RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Горбачева — под суд!
10 апреля 2018 г.

Горбачева — под суд!

Четыре года назад группа депутатов Государственной думы потребовала возбудить уголовное дело по факту искусственного разрушения СССР.
Смерть главного военного разведчика
4 января 2019 г.

Смерть главного военного разведчика

4 января 2016 года скончался начальник Главного разведывательного управления Генштаба ВС России Игорь Дмитриевич Сергун
Ту-160 — гроза НАТО
30 апреля 2015 г.

Ту-160 — гроза НАТО

Министр обороны РФ Сергей Шойгу приказал увеличить количество "белых лебедей"
ПВО РФ против ВВС США
31 июля 2018 г.

ПВО РФ против ВВС США

31 июля 1948 года войска ПВО страны были выделены в самостоятельный вид Вооруженных Сил СССР
Афганистан – взгляд в прошлое
15 февраля 2018 г.

Афганистан – взгляд в прошлое

15 февраля 1989 года начался вывод ограниченного контингента Советских войск из ДРА
Главная » Герои нашего времени » Космонавт № 2: последнее интервью

Космонавт № 2: последнее интервью

7 августа 1961 года космонавт № 2 Герман Титов приземлился вблизи города Красный Кут (Саратовская область), выполнив космический полёт продолжительностью 1 сутки 1 час.

.Его космический корабль сделал 17 оборотов вокруг Земли, пролетев более 700 тысяч километров.
Космонавт № 2: последнее интервью

Герман Степанеович Титов родился 11 сентября 1935 года в селе Верхнее Жилино Косихинского района Алтайского края. С июля 1953 года - в армии. В 1955 году закончил 9-ю военную авиационную школу лётчиков (Кустанай), а в 1957 году — Сталинградское военное авиационное училище, после чего служил в летных частях ВВС Ленинградского военного округа. В 1960 году был зачислен в Первый отряд космонавтов, где стал дублёром Юрия Гагарина. С 6 по 7 августа 1961 года Герман Титов совершил космический полёт продолжительностью 1 сутки 1 час, сделав 17 оборотов вокруг Земли, пролетев более 700 тысяч километров. В полёте имел позывной «Орёл».

Мне привалило журналистское счастье быть в числе его знакомых. Несколько раз Герман Степанович давал мне интервью. Одно из них, к сожалению, оказалось последним в его жизни. Дело было так.

Мы встретились 18 сентября 2000 года в его кабинете в городке космонавтов рядом с метро "ВДHХ", неподалеку от домика С. П. Королева и знаменитой стелы с ракетой. Было 10 часов утра, но прежде чем приступить к записи беседы, Герман Степанович достал из бара-сейфа бутылку виски, два фужера, бутылочку минералки и предложил слегка «промочить горло». Вид у него был не очень свежим, чувствовалось, что накануне выпил лишнего. Позже Герман Степанович объяснил, что его гнетет рыночная атмосфера в стране, когда доллар для многих становится иконой, а государственные интересы продаются и попираются. Беседа длилась несколько часов, при этом мы прерывались для поездки в павильон космонавтики на ВДНХ, где Титов устроил разнос администрации за то, что превратили этот храм отечественной космонавтики в вертеп торгашей и спекулянтов. Часть этого интервью была опубликована на следующий день после скоропостижной смерти Германа Степановича 20 сентября 2000 года в газете «Труд».

— Герман Степанович, вы вместе с Юрием Алексеевичем готовились к первому полету в космос и, наверное, лучше, чем кто бы то ни было, знаете его. Расскажите, пожалуйста, о Гагарине — человеке, товарище, друге.
— С Юрием Алексеевичем мы прибыли в отряд космонавтов почти одновременно, жили в соседних комнатах. Дочка Лена родилась у Гагариных еще на Севере, а моя жена готовилась стать матерью. Это сблизило и нас, и наших жен с первых дней.
Конечно же, мне доводилось много и часто вместе с Юрием решать разные задачи, а позже уже после полета, вместе защищать диплом в Академии имени Н.Е. Жуковского. Мне нравились его оптимизм, вера в наше дело, его тонкие шутки. Хочется избежать избитых слов: «меня поражало», «мне было приятно». Скажу так: с Гагариным можно было хорошо и спокойно делать любое дело и надежно дружить. С ним я чувствовал себя легко и просто в любой обстановке. Все, что он делал, было естественно, так же, как естественна была его открытая улыбка, его душа. С молоком матери он впитал широту русской души, от древней и героической смоленской земли получил твердость и убежденность в мыслях, увлеченность в делах.

Есть что-то символическое в жизненном пути Гагарина. Это — частичка биографии нашей страны. Сын крестьянина, переживший страшные дни фашистской оккупации. Ученик ремесленного училища. Рабочий. Студент. Курсант аэроклуба. Летчик.
Этой дорогой прошли тысячи и тысячи сверстников Юрия. Это дорога нашего поколения — шло ли оно в авиацию или на флот, в науку или на гигантские стройки пятилеток.

— Герман Степанович, вспомните, пожалуйста, о первом космическом старте в истории человечества. Вы ведь тоже непосредственно готовились к нему.
— Перед отбытием на космодром состоялось партийное собрание. Повестка была лаконичной: «Как я готов выполнить приказ Родины». Космонавты дали клятву Родине, Коммунистической партии, Советскому правительству и своим товарищам коммунистам с честью выполнить задание. На собрании выступил Гагарин. Он сказал, что гордится тем, что попал в число первых космонавтов, и не пожалеет ни сил, ни труда, не посчитается ни с чем, чтобы достойно выполнить задание партии и правительства.
Взволнованные, полные энергии, возвращались мы с собрания. Не было, казалось, таких трудностей, которые мы не смогли бы преодолеть.
Меня часто спрашивают о том, что я испытывал, когда Гагарин улетал. Мои чувства и мысли перед полетом и во время полета Юрия Гагарина можно в какой-то степени сравнить с думами и ощущениями летчика, провожающего своего товарища в первый полет на новом самолете. Обычно во время такого полета друзья летчика, остающиеся на земле, внимательно следят за его действиями, все замечают и делают выводы для себя. Так было и у меня. В момент непосредственной подготовки ракеты к старту я был увлечен технической стороной дела, следил за прохождением команд, докладами космонавта. Когда ракета оторвалась от стартовой площадки и начала набор высоты, с замиранием сердца следил по еле заметным колебаниям ее корпуса за работой управляющих двигателей.
После того, как ракета умчалась ввысь, и рев двигателей смолк, на космодроме стало как-то пусто. Летчикам это чувство знакомо. Только что рядом с тобой стоял и разговаривал твой товарищ – и вот он уже далеко от тебя. Что с ним сейчас, что будет через минуту-другую? Это чувство тревоги за исход полета также знакомо каждому летчику. Подобное чувство, только многократно усиленное, испытывал и я в тот исторический час.
Сейчас, возвращаясь к пережитому, я отчетливее, рельефнее чувствую грандиозность событий тех дней и роль, которую в них играл Юрий Гагарин. Можно смело сказать, что после 12 апреля 1961 года, дня, который люди всей Земли назвали Утром Космической Эры, на планете не было другого человека, который пользовался бы такой любовью не только своего народа, но и народов всего мира. Имя Юрия Гагарина навсегда вошло в века. Подвиг его олицетворяет все лучшее, что создано человеческим разумом с древних времен до наших дней.

- Еще недавно мы были великой космической державой, а сегодня, увы, едва ли не в штопоре. Почему?

- Надо ведь понимать, что космонавтика не сама по себе гуляет, как кошка по крыше. Это отрасль народного хозяйства. Это десятки конструкторских бюро, сотни заводов, десятки тысяч рабочих, инженеров, конструкторов, которые заняты в этой отрасли. И если экономика в целом у нас, мягко говоря, хромает, то и космонавтика, естественно, переживает те же болячки. Самая большая ошибка, если говорить дипломатично, это развал Советского Союза. Европа интегрируется. СССР был интегрирован в экономическом отношении как никакая другая страна в мире. Ракета делалась на Украине, двигатель в Омске, системы управления в Подмосковье. И получались лучшие в мире космические аппараты. Сейчас все разъединились. Через таможню просто так составляющие не перевезешь. Это даже не глупость, а целенаправленное уничтожение нашего общего жизненного пространства. Мы обязаны вернуться в лучшее прошлое на новом уровне, то есть возродить Союз хотя бы на уровне разорванных частей русского народа – Украины, Белоруссии, России. И еще мы обязаны остановить подлость и глупость под названием «рынок всё урегулирует». Вот мы с вами сейчас возьмем и поедем на ВДНХ. Там в павильоне космонавтики колготки теперь продают. Такое «регулирование». И так везде. Рынок это гниль, которая даже Конституцию превращает в труху. Например, в Конституции записано, что приватизировать космическую отрасль нельзя, запрещается - статьями 71 и 72, которые почему-то многие забыли. Все, что связано с космонавтикой, должно делаться на государственном уровне. Нужно вернуть то, что незаконно приватизировано. И выбрать сегодня ключевые моменты развития космонавтики. Основное направление, как я уже сказал, - Международная космическая станция. Что касается других программ, то, конечно, мы не должны полностью сидеть на шее государства, многое нужно делать не просто рентабельными, а прибыльными. Например, если бы космическую навигационную систему в полном объеме запустить и создать необходимую потребительскую аппаратуру, то, я думаю, радиомаяки, всяческие локационные системы и прочее можно было бы убрать. Потому что точности, которые дает нам космическая навигация, более чем достаточны для того, чтобы можно было осуществлять все навигационные задачи, которые решаются сегодня с помощью множества дублирующих друг друга навигационных средств. То же самое - связь, телевидение. Космические системы здесь суперэкономичны. И надо умело этим пользоваться.

- Конечно, ближний космос способен не только окупить себя, но и дать стране прибыль, если с умом все это планировать на земле. Но ведь речь еще и о дальнем космосе, о попытках прорыва к планетам, звездам. Как вы думаете, есть ли перспектива пилотируемого полета к какой-либо планете?
- На мой взгляд, технических проблем для осуществления экспедиции, скажем, на Марс, не существует. Если какие-то технические вопросы и не решены, то понятно, как их решать. Значит, вопрос состоит в том, чтобы найти достаточно ресурсов для создания соответствующих технических средств обеспечения такого полета. И я глубоко убежден, что это должна быть, опять же, международная программа. Потому что такие глобальные задачи растопыренными пальцами не решишь.

- Почему из всех планет вы выбираете для экспедиции Марс?

- Марс, во-первых, наиболее изучен всеми доступными средствами, которые есть в распоряжении человечества. Во-вторых, условия на Марсе нам тоже более понятны. Давление на поверхности Марса примерно такое, как у нас на высоте 15 километров. Рельеф Марса похож на лунный. А потом извечно интригующий вопрос: есть ли жизнь на Марсе?

- Кстати, как вы на него отвечаете?
- Моя давнишняя гипотеза состоит в том, что мы прилетели с Марса. Он в свое время начал интенсивно терять атмосферу и встал вопрос: куда переселяться? Посмотрели марсиане - Земля более или менее подходит. И вот они создали космические корабли и переселились на землю... Когда мы прилетим на Марс, то найдем там следы своих предков. Думаю, это случится около 2015 года (разговор шел в 2000). Если, конечно, на Земле будут мир и сотрудничество.
Я всегда говорю: мы, люди, все "космонавты", родом из космоса. Космический корабль называется Землей, и он несется в вакууме. Это надо понимать, это надо осознать. Поэтому и отношения нам надо строить так, как строят отношения международные экипажи на наших станциях или вот сейчас на международной космической станции, как они работают, как они понимают друг друга, сотрудничают. Тогда человечество многого добилось бы. Нужно интегрировать усилия во всем мире, а мы вместо этого развалили Союз. Пусть в нем было многое и не так, нужно было исправлять, а не разваливать. Теперь надежда на возрождение нашего сотрудничества - сначала на основе Союза с Белоруссией, а затем, даст Бог, и на более широком пространстве.

- Герман Степанович, вы очень многого достигли в жизни, но все ли сбылось, о чем мечталось, как говорится, на заре космической эры?
- К сожалению, нет. Когда мы с Юрием Алексеевичем Гагариным после первых полетов размышляли о дальнейшей космической судьбе, почему-то оба сходились во мнении, что наша космическая карьера закончится на Марсе, что нам хватит жизни, сил, здоровья для того, чтобы осуществить полет на эту планету. Так мы думали в начале 60-х годов. Но не вышло... Конечно, были и другие планы, в частности, у меня, связанные с использованием... крылышек для возвращения из космоса. Мало кто знает, но до "Шаттла" и "Бурана" разрабатывалась система "Спираль", предусматривающая челночные полеты в космос...

- Почему же эта программа не была завершена?

- Первый раз "Спираль" зачахла в 70-м году. Потому что военное руководство не поняло тогда перспективы развития этой темы. Потом Артем Иванович Микоян, так сказать, вдохновитель и разработчик этой темы, умер, а вместе с ним - и она. Позже, когда узнали, что американцы работают над системой "Шаттл", руководство возмутилось: почему у них есть, а у нас нет? Срочно начались работы по "Бурану". Вернулись к "Спирали". Использовали эту схему для отработки вопросов аэродинамики, термодинамики. Произвели четыре запуска на орбиту по гагаринской схеме одновиткового полета. "Спираль" показала очень хорошие характеристики. Однако разработчики пошли по легкому пути, перерисовали схему "Шаттла" и "создали" "Буран". В конце концов, и он был загублен из-за недостатка финансирования.

- Если я не ошибаюсь, есть в вашей биографии еще одна мало кому известная строка. Правда, что Брежнев предлагал вам полет на Луну?
- Это был 1967 год, накануне 50-летия Октябрьской революции. Я как раз в первых числах января должен был лететь поближе - во Владимировку в институт, заниматься летно-испытательной работой по "Спирали". Уже был на аэродроме, когда меня дежурный вызывает и говорит: тебя просит позвонить Каманин. Звоню, он говорит: "Ты отложи полет, приезжай ко мне". Приехал. Каманин сообщает, мол, принято постановление центрального комитета и правительства, что в 1967 году будет восемь пилотируемых облетов Луны. Нам некого назначать командирами этих кораблей. Поэтому бросай тему, которой занимаешься, и переходи на программу Л-1 (по-моему, так она называлась тогда). Я отвечаю: Николай Петрович, а как вы думаете, если хоть один облет Луны будет успешным, второй в этом году состоится? Значит, речь идет не о восьми, а об одном полете. Остальные - дубли. Роль дублера меня не устраивает. Можете мне гарантировать, что я назначаюсь первым и единственным вообще командиром облета Луны? Нет? Тогда со своей программы я не уйду и буду продолжать заниматься "Спиралью".

- А почему не состоялся облет Луны, пусть и без вас?
- Потому что ракета, которая готовилась для этой цели, находилась еще в сыром состоянии. Использование "Протона" для облета Луны тоже было достаточно проблематичным. Все делалось быстро, надо было обогнать американцев. Но не успели, и интерес к Луне пропал у власть имущих.

- Когда вы руководили военно-космическими силами Министерства обороны, была ли попытка вывести на орбиту ядерное оружие?
- Попытки не было. Была просто программа звездных войн. Так называемая американская СОИ. Ею предусматривалось как раз уничтожение ракет не только с земли, но и создание орбитальной группировки, которая могла бы поражать космические аппараты. Мы все тщательно проанализировали в нашем институте и пришли к выводу, что в принципе, конечно, все можно сделать, но это чрезвычайно сложная и чрезвычайно дорогая система. Советскому Союзу незачем тратить на аналогичную средства. Если помните, в то время у политиков СССР бытовало выражение: адекватный и асиметричный ответ. То есть мы не будем создавать свою СОИ против их СОИ. У нас есть другой вариант ответа на эту самую стратегическую оборонную инициативу.

- Что же имелось в виду?
-Сейчас накоплен такой арсенал ядерного оружия, что мы можем три раза уничтожить планету. Отсюда как раз и возникает та "асимметрия", о которой говорилось. Пусть собьют 90 процентов боеголовок, но 10 процентов долетит до Америки, и этого хватит, чтобы нанести ей непоправимый урон...

-Герман Степанович, вы имеете полное право на заслуженный отдых. Однако пошли в депутаты Госдумы, стали президентом Федерации космонавтики. Что заставляет?

- Недавно был в Волгограде. Там местные учителя провели опрос среди учащихся старших классов, в котором участвовало 600 человек. Задали им шесть вопросов по космонавтике, например: кого знаете из наших космонавтов. 530 назвали Гагарина, но 60 процентов из них не уверены, что он был первым в космосе. 300 назвали Титова, 29 - Терешкову, 9 - Леонова. И все! Многие знают, что такое луноход, но считают его американским детищем. В то же время состояние пропаганды нашей космической мечты характеризуется тем, что в павильоне "Космос" на ВДНХ, как видите, торгуют "шмотками". Могу я спокойно сидеть на печи и смотреть на подобное? Нет, конечно. Вот и стараюсь в меру сил помочь новому поколению нашего космического корабля под названием "Земля" взять в будущее все лучшее, что имели мы.

Сергей Турченко
7 августа 2017 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
28 ноября
суббота
2020

В этот день:

Флотилия на Амуре

28 ноября 1908 года была сформирована Амурская речная военная флотилия.

Флотилия на Амуре

28 ноября 1908 года была сформирована Амурская речная военная флотилия.

Первые русские боевые суда появились на реке Амур еще летом 1644 года — это были струги казачьего атамана В. Д. Пояркова. Потом там побывал на боевых стругах атаман Е. П. Хабаров. После него на долгие десятилетия Амур был недосягаем для русских. Лишь 10 июля 1850 года в результате экспедиции капитан-лейтенанта Г. И. Невельского низовья Амура стали вновь доступны для России. 8 мая 1854 года построенный на реке Шилке пароход «Аргунь» Сибирской военной флотилии вышел в Амур и впервые осуществил сплав до низовьев, став первым кораблем Военно-Морского Флота России в верхнем и среднем течении этой реки.

Но это было эпизодическое появление боевых судов на Амуре. Первое соединение боевых кораблей появилось здесь в 1895 году. Для обороны линии границы, обслуживания казачьих станиц, расположенных на берегах Амура, Уссури и Шилки, была создана Амурско-Уссурийская казачья военная флотилия. Состояла она первоначально из пароходов «Атаман» (флагман), «Казак Уссурийский», парового катера «Дозорный», барж «Лена» и «Булава». В экипажах числились забайкальские, амурские, уссурийские казаки.

Во время русско-японской войны 1904—1905 гг. на Амуре находились 6 вооруженных пароходов («Селенга», «Хилок» Военного ведомства, «Третий», «Шестой», «Восемнадцатый», «Аскольд» Пограничной стражи), пограничные катера «Артур» и «Часовой», 7 152-мм двухорудийных плавучих несамоходных батарей Сибирской флотилии («Беркут», «Орел», «Лунгин», «Чибис», «Гриф», «Сокол», «Крохаль»). Из них 2 апреля 1905 года был образован Отдельный отряд судов Сибирской флотилии.
По окончании неудачной для России войны значение военных кораблей на Амуре ещё более возросло. Для созданной в 1908 году Амурской флотилии было начато строительство 10 речных канонерских лодок с малым углублением («Бурят», «Орочанин», «Монгол», «Вогул», «Сибиряк», «Корел», «Киргиз», «Калмык», «Зырянин» и «Вотяк»). Кроме того, в состав флотилии были включены 10 бронированных посыльных судов типа «Штык» — первые в мире бронекатера (хотя этого термина тогда ещё не существовало).

В декабре 1917 г. флотилия подняла красные флаги, войдя в состав флота Российской Советской Республики. В июле-сентябре 1918 г. флотилия принимала участие в борьбе с японскими интервентами, белогвардейцами, чехословацкими воинскими частями. После интервенции и гражданской войны флотилия находилась в плачевном состоянии, потеряв более половины боевого состава, но в середине 1920-х гг. начала восстанавливаться.

27 июня 1931 года флотилия переименована в Амурскую Краснознаменную военную флотилию. В предвоенные годы, с 1935—1937 гг. стала активно пополняться специальными речными военными кораблями новой постройки. К 1941 г. флотилия пополнилась восемью канонерским лодками, а также минным и боно-сетевым заградителями, речными тральщиками, минными катерами, плавучими зенитными батареями и другими необходимыми судами.

В 1945 г. флотилия принимала участие в войне с Японией, находясь в оперативном подчинении 2-го Дальневосточного фронта — в Маньчжурской наступательной операции 9 — 20 августа 1945 г.

После войны развивалась и пополнялась новыми кораблями вплоть до начала «реформ» 1991 года. Из-за недофинансирования началось сокращение и резка на металлолм боевых кораблей и катеров. По состоянию на 2008 год от Амурской военной флотилии уцелел только один военный корабль — малый артиллерийский корабль «Вьюга». Не надо врагов — достаточно «демократов». И все будет разрушено.

 

Тегеранская конференция

28 ноября 1943 года началась Тегеранская конференция глав правительств трёх союзных держав СССР (И. В. Сталин), США (Ф. Д. Рузвельт) и Великобритании (У. Черчилль).

Тегеранская конференция

28 ноября 1943 года началась Тегеранская конференция глав правительств трёх союзных держав СССР (И. В. Сталин), США (Ф. Д. Рузвельт) и Великобритании (У. Черчилль).

 Проходила до 1 декабря 1943 года. Конференция стала важным этапом в развитии международных и межсоюзнических отношений, на ней был рассмотрен и решён ряд вопросов войны и мира: о постыдно запоздалом включении союзников в войну с Германией в Европе; о предоставлении независимости Ирану; о войне с Японией после разгрома нацистской Германии; о контурах послевоенного устройства мира.

Первый сверхзвуковой таран

28 ноября 1973 года советский лётчик капитан Геннадий Елисеев совершил первый в мире таран на сверхзвуковом самолёте. В тот день системы ПВО Закавказского военного округа зафиксировали нарушение Государственной границы СССР. На перехват цели отправился МиГ-21, за штурвалом которого был 35-летний капитан Геннадий Николаевич Елисеев. Нарушителем оказался американский Фантом RF-4C с иранскими опознавательными знаками.

Первый сверхзвуковой таран

28 ноября 1973 года советский лётчик капитан Геннадий Елисеев совершил первый в мире таран на сверхзвуковом самолёте. В тот день системы ПВО Закавказского военного округа зафиксировали нарушение Государственной границы СССР. На перехват цели отправился МиГ-21, за штурвалом которого был 35-летний капитан Геннадий Николаевич Елисеев. Нарушителем оказался американский Фантом RF-4C с иранскими опознавательными знаками.

Экипаж самолёта, как впоследствии выяснилось, составляли американский полковник Джон Сондерс и иранский офицер Мохаммад Шокуния. Выйдя на дистанцию прицельной стрельбы, Елисеев выпустил по нарушителю две ракеты Р-3С, но Фантом применил тепловые ловушки, и ракеты, захватив их, пролетели в 30 метрах от самолёта и самоликвидировались. Тогда Елисеев решился на таран. Оба самолета взорвались. Катапультироваться Елисееву не удалось, а вражеские пилоты оказались более удачливыми. Они катапультировались и были задержаны пограничниками. Генндию Николаевичу Елисееву было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии