RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Награды за верность Родине
16 ноября 2017 г.

Награды за верность Родине

Преподаватели и инструкторы Кубанской казачьей спортивной школы Геленджикского Центра РФС «Баско» награждены почетной правительственной медалью «Патриот России»
Гнусная акция американских холуёв грузинского разлива
8 августа 2015 г.

Гнусная акция американских холуёв грузинского разлива

В ночь на 8 августа 2008 года, по приказу ныне беглого президента Грузии Саакашвили, грузинская армия обрушилась на Цхинвал
Таинственные аварии марсианских миссий
28 мая 2013 г.

Таинственные аварии марсианских миссий

28 мая 1971 года отправилась к «красной планете» автоматическая станция «Марс-3», которая через полгода впервые в истории человечества осуществила там мягкую посадку
День рождения «Ночных Волков»
31 мая 2019 г.

День рождения «Ночных Волков»

31 мая 1989 года было организовано первое советско-российское движение байкеров "Ночные Волки"
Стрелков ни куда не делся
18 октября 2014 г.

Стрелков ни куда не делся

Он продолжает борьбу, в том числе и на идеологическом фронте
Главная » Герои нашего времени » Золотой сентябрь жизни

Золотой сентябрь жизни

15 сентября 1933 года родилась Герой социалистического труда Нина Михайловна Фёдорова, единственная женщина, которая около полувека проработала на взрывоопасных объектах нефте-перерабатывающего завода.

А в 18 лет она руководила бригадой «зеков» на строительстве этого предприятия.
Золотой сентябрь жизни

 

Она родилась в г. Чапаевск Куйбышевской области. В предвоенные и военные годы семья жила в Краснодарском крае. Но в дальнейшем жизнь снова связала Нину Михайловну с Куйбышевской областью. Окончив в 1953 году Куйбышевский нефтетехнологический техникум, Нина Михайловна по направлению приехала в Новокуйбышевск, на строящийся нефтеперерабатывающий завод.

Она в 18 лет бригадой «зэков» руководила, не раз попадала в сложные аварийные ситуации, но хладнокровными действиями предотвращала ЧП, бесстрашно вступала в поединки с представителями местной криминальной шпаны и выходила победительницей.

Стажировка за «колючкой»

В Куйбышев Нину Федорову привела горькая беда. После войны ее родители были репрессированы, и девочку взяла к себе мамина сестра, которая здесь жила. Закончив семилетку, Нина поступила в Куйбышевский нефтяной техникум, после окончания которого, получила направление в тогда еще только строившийся цех газовых установок и крекинга Новокуйбышевского НПЗ.
Незадолго до этого она здесь же прошла стажировку, во время которой девушке поручили руководить бригадой «зэков». Дело в том, что установки цеха строились, в частности, и с помощью заключенных. Стройка была ограждена колючей проволокой, за которую даже мужская часть цеха не очень-то любила хаживать. Трудно сказать, кому и почему взбрело в голову поручить шефство над бригадой заключенных юной стажерке, но Нина возражать не стала. Наоборот, она с большим желанием взялась за дело, потому что хотела своим теплым и доброжелательным отношением к заключенным хотя бы чуточку скрасить их тяжелое положение. Ведь каждый из них, даже не подозревая о том, напоминал Нине о судьбе родителей. В ответ на такое отношение заключенные не только не обижали девушку, а наоборот – готовы были сделать для нее все, что угодно. Дела в бригаде спорились, начальство Нину хвалило, и после стажировки администрация завода направила в техникум письмо с просьбой распределить ее на НПЗ.
Когда Нина вернулась в цех после госэкзаменов, установки уже были смонтированы. Ее назначили старшим оператором на одну из них. В подчинении оказалось с десяток 30-40 - летних мужиков, в основном, бывших фронтовиков, недавно уволенных из Вооруженных сил. Они, конечно, «барышню-начальницу» восприняли, как личное оскорбление. Но вскоре отношение резко изменилось.

Под бензиновым ливнем

Первое время после ввода в строй установки механизмы проходили характерную для такого периода притирку. Частенько случались небольшие поломки, которые тут же исправлялись. Но однажды чуть не произошло серьезное ЧП. В насосе, который качал газовый конденсат под давлением до 20 атмосфер, выбило торцевое уплотнение. Рабочая жидкость (а это – фактически бензин) начала мощно фонтанировать во все стороны. Малейшая искра способна была привести к взрыву. Требовалось срочно перекрыть задвижку, чтобы остановить поступление конденсата. А для этого предстояло под бензиновым ливнем добраться до управляющего устройства. Даже машинист Михаил Пензин, видавший виды бывший матрос-фронтовик, в первое мгновение замешкался. Нина сунула ему в руки противогаз и крикнула: «За мной, матросик!» Натянув маску, она отважно бросилась под струи взрывоопасной жидкости. За девушкой, мысленно кляня себя (как потом он сам признался) за заминку, понесся машинист Пензин. Вдвоем они быстро заглушили конденсат, подоспевшие коллеги поставили новое уплотнение. ЧП было ликвидировано за несколько минут. После этого случая мужики зауважали свою начальницу и больше «барышней» ее никто не называл.

Огонь и медные трубы

Было еще несколько случаев, когда Нина мужикам фору давала. Однажды в бракованном трубопроводе ректификационной колонны образовался свищ. Произошло это в самый неподходящий момент. В советское время была такая традиция: по понедельникам рабочих и служащих собирали в клубе на политинформацию. На установках оставляли по 1-2 человека. В ту смену Нина дежурила с кем-то из начинающих операторов. Вдруг она услышала со стороны ректификационной колонны мощный гул. Выскочила из операторской и увидела над участком трубопровода столб белесого тумана. Сразу поняла: утечка пропана. А ведь рядом – работающая печь. Оператора послала к телефонному аппарату, чтобы сообщил руководству цеха о случившемся, а сама бросилась к задвижкам и перекрыла поступление газа. Но его набралось уже столько, что вокруг печи колыхалось зловещее марево. Прибежал оператор и сообщил, что в цехе никто не берет трубку, поскольку все ушли на политинформацию.
Вдвоем они кое-как включили устройство, подающее на печь паровую завесу, тем самым выиграв у раскаленного газа несколько минут. Потом Нина через коммутатор сумела дозвониться пожарникам. Авария была предотвращена.
В другой раз произошло короткое замыкание при пуске насоса, и Федоровой пришлось вступить в рукопашную с огнем.
Но не эти ЧП были самыми трудными в работе, считает Нина Михайловна. Судьба уготовила ей еще одну проверку на крепость характера. В народе это называется «пройти медные трубы», то есть преодолеть испытание славой и не зазнаться, остаться человеком.

В 1971 году за высокие показатели и самоотверженность в работе Нине Михайловне Федоровой было присвоено звание Героя социалистического труда. На заводе за всю его историю всего двоих удостоили такой награды: ее и старшего оператора Ивана Павловича Лохина. Вокруг них сразу же завертелась совсем иная, чем прежде, жизнь: многочисленные заседания, банкеты, пропагандистские поездки, избрание во всевозможные советы, комитеты, комиссии и пр. Нина Михайловна поняла, что если все это пустить на самотек, то добром такая жизнь не кончится. Она оставила себе только рабочие нагрузки (председатель совета наставников молодежи, нештатный воспитатель в средней школе), а от представительских «обязаловок» наотрез отказалась. Очень важно и то, что никто и никогда не заметил в ней ни тени высокомерия, зазнайства.

Вторая мама

Золотая Звезда Героя социалистического труда вовсе не облегчила жизнь Нине Федоровой, а добавила новых обязанностей, особенно в области воспитания молодежи. То ли природа заложила в ее характере педагогический дар, то ли, пережив в детстве нехватку родительского тепла, женщина не могла пройти мимо обездоленных детей, но вскоре она почти все свое свободное от работы время стала уделять работе с «трудными» подростками. Многих она отвоевала у местного криминального мира. Некоторые из них до сих пор называют Нину Михайловну своей второй мамой.
С одним из таких бывших «трудных» мы познакомились на НПЗ (фамилию он просил не называть). В свое время он попал под влияние воровской компании. Пристрастился к алкоголю, потом и наркотики начал пробовать. Мать этого парня пришла к Федоровой и упала в ноги: помогите, пропадает человек. Нина Михайловна взяла юношу в свою бригаду. Повозиться с ним пришлось немало: и дружки женщине угрожали, и сам подшефный несколько раз срывался, неделями пропадал на «малине», но, в конце концов, Федорова победила. Теперь это – надежный человек, квалифицированный рабочий, имеет семью, двоих детей. Таких «сынков» у Нины Михайловны немало. Они до сих пор на день рождения присылают ей поздравления, к которым и мы присоединяемся.

Сергей Турченко
15 сентября 2018 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
26 июня
среда
2019

В этот день:

Линкор «Полтава»

26 июня 1712 года в присутствии ПЕТРА I на воду был спущен первый русский линейный корабль

Линкор «Полтава»

26 июня 1712 года в присутствии ПЕТРА I на воду был спущен первый русский линейный корабль

Построенный исключительно отечественными мастерами, он обладал хорошими маневренными и другими мореходными качествами. Многие иностранные специалисты признали 54-пушечный линкор "Полтава" одним из лучших в мире кораблей данного класса.

Первый танковый таран

26 июня 1941 года в районе города Дубно капитан Василий Гаврилович БОГАЧЕВ совершил первый танковый таран в Великой Отечественной войне.

Первый танковый таран

26 июня 1941 года в районе города Дубно капитан Василий Гаврилович БОГАЧЕВ совершил первый танковый таран в Великой Отечественной войне.

Когда кончились боеприпасы, он направил свою машину на фашистский танк, который от удара вспыхнул. Наш экипаж не пострадал.

Василий Гаврилович Богачёв в Красную Армию был призван по спецнабору ЦК ВКП(Б) в 1936 году и направлен в Орловскую бронетанковую школу. После её окончанияон получил назначение в 35-ю легкотанковую бригаду в составе которой участвовал в Советско-финской войне 1939—1940 годов. В боях с немецко-фашистскими захватчиками капитан В. Г. Богачёв с 22 июня 1941 года. В первый день войны 43-я танковая дивизия Юго-Западного фронта нанесла немцам существенный урон под Дубно, а капитан Богачёв совершил один из первых в истории Великой Отечественной войны одиночный танковый таран. В конце июня 1941 года Василий Гаврилович был тяжело ранен и более двух месяце лечился в госпитале в Змиёве. В середине сентября 1941 года он вернулся в свою часть уже комбатом. В течение 10 дней с 17 по 27 сентября подразделение стойко удерживало занимаемые рубежи в районе сел Параскеевка, Василевка и Войновка. В ходе боев батальон капитана В. Г. Богачёва уничтожил 22 противотанковых орудия противника с расчетами, 11 танков, 2 полковые пушки, 6 минометов, 12 автомашин с военными грузами и почти полтора батальона мотопехоты. Лично капитан Богачёв уничтожил один танк и одно противотанковое орудие. 27 сентября 1941 года капитан В. Г. Богачёв погиб. Похоронили комбата в селе Новофёдоровка Чутовского района Полтавской области Украины. 27 декабря 1941 года капитану Василию Гавриловичу Богачёву было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

Подвиг Николая Гастелло и его экипажа

26 июня 1941 года погиб Николай ГАСТЕЛЛО (род. 06.05.1907), летчик, капитан, Герой Советского Союза, направивший вместе с экипажем (лейтенанты А. А. БУРДЕНЮК, Г. Н. СКОРОБОГАТОВ, старший сержант А. А. КАЛИНИН) свой самолет на танковую колонну гитлеровцев.

Подвиг Николая Гастелло и его экипажа

26 июня 1941 года погиб Николай ГАСТЕЛЛО (род. 06.05.1907), летчик, капитан, Герой Советского Союза, направивший вместе с экипажем (лейтенанты А. А. БУРДЕНЮК, Г. Н. СКОРОБОГАТОВ, старший сержант А. А. КАЛИНИН) свой самолет на танковую колонну гитлеровцев.

Корреспонденты «Правды» П. Павленко, П. Крылов 10 июля опубликовали очерк «Капитан Гастелло».

Вот цитата из него: «В 1939 году он бомбил белофинские военные заводы, мосты и доты, в Бессарабии выбрасывал наши парашютные десанты, чтобы удержать румынских бояр от грабежа страны. С первого же дня Великой Отечественной войны капитан Гастелло во главе своей эскадрильи громил фашистские танковые колонны, разносил в пух и прах военные объекты, в щепу ломал мосты. О капитане Гастелло уже шла слава в лётных частях. Люди воздуха быстро узнают друг друга.
Последний подвиг капитана Гастелло не забудется никогда. 3 июля во главе своей эскадрильи капитан Гастелло сражался в воздухе. Далеко внизу, на земле, тоже шел бой. Моторизованные части противника прорывались на советскую землю. Огонь нашей артиллерии и авиация сдерживали и останавливали их движение. Ведя свой бой, Гастелло не упускал из виду и бой наземный.
Чёрные пятна танковых скоплений, сгрудившиеся бензиновые цистерны говорили о заминке в боевых действиях врага. И бесстрашный Гастелло продолжал своё дело в воздухе. Но вот снаряд вражеской зенитки разбивает бензиновый бак его самолёта. Машина в огне. Выхода нет. Что же, так и закончить на этом свой путь? Скользнуть, пока не поздно, на парашюте и, оказавшись на территории, занятой врагом, сдаться в постыдный плен? Нет, это не выход. И капитан Гастелло не отстёгивает наплечных ремней, не оставляет пылающей машины. Вниз, к земле, к сгрудившимся цистернам противника мчит он огненный комок своего самолёта. Огонь уже возле лётчика. Но земля близка. Глаза Гастелло, мучимые огнём, ещё видят, опалённые руки тверды. Умирающий самолёт ещё слушается руки умирающего пилота. Так вот закончится сейчас жизнь — не аварией, не пленом — подвигом! Машина Гастелло врезается в «толпу» цистерн и машин — и оглушительный взрыв долгими раскатами сотрясает воздух сражения: взрываются вражеские цистерны.

Мы помним имя героя — капитан Николай Францевич Гастелло. Его семья потеряла сына и мужа, Родина приобрела героя. В памяти навсегда останется подвиг человека, рассчитавшего свою смерть как бесстрашный удар по врагу».

Сталин — Генералиссимус без формы

26 июня 1945 года в СССР учреждено звание Генералиссимус Советского Союза.

Сталин — Генералиссимус без формы

26 июня 1945 года в СССР учреждено звание Генералиссимус Советского Союза.

На следующий день первым и единственным обладателем его стал И. В. СТАЛИН.

По воспоминаниям современников, вопрос о присвоении звания Генералиссимуса обсуждался несколько раз, однако Сталин неизменно отклонял данное предложение. И только после вмешательства Маршала Советского Союза К. К. Рокоссовского дал своё согласие, когда последний заявил: «Товарищ Сталин, вы маршал и я маршал, вы меня наказать не сможете!»

Форма и знаки различия Генералиссимуса Советского Союза были разработаны службой тыла Красной Армии, но при жизни Сталина их не удалось даже утвердить официально, а после его смерти необходимость в этом отпала.

В своих воспоминаниях С.М.Штеменко писал: «Как-то прибыв на доклад в Кремль, мы с Антоновым встретили в приемной Сталина главного интенданта Красной Армии П. И. Драчева. Он был одет в пышную военную форму неизвестного нам покроя. Мундир был сшит по модели времен Кутузова с высоким стоячим воротником. Брюки же выглядели по-современному, но блистали позолоченными лампасам. Когда удивленные столь опереточным нарядом мы остановились и посмотрели на странный костюм, Драчев тихо сказал нам: «Новая форма для Генералиссимуса». В кабинете у Сталина находились члены Политбюро. Докладывал начальник тыла генерал армии Хрулёв. Закончив доклад, он попросил разрешения показать присутствующим новую военную форму. Сталин был в отличном настроении и сказал: «Давайте, вот и Генштаб посмотрит». Дали знак в приёмную. Вошел Драчев. Сталин окинул его беглым взглядом и помрачнел.

— Кого вы собираетесь так одевать? — спросил он, слегка кивнув головой в направлении главного интенданта.

— Это предлагаемая форма для Генералиссимуса, — ответил Хрулёв.

— Для кого? — переспросил Сталин.

— Для вас, товарищ Сталин.

Верховный Главнокомандующий велел Драчеву удалиться. Формы Генералиссимуса так и не было создано. Сталин до конца своих дней носил маршальскую форму».

По свидетельству В. М. Молотова, «Сталин жалел, что согласился на Генералиссимуса. Он всегда жалел. И правильно. Это перестарались Каганович, Берия… Ну и командующие настаивали».
После И. В. Сталина звание Генералиссимуса Советского Союза не присваивалось, однако числилось в уставах до 1993 года ..

 

Подвиг капитана Юрия Двужильного

26 июня — день памяти Юрия Михайловича Двужильного (1919-1944), Героя Советского Союза, командира батальона, капитана.

Подвиг капитана Юрия Двужильного

26 июня — день памяти Юрия Михайловича Двужильного (1919-1944), Героя Советского Союза, командира батальона, капитана.

Ю.М.Двужильный родился в посёлке Константиновка Донецкой области. В городе Кемерово окончил среднюю школу №12, учился в одном классе с известной впоследствии разведчицей Верой Волошиной, был её близким другом. После окончания школы поступил в Ленинградский институт ГВФ (Гражданский воздушный флот). В 1940 году был призван в Красную Армию, принимал участие в советско-финской войне. За мужество и героизм был награждён орденом Красного Знамени. В 1942 году после окончания Ленинградской военно-воздушной академии и курсов «Выстрел» был направлен в запасной авиационный полк.

В феврале 1943 года был отправлен на фронт в штрафное подразделение 49-й армии. Участвовал в освобождении Смоленской и Калужской областей, городов Рославль и Спас-Деменск. Осенью 1943 года в боях был ранен. После излечения был назначен командиром 3-го батальона 878-го стрелкового полка 290-ой стрелковой дивизии 49-й армии 2-го Белорусского фронта.

Капитан Двужильный отличился при освобождении Могилёвской области. 23 и 24 июня 1944 года батальон Двужильного севернее города Чаусы форсировал реки Проня и Бася, с боями взял позиции противника, освободил деревни Сусловка и Поповка. 25 июня батальон отразил 6 контратак противника.

26 июня 1944 года, во взаимодействии с взводом полковой разведки под командованием старшего лейтенанта Алексея Маякина батальон вступил в бой за деревню Хорошки. В деревне находилось несколько дзотов. Противник не собирался без боя сдавать деревню, так как она прикрывала проходящее в 1,5 километрах от неё шоссе из Могилёва, по которому отступали гитлеровские войска. Разведчики проникли в тыл противника и нанесли удар, захватив несколько огневых точек. Противник бросил против них самоходки и танки и им пришлось отойти, отвлекая на себя основные силы. Это позволило батальону Двужильного атаковать деревню и выбить из неё гитлеровцев. В критический момент боя капитан Двужильный повёл батальон в атаку. Преследуя отступающего противника, Двужильный попал под пулемётный огонь и погиб на берегу Днепра. Он был похоронен в братской могиле вместе с 32 бойцами своего батальона.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии