RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

День армейской авиации
28 октября 2016 г.

День армейской авиации

28 октября 1948 года в Вооруженных силах СССР было сформировано специальное подразделение – первая вертолетная эскадрилья
Политик № 2
26 июня 2014 г.

Политик № 2

Так Владимир Путин назвал Геннадия Зюганова, которому 26 июня исполняется 70 лет
Александр Розенбаум — флотский офицер
13 сентября 2013 г.

Александр Розенбаум — флотский офицер

13 сентября — день рождения известного певца, в прошлом — корабельного врача
Православный воин Игорь Стрелков
18 августа 2014 г.

Православный воин Игорь Стрелков

Он — пока не канонизированный, но святой, потому что борется за Русский мир против сатанинской Америки
Покушение на Путина?
18 июля 2014 г.

Покушение на Путина?

Метили в самолёт Президента России — попали в пассажирский «Боинг» и убили около 300 человек. Под подозрением — клика Парашенко
Главная » Герои нашего времени » Гибель С-80: причина остается загадкой

Гибель С-80: причина остается загадкой

27 января 1961 года в Баренцевом море бесследно исчезла субмарина Северного флота

Только через семь с половиной лет она была обнаружена на глубине 196 метров. Государственная комиссия так и не смогла полностью прояснить обстоятельств катастрофы.
Гибель С-80: причина остается загадкой

26 января 1961 года подводная лодка С-80 вышла в Баренцево море из места базирования в Сайда-губе. Экипажу была поставлена задача по отработке элементов одиночного плавания. В ночь на 27 января она подвсплыла на перископную глубину для плавания под РДП (работа дизелей под водой). В таком режиме на поверхность поднимается шноркель (труба для подачи воздуха к дизелям). Всё это необходимо для скрытной для противника дозаправки аккумуляторных батарей — главной энергопитающей системы такого типа субмарин.

В 0:30 27 января с подводной лодки в штаб поступило сообщение о метеообстановке: волнение моря 6 баллов, температура воздуха минус 5 градусов. Больше субмарина на связь не выходила. Не прибыла она в расчетное время и на базу.
Через семь дней в штаб поступила информация о том, что в районе плавания ПЛ С-80 рыбаки затралили её аварийный буй. Началась поисковая операция, которая продолжалась до 16 февраля, но результатов она не дала. Стало ясно, что пучина унесла жизни 68 членов экипажа и прикомандированных.
Это ЧП имело еще одну трагическую особенность. С-80 была первой в Советском ВМФ подводной лодкой 613 проекта. На тот момент она считалась самой глубоководной (до 200 метров погружения), самой дальноходной (до 9 тысяч километров). К тому же незадолго до катастрофы С-80 переоборудовали по программе 644 проекта: установили контейнеры для крылатых ракет П-5 и внедрили новый астронавигационный комплекс «Лира-11».

Лишь в июне 1968 года в штаб опять же рыбаки сообщили, что теряют сети, которые зацепляются о какой-то большой предмет на глубине. В тот район вышло спасательное судно.

Оно акустическим методом обнаружило на глубине 196 метров корпус подводной лодки. С помощью спускаемой обитаемой наблюдательной камеры было выяснено, что это С-80.

Для подъема подводной лодки из Севастополя прибыло специальное подъемно-спасательное судно «Карпаты», а из Североморска — буксиры и корабли охраны. Ими была произведена уникальная операция: подводная транспортировка субмарины в район бухты Завалишина Териберской губы. Там её подняли, отбуксировали в бухту Наша, где поставили на понтоны.
В августе 1969 года субмарину обследовала государственная комиссия, которую возглавил известный подводник вице-адмирал Г.И. Щедрин. Она выяснила, что в 01:27 27 января подводная лодка резко ушла вниз с перископной глубины. По отработанной технологии в этот момент должен был сработать на закрытие клапан шноркеля, что предотвратило бы попадание забортной воды. Но из-за его обледенения этого не произошло. Ситуацию усугубило то, что матрос-моторист пятого отсека, куда начала поступать вода, был прикомандирован с другой субмарины, где ручное перекрытие клапана осуществлялось противоположным образом. Для своей ПЛ он действовал бы правильно, а тут, наоборот, невольно способствовал мощному поступлению воды в отсек, который вскоре был затоплен, и С-80 потеряла управление. Она ударилась о грунт, второй, третий и четвёртый отсеки были разрушены. В сохранившихся отсеках в живых осталось 24 человека. Но вскоре и они начали медленно умирать от удушья.
Осталось непонятным, почему С-80 произвела резкий маневр погружения. В материалах расследования есть такие строки: «положение вертикального руля С-80 — 20 градусов на левый борт — говорит о том, что подводная лодка вынуждена была резко отвернуть, чтобы избежать столкновения. Никаких скал и рифов в районе плавания не было. Скорее всего, лодка пыталась разойтись с неизвестным судном». Что это за судно, так и осталось загадкой. Останки моряков экипажа
С-80 были захоронены в братской могиле в посёлке Оленья Губа. На ней сделана такая надпись: «Вечная память подводникам экипажа ПЛ С-80, погибшего при исполнении служебных обязанностей».
Вот эти ребята. Склоним головы и помолимся.

Капитан третьего ранга СИТАРЧИК А.Д.
Капитан третьего ранга НИКОЛАЕВ В.А.
Капитан третьего ранга ОСИПОВ В.Е.
Капитан - лейтенант ПЕСКОВ А.В.
Капитан - лейтенант ГРИНЧУК А.М.
Капитан - лейтенант ЧЕРНИЧКО В.П.
Инженер - капитан - лейтенант ЖУК Г.И.
Старший лейтенант ЕВДОКИМОВ А.Г.
Старший лейтенант БОНАДЫКОВ Н.П.
Старший инженер - лейтенант ПРОПЛЕТИН В.П.
Старший лейтенант ПОРУТЧИКОВ Г.П.
Лейтенант КИРЬЯКОВ И.В.
Лейтенант КОВТУН Э.М.
Инженер - лейтенант КНЯЗЕВ В.И.
Лейтенант медицинской службы ЗУБКОВ В.И.
Мичман БОРОВОЙ Г.М.
Главный старшина ТАРАСОВ В.Г.
Главный старшина ПУРГИН А.Н.
Старшина первой статьи СЕРЫЙ В.Я.
Старшина первой статьи ГЕРАСИМЕНКО В.З.
Старшина первой статьи АЛЕКСЕЕВ Б.А.
Старшина первой статьи ШАХИН В.С.
Старшина первой статьи ЛЕДНИК П.Ф.
Старшина второй статьи ЗЮЗИН Ф.Ф.
Старшина второй статьи КОЧНЕВ Ю.Н.
Старшина второй статьи АГИБАЛОВ Ю.В.
Старшина второй статьи ХРИПКО Д.М.
Старшина второй статьи ГРИГОРЧУК В.А.
Старшина второй статьи ШЕЛЯКО Ю.И.
Старшина второй статьи ГРЕСЕВ И.Г.
Старшина второй статьи ПОГОРЕЛЫЙ Н.Г.
Старший матрос ВОЯКОВ В.А.
Старший матрос БАРДИН К.Ф.
Старший матрос КОЖИН А.Л.
Старший матрос ВОРОБЬЁВ В.Н.
Старший матрос ЛЕОНОВ В.С.
Старший матрос КАЗАРЯН-ОГЛЫ В.Г.
Старший матрос САВИН Г.Н.
Старший матрос КРЕЙДО В.Н.
Старший матрос ЧАПАС Р.А.
Матрос КОШЕЛЕВ В.С.
Матрос НИДЗЕЛЬСКИЙ Г.Н.
Матрос НИКИТИН В.И.
Матрос БАЛБОРИН В.Н.
Матрос МЯЗИН М.Н.
Матрос УЛЬЯНОВ В.П.
Матрос ОПАРИН А.Р.
Матрос ЦЫБИН В.В.
Матрос ГУЛИН В.Г.
Матрос ГЛАЗУНОВ А.П.
Матрос САМОХВАЛОВ А.Н.
Матрос ЯКУНИН Н.Д.
Матрос МАЛЬКОВ А.Н.
Матрос ИСАКОВ А.Г.
Матрос ЧАЛЬЦЕВ А.Д.
Матрос ПИЛИПЕНКО В.П.
Матрос ЧАГИЛО В.Н.
Матрос ШАЛАГИНОВ Ю.А.
Матрос ПАНФЕРОВ В.В.
Матрос ТУМАН В.Г.
Матрос КРЮКОВ А.А.
Матрос РОДИН Г.И.
Матрос МАШАНОВ П.М.
Матрос МЕРТИКОВ В.Н.
Матрос СМОЛИН Б.И.
Матрос СИЛАЕВ Ю.А.
Матрос КРОПАЧЕВ А.А.
Матрос ДОРОГОКУПЛЯ И.А.

 

 

Сергей Турченко
26 января 2019 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
21 февраля
четверг
2019

В этот день:

Адмирал Алексей Епанчин

21 февраля 1823 года родился Алексей Павлович Епанчин, адмирал (1909), начальник Морского училища и Николаевской морской академии.

Подводник Юрий Щербаков

21 февраля 1947 года родился Юрий Александрович Щербаков, офицер-подводник, капитан первого ранга, командир атомной глубоководной станции АС-35. В январе 1993 года за «самоотверженные действия, совершённые при исполнении воинского долга в экстремальных условиях, сопряжённых с риском для жизни» был награждён орденом «За личное мужество». В1996 году по результатам глубоководных испытаний получил звание Героя Российской Федерации.

Подводник Юрий Щербаков

21 февраля 1947 года родился Юрий Александрович Щербаков, офицер-подводник, капитан первого ранга, командир атомной глубоководной станции АС-35. В январе 1993 года за «самоотверженные действия, совершённые при исполнении воинского долга в экстремальных условиях, сопряжённых с риском для жизни» был награждён орденом «За личное мужество». В1996 году по результатам глубоководных испытаний получил звание Героя Российской Федерации.

Юрий Александрович Щербаков уроженец Минска. Служил в Военно-Морском Флоте с 1966 года. В июне 1971 года окончил минно-торпедный факультет Высшего военно-морского училища подводного плавания имени Ленинского комсомола (в 1998 году расформировано, остатки стали частью Санкт-Петербургского военно-морского института), в июле 1978 года — Высшие специальные офицерские классы ВМФ.

Службу проходил на Северном флоте: начал с должности командир минно-торпедной боевой части (БЧ-3) атомной подводной лодки К-159 (август 1971 — декабрь 1975); помощник командира атомной подводной лодки К-11 (декабрь 1975 — ноябрь 1977).

С августа 1978 года - командир атомной глубоководной станции АС-35. В январе 1993 года за «самоотверженные действия, совершённые при исполнении воинского долга в экстремальных условиях, сопряжённых с риском для жизни» был награждён орденом «За личное мужество». 26 ноября 1995 года АС-35 вошла в состав флота (29-я отдельная бригада подводных лодок), а в 1996 году проведены глубоководные испытания, по результатам которых указом президента Российской Федерации от 27 января 1997 года капитану 1-го ранга Щербакову было присвоено звание Героя Российской Федерации.

Скоропостижно кончался 17 мая 2012 года. Похоронен на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге.

Комиссия ГОЭЛРО

21 февраля 1920 года создана Государственная комиссия по электрификации России

Комиссия ГОЭЛРО

21 февраля 1920 года создана Государственная комиссия по электрификации России

По заданию и под руководством В. И. Ленина она разработала государственный план электрификации РСФСР. Одобрен VIII Всероссийским электротехническим съездом, созванным декретом Совета народных комиссаров. План ГОЭЛРО с рядом замечаний и дополнений был принят Советом Народных Комиссаров, который принял 21 декабря 1921 г постановление «О плане электрификации России».
Проект ГОЭЛРО положил основу индустриализации в России. План, в основном, был перевыполнен к 1931 году. Выработка электроэнергии в 1932 году по сравнению с 1913 годом увеличилась не в 4,5 раза, как планировалось, а почти в 7 раз: с 2,0 до 13,5 млрд кВт·ч.
Нынешним «реформаторам» за 25 лет удалось развалить заложенную тогда систему. Сегодня износ электросетей России составляет 80 процентов!

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии