RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Молодые защитники Отечества
26 июня 2013 г.

Молодые защитники Отечества

26 июня в Кремле состоялся прием в честь лучших выпускников военных академий и вузов
Вызываю огонь на себя!
29 марта 2016 г.

Вызываю огонь на себя!

Стало известно имя российского спецназовца, который геройски погиб в районе Пальмиры: это 25-летний оренбуржец Александр Прохоренко.
Памяти лётного главкома
1 июля 2014 г.

Памяти лётного главкома

В ночь на 1 июля скончался бывший главнокомандующий ВВС России генерал армии Анатолий Михайлович Корнуков
«Ночные волки» и подлые шакалы
20 августа 2014 г.

«Ночные волки» и подлые шакалы

Писатель Александр Проханов — о героизме и предательстве, так называемой, творческой элиты России
Герои России - 2014
31 декабря 2014 г.

Герои России - 2014

В минувшем году высшей наградой Родины отмечены подвиги семерых защитников Отечества и правопорядка в стране
Главная » Герои нашего времени » Гибель С-80: причина остается загадкой

Гибель С-80: причина остается загадкой

55 лет назад 27 января 1961 года в Баренцевом море бесследно исчезла субмарина Северного флота

Только через семь с половиной лет она была обнаружена на глубине 196 метров. Государственная комиссия так и не смогла полностью прояснить обстоятельств катастрофы.
Гибель С-80: причина остается загадкой

26 января 1961 года подводная лодка С-80 вышла в Баренцево море из места базирования в Сайда-губе. Экипажу была поставлена задача по отработке элементов одиночного плавания. В ночь на 27 января она подвсплыла на перископную глубину для плавания под РДП (работа дизелей под водой). В таком режиме на поверхность поднимается шноркель (труба для подачи воздуха к дизелям). Всё это необходимо для скрытной для противника дозаправки аккумуляторных батарей — главной энергопитающей системы такого типа субмарин.

В 0:30 27 января с подводной лодки в штаб поступило сообщение о метеообстановке: волнение моря 6 баллов, температура воздуха минус 5 градусов. Больше субмарина на связь не выходила. Не прибыла она в расчетное время и на базу.
Через семь дней в штаб поступила информация о том, что в районе плавания ПЛ С-80 рыбаки затралили её аварийный буй. Началась поисковая операция, которая продолжалась до 16 февраля, но результатов она не дала. Стало ясно, что пучина унесла жизни 68 членов экипажа и прикомандированных.
Это ЧП имело еще одну трагическую особенность. С-80 была первой в Советском ВМФ подводной лодкой 613 проекта. На тот момент она считалась самой глубоководной (до 200 метров погружения), самой дальноходной (до 9 тысяч километров). К тому же незадолго до катастрофы С-80 переоборудовали по программе 644 проекта: установили контейнеры для крылатых ракет П-5 и внедрили новый астронавигационный комплекс «Лира-11».

Лишь в июне 1968 года в штаб опять же рыбаки сообщили, что теряют сети, которые зацепляются о какой-то большой предмет на глубине. В тот район вышло спасательное судно.

Оно акустическим методом обнаружило на глубине 196 метров корпус подводной лодки. С помощью спускаемой обитаемой наблюдательной камеры было выяснено, что это С-80.

Для подъема подводной лодки из Севастополя прибыло специальное подъемно-спасательное судно «Карпаты», а из Североморска — буксиры и корабли охраны. Ими была произведена уникальная операция: подводная транспортировка субмарины в район бухты Завалишина Териберской губы. Там её подняли, отбуксировали в бухту Наша, где поставили на понтоны.
В августе 1969 года субмарину обследовала государственная комиссия, которую возглавил известный подводник вице-адмирал Г.И. Щедрин. Она выяснила, что в 01:27 27 января подводная лодка резко ушла вниз с перископной глубины. По отработанной технологии в этот момент должен был сработать на закрытие клапан шноркеля, что предотвратило бы попадание забортной воды. Но из-за его обледенения этого не произошло. Ситуацию усугубило то, что матрос-моторист пятого отсека, куда начала поступать вода, был прикомандирован с другой субмарины, где ручное перекрытие клапана осуществлялось противоположным образом. Для своей ПЛ он действовал бы правильно, а тут, наоборот, невольно способствовал мощному поступлению воды в отсек, который вскоре был затоплен, и С-80 потеряла управление. Она ударилась о грунт, второй, третий и четвёртый отсеки были разрушены. В сохранившихся отсеках в живых осталось 24 человека. Но вскоре и они начали медленно умирать от удушья.
Осталось непонятным, почему С-80 произвела резкий маневр погружения. В материалах расследования есть такие строки: «положение вертикального руля С-80 — 20 градусов на левый борт — говорит о том, что подводная лодка вынуждена была резко отвернуть, чтобы избежать столкновения. Никаких скал и рифов в районе плавания не было. Скорее всего, лодка пыталась разойтись с неизвестным судном». Что это за судно, так и осталось загадкой. Останки моряков экипажа
С-80 были захоронены в братской могиле в посёлке Оленья Губа. На ней сделана такая надпись: «Вечная память подводникам экипажа ПЛ С-80, погибшего при исполнении служебных обязанностей».
Вот эти ребята. Склоним головы и помолимся.

Капитан третьего ранга СИТАРЧИК А.Д.
Капитан третьего ранга НИКОЛАЕВ В.А.
Капитан третьего ранга ОСИПОВ В.Е.
Капитан - лейтенант ПЕСКОВ А.В.
Капитан - лейтенант ГРИНЧУК А.М.
Капитан - лейтенант ЧЕРНИЧКО В.П.
Инженер - капитан - лейтенант ЖУК Г.И.
Старший лейтенант ЕВДОКИМОВ А.Г.
Старший лейтенант БОНАДЫКОВ Н.П.
Старший инженер - лейтенант ПРОПЛЕТИН В.П.
Старший лейтенант ПОРУТЧИКОВ Г.П.
Лейтенант КИРЬЯКОВ И.В.
Лейтенант КОВТУН Э.М.
Инженер - лейтенант КНЯЗЕВ В.И.
Лейтенант медицинской службы ЗУБКОВ В.И.
Мичман БОРОВОЙ Г.М.
Главный старшина ТАРАСОВ В.Г.
Главный старшина ПУРГИН А.Н.
Старшина первой статьи СЕРЫЙ В.Я.
Старшина первой статьи ГЕРАСИМЕНКО В.З.
Старшина первой статьи АЛЕКСЕЕВ Б.А.
Старшина первой статьи ШАХИН В.С.
Старшина первой статьи ЛЕДНИК П.Ф.
Старшина второй статьи ЗЮЗИН Ф.Ф.
Старшина второй статьи КОЧНЕВ Ю.Н.
Старшина второй статьи АГИБАЛОВ Ю.В.
Старшина второй статьи ХРИПКО Д.М.
Старшина второй статьи ГРИГОРЧУК В.А.
Старшина второй статьи ШЕЛЯКО Ю.И.
Старшина второй статьи ГРЕСЕВ И.Г.
Старшина второй статьи ПОГОРЕЛЫЙ Н.Г.
Старший матрос ВОЯКОВ В.А.
Старший матрос БАРДИН К.Ф.
Старший матрос КОЖИН А.Л.
Старший матрос ВОРОБЬЁВ В.Н.
Старший матрос ЛЕОНОВ В.С.
Старший матрос КАЗАРЯН-ОГЛЫ В.Г.
Старший матрос САВИН Г.Н.
Старший матрос КРЕЙДО В.Н.
Старший матрос ЧАПАС Р.А.
Матрос КОШЕЛЕВ В.С.
Матрос НИДЗЕЛЬСКИЙ Г.Н.
Матрос НИКИТИН В.И.
Матрос БАЛБОРИН В.Н.
Матрос МЯЗИН М.Н.
Матрос УЛЬЯНОВ В.П.
Матрос ОПАРИН А.Р.
Матрос ЦЫБИН В.В.
Матрос ГУЛИН В.Г.
Матрос ГЛАЗУНОВ А.П.
Матрос САМОХВАЛОВ А.Н.
Матрос ЯКУНИН Н.Д.
Матрос МАЛЬКОВ А.Н.
Матрос ИСАКОВ А.Г.
Матрос ЧАЛЬЦЕВ А.Д.
Матрос ПИЛИПЕНКО В.П.
Матрос ЧАГИЛО В.Н.
Матрос ШАЛАГИНОВ Ю.А.
Матрос ПАНФЕРОВ В.В.
Матрос ТУМАН В.Г.
Матрос КРЮКОВ А.А.
Матрос РОДИН Г.И.
Матрос МАШАНОВ П.М.
Матрос МЕРТИКОВ В.Н.
Матрос СМОЛИН Б.И.
Матрос СИЛАЕВ Ю.А.
Матрос КРОПАЧЕВ А.А.
Матрос ДОРОГОКУПЛЯ И.А.

 

 

Сергей Турченко
27 января 2016 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
21 октября
суббота
2017

В этот день:

Черноморский судостроительный завод

21 октября 1897 года в Николаеве начал работать Черноморский судостроительный завод - один из крупнейших заводов Российской Империи, а затем и СССР, который занимался строительством в основном боевых кораблей.

Черноморский судостроительный завод

21 октября 1897 года в Николаеве начал работать Черноморский судостроительный завод - один из крупнейших заводов Российской Империи, а затем и СССР, который занимался строительством в основном боевых кораблей.

Крейсера, линкоры, тяжелые авианесущие крейсера, атомные авианосцы — вот далеко не полный перечень его продукции. Но после 1991 года все это для «демократов» оказалось ненужным. Были порезаны на стапелях и проданы на металлолом в Китай практически готовые авианосцы. Судостроительные площади стали сдаваться в аренду, специалисты разбежались, кое-что делается сегодня по мелким иностранным заказам при загрузке предприятия лишь до 5 процентов былых мощностей.

 

Корабельный самолет «КОР-2»

21 октября 1940 года состоялся первый полёт корабельного самолёта «КОР-2» конструкции Г. М. Бериева.

Корабельный самолет «КОР-2»

21 октября 1940 года состоялся первый полёт корабельного самолёта «КОР-2» конструкции Г. М. Бериева.

Это - палубная катапультная летающая лодка (ближний морской разведчик), разработанная в ОКБ под руководством Г. М. Бериева. Во время Великой Отечественной войны выпускался малыми сериями.

Вооружение состояло из одной неподвижной установки пулемета ШКАС (7,62 мм) в носовой части лодки и пулемета ШКАС на турели типа МВ-5, расположенной в средней части лодки. Самолет мог нести четыре бомбы весом до 200 кг. Основным назначением КОР-2 была ближняя морская разведка, корректировка артиллерийского огня корабельной и береговой артиллерии, охрана тяжелых боевых кораблей от подводных лодок противника, противолодочный поиск, а также борьба с небольшими боевыми кораблями и катерами.

 

Первый спутник Венеры

21 октября 1975 года автоматическая межпланетная станция «Венера-9» стала первым искусственным спутником Венеры. На следующий день спускаемый аппарат совершил мягкую посадку на поверхность планеты. Была произведена первая в мире съемка панорамы поверхности Венеры.

Конструктор тяжелых танков

21 октября 1979 года скончался Жозеф Яковлевич Котин (р. 1908), конструктор тяжёлых танков ИС, КВ, трактора К-700, генерал-полковник инженерно-технической службы, доктор технических наук, Герой Социалистического Труда.

Конструктор тяжелых танков

21 октября 1979 года скончался Жозеф Яковлевич Котин (р. 1908), конструктор тяжёлых танков ИС, КВ, трактора К-700, генерал-полковник инженерно-технической службы, доктор технических наук, Герой Социалистического Труда.

В 1941—1943 годах — заместитель наркома танковой промышленности СССР, главный конструктор Челябинского тракторного завода. Котин является одним из создателей знаменитого тяжелого танка периода второй мировой войны — ИС-2 со 122-миллиметровой пушкой Д-25Т. В период 1943-1944 гг. под руководством Котина на базе танков КВ-1С и ИС были созданы самоходные артиллерийские установки СУ-152, ИСУ-152, ИСУ-122. За годы войны на Челябинском тракторном заводе было выпущено 18 тысяч танков и самоходных установок.

В послевоенные годы Котин вернулся в Ленинград, где руководил разработкой тяжёлого танка ИС-4 (1947), плавающего танка ПТ-76 (1951), тяжёлого танка Т-10 (1953), плавающего бронетранспортёра БТР-50П (на базе танка ПТ-76), а также трелёвочного КТ-12 (1948) и колёсного К-700 (1963) тракторов и др.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии