RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Великая Русская Мама
15 августа 2020 г.

Великая Русская Мама

15 августа 2020 года исполнилось 90 лет нашей Маме — Великой Русской Учительнице Ольге Константиновне Турченко
Бешеная собака
19 декабря 2015 г.

Бешеная собака

19 декабря 2014 года Обама заявил о подписании «Акта в защиту Украины 2014 г.», позволяющего вводить против нас новые санкции и поставлять на Украину летальное оружие против России
День воина-интернационалиста
14 февраля 2017 г.

День воина-интернационалиста

15 февраля в России, Белоруссии и на Украине отмечается День памяти о воинах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества.
Командир «Русской Акулы»
24 октября 2015 г.

Командир «Русской Акулы»

24 октября 2015 года исполнилось бы 60 лет выдающемуся мореходу-подводнику капитану первого ранга Александру Сергеевичу Богачеву.
Обаму и Парашенко — на парашу!
13 сентября 2014 г.

Обаму и Парашенко — на парашу!

В Венеции пройдет показательный процесс над президентом США и незаконным президентом Украины, а также - представителями руководства ЕС и НАТО
Главная » Герои нашего времени » Тайна гибели «Курска»

Тайна гибели «Курска»

12 августа 2000 года страна потеряла эту славную атомную подводную лодку

118 лучших сынов России оказались погребенными в морской пучине
Тайна гибели «Курска»

 Причины произошедшего в носовом отсеке подводной лодки взрыва до сих пор не установлены. Всего следствием выдвигалось 19 версий. Правительственная комиссия долгое время придерживалась вероятности намеренно выпущенной в АПЛ иностранной торпеды. Считалось, что сделать это могли военные США, так как за несколько недель до трагедии подлодка вернулась из Средиземного моря, где долгое время следила за американской авианосной эскадрой, находясь под днищем авианосца и оставаясь незамеченной. После этого ряд американских морских военачальников были сняты со своих постов. Весомых фактов, подтверждающих эту версию, следствие найти не сумело.

 

Выдвигалась и версия о вине экипажа, но в ее пользу не было найдено доказательств.

 

В конце концов, тогдашний Генеральный прокурор РФ Владимир Устинов объявил маловразумительную официальную версию: атомная подводная лодка "Курск" погибла в результате взрыва двигателя учебной торпеды, который спровоцировал детонацию боезапаса, находившегося в первом отсеке атомохода.

 

В неё не поверил ни народ, ни независимые эксперты, ни даже в самом Министерстве обороны. В свое время, когда я работал в газете «Труд», за моей подписью была опубликована статья с предложением к официальным лицам публично высказаться на эту тему. И вот мне позвонили из Минобороны и сообщили, что первый заместитель начальника Генштаба генерал-полковник Валерий Манилов готов дать ответы на поставленные вопросы. Вот наш разговор.

К
то ответит за гибель «Курска»?

 

Персональную ответственность за трагедию "Курска" взяли на себя президент России и верховный главнокомандующий Вооруженными Силами Путин, министр обороны России маршал Российской Федерации Сергеев, главнокомандующий ВМФ адмирал флота Куроедов, командующий Северным флотом адмирал Попов.

Ясно, значит, - никто. Но расскажите о причинах трагедии.

Мы до сих пор не исключаем, что инициирующий катастрофу подрыв произошел в результате столкновения с крупной миной времен второй мировой войны. По некоторым прямым и косвенным данным обретает реальные черты предположение о столкновении с подводным объектом типа подводной лодки...

"Курск" - крупнейшая в мире субмарина. Следом шли американские - тоннажем в три раза меньше. Вы считаете, что меньший объект мог нанести катастрофические повреждения большему?

Так считают некоторые члены комиссии. При определенных обстоятельствах подобное возможно. Скажем, наша лодка шла на подвсплытие. Другая субмарина двигалась встречным курсом на глубине примерно 18 метров. Она могла ударить "К-141" так называемым килевым листом, который вскрыл носовую часть легкого корпуса и пробил прочный корпус нашей лодки. Эта версия родилась не умозрительно. Она отталкивается от фактов. На правой части легкого корпуса "Курска" обнаружены так называемые зачесы, образующиеся при динамическом столкновении двух объектов. Другой факт. Повреждения на правой стороне прочного корпуса загнуты вовнутрь. Понятно, что удар был нанесен извне. Далее. Снесено ограждение рубки, заклинены механизмы освобождения спасательной камеры. И еще. На дне найдено нечто похожее на ограждение рубки другой подводной лодки. Эта деталь пока не поднята, так как она очень велика, и те аппараты, которые там работают, технически не способны сделать такую работу. Когда в район гибели "Курска" прибудут более мощные средства, "подозрительный" объект будет поднят. Он, вероятно, на многое откроет глаза.

Возможно ли, что в "Курск" попали свои, с "Петра Великого", как это трактуется некоторыми на Западе?

Нет. Никаких пусков в район нахождения "Курска" "Петр Великий" не производил. В момент катастрофы крейсер находился вне пределов этого района.

Могла ли поразить АПЛ торпеда, выпущенная ею самой?

Это исключено. Применяемые при учебных стрельбах торпеды не имеют боевой части. Даже если представить фантастическую ситуацию, что в "Курск" попала такая торпеда, то серьезных повреждений кораблю она причинить не могла.

Почему российские аварийно-спасательные службы оказались так беспомощны?

Наши спасатели делали все возможное. Но, как оказалось, "Курск" получил такие повреждения, которые привели к деформации его легкого и прочного корпусов, что исключило предусмотренную конструкцией аварийных узлов стыковку. В сложнейших условиях экипажи спасательных аппаратов 9 раз осуществляли посадку на корпус корабля, но не смогли закрепиться и проникнуть внутрь лодки.

 

То, что сделали норвежские водолазы, спасти экипаж не могло, потому что для этого все равно надо было пристыковать к лодке спасательный аппарат. У нас тоже есть водолазы-глубоководники, но нет комплекса, обеспечивающего их работу под водой. Он был снят с вооружения из-за слабого финансирования флота государством.

Тогда я обратился к самому крупному специалисту аварийно-спасательной службы ВМФ на тот момент контр-адмиралу Юрию Сенатскому с просьбой оценить наши судоподъемные возможности? Он сказал:

- Меня, как профессионального спасателя, потрясает такой факт. Мы, имея хоть какой-то мало-мальски деятельный флот, практически лишены спасательной службы. И если завтра, не дай Бог, подобная катастрофа случится, все повторится в том же ужасном порядке: люди будут умирать, а мы беспомощно метаться и разводить руками. А ведь до 1991 года мы обладали второй в мире по оснащенности флотской спасательной службой. На 1 января 1991 года ВМФ СССР имел 15 спасательных судов, 2 спасательные подводные лодки, 2 судоподъемных плавучих комплекса. Все они могли производить работы на глубинах до 200 метров. Имели оборудование не хуже, чем на работавших с "Курском" иностранных судах "Регалия" и "Майо". Спасательное судно и спасательная лодка обязательно выходили с кораблями на учения и в такой ситуации, которая произошла с "Курском", уже через 1,5-2 часа могли бы высадить водолазный десант прямо на люк терпящего бедствие атомохода.

Куда же все это делось?

Докладываю. В 1979 году на Северный флот поступила спасательная подводная лодка проекта 940 с двумя автономными спасательными аппаратами типа "Бриз" и "Бестор", с отработанной командой водолазов-глубоководников. Срок эксплуатации такой подводной лодки - 25 лет. До 2004 года она должна была верой и правдой служить на Северном флоте. В 1997 году из-за отсутствия средств на очередной средний ремонт ее списали на металлолом. И она сейчас догнивает в Екатерининской гавани Кольского залива. Такая же судьба и у многих других спасательных судов. Правда, отдельные были просто проданы за границу и до сих пор никто не объяснил: на каком основании?

 

В августе 2000 года, узнав о трагедии, в Мурманск со всей страны съехались бывшие водолазы-глубоководники, еще сохранившие квалификацию, и предложили свои услуги. Но флотское командование не смогло ими воспользоваться, потому что не осталось ни одного спасательного судна, с которого можно было бы проводить водолазные спуски. В 90-е годы были порезаны "на иголки" все пять спасательных судов, базировавшихся на Севере.

После трагедии с "Курском" флот, безусловно, предпринял меры для возрождения аварийно-спасательной службы. Какие?

Закупают зарубежные спасательные суда, вместо того, чтобы строить свои. Это видимость принятия мер, а не восстановление спасательного флота.

 
P. S. В первые же дни после катастрофы в Баренцевом море информационные агентства со ссылкой на источники в штаб-квартире НАТО и американской администрации сообщили о том, что в районе аварии "Курска" находились две американские подлодки, а также разведывательный корабль ВМС США "Лоялл". Однако впоследствии официальные представители Пентагона и НАТО стали опровергать эту информацию. В связи с этим маршал И. Сергеев заявил: "Мы запросили через своего представителя при НАТО дать нам данные: был ли хоть один натовский корабль в районе катастрофы. Нам ответили, что нет. Правда, со странным добавлением: "Если бы этот случай и имел место, то мы никогда бы этого не признали".

 

Между тем на следующий день после аварии "Курска" российские средства технической разведки осуществили радиоперехват: американская подлодка "Мемфис" запросила разрешение на экстренный заход в Норвегию для ремонта. Когда эта информация стала достоянием западной прессы, вначале последовало опровержение, а затем не очень убедительное пояснение норвежских властей, что ремонт американской лодки плановый, однако что именно ремонтируется на субмарине, какими силами и где конкретно, от СМИ скрыто.

 И это неудивительно. История подводных столкновений свидетельствует: еще никто и никогда не признавался в том, что совершил таран иностранной субмарины. Тем не менее рано или поздно секретные документы военно-морских штабов, хранящие информацию об этих случаях, становятся достоянием гласности.

 

Сергей Турченко
11 августа 2019 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
22 января
пятница
2021

В этот день:

Великий князь Иван III

22 января (нов. ст.) 1440 года родился Иван III Васильевич, великий князь Московский, при котором Русь окончательно освободилась от монголо-татарского ига.

Великий князь Иван III

22 января (нов. ст.) 1440 года родился Иван III Васильевич, великий князь Московский, при котором Русь окончательно освободилась от монголо-татарского ига.

В ходе правления Ивана Васильевича произошло объединение значительной части русских земель вокруг Москвы и её превращение в центр общерусского государства.

В состав России вошли: Новгородская земля, долгое время бывшее соперником Московского княжества Тверское княжество, а также Ярославское, Ростовское, и частично Рязанское княжества. Остались независимы лишь Псковское и Рязанское княжества, однако и они не были полностью самостоятельны. После успешных войн с Великим княжеством Литовским в состав Московского государства вошли Новгород-Северский, Чернигов, Брянск и ещё ряд городов (составлявших до войны около трети территории Великого княжества Литовского). Иван III передал своему преемнику в несколько раз бо́льшие земли, чем принял сам. Кроме того, именно при великом князе Иване III Российское государство становится полностью независимым: в результате знаменитого «стояния на Угре» власть ордынского хана над Русью, длившаяся с 1243 года, полностью прекращается.

От рядового до комбата

22 января (нов. ст.) 1913 года родился Степан Елизарович АРТЁМЕНКО (умер 05.05.1977), полковник, дважды Герой Советского Союза.

От рядового до комбата

22 января (нов. ст.) 1913 года родился Степан Елизарович АРТЁМЕНКО (умер 05.05.1977), полковник, дважды Герой Советского Союза.

Войну начал рядовым, защищал Сталинград, сражался на Курской дуге, в Западной Украине, Польше, а завершил в Берлине, где командир батальона стрелкового полка майор Артеменко в третий раз был ранен. Свои две Звезды  Героя он получил за прорыв вражеской обороны южнее Варшавы и бои за Берлин.

Бой в бандитском тылу

22 января 1997 года гвардии майору РОМАНОВУ Алексею Викторовичу было присвоено звание Героя Российской Федерации.

Бой в бандитском тылу

22 января 1997 года гвардии майору РОМАНОВУ Алексею Викторовичу было присвоено звание Героя Российской Федерации.

Свой подвиг он совершил в июне 1995 года во время первой чеченской войны, когда батальон майора Романова десантировался с вертолётов в тыл боевиков и занял все господствующие высоты на путях отхода бандформирований.

Сам майор с группой из 40 десантников занял с боем село Шатой, обороняемое силами до полутора сот боевиков, большинство из которых принудил к сдаче. Действия батальона майора Романова способствовали главным силам российских войск успешно завершить намеченную операцию.

Алексей Викторович Романов родился 19 декабря 1962 года в городе Кургане в семье рабочего. После окончания в 1980 году средней школы № 36 работал на Курганском машиностроительном заводе. Сдал нормативы на звание кандидата в мастера спорта по дзюдо и биатлону. В мае 1981 года призван в ряды Вооружённых Сил СССР. После прохождения шестимесячной подготовки в учебном отряде Воздушно-десантных войск служил санинструктором парашютно-десантного взвода 317-го полка 103 гвардейской (Витебской) воздушно-десантной дивизии. В составе полка принимал участие в военных действиях в Демократической Республике Афганистан. В ходе одной из боевых операций был тяжело ранен. За мужество и героизм, проявленные при исполнении интернационального долга, награждён орденом Красной Звезды.

Затем учился в Рязанском высшем воздушно-десантном командном училище, по окончании которого в звании гвардии лейтенанта продолжил службу в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане заместителем командира разведывательной роты. После вывода советских войск из Афганистана продолжил службу в 7-й гвардейской воздушно-десантной дивизии на должностях командира роты, начальника противовоздушной обороны полка, исполняющего обязанности начальника штаба полка. Побывал во многих горячих точках Кавказа (ирано-азербайджанская граница, Нагорный Карабах, Баку).

В 1994 году в звании гвардии майора назначен командиром парашютно-десантного батальона. С апреля 1995 года принимал участие в боевых действиях при наведении конституционного порядка на территории Чеченской Республики.

После окончания в 1998 году Военной академии имени М. В. Фрунзе назначен начальником штаба 45-го отдельного разведывательного полка ВДВ.

С ноября 1999 года в составе сводного разведывательный отряд полка принимал участие в контртеррористической операции на Северном Кавказе. В начале марта 2000 года руководил операцией по преследованию и разгрому остатков бандформирований, пытавшихся рассеяться после боя с 6-й ротой псковских десантников на высоте 776. В ходе операции были захвачены в плен 70 боевиков и свыше 200 — уничтожены.

Продолжил службу в должности заместителя начальника Управления «В» Центра специального назначения ФСБ России. С января 2012 года занимает должность начальника департамента региональной политики Управления по внутренней политике Администрации Президента Российской Федерации. Заместитель председателя межрегиональной общественной организации «Союз десантников».

Присоединение Кенигсберга к России

22 января 1758 года русской армией взят Кенигсберг. Манифестом Елизаветы Петровны Восточная Пруссия присоединена к России.

День авиации ПВО

Дата 22 января приказом Главнокомандующего Войсками ПВО № 300 от 25.10.1996 года объявлена годовым праздником авиации ПВО.

День авиации ПВО

Дата 22 января приказом Главнокомандующего Войсками ПВО № 300 от 25.10.1996 года объявлена годовым праздником авиации ПВО.

Именно в этот день в 1942 году авиации ПВО была выделена в род войск противовоздушной обороны. Приказом НКО СССР № 056 от 22.01.1942 г. корпуса, дивизии, полки истребительной авиации, выделенные для противовоздушной обороны территории страны, а также 56 батальонов аэродромного обслуживания переданы в полное подчинение командующему Войсками ПВО территории страны. За годы войны истребительная авиация стала одним из основных родов войск противовоздушной обороны и основным средством борьбы с самолетами противника на дальних подступах к объектам прикрытия. Она совершила около 170 тысяч самолето-вылетов и уничтожила в воздушных боях и на аэродромах 4170 вражеских самолетов.
После войны советские летчики ПВО успешно били американцев в Корее и во Вьетнаме, а сегодня надежно защищают небо России.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии