RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Бой за высоту
20 августа 2020 г.

Бой за высоту "Тург"

18 августа 1994 года на участке 12-й пограничной заставы Московского пограничного отряда моджахеды после интенсивного обстрела реактивными снарядами атаковали позиции поста "Тург".
Помянём космонавта Геннадия Стрекалова
25 декабря 2019 г.

Помянём космонавта Геннадия Стрекалова

25 декабря 2004 года в Москве на 65 году жизни скончался Дважды Герой Советского Союза Геннадий Михайлович Стрекалов
Казнь православного батюшки
15 февраля 2016 г.

Казнь православного батюшки

20 лет назад 14 февраля 1996 года в чеченском плену был расстрелян священник Анатолий Чистоусов
Бой у высоты 3234
7 января 2014 г.

Бой у высоты 3234

7-8 января 1988 года 39 советских десантников остановили около 400 афганских головорезов, обученных и вооруженных спецслужбами США и Пакистана
Бесланская трагедия: правда и вымыслы
31 августа 2020 г.

Бесланская трагедия: правда и вымыслы

1 сентября 2004 года произошло одно из самых гнусных злодеяний в современной России
Главная » Герои нашего времени » Энергия Жизни

Энергия Жизни

8 апреля 2016 года художнику Никасу Сафронову исполнилось 60 лет

На сегодняшний день самые известные художники современной России – Илья Глазунов, Александр Шилов и Никас Сафронов. Они словно три былинных богатыря среди великого русского художественного воинства.
Энергия Жизни

При этом вряд ли кто станет отрицать и тот факт, что наиболее, как теперь говорится, медийно раскрученный всё-таки Никас Сафронов. Оно и понятно. Диапазон творца весьма разнообразен: иконопись, кубизм, сюрреализм, символизм и психологические портреты. Одни свои картины Никас строит на прозрачных метафорах, другие – на тонких символах, третьи – на шальных, не многим понятных, ассоциациях.
Наконец, Сафронов, в творческом обличье своём, в бытовой и общественной ипостаси сочетает поступки и действия, для некоторых из нас несовместные. Ну, самый что ни на есть на поверхности лежащий пример. Никас в числе первых русских художников, стал открыто исследовать через собственную живопись грань между искусством и эротикой. И в то же время он – глубоко верующий человек. А в его роду несколько поколений – православные священники.
Как-то Илья Глазунов заметил: "Мне думается, что душа Никаса поражена бытием ХХ века, его всеядностью. Она странным образом соединяет в себе абсолютно противоположные вещи - поиски Бога и желание укрыться от Него, веру и безверие, романтизм и жесткий взгляд на действительность".
Понятен отсюда мой авторский соблазн рассказать читателям РГК о впечатляющих творческих свершениях художника Сафронова, тем более, что мы с ним в дружеских отношениях более полутора десятка лет. Однако, начну всё же с благотворительной стороны деятельности Никаса. Итак, художник Сафронов в продолжение двух десятилетий морально, материально и существенно финансово поддерживал благотворительные фонды: «Взгляд ребенка», «Дети – детям», «Детский благотворительный фонд РБК», «Грани таланта», «Милосердие», «Подари ребёнку радость», «Международная спортивная академия Владислава Третьяка», «АиФ. Доброе сердце», «Семья помогает семье», «Спешите делать добро», «Бюро добрых дел», «Меценаты столетия», «WWF», «Анти-рак», «Древо жизни», «Международный благотворительный фонда Юрия Розума», «Благотворительный фонд помощи детям-инвалидам с ДЦА "Адели"».
Никас принимает регулярное участи в благотворительных выставках и аукционах. Перечислю лишь некоторые из них: «Главное не имя. Главное – живопись», «Программа помощи детям «Операция Надежда», «Вифлеемская звезда», «Миллиард мелочью», «Праздник детства и молодости», «Поделись Любовью», «Пташинка». Художник деятельно спонсирует ежегодные Благотворительные Балы, организуемые Собранием друзей Исаакиевского Собора Санкт-Петербурга.
Несколько лет назад он финансово помог Краснодарскому краевому художественному музею им. Ф.А.Коваленко и местной детской художественной студии «8 день недели». В честь 60-летия Победы Сафронов провёл в Волгограде благотворительный аукцион. Собранные средства были переданы ветеранам Великой Отечественной войны и Городскому дому ребенка. Никас - постоянный спонсор Всероссийского общества слепых «Реакомп», общества инвалидов «Лосиноостровский», московской областной общественной организации «Социально-правовая защита детей-инвалидов «Виктория». Свои собственные творческие выставки художник провёл в десятках городов России и ближнего зарубежья. Львиная часть вырученных средств отдана на благотворительность.
Сафронов оказал огромную финансовую помощь в воссоздании Войскового Собора Благоверного Князя Александра Невского в Краснодаре. Он сам построил церковь Святой Анны в Ульяновске и часовню Святой Анны в честь своей мамы (село Вышки, Ульяновская область). При его содействии возводился православный храма Иоанно-Предтеченского прихода в Ульяновске.
- Однажды я поинтересовался у Сергея Михалкова, к слову, верующего человека, бывшего коммунистом почти половину из прожитых им 95 лет: «Зачем вы занимаетесь благотворительностью, помогаете всем, кто вас ни попросит?» - «Устраиваю свою загробную жизнь. Там, откуда нет возврата, стоят весы. Надо, чтобы добро в нашей земной жизни перевешивало то плохое, что мы в ней же натворил. Вот я и кидаю, что могу, на те весы в меру своих сил и возможностей». Никас, а если я вам задам такой же вопрос, как вы на него ответите?
- Я не уверен, что «Там» стоят именно весы. Хотя как троп-метафора звучит очень даже привлекательно. И по духовному кредо весьма созидательно. Придумать нечто подобное вот так, сходу мне трудно. Поэтому отвечу просто. Я не миллионер, как некоторые полагают. Однако зарабатываю действительно очень прилично. Но именно: за-ра-ба-ты-ва-ю! Ровно столько, чтобы мне хватило «без напряга» содержать моих детей, помогать моим братьям и сестре, двум школам-гимназиям, которые патронирую, помогать детским домам, больницам, школам слепых, окружающей природе. Добавлю без преувеличения, тем более без кокетства: и так далее, и тому подобное. Потому что сегодня или завтра мне могут позвонить знакомые люди, которым я доверяю, и попросить материально поддержать какое-нибудь очередное благородное предприятие. И я им не откажу. Сам, меж тем, живу достаточно скромно, не шикую. Практически все деньги уходят на то, что я вам перечислил. Считаю, что заработав даже несколько копеек, половину нужно отдать на благое дело. И тогда Бог тебе не поскупится: и на талант, и на успех, и на удачу, и даже на любовь…
- В начале этих заметок я рассуждал о вашей некоторой моральной и нравственной эклектичности. Поверьте, вовсе не потому, что мне так уж хотелось «задеть вас за живое», по-журналистски спровоцировать на излишнюю откровенность – при наших-то многолетних добрых отношениях. Но согласитесь, вы действительно - ярко экстравагантный человек. Да и по жизни - каких только собак на вас не навешивают, а я что-то не припомню ни одной судебной тяжбы с ваши участием. Вам что так уж действительно безразлично, что и как о вас говорят, судачат?
- Ну, Михаил, я же живой человек и ничто человеческое мне не чуждо. Но есть такое понятие, как имидж. Я его долгие годы, с далёкой юности выстраивал, словно большую картину писал. Один из основополагающих элементов этого имиджа, если уж мы с вами говорим начистоту, заключается в том, что моё имя должно быть на слуху как можно у большего числа людей. Пусть они говорят. Некоторые полагают, что это придумка телевизионщиков для популярной передачи Малахова. Однако мы то с вами помним прекрасный фильм с участием знаменитого в прошлом певца Рафаэля Санчеса «Пусть говорят». Он вышел на экраны более 40 лет назад, и вот тогда же я точно взял его как девиз на вооружение. При этом я прекрасно понимал, что срежиссировать мнением миллионов людей невозможно, в принципе, но побудить их интересоваться твоей личностью, твоим творчеством - во многом от тебя же и зависит. Никто так не понимал этой железной взаимосвязи, как «наше всё» Пушкин. Однажды он явился на бал без лосин, а лишь в крупноячейном чехле для них, сквозь который хорошо просматривалось всё его внушительное естество. Это что, сумасбродный поступок? Да нет же, всего лишь эпатажное привлечение к себе внимания перед выходом в печать «Евгения Онегина».
- И для этого вы эпатируете своих зрителей? А продвинутого «художника-почвенника» Илью Глазунова уломали сфотографироваться на обложку фривольного журнала с полуобнаженными моделями? Сами не единожды позировали для различных эротических изданий? И ещё заявляли: «Зачем качаться, если не иметь возможности показать людям свое тело во всей его красе?» Оно бы всё вроде ничего, но как на таком эпатирующем фоне вы можете рассуждать о вере…
- Вот как раз о собственной вере я на каждом углу не распространяюсь, не треплю Божье имя всуе, помня, что это грех немалый. У меня 12 поколений по отцу были священниками. Поэтому веру и суету людскую я никогда не смешиваю. Поэтому и всю жизнь молюсь православному Богу. А еще - своему ангелу-хранителю, который у каждого есть. Человек может быть и воришкой, и хулиганом, и даже преступником, но ангел-хранитель не оставляет его ни на секунду: оберегает, поддерживает, подсказывает, что и как надо в сложной ситуации предпринять. Возможно, в этих мох рассуждениях, как и у Сергея Михалкова, проскальзывают некие метафизические нотки, но именно так я думаю. Не скажу как именно, но мой ангел всегда советует мне делиться с бедными, сиротами, с беспризорными кошками и собаками. Для меня не важно, кто нуждается в помощи: снежный барс или человек - во многих мероприятиях, связанных с благотворительностью, я участвую, вовсе не помышляя о том, чтобы прослыть лучше, чем я есть на самом деле. Другими словами жизнь моя мирская – это одно, а моя вера – нечто совсем иное. Я ничего и никогда не совершаю такого, чтобы это вызвало большой личный внутренний дискомфорт. Есть вещи, которые, я считаю, можно себе позволить, а есть вещи непозволительные. Не всегда надо браться за то, что тебе предлагают. Надо и от чего-то отказываться. У меня так заведено: когда начинаю работу и после того, как её заканчиваю, неизменно читаю молитву и часть денег обязательно отдаю на благие дела. Могу замотаться и на какое-то время отступить от этого своего железного правила. И сразу чувствую, как что-то вокруг меня напрягается, у бытия наступают еле слышимые перебои. Всё в мире взаимосвязано, и действительно, чем больше даришь, тем больше потом получаешь. Да и потом не мной ведь сказано, что умение дарить – есть высшая и окончательная форма эгоизма.
Что же касается эпатажа, с которого вы начали свой вопрос, то все это - сиюминутное и мелкое на фоне вечности. Понимаете, даже если бы я требовал у своих заказчиков по полмиллиона долларов за каждую свою работу, то это всё равно были бы копейки по сравнению с тем, сколько они будут стоить в будущем. Тем более – после моей смерти. Я могу здесь обольщаться, как и всякий творец, но, скажем, Леонардо да Винчи свою «Джоконду» некогда просто подарил французскому королю Франциску I, а сегодня эта картина застрахована на полтора миллиарда «зеленых». Так что я в любом случае беру за свои работы вполне по-божески. Никогда на людях мне симпатичных даже зарабатывать, не говоря уже чтобы наживаться, не пытаюсь…
- Мне Таня Саульская призналась, что вы сделали несколько портретов покойного Юрия Сергеевича и не взяли за то ни копейки.
- Да вы что, как же я мог? Ведь мы с Юрием Сергеевичем дружили. Вообще должен признаться, что раздарил многим более полутысячи своих картин и портретов. В этом смысле я действительно способен на экстравагантный поступок. Предположим, мне предлагают за холст 50 тысяч, а я хочу 70, и в цене мы не сходимся. Однако завтра могу подарить эту же картину тому, кто мне просто понравится. Однажды ко мне пришел человек и купил какой-то пейзаж за 10 тысяч долларов «Давайте, - сказал ему из вежливости, - провожу вас до машины». Он смутился: «Да нет, я на метро». Вообще-то, на метро мои клиенты не ездят, но он объяснил: «Восемь лет я копил деньги - отказывал себе в отдыхе, в путешествиях, даже порою в еде, чтобы купить вашу картину». Разумеется, я вернул ему половину денег и отправил домой со своим водителем.
Свой короткий рассказ о необыкновенной благотворительной деятельности художника Сафронова закончу выдержкой из книги преподавателя ИЗО московской средней школы №1414 Натальи Лебедевой «Боттега» - моя судьба»: «Саша долго и тяжело болел. И, казалось бы, я должна была как-то свыкнуться с его неминуемым уходом. Ничего подобного. Смерть мужа стала для меня таким ударом, которого по жизни сносить ещё не приходилось. Впрочем, что такое стать вдовой в тридцать лет я всё равно описать не смогу, да и не хочу. Поэтому продолжу о «Боттеге».
2 марта 2006 года в Доме Нащокина на Старом Арбате состоялась традиционная ежегодная выставка учащихся детской художественной школы «Боттега» - первая за столько лет без участия её основателя. Грешным делом, я тогда была почти стопроцентно убеждена, что этот вернисаж станет для меня и последним – не сдюжу одна с «Боттегой». И в эту тяжелейшую годину жизни мне Бог послал встречу с великим художником современности и не менее великим душой человеком Никасом Сафроновым.
За двадцать три года существования «Боттеги» в её становлении и развитии приняли посильное участие десятки, сотни человек. О некоторых я ещё постараюсь в дальнейшем вспомнить и рассказать в этой книге. Однако ничьей участи не желая принизить, всё-таки замечу, что Никас для меня и моих учеников не просто маэстро, патрон, учитель, меценат. Он - наш профессиональный и нравственный эталон, труднодостижимый образец, зримое олицетворение такого понятия как художественная школа. В живописи ведь главное – на что ты, держа в руке кисточку, карандаш, держишь ориентир в творчестве – большое оно или малое. Никас и есть моя, наша школа».
О «Боттеге» я впервые написал ещё при жизни её основателя Александра Лебедева. И с тех пор стараюсь не выпускать её из поля зрения. На днях звонит Наталья Лебедева: не хотите ли вместе с нами проведать Никаса Сафронова? Поехал на Брюсов переулок в студию маэстро. Увидел, какое роскошное угощение он приготовил для детишек из «Боттеги». Интересуюсь: «Никас, знаю, что вы уже десять лет плотно патронируете боттеговцев. Но я не видел на вашем сайте в перечне тех объектов, которым вы помогаете, школы №1414. Почему?» - «Потому что я ни разу не перечислял туда денег. А то, что ребятишки у меня гостят регулярно и я у них бываю часто, так это просто моя жизнь. Вот они сегодня пришли, наполнили детством мой «средневековый замок» и на душе у меня стало благостно».

Из высказываний моего мудрого и доброго друга Никаса Сафронова, записанных в разное время.

* «У меня до сих пор на коленях мозоли от того, что я долгое время рисовал картины, живя в маленьких квартирках и располагался с красками и холстами на полу. И поэтому могу сказать, что трудности меня закалили».
* «В молодости я сильно влюбился в девушку-латышку. Мы должны были пожениться, но она погибла. И вот теперь я думаю, что провидение сохранило меня. Оно как бы дало мне понять, что я не должен связывать свою судьбу с девушкой. Именно после той истории я поступил в институт и с головой бросился в учёбу».
* «Ощущение независимости для меня чрезвычайно важно, хотя и понимаю, что каждый человек от кого-нибудь или от чего-нибудь зависит».
* «Сегодня одна из проблем нашего времени – поверхностность. Поверхностные знания, поверхностные суждения, поверхностное творчество, поверхностные люди. Вокруг много талантливых людей, художников, поэтов, артистов, они делают хорошие, нужные вещи, но их творчество, при более близком рассмотрении, недостаточно глубокое. Не потому что они не могут – или они не хотят. Другое время».
* «У меня есть золотое правило: часть отдать на благотворительность. Три копейки заработал – одну отдай. Я чаще отдаю полторы. Помогаю всем своим родственникам, многим друзьям. Это, без преувеличения, получается достаточно длинный состав, и когда кто-то ещё обращается с просьбой, то я долго думаю: готов ли прицепить ещё один вагон к этому составу, чтобы успешно его тянуть. Но с другой стороны я благодарен судьбе за то, что предоставила мне такую счастливую возможность помогать другим».
* «Главный стимул в моей работе - женщины, моё детство, мои воспоминания, стремление проявить себя, быть первым. Но при этом такое стремление вовсе не означает, что я должен распихивать всех локтями, ходить по чьим-то головам. То есть, как верующий человек, я никогда не стану добиваться успеха любым, тем более предосудительным путём».
* «Вдохновение приходит в процессе ремесла».
* «Любовь – это красота. Чистота отношений. Любовь и страсть – это разные понятия. Мне ведомо всё по этой части. Я был влюблён, я резал себе вены, я вешался, я страдал, ходил с мандолиной под балконом любимой, пели, кричал, я летел чёрт знает куда, чтобы только увидеть одним глазом ту, которую любил».
* «Полагаю, что у меня нет ещё настоящего признания коренного социума. Могу даже и так сказать: я, возможно, больше известен как раз за рубежом, а хочется, чтобы это было дома. Ибо я всё-таки русский художник».
* «Иногда, в какой-то жизненной ситуации я думаю: а как бы поступил тот же Юрий Никулин на моём месте? Или Леонардо да Винчи?».
*«Мне на роду написано помогать людям, как православному человеку. По отцу у меня - 12 поколений священники».
*«Чёрный квадрат Малевича стоит ровно доллар. И ещё десять долларов – рама. Всё остальное – чистое лукавство заинтересованных людей, которые на таких вещах делают большие, ну очень большие деньги».
*«Мне очень интересны состоявшиеся, яркие и неординарные личности. Хочется запечатлеть в ретроспективе своей живописи наших выдающихся современников, ставших историей при жизни. Эти люди уникальны, над ними уже сейчас не властны ни время, ни обстоятельства. Если бы они родились в другую эпоху, то всё равно проявили бы себя как личности. Это и Ростропович, и Солженицын, и мать Тереза, и Ванга. К таким приковано внимание современников. Естественно, интересны они и мне».
*«Да, вы правы: порой я сознательно идеализирую изображаемое, поскольку изначально пытаюсь увидеть в любом человеке хорошее, раскрыть его с лучшей стороны. Все свои картины я начинаю с молитвы. Людям чаще надо говорить, что они по природе своей добры и душа их стремится к совершенству».
*«Я никогда не забываю об исторической правде. Я должен быть ей верен».
*«Лично мне негодяи и подлецы, пусть и выдающиеся, неинтересны. Я бы никогда не стал писать, к примеру, Нерона».
*«Люди разные, как и животные. И каждый несёт своё духовное начало. А человек с человеческим лицом – явление достаточно редкое».
*«Сегодня нам надо учиться писать правильные законы».
*«Духовно-нравственное воспитание необходимо начинать с наших детей – будущего страны, как это ни прозвучит для кого-то тривиально».
*«Вся эта сегодняшняя вакханалия, включая и так называемый кризис – следствие дилетантизма и непрофессионализма, господствующих в нашем обществе. Стране катастрофически не хватает профессионалов – в искусстве, журналистике, экономике, управлении государством и вообще во всех прочих областях».
*«Художника может обидеть каждый, но и художник тоже может ответить. Художник пишет историю, и то, каким человек, изображённый на портрете, войдёт в неё: добрым, злым, алчным или добродетельным, зависит от пишущего. Поэтому художников лучше не обижать».
*«Что такое бездуховность? Это в первую очередь удаленность от Бога. Для многих из нас эта удаленность простирается на такие расстояния, что, кажется, Бога нет вообще».
*«Я принципиально перестал продавать написанные иконы. В крайнем случае, дарю, и только верующим людям. На Руси, кстати, икон никогда не продавали, их меняли, скажем, на платок, который потом выкупали. Казалось бы, уловка, но за ней скрыт величайший смысл!»
*«Художнику нельзя проснуться знаменитым. Актер сегодня сыграл в фильме, и на завтра его знает вся страна, а художнику известность достаётся значительно сложнее. Он набирает её по крупицам. Каждая ступенька завоевывается потом и кровью, но зато это – вернейшая дорога в вечность».
*«Любая вещь, сделанная человеком, несет определённый энергетический заряд».
*«Может быть, когда-нибудь я уйду в монастырь, который построил в Ульяновске в честь своих предков».
*«Моя мирская жизнь – это одно, а моя вера – нечто совсем иное. Я ничего и никогда не совершаю такого, чтобы это вызвало большой внутренний дискомфорт. Есть вещи, которые, я считаю, можно себе позволить, а есть вещи непозволительные. Не всегда надо браться за то, что тебе предлагают. Надо уметь от чего-то и отказываться».
*«А вообще я уверен, что жизнь всегда и всё расставит по своим местам».

 

Михаил Захарчук
8 апреля 2016 г.

Комментарии:

Николай Асташкин 08.04.2016 в 15:32 # Ответить
Здорово! Прочитал с удовольствием. Многое для себя почерпнул. Какие мудрые мысли! Прекрасный материал. Спасибо, Михаил.
Нина 08.04.2016 в 19:43 # Ответить
Прочитала с удовольствием! Действительно много мудрых и интересных мыслей! Спасибо, Михаил!
Татьяна Пороскова 09.04.2016 в 07:00 # Ответить
Михаил Александрович создал портрет яркой личности сегодняшнего времени, несомненно, всесторонне талантливой и одарённой, успешной и востребованной, со своим видением мира и человека.
К сожалению, я не видела картин Никаса Сафрнова.
Говорят, что мы ощущаем их энергетику. Этому я верю с тех пор, как увидела картину Врубеля «Демон сидящий» в Третьяковской галерее.
Посмотрев на картины Никаса Сафронова в интернете, поняла для себя, что мир его, действительно, очень широк и ярок, разнообразна техника, порой фантастична и загадочна.
И он ещё будет меняться с годами.
Александр Ушар 09.04.2016 в 07:32 # Ответить
Не стану лукавить: я не поклонник Никаса Сафронова, но сегодня, по прочтении очерка, он впервые вызвал у меня симпатию, как личность и творец, за что спасибо Михаилу!
Елена 09.04.2016 в 10:58 # Ответить
Мне очень нравиться читать очерки Михаила Александровича.Всегда о достойных талантливых и неординарных людях-наших современниках.Они изветны и богаты благодаря своему трудолюбию таланту и доброму отношению к людям что очень дорого в наше время.А Миша собирает их как жемчужины и дарит нам. Вот и Никасе узнала много хорошего и доброго.Спасибо,
В.Леонидов 09.04.2016 в 11:08 # Ответить
Много читал о Никасе в прессе, много раз видел его на ТВ, а вот как следует познакомиться с его творчеством к стыду своему все как-то удосуживался. Читая материал М.Захарчука, понял: надо срочно ликвидировать сей пробел!
Галина 09.04.2016 в 16:18 # Ответить
Придет же такое в голову. Жизнь художника- тайна, его суждения - размытые краски, его венец - созданные картины, его имя- история.
Наталья 09.04.2016 в 18:26 # Ответить
А вот я поклонник Никаса Сафронова, точнее поклонница! Да еще какая, сразу узнала себя на фото рядом с художником! Все, что написано в очерке, чистая правда, не потому, что знаю не понаслышке... Не осталось в нашем безумном Мире людей, которых слава и богатства не развратили. Этот человек, редкое исключение. Абсолютное отсутствие "звездности" и тщеславия! Наоборот, добрейший и широкой души человек, умнейший не только в области искусства, но в других различных сферах жизни. Рядом с ним легко и просто, не испытываешь комплексов. А вся "желтая грязь" СМИ и с экранов телевизоров ... Что я могу сказать?! Если больше половины населения нашей страны абсолютно серьезно смотрят, верят и "съедают" "Пусть говорят" или "Ранетки". (Зависть и ложь сплошная вокруг его персоны.) Действительно Светлый человек, добившийся мирового уровня и признания. Поздравляю и искренне преклоняюсь перед настоящим талантом!!! Спасибо автору! Наталья
Эмилия 10.04.2016 в 12:26 # Ответить
Никас интересная и загадачная личность одновременно. Космос!. Но, Михаил, как всегда, талантливо раскрыл и приблизил к скромным его почитателям. Миша, ты сам талантище!!!
Игорь 11.04.2016 в 12:25 # Ответить
Художники - это особые люди, другой раз кажется, что странные. Они умеют видеть мир и жизни так, как мы не умеем. Поэтому великие художники создавая свои картины вкладывают в них живую жизнь и просматривая такие картины нам порой чудится, что они оживают и к таким мастерам можно отнести и Никаса Сафронова. А какая добрая душа, какой меценат. Передайте Михаил Александрович Никасу многая лета и пусть Бог помогает ему и дальше творить.

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
26 сентебря
суббота
2020

В этот день:

Взлет и падение воздушной академии

26 сентября 1920 года Реввоенсовет Республики издал приказ № 1946, в котором постановил реорганизовать Московский авиатехникум в Институт инженеров Красного Воздушного Флота имени Н. Е. Жуковского.

Взлет и падение воздушной академии

Взлет и падение воздушной академии 26 сентября 1920 года Реввоенсовет Республики издал приказ № 1946, в котором постановил реорганизовать Московский авиатехникум в Институт инженеров Красного Воздушного Флота имени Н. Е. Жуковского.

Положение об институте было утверждено Реввоенсоветом 23 ноября 1920 года. 9 сентября 1922 года был издан приказ Реввоенсовета о введении нового штата института с присвоением ему наименования Академия Воздушного Флота имени Н. Е. Жуковского. С небольшими изменениями названия академия осуществляла подготовку и переподготовку командиров и инженеров для Военно-воздушных сил Вооружённых Сил СССР и Российской Федерации до августа 2011 года, когда по ней прокатился каток сердюковских реформ. Все российские и советские лётчики-космонавты — выпускники этого вуза, которого теперь нет.
В первые годы существования в академии было два факультета: инженерный и службы Воздушного Флота (командный). В 30-е годы в дополнение к двум существовавшим факультетам прибавились ещё четыре: авиационного вооружения (1934), оперативный (1935; проработал 2 года и вновь открылся в 1939 году), заочного обучения (1937), штурманский (1938). Её выпускники командовали авиачастями и соединениями, руководили инженерно-авиационной службой, возглавляли конструкторские бюро, авиазаводы, научно-исследовательские учреждения.

В 1998 году при очередной реорганизации военного образования академия была переименована в Военный авиационный технический университет (ВАТУ). В 2008 году путем слияния ВАТУ и Военно-воздушной академии имени Ю. А. Гагарина было образовано федеральное государственное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина». Петровский дворец, в течение 75 лет бывший главным корпусом, сердцем и одним из символов академии, был передан в ведение мэрии Москвы, а то, что осталось от академии, изгнали в Монино. Московские власти решили превратить альма-матер космонавтов и летчиков в элитную гостиницу для толстосумов. В 2009 году набор слушателей не осуществлялся. В 2011 году академия перебазирована в Воронеж. При этом более 50 процентов профессорско-преподавательского состава было разогнано. Что тут скажешь? Об армию, которая не способна защитить свой народ, любой толстозадый урод может вытереть ноги.

Смерть «отца» танка Т-34

26 сентября 1940 года скончался Михаил Ильич КОШКИН, выдающийся советский конструктор бронетанковой техники, создатель лучшего танка Второй мировой войны — легендарной «тридцатьчетвёрки».

Смерть «отца» танка Т-34

Смерть «отца» танка Т-34 26 сентября 1940 года скончался Михаил Ильич КОШКИН, выдающийся советский конструктор бронетанковой техники, создатель лучшего танка Второй мировой войны — легендарной «тридцатьчетвёрки».

Умер, застудив легкие во время испытания Т-34.

Сегодня, наверное, многие знают, что конструктором лучшего танка XX века T-34 был советский инженер Михаил Ильич Кошкин. Создать такую машину — уже великий подвиг. Но Кошкин совершил еще и подвиг самопожертвования при внедрении этого танка в производство, о чем мало кто знает.

Михаи́л Ильи́ч Ко́шкин родился 3 декабря 1898 года в селе Брынчаги Угличского уезда Ярославской губернии (ныне Переславский район Ярославской области). Семья жила бедно, отец вынужден был заниматься отхожими промыслами. В 1905 году, работая на лесозаготовках, он надорвался и умер, оставив жену, вынужденную пойти батрачить, и троих малолетних детей. Михаил окончил церковно-приходскую школу. С 1909 по 1917 год работал на кондитерской фабрике в Москве.

С февраля 1917 года служил в армии рядовым. Весной в составе 58-го пехотного полка был отправлен на Западный фронт, в августе получил ранение. Лечился в Москве, в конце 1917 года был демобилизован. 15 апреля 1918 года поступил добровольцем в сформированный в Москве железнодорожный отряд Красной Армии. Участвовал в боях под Царицыном. В 1919 году переведён в Петроград в 3-й железнодорожный батальон, который участвовал в освобождении от английских интервентов Архангельска. По дороге на Польский фронт Михаил заболел тифом и был снят с эшелона. После выздоровления направлен в 3-ю железнодорожную бригаду, участвовал в боях против Врангеля на Южном фронте.

После окончания Гражданской войны с 1921 по 1924 год Кошкин учился в Коммунистическом университете имени Я. М. Свердлова. После его окончания получил назначение в Вятку, где с 1924 по 1925 год работал заведующим кондитерской фабрики, с 1925 по 1926 год — заведующим агитационно-пропагандистского отдела райкома ВКП(б), с 1926 по 1928 год — заведующим губсовпартшколой, в 1928 году — заместителем заведующего, с июля 1928 по август 1929 года — заведующий агитационно-пропагандистского отдела губкома ВКП(б).

В 1929 году по личному распоряжению С. М. Кирова как инициативный работник, в числе «парттысячников», зачислен в Ленинградский политехнический институт (кафедра «Автомобили и тракторы»). Производственную практику проходил на Горьковском автозаводе, а преддипломную — в опытно-конструкторском отделе одного из Ленинградских заводов.

После окончания вуза 2,5 года трудился в танковом КБ Ленинградского завода им. С. М. Кирова. С должности рядового конструктора быстро дошёл до заместителя начальника КБ. За участие в создании среднего танка с противоснарядным бронированием Т-46-5 (Т-111) получил орден Красной Звезды. Участвовал также в создании танка Т-29.

С декабря 1936 года Кошкин возглавляет Конструкторское бюро Танкового отдела «Т2», завода № 183, Харьковского паровозостроительного завода (ХПЗ). В это время в КБ сложилась критическая кадровая ситуация: предыдущий начальник КБ А. О. Фирсов арестован «за вредительство», конструкторов допрашивают, КБ разделено на два направления: с лета 1937 года одна часть сотрудников занимается опытно-конструкторскими работами (14 тем), другая обеспечивает текущее серийное производство.

Первый проект, созданный под руководством Кошкина, танк БТ-9, был отклонён осенью 1937 года по причине грубых конструктивных ошибок и несоответствия требованиям задания. 13 октября 1937 года Автобронетанковое управление РККА (АБТУ) выдало заводу № 183 (ХПЗ) тактико-технические требования на новый танк под индексом БТ-20.

По причине слабости КБ завода № 183, на предприятии для работ по новому танку было создано отдельное конструкторское бюро, независимое от КБ Кошкина. В состав КБ вошёл ряд инженеров КБ завода № 183 (в том числе А. А. Морозов), а также около сорока выпускников Военной академии механизации и моторизации (ВАММ). Руководство КБ было поручено адъюнкту ВАММ Адольфу Дику. Разработка идёт в сложных условиях: на заводе продолжаются аресты.

Кошкин в этом хаосе продолжает развивать своё направление — чертежи, над которыми работает костяк фирсовского конструкторского бюро (КБ-24), должны лечь в основу будущего танка.

Конструкторским бюро под руководством А. Дика был разработан технический проект танка БТ-20, но с опозданием на полтора месяца. Данная задержка повлекла за собой анонимный донос на руководителя КБ, в результате которого Дик был арестован, обвинён в срыве правительственного задания и осуждён на 20 лет лагерей. Вклад А. Дика, недолго занимавшегося в КБ вопросами подвижности танка, в создание будущего танка Т-34 заключался в важной для ходовой части идее установки на борт ещё одного опорного катка и наклонного расположения пружин подвески.

После ареста Дика конструкторское бюро было реорганизовано, его руководителем стал Кошкин. В марте 1938 года проект танка был утверждён. Однако к этому моменту у военного руководства страны возникли сомнения в правильности выбранного типа движителя для танка. 28 апреля 1938 года Кошкин в Москве на совещании Народного Комиссариата обороны (НКО) добивается разрешения изготовить и испытать два новых танка — колёсно-гусеничный (как и предполагалось изначальным заданием) и чисто гусеничный. В середине — конце лета 1939 года в Харькове новые образцы танков прошли испытание. Комиссия заключила, что «по прочности и надёжности опытные танки А-20 и А-32 выше всех выпускаемых ранее… выполнены хорошо и пригодны для эксплуатации в войсках», однако отдать предпочтение одному из них она не смогла. Большую тактическую подвижность в условиях пересечённой местности во время боёв Советско-финской войны 1939—1940 годов показал гусеничный танк А-32. В короткие сроки была проведена его доработка: утолщёна до 45 мм броня и установлена 76-миллиметровая пушка и другое — так появился Т-34.

Два опытных Т-34 были изготовлены и переданы на войсковые испытания 10 февраля 1940 года, подтвердившие их высокие технические и боевые качества. В начале марта 1940 года Кошкин отправляется с ними из Харькова в Москву «своим ходом». В условиях начавшейся весенней распутицы, при сильной изношенности танков предшествующими пробеговыми испытаниями (около 3000 км), начавшийся пробег несколько раз был на грани провала. 17 марта 1940 года на Ивановской площади Кремля танки были продемонстрированы представителям правительства. Испытания в Подмосковье и на Карельском перешейке завершились успешно. Т-34 был рекомендован для немедленной постановки на производство.

Кошкин дорого заплатил за этот демонстрационный успех — простуда и переутомление привели к заболеванию пневмонией, но Михаил Ильич продолжал активно руководить доработкой танка, пока не произошло обострение заболевания и не пришлось удалить одно лёгкое. Конструктор скончался 26 сентября 1940 года в санатории «Занки» под Харьковом, где проходил реабилитационный курс лечения. Похоронен в Харькове на городском кладбище, которое в 1941 году уничтожено лётчиками люфтваффе целенаправленной бомбардировкой с целью ликвидации могилы конструктора (Гитлер объявил Кошкина своим личным врагом уже после его смерти).

День милиции, которой нет

26 сентября 1962 года Указом Президиума Верховного Совета СССР был установлен День советской милиции, который отмечался ежегодно 10 ноября.

День милиции, которой нет

26 сентября 1962 года Указом Президиума Верховного Совета СССР был установлен День советской милиции, который отмечался ежегодно 10 ноября.

В 1991 году вместе с распадом страны Советов День советской милиции исчез. Ему на смену пришел День российской милиции, который праздновался вплоть до 2011 года. С 1 марта же 2011 года в силу вступил закон «О полиции» и само название праздника «День милиции» стало неуместным. Днем полиции праздник постыдились, видимо, назвать. В соответствии с Указом Президента РФ от 13 октября 2011 года № 1348 День милиции официально назван Днем сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации. И установлено его празднование также 10 ноября.

Предотвративший ядерную войну

26 сентября 1983 года подполковник Станислав Евграфович Петров предотвратил потенциальную ядерную войну

Предотвративший ядерную войну

Предотвративший ядерную войну 26 сентября 1983 года подполковник Станислав Евграфович Петров предотвратил потенциальную ядерную войну

В ночь на 26 сентября 1983 года подполковник Станислав Петров был оперативным дежурным командного пункта, откуда осуществлялось управление дежурными средствами Ракетных войск стратегического назначения. Вдруг компьютер сообщил о запуске ракет с американской базы. Проанализировав обстановку («запуски» были произведены лишь из одной точки и состояли всего из трех МБР, что совершенно недостаточно для первого удара), подполковник Петров понял, что это ложное срабатывание системы. И не стал действовать по инструкции, что привело бы к неминуемой ядерной войне.

Последующее расследование установило, что причиной послужила засветка датчиков спутника солнечным светом, отражённым от высотных облаков. Позднее в космическую систему были внесены изменения, позволяющие исключить такие ситуации.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии