируя тем, что люди и кони устали, а впереди сложный участок дороги вдоль трассы М4.
Несколько казаков-астраханцев выразили другую позицию: маршрут нельзя прерывать, мы казаки и должны идти верхом 120км, а не перевозить коней на машинах, это же казачий КОННЫЙ переход, а не гонки на коневозах. Наша команда поддержала астраханцев в той части, что если астраханцы пойдут верхом до Шахт, то мы готовы их поддержать, т.к. кони у нас здоровы и девчата-казачки совсем не уставшие.
В результате астраханцы передумали и поехали на машинах, а нам в наказание было предложено погрузить кобылу с жеребятами в коневоз и везти их так до самого Севастополя…
Мы не согласились.
Тогда Гриднев заявил, что мы идем отдельно. Таким образом, он создал раскол в конном переходе на две группы: ростовско-астраханский сводный отряд и наша кубанская команда.

В кругу командиров Конного перехода, мы предложили прекратить надуманный раскол, но Гриднев повторно заявил, что не хочет, чтобы наша кубанская команда шла вместе с ними, т.к. наша казачка Наталья отказалась от ужина, предложенного сыном атамана...

Это якобы приводит к анархии в отряде…
И его единогласно поддержали все командиры.
Это уже совсем сложно понять… но идти с этими вместе уже не имело никакого смысла.
Мы казаки Кубани, нам два раза повторять не надо.
В этой жизни всё по воле Божьей.
Вот и в Белой Калитве, Господь явил милость свою, и дальнейший путь наша команда продолжила ещё лучше, веселей и организованней, но отдельно от основного сводного отряда.
Поблагодарили ростовских и астраханских казаков за гостеприимство, собрали круг в своем кубанском курене, порешали организационные вопросы и отправились в путь под руководством своего походного атамана – Тархова Сергея Анатольевича. Самостоятельно.

Страницы:   1 2 3  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
22 октября
понедельник
2018

В этот день:

Маршал-танкист Яков Федоренко

22 октября 1896 года родился Яков Николаевич Федоренко (ум. 1947), военачальник, маршал бронетанковых войск.

Маршал-танкист Яков Федоренко

22 октября 1896 года родился Яков Николаевич Федоренко (ум. 1947), военачальник, маршал бронетанковых войск.

Он родился в семье портового грузчика. Окончил церковно-приходскую школу. С 9 лет работал пастухом, кучером, батраком, чернорабочим на шахтах Донбасса, солеваром на солеваренных заводах в Славянске, рулевым на барже. В мае 1915 года призван в Русский императорский флот, окончил школу рулевых Черноморского флота. Служил на минном тральщике. После Февральской революции избран председателем судового комитета. Член РКП(б) с февраля 1917 года. Во время Октябрьской революции командовал отрядом моряков, участвовал в установлении Советской власти в Одессе. Сразу после революции вступил в отряд Красной Гвардии. В Красной Армии с февраля 1918 года. В Гражданскую войну — комиссар штаба 2-й Революционной армии (Екатеринослав), командир и комиссар бронепоезда № 4, в 1920 году — командир-военком группы бронепоездов 13-й армии. Отличался храбростью, дважды ранен, один раз контужен в боях.

С 1934 года — в танковых войсках, командир 3-го отдельного танкового полка в Московском военном округе; с 2 мая 1935 года — командир 15-й механизированной бригады Украинского военного округа. С августа 1937 года — начальник автобронетанковых войск Киевского (с 26 июля 1938 Особого) военного округа. С июня 1940 года начальник Автобронетанкового (затем Главного) управления. Генерал-лейтенант танковых войск (4.06.1940).

С июля 1941 года — заместитель наркома обороны СССР — начальник Автобронетанкового управления РККА, с декабря 1942 года — одновременно командующий бронетанковыми и механизированными войсками Красной армии. Генерал-полковник танковых войск (1.01.1943). Был представителем Ставки Верховного Главнокомандования в битве под Москвой, в Сталинградской и Курской битвах, участник оборонительных операций Северо-Западного фронта в 1942 году и наступательной операции на Брянском фронте в июне-августе 1943 года, наступательных сражений на Воронежском фронте в 1943 году. Внёс в годы войны большой вклад в развитие и совершенствование бронетанковых и механизированных войск, способов их применения в ходе военных действий, в повышение выпуска танков и в их техническое совершенствование исходя из опыта боевых действий. Первый, наряду с П. А. Ротмистровым, советский военачальник, которому присвоено воинское звание маршал бронетанковых войск (указ от 21 февраля 1944 года). После войны, с апреля 1946 года — командующий бронетанковыми и механизированными войсками Сухопутных войск

 

Рождение КБ Туполева

22 октября 1922 года ВСНХ организовал при ЦАГИ комиссию по постройке металлических самолётов — официальная дата основания старейшего в России и в мире авиационного конструкторского бюро А. Н. Туполева (ныне ОАО «Туполев»).

Рождение КБ Туполева

22 октября 1922 года ВСНХ организовал при ЦАГИ комиссию по постройке металлических самолётов — официальная дата основания старейшего в России и в мире авиационного конструкторского бюро А. Н. Туполева (ныне ОАО «Туполев»).

Позже, накануне празднования 25-летия КБ, сам Туполев предложил считать датой образования конструкторского бюро 22 октября 1922 года. За 90 лет существования в стенах КБ Туполева разработано более 300 проектов различных типов летательных аппаратов, малых судов и аэросаней.

 Около 100 проектов были реализованы в металле, а более 50 находились в серийном производстве. Выпущено свыше 18 тысяч самолетов.

Ныне ОАО «Туполев» занимается разработкой, производством, испытаниями, ремонтом и поддержанием лётной годности авиационной техники. В настоящее время основными направлениями деятельности компании являются продвижение на рынок модернизированного самолета Ту-204СМ, а также поставка заказчикам специальных модификаций самолета Ту-214. Продолжается модернизация эксплуатирующихся и разработка новых авиационных ударных комплексов. С 2009 года ведутся работы по созданию перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА).

 

Уничтожение немецко-финского десанта

22 октября 1942 года советские войска уничтожили немецко-финский десант, пытавшийся захватить остров Сухо и прервать Ладожскую коммуникацию, по которой шло снабжение Ленинграда.

Уничтожение немецко-финского десанта

22 октября 1942 года советские войска уничтожили немецко-финский десант, пытавшийся захватить остров Сухо и прервать Ладожскую коммуникацию, по которой шло снабжение Ленинграда.

 Во время Великой Отечественной войны этот островок стал важным опорным пунктом. Он был расположен на пути движения советских конвоев (в 37 км к северу от Новой Ладоги), контролировал значительный район южной части Ладожского озера и прикрывал подходы к Волховской губе и Новой Ладоге, где располагалась главная база Ладожской флотилии. В сентябре 1942 г. здесь была установлена трёхорудийная 100-миллиметровая батарея № 473 противокатерной обороны и три пулемета. В ночь на 22 октября 1942 года гарнизон острова при поддержке авиации и кораблей Ладожской военной флотилии отразил нападение десантного отряда противника на 30 судах, пытавшегося захватить остров и маяк. Командир обороны острова И.К.Гусев 22 октября написал в записной книжке: «4-й час сильный рукопашный бой. Батарею бомбят самолёты. У нас из 70 осталось 13, раненых 32, остальные пали. Пушек 3, сделали по 120 выстрелов. Из 30 вымпелов потопили 16 барж, 1 взяли в плен. Побило много фашистов»

После войны на острове была расположена метеостанция. С 1991 года остров является необитаемым, последние смотрители маяка покинули его несколько лет назад, однако сам маяк, «зажженный» еще в СССР, функционирует исправно.

 

Создание «Золотой рыбки»

22 октября 1955 года вышло постановление Совета Министров СССР «О начале работ по созданию ПЛА проекта 645». Это дало старт постройке уникальной атомной подводной лодки проекта 645 ЖМТ с жидким металлом в качестве теплоносителя. Здесь единственный раз в истории атомного судостроения был применен реактор на промежуточных нейтронах с эвтектическим сплавом свинец-висмут в качестве теплоносителя.

Создание «Золотой рыбки»

22 октября 1955 года вышло постановление Совета Министров СССР «О начале работ по созданию ПЛА проекта 645». Это дало старт постройке уникальной атомной подводной лодки проекта 645 ЖМТ с жидким металлом в качестве теплоносителя. Здесь единственный раз в истории атомного судостроения был применен реактор на промежуточных нейтронах с эвтектическим сплавом свинец-висмут в качестве теплоносителя.

Особенностью обслуживания такого реактора стала необходимость поддержания металлического сплава в расплавленном состоянии, когда температура его плавления составляла 125 °C. Лодка имела два прозвища: «Золотая рыбка» и «Нагасаки». Вступила в строй 1 апреля 1962 года. C 21 апреля по 12 июня 1964 года совершила рекордное автономное плавание в воды Центральной Атлантики. Под командованием И. И. Гуляева она побила рекорды по дальности автономного похода, длительности подводного плавания.

1 февраля 1979 года была исключена из состава ВМФ СССР и 1 октября 1980 года расформирована. В сентябре 1982 года затоплена в Карском море у северовосточного побережья архипелага Новая Земля на входе в залив Степового.

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии