RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Православный воин Игорь Стрелков
18 августа 2014 г.

Православный воин Игорь Стрелков

Он — пока не канонизированный, но святой, потому что борется за Русский мир против сатанинской Америки
Страшная «вина» Путина
1 января 1970 г.

Страшная «вина» Путина

Почему мировая общественность не замечает, что США объявили войну не только России, но и всему миру
Герои границы
28 мая 2020 г.

Герои границы

28 мая — День пограничника, праздник тех, кто даже в мирный период каждодневно идет на подвиг, охраняя границы Отечества
Состязания кубанских казачат
24 февраля 2019 г.

Состязания кубанских казачат

17 февраля 2019 года в рамках всекубанского месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы состоялись состязания казачьей молодежи Кубанского казачьего войска.
Брестские крепости
23 февраля 2019 г.

Брестские крепости

23 февраля 2019 года мне позвонила Народная артистка России Людмила Васильевна Зайцева и поздравила с Днём защитника Отечества
Главная » Герои нашего времени » Не предавший себя и Украину

Не предавший себя и Украину

27 августа – 75 лет со дня рождения Б.С.Ступки

Русофобия – это психическое расстройство, вызываемое лживой западной пропагандой. Б.Ступка.
Не предавший себя и Украину

 

На счету величайшего, может быть, и самого великого украинского актёра Богдана Сильвестровича Ступки многим более полусотни театральных ролей и около ста тридцати в кино. А профессиональных наград украинских и зарубежных у него так много, что даже перечислить их все не представляется возможным. Посмотрев на Московском кинофестивале фильм с участием Ступки «Белая птица с черной отметиной» гений современного кинематографа Акира Куросава заявил: «Фильм, где играет такой актер, не должен уехать без золота. Этот юноша сможет играть короля и шута. Роли будут сами находить его». Пророчество сбылось с лихвой. Уже немолодым артистом Ступка снялся у Кшиштофа Занусси и Ежи Гофмана. Но свои самые звёздные роли сыграл всё-таки у российских режиссёров. Генерал Серов в фильме «Водитель для Веры», Керенский в картине «Красные колокола», Брежнев в «Зайце над бездной», Трофим Лысенко в «Николае Вавилове», Владимир Семичастный в «Серые волки». Богдан Сильвестрович охотно шутил о том, что переиграл всех царей, вождей и генералов. Ему действительно удавались многослойные и чрезвычайно сложные образы. Одна из безусловных актерских вершин Ступки – роль Тараса Бульбы в одноименной картине Владимира Бортко. Сам режиссёр признавался: «Когда я начал снимать "Тараса Бульбу", вопрос, кто будет его играть, передо мной вообще не стоял. Я твёрдо знал: им должен был быть Богдан Ступка. Потому что Тарас Бульба – это и есть Богдан Ступка. А кто не верит, пусть посмотрит кино».

 

…Во время учёбы в Львовском высшем военно-политическом училище меня, как хорошо знавшего украинский язык, политуправление Прикарпатского военного округа направило проводить регулярную политинформацию с артистам драматического театра имени Марии Заньковецкой. Там я познакомился с молодыми на ту пору артистами Фёдором Стригуном, Виталием Розстальным, Владимиром Глухим, Ольгой Журавлёвой, Татьяной Литвиненко, Ларисой Кадыровой, Богданом Ступкой, режиссёром Сергеем Данченко и художником Мироном Киприяном. Так получилось, что последние трое стали моими друзьями на всю последующую жизнь.

 

Всё своё свободное время я пропала в театре. Едва ли не каждый вечер мы встречались в небольшой полуподвальной комнатушке, которую Мирон Киприян официально содержал на собственные средства в качестве своей рабочей мастерской. А по сути то была самопальная кафешка. Артисты и их гости приносили туда с собой пачки чая, банки редкого на ту пору кофе и… по чуть-чуть спиртного. Иной раз мы засиживались в том подвальчике до шестых петухов. Изредка нашу компанию посещали столичные гости. Отлично помню, как «до нас завитав» - нас посетил) Юрий Васильевич Яковлев. Он два или три вечера играл для львовской публики главную роль итальянца в спектакле А.Корнейчука «Память сердца». Дело в том, что этот же спектакль с его участием шёл и в театре имени Вахтангова. И происходил как бы обмен опытом между двумя дружественными театральными коллективами. Кстати, сам автор пьесы выдающийся советский драматург, Герой Соцтруда, лауреат 5 Государственных премий и большой друг художника Киприяна тоже однажды почтил нашу компанию своим вниманием. И даже выпил рюмку коньячку. Ещё очень частым нашим гостем был московский театральный критик Поюровский. Его не стало в середине нынешнего лета. Об этом в Фейсбуке сообщил мой старый друг ответственный секретарь «Литературной газеты» Леонид Колпаков. И мой отклик, как говорится, будет в строку: «Хорошо знал Бориса Михайловича. Кроме всего прочего, он ещё имел обширные познания в украинском театре. Где-то в начале 70-х театр имени Марии Заньковецкой поставил "Память сердца" Корнейчука. Поюровский, естественно, приезжал на премьеру. Тогда это было в порядке вещей. Сергей Данченко режиссёр, Богдан Ступка актёр и Мирон Киприян художник всячески обхаживали столичного гостя. Меня показывали ему как экзотическую зверюшку - не зверюшку, но что-то редкое: курсант, а стремится понимать театр. Много лет спустя я напомнил БМП о том, как мы познакомились. Он говорил: "Да, да, помню, как же!" А я видел и понимал: не помнит. Меня, уже капитана, не хочет расстраивать. Мы с ним во многих вечерах на подмостках ВТО выступали. Умница, интеллигент и мягкий, как плюшевый Мишка... Царствие ему небесное».

 

Почему я столь подробно останавливаюсь на своих юношеских театральные воспоминаниях? Да лишь потому, что всегда верховодил и тамадил в нашей компании, конечно же, Богдан (Бодюл или ласково - Бодя) Ступка. Он был врождённым заводилой и непревзойдённым собеседником. Вот каждый, кто его знавал даже накоротке, подтвердит: общаться с Бодей было одно удовольствие и сплошное наслаждение. И вроде бы ничем таким он не стремился никого удивлять, а людей к нему всё равно тянуло, словно магнитом. Опять же почему? Ответ мне ведом. Он лежит на поверхности. Ступка по природе своей, по рождению был умным, даже мудрым человеком. Могу поэтому на сто, на триста процентов уверенности утверждать, что Бодюл Сильвестрович никогда бы не стал поддерживать нынешних убогих и ублюдочных киевских хунтят, с кровью захвативших власть на Украине. Кричать с трибуны или просто так: «Слава Украине!» ему тоже не позволила бы врождённая шляхетность. Почему слава именно Украине, а не, скажем, древнейшим Китаю или Египту? Да, в конце концов, чем хуже Украины Гондурас? Тем более, что живут люди там гораздо благополучнее, чем в «нэзалэжной». Вообще, в мире есть лишь одно государство, спятившая часть жителей которого приказы из США гордо именуют нэзалэжностью. Умницу Ступку, как и любого вменяемого человека, передёргивал бы и другой нелепый и сумасбродный лозунг: Украина – по над усэ? А уж кричалки, типа: «Кто не скачет, тот москаль», «Москаляку – на гиляку!», «Москалив – на ножи!», наверняка бы вызывали в нём приступы жуткого негодования. Поскольку сам он был в высшей степени благородным украинским патриотом. А такой человек никогда не унизит себя до того быдляческого и скотского состояния, в котором нынче пребывает великое множество моих земляков.

 

Кто-то из них меня, наверняка, упрекнёт: а откуда, мол, тебе, путинскому прихвостню, известно, как бы поступал Ступка, будь он сегодня жив. Возможно, он бы первым подался на майдан, как много других деятелей нашей культуры. А вот хренушки вам, отвечу я таким убогим. И знайте, дебильненькие, что деятелей культуры среди тех, кто поддерживает нынешних кровавых хунтят нет, как класса. Культура и то, чем занимаются славословящие убийство собственных граждан в так называемой АТО, ещё дальше друг от друга, нежели Земля и Юпитер. Это, во-первых. Во-вторых, для Богдана Сильвестровича братство двух культур, как и братство двух народов никогда не были и быть не могли разменной политической монетой. Он даже умозрительно никогда не сомневался в генетической родственности украинца и русского. А о том, что сейчас творится на его родине, давно ведь высказался: читайте эпиграф этих заметок.

 

Ступка был до самых кончиков своих волнистых волос убеждённым интернационалистом и ярым приверженцем традиционалистских начал в быту, в культуре, в обществе. Первым своим другом и советчиком Бодя полагал русского гениального актёра Михаила Ульянова, который, к слову, не единожды приглашал младшего собрата поработать в русском театре. И в одно время вопрос о переходе Ступки в театр имени Моссовета был уже практически решён, но почему он не случился, я не знаю. О великой множественности сыгранных артистом ролей в театре и кино уже говорено. Но куда как примечательно то, что никогда и нигде Богдан Сильвестрович не сыграл в спектакле декадентском, андеграундном. Как нет у актёра и фильмов с претензией на пресловутый «когнитивный диссонанс», другими словами на пустую заумь. В жёны он выбрал себе русскую девушку, родившуюся в Баку. (Сие обстоятельство ещё более сблизило меня с Бодей, поскольку и моя жена бакинка). Ступка до самой смерти не знал отбоя от женщин, но никогда не изменил своей Ларисе, прожив с ней без малого полвека.

 

…Лариса Корниенко окончила Бакинское хореографическое училище и по направлению поехала работать во Львовский театр оперы и балета. Проявляла недюжинные танцевальные способности. Её даже приглашали в Большой театр. Однако девушка предпочла семью и правильно сделала. Оглядываясь сейчас назад, я прекрасно вижу и понимаю, что в больших успехах Бодюла немалая доля усилий его маленькой Ларисы. Помню, как она приходила на наши львовские мужские посиделки и довольно властно забирала своего благоверного, а нас всех посылала в сторону не печатных выражений. Правда, что и он не сильно сопротивлялся. Парень очень рано постиг то, чего многие артисты так до конца дней своих и не понимают. «Что б ты знал, Мисю,- говорил мне Бодюл,- для нас, сценических работников, для людей, снимающихся в кино, самый главный их рабочий инструмент – собственное тело и всё то, что входит в понятие организма. Это режиссёр, писатель, учитель, вот ты - журналист или руководящий работник может прийти на службу с большого бодуна и с горем пополам эту службу править. А мне надо говорить и двигаться, двигаться и говорить. Да чтобы при этом меня люди понимали и принимали. Так что Лариса очень даже правильно делает, когда выдёргивает меня из нашей компании».

 

Когда они поженились, Ступке было 23 года, его нареченной – 22. Бодюл рассказывал, что свадьбу они сыграли довольно скромную. Знакомец Артюшенко предоставил собственную большую львовскую квартиру. Сам жених взял в кассе взаимопомощи 100 рублей – практически месячную зарплату и потом рассчитывался год. На свадьбе был весь театр имени М.Заньковецкой и ближайшие подруги Ларисы по оперному театру. Естественно, присутствовала родня из села Куликово, где Бодюл родился. Его отец, Сильвестр Степанович обладал хорошим голосом и пел в хоре Львовского оперного. Собственно, от бати сын впервые и услышал о том, что в театре объявилась «бакинская красавица».

 

…Окончив Львовское училище, я уехал служить в бакинскую окружную газету «На страже» и на долгие годы потерял из виду Бодюла Ступку. Меж тем он тоже ушёл из театра Заньковецкой, последовав за Серёжей Данченко, который возглавил Киевский театр имени Ивана Франко. Кстати, с режиссёром из той нашей львовской компании ушли лишь Ступка и Виталий Розстальный. Однажды франковцы приехали с творческим отчетом в столицу. К тому времени я уже трудился в газете «Красная звезда». И, естественно, отправился на самый первый гастрольный спектакль. После его окончания наведался за кулисы. Робко представился руководителю театра и артистам. И все трое меня с восторгом признали! Затем мы сидели в номере Бодюла Сильвестровича, пили водку, закусывая её хлебом с дешевой московской колбасой и вспоминали Львов, наши посиделки. И все были единодушны: это город - сказка. Потом я провожал франковцев на Киевский вокзал, и хмельной Ступка при виде каждого милиционера невообразимо натурально разыгрывал приставание к нему коллег-артисток. У самого вагона мы по-хохлацки обстоятельно пили: «на посошок», «на коня», «стременную» «забугорную», «прощальную». Бодя хмельно уверял, что теперь меня из виду точно не упустит. Думалось: треплется. Ан, нет. В следующий приезд театра в Москву звонит: «Ты нам с Серёжей срочно нужен. Приходи. Только обязательно в форме». Хватаю такси, приезжаю в украинское посольство. Данченко, Розстальный, Ступка и завлит театра, (запамятовал его фамилию) ждут меня на улице одетые. Все заговорщицки молчат. Мы спускаемся по тогда ещё улице Горького, заворачиваем на улицу Неждановой (ныне Броюсов переулок) и приходим в гости к… великому божественному тенору Козловскому! Вечером того же дня Иван Семёнович принёс в театр для своего любимца Ступки, который играл тогда главную роль в «Записках сумасшедшего» по Гоголю две бутылки вина «Кодряны». Мне досталось того вина самую малость, но всё равно на всю жизнь в памяти осталось…

 

А ещё вспоминаю чудные рассказы Бодюла. Естественно, в моём изложении они многое теряют. Но все же не могу отказать себе в удовольствии…

 

«В Куликове мне хорошо жилось. Зимой на валенок накручивал «лыжбу» - конёк один - и - на речку. На Рождество – непременно колядки. Летом в футбол до одури гоняли. Плавал не как Вайсмюллер, конечно, но тоже очень прилично. (Д.Вайсмюллер – выдающийся пловец, пятикратный олимпийский чемпион, сыгравший культовую роль Тарзана, от которого наше поколение было в восторге – М.З). А ещё ловил рыбу, грибы собирал. Мы жили с мамиными родителями. По маминой линии были у меня бабушка Пелагея и дед Григорий, который сделал себе заблаговременно гроб и поставил его на чердаке. Бывало, залезет в него, потому что вроде как бы чувствует смерть. Бабушка поднимается по лестнице: «Грыня, ты щэ нэ вмер? Тоди иды поснидай. Нэвжэ ж на голодный шлунок будэш помыраты?» Во Львове я пошёл в первый класс. Если приносил домой двойку, отец вешал на мою шею табличку с надписью: «Я Богдан – в квадрате туман». Туман значит очень глупый. В 37-й школе учительница Францишка Ивановна, представительница старой польской педагогики, ставила меня в угол на гречку. В том углу мне было интересно, потому что всех смешил. Вот когда Францишка линейкой била за непослушание или невыученный урок по ладоням – приятного мало испытывал. Впервые почувствовал желание стать артистом лет в 9-10 лет, когда я изображал Деда Мороза во Львовской средней школе №37. Но потом перехотел. Показалось, что врачом стать лучше. Наверное поэтому в 1958 году я поступал на химический факультет Львовского политехнического института. Тогда помнится, Хрущев кинул клич: химия решает все. Мне не хватило баллов. Устроился в этот же институт учеником слесаря механических мастерских. Потом перешёл на более интеллигентную работу в астрономическую обсерваторию при Львовском университете. Исполнял обязанности лаборанта-вычислителя по переменным звездам! Во как! Ночью нужно было фотографировать звезды. И я молил Бога, чтоб он наслал на ночь тучи - хотелось гулять с девками. Звёздное небо поэтому никогда меня на поэтический лад не настраивает. Женился я весной 1967 года. Лариса не говорила по-украински. Когда у меня интересовались: как вы общаетесь, отвечал: «Как Тарапунька и Штепсель». В моей жене меня привлекла её особая сексуальность и человечность. Скажу тебе даже больше: Лариса - мой жизненный талисман. Я никогда не мог бы представить себе брак с другой женщиной! Это была бы катастрофа! Самый дорогой подарок от Ларисы – сын Остап и вся наша совместная жизнь. Первым моим критиком всегда была мама Мария. Как-то заехал к ней прямо со съёмочной площадки в сюртуке следователя. Она посмотрела на меня и сказала: «Опять плохую роль дали. Ты, сынок, играй только добрых людей». Ей хотелось, чтобы люди после моих фильмов и спектаклей становились лучше, добрее, честнее. Вот я всегда и старался выполнять ее наставления. А вот отец научил меня тому, что юмор помогает человеку стать более стойким и живучим в этой нелегкой жизни. Как и отец, спасибо ему, живу с юмором. Сын, как и я, вырос в театре. Его часто брала с собой Лариса на гастроли Львовского оперного театра, где он иногда даже выходил на сцену. После переезда в Киев, ещё школьником, он сам записался в драматическую студию. Только потом я узнал, что ей управлял Алексей Кужельный. Я не подталкивал Остапа к театральному институту, но и не запрещал, когда он выбрал отцовский путь.

 

Такой грязи, какую вылили на меня за 17 месяцев работы министром, я за всю жизнь не видел. И хорошо, что я перестал быть министром. Не моё это. Твоих собратьев я называю змеями (от украинского СМИ – ЗМИ). Потому что они поголовно не профессионалы. Практически никто не может проанализировать спектакль. Более того, почти никто не готовится к интервью. Помню, как-то ко мне пришла молодая журналистка. Будущий театровед, между прочим. Задаёт мне какие-то странные вопросы. Я вкрадчиво интересуюсь: а вы спектакль видели? Оказалось, нет! Мисю, ну про что тогда может идти речь? И таких - подавляющее большинство, к сожалению.

 

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

Александр Ушар 29.08.2016 в 12:15 # Ответить
Душевный рассказ о гениальном актере и замечательном человеке, действительно достойно, без фальши спевшем свою песню жизни. И Михаил, как всегда, оказался на высоте - не менее достойно подпел ему в очерке... Спасибо автору и "Российскому героическому календарю".
Татьяна П. 29.08.2016 в 12:31 # Ответить
Я была уже готова к походу в лес, но машинально нажала на кнопочку процессора…
И очутилась в особом театральном мире, в маленьком подвальчике, куда приходили актёры…
И где было первое знакомство автора с Богданом Ступкой.
Яркий, сочный красками и событиями мир. И как откровение, приятное для меня, совпадающее с настроем моим духовным, рассказ о человеке, один только взгляд на которого, и ты уже веришь каждому его слову и жесту.
Спасибо, Михаил Александрович, за чудное повествование о своём друге.
Так жаль, что мало он пожил. Мало. Это осознаёшь только тогда, когда становишься взрослее и возрастом, и умом.
В нём воплощение Силы, Породы,Мощи и Таланта народа, из которого он вышел.
Светлая Память Богдану Ступке…
Галкин Валерий 29.08.2016 в 12:56 # Ответить
Спасибо......
Андрей 29.08.2016 в 13:18 # Ответить
Не перестаю удивляться обилию друзей, товарищей и просто знакомых у Михаила Захарчука! О многих он нам уже поведал, рассказы о других выдающихся людях, очевидно, ещё впереди. Пусть этот поток не иссякает никогда, ибо читать о личностях с большой буквы всяко интересней, чем смотреть новости шоу-бизнеса.
Валерий Пинчук 29.08.2016 в 13:52 # Ответить
Миша, прав - Ступка это фигура, точнее Личность. Такие - один на миллион. Мне кажется, что людей уровня Ступки, очень не хватает нынешней Украине, где Зло победило Добро.
Светлая память великому Актеру!
Владимир Марский 29.08.2016 в 16:35 # Ответить
О любом неординарном человеке читать всегда интересно. О известном,лишь тогда, когда узнаешь о нем что-то новое. Из материала узнал о Богдане Ступке, казалось бы писанном-переписанном, кучу до сей поры мне не известного. Потому что знать это может только близкий человек, в данном случае - друг. Штучный Богдан был актер и человек, личность. Полностью согласен с автором, когда он прогнозирует как повел бы себя Ступка по отношению к нынешнему киевскому режиму. Братские народы, читай - единый народ, довели до такого скотского друг к другу отношения. Это, конечно, пена, и со временем схлынет. Но тем важнее сейчас рассказывать о таких людях как Богдан.
геннадий алехин 29.08.2016 в 21:17 # Ответить
Великий актер.Настоящий патриот.Светлая память!Помним!
В.Леонидов 30.08.2016 в 17:15 # Ответить
Гениальный актерище! Уникальный талант и неповторимое обаяние в любой - большой или маленькой роли. Несмотря на огромную фильмографию, все-таки всю мощь его потенциала кинематограф, на мой взгляд, не использовал. Жаль, что рано умер. С другой стороны, - Бог дал ему не увидеть Май ый и обаятельный в любом образе.
В.Леонидов 30.08.2016 в 17:17 # Ответить
Гениальный актерище! Уникальный талант и неповторимое обаяние в любой - большой или маленькой - роли. Несмотря на огромную фильмографию, все-таки всю мощь его потенциала кинематограф, на мой взгляд, не использовал. Жаль, что рано умер. С другой стороны, - Бог дал ему не увидеть Майдана и не увидеть постмайданного ужаса и бардака.
Наталья 06.09.2016 в 18:02 # Ответить
Самый мой любимый актер!!! Непревзойденный мастер и талант ! Правда, Богом данный, очень светлый человек! В любом искусстве, в том числе и в кинематографе неприемлемы цифры, рейтинги (хотя современное "мыло" только на этом и базируется), думаю, что в сотню лучших, а может быть и в десятку лучших актеров современности вошел бы этот гениальный артист ! Одна из последних его ролей в сериале, не буду даже название писать, не люблю с детства эти "одноразовые оперы". Посмотрела только из Героя, сыгранного Ступкой, все серии пролетели в мгновение, как же много зависит от таланта! Спасибо автору !

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
20 января
среда
2021

В этот день:

Маршал авиации Агальцев

20 января 1900 года родился Филипп Александрович Агальцев (ум. 29 июня 1980), Герой Советского Союза, маршал авиации, заместитель Главкома ВВС, бригадный генерал польской армии.

Маршал авиации Агальцев

20 января 1900 года родился Филипп Александрович Агальцев (ум. 29 июня 1980), Герой Советского Союза, маршал авиации, заместитель Главкома ВВС, бригадный генерал польской армии.

Родился в селе Солдатское ныне Ефремовского района Тульской области в семье крестьянина. Русский. В Красной Армии с 1919 года. Участник Гражданской войны. Окончил Военно-политическую академию в 1932 году и курсы лётчиков при Качинской военной авиашколе. Участник национально-революционной войны испанского народа 1936—1939 годов (с мая 1937 по ноябрь 1938). С декабря 1938 года — член Военного совета ВВС РККА, дивизионный комиссар. В августе 1940-го года понижен в звании до полковника и назначен командиром 50-го ближнебомбардировочного авиационного полка в Прибалтийский Особый военный округ.

В Великую Отечественную войну участвовал в боевых действиях на Северо-Западном фронте. В августе 1941-го отозван с фронта. В 1941—1943 годах — начальник Тамбовской школы младших авиаспециалистов, с марта 1943 года — командир 292-й штурмовой авиационной дивизии, С 28 мая 1943го — генерал-майор авиации. С декабря 1944 года — командир 1-го польского смешанного авиационного корпуса. За умелое руководство войсками, личное мужество и отвагу, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, большой вклад в подготовку и повышение боевой готовности войск в послевоенный период и в связи с 60-летием Советской Армии и ВМФ 21 февраля 1978 года присвоено звание Героя Советского Союза.

С декабря 1945-го — командующий 4-м штурмовым авиационным корпусом. С 1 марта 1946-го — генерал-лейтенант авиации. С февраля 1947 года — командующий 16-й воздушной армией. С июня 1949 года — 1-й заместитель, с апреля 1953 — заместитель главкома ВВС. Генерал-полковник авиации (8.08.1955) С мая 1956 — генерал-инспектор ВВС, с февраля 1958 заместитель главкома ВВС по боевой подготовке. С 1962 года маршал авиации. В 1962—1969 годы — командующий дальней авиацией ВВС, с 1971 года — в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. Умер 29 июня 1980 года в Москве.

Освобождение Великого Новгорода

20 января 1944 года советские войска освободили от фашистских захватчиков Великий Новгород, водрузили Красное знамя на древней кремлевской стене. В Москве в честь освобождения Новгорода был дан салют. С освобождения Новгорода началась операция по окончательному снятию блокады Ленинграда.

Освобождение Великого Новгорода

20 января 1944 года советские войска освободили от фашистских захватчиков Великий Новгород, водрузили Красное знамя на древней кремлевской стене. В Москве в честь освобождения Новгорода был дан салют. С освобождения Новгорода началась операция по окончательному снятию блокады Ленинграда.

Операция по освобождению Новгорода от фашистов началась 14 января 1944 года. Она стала первым этапом стратегической операции из так называемых десяти «Сталинских ударов» 1944 года. Потери Волховского и Северо-Западного фронтов в результате обороны и освобождения Новгорода составили более 750 тысяч бойцов убитыми, умершими от ран и пропавшими без вести. За время оккупации Новгород был почти полностью разрушен. Некоторые уникальные достопримечательности города безвозвратно погибли. Разрушения были столь велики, что воспринимались как непоправимая утрата части национальной культуры. Постановлением от 1 ноября 1945 года Новгород был включён в число 15 древнейших городов, подлежащих первоочередному восстановлению. К настоящему времени новгородскими реставраторами исследовано, восстановлено или законсервировано более 200 памятников зодчества, составляющих богатейшее наследие региона. По решению ЮНЕСКО в 1992 году 37 памятников и ансамблей Великого Новгорода были включены в Список Всемирного культурного наследия. 29 октября 2008 года президент России подписал Указ о присвоении Великому Новгороду почетного звания «Город воинской славы».

 

 

 

История советского «Бизона»

20 января 1953 года осуществлён первый полёт стратегического межконтинентального реактивного бомбардировщика М-4 (103М) конструктора Владимир Мясищева. М-4 (по кодификации НАТО:

История советского «Бизона»

20 января 1953 года осуществлён первый полёт стратегического межконтинентального реактивного бомбардировщика М-4 (103М) конструктора Владимир Мясищева. М-4 (по кодификации НАТО:

Bison — «Бизон») создавался одновременно с Ту-95, отличаясь от него большей скоростью и бомбовой нагрузкой, но меньшим радиусом действия. Эту машину впервые поднял в воздух экипаж летчика-испытателя Ф. Ф. Опадчего (второй пилот А. Н. Грацианский, штурман А. И. Помазунов, радист И. И. Рыхлов, бортинженер Г. А. Нефедов, ведущие инженеры А. И. Никонов и И. Н. Квитко).

Из построенных серийно 32-х самолётов, три погибли вместе с экипажами, едва родившись. Одна катастрофа произошла при перегонке в строевую часть из-за попадания в грозу. Другая — во время приёмо-сдаточных испытаний из-за пожара, возникшего в результате разрушения ослабленного топливопровода, с которого в борьбе за уменьшение веса сняли «лишние» узлы крепления. Третья — случилась при облете самолёта заводским экипажем (командир — Илья Пронин, второй пилот — Валентин Коккинаки, младший брат знаменитых летчиков-испытателей) из-за аэродинамических особенностей М-4 при взлёте.

Технические характеристики:

Длина: 47,665 м (без штанги дозаправки)

Размах крыла: 50,526 м (по гондолам шасси)

Высота: 14,1 м

Площадь крыла: 326,35 м²

Масса пустого: 79 700 кг

Нормальная взлётная масса: 138 500 кг

Максимальная взлётная масса: 181 500 кг

Лётные характеристики

Максимальная скорость: 947 км/ч

Практическая дальность: 8 100 км

Практический потолок: 11 000 м

Длина разбега: 1 470 м

Длина пробега: 2 610 м

Вооружение

Стрелково-пушечное: 3 × 2×23 мм пушки АМ-23 в верхней, нижней и кормовой установках

Бомбовая нагрузка: нормальная: 5 000 кг, максимальная: 24 000 кг

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии