RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Казнь православного батюшки
15 февраля 2016 г.

Казнь православного батюшки

20 лет назад 14 февраля 1996 года в чеченском плену был расстрелян священник Анатолий Чистоусов
Памяти генерала Василия Маргелова
4 марта 2019 г.

Памяти генерала Василия Маргелова

4 марта 1990 года остановилось сердце главного десантника СССР, прославленного «дяди Васи»
Чтобы США и духу здесь не было!
1 октября 2014 г.

Чтобы США и духу здесь не было!

Нынешняя Конституция России написана в ельцинские времена под диктовку агентуры США и фактически узаконивает потерю Россией суверенитета
Крест журналиста
10 мая 2016 г.

Крест журналиста

10 мая 1970 года родился самый близкий соратник Российского героического календаря, руководитель строительства Солдатского храма в честь Дмитрия Донского, создатель одноименного сайта Серафим Анатольевич Берестов.
Памяти Василия Макаровича Шукшина
26 июля 2018 г.

Памяти Василия Макаровича Шукшина

25 июля 1929 года в селе Сростки Бийского района Алтайского края родился великий русский писатель, кинорежиссёр, актёр, сценарист и просто настоящий человек
Главная » Герои нашего времени » Тайна гибели «Курска»

Тайна гибели «Курска»

12 августа 2000 года страна потеряла эту славную атомную подводную лодку

118 лучших сынов России оказались погребенными в морской пучине
Тайна гибели «Курска»

 Причины произошедшего в носовом отсеке подводной лодки взрыва до сих пор не установлены. Всего следствием выдвигалось 19 версий. Правительственная комиссия долгое время придерживалась вероятности намеренно выпущенной в АПЛ иностранной торпеды. Считалось, что сделать это могли военные США, так как за несколько недель до трагедии подлодка вернулась из Средиземного моря, где долгое время следила за американской авианосной эскадрой, находясь под днищем авианосца и оставаясь незамеченной. После этого ряд американских морских военачальников были сняты со своих постов. Весомых фактов, подтверждающих эту версию, следствие найти не сумело.

 

Выдвигалась и версия о вине экипажа, но в ее пользу не было найдено доказательств.

 

В конце концов, тогдашний Генеральный прокурор РФ Владимир Устинов объявил маловразумительную официальную версию: атомная подводная лодка "Курск" погибла в результате взрыва двигателя учебной торпеды, который спровоцировал детонацию боезапаса, находившегося в первом отсеке атомохода.

 

В неё не поверил ни народ, ни независимые эксперты, ни даже в самом Министерстве обороны. В свое время, когда я работал в газете «Труд», за моей подписью была опубликована статья с предложением к официальным лицам публично высказаться на эту тему. И вот мне позвонили из Минобороны и сообщили, что первый заместитель начальника Генштаба генерал-полковник Валерий Манилов готов дать ответы на поставленные вопросы. Вот наш разговор.

К
то ответит за гибель «Курска»?

 

Персональную ответственность за трагедию "Курска" взяли на себя президент России и верховный главнокомандующий Вооруженными Силами Путин, министр обороны России маршал Российской Федерации Сергеев, главнокомандующий ВМФ адмирал флота Куроедов, командующий Северным флотом адмирал Попов.

Ясно, значит, - никто. Но расскажите о причинах трагедии.

Мы до сих пор не исключаем, что инициирующий катастрофу подрыв произошел в результате столкновения с крупной миной времен второй мировой войны. По некоторым прямым и косвенным данным обретает реальные черты предположение о столкновении с подводным объектом типа подводной лодки...

"Курск" - крупнейшая в мире субмарина. Следом шли американские - тоннажем в три раза меньше. Вы считаете, что меньший объект мог нанести катастрофические повреждения большему?

Так считают некоторые члены комиссии. При определенных обстоятельствах подобное возможно. Скажем, наша лодка шла на подвсплытие. Другая субмарина двигалась встречным курсом на глубине примерно 18 метров. Она могла ударить "К-141" так называемым килевым листом, который вскрыл носовую часть легкого корпуса и пробил прочный корпус нашей лодки. Эта версия родилась не умозрительно. Она отталкивается от фактов. На правой части легкого корпуса "Курска" обнаружены так называемые зачесы, образующиеся при динамическом столкновении двух объектов. Другой факт. Повреждения на правой стороне прочного корпуса загнуты вовнутрь. Понятно, что удар был нанесен извне. Далее. Снесено ограждение рубки, заклинены механизмы освобождения спасательной камеры. И еще. На дне найдено нечто похожее на ограждение рубки другой подводной лодки. Эта деталь пока не поднята, так как она очень велика, и те аппараты, которые там работают, технически не способны сделать такую работу. Когда в район гибели "Курска" прибудут более мощные средства, "подозрительный" объект будет поднят. Он, вероятно, на многое откроет глаза.

Возможно ли, что в "Курск" попали свои, с "Петра Великого", как это трактуется некоторыми на Западе?

Нет. Никаких пусков в район нахождения "Курска" "Петр Великий" не производил. В момент катастрофы крейсер находился вне пределов этого района.

Могла ли поразить АПЛ торпеда, выпущенная ею самой?

Это исключено. Применяемые при учебных стрельбах торпеды не имеют боевой части. Даже если представить фантастическую ситуацию, что в "Курск" попала такая торпеда, то серьезных повреждений кораблю она причинить не могла.

Почему российские аварийно-спасательные службы оказались так беспомощны?

Наши спасатели делали все возможное. Но, как оказалось, "Курск" получил такие повреждения, которые привели к деформации его легкого и прочного корпусов, что исключило предусмотренную конструкцией аварийных узлов стыковку. В сложнейших условиях экипажи спасательных аппаратов 9 раз осуществляли посадку на корпус корабля, но не смогли закрепиться и проникнуть внутрь лодки.

 

То, что сделали норвежские водолазы, спасти экипаж не могло, потому что для этого все равно надо было пристыковать к лодке спасательный аппарат. У нас тоже есть водолазы-глубоководники, но нет комплекса, обеспечивающего их работу под водой. Он был снят с вооружения из-за слабого финансирования флота государством.

Тогда я обратился к самому крупному специалисту аварийно-спасательной службы ВМФ на тот момент контр-адмиралу Юрию Сенатскому с просьбой оценить наши судоподъемные возможности? Он сказал:

- Меня, как профессионального спасателя, потрясает такой факт. Мы, имея хоть какой-то мало-мальски деятельный флот, практически лишены спасательной службы. И если завтра, не дай Бог, подобная катастрофа случится, все повторится в том же ужасном порядке: люди будут умирать, а мы беспомощно метаться и разводить руками. А ведь до 1991 года мы обладали второй в мире по оснащенности флотской спасательной службой. На 1 января 1991 года ВМФ СССР имел 15 спасательных судов, 2 спасательные подводные лодки, 2 судоподъемных плавучих комплекса. Все они могли производить работы на глубинах до 200 метров. Имели оборудование не хуже, чем на работавших с "Курском" иностранных судах "Регалия" и "Майо". Спасательное судно и спасательная лодка обязательно выходили с кораблями на учения и в такой ситуации, которая произошла с "Курском", уже через 1,5-2 часа могли бы высадить водолазный десант прямо на люк терпящего бедствие атомохода.

Куда же все это делось?

Докладываю. В 1979 году на Северный флот поступила спасательная подводная лодка проекта 940 с двумя автономными спасательными аппаратами типа "Бриз" и "Бестор", с отработанной командой водолазов-глубоководников. Срок эксплуатации такой подводной лодки - 25 лет. До 2004 года она должна была верой и правдой служить на Северном флоте. В 1997 году из-за отсутствия средств на очередной средний ремонт ее списали на металлолом. И она сейчас догнивает в Екатерининской гавани Кольского залива. Такая же судьба и у многих других спасательных судов. Правда, отдельные были просто проданы за границу и до сих пор никто не объяснил: на каком основании?

 

В августе 2000 года, узнав о трагедии, в Мурманск со всей страны съехались бывшие водолазы-глубоководники, еще сохранившие квалификацию, и предложили свои услуги. Но флотское командование не смогло ими воспользоваться, потому что не осталось ни одного спасательного судна, с которого можно было бы проводить водолазные спуски. В 90-е годы были порезаны "на иголки" все пять спасательных судов, базировавшихся на Севере.

После трагедии с "Курском" флот, безусловно, предпринял меры для возрождения аварийно-спасательной службы. Какие?

Закупают зарубежные спасательные суда, вместо того, чтобы строить свои. Это видимость принятия мер, а не восстановление спасательного флота.

 
P. S. В первые же дни после катастрофы в Баренцевом море информационные агентства со ссылкой на источники в штаб-квартире НАТО и американской администрации сообщили о том, что в районе аварии "Курска" находились две американские подлодки, а также разведывательный корабль ВМС США "Лоялл". Однако впоследствии официальные представители Пентагона и НАТО стали опровергать эту информацию. В связи с этим маршал И. Сергеев заявил: "Мы запросили через своего представителя при НАТО дать нам данные: был ли хоть один натовский корабль в районе катастрофы. Нам ответили, что нет. Правда, со странным добавлением: "Если бы этот случай и имел место, то мы никогда бы этого не признали".

 

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
22 февраля
суббота
2020

В этот день:

Договор с Персией

22 февраля 1828 года был заключен Туркманчайский мирный договор между Россией и Персией (совр. Иран). Она уступила России Эриванское и Нахичеванское ханства, предоставила свободу плавания торговым судам по Каспийскому морю и выплатила военную контрибуцию.

Маршал Леонид Говоров

22 февраля 1897 года родился Леонид Александрович ГОВОРОВ, Маршал Советского Союза, Герой Советского Союза. В войну командовал войсками Ленинградского и 2-го Прибалтийского фронтов. После войны был главнокомандующим войсками ПВО и заместителем министра обороны. Среди его наград 5 орденов Ленина, орден Победы.

Храм в Антарктиде

22 февраля 1968 года была открыта первая советская полярная станция у берегов Западной Антарктиды «Беллинсгаузен», названная в честь великого русского мореплавателя. Станция до сих пор функционирует на острове Ватерлоо (Кинг Джордж).

Храм в Антарктиде

22 февраля 1968 года была открыта первая советская полярная станция у берегов Западной Антарктиды «Беллинсгаузен», названная в честь великого русского мореплавателя. Станция до сих пор функционирует на острове Ватерлоо (Кинг Джордж).

В непосредственной близости с ней расположена чилийская антарктическая станция «Фрей» (Presidente Eduardo Frei Montalva). С 2004 года вблизи Беллинсгаузена действует православная церковь Святой Троицы, единственная постоянно действующая церковь в Антарктиде.

Метро в Киеве

22 февраля 1945 года в Москве в Совнаркоме СССР было принято решение о строительстве метро в Киеве.

Метро в Киеве

22 февраля 1945 года в Москве в Совнаркоме СССР было принято решение о строительстве метро в Киеве.

Из-за послевоенных трудностей массовые работы по сооружению метрополитена были начаты в 1949 году. 14 апреля 1949 года приказом № 297/ЦЗ Министерства путей сообщения СССР создано управление по строительству метрополитена — «Киевметрострой». Начальником управления был назначен Филипп Иванович Кузьмин. Киевское метро строила вся страна.Это был великий трудовой подвиг советского народа, который в разрушенном войной СССР сумел создать одно из уникальнейших сооружений в мире.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии