RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Коричневый майдан
16 октября 2014 г.

Коричневый майдан

Как мы прозевали фашистский переворот на Украине
Погиб, прикрывая отход товарищей
14 июля 2018 г.

Погиб, прикрывая отход товарищей

13 июля 1993 года совершил подвиг самопожертвования сержант Сущенко Сергей Александрович - пограничник 12-й заставы Московского пограничного отряда в Республике Таджикистан
Киев поднимается с колен
8 ноября 2015 г.

Киев поднимается с колен

«Украинский Нюрнберг неизбежен!» - таким был главный лозунг антибандеровского марша, состоявшегося в столице Украины
День рождения военного министра
21 мая 2018 г.

День рождения военного министра

21 мая 1955 года родился Сергей Кужугетович ШОЙГУ, министр обороны, который наконец-то начал настоящую реформу Вооруженных Сил России.
США «вяжут» Россию
19 июля 2014 г.

США «вяжут» Россию

Катастрофа «Боинга» в украинском небе: мнение бывшего офицера ПВО
Главная » Герои нашего времени » Николай Бурляев: крест на груди и в сердце

Николай Бурляев: крест на груди и в сердце

Народному артисту России, президенту Международного кинофестиваля славянских и православных народов «Золотой Витязь» исполнилось 70 лет

.
Николай Бурляев: крест на груди и в сердце

Николай Петрович Бурляев родился 3 августа 1946 года в Москве. Родители — Бурляев Пётр Диомидович (1907—1989) и Михайлова Татьяна Александровна (1911—1998).
Актёрский дебют Николая Бурляева состоялся в начале 1960-х годов, когда он снялся в курсовой работе Андрея Кончаловского «Мальчик и голубь». Затем Андрей Тарковский по рекомендации Кончаловского взял юного актёра в картину «Иваново детство», где Бурляев сыграл роль подростка, которого война лишила детства. На Венецианском кинофестивале 1962 года оба фильма с участием Бурляева получили призы — «Золотого Льва св. Марка» и «Бронзового Льва св. Марка».
В 1968 году окончил актёрский факультет театрального училища им. Б. Щукина. В 1961—1964 работал в Московском академическом театре им. Моссовета. В 1967—1968 в Московском театре им. Ленинского комсомола. В 1975 году окончил режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская М. И. Ромма, Л. А. Кулиджанова). С 1992 года — генеральный директор киноцентра «Русский фильм». Президент Международного кинофестиваля славянских и православных народов «Золотой Витязь». С 26 июля 2010 года — член Патриаршего Совета по культуре (Русская православная церковь).
Мне довелось несколько раз общаться с Николаем Петровичем. Вот выжимки из наших бесед.

 

- С кинематографом судьба меня свела совершенно случайно. Воспитывался я в рядовой московской семье. Отец и мать инженеры. А если еще копнуть поглубже, то мой прапрадед был сподвижником Богдана Хмельницкого. Это полковник Остап Бурляй, который приехал в Москву послом от Хмельницкого с официальной просьбой о присоединении Украины.

В семье я был четвертый ребенок, последний. Родители жили от получки до получки, так что с детства натерпелся лишений.  

Актером быть никогда не хотел, поскольку к этой профессии относился и отношусь очень критически. Ибо она нас нередко подталкивает ко греху, ведь актеры часто идут туда, куда их поманит лукавый, продаются, и это, к сожалению, делают процентов 95 нашего брата. Слава Богу, я очень рано понял, что этого делать нельзя, к тому же у меня был учителем Андрей Тарковский, который часто говорил: "Помирать будешь - не продавайся, честь духа превыше всего". Поначалу я к этому, видимо, плохо прислушивался, играл что попало и где попало. На сей день у меня сделано в кинематографе более 70 работ, из которых я оставил бы 20 - 25 , остальные играть не стоило. Мой крестный отец по кино - Андрон Кончаловский. Как-то идя из школы домой по улице Горького, я попал в его поле зрения совершенно случайно...

- Может, не случайно, может, это провиденческая встреча?  

- Да, я тоже об этом в жизни думал.. Кончаловский взял меня сниматься в фильме "Мальчик и голубь". Так что "Иваново детство" не первый мой фильм, но первый, получивший такую широкую известность. Снимаясь в нем, я был одновременно приглашен в труппу Театра имени Моссовета к Завадскому. Представляете, какое это было для меня счастье - пройти школу у Мордвинова, Марецкой, Раневской, Плятта, у Завадского, наконец! За четыре года я сыграл там шесть ролей. Меня как-то душевно, что ли, отмечал Мордвинов. Когда он умер, была опубликована книжка его дневников, и меня поразило, что там он меня принимал как равного! Это, конечно, окрылило на всю жизнь!  

- Но ведь такое купание в отблесках славы великих актеров могло породить "звездную болезнь"?  

- Да, был этап после фильма "Иваново детство", который получил более 20 премий, когда у меня закружилась голова. Но повезло в том, что у меня всю жизнь была заниженной самооценка, вероятно, из-за того, что оказался последним ребенком в семье и был приучен относиться к себе как к последнему. Сей печальный момент неожиданно сыграл положительную роль. Недооценка себя заставляла еще более усиленно работать над собой.  

-Расскажите, пожалуйста, о работе над великим фильмом «Андрей Рублев».
- Андрей Тарковский и Андрон Кончаловский готовили для меня не ту роль, что я играл, а роль Фомы. Я прочитал сценарий, и этот образ мне не понравился - бледный, как тень, бродит за Андреем Рублевым. Придя на пробу, я сказал Тарковскому, что очень нравится роль Бориски. Он отмахнулся: мол, у меня есть для нее зрелый актер. Но я долго упрашивал. Наконец Андрей Тарковский решил попробовать. И в ходе пробы я видел, как он заражался идеей омоложения Бориски. Словом, я своей настойчивостью убедил режиссера, что будет более глубоко, символично, если колокол отольет по наитию отрок, а не умудренный опытом муж. Фильм делался два года, из них 12 месяцев (!) мы работали именно над темой колокола.

- Вы искренне играли православного или превозмогали в себе свойственный тому времени атеизм?

- Играл я православного, крест был на груди - это так. Но я тогда был очень далек от завещанной нам предками веры. Бабушка в детстве водила меня в церковь, но моего внутреннего соучастия не было в этом процессе. Так вышло, что только после "Андрея Рублева" я начал приближаться к нашей вере. Бог дал мне в друзья того, кто стал ныне преподобным, - это архимандрит Алипий из Пскова. Я часто у него бывал, жил с ним в келье. В беседах я начал свое приближение к Храму Божьему.

- Хотелось бы поговорить и еще об одной вашей замечательной работе, о том, как вы создавали образ Лермонтова...

- В жизни мне очень часто говорили, что я внешне похож на Лермонтова. Само творчество поэта я очень долго знал лишь по школьной программе. Педагоги открывали мне Лермонтова таким, каким его преподносит историческая сплетня, - агрессивным, жестким, ироничным, колким, маленького роста, кривоногим, хромым, язвительным, обижающим Мартынова... Так я представлял себе Михаила Юрьевича до тех пор, пока не занялся изучением его творчества и биографии более глубоко. А произошло это так.

После окончания ВГИКа я сделал удачный режиссерский дебют - "Ванька-Каин". Но после него, что ни предложу, мне рубили. 10 лет!

Страницы:   1 2 3  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
16 июля
вторник
2019

В этот день:

Захват японцами адмирала Головнина

16 июля 1811 года во время исследования Курильских островов на шлюпе «Диана» был вероломно захвачен в плен японцами Василий Михайлович ГОЛОВНИН, русский мореплаватель и путешественник, вице-адмирал; член-корреспондент Петербургской Академии наук.

Захват японцами адмирала Головнина

16 июля 1811 года во время исследования Курильских островов на шлюпе «Диана» был вероломно захвачен в плен японцами Василий Михайлович ГОЛОВНИН, русский мореплаватель и путешественник, вице-адмирал; член-корреспондент Петербургской Академии наук.

Головнин и его единомышленники успешно совершили тяжелый переход от Кронштадта до Камчатки. Предпринятое ими изучение местности было сопряжено с большими трудностями. Постоянные туманы, обрывистые и скалистые берега, отсутствие удобной, укрытой от ветров якорной стоянки часто лишали моряков возможности проникнуть в глубь того или иного острова. Все было преодолено. Результаты исследований В. М. Головнина были значительны. Он составил точную карту Курильских островов, уточнив сведения о них, собранные другими русскими мореплавателями и учеными. Головнин точно установил, что Курильская гряда состоит из двадцати четырех островов, а не из двадцати одного, как это считали ранее.

В конце путешествия «Диана» подошла к длинной косе, составляющей восточную сторону гавани острова Кунашир, и стала на якорь. Головнин с семью матросами отправился на остров. Японцы встретили его с притворным радушием, пригласили в крепость, а когда ничего не подозревавшие Головнин и его спутники вошли в нее, японцы неожиданно напали на невооруженных русских моряков и захватили их в плен. Больше всего Головнина возмущало коварство и вероломство японцев. «От чистого сердца и от желания им добра поехал я к ним в крепость, как друг их, а теперь что они с нами делают. Я менее мучился бы, — писал он позже в своих «Записках», — если б был причиной только моего собственного несчастья, но еще семь человек подчиненных также от меня страдают».
Вскоре русских моряков перевели с острова Кунашир в город Хакодатэ на острове Матсмай (Хоккайдо) и заключили в тюрьму. Головнина посадили в отдельную темную и сырую камеру.
Но и в этих условиях Головнин не прекращал своих научных занятий. Все, что он наблюдал во время прогулок и узнавал из разговоров с охранниками, Головнин заносил в свой оригинальный «журнал» из ниток, облегчавший ему запоминание. Каждому примечательному событию, о котором Головнину удалось узнать, в этом «журнале» соответствовала нитка определенного цвета. (Нитки выдергивались из манжет, подкладки мундира или шарфа). Эти нитки искусно сплетались в узелок. Только благодаря этому «дневнику» Головнин впоследствии написал свое замечательное произведение «Записки флота капитана Головнина о приключениях его в плену у японцев в1811,1812 и 1813 годах», опубликованное в 1818 г. и впоследствии переведенное почти на все европейские языки. В книге содержатся исключительной ценности сведения о нравах и обычаях японцев, об их культуре. Это был первый обстоятельный труд о Японии.

Пленники пытались бежать, но их поймали и снова заточили в тюрьму, охрана была усилена. Условия содержания стали еще хуже.

Тем временем «Диана» ушла к русским берегам. Заместитель Головнина Рикорд выехал в Иркутск, откуда предполагал отправиться в Петербург. Он узнал в Иркутске, что перед правительством было возбуждено ходатайство об организации экспедиции для спасения из плена Головнина и всех находившихся с ним людей. Возвратившись весной 1812 года из Иркутска в Охотск, Рикорд начал спешно готовиться к плаванию. «Диана» была отремонтирована, экипаж ее увеличен на 11 человек. В распоряжение Рикорда были выделены бриг «Зотик» и транспорт «Павел». Командирами этих судов были назначены офицеры с «Дианы». Решено было захватить с собой в плавание шесть японцев с судов, потерпевших крушение у русских берегов, чтобы обменять их на Головнина и его спутников.

22 июля 1812 года «Диана» в сопровождении брига «Зотик» вышла к острову Кунашир. Но попытки Рикорда завязать переговоры с японскими властями успеха не имели. Японцы, узнавшие о вторжении армии Наполеона в Россию, резко отвергли предложения русских начать переговоры об освобождении пленников. Рикорд возвратился на Камчатку. Пролив между островами Райкоку и Матау, которым проходила «Диана», еще не нанесенный на карты, Рикорд назвал именем Головнина.
В 1813 году «Диана» вновь подошла к острову Кунашир. Через захваченного японского купца Рикорду удалось начать переговоры об освобождении русских моряков. На этот раз японцы проявили большую сговорчивость. Еще за несколько месяцев до прибытия «Дианы» они изменили свое отношение к русским пленным: перевели их в более удобные помещения, улучшили условия содержания. Более того, японские чиновники и охрана начали проявлять заискивающую учтивость, немало удивив этим Головнина и его друзей. Такая перемена объяснялась тем, что весть о славной победе русской армии, разгромившей полчища Наполеона и изгнавшей остатки разбитой французской армии из пределов России, долетела и до Страны восходящего солнца. Успехи русских войск произвели на японское правительство такое сильное впечатление, что оно, по-видимому, готово было пересмотреть свое отношение к России, неоднократно пытавшейся установить экономические и политические связи со своим восточным соседом.
1 октября 1813 года, после более чем двухлетнего пребывания в плену, Головнин и его товарищи были наконец освобождены. В 1814 году Головнин возвратился в Петербург.

Начало великих походов 1819 года

16 июля 1819 года из Кронштадта вышли в океанский поход сразу 4 русских шлюпа.

Начало великих походов 1819 года

16 июля 1819 года из Кронштадта вышли в океанский поход сразу 4 русских шлюпа.

 «Открытие» и «Благонамеренный» под командованием М. Н. ВАСИЛЬЕВА и Г. С. ШИШМАРЕВА ушли в арктические воды для исследования Северного морского пути из Берингова пролива в Атлантический океан, а «Восток» и «Мирный» под командой Ф. Ф. БЕЛЛИНСГАУЗЕНА и М. П. ЛАЗАРЕВА направились в кругосветное плавание в Антарктику для поисков Южного материка.

Конец фашистского крейсера «Ниобе»

16 июля 1944 года советской морской авиацией в финском порту Котка был уничтожен немецкий крейсер ПВО «Ниобе». Он был переоборудован из нидерландского бронепалубного крейсера "Гелдерланд" типа «Холланд», который при вторжении германской армии в Голландию достался немцам в качестве трофея.

Конец фашистского крейсера «Ниобе»

16 июля 1944 года советской морской авиацией в финском порту Котка был уничтожен немецкий крейсер ПВО «Ниобе». Он был переоборудован из нидерландского бронепалубного крейсера "Гелдерланд" типа «Холланд», который при вторжении германской армии в Голландию достался немцам в качестве трофея.

После модернизации крейсер имел внушительное зенитное вооружение из восьми 105-мм, четырёх 40-мм и шестнадцати 20-мм стволов. Стоявший в финском порту Котка «Ниобе» представлял для советской авиации серьезную опасность. Для его уничтожения была собрана армада из более 130 самолётов под общим руководством Героя Советского Союза В.И. Ракова. 16 июля 1944 года в результате массированного налёта «Ниобе» пошёл ко дну. Это самый крупный фашистский корабль, потопленный советскими морскими летчиками.

 

О реабилитации казачества

16 июля 1992 года Верховный Совет Российской Федерации принял постановление «О реабилитации казачества».

О реабилитации казачества

16 июля 1992 года Верховный Совет Российской Федерации принял постановление «О реабилитации казачества».

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 июля 1992 г. N 3321-1

О РЕАБИЛИТАЦИИ КАЗАЧЕСТВА (в ред. Федерального "закона" от 26.06.2007 N 118-ФЗ)
Исходя из требований "Закона" РСФСР "О реабилитации репрессированных народов", в целях полной реабилитации казачества и создания необходимых условий для его возрождения как исторически сложившейся культурно-этнической общности Верховный Совет Российской Федерации постановляет:

1. Отменить как незаконные все акты в отношении казачества, принятые начиная с 1918 года, в части, касающейся применения к нему репрессивных мер.

2. Реабилитация отдельных казаков, незаконно подвергшихся уголовному преследованию и репрессиям в административном порядке, производится индивидуально в соответствии с "Законом" РСФСР "О реабилитации жертв политических репрессий".

3. Признать за казачеством права на:

возрождение традиционного социально-хозяйственного уклада жизни и культурных традиций при соблюдении законодательства и общепринятых прав человека;

установление территориального общественного самоуправления в местах компактного проживания казаков в традиционных для казачества формах в соответствии с "Законом" Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской Федерации";

абзац утратил силу. - Федеральный "закон" от 26.06.2007 N 118-ФЗ;

(см. текст в предыдущей "редакции")

восстановление традиционных наименований населенных пунктов и местностей, улиц, площадей, объектов культуры, просвещения, производственных и иных объектов на основе свободного волеизъявления всех групп населения в местах компактного проживания казачества на основании действующего законодательства;

создание общественных казачьих объединений с исторически сложившимися названиями, в том числе землячеств, союзов и других; их регистрацию и деятельность в общем порядке, установленном для общественных объединений граждан.

Права, указанные в настоящем пункте, обеспечиваются Верховным Советом Российской Федерации, Верховными Советами республик в составе Российской Федерации, краевыми, областными Советами народных депутатов, Советами народных депутатов автономной области, автономных округов, Московским и Санкт-Петербургским городскими Советами народных депутатов и исполнительными органами соответствующих уровней.

4. Перечисленные в "пункте 3" настоящего Постановления положения не должны ущемлять права каких-либо других групп населения или отдельных граждан и не означают наделение казачества какими-либо привилегиями, которые могут толковаться как сословные.

Никто не может быть принуждаем к казачьему укладу жизни.

5. Установить, что сооружения, памятные места, иные объекты и предметы, связанные с культурно-историческими событиями в жизни казачества, произведения материального и духовного творчества казачества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, являются общероссийским достоянием казачества и охраняются государством в соответствии с действующим законодательством.

6. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

разработать совместно с общественными объединениями казаков комплексную государственную программу возрождения казачества, согласовав ее с соответствующими органами государственной власти и управления;

в срок до 1 ноября 1992 года с участием представителей республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и общественных объединений казаков разработать нормативные акты, регулирующие порядок применения "пункта 3" настоящего Постановления.

7. Рекомендовать республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу обеспечить необходимые условия для реализации комплексной государственной программы возрождения казачества; рассмотреть возможность создания комитетов (комиссий) по делам казачества.

8. Ввести в действие настоящее Постановление с момента опубликования.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии