RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Служил Советскому Союзу!
16 апреля 2017 г.

Служил Советскому Союзу!

Сегодня – день рождения советского военного тележурналиста Михаила Борисовича Лещинского
Космические силы России
1 августа 2018 г.

Космические силы России

1 августа 2015 года созданы Военно-космические силы Российской Федерации
США, гэть с Украины!
29 января 2014 г.

США, гэть с Украины!

29 января 2014 года Совет Федерации России принял заявление в связи с ситуацией в братской республике
Рыцарь неба
28 июля 2018 г.

Рыцарь неба

29 июля 2018 года исполняется сто лет со дня рождения легендарного пилота гражданской авиации, летчика-испытателя Константина Сапелкина.
55 лет на семи ветрах
27 августа 2013 г.

55 лет на семи ветрах

Герои семьи: 28 августа 1958 года зарегистрировали свой брак Раиса Григорьевна и Лев Дмитриевич Сухинины
Главная » Герои нашего времени » Золотой сентябрь жизни

Золотой сентябрь жизни

15 сентября 1933 года родилась Герой социалистического труда Нина Михайловна Фёдорова, единственная женщина, которая около полувека проработала на взрывоопасных объектах нефте-перерабатывающего завода.

А в 18 лет она руководила бригадой «зеков» на строительстве этого предприятия.
Золотой сентябрь жизни

 

Она родилась в г. Чапаевск Куйбышевской области. В предвоенные и военные годы семья жила в Краснодарском крае. Но в дальнейшем жизнь снова связала Нину Михайловну с Куйбышевской областью. Окончив в 1953 году Куйбышевский нефтетехнологический техникум, Нина Михайловна по направлению приехала в Новокуйбышевск, на строящийся нефтеперерабатывающий завод.

Она в 18 лет бригадой «зэков» руководила, не раз попадала в сложные аварийные ситуации, но хладнокровными действиями предотвращала ЧП, бесстрашно вступала в поединки с представителями местной криминальной шпаны и выходила победительницей.

Стажировка за «колючкой»

В Куйбышев Нину Федорову привела горькая беда. После войны ее родители были репрессированы, и девочку взяла к себе мамина сестра, которая здесь жила. Закончив семилетку, Нина поступила в Куйбышевский нефтяной техникум, после окончания которого, получила направление в тогда еще только строившийся цех газовых установок и крекинга Новокуйбышевского НПЗ.
Незадолго до этого она здесь же прошла стажировку, во время которой девушке поручили руководить бригадой «зэков». Дело в том, что установки цеха строились, в частности, и с помощью заключенных. Стройка была ограждена колючей проволокой, за которую даже мужская часть цеха не очень-то любила хаживать. Трудно сказать, кому и почему взбрело в голову поручить шефство над бригадой заключенных юной стажерке, но Нина возражать не стала. Наоборот, она с большим желанием взялась за дело, потому что хотела своим теплым и доброжелательным отношением к заключенным хотя бы чуточку скрасить их тяжелое положение. Ведь каждый из них, даже не подозревая о том, напоминал Нине о судьбе родителей. В ответ на такое отношение заключенные не только не обижали девушку, а наоборот – готовы были сделать для нее все, что угодно. Дела в бригаде спорились, начальство Нину хвалило, и после стажировки администрация завода направила в техникум письмо с просьбой распределить ее на НПЗ.
Когда Нина вернулась в цех после госэкзаменов, установки уже были смонтированы. Ее назначили старшим оператором на одну из них. В подчинении оказалось с десяток 30-40 - летних мужиков, в основном, бывших фронтовиков, недавно уволенных из Вооруженных сил. Они, конечно, «барышню-начальницу» восприняли, как личное оскорбление. Но вскоре отношение резко изменилось.

Под бензиновым ливнем

Первое время после ввода в строй установки механизмы проходили характерную для такого периода притирку. Частенько случались небольшие поломки, которые тут же исправлялись. Но однажды чуть не произошло серьезное ЧП. В насосе, который качал газовый конденсат под давлением до 20 атмосфер, выбило торцевое уплотнение. Рабочая жидкость (а это – фактически бензин) начала мощно фонтанировать во все стороны. Малейшая искра способна была привести к взрыву. Требовалось срочно перекрыть задвижку, чтобы остановить поступление конденсата. А для этого предстояло под бензиновым ливнем добраться до управляющего устройства. Даже машинист Михаил Пензин, видавший виды бывший матрос-фронтовик, в первое мгновение замешкался. Нина сунула ему в руки противогаз и крикнула: «За мной, матросик!» Натянув маску, она отважно бросилась под струи взрывоопасной жидкости. За девушкой, мысленно кляня себя (как потом он сам признался) за заминку, понесся машинист Пензин. Вдвоем они быстро заглушили конденсат, подоспевшие коллеги поставили новое уплотнение. ЧП было ликвидировано за несколько минут. После этого случая мужики зауважали свою начальницу и больше «барышней» ее никто не называл.

Огонь и медные трубы

Было еще несколько случаев, когда Нина мужикам фору давала. Однажды в бракованном трубопроводе ректификационной колонны образовался свищ. Произошло это в самый неподходящий момент. В советское время была такая традиция: по понедельникам рабочих и служащих собирали в клубе на политинформацию. На установках оставляли по 1-2 человека. В ту смену Нина дежурила с кем-то из начинающих операторов. Вдруг она услышала со стороны ректификационной колонны мощный гул. Выскочила из операторской и увидела над участком трубопровода столб белесого тумана. Сразу поняла: утечка пропана. А ведь рядом – работающая печь. Оператора послала к телефонному аппарату, чтобы сообщил руководству цеха о случившемся, а сама бросилась к задвижкам и перекрыла поступление газа. Но его набралось уже столько, что вокруг печи колыхалось зловещее марево. Прибежал оператор и сообщил, что в цехе никто не берет трубку, поскольку все ушли на политинформацию.
Вдвоем они кое-как включили устройство, подающее на печь паровую завесу, тем самым выиграв у раскаленного газа несколько минут. Потом Нина через коммутатор сумела дозвониться пожарникам. Авария была предотвращена.
В другой раз произошло короткое замыкание при пуске насоса, и Федоровой пришлось вступить в рукопашную с огнем.
Но не эти ЧП были самыми трудными в работе, считает Нина Михайловна. Судьба уготовила ей еще одну проверку на крепость характера. В народе это называется «пройти медные трубы», то есть преодолеть испытание славой и не зазнаться, остаться человеком.

В 1971 году за высокие показатели и самоотверженность в работе Нине Михайловне Федоровой было присвоено звание Героя социалистического труда. На заводе за всю его историю всего двоих удостоили такой награды: ее и старшего оператора Ивана Павловича Лохина. Вокруг них сразу же завертелась совсем иная, чем прежде, жизнь: многочисленные заседания, банкеты, пропагандистские поездки, избрание во всевозможные советы, комитеты, комиссии и пр. Нина Михайловна поняла, что если все это пустить на самотек, то добром такая жизнь не кончится. Она оставила себе только рабочие нагрузки (председатель совета наставников молодежи, нештатный воспитатель в средней школе), а от представительских «обязаловок» наотрез отказалась. Очень важно и то, что никто и никогда не заметил в ней ни тени высокомерия, зазнайства.

Вторая мама

Золотая Звезда Героя социалистического труда вовсе не облегчила жизнь Нине Федоровой, а добавила новых обязанностей, особенно в области воспитания молодежи. То ли природа заложила в ее характере педагогический дар, то ли, пережив в детстве нехватку родительского тепла, женщина не могла пройти мимо обездоленных детей, но вскоре она почти все свое свободное от работы время стала уделять работе с «трудными» подростками. Многих она отвоевала у местного криминального мира. Некоторые из них до сих пор называют Нину Михайловну своей второй мамой.
С одним из таких бывших «трудных» мы познакомились на НПЗ (фамилию он просил не называть). В свое время он попал под влияние воровской компании. Пристрастился к алкоголю, потом и наркотики начал пробовать. Мать этого парня пришла к Федоровой и упала в ноги: помогите, пропадает человек. Нина Михайловна взяла юношу в свою бригаду. Повозиться с ним пришлось немало: и дружки женщине угрожали, и сам подшефный несколько раз срывался, неделями пропадал на «малине», но, в конце концов, Федорова победила. Теперь это – надежный человек, квалифицированный рабочий, имеет семью, двоих детей. Таких «сынков» у Нины Михайловны немало. Они до сих пор на день рождения присылают ей поздравления, к которым и мы присоединяемся.

Сергей Турченко
15 сентября 2018 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
19 октября
пятница
2018

В этот день:

Последнее плавание фрегата «Паллада»

19 октября 1852 года из Кронштадта отправился в плавание фрегат «Паллада» под командованием капитана И. С. Унковского с миссией вице-адмирала Е. В. Путятина в Японию.

Последнее плавание фрегата «Паллада»

19 октября 1852 года из Кронштадта отправился в плавание фрегат «Паллада» под командованием капитана И. С. Унковского с миссией вице-адмирала Е. В. Путятина в Японию.

 Секретарем адмирала согласился стать писатель Иван Александрович Гончаров, который вел общий журнал, занимался словесностью с гардемаринами по просьбе адмирала. А впоследствии написал путевые заметки.

Фрегат «Паллада» был заложен в Санкт-Петербурге 2 ноября 1831 года, спущен на воду 1 сентября 1832 года. Длина фрегата — 52,8 м, ширина — 13,6 м, вооружение — 52 орудия. Первым командиром фрегата был капитан-лейтенант П. С. Нахимов.

В 1852—1855 годах под командованием капитана И. С. Унковского совершил с дипломатической миссией вице-адмирала Е. В. Путятина плавание из Кронштадта через Атлантический, Индийский, Тихий океаны к берегам Японии. После окончания переговоров в Нагасаки фрегат направился к российским берегам, где, из опасений захвата англичанами в связи с началом Крымской войны, был затоплен в бухте Постовая Императорской (ныне Советской) гавани, где и находится на дне по сегодняшний день.

 

Авиаконструктор Михаил Симонов

19 октября 1929 года родился Михаил Петрович Симонов, генеральный конструктор ОКБ им. Сухого, лауреат Ленинской премии(1976), Герой России.

Авиаконструктор Михаил Симонов

19 октября 1929 года родился Михаил Петрович Симонов, генеральный конструктор ОКБ им. Сухого, лауреат Ленинской премии(1976), Герой России.

Он принимал участие в создании бомбардировщика Су-24, штурмовика Су-25, руководил постройкой спортивных самолётов марки «Су», но более всего известен как один из главных конструкторов истребителя Су-27 и некоторых его модификаций.

Интересный факт из биографии. В 1992 году на международном авиакосмическом салоне Фарнборо близ Лондона состоялась, пресс-конференция российской официальной делегации с участием двух генеральных конструкторов — Белякова («МиГ») и Симонова («ОКБ Сухого»). Ближе к концу конференции поднялся американский журналист и сообщил, что в России из-за либеризации розничных цен царит страшная инфляция, в магазинах ничего нет, «а у вас целых два блестящих истребительных конструкторских бюро — „МиГ“ и „Сухой“, вот если вы объедините их, то столько денег для вашего народа сэкономите…». В ответ на это Симонов заявил следующее: «Приятно и весьма интересно, что американская пресса интересуется жизненно важными для нас вопросами. Однако вынужден сделать одно небольшое замечание. Американцы считают, что мы сделали в свое время Су-24, конкурируя с „Дженерал Дайнэмикс“ и их бомбардировщиком F-111. Они также убеждены в том, что штурмовик Су-25 мы построили в противовес вашему A-10. А в случае с Су-27 тут и вообще деваться некуда — конкурировали с вашим F-15 „Игл“… Все это — чепуха! Названные самолеты созданы в „ОКБ Сухого“ с одной единственной целью — победить в конкуренции… генерального конструктора Белякова!…»

Маршал Бирюзов

19 октября 1964 года погиб в авиационной катастрофе Сергей Бирюзов (р. 1904), Маршал Советского Союза, командующий ракетными войсками СССР (1955—1963 гг.), Герой Советского Союза (1958), начальник Генштаба Вооружённых сил СССР (1963—1964).

Маршал Бирюзов

19 октября 1964 года погиб в авиационной катастрофе Сергей Бирюзов (р. 1904), Маршал Советского Союза, командующий ракетными войсками СССР (1955—1963 гг.), Герой Советского Союза (1958), начальник Генштаба Вооружённых сил СССР (1963—1964).

В РККА вступил добровольно 15 сентября 1922 г.: командир взвода (сентябрь 1926 г. — декабрь 1929 г.), командир роты (по июнь 1930 г.), начальник штаба учебного батальона (по апрель 1932 г.), командир батальона (по июнь 1934 г.), начальник штаба стрелковой дивизии (октябрь 1937 г. — апрель 1938 г.), начальник отдела в штабе Харьковского военного округа (по август 1939 г.). С августа 1939 комбриг Бирюзов — командир 132-й стрелковой дивизии.

Во время Великой Отечественной войны командир стрелковой дивизии (с августа 1939 г. по апрель 1942 г.), начальник штаба армии на Брянском фронте (по ноябрь 1942 г.). В течение первого года войны получил 5 ранений, в том числе два тяжёлых. С ноября 1942 г. по апрель 1943 г. — начальник штаба 2-й гвардейской армии Сталинградского (впоследствии Южного) фронта, с апреля 1943 г. — начальник штаба Южного (впоследствии 4-го Украинского) фронта, которым командовал Ф. И. Толбухин. Основные сражения Бирюзова: Донбасская операция, освобождение Крыма, Ясско-Кишинёвская операция, взятие Белграда. С октября 1944 г. — командующий 37-й армией (по май 1946 г.) и главный военный советник Болгарской армии, почётный гражданин Софии.

После мая 1946 г. генерал-полковник С. С. Бирюзов занимал посты: заместитель Главнокомандующего Сухопутными войсками по боевой подготовке (кратковременно, лишь по июнь 1946 г.), заместитель Главнокомандующего Южной группой войск и командующий 10-й механизированной армией (по июнь 1947 г.), командующий войсками Приморского военного округа (по май 1953 г.). Главнокомандующий Центральной группой войск (Австрия и Венгрия, 1953—1954), первый заместитель Главнокомандующего войсками ПВО (1954—1955). Затем маршал Бирюзов возглавил ПВО как Главком, одновременно являясь замминистра обороны СССР (1955—1962). В апреле 1962 переведён на пост главкома РВСН — ракетных войск стратегического назначения. В марте 1963 Бирюзов получил назначение на должность начальника Генерального штаба Вооружённых сил СССР и был повышен до первого заместителя министра обороны СССР.

19 октября 1964 года начальник Генштаба маршал Бирюзов погиб в авиационной катастрофе вблизи Белграда, на горе Авала. Иосип Броз Тито присвоил Бирюзову (участвовавшему в освобождении Югославии, а потом там погибшему) звание Народного героя Югославии посмертно. Его прах помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

 

Космонавт Рукавишников

19 октября 2002 года скончался Николай Николаевич Рукавишников, летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза.

Космонавт Рукавишников

19 октября 2002 года скончался Николай Николаевич Рукавишников, летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза.

 Инженер-физик по образованию, Николай Рукавишников стал первым гражданским командиром космического корабля.
Также впервые в истории космонавтики он вручную совершил посадку в аварийном режиме — в апреле 1979 при полёте на корабле Союз-33.

Родился в семье железнодорожников. Учился в средней школе № 8 в Томске. В 1951 году поступил в Московский инженерно-физический институт (МИФИ). В 1957 закончил факультет электронных вычислительных устройств и средств автоматики МИФИ и получил квалификацию инженера-физика по специальности «Диэлектрики и полупроводники». После окончания института работал в научно-исследовательском институте, в ОКБ-1 (КБ С. П. Королёва). В 1967 зачислен в отряд советских космонавтов (1967 Группа гражданских специалистов № 2 (дополнительный набор). Прошёл полный курс подготовки к полётам на кораблях типа «Союз» и орбитальных станциях типа «Салют». В 1965—1969 годах Рукавишников входил в группу советских космонавтов, готовившихся по советским программам облёта Луны Л1/«Зонд» и посадке на неё Л3. Полёт пилотируемого корабля «Зонд-7» по лунно-облётной программе был предварительно назначен на 8 декабря 1968 года. По предварительным назначениям, Рукавишников входил в состав главного экипажа. Но полёт был отменён, несмотря на то, что экипажи написали заявление в Политбюро ЦК КПСС с просьбой разрешить немедленно лететь к Луне для обеспечения приоритета СССР (американцы планировали аналогичный пилотируемый полёт на 21—27 декабря 1968 года). Дело в том, что предыдущие беспилотные полёты кораблей «Зонд» (Л1) были полностью или частично неудачными из-за неотработанности корабля и ракеты-носителя «Протон».

23 — 25 апреля 1971 года совершил свой первый космический полёт в качестве инженера-испытателя космического корабля Союз-10. (Н. Н. Рукавишников стал первым космическим инженером-испытателем). Программа полёта предусматривала трёхнедельную работу на борту орбитальной космической станции Салют-1. Однако из-за технических неисправностей работа на станции была отменена и полёт был прерван. После завершения полёта впервые была осуществлена ночная посадка космического корабля. Полёт продолжался 1 сутки 23 часа 45 минут 54 секунды.

2 — 8 декабря 1974 года совершил второй космический полёт в качестве бортинженера космического корабля Союз-16. В полёте были проведены испытания стыковочного узла, созданного по программе ЭПАС. Полёт продолжался 5 суток 22 часа 23 минуты 35 секунд.

10 — 12 апреля 1979 совершил свой третий космический полёт в качестве командира космического корабля Союз-33. Полёт проходил в рамках советско-болгарского проекта и предусматривал работу на борту орбитальной станции Салют-6. Из-за аварии двигателя корабля стыковка не состоялась и корабль совершил преждевременную посадку. Полёт продолжался 1 сутки 23 часа 1 минуту 6 секунд.

После ухода из отряда космонавтов работал заместителем начальника отделения НПО «Энергия». Председатель Федерации космонавтики СССР (1981—1991). Президент Федерации космонавтики России (1991—1999), a c 1999 года — её почётный президент.

Умер 19 октября 2002 от инфаркта. Похоронен в Москве на Останкинском кладбище.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии