RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Путин просигналил «Сбор!»
5 февраля 2015 г.

Путин просигналил «Сбор!»

5 февраля Президент России подписал указ о призыве на военные сборы в 2015 году граждан из запаса
Они погибли как Герои
25 декабря 2016 г.

Они погибли как Герои

25 декабря 2016 года произошла катастрофа Ту-154, на борту которого находились, кроме экипажа, артисты Ансамбля им. Александрова, журналисты...
Золотой век Свиридова
16 декабря 2015 г.

Золотой век Свиридова

16 декабря 2015 года – 100 лет со дня рождения великого русского композитора
Памяти владыки Иоанна Снычева
2 ноября 2015 г.

Памяти владыки Иоанна Снычева

20 лет назад отошел ко Господу митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн
Охота на Пушилина
13 июня 2014 г.

Охота на Пушилина

12 июня 2014 года вечером в Донецке взорван автомобиль главы Донецкой народной республики
Главная » Герои нашего времени » Не предавший себя и Украину

Не предавший себя и Украину

27 августа – 75 лет со дня рождения Б.С.Ступки

Русофобия – это психическое расстройство, вызываемое лживой западной пропагандой. Б.Ступка.
Не предавший себя и Украину

 

На счету величайшего, может быть, и самого великого украинского актёра Богдана Сильвестровича Ступки многим более полусотни театральных ролей и около ста тридцати в кино. А профессиональных наград украинских и зарубежных у него так много, что даже перечислить их все не представляется возможным. Посмотрев на Московском кинофестивале фильм с участием Ступки «Белая птица с черной отметиной» гений современного кинематографа Акира Куросава заявил: «Фильм, где играет такой актер, не должен уехать без золота. Этот юноша сможет играть короля и шута. Роли будут сами находить его». Пророчество сбылось с лихвой. Уже немолодым артистом Ступка снялся у Кшиштофа Занусси и Ежи Гофмана. Но свои самые звёздные роли сыграл всё-таки у российских режиссёров. Генерал Серов в фильме «Водитель для Веры», Керенский в картине «Красные колокола», Брежнев в «Зайце над бездной», Трофим Лысенко в «Николае Вавилове», Владимир Семичастный в «Серые волки». Богдан Сильвестрович охотно шутил о том, что переиграл всех царей, вождей и генералов. Ему действительно удавались многослойные и чрезвычайно сложные образы. Одна из безусловных актерских вершин Ступки – роль Тараса Бульбы в одноименной картине Владимира Бортко. Сам режиссёр признавался: «Когда я начал снимать "Тараса Бульбу", вопрос, кто будет его играть, передо мной вообще не стоял. Я твёрдо знал: им должен был быть Богдан Ступка. Потому что Тарас Бульба – это и есть Богдан Ступка. А кто не верит, пусть посмотрит кино».

 

…Во время учёбы в Львовском высшем военно-политическом училище меня, как хорошо знавшего украинский язык, политуправление Прикарпатского военного округа направило проводить регулярную политинформацию с артистам драматического театра имени Марии Заньковецкой. Там я познакомился с молодыми на ту пору артистами Фёдором Стригуном, Виталием Розстальным, Владимиром Глухим, Ольгой Журавлёвой, Татьяной Литвиненко, Ларисой Кадыровой, Богданом Ступкой, режиссёром Сергеем Данченко и художником Мироном Киприяном. Так получилось, что последние трое стали моими друзьями на всю последующую жизнь.

 

Всё своё свободное время я пропала в театре. Едва ли не каждый вечер мы встречались в небольшой полуподвальной комнатушке, которую Мирон Киприян официально содержал на собственные средства в качестве своей рабочей мастерской. А по сути то была самопальная кафешка. Артисты и их гости приносили туда с собой пачки чая, банки редкого на ту пору кофе и… по чуть-чуть спиртного. Иной раз мы засиживались в том подвальчике до шестых петухов. Изредка нашу компанию посещали столичные гости. Отлично помню, как «до нас завитав» - нас посетил) Юрий Васильевич Яковлев. Он два или три вечера играл для львовской публики главную роль итальянца в спектакле А.Корнейчука «Память сердца». Дело в том, что этот же спектакль с его участием шёл и в театре имени Вахтангова. И происходил как бы обмен опытом между двумя дружественными театральными коллективами. Кстати, сам автор пьесы выдающийся советский драматург, Герой Соцтруда, лауреат 5 Государственных премий и большой друг художника Киприяна тоже однажды почтил нашу компанию своим вниманием. И даже выпил рюмку коньячку. Ещё очень частым нашим гостем был московский театральный критик Поюровский. Его не стало в середине нынешнего лета. Об этом в Фейсбуке сообщил мой старый друг ответственный секретарь «Литературной газеты» Леонид Колпаков. И мой отклик, как говорится, будет в строку: «Хорошо знал Бориса Михайловича. Кроме всего прочего, он ещё имел обширные познания в украинском театре. Где-то в начале 70-х театр имени Марии Заньковецкой поставил "Память сердца" Корнейчука. Поюровский, естественно, приезжал на премьеру. Тогда это было в порядке вещей. Сергей Данченко режиссёр, Богдан Ступка актёр и Мирон Киприян художник всячески обхаживали столичного гостя. Меня показывали ему как экзотическую зверюшку - не зверюшку, но что-то редкое: курсант, а стремится понимать театр. Много лет спустя я напомнил БМП о том, как мы познакомились. Он говорил: "Да, да, помню, как же!" А я видел и понимал: не помнит. Меня, уже капитана, не хочет расстраивать. Мы с ним во многих вечерах на подмостках ВТО выступали. Умница, интеллигент и мягкий, как плюшевый Мишка... Царствие ему небесное».

 

Почему я столь подробно останавливаюсь на своих юношеских театральные воспоминаниях? Да лишь потому, что всегда верховодил и тамадил в нашей компании, конечно же, Богдан (Бодюл или ласково - Бодя) Ступка. Он был врождённым заводилой и непревзойдённым собеседником. Вот каждый, кто его знавал даже накоротке, подтвердит: общаться с Бодей было одно удовольствие и сплошное наслаждение. И вроде бы ничем таким он не стремился никого удивлять, а людей к нему всё равно тянуло, словно магнитом. Опять же почему? Ответ мне ведом. Он лежит на поверхности. Ступка по природе своей, по рождению был умным, даже мудрым человеком. Могу поэтому на сто, на триста процентов уверенности утверждать, что Бодюл Сильвестрович никогда бы не стал поддерживать нынешних убогих и ублюдочных киевских хунтят, с кровью захвативших власть на Украине. Кричать с трибуны или просто так: «Слава Украине!» ему тоже не позволила бы врождённая шляхетность. Почему слава именно Украине, а не, скажем, древнейшим Китаю или Египту? Да, в конце концов, чем хуже Украины Гондурас? Тем более, что живут люди там гораздо благополучнее, чем в «нэзалэжной». Вообще, в мире есть лишь одно государство, спятившая часть жителей которого приказы из США гордо именуют нэзалэжностью. Умницу Ступку, как и любого вменяемого человека, передёргивал бы и другой нелепый и сумасбродный лозунг: Украина – по над усэ? А уж кричалки, типа: «Кто не скачет, тот москаль», «Москаляку – на гиляку!», «Москалив – на ножи!», наверняка бы вызывали в нём приступы жуткого негодования. Поскольку сам он был в высшей степени благородным украинским патриотом. А такой человек никогда не унизит себя до того быдляческого и скотского состояния, в котором нынче пребывает великое множество моих земляков.

 

Кто-то из них меня, наверняка, упрекнёт: а откуда, мол, тебе, путинскому прихвостню, известно, как бы поступал Ступка, будь он сегодня жив. Возможно, он бы первым подался на майдан, как много других деятелей нашей культуры. А вот хренушки вам, отвечу я таким убогим. И знайте, дебильненькие, что деятелей культуры среди тех, кто поддерживает нынешних кровавых хунтят нет, как класса. Культура и то, чем занимаются славословящие убийство собственных граждан в так называемой АТО, ещё дальше друг от друга, нежели Земля и Юпитер. Это, во-первых. Во-вторых, для Богдана Сильвестровича братство двух культур, как и братство двух народов никогда не были и быть не могли разменной политической монетой. Он даже умозрительно никогда не сомневался в генетической родственности украинца и русского. А о том, что сейчас творится на его родине, давно ведь высказался: читайте эпиграф этих заметок.

 

Ступка был до самых кончиков своих волнистых волос убеждённым интернационалистом и ярым приверженцем традиционалистских начал в быту, в культуре, в обществе. Первым своим другом и советчиком Бодя полагал русского гениального актёра Михаила Ульянова, который, к слову, не единожды приглашал младшего собрата поработать в русском театре. И в одно время вопрос о переходе Ступки в театр имени Моссовета был уже практически решён, но почему он не случился, я не знаю. О великой множественности сыгранных артистом ролей в театре и кино уже говорено. Но куда как примечательно то, что никогда и нигде Богдан Сильвестрович не сыграл в спектакле декадентском, андеграундном. Как нет у актёра и фильмов с претензией на пресловутый «когнитивный диссонанс», другими словами на пустую заумь. В жёны он выбрал себе русскую девушку, родившуюся в Баку. (Сие обстоятельство ещё более сблизило меня с Бодей, поскольку и моя жена бакинка). Ступка до самой смерти не знал отбоя от женщин, но никогда не изменил своей Ларисе, прожив с ней без малого полвека.

 

…Лариса Корниенко окончила Бакинское хореографическое училище и по направлению поехала работать во Львовский театр оперы и балета. Проявляла недюжинные танцевальные способности. Её даже приглашали в Большой театр. Однако девушка предпочла семью и правильно сделала. Оглядываясь сейчас назад, я прекрасно вижу и понимаю, что в больших успехах Бодюла немалая доля усилий его маленькой Ларисы. Помню, как она приходила на наши львовские мужские посиделки и довольно властно забирала своего благоверного, а нас всех посылала в сторону не печатных выражений. Правда, что и он не сильно сопротивлялся. Парень очень рано постиг то, чего многие артисты так до конца дней своих и не понимают. «Что б ты знал, Мисю,- говорил мне Бодюл,- для нас, сценических работников, для людей, снимающихся в кино, самый главный их рабочий инструмент – собственное тело и всё то, что входит в понятие организма. Это режиссёр, писатель, учитель, вот ты - журналист или руководящий работник может прийти на службу с большого бодуна и с горем пополам эту службу править. А мне надо говорить и двигаться, двигаться и говорить. Да чтобы при этом меня люди понимали и принимали. Так что Лариса очень даже правильно делает, когда выдёргивает меня из нашей компании».

 

Когда они поженились, Ступке было 23 года, его нареченной – 22. Бодюл рассказывал, что свадьбу они сыграли довольно скромную. Знакомец Артюшенко предоставил собственную большую львовскую квартиру. Сам жених взял в кассе взаимопомощи 100 рублей – практически месячную зарплату и потом рассчитывался год. На свадьбе был весь театр имени М.Заньковецкой и ближайшие подруги Ларисы по оперному театру. Естественно, присутствовала родня из села Куликово, где Бодюл родился. Его отец, Сильвестр Степанович обладал хорошим голосом и пел в хоре Львовского оперного. Собственно, от бати сын впервые и услышал о том, что в театре объявилась «бакинская красавица».

 

…Окончив Львовское училище, я уехал служить в бакинскую окружную газету «На страже» и на долгие годы потерял из виду Бодюла Ступку. Меж тем он тоже ушёл из театра Заньковецкой, последовав за Серёжей Данченко, который возглавил Киевский театр имени Ивана Франко. Кстати, с режиссёром из той нашей львовской компании ушли лишь Ступка и Виталий Розстальный. Однажды франковцы приехали с творческим отчетом в столицу. К тому времени я уже трудился в газете «Красная звезда». И, естественно, отправился на самый первый гастрольный спектакль. После его окончания наведался за кулисы. Робко представился руководителю театра и артистам. И все трое меня с восторгом признали! Затем мы сидели в номере Бодюла Сильвестровича, пили водку, закусывая её хлебом с дешевой московской колбасой и вспоминали Львов, наши посиделки. И все были единодушны: это город - сказка. Потом я провожал франковцев на Киевский вокзал, и хмельной Ступка при виде каждого милиционера невообразимо натурально разыгрывал приставание к нему коллег-артисток. У самого вагона мы по-хохлацки обстоятельно пили: «на посошок», «на коня», «стременную» «забугорную», «прощальную». Бодя хмельно уверял, что теперь меня из виду точно не упустит. Думалось: треплется. Ан, нет. В следующий приезд театра в Москву звонит: «Ты нам с Серёжей срочно нужен. Приходи. Только обязательно в форме». Хватаю такси, приезжаю в украинское посольство. Данченко, Розстальный, Ступка и завлит театра, (запамятовал его фамилию) ждут меня на улице одетые. Все заговорщицки молчат. Мы спускаемся по тогда ещё улице Горького, заворачиваем на улицу Неждановой (ныне Броюсов переулок) и приходим в гости к… великому божественному тенору Козловскому! Вечером того же дня Иван Семёнович принёс в театр для своего любимца Ступки, который играл тогда главную роль в «Записках сумасшедшего» по Гоголю две бутылки вина «Кодряны». Мне досталось того вина самую малость, но всё равно на всю жизнь в памяти осталось…

 

А ещё вспоминаю чудные рассказы Бодюла. Естественно, в моём изложении они многое теряют. Но все же не могу отказать себе в удовольствии…

 

«В Куликове мне хорошо жилось. Зимой на валенок накручивал «лыжбу» - конёк один - и - на речку. На Рождество – непременно колядки. Летом в футбол до одури гоняли. Плавал не как Вайсмюллер, конечно, но тоже очень прилично. (Д.Вайсмюллер – выдающийся пловец, пятикратный олимпийский чемпион, сыгравший культовую роль Тарзана, от которого наше поколение было в восторге – М.З). А ещё ловил рыбу, грибы собирал. Мы жили с мамиными родителями. По маминой линии были у меня бабушка Пелагея и дед Григорий, который сделал себе заблаговременно гроб и поставил его на чердаке. Бывало, залезет в него, потому что вроде как бы чувствует смерть. Бабушка поднимается по лестнице: «Грыня, ты щэ нэ вмер? Тоди иды поснидай. Нэвжэ ж на голодный шлунок будэш помыраты?» Во Львове я пошёл в первый класс. Если приносил домой двойку, отец вешал на мою шею табличку с надписью: «Я Богдан – в квадрате туман». Туман значит очень глупый. В 37-й школе учительница Францишка Ивановна, представительница старой польской педагогики, ставила меня в угол на гречку. В том углу мне было интересно, потому что всех смешил. Вот когда Францишка линейкой била за непослушание или невыученный урок по ладоням – приятного мало испытывал. Впервые почувствовал желание стать артистом лет в 9-10 лет, когда я изображал Деда Мороза во Львовской средней школе №37. Но потом перехотел. Показалось, что врачом стать лучше. Наверное поэтому в 1958 году я поступал на химический факультет Львовского политехнического института. Тогда помнится, Хрущев кинул клич: химия решает все. Мне не хватило баллов. Устроился в этот же институт учеником слесаря механических мастерских. Потом перешёл на более интеллигентную работу в астрономическую обсерваторию при Львовском университете. Исполнял обязанности лаборанта-вычислителя по переменным звездам! Во как! Ночью нужно было фотографировать звезды. И я молил Бога, чтоб он наслал на ночь тучи - хотелось гулять с девками. Звёздное небо поэтому никогда меня на поэтический лад не настраивает. Женился я весной 1967 года. Лариса не говорила по-украински. Когда у меня интересовались: как вы общаетесь, отвечал: «Как Тарапунька и Штепсель». В моей жене меня привлекла её особая сексуальность и человечность. Скажу тебе даже больше: Лариса - мой жизненный талисман. Я никогда не мог бы представить себе брак с другой женщиной! Это была бы катастрофа! Самый дорогой подарок от Ларисы – сын Остап и вся наша совместная жизнь. Первым моим критиком всегда была мама Мария. Как-то заехал к ней прямо со съёмочной площадки в сюртуке следователя. Она посмотрела на меня и сказала: «Опять плохую роль дали. Ты, сынок, играй только добрых людей». Ей хотелось, чтобы люди после моих фильмов и спектаклей становились лучше, добрее, честнее. Вот я всегда и старался выполнять ее наставления. А вот отец научил меня тому, что юмор помогает человеку стать более стойким и живучим в этой нелегкой жизни. Как и отец, спасибо ему, живу с юмором. Сын, как и я, вырос в театре. Его часто брала с собой Лариса на гастроли Львовского оперного театра, где он иногда даже выходил на сцену. После переезда в Киев, ещё школьником, он сам записался в драматическую студию. Только потом я узнал, что ей управлял Алексей Кужельный. Я не подталкивал Остапа к театральному институту, но и не запрещал, когда он выбрал отцовский путь.

 

Такой грязи, какую вылили на меня за 17 месяцев работы министром, я за всю жизнь не видел. И хорошо, что я перестал быть министром. Не моё это. Твоих собратьев я называю змеями (от украинского СМИ – ЗМИ). Потому что они поголовно не профессионалы. Практически никто не может проанализировать спектакль. Более того, почти никто не готовится к интервью. Помню, как-то ко мне пришла молодая журналистка. Будущий театровед, между прочим. Задаёт мне какие-то странные вопросы. Я вкрадчиво интересуюсь: а вы спектакль видели? Оказалось, нет! Мисю, ну про что тогда может идти речь? И таких - подавляющее большинство, к сожалению.

 

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

Александр Ушар 29.08.2016 в 12:15 # Ответить
Душевный рассказ о гениальном актере и замечательном человеке, действительно достойно, без фальши спевшем свою песню жизни. И Михаил, как всегда, оказался на высоте - не менее достойно подпел ему в очерке... Спасибо автору и "Российскому героическому календарю".
Татьяна П. 29.08.2016 в 12:31 # Ответить
Я была уже готова к походу в лес, но машинально нажала на кнопочку процессора…
И очутилась в особом театральном мире, в маленьком подвальчике, куда приходили актёры…
И где было первое знакомство автора с Богданом Ступкой.
Яркий, сочный красками и событиями мир. И как откровение, приятное для меня, совпадающее с настроем моим духовным, рассказ о человеке, один только взгляд на которого, и ты уже веришь каждому его слову и жесту.
Спасибо, Михаил Александрович, за чудное повествование о своём друге.
Так жаль, что мало он пожил. Мало. Это осознаёшь только тогда, когда становишься взрослее и возрастом, и умом.
В нём воплощение Силы, Породы,Мощи и Таланта народа, из которого он вышел.
Светлая Память Богдану Ступке…
Галкин Валерий 29.08.2016 в 12:56 # Ответить
Спасибо......
Андрей 29.08.2016 в 13:18 # Ответить
Не перестаю удивляться обилию друзей, товарищей и просто знакомых у Михаила Захарчука! О многих он нам уже поведал, рассказы о других выдающихся людях, очевидно, ещё впереди. Пусть этот поток не иссякает никогда, ибо читать о личностях с большой буквы всяко интересней, чем смотреть новости шоу-бизнеса.
Валерий Пинчук 29.08.2016 в 13:52 # Ответить
Миша, прав - Ступка это фигура, точнее Личность. Такие - один на миллион. Мне кажется, что людей уровня Ступки, очень не хватает нынешней Украине, где Зло победило Добро.
Светлая память великому Актеру!
Владимир Марский 29.08.2016 в 16:35 # Ответить
О любом неординарном человеке читать всегда интересно. О известном,лишь тогда, когда узнаешь о нем что-то новое. Из материала узнал о Богдане Ступке, казалось бы писанном-переписанном, кучу до сей поры мне не известного. Потому что знать это может только близкий человек, в данном случае - друг. Штучный Богдан был актер и человек, личность. Полностью согласен с автором, когда он прогнозирует как повел бы себя Ступка по отношению к нынешнему киевскому режиму. Братские народы, читай - единый народ, довели до такого скотского друг к другу отношения. Это, конечно, пена, и со временем схлынет. Но тем важнее сейчас рассказывать о таких людях как Богдан.
геннадий алехин 29.08.2016 в 21:17 # Ответить
Великий актер.Настоящий патриот.Светлая память!Помним!
В.Леонидов 30.08.2016 в 17:15 # Ответить
Гениальный актерище! Уникальный талант и неповторимое обаяние в любой - большой или маленькой роли. Несмотря на огромную фильмографию, все-таки всю мощь его потенциала кинематограф, на мой взгляд, не использовал. Жаль, что рано умер. С другой стороны, - Бог дал ему не увидеть Май ый и обаятельный в любом образе.
В.Леонидов 30.08.2016 в 17:17 # Ответить
Гениальный актерище! Уникальный талант и неповторимое обаяние в любой - большой или маленькой - роли. Несмотря на огромную фильмографию, все-таки всю мощь его потенциала кинематограф, на мой взгляд, не использовал. Жаль, что рано умер. С другой стороны, - Бог дал ему не увидеть Майдана и не увидеть постмайданного ужаса и бардака.
Наталья 06.09.2016 в 18:02 # Ответить
Самый мой любимый актер!!! Непревзойденный мастер и талант ! Правда, Богом данный, очень светлый человек! В любом искусстве, в том числе и в кинематографе неприемлемы цифры, рейтинги (хотя современное "мыло" только на этом и базируется), думаю, что в сотню лучших, а может быть и в десятку лучших актеров современности вошел бы этот гениальный артист ! Одна из последних его ролей в сериале, не буду даже название писать, не люблю с детства эти "одноразовые оперы". Посмотрела только из Героя, сыгранного Ступкой, все серии пролетели в мгновение, как же много зависит от таланта! Спасибо автору !

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
29 октября
четверг
2020

В этот день:

Дмитрий — сын Грозного царя

29 октября 1582 года родился Дмитрий Иванович, царевич, князь Углицкий (младший сын Ивана Грозного).

Дмитрий — сын Грозного царя

29 октября 1582 года родился Дмитрий Иванович, царевич, князь Углицкий (младший сын Ивана Грозного).

Прожил всего восемь лет, однако политический кризис, во многом связанный с его загадочной гибелью (Смутное время), продолжался как минимум двадцать два года после его смерти. Канонизирован в 1606 как благоверный царевич Димитрий Углицкий (день памяти — 15 мая по старому стилю, в XXI веке — 28 мая по новому стилю).

После смерти отца остался единственным представителем московской линии дома Рюриковичей, кроме старшего брата, царя Фёдора Иоанновича. 15 (25) мая 1591 года царевич играл «в тычку», причём компанию ему составляли Петруша Колобов и Важен Тучков — сыновья постельницы и кормилицы, состоявших при особе царицы, а также Иван Красенский и Гриша Козловский. Царевича опекали мамка Василиса Волохова, кормилица Арина Тучкова и постельница Марья Колобова. Если верить показаниям очевидцев событий, данным во время следствия, в руках у царевича была «свая» — заострённый четырёхгранный гвоздь. Вдруг у Дмитрия начался приступ эпилепсии, и во время судорог «свая» случайно пронзила царевича.

Сама царица и её брат Михаил придерживались версии, что Дмитрий был зарезан Осипом Волоховым (сыном мамки царевича), Никитой Качаловым и Данилой Битяговским (сыном дьяка Михаила, присланного надзирать за опальной царской семьей) по прямому приказу Москвы. Эта версия представляется малоубедительной, поскольку в окружении царевича в тот момент были люди чьё благополучие, жизненные перспективы, да и сама жизнь зависили от благоденствия царевича, а обвиняемые в убийстве лица, согласно показаниям свидетелей, на момент гибели царевича находились в другом месте. Тем не менее возбуждённая толпа, поднявшаяся по набату, растерзала предполагаемых убийц. Впоследствии колоколу, послужившему набатом, по распоряжению Василия Шуйского был отрезан язык (как человеку). Через четыре дня после смерти царевича, из Москвы прибыла следственная комиссия в составе митрополита Геласия, главы Поместного приказа думного дьяка Елизария Вылузгина, окольничего Андрея Петровича Луп-Клешнина и будущего царя Василия Шуйского. Выводы московской комиссии на тот момент были однозначны — царевич погиб от несчастного случая.

Со смертью Дмитрия московская линия династии Рюриковичей была обречена на вымирание; хотя у царя Фёдора Иоанновича впоследствии родилась дочь, она умерла во младенчестве, а сыновей у него не было. 7 (17) января 1598 года со смертью Фёдора династия пресеклась, и его преемником стал Борис Годунов. С этой даты обычно отсчитывается Смутное время, в котором имя царевича Дмитрия стало лозунгом самых разных партий, символом «правого», «законного» царя; это имя приняли несколько самозванцев, один из которых незаконно царствовал в Москве.

 

Севастополь - исконно русский

29 октября 1948 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР г. Севастополь был выделен из Крымской области в самостоятельный административно-хозяйственный центр со своим особым бюджетом и отнесен к категории городов республиканского подчинения в составе РСФСР.

Севастополь - исконно русский

29 октября 1948 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР г. Севастополь был выделен из Крымской области в самостоятельный административно-хозяйственный центр со своим особым бюджетом и отнесен к категории городов республиканского подчинения в составе РСФСР.

Таким образом, с 29 октября 1948 года на территории Крымского полуострова, находящейся под юрисдикцией России, сосуществовали две административно-территориальные единицы республиканского подчинения: г. Севастополь и Крымская область, имеющие равный статус. В 1954 году волевым решением Хрущева Крымская область была передана из состава РСФСР в состав УССР. Севастополь так и остался юридически русским.

С искусственно учиненным в декабре 1991 года распадом СССР и образованием отдельных государств Российской Федерации и Украины — статус Севастополя не претерпел юридических изменений. Де-юре он продолжал оставаться частью территории Российской Федерации, но де-факто в одностороннем порядке без согласования с Россией был подчинен органам государственной власти Украины в соответствии с указом Кравчука от 11 марта 1992 года. Сейчас справедливость восторжествовала и Севастополь, также как и весь Крым снова стали русскими. Иначе быть и не могло.

Гибель «Новороссийска»

29 октября 1955 года в Севастопольской бухте взорвался и затонул флагман Краснознаменного Черноморского флота линкор «Новороссийск».

Гибель «Новороссийска»

29 октября 1955 года в Севастопольской бухте взорвался и затонул флагман Краснознаменного Черноморского флота линкор «Новороссийск».

В тот день закончились крупномасштабные флотские учения, в которых участвовал самый мощный тогда корабль советского ВМФ - линкор "Новороссийск". Отстрелявшись всеми видами орудий по учебным целям, флагман вернулся в Севастопольскую бухту и бросил якоря на траверзе военно-морского госпиталя. Вечером часть команды сошла на берег, а оставшиеся на борту около полутора тысяч моряков занялись повседневной работой. О том, что произошло в дальнейшем, написаны тысячи страниц рапортов и объяснительных записок. Мой первый флотский командир и учитель, ныне капитан первого ранга в отставке Михаил Романович Никитенко в ту ночь заступил вахтенным офицером "Новороссийска". Он описал мне трагедию так:
- В ту злополучную ночь вахтенная смена ничего тревожного не заметила. Обстановка вокруг корабля и внутри него была совершенно штатной. И вдруг в половине второго ночи под носовой частью линкора прогремел мощный подводный взрыв. Сразу же вышел из строя генератор. Почему-то не работало и аварийное освещение. Тем не менее оставшиеся в живых моряки экипажа быстро заняли свои места по расписанию аварийной тревоги. На командирский мостик стала поступать разрозненная информация о состоянии корабля. Вскоре было ясно: в носовой части имеется огромная пробоина.
О ЧП доложили в штаб флота. Пока прибыло командование, удалось выровнять корабль перекачкой мазута из цистерн одного борта на другой. Но бак (носовая часть корабля) неуклонно погружался в воду, и на значительной части палубы уже плескались волны. Стало ясно, что "Новороссийск" обречен. В такой ситуации нужно было энергично и без промедления действовать по двум направлениям: эвакуация экипажа и буксировка линкора на мелководье, чтобы не допустить его полного затопления. Ближе к четырем часам утра корабль стал крениться с угрожающей быстротой. Только с него успели снять флотское командование и небольшую часть экипажа, как в 4 часа 15 минут он перевернулся, став братской могилой для сотен моряков...

Потом была создана правительственная комиссия для выяснения причин трагедии и выявления виновных. Результатом ее деятельности стал акт расследования, который тут же был засекречен на долгие десятилетия.
- Нам лишь сообщили, - закончил рассказ Никитенко, - что комиссия пришла к выводу, будто гибель "Новороссийска" произошла в результате взрыва старой немецкой мины, которую зацепил якорь линкора. Но я никогда не верил в эту версию. Ведь для того, чтобы разворотить бортовую броню линкора на площади в десяток квадратных метров, по самым скромным подсчетам, потребовалось бы несколько сот килограммов взрывчатки. Из каких фантастических войн такую мину могло занести в Севастопольскую бухту?
В начале 90-х годов прошлого столетия в главном штабе ВМФ мне предоставили возможность ознакомиться с этим актом комиссии, рассекреченным в 1992 году. Честно говоря, он вызвал у меня немалое разочарование. В документе не содержалось ничего такого, что могло бы хоть когда-то составлять военную или государственную тайну. Похоже, что авторы акта решили его засекретить по причине вопиющей необоснованности сделанного вывода о гибели "Новороссийска" в результате взрыва старой мины. Списать все на случайную мину было выгодно всем - меньше голов полетит по результатам расследования. Поэтому и "списали"... Правда, справедливости ради следует сказать, что в акте анализировалась и другая версия взрыва - диверсионная.
Дело в том, что "Новороссийск" раньше назывался "Джулио Чезаре" и в годы второй мировой войны был флагманом военно- морских сил фашистской Италии. В декабре 1943 года на Тегеранской конференции "большая тройка" приняла решение о разделе итальянского флота. Большая часть кораблей перешла США и Англии. Советскому Союзу достался линейный корабль "Джулио Чезаре". Правда, передача его советской стороне состоялась лишь в 1949 году в албанском порту Вера. При этом в западной прессе в те дни публиковалось заявление итальянского контр-адмирала князя Боргезе, который командовал соединением боевых подводных пловцов-диверсантов, о том, что его питомцы не допустят "службы Советам итальянского флагмана" и взорвут его во что бы то ни стало.
Правительственная комиссия вспомнила эти высказывания, но сделала вывод о том, что боевые пловцы князя Боргезе были бы не в состоянии незаметно доставить в Севастопольскую бухту несколько сот килограммов взрывчатки, способной пробить 20-сантиметровую броню линкора. Для этого понадобился бы по меньшей мере катер, который, конечно же, не смог бы скрытно проникнуть в советские территориальные воды, а тем более в акваторию мощной и отменно защищенной военно-морской базы. Но ведь подчиненные Боргезе или кто-то другой могли заложить взрывчатку и раньше. Возможны и другие причины взрывов. Об этом мы беседовали с одним из бывших военно-морских экспертов комиссии капитаном первого ранга в отставке Николаем Гарматенко:
- Надоело молчать и кривить душой. Безусловно, еще четыре десятилетия назад наши эксперты были уверены в надуманности официальной версии гибели "Новороссийска". Но она была удобной для начальников, посему иное мнение не имело шансов быть услышанным наверху. Слухи же в кулуарах самой комиссии ходили самые разные, даже такие экзотические, как попадание линкора в точку соприкосновения нашего мира с неким "параллельным" или - и вовсе проклятие, наложенное на всю серию этих кораблей маркизой Феличией (по слухам, ведьмой во плоти), чей муж погиб во время ходовых испытаний головного линкора серии...
Действительно, в судьбе трех линкоров - "Леонардо да Винчи", "Контри ди Кавур" и "Джулио Чезаре" - было несколько почти мистических совпадений, которые могли навести на какие угодно мысли. Супруг маркизы Феличии адмирал Рей был раздавлен, упав с трапа между причалом и бортом линкора "Леонардо да Винчи". В том же году этот корабль перевернулся от взрыва, прогремевшего под днищем, и затонул прямо в порту Торонто. Похожая участь постигла "Контри ди Кавур" в 1940 году. Последней жертвой таинственных взрывов пал "Джулио Чезаре" ("Новороссийск").
Другое странное совпадение. Трагедия "Новороссийска" произошла практически на том же самом месте, где в 1916 году взорвался и затонул линкор "Императрица Мария". Причины катастрофы и в этом случае не выяснены до сих пор.
- Но если отвлечься от мистики, - продолжал капитан первого ранга в отставке Гарматенко, - то в кулуарах комиссии многие эксперты шепотком высказывали уверенность, что гибель "Новороссийска" - все-таки дело рук головорезов князя Боргезе. И им не нужно было тащить сотни килограммов взрывчатки в Севастопольскую бухту. По дьявольскому замыслу адмирала русские сами доставили смертоносный груз по назначению. Дело в том, что незадолго до передачи линкора советской стороне итальянцы зачем-то значительно нарастили его носовую часть. Наш экипаж, принимавший "Джулио Чезаре" в Вере, сразу же обратил внимание на свежие сварные швы в районе бака и форштевня. Не заложена ли там взрывчатка? Но проверить это в условиях чужого порта не представлялось возможным. Да и не было еще достаточно точной рентгеновской и ультразвуковой аппаратуры. Экипаж на свой страх и риск вывел линкор в море. Плавание прошло без ЧП, и первоначальные тревоги отошли в тень. Потом и вовсе команда на корабле поменялась, а значит, о возможном подвохе подзабыли. Подводным же диверсантам в такой ситуации вовсе и не нужно было проникать в Севастопольскую бухту. Они могли в нейтральных водах прикрепить к носовой части линкора небольшую магнитную мину с часовым механизмом, способную взорвать заложенный ранее на линкоре мощный заряд.
Конечно, эта версия тоже не доказана. Но она в отличие от других объясняет все странности взрыва линкора. И хотя для сотен погибших это уже не имеет никакого значения, в анналах истории должна быть зафиксирована не только малоправдоподобная официальная версия трагедии, но и "кулуарная", которая, по крайней мере, выглядит более правдоподобной.

Советская ПРО

29 октября 1976 года начала боевое дежурство отечественная Система предупреждения о ракетном нападении (СПРН)

Советская ПРО

29 октября 1976 года начала боевое дежурство отечественная Система предупреждения о ракетном нападении (СПРН)

Это  — специальный комплекс для предупреждения руководства СССР о применении противником ракетного оружия против государства и для отражения  внезапного нападения.
СПРН состояла из двух эшелонов — наземные РЛС и орбитальная группировка спутников системы раннего предупреждения.  Нынешнее состояние  СПРН оставляет желать лучшего (см. статью «Про ПРО»).

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии