RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Бешенство Америки
6 марта 2014 г.

Бешенство Америки

Бывший разведчик США: Штаты вложили в «майданный переворот» 5 миллиардов долларов
Возвращение в Арктику
6 сентября 2014 г.

Возвращение в Арктику

На Новосибирских островах создаётся мощная Российская военная база
Жизнь на службе Родине
25 марта 2016 г.

Жизнь на службе Родине

25 марта 2016 года 90-летний юбилей отмечает полковник инженерных войск в отставке Василий Васильевич Князев.
Звездный «мешок» (морская история)
16 июля 2013 г.

Звездный «мешок» (морская история)

17 июля — День Военно-морской авиации России
Кровавая осень 1993 года
4 октября 2017 г.

Кровавая осень 1993 года

Репортажи с московских улиц времён буржуйской контрреволюции плохишей
Главная » Герои нашего времени » Золотой сентябрь жизни

Золотой сентябрь жизни

15 сентября 1933 года родилась Герой социалистического труда Нина Михайловна Фёдорова, единственная женщина, которая около полувека проработала на взрывоопасных объектах нефте-перерабатывающего завода.

А в 18 лет она руководила бригадой «зеков» на строительстве этого предприятия.
Золотой сентябрь жизни

 

Она родилась в г. Чапаевск Куйбышевской области. В предвоенные и военные годы семья жила в Краснодарском крае. Но в дальнейшем жизнь снова связала Нину Михайловну с Куйбышевской областью. Окончив в 1953 году Куйбышевский нефтетехнологический техникум, Нина Михайловна по направлению приехала в Новокуйбышевск, на строящийся нефтеперерабатывающий завод.

Она в 18 лет бригадой «зэков» руководила, не раз попадала в сложные аварийные ситуации, но хладнокровными действиями предотвращала ЧП, бесстрашно вступала в поединки с представителями местной криминальной шпаны и выходила победительницей.

Стажировка за «колючкой»

В Куйбышев Нину Федорову привела горькая беда. После войны ее родители были репрессированы, и девочку взяла к себе мамина сестра, которая здесь жила. Закончив семилетку, Нина поступила в Куйбышевский нефтяной техникум, после окончания которого, получила направление в тогда еще только строившийся цех газовых установок и крекинга Новокуйбышевского НПЗ.
Незадолго до этого она здесь же прошла стажировку, во время которой девушке поручили руководить бригадой «зэков». Дело в том, что установки цеха строились, в частности, и с помощью заключенных. Стройка была ограждена колючей проволокой, за которую даже мужская часть цеха не очень-то любила хаживать. Трудно сказать, кому и почему взбрело в голову поручить шефство над бригадой заключенных юной стажерке, но Нина возражать не стала. Наоборот, она с большим желанием взялась за дело, потому что хотела своим теплым и доброжелательным отношением к заключенным хотя бы чуточку скрасить их тяжелое положение. Ведь каждый из них, даже не подозревая о том, напоминал Нине о судьбе родителей. В ответ на такое отношение заключенные не только не обижали девушку, а наоборот – готовы были сделать для нее все, что угодно. Дела в бригаде спорились, начальство Нину хвалило, и после стажировки администрация завода направила в техникум письмо с просьбой распределить ее на НПЗ.
Когда Нина вернулась в цех после госэкзаменов, установки уже были смонтированы. Ее назначили старшим оператором на одну из них. В подчинении оказалось с десяток 30-40 - летних мужиков, в основном, бывших фронтовиков, недавно уволенных из Вооруженных сил. Они, конечно, «барышню-начальницу» восприняли, как личное оскорбление. Но вскоре отношение резко изменилось.

Под бензиновым ливнем

Первое время после ввода в строй установки механизмы проходили характерную для такого периода притирку. Частенько случались небольшие поломки, которые тут же исправлялись. Но однажды чуть не произошло серьезное ЧП. В насосе, который качал газовый конденсат под давлением до 20 атмосфер, выбило торцевое уплотнение. Рабочая жидкость (а это – фактически бензин) начала мощно фонтанировать во все стороны. Малейшая искра способна была привести к взрыву. Требовалось срочно перекрыть задвижку, чтобы остановить поступление конденсата. А для этого предстояло под бензиновым ливнем добраться до управляющего устройства. Даже машинист Михаил Пензин, видавший виды бывший матрос-фронтовик, в первое мгновение замешкался. Нина сунула ему в руки противогаз и крикнула: «За мной, матросик!» Натянув маску, она отважно бросилась под струи взрывоопасной жидкости. За девушкой, мысленно кляня себя (как потом он сам признался) за заминку, понесся машинист Пензин. Вдвоем они быстро заглушили конденсат, подоспевшие коллеги поставили новое уплотнение. ЧП было ликвидировано за несколько минут. После этого случая мужики зауважали свою начальницу и больше «барышней» ее никто не называл.

Огонь и медные трубы

Было еще несколько случаев, когда Нина мужикам фору давала. Однажды в бракованном трубопроводе ректификационной колонны образовался свищ. Произошло это в самый неподходящий момент. В советское время была такая традиция: по понедельникам рабочих и служащих собирали в клубе на политинформацию. На установках оставляли по 1-2 человека. В ту смену Нина дежурила с кем-то из начинающих операторов. Вдруг она услышала со стороны ректификационной колонны мощный гул. Выскочила из операторской и увидела над участком трубопровода столб белесого тумана. Сразу поняла: утечка пропана. А ведь рядом – работающая печь. Оператора послала к телефонному аппарату, чтобы сообщил руководству цеха о случившемся, а сама бросилась к задвижкам и перекрыла поступление газа. Но его набралось уже столько, что вокруг печи колыхалось зловещее марево. Прибежал оператор и сообщил, что в цехе никто не берет трубку, поскольку все ушли на политинформацию.
Вдвоем они кое-как включили устройство, подающее на печь паровую завесу, тем самым выиграв у раскаленного газа несколько минут. Потом Нина через коммутатор сумела дозвониться пожарникам. Авария была предотвращена.
В другой раз произошло короткое замыкание при пуске насоса, и Федоровой пришлось вступить в рукопашную с огнем.
Но не эти ЧП были самыми трудными в работе, считает Нина Михайловна. Судьба уготовила ей еще одну проверку на крепость характера. В народе это называется «пройти медные трубы», то есть преодолеть испытание славой и не зазнаться, остаться человеком.

В 1971 году за высокие показатели и самоотверженность в работе Нине Михайловне Федоровой было присвоено звание Героя социалистического труда. На заводе за всю его историю всего двоих удостоили такой награды: ее и старшего оператора Ивана Павловича Лохина. Вокруг них сразу же завертелась совсем иная, чем прежде, жизнь: многочисленные заседания, банкеты, пропагандистские поездки, избрание во всевозможные советы, комитеты, комиссии и пр. Нина Михайловна поняла, что если все это пустить на самотек, то добром такая жизнь не кончится. Она оставила себе только рабочие нагрузки (председатель совета наставников молодежи, нештатный воспитатель в средней школе), а от представительских «обязаловок» наотрез отказалась. Очень важно и то, что никто и никогда не заметил в ней ни тени высокомерия, зазнайства.

Вторая мама

Золотая Звезда Героя социалистического труда вовсе не облегчила жизнь Нине Федоровой, а добавила новых обязанностей, особенно в области воспитания молодежи. То ли природа заложила в ее характере педагогический дар, то ли, пережив в детстве нехватку родительского тепла, женщина не могла пройти мимо обездоленных детей, но вскоре она почти все свое свободное от работы время стала уделять работе с «трудными» подростками. Многих она отвоевала у местного криминального мира. Некоторые из них до сих пор называют Нину Михайловну своей второй мамой.
С одним из таких бывших «трудных» мы познакомились на НПЗ (фамилию он просил не называть). В свое время он попал под влияние воровской компании. Пристрастился к алкоголю, потом и наркотики начал пробовать. Мать этого парня пришла к Федоровой и упала в ноги: помогите, пропадает человек. Нина Михайловна взяла юношу в свою бригаду. Повозиться с ним пришлось немало: и дружки женщине угрожали, и сам подшефный несколько раз срывался, неделями пропадал на «малине», но, в конце концов, Федорова победила. Теперь это – надежный человек, квалифицированный рабочий, имеет семью, двоих детей. Таких «сынков» у Нины Михайловны немало. Они до сих пор на день рождения присылают ей поздравления, к которым и мы присоединяемся.

Сергей Турченко
15 сентября 2015 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
16 августа
четверг
2018

В этот день:

Главный маршал авиации Павел Кутахов

16 августа 1914 года родился Павел Степанович КУТАХОВ (ум. 03.12.1984), главный маршал авиации, дважды Герой Советского Союза.

Главный маршал авиации Павел Кутахов

16 августа 1914 года родился Павел Степанович КУТАХОВ (ум. 03.12.1984), главный маршал авиации, дважды Герой Советского Союза.

Простой крестьянский парень из донской станицы, он стал одним из лучших пилотов Страны Советов, а потом и самым главным летчиком СССР.

В августе 1935 года Павел по комсомольскому призыву поступил в Сталинградское военное училище летчиков. Начинал летать на самолете «У-2». В 1938 году в звании лейтенанта прибыл в полк под Ленинградом. Вскоре он стал командиром звена истребителей. Во время войны с Финляндией Кутахов совершил 131 боевой вылет. В одном из боев был сбит и спустился на парашюте в тылу противника, пешком вернулся в расположение советских войск.

Во время Великой Отечественной войны участвовал в обороне Мурманска, Кандалакши и Кировской железной дороги. Сопровождал караваны транспортных судов ленд-лиза.

Был одним из известнейших летчиков-истребителей Карельского фронта. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года Кутахову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Всего за годы войны П. С. Кутахов совершил 497 боевых вылетов, провел 79 воздушных боев, в которых сбил 14 самолетов лично и 28 с напарниками.

После войны подполковник Кутахов ещё несколько лет командовал полком в Заполярье, а потом был направлен на Высшие офицерские летно-тактические курсы в Липецк. В 1957 году закончил Военную академию Генерального Штаба. В 1966 году ему, командующему авиацией Одесского военного округа, генерал-лейтенанту авиации, в числе первых было присвоено звание «Заслуженный военный летчик СССР». В 1967 году генерал-полковник авиации П. С. Кутахов был назначен первым заместителем главнокомандующего Военно-Воздушными Силами СССР. В марте 1969 года Маршал авиации Кутахов стал главнокомандующим ВВС СССР. В 1972 году ему было присвоено звание Главного маршала авиации. Кутахов летал на современных истребителях до 60-летнего возраста.

В 1984 году ему во второй раз присвоено звание Героя Советского Союза.

Умер 3 декабря 1984 года от обширного инсульта. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Подвиг экипажа Владимира Шарпатова

16 августа 1996 года экипаж российского самолёта «Ил-76» (командир Владимир Шарпатов), находившийся в плену у талибов больше года, совершил выдающийся подвиг - побег на своём же самолёте — через Иран в ОАЭ. После возвращения на Родину командир воздушного судна Владимир Ильич Шарпатов и второй пилот Газинур Гарифзянович Хайруллин были удостоены звания Героя России.

Подвиг экипажа Владимира Шарпатова

16 августа 1996 года экипаж российского самолёта «Ил-76» (командир Владимир Шарпатов), находившийся в плену у талибов больше года, совершил выдающийся подвиг - побег на своём же самолёте — через Иран в ОАЭ. После возвращения на Родину командир воздушного судна Владимир Ильич Шарпатов и второй пилот Газинур Гарифзянович Хайруллин были удостоены звания Героя России.

А Здор Александр Викторович — штурман, Аббязов Асхат Минахметович — бортинженер,
Вшивцев Юрий Николаевич — бортрадист, Бутузов Сергей Борисович — ведущий инженер,
Рязанов Виктор Петрович — ведущий инженер награждены орденами Мужества. О их подвиге снят фильм «Кандагар».

3 августа 1995 года самолёт Ил-76ТД бортовой номер RA-76842, принадлежавший казанской компании «Аэростан», с семью членами экипажа на борту по заказу правительства в Кабуле, в рамках межправительственного соглашения с Албанией, совершал коммерческий рейс по маршруту Тирана — Кабул (Баграм) с грузом стрелковых боеприпасов. Фактическим получателем груза был «Северный альянс», авиабаза Баграм контролировалась силами злейшего врага «Талибана» Ахмад Шах Масуда. Сходные рейсы в Баграм, в частности, из Шарджи, экипаж выполнял неоднократно, перевозя самые разные грузы. Рейс из Тираны с боеприпасами был третьим после двух таких же, вполне успешных. Над Афганистаном самолёт был перехвачен истребителями движения «Талибан» и был принужден совершить посадку в районе Кандагара под предлогом досмотра груза. Среди формально разрешённых к перевозке стрелковых боеприпасов был обнаружен ящик с запрещёнными к перевозке снарядами.

Более года (378 дней) члены экипажа самолёта находились в плену в очень тяжёлых условиях, мучаясь от жары, нехватки воды и плохой пищи. Психологическое состояние экипажа тоже было очень тяжёлым: они всерьёз опасались за свою жизнь, так как были захвачены при перевозке оружия врагам «Талибана». С другой стороны, они долго не замечали никаких существенных усилий со стороны российских властей по вызволению их из плена. Талибы предлагали им перейти в ислам с обещаниями облегчить участь. Связь с Россией удавалось поддерживать, в частности, через Тимура Акулова, представителя президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Попытка Акулова обменять пленников на запчасти к вертолётам не удалась. С другой стороны, удалось добиться права на редкие личные встречи, в том числе с другими представителями российских властей в Афганистане и Пакистане, и передачу почты, что позволило обговорить детали возможного побега. Экипаж смог убедить талибов в том, что весьма ценный самолёт требует периодического технического обслуживания. За отсутствием собственных специалистов, экипажу было позволено, время от времени, под вооружённым конвоем, поддерживать самолёт в работоспособном состоянии.

И вот 16 августа 1996 года при очередном техобслуживании (в частности, поводом к нему послужило повреждённое колесо шасси) экипаж запустил двигатели и взлетел, воспользовавшись ослаблением бдительности на аэродроме из-за пятницы и времени молитв. Аэродромные службы пытались воспрепятствовать взлёту, но безуспешно. Самолёт-истребитель поднят в воздух не был. Конвоиров, которых было меньше, чем обычно, удалось обезоружить и связать. Топлива на полёт хватило, так как самолёт перед рейсом в Кабул был заправлен с расчётом на обратный рейс, и топливо слито не было. Для большей скрытности самолёт уходил из Афганистана на запад, в Иран (а не на север, в Россию), причём на предельно малых высотах. Авиадиспетчеры Ирана, как это было оговорено заранее, пропустили самолёт в своё воздушное пространство, в дальнейшем самолёт беспрепятственно прилетел в ОАЭ, в Шарджу.

В ночь с 18 на 19 августа российские лётчики благополучно вернулись в Казань. 22 августа того же года был подписан указ о награждении экипажа, командиру корабля и второму пилоту было присвоено звание Героев России, а все остальные члены экипажа были награждены орденами Мужества. Члены экипажа самолёта: Шарпатов, Владимир Ильич — командир воздушного судна, Хайруллин, Газинур Гарифзянович — второй пилот, Здор, Александр Викторович — штурман, Аббязов, Асхат Минахметович — бортинженер, Вшивцев, Юрий Николаевич — бортрадист, Бутузов, Сергей Борисович — ведущий инженер,

Рязанов, Виктор Петрович — ведущий инженер. (Википедия)

Диакон Вячеслав Луканин

16 августа Русская Православная Церковь воздает память священномученику Вячеславу (Луканину), погибшему в этот день в 1918 году.

Диакон Вячеслав Луканин

16 августа Русская Православная Церковь воздает память священномученику Вячеславу (Луканину), погибшему в этот день в 1918 году.

Вячеслáв Геóргиевич Лукáнин относится к роду потомственных русских священников, до революции был диаконом Пермской и Екатеринбургской епархий РПЦ. Прославлен как священномученик и причислен к Собору новомучеников и исповедников Российских 17 июля 2002 года. Память священномученика Вячеслава совершается в день его кончины — 3 / 16 августа. Он был убит богоборцами прямо в храме во время молитвы выстрелом в спину.

 

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии