RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Учреждение звания Героя России
20 марта 2017 г.

Учреждение звания Героя России

20 марта 1992 года в стране появилось геройское звание
Прощай, Валера Дюбкин!
9 апреля 2018 г.

Прощай, Валера Дюбкин!

Накануне Святой Пасхи ушел из этой жизни военный моряк, журналист, драматург Валерий Александрович Дюбкин
Суд над защитниками СССР
14 апреля 2018 г.

Суд над защитниками СССР

14 апреля 1993 года начался процесс по «делу ГКЧП» (репортаж 23-летней давности).
Век Владимира Зельдина
10 февраля 2015 г.

Век Владимира Зельдина

10 февраля 2015 года — сто лет самому старейшему в мире действующему актёру
Праздник «вежливых людей»
27 февраля 2019 г.

Праздник «вежливых людей»

27 февраля Россия отмечает День Сил специальных операций
Главная » Герои нашего времени » Гибель С-80: причина остается загадкой

Гибель С-80: причина остается загадкой

27 января 1961 года в Баренцевом море бесследно исчезла субмарина Северного флота

Только через семь с половиной лет она была обнаружена на глубине 196 метров. Государственная комиссия так и не смогла полностью прояснить обстоятельств катастрофы.
Гибель С-80: причина остается загадкой

26 января 1961 года подводная лодка С-80 вышла в Баренцево море из места базирования в Сайда-губе. Экипажу была поставлена задача по отработке элементов одиночного плавания. В ночь на 27 января она подвсплыла на перископную глубину для плавания под РДП (работа дизелей под водой). В таком режиме на поверхность поднимается шноркель (труба для подачи воздуха к дизелям). Всё это необходимо для скрытной для противника дозаправки аккумуляторных батарей — главной энергопитающей системы такого типа субмарин.

В 0:30 27 января с подводной лодки в штаб поступило сообщение о метеообстановке: волнение моря 6 баллов, температура воздуха минус 5 градусов. Больше субмарина на связь не выходила. Не прибыла она в расчетное время и на базу.
Через семь дней в штаб поступила информация о том, что в районе плавания ПЛ С-80 рыбаки затралили её аварийный буй. Началась поисковая операция, которая продолжалась до 16 февраля, но результатов она не дала. Стало ясно, что пучина унесла жизни 68 членов экипажа и прикомандированных.
Это ЧП имело еще одну трагическую особенность. С-80 была первой в Советском ВМФ подводной лодкой 613 проекта. На тот момент она считалась самой глубоководной (до 200 метров погружения), самой дальноходной (до 9 тысяч километров). К тому же незадолго до катастрофы С-80 переоборудовали по программе 644 проекта: установили контейнеры для крылатых ракет П-5 и внедрили новый астронавигационный комплекс «Лира-11».

Лишь в июне 1968 года в штаб опять же рыбаки сообщили, что теряют сети, которые зацепляются о какой-то большой предмет на глубине. В тот район вышло спасательное судно.

Оно акустическим методом обнаружило на глубине 196 метров корпус подводной лодки. С помощью спускаемой обитаемой наблюдательной камеры было выяснено, что это С-80.

Для подъема подводной лодки из Севастополя прибыло специальное подъемно-спасательное судно «Карпаты», а из Североморска — буксиры и корабли охраны. Ими была произведена уникальная операция: подводная транспортировка субмарины в район бухты Завалишина Териберской губы. Там её подняли, отбуксировали в бухту Наша, где поставили на понтоны.
В августе 1969 года субмарину обследовала государственная комиссия, которую возглавил известный подводник вице-адмирал Г.И. Щедрин. Она выяснила, что в 01:27 27 января подводная лодка резко ушла вниз с перископной глубины. По отработанной технологии в этот момент должен был сработать на закрытие клапан шноркеля, что предотвратило бы попадание забортной воды. Но из-за его обледенения этого не произошло. Ситуацию усугубило то, что матрос-моторист пятого отсека, куда начала поступать вода, был прикомандирован с другой субмарины, где ручное перекрытие клапана осуществлялось противоположным образом. Для своей ПЛ он действовал бы правильно, а тут, наоборот, невольно способствовал мощному поступлению воды в отсек, который вскоре был затоплен, и С-80 потеряла управление. Она ударилась о грунт, второй, третий и четвёртый отсеки были разрушены. В сохранившихся отсеках в живых осталось 24 человека. Но вскоре и они начали медленно умирать от удушья.
Осталось непонятным, почему С-80 произвела резкий маневр погружения. В материалах расследования есть такие строки: «положение вертикального руля С-80 — 20 градусов на левый борт — говорит о том, что подводная лодка вынуждена была резко отвернуть, чтобы избежать столкновения. Никаких скал и рифов в районе плавания не было. Скорее всего, лодка пыталась разойтись с неизвестным судном». Что это за судно, так и осталось загадкой. Останки моряков экипажа
С-80 были захоронены в братской могиле в посёлке Оленья Губа. На ней сделана такая надпись: «Вечная память подводникам экипажа ПЛ С-80, погибшего при исполнении служебных обязанностей».
Вот эти ребята. Склоним головы и помолимся.

Капитан третьего ранга СИТАРЧИК А.Д.
Капитан третьего ранга НИКОЛАЕВ В.А.
Капитан третьего ранга ОСИПОВ В.Е.
Капитан - лейтенант ПЕСКОВ А.В.
Капитан - лейтенант ГРИНЧУК А.М.
Капитан - лейтенант ЧЕРНИЧКО В.П.
Инженер - капитан - лейтенант ЖУК Г.И.
Старший лейтенант ЕВДОКИМОВ А.Г.
Старший лейтенант БОНАДЫКОВ Н.П.
Старший инженер - лейтенант ПРОПЛЕТИН В.П.
Старший лейтенант ПОРУТЧИКОВ Г.П.
Лейтенант КИРЬЯКОВ И.В.
Лейтенант КОВТУН Э.М.
Инженер - лейтенант КНЯЗЕВ В.И.
Лейтенант медицинской службы ЗУБКОВ В.И.
Мичман БОРОВОЙ Г.М.
Главный старшина ТАРАСОВ В.Г.
Главный старшина ПУРГИН А.Н.
Старшина первой статьи СЕРЫЙ В.Я.
Старшина первой статьи ГЕРАСИМЕНКО В.З.
Старшина первой статьи АЛЕКСЕЕВ Б.А.
Старшина первой статьи ШАХИН В.С.
Старшина первой статьи ЛЕДНИК П.Ф.
Старшина второй статьи ЗЮЗИН Ф.Ф.
Старшина второй статьи КОЧНЕВ Ю.Н.
Старшина второй статьи АГИБАЛОВ Ю.В.
Старшина второй статьи ХРИПКО Д.М.
Старшина второй статьи ГРИГОРЧУК В.А.
Старшина второй статьи ШЕЛЯКО Ю.И.
Старшина второй статьи ГРЕСЕВ И.Г.
Старшина второй статьи ПОГОРЕЛЫЙ Н.Г.
Старший матрос ВОЯКОВ В.А.
Старший матрос БАРДИН К.Ф.
Старший матрос КОЖИН А.Л.
Старший матрос ВОРОБЬЁВ В.Н.
Старший матрос ЛЕОНОВ В.С.
Старший матрос КАЗАРЯН-ОГЛЫ В.Г.
Старший матрос САВИН Г.Н.
Старший матрос КРЕЙДО В.Н.
Старший матрос ЧАПАС Р.А.
Матрос КОШЕЛЕВ В.С.
Матрос НИДЗЕЛЬСКИЙ Г.Н.
Матрос НИКИТИН В.И.
Матрос БАЛБОРИН В.Н.
Матрос МЯЗИН М.Н.
Матрос УЛЬЯНОВ В.П.
Матрос ОПАРИН А.Р.
Матрос ЦЫБИН В.В.
Матрос ГУЛИН В.Г.
Матрос ГЛАЗУНОВ А.П.
Матрос САМОХВАЛОВ А.Н.
Матрос ЯКУНИН Н.Д.
Матрос МАЛЬКОВ А.Н.
Матрос ИСАКОВ А.Г.
Матрос ЧАЛЬЦЕВ А.Д.
Матрос ПИЛИПЕНКО В.П.
Матрос ЧАГИЛО В.Н.
Матрос ШАЛАГИНОВ Ю.А.
Матрос ПАНФЕРОВ В.В.
Матрос ТУМАН В.Г.
Матрос КРЮКОВ А.А.
Матрос РОДИН Г.И.
Матрос МАШАНОВ П.М.
Матрос МЕРТИКОВ В.Н.
Матрос СМОЛИН Б.И.
Матрос СИЛАЕВ Ю.А.
Матрос КРОПАЧЕВ А.А.
Матрос ДОРОГОКУПЛЯ И.А.

 

 

Сергей Турченко
26 января 2019 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
21 апреля
воскресенье
2019

В этот день:

Великий русский изобретатель-самоучка

21 апреля 1735 года родился Иван Петрович КУЛИБИН, великий русский изобретатель-самоучка из села Подновье Нижегородского уезда.

Великий русский изобретатель-самоучка

21 апреля 1735 года родился Иван Петрович КУЛИБИН, великий русский изобретатель-самоучка из села Подновье Нижегородского уезда.

Кулибин прославился на весь мир конструированием оргинальных инженерных сооружений от микроскопических до гигантских.
В 1767 году он сделал часы, в корпусе которых был механизм часового боя, музыкальный аппарат с несколькими мелодиями и маленький автоматический театр с движущимися фигурами.
В течение 30 лет, начиная с 1769 года, Кулибин был заведующим механической мастерской в Академии наук Петербурга, где возглавлял процессы производства различных станков и приборов для навигационных, астрономических и физических целей.
В 1772 году он провёл испытания модели 300-метрового одноарочного моста, предназначенного для установки на Неве.
Кулибин изобрел фонарь-прожектор, который имел отражатель из мелких зеркал, водоход для передвижения против течения, экипаж с педальным приводом и многое другое.

Овладение крепостью Наварин

21 апреля 1770 года десантный отряд русского флота (300 человек и осадная артиллерия) под командованием бригадира И. Ганнибала с эскадры (2 линейных корабля и фрегат) адмирала Г. А. Спиридова овладел турецкой крепостью Наварин.

Овладение крепостью Наварин

21 апреля 1770 года десантный отряд русского флота (300 человек и осадная артиллерия) под командованием бригадира И. Ганнибала с эскадры (2 линейных корабля и фрегат) адмирала Г. А. Спиридова овладел турецкой крепостью Наварин.

Русская эскадра под командованием Г. А. Спиридова была направлена в Средиземное море вскоре после начала войны с Турцией с задачей оттянуть на себя часть сил противника с Чёрного моря и Придунайского театра и оказать помощь грекам в их борьбе за независимость. Подойдя к Наварину, после шестидневной бомбардировки русский отряд взял крепость. Десант захватил 42 пушки, 3 мортиры, 800 пудов пороха и много оружия. Некоторое время Наварин, имевший удобную бухту, использовался как временная маневренная база русского флота.

Космонавт Залетин

21 апреля 1962 года родился Сергей Викторович ЗАЛЁТИН, летчик-космонавт, Герой России.

Космонавт Залетин

21 апреля 1962 года родился Сергей Викторович ЗАЛЁТИН, летчик-космонавт, Герой России.

Совершил два полёта в космос — командиром экипажа «Союз ТМ-30» и командиром «Союз ТМА-1», проведя в космосе в общём счёте 83 суток 16 часов 35 минут 25 секунд.
1 мая 2014 года переведён с должности инструктора-космонавта-испытателя на должность ведущего специалиста организационно-планового отделения отряда космонавтов ЦПК, выбыв из числа действующих космонавтов.

12, 5 тысяч миль под водой

21 апреля 1964 года начался поход атомной подводной лодки К-27 (проект 645) Северного флота (командир—капитан 1 ранга И. И. Гуляев) в экваториальные районы Атлантики. Это был первый в отечественной истории длительный непрерывный поход в подводном положении. За 1240 ходовых часов пройдено 12 425 миль. Руководитель похода вице-адмирал г. Н. Холостяков. Поход завершился 11 июля.

12, 5 тысяч миль под водой

21 апреля 1964 года начался поход атомной подводной лодки К-27 (проект 645) Северного флота (командир—капитан 1 ранга И. И. Гуляев) в экваториальные районы Атлантики. Это был первый в отечественной истории длительный непрерывный поход в подводном положении. За 1240 ходовых часов пройдено 12 425 миль. Руководитель похода вице-адмирал г. Н. Холостяков. Поход завершился 11 июля.

Задачей похода стало испытание лодки на предельных режимах для выявления возможностей лодки и проверке систем и механизмов корабля в условиях автономного плавания. Кроме того было необходимо выяснить оптимальные режимы работы энергетической установки. Были преодолены разные климатические зоны — поход проходил из Арктики в экваториальные воды Атлантического океана.
Для решения задач экипаж был усилен внештатными специалистами: в качестве руководителя похода был назначен председатель Правительственной комиссии вице-адмирал Г. Н. Холостяков, в походный штаб вошли контр-адмирал И. Д. Дорофеев и другие представители флота. Техническую часть возглавил главный конструктор лодки А. К. Назаров и ведущий конструктор СКБ-143 Г. Д. Морозкин, который отвечал за сдачу в эксплуатацию энергетической установки.
Во время похода произошла нештатная ситуация с реактором левого борта подводной лодки. Расплавленный металл попал в газовую систему первого контура и застыл там. В результате в системе произошло падение вакуума, единственным способом устранить неисправность стала работа непосредственно на месте аварии, вблизи активной зоны реактора. Работы выполнил командир дивизиона капитан 3-го ранга А. В. Шпаков, который разрезал дефектную трубку и вручную прошомполил её. (Он получил значительную дозу радиации.) После этого специалисты-сварщики заварили трубку, восстановив работоспособность реактора. Наиболее экстремальные условия были в экваториальных водах, когда температура воды составила +25…+27 °C. При работе в таких условиях системы охлаждения реактора работали на пределе своих возможностей, при этом температура в реакторном и турбогенераторных отсеках была около 60 °C, за счёт этого остальные отсеки лодки прогревались до температуры в 45 °C при влажности до 100 %.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии