RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Самопожертвование танкиста
11 марта 2014 г.

Самопожертвование танкиста

11 марта исполнилось бы 55 лет Сергею Георгиевичу Вчерашневу (погиб в Афгане 1 декабря 1980 года)
Путин: полёт над пропастью
21 октября 2015 г.

Путин: полёт над пропастью

С одной стороны нашего президента люто ненавидят либералы, с другой — начинают проклинать и некоторые патриоты
Браво, Путин!
24 декабря 2014 г.

Браво, Путин!

Мы часто, и небезосновательно, критикуем руководство страны. Но наиболее проницательные читатели замечают под ворохом информационного негатива бриллиантовые россыпи
 Рыцарь совести и правды
18 декабря 2016 г.

Рыцарь совести и правды

18 декабря 2016 года отмечается девять дней после преставления известного писателя-фронтовика, литературоведа и общественного деятеля Михаила Петровича Лобанова
Легенда Генерального Штаба
17 октября 2017 г.

Легенда Генерального Штаба

Юрию Георгиевичу Широченко Владимир Путин подарил часы с надписью «Человеку слова»
Главная » Герои нашего времени » Космонавт № 2: последнее интервью

Космонавт № 2: последнее интервью

7 августа 1961 года космонавт № 2 Герман Титов приземлился вблизи города Красный Кут (Саратовская область), выполнив космический полёт продолжительностью 1 сутки 1 час.

.Его космический корабль сделал 17 оборотов вокруг Земли, пролетев более 700 тысяч километров.
Космонавт № 2: последнее интервью

Герман Степанеович Титов родился 11 сентября 1935 года в селе Верхнее Жилино Косихинского района Алтайского края. С июля 1953 года - в армии. В 1955 году закончил 9-ю военную авиационную школу лётчиков (Кустанай), а в 1957 году — Сталинградское военное авиационное училище, после чего служил в летных частях ВВС Ленинградского военного округа. В 1960 году был зачислен в Первый отряд космонавтов, где стал дублёром Юрия Гагарина. С 6 по 7 августа 1961 года Герман Титов совершил космический полёт продолжительностью 1 сутки 1 час, сделав 17 оборотов вокруг Земли, пролетев более 700 тысяч километров. В полёте имел позывной «Орёл».

Мне привалило журналистское счастье быть в числе его знакомых. Несколько раз Герман Степанович давал мне интервью. Одно из них, к сожалению, оказалось последним в его жизни. Дело было так.

Мы встретились 18 сентября 2000 года в его кабинете в городке космонавтов рядом с метро "ВДHХ", неподалеку от домика С. П. Королева и знаменитой стелы с ракетой. Было 10 часов утра, но прежде чем приступить к записи беседы, Герман Степанович достал из бара-сейфа бутылку виски, два фужера, бутылочку минералки и предложил слегка «промочить горло». Вид у него был не очень свежим, чувствовалось, что накануне выпил лишнего. Позже Герман Степанович объяснил, что его гнетет рыночная атмосфера в стране, когда доллар для многих становится иконой, а государственные интересы продаются и попираются. Беседа длилась несколько часов, при этом мы прерывались для поездки в павильон космонавтики на ВДНХ, где Титов устроил разнос администрации за то, что превратили этот храм отечественной космонавтики в вертеп торгашей и спекулянтов. Часть этого интервью была опубликована на следующий день после скоропостижной смерти Германа Степановича 20 сентября 2000 года в газете «Труд».

— Герман Степанович, вы вместе с Юрием Алексеевичем готовились к первому полету в космос и, наверное, лучше, чем кто бы то ни было, знаете его. Расскажите, пожалуйста, о Гагарине — человеке, товарище, друге.
— С Юрием Алексеевичем мы прибыли в отряд космонавтов почти одновременно, жили в соседних комнатах. Дочка Лена родилась у Гагариных еще на Севере, а моя жена готовилась стать матерью. Это сблизило и нас, и наших жен с первых дней.
Конечно же, мне доводилось много и часто вместе с Юрием решать разные задачи, а позже уже после полета, вместе защищать диплом в Академии имени Н.Е. Жуковского. Мне нравились его оптимизм, вера в наше дело, его тонкие шутки. Хочется избежать избитых слов: «меня поражало», «мне было приятно». Скажу так: с Гагариным можно было хорошо и спокойно делать любое дело и надежно дружить. С ним я чувствовал себя легко и просто в любой обстановке. Все, что он делал, было естественно, так же, как естественна была его открытая улыбка, его душа. С молоком матери он впитал широту русской души, от древней и героической смоленской земли получил твердость и убежденность в мыслях, увлеченность в делах.

Есть что-то символическое в жизненном пути Гагарина. Это — частичка биографии нашей страны. Сын крестьянина, переживший страшные дни фашистской оккупации. Ученик ремесленного училища. Рабочий. Студент. Курсант аэроклуба. Летчик.
Этой дорогой прошли тысячи и тысячи сверстников Юрия. Это дорога нашего поколения — шло ли оно в авиацию или на флот, в науку или на гигантские стройки пятилеток.

— Герман Степанович, вспомните, пожалуйста, о первом космическом старте в истории человечества. Вы ведь тоже непосредственно готовились к нему.
— Перед отбытием на космодром состоялось партийное собрание. Повестка была лаконичной: «Как я готов выполнить приказ Родины». Космонавты дали клятву Родине, Коммунистической партии, Советскому правительству и своим товарищам коммунистам с честью выполнить задание. На собрании выступил Гагарин. Он сказал, что гордится тем, что попал в число первых космонавтов, и не пожалеет ни сил, ни труда, не посчитается ни с чем, чтобы достойно выполнить задание партии и правительства.
Взволнованные, полные энергии, возвращались мы с собрания. Не было, казалось, таких трудностей, которые мы не смогли бы преодолеть.
Меня часто спрашивают о том, что я испытывал, когда Гагарин улетал. Мои чувства и мысли перед полетом и во время полета Юрия Гагарина можно в какой-то степени сравнить с думами и ощущениями летчика, провожающего своего товарища в первый полет на новом самолете. Обычно во время такого полета друзья летчика, остающиеся на земле, внимательно следят за его действиями, все замечают и делают выводы для себя. Так было и у меня. В момент непосредственной подготовки ракеты к старту я был увлечен технической стороной дела, следил за прохождением команд, докладами космонавта. Когда ракета оторвалась от стартовой площадки и начала набор высоты, с замиранием сердца следил по еле заметным колебаниям ее корпуса за работой управляющих двигателей.
После того, как ракета умчалась ввысь, и рев двигателей смолк, на космодроме стало как-то пусто. Летчикам это чувство знакомо. Только что рядом с тобой стоял и разговаривал твой товарищ – и вот он уже далеко от тебя. Что с ним сейчас, что будет через минуту-другую? Это чувство тревоги за исход полета также знакомо каждому летчику. Подобное чувство, только многократно усиленное, испытывал и я в тот исторический час.
Сейчас, возвращаясь к пережитому, я отчетливее, рельефнее чувствую грандиозность событий тех дней и роль, которую в них играл Юрий Гагарин. Можно смело сказать, что после 12 апреля 1961 года, дня, который люди всей Земли назвали Утром Космической Эры, на планете не было другого человека, который пользовался бы такой любовью не только своего народа, но и народов всего мира. Имя Юрия Гагарина навсегда вошло в века. Подвиг его олицетворяет все лучшее, что создано человеческим разумом с древних времен до наших дней.

- Еще недавно мы были великой космической державой, а сегодня, увы, едва ли не в штопоре. Почему?

- Надо ведь понимать, что космонавтика не сама по себе гуляет, как кошка по крыше. Это отрасль народного хозяйства. Это десятки конструкторских бюро, сотни заводов, десятки тысяч рабочих, инженеров, конструкторов, которые заняты в этой отрасли. И если экономика в целом у нас, мягко говоря, хромает, то и космонавтика, естественно, переживает те же болячки. Самая большая ошибка, если говорить дипломатично, это развал Советского Союза. Европа интегрируется. СССР был интегрирован в экономическом отношении как никакая другая страна в мире. Ракета делалась на Украине, двигатель в Омске, системы управления в Подмосковье. И получались лучшие в мире космические аппараты. Сейчас все разъединились. Через таможню просто так составляющие не перевезешь. Это даже не глупость, а целенаправленное уничтожение нашего общего жизненного пространства. Мы обязаны вернуться в лучшее прошлое на новом уровне, то есть возродить Союз хотя бы на уровне разорванных частей русского народа – Украины, Белоруссии, России. И еще мы обязаны остановить подлость и глупость под названием «рынок всё урегулирует». Вот мы с вами сейчас возьмем и поедем на ВДНХ. Там в павильоне космонавтики колготки теперь продают. Такое «регулирование». И так везде. Рынок это гниль, которая даже Конституцию превращает в труху. Например, в Конституции записано, что приватизировать космическую отрасль нельзя, запрещается - статьями 71 и 72, которые почему-то многие забыли. Все, что связано с космонавтикой, должно делаться на государственном уровне. Нужно вернуть то, что незаконно приватизировано. И выбрать сегодня ключевые моменты развития космонавтики. Основное направление, как я уже сказал, - Международная космическая станция. Что касается других программ, то, конечно, мы не должны полностью сидеть на шее государства, многое нужно делать не просто рентабельными, а прибыльными. Например, если бы космическую навигационную систему в полном объеме запустить и создать необходимую потребительскую аппаратуру, то, я думаю, радиомаяки, всяческие локационные системы и прочее можно было бы убрать. Потому что точности, которые дает нам космическая навигация, более чем достаточны для того, чтобы можно было осуществлять все навигационные задачи, которые решаются сегодня с помощью множества дублирующих друг друга навигационных средств. То же самое - связь, телевидение. Космические системы здесь суперэкономичны. И надо умело этим пользоваться.

- Конечно, ближний космос способен не только окупить себя, но и дать стране прибыль, если с умом все это планировать на земле. Но ведь речь еще и о дальнем космосе, о попытках прорыва к планетам, звездам. Как вы думаете, есть ли перспектива пилотируемого полета к какой-либо планете?
- На мой взгляд, технических проблем для осуществления экспедиции, скажем, на Марс, не существует. Если какие-то технические вопросы и не решены, то понятно, как их решать. Значит, вопрос состоит в том, чтобы найти достаточно ресурсов для создания соответствующих технических средств обеспечения такого полета. И я глубоко убежден, что это должна быть, опять же, международная программа. Потому что такие глобальные задачи растопыренными пальцами не решишь.

- Почему из всех планет вы выбираете для экспедиции Марс?

- Марс, во-первых, наиболее изучен всеми доступными средствами, которые есть в распоряжении человечества. Во-вторых, условия на Марсе нам тоже более понятны. Давление на поверхности Марса примерно такое, как у нас на высоте 15 километров. Рельеф Марса похож на лунный. А потом извечно интригующий вопрос: есть ли жизнь на Марсе?

- Кстати, как вы на него отвечаете?
- Моя давнишняя гипотеза состоит в том, что мы прилетели с Марса. Он в свое время начал интенсивно терять атмосферу и встал вопрос: куда переселяться? Посмотрели марсиане - Земля более или менее подходит. И вот они создали космические корабли и переселились на землю... Когда мы прилетим на Марс, то найдем там следы своих предков. Думаю, это случится около 2015 года (разговор шел в 2000). Если, конечно, на Земле будут мир и сотрудничество.
Я всегда говорю: мы, люди, все "космонавты", родом из космоса. Космический корабль называется Землей, и он несется в вакууме. Это надо понимать, это надо осознать. Поэтому и отношения нам надо строить так, как строят отношения международные экипажи на наших станциях или вот сейчас на международной космической станции, как они работают, как они понимают друг друга, сотрудничают. Тогда человечество многого добилось бы. Нужно интегрировать усилия во всем мире, а мы вместо этого развалили Союз. Пусть в нем было многое и не так, нужно было исправлять, а не разваливать. Теперь надежда на возрождение нашего сотрудничества - сначала на основе Союза с Белоруссией, а затем, даст Бог, и на более широком пространстве.

- Герман Степанович, вы очень многого достигли в жизни, но все ли сбылось, о чем мечталось, как говорится, на заре космической эры?
- К сожалению, нет. Когда мы с Юрием Алексеевичем Гагариным после первых полетов размышляли о дальнейшей космической судьбе, почему-то оба сходились во мнении, что наша космическая карьера закончится на Марсе, что нам хватит жизни, сил, здоровья для того, чтобы осуществить полет на эту планету. Так мы думали в начале 60-х годов. Но не вышло... Конечно, были и другие планы, в частности, у меня, связанные с использованием... крылышек для возвращения из космоса. Мало кто знает, но до "Шаттла" и "Бурана" разрабатывалась система "Спираль", предусматривающая челночные полеты в космос...

- Почему же эта программа не была завершена?

- Первый раз "Спираль" зачахла в 70-м году. Потому что военное руководство не поняло тогда перспективы развития этой темы. Потом Артем Иванович Микоян, так сказать, вдохновитель и разработчик этой темы, умер, а вместе с ним - и она. Позже, когда узнали, что американцы работают над системой "Шаттл", руководство возмутилось: почему у них есть, а у нас нет? Срочно начались работы по "Бурану". Вернулись к "Спирали". Использовали эту схему для отработки вопросов аэродинамики, термодинамики. Произвели четыре запуска на орбиту по гагаринской схеме одновиткового полета. "Спираль" показала очень хорошие характеристики. Однако разработчики пошли по легкому пути, перерисовали схему "Шаттла" и "создали" "Буран". В конце концов, и он был загублен из-за недостатка финансирования.

- Если я не ошибаюсь, есть в вашей биографии еще одна мало кому известная строка. Правда, что Брежнев предлагал вам полет на Луну?
- Это был 1967 год, накануне 50-летия Октябрьской революции. Я как раз в первых числах января должен был лететь поближе - во Владимировку в институт, заниматься летно-испытательной работой по "Спирали". Уже был на аэродроме, когда меня дежурный вызывает и говорит: тебя просит позвонить Каманин. Звоню, он говорит: "Ты отложи полет, приезжай ко мне". Приехал. Каманин сообщает, мол, принято постановление центрального комитета и правительства, что в 1967 году будет восемь пилотируемых облетов Луны. Нам некого назначать командирами этих кораблей. Поэтому бросай тему, которой занимаешься, и переходи на программу Л-1 (по-моему, так она называлась тогда). Я отвечаю: Николай Петрович, а как вы думаете, если хоть один облет Луны будет успешным, второй в этом году состоится? Значит, речь идет не о восьми, а об одном полете. Остальные - дубли. Роль дублера меня не устраивает. Можете мне гарантировать, что я назначаюсь первым и единственным вообще командиром облета Луны? Нет? Тогда со своей программы я не уйду и буду продолжать заниматься "Спиралью".

- А почему не состоялся облет Луны, пусть и без вас?
- Потому что ракета, которая готовилась для этой цели, находилась еще в сыром состоянии. Использование "Протона" для облета Луны тоже было достаточно проблематичным. Все делалось быстро, надо было обогнать американцев. Но не успели, и интерес к Луне пропал у власть имущих.

- Когда вы руководили военно-космическими силами Министерства обороны, была ли попытка вывести на орбиту ядерное оружие?
- Попытки не было. Была просто программа звездных войн. Так называемая американская СОИ. Ею предусматривалось как раз уничтожение ракет не только с земли, но и создание орбитальной группировки, которая могла бы поражать космические аппараты. Мы все тщательно проанализировали в нашем институте и пришли к выводу, что в принципе, конечно, все можно сделать, но это чрезвычайно сложная и чрезвычайно дорогая система. Советскому Союзу незачем тратить на аналогичную средства. Если помните, в то время у политиков СССР бытовало выражение: адекватный и асиметричный ответ. То есть мы не будем создавать свою СОИ против их СОИ. У нас есть другой вариант ответа на эту самую стратегическую оборонную инициативу.

- Что же имелось в виду?
-Сейчас накоплен такой арсенал ядерного оружия, что мы можем три раза уничтожить планету. Отсюда как раз и возникает та "асимметрия", о которой говорилось. Пусть собьют 90 процентов боеголовок, но 10 процентов долетит до Америки, и этого хватит, чтобы нанести ей непоправимый урон...

-Герман Степанович, вы имеете полное право на заслуженный отдых. Однако пошли в депутаты Госдумы, стали президентом Федерации космонавтики. Что заставляет?

- Недавно был в Волгограде. Там местные учителя провели опрос среди учащихся старших классов, в котором участвовало 600 человек. Задали им шесть вопросов по космонавтике, например: кого знаете из наших космонавтов. 530 назвали Гагарина, но 60 процентов из них не уверены, что он был первым в космосе. 300 назвали Титова, 29 - Терешкову, 9 - Леонова. И все! Многие знают, что такое луноход, но считают его американским детищем. В то же время состояние пропаганды нашей космической мечты характеризуется тем, что в павильоне "Космос" на ВДНХ, как видите, торгуют "шмотками". Могу я спокойно сидеть на печи и смотреть на подобное? Нет, конечно. Вот и стараюсь в меру сил помочь новому поколению нашего космического корабля под названием "Земля" взять в будущее все лучшее, что имели мы.

Сергей Турченко
7 августа 2017 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
18 декабря
понедельник
2017

В этот день:

Гимн «Боже, Царя храни!»

18 декабря 1833 годы был впервые исполнен Гимн Российской империи «Боже, Царя храни!».

Гимн «Боже, Царя храни!»

18 декабря 1833 годы был впервые исполнен Гимн Российской империи «Боже, Царя храни!».

 Правда, тогда он назывался «Молитва русского народа». А с 31 декабря 1833 года стал официальным гимном Российской Империи под новым названием «Боже, Царя храни!» и просуществовал до Февральской революции 1917 года.

История создания Гимна такова. В 1833 году по указанию императора Николая I состоялся своего рода закрытый конкурс на новый Гимн России. Из поэтов в нем участвовали Нестор Кукольник, Василий Жуковский и некоторые другие, из композиторов — Михаил Глинка, Алексей Львов и пр. В итоге царю понравилась работа Львова и Жуковского: во-первых, звучит как молитва, гимн так и назывался поначалу — «Молитва русского народа»; во-вторых, мелодия простая, легко запоминающаяся.

Напомним текст этого произведения.

Боже, Царя храни!

Сильный, державный,

Царствуй на славу нам,

Царствуй на страх врагам,

Царь православный.
Боже, Царя храни!

Боже, Царя храни!

Славному долги дни

Дай на земли!
Гордых смирителю,

Слабых хранителю,

Всех утешителю -

Всё ниспошли!
Перводержавную

Русь Православную

Боже, храни!
Царство ей стройное,

В силе спокойное, -

Все ж недостойное,

Прочь отжени!

О, провидение,

Благословение

Нам ниспошли!
К благу стремление,

В счастье смирение,

В скорби терпение

Дай на земли!

 

Рекорд подводной скорости

18 декабря 1970 года советской советская атомная подводная лодка К-162 установила мировой рекорд скорости для субмарин — 44,7 узла (82,78 км/час), который не превзойден до сих пор.

Рекорд подводной скорости

18 декабря 1970 года советской советская атомная подводная лодка К-162 установила мировой рекорд скорости для субмарин — 44,7 узла (82,78 км/час), который не превзойден до сих пор.

В декабре 1959 года, после выхода постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О создании новой скоростной подводной лодки, новых типов энергетических установок и научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ для подводных лодок», в ЦКБ-16 (ныне СПМБМ «Малахит») была начата работа по созданию скоростной подводной лодки нового поколения, с титановым корпусом, с усовершенствованной атомной энергетической установкой и с возможностью запуска крылатых ракет из подводного положения (для вооружения лодки в 1960 году было начато проектирование ПКР П-70 Аметист).

Подлодка предназначалась для нанесения ракетных и торпедных ударов по авианосным соединениям противника. Также планировалось изучение новых конструкционных материалов, в частности — титанового сплава для корпуса лодки. Первоначально главным конструктором был назначен Н. Н. Исанин, позже его сменил Н. Ф. Шульженко. При проектировании лодки решением руководства было запрещено использовать уже освоенные приборы, автоматику, оборудование. Это решение повлекло за собой значительное увеличение сроков разработки проекта и удорожание работ, а также обусловило уникальность получившегося корабля.

В 1961 году начался выпуск рабочих чертежей после утверждения технического проекта. А

28 декабря 1963 года в цехе №42 под заводским номером 501 была заложена экспериментальная крейсерская подводная лодка К-162. 21 декабря 1968 года лодку спустили на воду, а 31 декабря 1969 года был подписан приемный акт и корабль вступил в строй.

25 сентября — 4 декабря 1971 года К—162 овершила дальний поход на полную автономность в Атлантический океан (от Гренландского моря до Бразильской впадины), во время которого продемонстрировала высокие скоростные качества, преследуя ударный авианосец США «Саратога». Во время похода на борту находилось 129 человек (вместо 83 по штату). За два с половиной месяца лодка всплывала на поверхность всего один раз.

 

В полете Ту-160

18 декабря 1981 года состоялся первый полёт стратегического ракетоносца-бомбардировщика Ту-160. Его выполнил экипаж во главе с лётчиком-испытателем Борисом Веремеем. Ту-160 это сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в ОКБ Туполева в 1980-х годах

В полете Ту-160

18 декабря 1981 года состоялся первый полёт стратегического ракетоносца-бомбардировщика Ту-160. Его выполнил экипаж во главе с лётчиком-испытателем Борисом Веремеем. Ту-160 это сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в ОКБ Туполева в 1980-х годах

Является самым крупным в истории военной авиации сверхзвуковым самолётом и самолётом с изменяемой геометрией крыла, а также самым тяжёлым боевым самолётом в мире, имеющим наибольшую среди бомбардировщиков максимальную взлётную массу. Среди пилотов получил прозвище «Белый лебедь». Стоит на вооружении с 1987 года. В составе ВВС России на начало 2013 года находится 16 самолётов Ту-160.

 

Отец советской атомной бомбы

18 декабря 1996 года скончался Юлий Борисович Харитон (р. 1904), советский и российский физик и физикохимик, главный теоретик советского проекта атомной бомбы, трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и трёх Сталинских премий.

Отец советской атомной бомбы

18 декабря 1996 года скончался Юлий Борисович Харитон (р. 1904), советский и российский физик и физикохимик, главный теоретик советского проекта атомной бомбы, трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и трёх Сталинских премий.

Юлий Борисович Харитон родился в Петербурге 14 февраля (27 февраля по новому стилю). В 1939—1941 годах Юлий Харитон и Яков Зельдович впервые осуществили расчет цепной реакции деления урана.

Участвовал в атомном проекте с 1945 года, распоряжением ГКО СССР от 20 августа 1945 года № 9887сс/ов был включён в состав Технического совета Специального комитета. Ему в составе группы учёных (А. И. Алиханов (председатель), Ландау, А. Б. Мигдал, С. А. Рейнберг, М. А. Садовский, С. С. Васильев и А. П. Закощиков) на заседании 30 ноября 1945 года было поручено проанализировать все имеющиеся материалы о последствиях применения атомных бомб в Хиросима и Нагасаки и определить эффективность фактора взрывной волны, фактора теплового и фактора радиоактивного излучения.

С 1946 года Харитон — главный конструктор и научный руководитель КБ-11 (Арзамас-16) в Сарове при Лаборатории № 2 АН СССР. К работе над реализацией ядерно-оружейной программы под его руководством были привлечены лучшие физики СССР. В обстановке строжайшей секретности в Сарове велись работы, завершившиеся испытанием советских атомной (1949) и водородной (1953) бомб. В последующие годы работал над сокращением веса ядерных зарядов, увеличением их мощности и повышением надёжности.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии