RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Старейшина вертолётостроения
18 февраля 2016 г.

Старейшина вертолётостроения

85 лет назад 18 февраля 1931 года родился великий авиаконструктор, Герой Социалистического Труда Марат Николаевич Тищенко
Европу уничтожат первой
26 августа 2014 г.

Европу уничтожат первой

Размещая на своих территориях базы США, американские холуи, похоже, не понимают, что в грядущей войне Россия именно по этим местам будет вынуждена нанести испепеляющие удары
17 июня 2014 г.

"Ясень" поднял флаг

17 июня 2014 года в состав Военно-морского флота России вошла самая современная атомная подводная лодка «Северодвинск»
Генерал Сорви-голова
15 февраля 2014 г.

Генерал Сорви-голова

Беседа с командующим ВДВ Героем Российской Федерации Владимиром Анатольевичем Шамановым
Комбат Романов
22 января 2017 г.

Комбат Романов

22 января 1997 года гвардии майору РОМАНОВУ Алексею Викторовичу было присвоено звание Героя России
Главная » Герои нашего времени » 35 лет назад ушёл из жизни М.И.Жаров

35 лет назад ушёл из жизни М.И.Жаров

Михаил Иванович был народным артистом СССР, Героем Социалистического Труда, имел 7 высших орденов страны, пять медалей, три Сталинских премии.

Он являлся прежде всего советским деятелем искусства в исконном и высшем понимании такого определения.
 35 лет назад ушёл из жизни М.И.Жаров

Может быть, он был самым советским из всей той огромной плеяды своих коллег и сверстников, которые, кто по принуждению, а кто и по зову собственного сердца, пришли после революции в услужение пролетарским музам. Жаров безусловно относился ко второй категории. Если почитать воспоминания артиста о его отроческо-юношеских годах, выпавших аккурат на бурлящие времена революции и гражданской войны, нельзя не заметить, с каким восторгом и любовной эйфорией он их описывает. Даже намека на какое-то покаянное осмысление той непростой поры вы в этих воспоминаниях под лупой не обнаружите. И вовсе не потому, что Жаров, скажем, боялся реакции власть предержащих или потому, что в нем, как и в каждом советском творце сидел внутренний цензор. Трусом как раз он не был, о чем рассказ у нас еще впереди, а о самоцензуре так и вовсе понятия не имел. Просто советскую власть он искренне почитал, как и его однофамилец в поэзии Александр Жаров, своей родной властью. Потому что именно благодаря ей из московского шалопая, не обремененного ни особым прилежанием к учению, ни трудолюбием, в конечном итоге, получился вполне сносный, а местами и очень приличный актер. Жаров рано постиг эту на поверхности лежащую взаимосвязь и потому истово служил пролетарской власти. Что называется, не за страх, а на совесть.

Окончив студию при Художественно-просветительном союзе рабочих организаций (ХПСРО), Михаил Иванович поступает на службу в передвижной фронтовой театр. И опять же не потому, что его позвала туда труба военной романтики, а по причине куда более прозаичной. Ни для одного из приличных столичных театров диплом, выданный причудливой аббревиатурой ХПСРО, документом о театральном образовании не являлся. А Жарову этой революционной бумаженции с лихвой хватило на всю оставшуюся творческую жизнь. Как и всякий порядочный советский творец он учился "понемногу, чему-нибудь и как-нибудь", меняя в молодости театры, словно его киногерой женщин "там-тир-ям-тир, как перчатки".

После фронтового, Михаил Иванович работал в Опытно-героическом, театре имени Мейерхольда, В Бакинском рабочем театре, московском Камерном и других. Во всех своих ролях брал зрителя молодостью, врожденным обаянием и просто-таки фантастическими кипучей энергией и напором, которые сумел сохранить практически до смертного одра. Благодаря этим качествам и был замечен советскими кинорежиссерами.

В 1931 году Жаров сыграл роль главаря воровской шайки Жигана в первом звуковом отечественном фильме "Путевка в жизнь". И сразу, как говорят, проснулся знаменитым. Всю жизнь потом он очень гордился этой ролью, откровенно ею хвастался, утверждая: "Я - первый певец звукового кино". А все дело тут в том, что великим даром актерского перевоплощения Михаил Иванович, к сожалению, не обладал. Кроме острохарактерности за душой было мало других артистических черт. Это прозорливо заметил в свое время "первый зритель страны" Иосиф Виссарионович Сталин, сказавший однажды: "Кого бы Жаров ни играл - везде он одинаково узнаваем". Доброхоты естественно довели к сведению Жарова столь нелицеприятную оценку его труда "великим вождем всех времен и народов", отчего актер переживал и страдал неимоверно. Ну, так вот, что касается Жигана, то здесь и зрители, и критика, и даже, сам товарищ Сталин были единодушны: Жаров достиг высшей степени перевоплощения.

После этой работы на Михаила Ивановича посыпались роли как из рога изобилия. Вообще десятилетие с 1931 по 1941 годы - самое звездное в биографии актера. Вот лишь некоторые роли им сыгранные за этот период: Кудряш в "Грозе", Смирнов в "Медведе", Зайцев в "Трех товарищах", Дымба в "Возвращении Максима", Анархист в "Выборгской стороне" и, конечно же, Меньшиков в "Петре 1". Последней ролью он тоже несказанно гордился, хотя простому зрителю, не такому, естественно, образованному, как Иосиф Виссарионович, больше полюбился как раз Дымба из "Трилогии о Максиме" с его «вурдалачной» песенкой: "Цыпленок жаренный, цыпленок вареный, цыпленок тоже хочет жить..." Ну, так творца надо судить по законам им самим над собою признанным. И в этом смысле, повторяю, Михаил Иванович был искренне убежден, что он создал, как писали в энциклопедиях и справочниках "эпический образ, в котором наряду с развязностью и чванливостью героя воссоздал подлинную русскую удаль, ум и обаяние незаурядной русской натуры". Отчасти так оно и было, Меньшиков и впрямь не самая худшая работа Жарова. Однако сам артист печатно и изустно возносил ее до творческих небес. По его версии выходило так, что Алексей Толстой, посмотрев игру Жарова, якобы воскликнул: "Так вот он какой – мой Меньшиков!"

Мне трудно поверить в эту легенду еще и потому, что однажды в узкой компании, за "рюмкой чая", "разогретый" артист рассказал, как все было на самом деле. Толстой действительно хотел, чтобы Меншикова сыграл Жаров. Киношники сделали пробу, одев на него парик. Классик посмотрел пару кадров и сердито произнес:

- Это что вы мне за жопу в кустах показываете? Вот что бывает, когда на русскую рожу немецкий парик напяливают. Дайте ему сценарий и пускай работает.

Здесь, как бы к слову, надо заметить, что Михаил Иванович был весьма недурственным рассказчиком, хотя и с одним существенным недостатком: сильно увлекался в процессе говорения фантазированием. Сплошь и рядом его, как говорится, несло. С возрастом этот "милый пустяк" зачастую превращался в сплошное бедствие: если словоохотливого Жарова было не остановить, то сам он это делал с большущим трудом. Иной раз поэтому его творческие вечера длились по пять шесть часов кряду. Но тут ведь вот что интересно и примечательно: несмотря на откровенные и немалые человеческие слабости Жарова (чего стоит хотя бы его страстное увлечение женским полом – ни одной пышной юбки не пропускал), несмотря на его весьма средней руки творческие способности, артист, тем не менее, был воистину всенародным любимцем. Когда он во время войны "закадрил" всесоюзную красавицу и певунью Людмилу Целиковскую и женился на ней, пренебрегши двадцатилетней разницей в возрасте, то эту новость с упоенным восторгом обсуждали все фронты и безбрежный советский тыл. Скорый развод кинозвезд тоже сильно взбудоражил народную молву. И опять-таки люди сочувствовали Жарову-душке, которого "бросила эта стерва и вертихвостка". Иной раз мне кажется, что всесоюзная симпатия к Жарову была чуть ли не мистической. Потому что если народ всегда прав (а так оно, наверное, и есть на самом деле), то выходит, что он (народ) ценил своего любимца не только и не столько за достоинства видимые, но и за качества, о которых можно было лишь смутно догадываться, предполагать их наличие. Мол, случись чего,- наш Миша не подкачает. И он в трудную годину действительно не подкачал, как истину русский человек...

Как свидетельствует небезызвестный Станислав Садальский, друживший, кстати, с Целиковской, актриса действительно была инициатором развода с Жаровым. И ушла она к Юрию Любимову, даже несмотря на то, что муж подарил ей накануне черные бриллианты весьма внушительных размеров, красоты невиданной и цены неслыханной. Михаил Иванович тужил однако не долго. Уныние вообще была не его стихия. Очередным увлечением матерого ловца душ слабого пола оказалась юная (в два с половиной раза моложе!) его поклонница Майя Гельштейн. Не прошло и полгода, как Жаров понял: судьба подарила ему то, что он всю жизнь безуспешно искал - любовь истинную, всесокрушающую. Только недолгим оказалось счастье молодоженов.

Отца Майи знаменитого врача кардиолога (до сих пор студенты медвузов учатся по учебнику Гельштейна-Зеленина) подручные Берии арестовали по печально-известному "делу врачей-вредителей". И здесь "развратник-пофигист, циник-выпивоха, правоверный до мозга костей коммунист, коварный интриган", кем втайне считали Жарова его недруги, вдруг явил миру такое высокое благородство, аналогов которому в отечественной культуре той поры, пожалуй, и не сыскать. Он начал открытую борьбу за освобождение своего тестя.

А теперь, дорогой читатель, на миг представь себе то свинцово-тяжёлое время. О коварных происках "иуд-врачей-вредителей" знают соседи по лестничной клетке Жаровых, знают в ЖЕКе, знают в Малом академическом театре, где с 1938 года работает Михаил Иванович, знают в райкоме и горкоме партии, в министерстве культуры, в правительстве, в ЦК КПСС. Сам великий Сталин знает об этом "подлом заговоре". Весь Советский народ и все прогрессивное человечество мира тоже единодушно клеймят "злых наймитов империализма". Лишь один жалкий актеришка, выживший из ума блядун-потаскун Жаров смеет сомневаться в неоспоримой виновности своего тестя-еврея. И если бы только сомневался! Он же, подлюка, обивает пороги всех советских, партийных и кэгэбэшных организаций. Ему везде терпеливо объясняют: не суй носа, куда тебя не просят - не понимает. Ходит и ходит, канючит и канючит: "Гельштейн ни в чем не виноват!" Как будто с луны свалился, не сечет: невиновных органы не сажают. Вон у товарища Молотова жену забрали, а и то молчит в тряпочку, не вякает. А этот кретин уже достал всех своими письмами и бесконечными жалобами. Вот этой своей непостижимой, невесть откуда взявшейся настойчивостью Жаров действительно поставил в тупик все партийные, советские и силовые органы. До сих пор они не сталкивались ни с чем подобным и даже немного опешили от жаровского упорства. Но потом спохватились и повели встречную "работу".

От чудака, ставшего вдруг советским Дон Кихотом, как по команде, отвернулись все его знакомые и даже некоторые близкие. В театре с ним никто не здоровался, не разговаривал, спектакли с его участием были отменены. Телефон на квартире молчал, как будто его отрезали. Даже теща однажды, превозмогая слезы, попросила: "Михаил Иванович, вы бы поумерили свой пыл немного, а то неровен час и вас заберут. Как мы тогда с Майей будем жить? Она ж ведь на сносях!" Жаров кивал с блуждающей улыбкой на лице и... спродолжал свою обреченную борьбу.

Когда "дело врачей" благополучно почило в бозе, Михаил Иванович вернулся к своей прежней жизни как ни в чем не бывало. Так русский человек, совершив таран или бросившись под танк с гранатой и чудом оставшись после этого в живых, садится на землю и просто закуривает. Зла ни на кого Жаров не держал и на него никто обиды не таил. Артисты Малого от переполнявшего сердобольства и сочувствия даже избрали его секретарем парторганизации театра. Любимая жена Майя родила ему сначала дочь Анюту, потом - Елизавету. Жизнь этой семьи в дальнейшем протекала настолько безоблачно и счастливо, так контрастировала с окружающей действительностью, что об этом впору писать отдельный материал. Тем более, что оба супруга, всю жизнь вели дневники...

Общественной работы Михаил Иванович мало сказать не гнушался - долгие годы только ею и жил, будучи нештатным директором Дома актеров имени А.Яблочкиной. В чопорном, сверх академическом Малом театре Жаров со своими брутальными замашками, не самой глубокой интеллигентностью и некотором горлопанством всегда выглядел белой вороной. Поэтому Дом актера являлся для артиста тем самым клапаном, через который он стравливал всегда повышенное давление в котле собственной кипучей натуры. Здесь меня и познакомил с Михаилом Ивановичем генерал Сергей Михайлович Крылов, в то время начальник академии МВД, умница, которых очень мало встречалось на моем веку. Артист и генерал дружили. Во многом благодаря генералу, Жаров и стал сниматься в фильмах про Анискина, практически, как сам говорил, на "милицейские деньги". Перед этим его почти десять лет никто не приглашал на съёмочную площадку. И по причине не самого уживчивого нрава актера, но еще больше потому что в понимании кинематографических тенденций и законов Михаил Иванович, увы, никогда не поднимался выше собственного "Воздушного извозчика" - картины не просто слабой, а удручающе бездарной.

Сильно постаревший и сдавший Михаил Иванович уже никак не подходил к роли сельского участкового, даже при том, что семьдесят лет в стране считались "средним возрастом". Но именно на кандидатуре Жарова настоял Крылов, будучи тогда еще помощником всемогущественного Щелокова. Романтическому генералу важно было воплотить в жизнь, на самом деле, не такую уж и дурную идею: от Жигана - до Анискина довела, дескать, человека советская власть. Но поняв, что ошибся и во власти, и в ее идеалах, генерал, как известно, пустил себе пулю в лоб.

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

Валерий Галкин 16.12.2016 в 12:33 # Ответить
Наш любимый "Аниськин"........
Николай Ка 16.12.2016 в 18:46 # Ответить
Никогда не был большим поклонником Михаила Ивановича, тем не менее с удовольствием прочитал очерк о нем, в исполнении М.Захарчука. И после прочтения пришел к выводу: М.И. Жаров реально был если и не выдающимся, то далеко не посредственным актером, особенно в сравнением с большинством из нынешней безликой массы сценических фигляров.

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
24 марта
воскресенье
2019

В этот день:

Первая в мире передача радиосигнала

24 марта 1896 года А. С. Попов осуществил в Русском физико-химическом обществе первую в мире передачу радиосигнала.

Адмирал Анатолий Сорокин

24 марта 1921 года родился Анатолий Иванович СОРОКИН, адмирал флота, Герой Советского Союза.

Адмирал Анатолий Сорокин

24 марта 1921 года родился Анатолий Иванович СОРОКИН, адмирал флота, Герой Советского Союза.

 В 1966 году он руководил первым в истории советского флота трансокеанским переходом атомных подводных лодок Северного флота к берегам Камчатки вокруг Южной Америки проливом Дрейка.
Анатолий Иванович Сорокин родился в Калуге. Закончил школу, на флоте с 1939 года, он был призван по комсомольскому набору. В 1941 году окончил Черноморское военно-морское училище в Севастополе. И сразу же после выпуска он ушел на войну.

С ноября 1941 года по май 1943-го он командир взвода отдельной роты автоматчиков 82-й отдельной морской стрелковой бригады Северного флота, а с мая по сентябрь 1943 года — командир отдельной роты автоматчиков 510-го стрелкового полка Западного фронта. Участвовал в боях за освобождение городов Ельня и Дорогобуж, был дважды ранен. По окончании войны фронтовик продолжил службу на кораблях, в частях и соединениях ВМФ СССР.

С 1959 года по июль 1961 года капитан 1-го ранга Анатолий Сорокин командовал различными соединениями подлодок Северного флота. В 1964 году, уже став контр-адмиралом, Сорокин окончил Военную академию Генерального штаба, был назначен командующим флотилией. Ну, а в 1966 году Сорокин возглавил то самое плавание, ставшее уникальным, никем не повторенным до сих пор. На "К-133" в течение всей кругосветки североморцы вели рукописный журнал "Летопись похода, или 25000 миль под водой". В него вошли стихи, очерки, рисунки подводников — словом, все лучшее, созданное корабельными поэтами, художниками и писателями за время плавания. По сей день этот журнал хранится в Центральном военно-морском музее.

Героическое кругосветное плавание наших подлодок, которым руководил адмирал Сорокин, никто больше не повторил. Как пишет историк флота Сергей Васильев, уже после развала Союза российские подводники несколько раз выходили "наверх" с инициативой выполнить еще одно кругосветное плавание. В 1992 году с таким почином выступил экипаж АПЛ "Пантера". Несколько позднее совершить "орбитальный" поход в честь 300-летия Российского флота готовился гвардейский атомный подводный ракетный крейсер "Воронеж". Однако североморцев вышестоящее командование не поддержало. Так что уникальная "сорокинская" кругосветка и поныне остается легендарной.

В 1985 году вице-адмирал Анатолий Иванович ушел в отставку. Но долго пробыть без моря и без флотской службы так и не сумел. Он ушел из жизни 30 декабря 1988 года. Похоронен адмирал в Москве на Кунцевском кладбище. Почетная похоронная процессия, участники которой несли на бархатных подушечках награды адмирала, растянулась, по свидетельствам очевидцев, более чем на сотню метров.

 

Смерть командира «Альфы»

24 марта 2003 года скоропостижно скончался Виктор Федорович КАРПУХИН, председатель правления Ассоциации ветеранов войны в Афганистане, в прошлом - командир группы антитеррора КГБ СССР «Альфа», Герой Советского Союза.

Смерть командира «Альфы»

24 марта 2003 года скоропостижно скончался Виктор Федорович КАРПУХИН, председатель правления Ассоциации ветеранов войны в Афганистане, в прошлом - командир группы антитеррора КГБ СССР «Альфа», Герой Советского Союза.

Виктор Федорович Карпухин родился 27 октября 1947 г. в семье военнослужащего в г. Луцк. В 1969 г. закончил Ташкентское высшее военное танковое командное училище. До 1974 г. служил в Пограничных войсках. С 1974 г. обучал первый состав только что созданного спецподразделения КГБ (Группа «А») вождению боевых машин и стрельбе из вооружения, установленного на бронетехнике. В сентябре 1979 г. Карпухин пришел в Группу «А» («Альфа») 7-го Управления КГБ СССР, где прошёл путь от заместителя командира отделения до руководителя «Альфы». За этот период Виктор Федорович неоднократно руководил и лично участвовал в различных оперативно-боевых мероприятиях и специальных операциях, в том числе в штурме дворца Амина «Тадж-Бек» в столице Республики Афганистан г. Кабул 27 декабря 1979 г. В день штурма этой хорошо охраняемой цитадели, БМП Карпухина, преодолев крутой серпантин дороги вокруг холма, на котором был выстроен дворец Амина, первой прорвалась к «Тадж-Беку». Карпухин и его подчинённые открыли прицельный огонь по дворцу, дав возможность остальным бойцам своей подгруппы десантироваться. Результатом таких стремительных и грамотных действий стало то, что штурм, считавшегося неприступным, «Тадж-Бека», имевшего стены 2-метровой толщины и располагавшего 2,5-тысячной охраной, длился 40 минут. Спецназовцы КГБ потеряли убитыми 5 человек. Во время этого жестокого боя, когда почти все бойцы «Грома» и «Зенита» были ранены, Карпухин не получил ни одной царапины. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1980 года «за мужество и отвагу, проявленные в специальных боевых операциях» капитану Карпухину Виктору Фёдоровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда». По окончании Высшей школы КГБ СССР с 1984 г. Карпухин заместитель начальника Группы «А». Вместе с «Альфой» он прошёл все «горячие точки» на территории СССР. В 1988-1991 гг. встал во главе Группы «Альфа». В августе 1990 г. «альфовцы» Карпухина вместе с бойцами Группы «Витязь» освободили заложников из сухумского следственного изолятора. Эта специальная операция, как и штурм дворца Амина, золотыми буквами вписана в историю легендарного подразделения антитеррора. После событий в Москве 19-21 августа 1991 г. генерал-майор В.Ф. Карпухин в запасе. С 1991 по 1992 гг. Виктор Федорович руководил Службой безопасности Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Затем с 1993 г. работал в сфере частного детективного бизнеса, и с этого же времени стал председателем правления Ассоциации ветеранов войны в Афганистане. Карпухин был членом Комитета Торгово-промышленной Палаты РФ по безопасности предпринимательской деятельности, возглавлял крупную некоммерческую структуру «Росфонд». Он известен своей активной общественной деятельностью, направленной на оказание помощи ветеранам боевых действий в Афганистане и Чеченской Республике. В.Ф.Карпухин скончался в 2003 г. в поезде «Минск-Москва». Похоронен в Москве на Николо-Архангельском кладбище.

Царский посох Михаила Романова

24 марта 1613 года 16-летний Михаил РОМАНОВ, ранее избранный на царство, дал согласие принять царство и был наречен государем. Архиепископ Казанский и Муромский Феодорит вручил ему царский посох.

Памяти генерала-«оборонщика»

24 марта 2010 года ушел из жизни военный ученый, Герой Социалистического труда, доктор технических наук, профессор, генерал-лейтенант в отставке О.К.Рогозин.

Памяти генерала-«оборонщика»

24 марта 2010 года ушел из жизни военный ученый, Герой Социалистического труда, доктор технических наук, профессор, генерал-лейтенант в отставке О.К.Рогозин.

Олег Константинович Рогозин, отец известного российского политика и государственного деятеля Д.О.Рогозина, родился 31 октября 1929 г. в Москве. В годы Великой Отечественной войны юнгой Днепровской флотилии принимал участие в освобождении г. Смоленска. Вернувшись с фронта, с 1943 по 1946 гг., еще подростком, работал слесарем-механиком завода 339 НКАП (г. Москва). После войны окончил Оренбургское военно-воздушное училище, а затем, в 1959 году - Военно-воздушную инженерную академию.
Всю свою сознательную жизнь Олег Константинович Рогозин посвятил военной науке, более 40 лет прослужив в Вооруженных силах СССР. Он стоял у истоков создания и был одним из руководителей развития оборонной промышленности СССР в послевоенный период. Работал в центральном аппарате Министерства обороны СССР. Занимал должности начальника управления перспективных систем вооружений и первого заместителя начальника службы вооружений до отставки в 1989 г. О.К.Рогозин после отставки и до последнего времени продолжал трудиться над научными исследованиями в области обороны. Работая ведущим научным сотрудником РАН, он посвятил свои научные разработки теории вооружения, проблемам развития вооружений, военной безопасности. За выдающийся вклад в науку и развитие отечественной оборонной промышленности профессору О.К.Рогозину были присвоены звания Лауреата Государственной премии СССР (1981) и Героя Социалистического Труда (1984). О.К.Рогозин награжден орденами Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, девятнадцатью медалями СССР, тремя орденами и восемью медалями стран-участниц Варшавского договора. В 2004 г. ему было присвоено звание Лауреата Золотой медали имени генерального конструктора ракетно-космической техники академика В.Ф.Уткина в номинации «За вклад в развитие экономики и укрепление обороноспособности страны». О.К.Рогозин – автор многочисленных книг по военной стратегии, посвященных развитию вооружения и военной техники, включая фундаментальный научный труд «Стратегия сдерживания - основа глобальной безопасности XXI века» (1994), глоссарий «Война и мир в терминах и определениях» (2004) - руководитель авторского коллектива, воспоминания «Незабываемые имена и свершения» (2004) об организации и развитии оборонной промышленности СССР в послевоенный период, книгу «Отечественный военно-промышленный комплекс и его историческое развитие» (2005).
Вся жизнь Олега Константиновича была образцом служения долгу. Талант ученого и организатора, эрудицию, глубочайшую компетентность - все это он сполна посвятил Отчизне. Генерал-лейтенант О.К.Рогозин скончался в 2010 г. Отпевание покойного проходило в Москве в Храме Святого Митрофания Воронежского.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии