RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Фотосессия
3 февраля 2014 г.

Фотосессия "Луны-9"

Земляне впервые увидели иной мир!
Экстремальный вертолётчик
7 апреля 2014 г.

Экстремальный вертолётчик

7 апреля 1960 года — день рождения заслуженного военного летчики РФ, Героя Российской Федерации Валентина Падалки
Великий полковник Костя Непейвода
18 мая 2017 г.

Великий полковник Костя Непейвода

Эту исконно украинскую фамилию в свое время знавал военный люд во всех концах безбрежного Советского Союза
Катастрофа на Транссибирской магистрали
3 июня 2013 г.

Катастрофа на Транссибирской магистрали

3 июня 1989 года на 1710-м километре Транссибирской магистрали недалеко от Уфы произошел взрыв газа, в результате которого пострадали встречные поезда, погибли 575 пассажиров.
Пятнадцатилетие Президента
26 марта 2015 г.

Пятнадцатилетие Президента

26 марта 2000 года Владимир Путин был впервые избран главой Российского Государства
Главная » Герои нашего времени » Подводная преисподняя

Подводная преисподняя

24 февраля 1972 года на подводной атомной ракетной подводной лодке К-19 произошла страшная авария

В огне сгорели 28 военных моряков
Подводная преисподняя

Утром 24 февраля 1972 года на командный пункт Северного флота поступила информация: в Северной Атлантике после пожара на глубине всплыла атомная подводная лодка, находившаяся на боевой службе. Есть человеческие жертвы. Субмарина не имеет хода.
В район аварии был немедленно послан крейсер «Александр Невский» с резервным экипажем для лодки и командным пунктом из специалистов управлений флота во главе с вице-адмиралом Л.Г. Гаркушей.
Вслед за крейсером вышел спасатель «СС-44», но еще в Кольском заливе его выбросило штормом на камни.

Прибыв в район аварии, специалисты не смогли высадиться на лодку, которая имела тенденцию к дифференту на корму и крену на правый борт.
Для руководства спасательной операцией недели через две (морской переход длился двенадцать дней) из Москвы прибыл первый заместитель Главнокомандующего ВМФ СССР адмирал флота В.Касатонов. Первым делом он замкнул на себя все решения, даже второстепенные.
Выяснилось следующее. Лодка возвращалась с боевого патрулирования в Северной Атлантике. До прибытия на базу оставалось восемь суток. Лодка шла на глубине 120 метров.
Сигнал аварийной тревоги взревел в отсеках в 10.23. «Пожар в девятом отсеке!» — сообщил голос в громкоговорителе. В девятом трехэтажном отсеке находится вспомогательное оборудование, камбуз и кубрик. Он служит убежищем, поэтому у него более прочные переборки. Особой паники сообщение не вызвало: за автономное плавание то была третья тревога. В первых двух случаях положение исправлялось в считанные минуты.
Вот что произошло за несколько минут до сигнала тревоги. Вахтенный матрос Кабак почувствовал запах гари. Он спустился на нижний этаж и обнаружил горящий электроприбор для дожига угарного газа.
За несколько дней до описываемых событий в верхнем уровне девятого отсека лопнул трубопровод системы рулевого управления. Около 500 л гидравлического масла пролилось наружу. Экипаж отремонтировал трубку и собрал пролившееся масло. Но какая-то капля масла просочилась на нижний уровень и упала на электроприбор, раскаленный до 200ºС.

Вместо того, чтобы немедленно объявить аварийную тревогу и приступить к тушению пожара, матрос бросился будить ответственного за этот прибор старшину отсека Александра Васильева. Время для тушения пожара было упущено. Васильев первым героически ринулся в пекло, и первым погиб в огне. Несмотря на мужественные действия экипажа, погасить пожар не удалось. Отсек быстро заполнялся продуктами горения, а аппаратов индивидуального дыхания на всех не хватало, так как часть их находилась на боевых постах. Еще одно свидетельство непродуманности организации корабельной служб и плохого руководства действиями. Многие из участвовавших в тушении пожара были отравлены окисью углерода. Даже спустя несколько недель после пожара ее содержание в этом отсеке составляло 21 мг/л при допустимой дозе 0,005 мг/л.

В результате пожара лопнула магистраль воздуха высокого давления, и в огненное пекло мощной струей стал поступать кислород. Через систему вентиляции левого борта пожар перекинулся в соседний носовой отсек, к пульту управления главной энергоустановкой.
В центральный пост прибыли командир корабля В.Кулибаба, командир БЧ-5 Р. Миняев, начальник штаба соединения В.Нечаев. Как всегда по сигналу тревоги, переборки между отсеками уже были загерметизированы — личный состав каждого из них должен бороться с пожаром до последней возможности, но командир тут же приказал восьмому отсеку принять людей из девятого. Когда отдраили переборочную дверь, в отсек вместе с моряками ворвались клубы ядовитого дыма. Люди надели аппараты индивидуального дыхания, но дым валил уже через вентиляцию. Кулибаба приказал всему личному составу, не занятому на боевых постах, покинуть кормовые отсеки. Это спасло жизнь многим. Таким образом, большая часть подводников успела эвакуироваться в смежный отсек, который, к сожалению, вскоре тоже оказался в огне.

Тем временем лодка всплывала. Она шла с большой глубины, и ей был жизненно необходим ход. А для работы реактора нужна электроэнергия, основное оборудование для выработки которой помещалось в восьмом отсеке. Но в восьмой уже сплошным потоком валил через прожженный трубопровод воздух высокого давления, смешанный с продуктами горения. Электрики задыхались, но отойти от своих механизмов не могли — лишившись хода, лодка рухнула бы на глубину. Позже аварийная партия обнаружит старшину команды электриков мичмана Виктора Николаенко в противогазе у своего поста мертвым. Погибнет и командир электротехнического дивизиона капитан 3 ранга Л.Цыганков.
Когда угарный газ добрался до пульта управления ГЭУ, командир дивизиона движения капитан-лейтенант Виктор Милованов приказал всем покинуть пульт, оставив с собой лишь старшего лейтенанта Сергея Ярчука. Оба включились в аппараты, но Ярчук начал задыхаться и сорвал маску. Он умирал на глазах своего командира, но Милованов ничем не мог помочь: необходимо было срочно заглушить обе ГЭУ… Заглушив их и убедившись, что все поглотители сели на нижние концевики, командир дивизиона движения покинул пульт. Кормовые отсека лодки были загазованы, и, пробираясь по ним, Милованов потерял сознание. В центральный пост его, уже с кровавой пеной у рта, доставил матрос-турбинист.
Турбинистам, помещающимся в седьмом отсеке, тоже пришлось нелегко. Отсек наполнялся смертоносным дымом, но отойти от маневровых устройств в аварийной ситуации — значит обречь лодку на неминуемую гибель. Мичман Александр Новичков принялся помогать растерявшимся матросам надеть противогазы, выводил задыхающихся из отсека. На его счету много спасенных жизней, только свою он не сумел сохранить.
Все это время в центральном посту в сложнейшей ситуации принимали решения командир БЧ-5 Миняев и командир корабля Кулибаба. Именно благодаря их хладнокровию удалось сохранить лодку и спасти многих людей. Позднее их действия будут самым тщательным образом проанализированы комиссией. Часто такое расследование заканчивается увольнением, Кулибаба же был награжден орденом Красного Знамени.
Вскоре над кораблем начали летать разведывательные самолеты «Орион». А первое судно — сухогруз «Ангарлес» — подошло лишь через двое суток.
Шторм уже начинался, когда спущенный сухогруза спасательный катер попытался подойти к лодке, чтобы передать буксирный конец. Двух мичманов — Красникова и Бекетова — тут же смыло. К счастью, их сразу же вытащили за страховочные концы. Волны бросали лодку, как щепку.
Не сразу личный состав «К-19» удалось эвакуировать на большой противолодочный корабль «Вице-адмирал Дрозд», имеющий на борту вертолет. Шторм к тому времени разошелся так, что мачты корабля порой скрывались за гребнями волн. И подводники просто не поверили своим глазам, когда над рубкой завис вертолет. С него на тросе спустили груз: аппараты индивидуального дыхания, продукты, теплую одежду, фонарики и даже бидон с горячим кофе! Вертолет прилетал еще и еще. Инструкции запрещают полеты в штормовую погоду, но экипаж — Крайнов, Семкин и Молодкин — знал, что каждый вылет может означать чью-то спасенную жизнь.
Впоследствии капитан Молодкин рассказывал:
— Главным было взлететь. Вертолет вручную выкатывали на сетку, и человек тридцать моряков удерживали машину, ока набирали обороты. По команде они отпускали ее, и я через секунду уже был в воздухе. Так ж с риском садился обратно на палубу.
Вертолетчики эвакуировали с «К-19» около сорока человек. Остальных передали на спасательный буксир «СБ-38», с которого на лодку подавалось электричество и воздух. Эвакуация проводилась так называемым «мокрым способом». Моряки привязывали карабин пояса к тросу, протянутому между лодкой и спасателем, и прыгали в воду. С буксира выбирали линь, и за считанные минуты поднимали их на борт. На атомоходе осталась лишь аварийная партия — восемнадцать измотанных до предела моряков.
В операции по спасению «К-19» принимало участие более тридцати кораблей и судов ВМФ. К ним успел присоединиться даже вертолетоносец «Ленинград», находившийся в момент аварии в Черном море. Ежедневно по приказу министра обороны в район аварии прилетали два самолета, сбрасывавшие необходимые вещи: спасательные плоты, одежду, инструменты. Большинство этих посылок бесследно поглощало море.
Возвращение лодки на базу, куда ее прибуксировали 4 апреля, было радостным далеко не для всех. Авария на борту «К-19» стоило жизни тридцати морякам. 28 человек погибло во время пожара на лодке, один матрос был смыт волной при переходе на крейсере «Александр Невский» и один офицер, капитан 2 ранга Ткачев, получил смертельную травму во время шторма уже на плавбазе «Магомет Гаджиев» (на ее борту была квалифицированная медицинская группа, но даже вмешательство лучших хирургов не смогло его спасти). Двое погибших — лейтенант Виталий Хрычиков и старшина 2 статьи Казимир Марач — похоронены в океане с соблюдением морских обычаев. Море приняло их в точке с координатами 59º29’ с.ш. и 28º54’з.д.

Список подводников экипажа атомной подводной лодки «К-19», погибших 24 февраля 1972 года

 

Капитан 3 ранга Л.Г. Цыганков
Старший лейтенант С.Г. Ярчук
Лейтенант В.В. Хрычиков
Мичман Ф.К. Борисов
Мичман В.Г. Николаенко
Мичман А.И. Новичков
Главный старшина А.П. Васильев
Старшина 1 статьи А.П. Алексеев
Старшина 1 статьи В.Е. Мосолов
Старшина 2 статьи И.И. Галкин
Старшина 2 статьи П.И. Глушаков
Старшина 2 статьи К.П. Марач
Старший матрос Х.А. Волошин
Старший матрос В.Ф. Губарев
Старший матрос В.А. Кильдюшкин
Старший матрос Р.Ю. Муслюмов
Старший матрос В.В. Расюк
Старший матрос И.А. Сербин
Старший матрос Л.Н. Сидоров
Матрос А.И. Бабич
Матрос В.В. Гринько
Матрос Н.А. Ефимов
Матрос А.Н. Захаров
Матрос М.И. Кондратенков
Матрос И.П. Мисько
Матрос С.А. Ситников
Матрос Б.Е. Худяков
Матрос М.В. Шевчик
Вечная память героям-подводникам!

Список аварий на К-19

Эта подводная лодка считается самой невезучей в Советском Военно-Морском флоте. Её даже прозвали «Хиросимой».

В 1959 году еще до спуска на воду: при окраске трюмов вспыхнул пожар, два человека погибли; после возобновления покрасочных работ задохнулась женщина-маляр;
В 1961 году при погрузке ракет в шахты один матрос был придавлен крышкой шахты и погиб.
12 апреля 1961 года лодка чудом избежала столкновения с АПЛ USS «Nautilus», но из-за резкого маневра снижения глубины при этом врезалась в дно. Значительных повреждений не было.
4 июля 1961 года — авария кормового реактора: падение давления в первом контуре в результате разрыва в первом контуре импульсной трубки между напорной линией и датчиками. В результате приборы показали нулевое давление, хотя полного разрыва не было. Устранение аварии впоследствии стоило жизни 8 человек, все остальные члены экипажа получили высокие дозы облучения.
15 ноября 1969 года — столкновение в подводном положении с подводной лодкой ВМС США USS «Gato» при манёвре изменения глубины с 60 до 90 метров.
24 февраля 1972 года — пожар в 8 и 9 отсеках. Отбуксирована на базу. Погибло 28 человек на лодке и 2 спасателя. 9 матросов пробыли в заточении в 10-м кормовом отсеке 23 дня без света, связи, пищи и со скудными запасами воды, получая из других отсеков только воздух (с перебоями).
15 августа 1982 года — при ремонте в аккумуляторном отсеке возникла электрическая дуга. Обожжены несколько человек, один из них 20 августа скончался в госпитале.

 

 

Сергей Турченко
24 февраля 2016 г.

Комментарии:

Алексей 23.06.2019 в 19:51 # Ответить
Перезвоните мне пожалуйста
Перезвоните мне пожалуйста 8(904)332-62-08 Алексей.
Антон 17.10.2019 в 21:14 # Ответить
Перезвоните мне пожалуйста
Перезвоните мне пожалуйста 8 (495) 248-01-88 Антон.

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
21 сентебря
понедельник
2020

В этот день:

21 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы

.Это один из двунадесятых православных праздников. Двунадесятые праздники догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери).

21 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы

.Это один из двунадесятых православных праздников. Двунадесятые праздники догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери).

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы основан на Церковной Предании. Существует так называемое Протоевангелие Иакова, написанное в II веке. В нем мы читаем, что Мария родилась от благочестивых родителей, Иоакима и Анны. Иоаким был выходцем из царского рода, а Анна — дочерью первосвященника. Они дожили до преклонных лет и были бездетны. Это было источником скорби для пары и вызывало общественное порицание.
Однажды, когда Иоаким пришел в Храм, первосвященник не разрешил ему принести жертву Богу, сказав: «Ты не создал потомства Израилю». После этого безутешный Иоаким удалился в пустыню для молитвы, Анна же осталась дома и тоже молилась. В это время им обоим явился ангел и каждому возвестил: «Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире». Узнав радостную новость, супруги встретились у Золотых ворот Иерусалима.
После этого Анна зачала. Как пишет Протоевангелие Иакова, «прошли положенные ей месяцы, и Анна в девятый месяц родила». Праведники дали обет посвятить своего ребенка Богу и отдали дочь Марию в Иерусалимский храм, где она служила до совершеннолетия.

Всемирный день русского единения

21 сентября - Всемирный день русского единения. Отмечается с 2010 года пока как неофициальный праздник, но идею поддержали уже 24 страны. Инициатором выступил Русский объединительный союз соотечественников (РОСС) в Киргизии, который создал осенью 2009 года Международный комитет «Всемирного дня русского единения».

Всемирный день русского единения

21 сентября - Всемирный день русского единения. Отмечается с 2010 года пока как неофициальный праздник, но идею поддержали уже 24 страны. Инициатором выступил Русский объединительный союз соотечественников (РОСС) в Киргизии, который создал осенью 2009 года Международный комитет «Всемирного дня русского единения».

Идея нового праздника была обнародована презентована 25 ноября 2009 года председателем комитета, Александром Ивановым на II Международном молодежном форуме «Санкт-Петербург и молодые соотечественники: Мосты сотрудничества в XXI веке». Участникам было предложено поддержать инициативу и подписать Декларацию о провозглашении этого дня. Представители 24 стран мира стали членами Международного инициативного комитета и подписали Декларацию, став соучредителями Всемирного дня русского единения: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Греция, Грузия, Дания, Израиль, Ирландия, Италия, Кипр, Литва, Мальта, Молдова, Польша, Португалия, Россия, Словакия, США, Турция, Финляндия, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония. Всемирный день русского единения учрежден в целях сохранения этнокультурной самобытности русского народа, позитивной национальной самоидентификации, объединения русских, всего русского мира, взаимодействия между русским сообществом и Россией, для сохранения этнических, исторических и культурных ценностей, развития, популяризации русского языка и литературы как части мирового культурного наследия, а также дальнейшей консолидации в интересах создания мощного интеллектуального, экономического и духовно-культурного русскоязычного пространства в мире. Всемирный день русского единения ознаменован рядом важнейших исторических событий в жизни русского народа и России: 1. День основания России — день призвания варягов на Русь — объединение русских племен, начало княжения Рюрика (862). 2. Рождество Пресвятой Богородицы — один из главных праздников, отмечаемый Русской православной церковью. 3. День основания в 859 году города Великий Новгород. В 2009 году широко отмечалось 1150-летия основания «отца» русских городов. 4. День воинской славы России - День победы в Куликовской битве (1380) - начало освобождения Руси от татаро-монгольского ига, положенное великим русским князем Дмитрием Донским. Международный инициативный комитет призывает другие общинные организации - объединения российских соотечественников стран мира - присоединиться к подписанию Декларации.

Источник: http://www.calend.ru/holidays/0/0/2681/

 

«Солдатская мама» Лидия Русланова

21 сентября 1973 года скончалась Лидия Андреевна Русланова, великая советская певица, исполнительница народных песен, заслуженная артистка РСФСР (1942), которую во время Великой Отечественной войны прозвали «солдатской мамой».

«Солдатская мама» Лидия Русланова

21 сентября 1973 года скончалась Лидия Андреевна Русланова, великая советская певица, исполнительница народных песен, заслуженная артистка РСФСР (1942), которую во время Великой Отечественной войны прозвали «солдатской мамой».

24 августа 1945 года Маршал Советского Союза  Георгий Константинович Жуков подписал приказ: "За успешное выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецко- фашистскими захватчиками и проявленное мужество, за активную личную помощь в деле вооружения Красной Армии новейшими техническими средствами наградить орденом Отечественной войны I степени РУСЛАНОВУ Лидию Андреевну".
Это была заслуженная награда. Вот лишь несколько фактов.
Однажды под Вязьмой в актерскую землянку зашли трое солдат. Они отправлялись в разведку и попросили спеть на дорожку. А ночью одного из них принесли на носилках.
- Он стонал в беспамятстве, - рассказывала потом Лидия Андреевна. - И все звал маму. Села я возле него, взяла за руку и запела тихонечко колыбельную. Пою, слез не сдерживаю: кажется мне, что это мой сын умирает. Так хотелось песней вдохнуть в него силу жизни! Перестал он метаться, а рука все холодеет... Вскоре увезли... Часто я вспоминала о нем, но долго не могла узнать, жив ли...
Прошло время. Концертная бригада была уже на другом участке фронта. Выступала под открытым небом. Только запела Русланова, как бросился к ней боец с Золотой Звездой на гимнастерке. Кричит: "Мама! Мама! Я узнал, я помню, это вы мне пели, когда я умирал". А потом в районе Сухиничей снова встретила Лидия Андреевна "своего" бойца, опять - раненого.
- И снова я гладила его окровавленную рану, - вспоминала она, - а он говорил, что доживет до победы, если нашел Русланову...
Вот конец войны. Последний военный концерт.
- Я пою русскую песню "Степь широкая", - продолжала рассказ Лидия Андреевна, - и вижу, что кто-то расталкивает людей, все ближе пробирается к нам. И вдруг бросается прямо на ступени. Сразу узнала его, хоть и возмужал он, офицером стал, вся грудь в орденах. Выжил. Подняла его руку и крикнула: "Смотрите! Вот русский солдат! Умирая, он верил в Победу. И он дошел до Берлина. Он победил".
В поразительной этой истории, почти легенде - все правда. И троекратная встреча. И финальная радость.
Но не только песня Руслановой "воевала" на фронте рядом с солдатами. В конце 1943 года Лидия Андреевна в составе концертной бригады приехала во второй гвардейский кавалерийский корпус под командованием Героя Советского Союза генерал-лейтенанта Крюкова. В это время в одном из полков проходило собрание, на котором было зачитано письмо колхозницы - она передала свои сбережения государству, чтобы на эти деньги сделали пушку ее сыну-артиллеристу. Потом выступила Лидия Андреевна и сказала, что отдает свои средства на постройку двух батарей "катюш". Три месяца спустя Русланова снова прибыла в часть и торжественно "вручила" свой подарок бойцам.

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии