RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Афганская мозоль
14 ноября 2013 г.

Афганская мозоль

ЗУБР (Засечка угроз безопасности России) — обстановка на 14 ноября 2013 года
Россия плюс Белоруссия
2 апреля 2015 г.

Россия плюс Белоруссия

2 апреля — День единения российского и белорусского братских народов
Восстание в Бадабере
26 апреля 2017 г.

Восстание в Бадабере

26 – 27 апреля 1985 года группа советских военнопленных захватила пакистанскую крепость, обслуживаемую америкосами
Стальной стрежень Куравлёва
8 октября 2016 г.

Стальной стрежень Куравлёва

8 октября 2016 года исполнилось 80 лет Афоне, Шуре Балаганову, Жоржу Милославскому и пр. и пр.
«Голубые береты» празднуют день ВДВ!
2 августа 2016 г.

«Голубые береты» празднуют день ВДВ!

История Воздушно-десантных войск неразрывно связана с именем Ильи Пророка, который считается небесным покровителем десантников, с генералом Маргеловым — их крестным «батей» и с генералом Шамановым — их нынешним командующим.
Главная » Герои нашего времени » Космонавт № 2: последнее интервью

Космонавт № 2: последнее интервью

7 августа 1961 года космонавт № 2 Герман Титов приземлился вблизи города Красный Кут (Саратовская область), выполнив космический полёт продолжительностью 1 сутки 1 час.

.Его космический корабль сделал 17 оборотов вокруг Земли, пролетев более 700 тысяч километров.
Космонавт № 2: последнее интервью

Герман Степанеович Титов родился 11 сентября 1935 года в селе Верхнее Жилино Косихинского района Алтайского края. С июля 1953 года - в армии. В 1955 году закончил 9-ю военную авиационную школу лётчиков (Кустанай), а в 1957 году — Сталинградское военное авиационное училище, после чего служил в летных частях ВВС Ленинградского военного округа. В 1960 году был зачислен в Первый отряд космонавтов, где стал дублёром Юрия Гагарина. С 6 по 7 августа 1961 года Герман Титов совершил космический полёт продолжительностью 1 сутки 1 час, сделав 17 оборотов вокруг Земли, пролетев более 700 тысяч километров. В полёте имел позывной «Орёл».

Мне привалило журналистское счастье быть в числе его знакомых. Несколько раз Герман Степанович давал мне интервью. Одно из них, к сожалению, оказалось последним в его жизни. Дело было так.

Мы встретились 18 сентября 2000 года в его кабинете в городке космонавтов рядом с метро "ВДHХ", неподалеку от домика С. П. Королева и знаменитой стелы с ракетой. Было 10 часов утра, но прежде чем приступить к записи беседы, Герман Степанович достал из бара-сейфа бутылку виски, два фужера, бутылочку минералки и предложил слегка «промочить горло». Вид у него был не очень свежим, чувствовалось, что накануне выпил лишнего. Позже Герман Степанович объяснил, что его гнетет рыночная атмосфера в стране, когда доллар для многих становится иконой, а государственные интересы продаются и попираются. Беседа длилась несколько часов, при этом мы прерывались для поездки в павильон космонавтики на ВДНХ, где Титов устроил разнос администрации за то, что превратили этот храм отечественной космонавтики в вертеп торгашей и спекулянтов. Часть этого интервью была опубликована на следующий день после скоропостижной смерти Германа Степановича 20 сентября 2000 года в газете «Труд».

— Герман Степанович, вы вместе с Юрием Алексеевичем готовились к первому полету в космос и, наверное, лучше, чем кто бы то ни было, знаете его. Расскажите, пожалуйста, о Гагарине — человеке, товарище, друге.
— С Юрием Алексеевичем мы прибыли в отряд космонавтов почти одновременно, жили в соседних комнатах. Дочка Лена родилась у Гагариных еще на Севере, а моя жена готовилась стать матерью. Это сблизило и нас, и наших жен с первых дней.
Конечно же, мне доводилось много и часто вместе с Юрием решать разные задачи, а позже уже после полета, вместе защищать диплом в Академии имени Н.Е. Жуковского. Мне нравились его оптимизм, вера в наше дело, его тонкие шутки. Хочется избежать избитых слов: «меня поражало», «мне было приятно». Скажу так: с Гагариным можно было хорошо и спокойно делать любое дело и надежно дружить. С ним я чувствовал себя легко и просто в любой обстановке. Все, что он делал, было естественно, так же, как естественна была его открытая улыбка, его душа. С молоком матери он впитал широту русской души, от древней и героической смоленской земли получил твердость и убежденность в мыслях, увлеченность в делах.

Есть что-то символическое в жизненном пути Гагарина. Это — частичка биографии нашей страны. Сын крестьянина, переживший страшные дни фашистской оккупации. Ученик ремесленного училища. Рабочий. Студент. Курсант аэроклуба. Летчик.
Этой дорогой прошли тысячи и тысячи сверстников Юрия. Это дорога нашего поколения — шло ли оно в авиацию или на флот, в науку или на гигантские стройки пятилеток.

— Герман Степанович, вспомните, пожалуйста, о первом космическом старте в истории человечества. Вы ведь тоже непосредственно готовились к нему.
— Перед отбытием на космодром состоялось партийное собрание. Повестка была лаконичной: «Как я готов выполнить приказ Родины». Космонавты дали клятву Родине, Коммунистической партии, Советскому правительству и своим товарищам коммунистам с честью выполнить задание. На собрании выступил Гагарин. Он сказал, что гордится тем, что попал в число первых космонавтов, и не пожалеет ни сил, ни труда, не посчитается ни с чем, чтобы достойно выполнить задание партии и правительства.
Взволнованные, полные энергии, возвращались мы с собрания. Не было, казалось, таких трудностей, которые мы не смогли бы преодолеть.
Меня часто спрашивают о том, что я испытывал, когда Гагарин улетал. Мои чувства и мысли перед полетом и во время полета Юрия Гагарина можно в какой-то степени сравнить с думами и ощущениями летчика, провожающего своего товарища в первый полет на новом самолете. Обычно во время такого полета друзья летчика, остающиеся на земле, внимательно следят за его действиями, все замечают и делают выводы для себя. Так было и у меня. В момент непосредственной подготовки ракеты к старту я был увлечен технической стороной дела, следил за прохождением команд, докладами космонавта. Когда ракета оторвалась от стартовой площадки и начала набор высоты, с замиранием сердца следил по еле заметным колебаниям ее корпуса за работой управляющих двигателей.
После того, как ракета умчалась ввысь, и рев двигателей смолк, на космодроме стало как-то пусто. Летчикам это чувство знакомо. Только что рядом с тобой стоял и разговаривал твой товарищ – и вот он уже далеко от тебя. Что с ним сейчас, что будет через минуту-другую? Это чувство тревоги за исход полета также знакомо каждому летчику. Подобное чувство, только многократно усиленное, испытывал и я в тот исторический час.
Сейчас, возвращаясь к пережитому, я отчетливее, рельефнее чувствую грандиозность событий тех дней и роль, которую в них играл Юрий Гагарин. Можно смело сказать, что после 12 апреля 1961 года, дня, который люди всей Земли назвали Утром Космической Эры, на планете не было другого человека, который пользовался бы такой любовью не только своего народа, но и народов всего мира. Имя Юрия Гагарина навсегда вошло в века. Подвиг его олицетворяет все лучшее, что создано человеческим разумом с древних времен до наших дней.

- Еще недавно мы были великой космической державой, а сегодня, увы, едва ли не в штопоре. Почему?

- Надо ведь понимать, что космонавтика не сама по себе гуляет, как кошка по крыше. Это отрасль народного хозяйства. Это десятки конструкторских бюро, сотни заводов, десятки тысяч рабочих, инженеров, конструкторов, которые заняты в этой отрасли. И если экономика в целом у нас, мягко говоря, хромает, то и космонавтика, естественно, переживает те же болячки. Самая большая ошибка, если говорить дипломатично, это развал Советского Союза. Европа интегрируется. СССР был интегрирован в экономическом отношении как никакая другая страна в мире. Ракета делалась на Украине, двигатель в Омске, системы управления в Подмосковье. И получались лучшие в мире космические аппараты. Сейчас все разъединились. Через таможню просто так составляющие не перевезешь. Это даже не глупость, а целенаправленное уничтожение нашего общего жизненного пространства. Мы обязаны вернуться в лучшее прошлое на новом уровне, то есть возродить Союз хотя бы на уровне разорванных частей русского народа – Украины, Белоруссии, России. И еще мы обязаны остановить подлость и глупость под названием «рынок всё урегулирует». Вот мы с вами сейчас возьмем и поедем на ВДНХ. Там в павильоне космонавтики колготки теперь продают. Такое «регулирование». И так везде. Рынок это гниль, которая даже Конституцию превращает в труху. Например, в Конституции записано, что приватизировать космическую отрасль нельзя, запрещается - статьями 71 и 72, которые почему-то многие забыли. Все, что связано с космонавтикой, должно делаться на государственном уровне. Нужно вернуть то, что незаконно приватизировано. И выбрать сегодня ключевые моменты развития космонавтики. Основное направление, как я уже сказал, - Международная космическая станция. Что касается других программ, то, конечно, мы не должны полностью сидеть на шее государства, многое нужно делать не просто рентабельными, а прибыльными. Например, если бы космическую навигационную систему в полном объеме запустить и создать необходимую потребительскую аппаратуру, то, я думаю, радиомаяки, всяческие локационные системы и прочее можно было бы убрать. Потому что точности, которые дает нам космическая навигация, более чем достаточны для того, чтобы можно было осуществлять все навигационные задачи, которые решаются сегодня с помощью множества дублирующих друг друга навигационных средств. То же самое - связь, телевидение. Космические системы здесь суперэкономичны. И надо умело этим пользоваться.

- Конечно, ближний космос способен не только окупить себя, но и дать стране прибыль, если с умом все это планировать на земле. Но ведь речь еще и о дальнем космосе, о попытках прорыва к планетам, звездам. Как вы думаете, есть ли перспектива пилотируемого полета к какой-либо планете?
- На мой взгляд, технических проблем для осуществления экспедиции, скажем, на Марс, не существует. Если какие-то технические вопросы и не решены, то понятно, как их решать. Значит, вопрос состоит в том, чтобы найти достаточно ресурсов для создания соответствующих технических средств обеспечения такого полета. И я глубоко убежден, что это должна быть, опять же, международная программа. Потому что такие глобальные задачи растопыренными пальцами не решишь.

- Почему из всех планет вы выбираете для экспедиции Марс?

- Марс, во-первых, наиболее изучен всеми доступными средствами, которые есть в распоряжении человечества. Во-вторых, условия на Марсе нам тоже более понятны. Давление на поверхности Марса примерно такое, как у нас на высоте 15 километров. Рельеф Марса похож на лунный. А потом извечно интригующий вопрос: есть ли жизнь на Марсе?

- Кстати, как вы на него отвечаете?
- Моя давнишняя гипотеза состоит в том, что мы прилетели с Марса. Он в свое время начал интенсивно терять атмосферу и встал вопрос: куда переселяться? Посмотрели марсиане - Земля более или менее подходит. И вот они создали космические корабли и переселились на землю... Когда мы прилетим на Марс, то найдем там следы своих предков. Думаю, это случится около 2015 года (разговор шел в 2000). Если, конечно, на Земле будут мир и сотрудничество.
Я всегда говорю: мы, люди, все "космонавты", родом из космоса. Космический корабль называется Землей, и он несется в вакууме. Это надо понимать, это надо осознать. Поэтому и отношения нам надо строить так, как строят отношения международные экипажи на наших станциях или вот сейчас на международной космической станции, как они работают, как они понимают друг друга, сотрудничают. Тогда человечество многого добилось бы. Нужно интегрировать усилия во всем мире, а мы вместо этого развалили Союз. Пусть в нем было многое и не так, нужно было исправлять, а не разваливать. Теперь надежда на возрождение нашего сотрудничества - сначала на основе Союза с Белоруссией, а затем, даст Бог, и на более широком пространстве.

- Герман Степанович, вы очень многого достигли в жизни, но все ли сбылось, о чем мечталось, как говорится, на заре космической эры?
- К сожалению, нет. Когда мы с Юрием Алексеевичем Гагариным после первых полетов размышляли о дальнейшей космической судьбе, почему-то оба сходились во мнении, что наша космическая карьера закончится на Марсе, что нам хватит жизни, сил, здоровья для того, чтобы осуществить полет на эту планету. Так мы думали в начале 60-х годов. Но не вышло... Конечно, были и другие планы, в частности, у меня, связанные с использованием... крылышек для возвращения из космоса. Мало кто знает, но до "Шаттла" и "Бурана" разрабатывалась система "Спираль", предусматривающая челночные полеты в космос...

- Почему же эта программа не была завершена?

- Первый раз "Спираль" зачахла в 70-м году. Потому что военное руководство не поняло тогда перспективы развития этой темы. Потом Артем Иванович Микоян, так сказать, вдохновитель и разработчик этой темы, умер, а вместе с ним - и она. Позже, когда узнали, что американцы работают над системой "Шаттл", руководство возмутилось: почему у них есть, а у нас нет? Срочно начались работы по "Бурану". Вернулись к "Спирали". Использовали эту схему для отработки вопросов аэродинамики, термодинамики. Произвели четыре запуска на орбиту по гагаринской схеме одновиткового полета. "Спираль" показала очень хорошие характеристики. Однако разработчики пошли по легкому пути, перерисовали схему "Шаттла" и "создали" "Буран". В конце концов, и он был загублен из-за недостатка финансирования.

- Если я не ошибаюсь, есть в вашей биографии еще одна мало кому известная строка. Правда, что Брежнев предлагал вам полет на Луну?
- Это был 1967 год, накануне 50-летия Октябрьской революции. Я как раз в первых числах января должен был лететь поближе - во Владимировку в институт, заниматься летно-испытательной работой по "Спирали". Уже был на аэродроме, когда меня дежурный вызывает и говорит: тебя просит позвонить Каманин. Звоню, он говорит: "Ты отложи полет, приезжай ко мне". Приехал. Каманин сообщает, мол, принято постановление центрального комитета и правительства, что в 1967 году будет восемь пилотируемых облетов Луны. Нам некого назначать командирами этих кораблей. Поэтому бросай тему, которой занимаешься, и переходи на программу Л-1 (по-моему, так она называлась тогда). Я отвечаю: Николай Петрович, а как вы думаете, если хоть один облет Луны будет успешным, второй в этом году состоится? Значит, речь идет не о восьми, а об одном полете. Остальные - дубли. Роль дублера меня не устраивает. Можете мне гарантировать, что я назначаюсь первым и единственным вообще командиром облета Луны? Нет? Тогда со своей программы я не уйду и буду продолжать заниматься "Спиралью".

- А почему не состоялся облет Луны, пусть и без вас?
- Потому что ракета, которая готовилась для этой цели, находилась еще в сыром состоянии. Использование "Протона" для облета Луны тоже было достаточно проблематичным. Все делалось быстро, надо было обогнать американцев. Но не успели, и интерес к Луне пропал у власть имущих.

- Когда вы руководили военно-космическими силами Министерства обороны, была ли попытка вывести на орбиту ядерное оружие?
- Попытки не было. Была просто программа звездных войн. Так называемая американская СОИ. Ею предусматривалось как раз уничтожение ракет не только с земли, но и создание орбитальной группировки, которая могла бы поражать космические аппараты. Мы все тщательно проанализировали в нашем институте и пришли к выводу, что в принципе, конечно, все можно сделать, но это чрезвычайно сложная и чрезвычайно дорогая система. Советскому Союзу незачем тратить на аналогичную средства. Если помните, в то время у политиков СССР бытовало выражение: адекватный и асиметричный ответ. То есть мы не будем создавать свою СОИ против их СОИ. У нас есть другой вариант ответа на эту самую стратегическую оборонную инициативу.

- Что же имелось в виду?
-Сейчас накоплен такой арсенал ядерного оружия, что мы можем три раза уничтожить планету. Отсюда как раз и возникает та "асимметрия", о которой говорилось. Пусть собьют 90 процентов боеголовок, но 10 процентов долетит до Америки, и этого хватит, чтобы нанести ей непоправимый урон...

-Герман Степанович, вы имеете полное право на заслуженный отдых. Однако пошли в депутаты Госдумы, стали президентом Федерации космонавтики. Что заставляет?

- Недавно был в Волгограде. Там местные учителя провели опрос среди учащихся старших классов, в котором участвовало 600 человек. Задали им шесть вопросов по космонавтике, например: кого знаете из наших космонавтов. 530 назвали Гагарина, но 60 процентов из них не уверены, что он был первым в космосе. 300 назвали Титова, 29 - Терешкову, 9 - Леонова. И все! Многие знают, что такое луноход, но считают его американским детищем. В то же время состояние пропаганды нашей космической мечты характеризуется тем, что в павильоне "Космос" на ВДНХ, как видите, торгуют "шмотками". Могу я спокойно сидеть на печи и смотреть на подобное? Нет, конечно. Вот и стараюсь в меру сил помочь новому поколению нашего космического корабля под названием "Земля" взять в будущее все лучшее, что имели мы.

Сергей Турченко
7 августа 2017 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
23 сентебря
среда
2020

В этот день:

Храм Христа Спасителя

23 сентября 1839 года состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя (царствование Николая I) в память об Отечественной войне 1812 года.

Храм Христа Спасителя

23 сентября 1839 года состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя (царствование Николая I) в память об Отечественной войне 1812 года.

 На стенах храма были начертаны имена офицеров Русской армии, павших в войне 1812 года и иных по времени близких военных походах. Был построен по проекту архитектора Константина Тона. Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 23 сентября 1839 года, освящён — 26 мая 1883 года. 5 декабря 1931 года здание храма было разрушено. Заново отстроено на прежнем месте в 1994—1997 годах.

Укротитель "Тигров" Сергей Астраханцев

23 сентября 1914 года родился Сергей Васильевич Астраханцев, Герой Советского Союза, старший лейтенант. Погиб 8 августа 1943 года.

Укротитель "Тигров" Сергей Астраханцев

23 сентября 1914 года родился Сергей Васильевич Астраханцев, Герой Советского Союза, старший лейтенант. Погиб 8 августа 1943 года.

Родился в Тамбовской губернии Российской империи (ныне районный центр Республики Мордовия Российской Федерации) в семье рабочего Василия Александровича и домохозяйки Любовь Алексеевны Астраханцевых. В ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии призван 28 августа 1941 года, был ранен в бою, после госпиталя закончил курсы младших лейтенантов. В боях под Ленинградом Сергей Васильевич прошёл путь от младшего лейтенанта до старшего лейтенанта и был назначен командиром 7-й стрелковой роты 3-го батальона.

В ходе Курской битвы во время наступления на Харьковском направлении 8 августа 1943 года в районе деревни Шевченково Великописаревского района Сумской области подразделения 367-го стрелкового полка были атакованы немецкой пехотой и танками и вынужденно перешли к обороне. На участке 3-го батальона, не имевшего противотанковых средств, немецкую пехоту поддерживали три Т-6 «Тигр». Видя замешательство батальона, старший лейтенант С. В. Астраханцев со своей ротой, находившейся до этого в резерве, пошёл в контратаку. Дав приказ стрелкам отсекать пехоту, сам старший лейтенант Астраханцев с единственным противотанковым ружьём выдвинулся вперёд и точным огнём подбил 2 немецких танка, однако третий «Тигр» гусеницами смял его огневую позицию.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 августа 1944 года за образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчикам и проявленные при этом отвагу и геройство старшему лейтенанту Астраханцеву Сергею Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

 

Командир женского экипажа Анна Егорова

23 сентября 1916 года родилась Анна Александровна Тимофеева-Егорова (ум. 2009), советский лётчик-штурмовик, Герой Советского Союза, капитан ВВС.

Командир женского экипажа Анна Егорова

23 сентября 1916 года родилась Анна Александровна Тимофеева-Егорова (ум. 2009), советский лётчик-штурмовик, Герой Советского Союза, капитан ВВС.

Родилась в деревне Володово (ныне — деревня в Кувшиновском районе Тверской области) в крестьянской семье. В предвоенные годы работала на Метрострое, закончила аэроклуб. В 1938 году была направлена в школу лётчиков Осоавиахима, по окончании (1939) была инструктором Калининского аэроклуба. В начале войны была зачислена лётчиком в 130-ю отдельную авиационную эскадрилью связи (оаэс) Южного фронта. На самолёте У-2 (По-2) совершила около 100 вылетов (связь, разведка и поиск в тылу врага окружённых частей). В феврале 1942 года награждена орденом Боевого Красного Знамени.

В 1942 году добилась перевода в штурмовую авиацию. Воевала в составе 805-го штурмового авиационного полка (197-я штурмовая авиационная дивизия, 16-я воздушная армия, 1-й Белорусский фронт), штурман полка. Пилотировала Ил-2. За участие в прорыве «Голубой Линии» под Новороссийском представлена ко второму ордену Боевого Красного Знамени.

Участвовала в освобождении Польши. Была единственной в полку женщиной-пилотом, позднее вместе со стрелком Дусей Назаркиной составили первый женский экипаж в штурмовой авиации. Совершила 277 боевых вылетов.

20 августа 1944 г. в воздушном бою была сбита и тяжело раненая и обожжённая без сознания попала в плен. Её воздушный стрелок Евдокия Алексеевна (Дуся) Назаркина погибла. Прошла несколько концлагерей. В январе 1945 освобождена танкистами 5-й ударной армии из Кюстринского концлагеря «ЗЦ», где содержалась в отдельном, постоянно охраняемом карцере. В лагере усилиями военнопленных удалось сохранить партбилет и награды Егоровой (сама она была почти недееспособна). Залечить раны ей помог доктор Георгий Синяков.

После освобождения из лагеря к летной работе допущена не была по состоянию здоровья.

Вернулась в Москву на Метрострой. Вышла замуж за Вячеслава Арсеньевича Тимофеева, бывшего командира 197 ШАД (штурмовая авиационная дивизия). В 1965 году ей присвоили звание Героя Советского Союза, к которому она была представлена еще во время войны.

Являлась членом Совета по взаимодействию с общественными объединениями ветеранов, офицеров запаса и в отставке при Президенте РФ. В мае 2006 года была удостоена почётного общественного титула «Национальный герой» и награждена орденом «За честь и доблесть» (всероссийская премия «Российский Национальный Олимп»). Скончалась в Москве 29 октября 2009 года.

 

Атомная подводная лодка «Акула»

23 сентября 1980 года в Северодвинске была спущена на воду самая большая в мире подводная лодка «Акула» («Тайфун») проекта 941. Проект разработан в ЦКБМТ «Рубин» (Лненинград). Тактико-техническое задание на проектирование было выдано в декабре 1972 года, главным конструктором проекта был назначен С. Н. Ковалёв.

Атомная подводная лодка «Акула»

23 сентября 1980 года в Северодвинске была спущена на воду самая большая в мире подводная лодка «Акула» («Тайфун») проекта 941. Проект разработан в ЦКБМТ «Рубин» (Лненинград). Тактико-техническое задание на проектирование было выдано в декабре 1972 года, главным конструктором проекта был назначен С. Н. Ковалёв.

Новый тип подводных крейсеров позиционировался как ответ на строительство США ПЛАРБ типа «Огайо» (первые лодки обоих проектов были заложены практически одновременно в 1976 году).

Размеры нового корабля обуславливались габаритами новых твердотопливных трёхступенчатых межконтинентальных баллистических ракет Р-39 (РСМ-52), которыми планировалось вооружить лодку. По сравнению с ракетами «Трайдент-I», которыми оснащались американские «Огайо», ракета Р-39 обладала лучшими характеристиками дальности полёта, забрасываемой массы и имела 10 блоков против 8 у «Трайдента». Однако, при этом Р-39 оказалась почти вдвое длиннее и втрое тяжелее американского аналога. Для размещения столь больших ракет стандартная схема компоновки РПКСН не подошла.

Первая лодка этого типа была заложена на предприятии «Севмаш» в июне 1976 года, спуск на воду состоялся 23 сентября 1980 года. Перед спуском в носовой части ниже ватерлинии на борт подлодки было нанесено изображение акулы, позднее нашивки с акулой появились и на форме экипажа. Несмотря на более поздний запуск проекта, головной крейсер вышел на морские испытания на месяц раньше американской «Огайо» (4 июля 1981 года). ТК-208 вступил в строй 12 декабря 1981 года. Всего с 1981 по 1989 год было спущено на воду и введено в строй 6 лодок типа «Акула».

Строительство «9-этажных» подводных лодок обеспечивало заказами более 1000 предприятий Советского Союза. Только на «Севмаше» 1219 человек, участвовавших в создании этого уникального корабля, получили правительственные награды.

В 1987 году ТК-12 «Симбирск» осуществил длительный высокоширотный поход в Арктику с неоднократной заменой экипажей. В 1998 году на Северном флоте прошли испытания, в ходе которых был произведён «одновременный» пуск 20 ракет Р-39.

Основное вооружение — ракетный комплекс Д-19 с 20-ю трёхступенчатыми твердотопливными баллистическими ракетами Р-39 «Вариант». Эти ракеты обладают наибольшей стартовой массой (вместе с пусковым контейнером — 90 т) и длиной (17,1 м) из принятых на вооружение БРПЛ. Боевая дальность ракет — 8300 км, боевая часть — разделяющаяся: 10 боеголовок с индивидуальным наведением по 100 килотонн в тротиловом эквиваленте каждая. Старт всего боекомплекта ракет «Акулы» может быть осуществлён одним залпом с малым интервалом между стартом отдельных ракет. Запуск возможен как из надводного, так и из подводного положений на глубинах до 55 м и без ограничений по погодным условиям. Кроме стратегического вооружения, на лодке установлено 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм, предназначенных для стрельбы торпедами и ракето-торпедами, а также для постановки минных заграждений. Противовоздушная оборона обеспечивается восемью комплектами ПЗРК «Игла-1».

28 сентября 2011 года было опубликовано заявление Министерства обороны Российской Федерации, в соответствии с которым, «Акулы», как не укладывающиеся в договорные лимиты СНВ-3 и избыточно дорогие в сравнении с новыми ракетоносцами класса «Борей», планируется списать и разделать на металл до 2014 года. Из шести — три уже утилизированы с помощью США. «Дмитрий Донской», «Северсталь» и «Архангельск» пока не тронуты. На совещании в Северодвинске в феврале 2012 года вице-премьер России Дмитрий Рогозин сообщил что Россия решила временно отказаться от утилизации стратегических АПЛ третьего поколения, находящихся сейчас на вооружении ВМФ. В результате срок годности лодок продлится до 30-35 лет вместо нынешних 25. Модернизация затронет стратегические АПЛ типа «Акула», где каждые 7 лет будет меняться электронная начинка и вооружение.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии