RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Приштина: русский десант против НАТО
11 июня 2018 г.

Приштина: русский десант против НАТО

В ночь с 11 на 12 июня 1999 года современная Россия впервые показала Североатлантическому альянсу, что имеет волю на принятие самостоятельных решений
Смерть фашистской гадине!
7 июля 2014 г.

Смерть фашистской гадине!

В Новороссии партизаны начали приводить в исполнение приговоры над наиболее кровожадными оккупантами
Никас Сафронов: «Бог велел делиться»
22 февраля 2014 г.

Никас Сафронов: «Бог велел делиться»

Провокации радикальных сил Украины коснулись и известного российского художника Никаса Сафронова
В.Путин: «Если не мы, то нас»
12 июня 2013 г.

В.Путин: «Если не мы, то нас»

Выступление президента России на вручении Государственных премий напомнило знаменитое сталинское предупреждение: «Либо мы сделаем это, либо нас сомнут»
Миллиардер Шарий
20 августа 2016 г.

Миллиардер Шарий

20 августа день рождения лютого разоблачителя дерьмовых укроСМИ, продвинутого видеоблогера, классного журналиста, лауреата Международного литературно-медийного конкурса имени Олега Бузины - Анатолия Анатольевича Шария
Главная » Герои нашего времени » Энергия Жизни

Энергия Жизни

8 апреля 2016 года художнику Никасу Сафронову исполнилось 60 лет

На сегодняшний день самые известные художники современной России – Илья Глазунов, Александр Шилов и Никас Сафронов. Они словно три былинных богатыря среди великого русского художественного воинства.
Энергия Жизни

При этом вряд ли кто станет отрицать и тот факт, что наиболее, как теперь говорится, медийно раскрученный всё-таки Никас Сафронов. Оно и понятно. Диапазон творца весьма разнообразен: иконопись, кубизм, сюрреализм, символизм и психологические портреты. Одни свои картины Никас строит на прозрачных метафорах, другие – на тонких символах, третьи – на шальных, не многим понятных, ассоциациях.
Наконец, Сафронов, в творческом обличье своём, в бытовой и общественной ипостаси сочетает поступки и действия, для некоторых из нас несовместные. Ну, самый что ни на есть на поверхности лежащий пример. Никас в числе первых русских художников, стал открыто исследовать через собственную живопись грань между искусством и эротикой. И в то же время он – глубоко верующий человек. А в его роду несколько поколений – православные священники.
Как-то Илья Глазунов заметил: "Мне думается, что душа Никаса поражена бытием ХХ века, его всеядностью. Она странным образом соединяет в себе абсолютно противоположные вещи - поиски Бога и желание укрыться от Него, веру и безверие, романтизм и жесткий взгляд на действительность".
Понятен отсюда мой авторский соблазн рассказать читателям РГК о впечатляющих творческих свершениях художника Сафронова, тем более, что мы с ним в дружеских отношениях более полутора десятка лет. Однако, начну всё же с благотворительной стороны деятельности Никаса. Итак, художник Сафронов в продолжение двух десятилетий морально, материально и существенно финансово поддерживал благотворительные фонды: «Взгляд ребенка», «Дети – детям», «Детский благотворительный фонд РБК», «Грани таланта», «Милосердие», «Подари ребёнку радость», «Международная спортивная академия Владислава Третьяка», «АиФ. Доброе сердце», «Семья помогает семье», «Спешите делать добро», «Бюро добрых дел», «Меценаты столетия», «WWF», «Анти-рак», «Древо жизни», «Международный благотворительный фонда Юрия Розума», «Благотворительный фонд помощи детям-инвалидам с ДЦА "Адели"».
Никас принимает регулярное участи в благотворительных выставках и аукционах. Перечислю лишь некоторые из них: «Главное не имя. Главное – живопись», «Программа помощи детям «Операция Надежда», «Вифлеемская звезда», «Миллиард мелочью», «Праздник детства и молодости», «Поделись Любовью», «Пташинка». Художник деятельно спонсирует ежегодные Благотворительные Балы, организуемые Собранием друзей Исаакиевского Собора Санкт-Петербурга.
Несколько лет назад он финансово помог Краснодарскому краевому художественному музею им. Ф.А.Коваленко и местной детской художественной студии «8 день недели». В честь 60-летия Победы Сафронов провёл в Волгограде благотворительный аукцион. Собранные средства были переданы ветеранам Великой Отечественной войны и Городскому дому ребенка. Никас - постоянный спонсор Всероссийского общества слепых «Реакомп», общества инвалидов «Лосиноостровский», московской областной общественной организации «Социально-правовая защита детей-инвалидов «Виктория». Свои собственные творческие выставки художник провёл в десятках городов России и ближнего зарубежья. Львиная часть вырученных средств отдана на благотворительность.
Сафронов оказал огромную финансовую помощь в воссоздании Войскового Собора Благоверного Князя Александра Невского в Краснодаре. Он сам построил церковь Святой Анны в Ульяновске и часовню Святой Анны в честь своей мамы (село Вышки, Ульяновская область). При его содействии возводился православный храма Иоанно-Предтеченского прихода в Ульяновске.
- Однажды я поинтересовался у Сергея Михалкова, к слову, верующего человека, бывшего коммунистом почти половину из прожитых им 95 лет: «Зачем вы занимаетесь благотворительностью, помогаете всем, кто вас ни попросит?» - «Устраиваю свою загробную жизнь. Там, откуда нет возврата, стоят весы. Надо, чтобы добро в нашей земной жизни перевешивало то плохое, что мы в ней же натворил. Вот я и кидаю, что могу, на те весы в меру своих сил и возможностей». Никас, а если я вам задам такой же вопрос, как вы на него ответите?
- Я не уверен, что «Там» стоят именно весы. Хотя как троп-метафора звучит очень даже привлекательно. И по духовному кредо весьма созидательно. Придумать нечто подобное вот так, сходу мне трудно. Поэтому отвечу просто. Я не миллионер, как некоторые полагают. Однако зарабатываю действительно очень прилично. Но именно: за-ра-ба-ты-ва-ю! Ровно столько, чтобы мне хватило «без напряга» содержать моих детей, помогать моим братьям и сестре, двум школам-гимназиям, которые патронирую, помогать детским домам, больницам, школам слепых, окружающей природе. Добавлю без преувеличения, тем более без кокетства: и так далее, и тому подобное. Потому что сегодня или завтра мне могут позвонить знакомые люди, которым я доверяю, и попросить материально поддержать какое-нибудь очередное благородное предприятие. И я им не откажу. Сам, меж тем, живу достаточно скромно, не шикую. Практически все деньги уходят на то, что я вам перечислил. Считаю, что заработав даже несколько копеек, половину нужно отдать на благое дело. И тогда Бог тебе не поскупится: и на талант, и на успех, и на удачу, и даже на любовь…
- В начале этих заметок я рассуждал о вашей некоторой моральной и нравственной эклектичности. Поверьте, вовсе не потому, что мне так уж хотелось «задеть вас за живое», по-журналистски спровоцировать на излишнюю откровенность – при наших-то многолетних добрых отношениях. Но согласитесь, вы действительно - ярко экстравагантный человек. Да и по жизни - каких только собак на вас не навешивают, а я что-то не припомню ни одной судебной тяжбы с ваши участием. Вам что так уж действительно безразлично, что и как о вас говорят, судачат?
- Ну, Михаил, я же живой человек и ничто человеческое мне не чуждо. Но есть такое понятие, как имидж. Я его долгие годы, с далёкой юности выстраивал, словно большую картину писал. Один из основополагающих элементов этого имиджа, если уж мы с вами говорим начистоту, заключается в том, что моё имя должно быть на слуху как можно у большего числа людей. Пусть они говорят. Некоторые полагают, что это придумка телевизионщиков для популярной передачи Малахова. Однако мы то с вами помним прекрасный фильм с участием знаменитого в прошлом певца Рафаэля Санчеса «Пусть говорят». Он вышел на экраны более 40 лет назад, и вот тогда же я точно взял его как девиз на вооружение. При этом я прекрасно понимал, что срежиссировать мнением миллионов людей невозможно, в принципе, но побудить их интересоваться твоей личностью, твоим творчеством - во многом от тебя же и зависит. Никто так не понимал этой железной взаимосвязи, как «наше всё» Пушкин. Однажды он явился на бал без лосин, а лишь в крупноячейном чехле для них, сквозь который хорошо просматривалось всё его внушительное естество. Это что, сумасбродный поступок? Да нет же, всего лишь эпатажное привлечение к себе внимания перед выходом в печать «Евгения Онегина».
- И для этого вы эпатируете своих зрителей? А продвинутого «художника-почвенника» Илью Глазунова уломали сфотографироваться на обложку фривольного журнала с полуобнаженными моделями? Сами не единожды позировали для различных эротических изданий? И ещё заявляли: «Зачем качаться, если не иметь возможности показать людям свое тело во всей его красе?» Оно бы всё вроде ничего, но как на таком эпатирующем фоне вы можете рассуждать о вере…
- Вот как раз о собственной вере я на каждом углу не распространяюсь, не треплю Божье имя всуе, помня, что это грех немалый. У меня 12 поколений по отцу были священниками. Поэтому веру и суету людскую я никогда не смешиваю. Поэтому и всю жизнь молюсь православному Богу. А еще - своему ангелу-хранителю, который у каждого есть. Человек может быть и воришкой, и хулиганом, и даже преступником, но ангел-хранитель не оставляет его ни на секунду: оберегает, поддерживает, подсказывает, что и как надо в сложной ситуации предпринять. Возможно, в этих мох рассуждениях, как и у Сергея Михалкова, проскальзывают некие метафизические нотки, но именно так я думаю. Не скажу как именно, но мой ангел всегда советует мне делиться с бедными, сиротами, с беспризорными кошками и собаками. Для меня не важно, кто нуждается в помощи: снежный барс или человек - во многих мероприятиях, связанных с благотворительностью, я участвую, вовсе не помышляя о том, чтобы прослыть лучше, чем я есть на самом деле. Другими словами жизнь моя мирская – это одно, а моя вера – нечто совсем иное. Я ничего и никогда не совершаю такого, чтобы это вызвало большой личный внутренний дискомфорт. Есть вещи, которые, я считаю, можно себе позволить, а есть вещи непозволительные. Не всегда надо браться за то, что тебе предлагают. Надо и от чего-то отказываться. У меня так заведено: когда начинаю работу и после того, как её заканчиваю, неизменно читаю молитву и часть денег обязательно отдаю на благие дела. Могу замотаться и на какое-то время отступить от этого своего железного правила. И сразу чувствую, как что-то вокруг меня напрягается, у бытия наступают еле слышимые перебои. Всё в мире взаимосвязано, и действительно, чем больше даришь, тем больше потом получаешь. Да и потом не мной ведь сказано, что умение дарить – есть высшая и окончательная форма эгоизма.
Что же касается эпатажа, с которого вы начали свой вопрос, то все это - сиюминутное и мелкое на фоне вечности. Понимаете, даже если бы я требовал у своих заказчиков по полмиллиона долларов за каждую свою работу, то это всё равно были бы копейки по сравнению с тем, сколько они будут стоить в будущем. Тем более – после моей смерти. Я могу здесь обольщаться, как и всякий творец, но, скажем, Леонардо да Винчи свою «Джоконду» некогда просто подарил французскому королю Франциску I, а сегодня эта картина застрахована на полтора миллиарда «зеленых». Так что я в любом случае беру за свои работы вполне по-божески. Никогда на людях мне симпатичных даже зарабатывать, не говоря уже чтобы наживаться, не пытаюсь…
- Мне Таня Саульская призналась, что вы сделали несколько портретов покойного Юрия Сергеевича и не взяли за то ни копейки.
- Да вы что, как же я мог? Ведь мы с Юрием Сергеевичем дружили. Вообще должен признаться, что раздарил многим более полутысячи своих картин и портретов. В этом смысле я действительно способен на экстравагантный поступок. Предположим, мне предлагают за холст 50 тысяч, а я хочу 70, и в цене мы не сходимся. Однако завтра могу подарить эту же картину тому, кто мне просто понравится. Однажды ко мне пришел человек и купил какой-то пейзаж за 10 тысяч долларов «Давайте, - сказал ему из вежливости, - провожу вас до машины». Он смутился: «Да нет, я на метро». Вообще-то, на метро мои клиенты не ездят, но он объяснил: «Восемь лет я копил деньги - отказывал себе в отдыхе, в путешествиях, даже порою в еде, чтобы купить вашу картину». Разумеется, я вернул ему половину денег и отправил домой со своим водителем.
Свой короткий рассказ о необыкновенной благотворительной деятельности художника Сафронова закончу выдержкой из книги преподавателя ИЗО московской средней школы №1414 Натальи Лебедевой «Боттега» - моя судьба»: «Саша долго и тяжело болел. И, казалось бы, я должна была как-то свыкнуться с его неминуемым уходом. Ничего подобного. Смерть мужа стала для меня таким ударом, которого по жизни сносить ещё не приходилось. Впрочем, что такое стать вдовой в тридцать лет я всё равно описать не смогу, да и не хочу. Поэтому продолжу о «Боттеге».
2 марта 2006 года в Доме Нащокина на Старом Арбате состоялась традиционная ежегодная выставка учащихся детской художественной школы «Боттега» - первая за столько лет без участия её основателя. Грешным делом, я тогда была почти стопроцентно убеждена, что этот вернисаж станет для меня и последним – не сдюжу одна с «Боттегой». И в эту тяжелейшую годину жизни мне Бог послал встречу с великим художником современности и не менее великим душой человеком Никасом Сафроновым.
За двадцать три года существования «Боттеги» в её становлении и развитии приняли посильное участие десятки, сотни человек. О некоторых я ещё постараюсь в дальнейшем вспомнить и рассказать в этой книге. Однако ничьей участи не желая принизить, всё-таки замечу, что Никас для меня и моих учеников не просто маэстро, патрон, учитель, меценат. Он - наш профессиональный и нравственный эталон, труднодостижимый образец, зримое олицетворение такого понятия как художественная школа. В живописи ведь главное – на что ты, держа в руке кисточку, карандаш, держишь ориентир в творчестве – большое оно или малое. Никас и есть моя, наша школа».
О «Боттеге» я впервые написал ещё при жизни её основателя Александра Лебедева. И с тех пор стараюсь не выпускать её из поля зрения. На днях звонит Наталья Лебедева: не хотите ли вместе с нами проведать Никаса Сафронова? Поехал на Брюсов переулок в студию маэстро. Увидел, какое роскошное угощение он приготовил для детишек из «Боттеги». Интересуюсь: «Никас, знаю, что вы уже десять лет плотно патронируете боттеговцев. Но я не видел на вашем сайте в перечне тех объектов, которым вы помогаете, школы №1414. Почему?» - «Потому что я ни разу не перечислял туда денег. А то, что ребятишки у меня гостят регулярно и я у них бываю часто, так это просто моя жизнь. Вот они сегодня пришли, наполнили детством мой «средневековый замок» и на душе у меня стало благостно».

Из высказываний моего мудрого и доброго друга Никаса Сафронова, записанных в разное время.

* «У меня до сих пор на коленях мозоли от того, что я долгое время рисовал картины, живя в маленьких квартирках и располагался с красками и холстами на полу. И поэтому могу сказать, что трудности меня закалили».
* «В молодости я сильно влюбился в девушку-латышку. Мы должны были пожениться, но она погибла. И вот теперь я думаю, что провидение сохранило меня. Оно как бы дало мне понять, что я не должен связывать свою судьбу с девушкой. Именно после той истории я поступил в институт и с головой бросился в учёбу».
* «Ощущение независимости для меня чрезвычайно важно, хотя и понимаю, что каждый человек от кого-нибудь или от чего-нибудь зависит».
* «Сегодня одна из проблем нашего времени – поверхностность. Поверхностные знания, поверхностные суждения, поверхностное творчество, поверхностные люди. Вокруг много талантливых людей, художников, поэтов, артистов, они делают хорошие, нужные вещи, но их творчество, при более близком рассмотрении, недостаточно глубокое. Не потому что они не могут – или они не хотят. Другое время».
* «У меня есть золотое правило: часть отдать на благотворительность. Три копейки заработал – одну отдай. Я чаще отдаю полторы. Помогаю всем своим родственникам, многим друзьям. Это, без преувеличения, получается достаточно длинный состав, и когда кто-то ещё обращается с просьбой, то я долго думаю: готов ли прицепить ещё один вагон к этому составу, чтобы успешно его тянуть. Но с другой стороны я благодарен судьбе за то, что предоставила мне такую счастливую возможность помогать другим».
* «Главный стимул в моей работе - женщины, моё детство, мои воспоминания, стремление проявить себя, быть первым. Но при этом такое стремление вовсе не означает, что я должен распихивать всех локтями, ходить по чьим-то головам. То есть, как верующий человек, я никогда не стану добиваться успеха любым, тем более предосудительным путём».
* «Вдохновение приходит в процессе ремесла».
* «Любовь – это красота. Чистота отношений. Любовь и страсть – это разные понятия. Мне ведомо всё по этой части. Я был влюблён, я резал себе вены, я вешался, я страдал, ходил с мандолиной под балконом любимой, пели, кричал, я летел чёрт знает куда, чтобы только увидеть одним глазом ту, которую любил».
* «Полагаю, что у меня нет ещё настоящего признания коренного социума. Могу даже и так сказать: я, возможно, больше известен как раз за рубежом, а хочется, чтобы это было дома. Ибо я всё-таки русский художник».
* «Иногда, в какой-то жизненной ситуации я думаю: а как бы поступил тот же Юрий Никулин на моём месте? Или Леонардо да Винчи?».
*«Мне на роду написано помогать людям, как православному человеку. По отцу у меня - 12 поколений священники».
*«Чёрный квадрат Малевича стоит ровно доллар. И ещё десять долларов – рама. Всё остальное – чистое лукавство заинтересованных людей, которые на таких вещах делают большие, ну очень большие деньги».
*«Мне очень интересны состоявшиеся, яркие и неординарные личности. Хочется запечатлеть в ретроспективе своей живописи наших выдающихся современников, ставших историей при жизни. Эти люди уникальны, над ними уже сейчас не властны ни время, ни обстоятельства. Если бы они родились в другую эпоху, то всё равно проявили бы себя как личности. Это и Ростропович, и Солженицын, и мать Тереза, и Ванга. К таким приковано внимание современников. Естественно, интересны они и мне».
*«Да, вы правы: порой я сознательно идеализирую изображаемое, поскольку изначально пытаюсь увидеть в любом человеке хорошее, раскрыть его с лучшей стороны. Все свои картины я начинаю с молитвы. Людям чаще надо говорить, что они по природе своей добры и душа их стремится к совершенству».
*«Я никогда не забываю об исторической правде. Я должен быть ей верен».
*«Лично мне негодяи и подлецы, пусть и выдающиеся, неинтересны. Я бы никогда не стал писать, к примеру, Нерона».
*«Люди разные, как и животные. И каждый несёт своё духовное начало. А человек с человеческим лицом – явление достаточно редкое».
*«Сегодня нам надо учиться писать правильные законы».
*«Духовно-нравственное воспитание необходимо начинать с наших детей – будущего страны, как это ни прозвучит для кого-то тривиально».
*«Вся эта сегодняшняя вакханалия, включая и так называемый кризис – следствие дилетантизма и непрофессионализма, господствующих в нашем обществе. Стране катастрофически не хватает профессионалов – в искусстве, журналистике, экономике, управлении государством и вообще во всех прочих областях».
*«Художника может обидеть каждый, но и художник тоже может ответить. Художник пишет историю, и то, каким человек, изображённый на портрете, войдёт в неё: добрым, злым, алчным или добродетельным, зависит от пишущего. Поэтому художников лучше не обижать».
*«Что такое бездуховность? Это в первую очередь удаленность от Бога. Для многих из нас эта удаленность простирается на такие расстояния, что, кажется, Бога нет вообще».
*«Я принципиально перестал продавать написанные иконы. В крайнем случае, дарю, и только верующим людям. На Руси, кстати, икон никогда не продавали, их меняли, скажем, на платок, который потом выкупали. Казалось бы, уловка, но за ней скрыт величайший смысл!»
*«Художнику нельзя проснуться знаменитым. Актер сегодня сыграл в фильме, и на завтра его знает вся страна, а художнику известность достаётся значительно сложнее. Он набирает её по крупицам. Каждая ступенька завоевывается потом и кровью, но зато это – вернейшая дорога в вечность».
*«Любая вещь, сделанная человеком, несет определённый энергетический заряд».
*«Может быть, когда-нибудь я уйду в монастырь, который построил в Ульяновске в честь своих предков».
*«Моя мирская жизнь – это одно, а моя вера – нечто совсем иное. Я ничего и никогда не совершаю такого, чтобы это вызвало большой внутренний дискомфорт. Есть вещи, которые, я считаю, можно себе позволить, а есть вещи непозволительные. Не всегда надо браться за то, что тебе предлагают. Надо уметь от чего-то и отказываться».
*«А вообще я уверен, что жизнь всегда и всё расставит по своим местам».

 

Михаил Захарчук
8 апреля 2016 г.

Комментарии:

Николай Асташкин 08.04.2016 в 15:32 # Ответить
Здорово! Прочитал с удовольствием. Многое для себя почерпнул. Какие мудрые мысли! Прекрасный материал. Спасибо, Михаил.
Нина 08.04.2016 в 19:43 # Ответить
Прочитала с удовольствием! Действительно много мудрых и интересных мыслей! Спасибо, Михаил!
Татьяна Пороскова 09.04.2016 в 07:00 # Ответить
Михаил Александрович создал портрет яркой личности сегодняшнего времени, несомненно, всесторонне талантливой и одарённой, успешной и востребованной, со своим видением мира и человека.
К сожалению, я не видела картин Никаса Сафрнова.
Говорят, что мы ощущаем их энергетику. Этому я верю с тех пор, как увидела картину Врубеля «Демон сидящий» в Третьяковской галерее.
Посмотрев на картины Никаса Сафронова в интернете, поняла для себя, что мир его, действительно, очень широк и ярок, разнообразна техника, порой фантастична и загадочна.
И он ещё будет меняться с годами.
Александр Ушар 09.04.2016 в 07:32 # Ответить
Не стану лукавить: я не поклонник Никаса Сафронова, но сегодня, по прочтении очерка, он впервые вызвал у меня симпатию, как личность и творец, за что спасибо Михаилу!
Елена 09.04.2016 в 10:58 # Ответить
Мне очень нравиться читать очерки Михаила Александровича.Всегда о достойных талантливых и неординарных людях-наших современниках.Они изветны и богаты благодаря своему трудолюбию таланту и доброму отношению к людям что очень дорого в наше время.А Миша собирает их как жемчужины и дарит нам. Вот и Никасе узнала много хорошего и доброго.Спасибо,
В.Леонидов 09.04.2016 в 11:08 # Ответить
Много читал о Никасе в прессе, много раз видел его на ТВ, а вот как следует познакомиться с его творчеством к стыду своему все как-то удосуживался. Читая материал М.Захарчука, понял: надо срочно ликвидировать сей пробел!
Галина 09.04.2016 в 16:18 # Ответить
Придет же такое в голову. Жизнь художника- тайна, его суждения - размытые краски, его венец - созданные картины, его имя- история.
Наталья 09.04.2016 в 18:26 # Ответить
А вот я поклонник Никаса Сафронова, точнее поклонница! Да еще какая, сразу узнала себя на фото рядом с художником! Все, что написано в очерке, чистая правда, не потому, что знаю не понаслышке... Не осталось в нашем безумном Мире людей, которых слава и богатства не развратили. Этот человек, редкое исключение. Абсолютное отсутствие "звездности" и тщеславия! Наоборот, добрейший и широкой души человек, умнейший не только в области искусства, но в других различных сферах жизни. Рядом с ним легко и просто, не испытываешь комплексов. А вся "желтая грязь" СМИ и с экранов телевизоров ... Что я могу сказать?! Если больше половины населения нашей страны абсолютно серьезно смотрят, верят и "съедают" "Пусть говорят" или "Ранетки". (Зависть и ложь сплошная вокруг его персоны.) Действительно Светлый человек, добившийся мирового уровня и признания. Поздравляю и искренне преклоняюсь перед настоящим талантом!!! Спасибо автору! Наталья
Эмилия 10.04.2016 в 12:26 # Ответить
Никас интересная и загадачная личность одновременно. Космос!. Но, Михаил, как всегда, талантливо раскрыл и приблизил к скромным его почитателям. Миша, ты сам талантище!!!
Игорь 11.04.2016 в 12:25 # Ответить
Художники - это особые люди, другой раз кажется, что странные. Они умеют видеть мир и жизни так, как мы не умеем. Поэтому великие художники создавая свои картины вкладывают в них живую жизнь и просматривая такие картины нам порой чудится, что они оживают и к таким мастерам можно отнести и Никаса Сафронова. А какая добрая душа, какой меценат. Передайте Михаил Александрович Никасу многая лета и пусть Бог помогает ему и дальше творить.

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
23 сентебря
воскресенье
2018

В этот день:

Храм Христа Спасителя

23 сентября 1839 года состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя (царствование Николая I) в память об Отечественной войне 1812 года.

Храм Христа Спасителя

23 сентября 1839 года состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя (царствование Николая I) в память об Отечественной войне 1812 года.

 На стенах храма были начертаны имена офицеров Русской армии, павших в войне 1812 года и иных по времени близких военных походах. Был построен по проекту архитектора Константина Тона. Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 23 сентября 1839 года, освящён — 26 мая 1883 года. 5 декабря 1931 года здание храма было разрушено. Заново отстроено на прежнем месте в 1994—1997 годах.

Укротитель "Тигров" Сергей Астраханцев

23 сентября 1914 года родился Сергей Васильевич Астраханцев, Герой Советского Союза, старший лейтенант. Погиб 8 августа 1943 года.

Укротитель "Тигров" Сергей Астраханцев

23 сентября 1914 года родился Сергей Васильевич Астраханцев, Герой Советского Союза, старший лейтенант. Погиб 8 августа 1943 года.

Родился в Тамбовской губернии Российской империи (ныне районный центр Республики Мордовия Российской Федерации) в семье рабочего Василия Александровича и домохозяйки Любовь Алексеевны Астраханцевых. В ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии призван 28 августа 1941 года, был ранен в бою, после госпиталя закончил курсы младших лейтенантов. В боях под Ленинградом Сергей Васильевич прошёл путь от младшего лейтенанта до старшего лейтенанта и был назначен командиром 7-й стрелковой роты 3-го батальона.

В ходе Курской битвы во время наступления на Харьковском направлении 8 августа 1943 года в районе деревни Шевченково Великописаревского района Сумской области подразделения 367-го стрелкового полка были атакованы немецкой пехотой и танками и вынужденно перешли к обороне. На участке 3-го батальона, не имевшего противотанковых средств, немецкую пехоту поддерживали три Т-6 «Тигр». Видя замешательство батальона, старший лейтенант С. В. Астраханцев со своей ротой, находившейся до этого в резерве, пошёл в контратаку. Дав приказ стрелкам отсекать пехоту, сам старший лейтенант Астраханцев с единственным противотанковым ружьём выдвинулся вперёд и точным огнём подбил 2 немецких танка, однако третий «Тигр» гусеницами смял его огневую позицию.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 августа 1944 года за образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчикам и проявленные при этом отвагу и геройство старшему лейтенанту Астраханцеву Сергею Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

 

Командир женского экипажа Анна Егорова

23 сентября 1916 года родилась Анна Александровна Тимофеева-Егорова (ум. 2009), советский лётчик-штурмовик, Герой Советского Союза, капитан ВВС.

Командир женского экипажа Анна Егорова

23 сентября 1916 года родилась Анна Александровна Тимофеева-Егорова (ум. 2009), советский лётчик-штурмовик, Герой Советского Союза, капитан ВВС.

Родилась в деревне Володово (ныне — деревня в Кувшиновском районе Тверской области) в крестьянской семье. В предвоенные годы работала на Метрострое, закончила аэроклуб. В 1938 году была направлена в школу лётчиков Осоавиахима, по окончании (1939) была инструктором Калининского аэроклуба. В начале войны была зачислена лётчиком в 130-ю отдельную авиационную эскадрилью связи (оаэс) Южного фронта. На самолёте У-2 (По-2) совершила около 100 вылетов (связь, разведка и поиск в тылу врага окружённых частей). В феврале 1942 года награждена орденом Боевого Красного Знамени.

В 1942 году добилась перевода в штурмовую авиацию. Воевала в составе 805-го штурмового авиационного полка (197-я штурмовая авиационная дивизия, 16-я воздушная армия, 1-й Белорусский фронт), штурман полка. Пилотировала Ил-2. За участие в прорыве «Голубой Линии» под Новороссийском представлена ко второму ордену Боевого Красного Знамени.

Участвовала в освобождении Польши. Была единственной в полку женщиной-пилотом, позднее вместе со стрелком Дусей Назаркиной составили первый женский экипаж в штурмовой авиации. Совершила 277 боевых вылетов.

20 августа 1944 г. в воздушном бою была сбита и тяжело раненая и обожжённая без сознания попала в плен. Её воздушный стрелок Евдокия Алексеевна (Дуся) Назаркина погибла. Прошла несколько концлагерей. В январе 1945 освобождена танкистами 5-й ударной армии из Кюстринского концлагеря «ЗЦ», где содержалась в отдельном, постоянно охраняемом карцере. В лагере усилиями военнопленных удалось сохранить партбилет и награды Егоровой (сама она была почти недееспособна). Залечить раны ей помог доктор Георгий Синяков.

После освобождения из лагеря к летной работе допущена не была по состоянию здоровья.

Вернулась в Москву на Метрострой. Вышла замуж за Вячеслава Арсеньевича Тимофеева, бывшего командира 197 ШАД (штурмовая авиационная дивизия). В 1965 году ей присвоили звание Героя Советского Союза, к которому она была представлена еще во время войны.

Являлась членом Совета по взаимодействию с общественными объединениями ветеранов, офицеров запаса и в отставке при Президенте РФ. В мае 2006 года была удостоена почётного общественного титула «Национальный герой» и награждена орденом «За честь и доблесть» (всероссийская премия «Российский Национальный Олимп»). Скончалась в Москве 29 октября 2009 года.

 

Атомная подводная лодка «Акула»

23 сентября 1980 года в Северодвинске была спущена на воду самая большая в мире подводная лодка «Акула» («Тайфун») проекта 941. Проект разработан в ЦКБМТ «Рубин» (Лненинград). Тактико-техническое задание на проектирование было выдано в декабре 1972 года, главным конструктором проекта был назначен С. Н. Ковалёв.

Атомная подводная лодка «Акула»

23 сентября 1980 года в Северодвинске была спущена на воду самая большая в мире подводная лодка «Акула» («Тайфун») проекта 941. Проект разработан в ЦКБМТ «Рубин» (Лненинград). Тактико-техническое задание на проектирование было выдано в декабре 1972 года, главным конструктором проекта был назначен С. Н. Ковалёв.

Новый тип подводных крейсеров позиционировался как ответ на строительство США ПЛАРБ типа «Огайо» (первые лодки обоих проектов были заложены практически одновременно в 1976 году).

Размеры нового корабля обуславливались габаритами новых твердотопливных трёхступенчатых межконтинентальных баллистических ракет Р-39 (РСМ-52), которыми планировалось вооружить лодку. По сравнению с ракетами «Трайдент-I», которыми оснащались американские «Огайо», ракета Р-39 обладала лучшими характеристиками дальности полёта, забрасываемой массы и имела 10 блоков против 8 у «Трайдента». Однако, при этом Р-39 оказалась почти вдвое длиннее и втрое тяжелее американского аналога. Для размещения столь больших ракет стандартная схема компоновки РПКСН не подошла.

Первая лодка этого типа была заложена на предприятии «Севмаш» в июне 1976 года, спуск на воду состоялся 23 сентября 1980 года. Перед спуском в носовой части ниже ватерлинии на борт подлодки было нанесено изображение акулы, позднее нашивки с акулой появились и на форме экипажа. Несмотря на более поздний запуск проекта, головной крейсер вышел на морские испытания на месяц раньше американской «Огайо» (4 июля 1981 года). ТК-208 вступил в строй 12 декабря 1981 года. Всего с 1981 по 1989 год было спущено на воду и введено в строй 6 лодок типа «Акула».

Строительство «9-этажных» подводных лодок обеспечивало заказами более 1000 предприятий Советского Союза. Только на «Севмаше» 1219 человек, участвовавших в создании этого уникального корабля, получили правительственные награды.

В 1987 году ТК-12 «Симбирск» осуществил длительный высокоширотный поход в Арктику с неоднократной заменой экипажей. В 1998 году на Северном флоте прошли испытания, в ходе которых был произведён «одновременный» пуск 20 ракет Р-39.

Основное вооружение — ракетный комплекс Д-19 с 20-ю трёхступенчатыми твердотопливными баллистическими ракетами Р-39 «Вариант». Эти ракеты обладают наибольшей стартовой массой (вместе с пусковым контейнером — 90 т) и длиной (17,1 м) из принятых на вооружение БРПЛ. Боевая дальность ракет — 8300 км, боевая часть — разделяющаяся: 10 боеголовок с индивидуальным наведением по 100 килотонн в тротиловом эквиваленте каждая. Старт всего боекомплекта ракет «Акулы» может быть осуществлён одним залпом с малым интервалом между стартом отдельных ракет. Запуск возможен как из надводного, так и из подводного положений на глубинах до 55 м и без ограничений по погодным условиям. Кроме стратегического вооружения, на лодке установлено 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм, предназначенных для стрельбы торпедами и ракето-торпедами, а также для постановки минных заграждений. Противовоздушная оборона обеспечивается восемью комплектами ПЗРК «Игла-1».

28 сентября 2011 года было опубликовано заявление Министерства обороны Российской Федерации, в соответствии с которым, «Акулы», как не укладывающиеся в договорные лимиты СНВ-3 и избыточно дорогие в сравнении с новыми ракетоносцами класса «Борей», планируется списать и разделать на металл до 2014 года. Из шести — три уже утилизированы с помощью США. «Дмитрий Донской», «Северсталь» и «Архангельск» пока не тронуты. На совещании в Северодвинске в феврале 2012 года вице-премьер России Дмитрий Рогозин сообщил что Россия решила временно отказаться от утилизации стратегических АПЛ третьего поколения, находящихся сейчас на вооружении ВМФ. В результате срок годности лодок продлится до 30-35 лет вместо нынешних 25. Модернизация затронет стратегические АПЛ типа «Акула», где каждые 7 лет будет меняться электронная начинка и вооружение.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии