RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Великий  Глушко
2 сентября 2016 г.

Великий Глушко

2 сентября 1908 года родился конструктор, чи двигатели до сих пор поднимают в космос наши ракеты.
Аналитический центр СВР
20 декабря 2015 г.

Аналитический центр СВР

20 декабря 2015 года Службе внешней разведки России исполнилось 95 лет
Подвиг разведчика Валерия Арсёнова
28 февраля 2019 г.

Подвиг разведчика Валерия Арсёнова

28 февраля 1986 года в бою с душманами погиб, закрыв собою командира, девятнадцатилетний донецкий паренёк
Вызываю огонь на себя!
29 марта 2016 г.

Вызываю огонь на себя!

Стало известно имя российского спецназовца, который геройски погиб в районе Пальмиры: это 25-летний оренбуржец Александр Прохоренко.
Витязи неба
5 апреля 2018 г.

Витязи неба

5 апреля 1991 года создана авиационная группа высшего пилотажа "Русские Витязи"
Главная » Герои нашего времени » Литературный маршал

Литературный маршал

Двадцать лет назад ушёл из жизни писатель, журналист-краснозвёздовец, член Союза кинематографистов СССР, полковник Александр Павлович БЕЛЯЕВ.

Он – автор более двадцати книг. Самые известные – «Взлетная полоса», «Становление», «В сводках не сообщалось...», «Синие дали», «Облака под нами», «Не померкнет никогда», «Тайна глухого леса».
Литературный маршал

Беляев написал сценарии к таким советским фильмам, как «Тайна золотого брегета», «Постарайся остаться живым», «Твоё мирное небо», «Танкодром», «Шёл четвертый год войны…».
Строго говоря, со дня смерти Александра Павловича (или как многие, и автор сих строк в том числе, его называли, дядя Саша) исполнилось 20 лет и 70 дней. Это я виноват: запамятовал дату кончины своего большого друга. Но его самого буду помнить до самого смертного часа. Впрочем, едва ли не все те, с кем посчастливилось работать в «Красной звезде», надолго, если не навсегда останутся в моей памяти. Несмотря на два высших и одно среднее образование, газета была и остаётся для меня главным жизненным университетом. А полковник Александр Павлович Беляев был для меня едва ли не главным педагогом в том университете. Ко мне он испытывал нежные, почти отеческие чувства, возможно и потому, что своих детей они с Екатериной Алексеевной не растили. По этой причине, скорее всего, Александр Павлович с головой ушел в сочинительство и написал свыше полусотни романов, повестей, киносценариев и пьес.

Вообще редкий уважающий себя краснозвёздовец не стремился издать книгу – другую. И многим это удавалось. Но полковник Беляев, как видно из вышеприведённого перечня, побил в этом смысле все краснозвёздовские рекорды. Кроме бесспорного писательского дара, он обладал ещё и исключительным даром организаторским, который приобрел, будучи порученцем Маршала Советского Союза Ивана Конева. Поэтому он знавал всех действующих маршалов и почти всех генералов армии. В так называемой «Райской группе» (генеральные инспектора при МО СССР) Беляев был не только своим человеком, но и в некотором смысле её организатором. Поэтому самого привередливого военачальника краснозвёздовцы обычно «приручали» с помощью дяди Саши. Он звонил крупнозвёздному и все проблемы решал. А ещё Александр Павлович слыл лучшим другом уже литературного маршала Сергея Михалкова. Всегда говорил: «Это, братец, такой сложный вопрос, что с ним никто не справится. Даже наш Генсек. Поэтому надо звонить Михалкову». С родственником последнего, знаменитым артистом, сыгравшим Гришку Мелехова в «Тихом Доне», Петром Глебовым Беляев не просто дружил, а был с ним не разлей вода. Они вместе ездили на рыбалку, на охоту. Один раз и я напросился вместе с ними порыбачить. Мне хотелось «попытать» Глебова на тему интервью в газету. Ничего не получилось, несмотря на то, что мы втроём изрядно тогда набрались и меня одного люто искусали комары. Спрашиваю потом Александра Павловича: чего Глебов-то капризничает? Ведь добровольцем ушёл на фронт. Четыре года воевал. Три боевых ордена имеет. «Слушай, ты к Пете больше не приставай со своими расспросами. Он все военные годы провёл под Переделкино и Солнцево. И ему, понимаешь, стыдно в том признаваться. И за награды неловко».

Не только Глебова, но и всех мне известных на ту пору писателей, артистов и кинорежиссёров Беляев любил называть исключительно ласкательными именами: Коля, Валя, Ленка, Нонка. Чему последние не особенно-то и сопротивлялись. Наоборот, выражали полное удовлетворение, потому что сам дядя Саша отличался фантастическим хлебосольством. Любой свой литературный или кинематографический успех, даже небольшой шажок вперёд Александр Павлович всегда обставлял таким обильным возлиянием, что московская тусовка приходила в неописуемый восторг и тихо млела. Щедростью Беляев обладал тоже неординарной. Деньги легко зарабатывал, столь же легко с ними и расставался, а добрейшая его супруга Екатерина Алексеевна ещё и поощряла расточительность мужа, всякий раз пристально интересуясь, а не нужно ли тому или иному имяреку как-то помочь материально. Сам Беляев любил повторять: «Деньги нужны, братец, хотя бы для того, чтобы о них не думать».

Вспоминаю премьеру фильма в Доме кинематографистов «Шёл четвёртый год войны…». Меня Александр Павлович определил на должность встречающего его гостей. Интересуюсь, кто придёт? «Люся Савельева, Коля Олялин, Сашка Збруев, Лёвка Дуров, Колька Ерёменко-младший, Сашка Денисов, Тимка Спивак, Славик Баранов, ну и другие» - «Дядя Саша, но Савельевой ведь точно не будет. Вся тусовочная Москва знает, что эта актриса никогда и никакие сборища не посещает принципиально» - «Не переживай, ко мне она придёт». И точно пришла. И расцеловалась с Беляевым чуть ли не взасос. Тогда я единственный раз в жизни увидел Наташу Ростову «живём».

Ещё Александр Павлович крепко дружил с известным детективщиком, отцом Штирлица Юлианом Семёновым. Вместе они держали литературную мастерскую в одном из переулков возле Нового Арбата. Бессчётное количество раз я перебывал в той квартире странного многоэтажного дома, давно предназначенного то ли на снос, то ли вовсе бесхозного, но чудом сохраняемого заботливым Александром Павловичем. Дядя Саша не жалел «творческого помещения» и для моих амурных утех, и для сугубо деловых встреч. Если только рассказать о тех людях, с которыми я общался в мастерской Беляева-Семёнова - хватило бы на добрую книжку. Между прочим, нынешняя известная газета «Совершенно секретно» придумана этим творческим тандемом и именно на упомянутой квартире-мастерской. Беляев до самой смерти был и в редколлегии уникального приключенческого издания. И покойный Артем Боровик никогда не гнушался обращаться за помощью к «дяде Саше». Однако если вы, читатель, обратитесь к справочной литературе, к той же Википедии, к примеру, то не обнаружите там даже упоминания о моём герое. Зато в логотипе газеты можете прочитать, что её организатором является Артём Боровик. Слава богу, жив и здоров обозреватель и первый штатный сотрудник «Совершенно секретно» Евгений Додолев. И уж он-то соврать точно не даст: газета организована Семёновым и Беляевым. А Боровик пришёл в неё гораздо позже.

Писал Александр Павлович свои захватывающие опусы прямо на рабочем месте, строча, как из пулемёта, на большущей механической машинке. Пробовал я его соблазнить только появившимися электромашниками – не соглашался: «Нет, Мишаня, я уж буду писать старым казачьим способом». При этом умудрялся быть очень крепким и надёжным «середнячком» в «Красной звезде». Правда, он никогда не лез в газетные передовики социалистического соревнования, но и зорко, пристально следил за тем, чтобы не оказаться, как любил говаривать наш Главный генерал-лейтенант Николай Макеев, «задистом», то есть «в хвосте социалистического соревнования». А для этого всегда подбирал себе толковых сотрудников. При мне ими были отличные журналисты Яков Ершов, Николай Седых и мой земляк Александр Перестенко, с которым мы регулярно резались в шахматы и тоже в рабочее время. Интересуюсь: «Дядя Саша, а почему вы никогда нас не шугаете?» - «Да ты что с дуба свалился. Вы же взрослые люди, какой-никакой творческой работой занимаетесь. И какое мне дело, когда вы её выполняете – да хоть за полночь. Но к утру, как утверждал тот анекдотический генерал, чтобы мне было сделано».

Девичья фамилия моей жены - Беляева. Обычно ироничный человек, которому палец в рот нельзя было положить - оттяпает по самое некуда - Александр Павлович усматривал в этом факте какое-то, по его мнению, если и не мистическое, то уж, во всяком случае, символическое значение. То есть считал, что ему как бы на роду написано заботиться обо мне с супругой и всячески помогать нам по жизни. Однажды я написал обзорный материал о телевизионной передаче «Служу Советскому Союзу!» и пропустил его через беляевский отдел критики, библиографии и обзоров печати. А по выходу в свет публикации оказалось, что тогдашний министр обороны Д.Ф.Устинов не очень-то жалует заведующего военной программой Центрального телевидения Михаила Борисовича Лещинского, с которым у меня только завязывались отношения. Точнее даже и вовсе не любит этого заносчивого и гонористого тележурналиста, который предпочитал не кланяться высокому военному начальству, а считал, что сам с усами.

Разгорелся жуткий скандал. Меня уличили в корыстных и меркантильных побуждениях, поскольку руководство точно установило наличие моих приятельских отношений с Лещинским, его заместителем Львом Быковских и ведущим спецкором Александром Тимониным. (Как будто могло быть по-иному, если я сделал с тележурналистами из этой программы целый цикл передач о «Красной звезде»!). Однако заслуги мои в расчёт не принимались, мне грозили крупные неприятности и они, не сомневаюсь, упали бы на мою бедную голову неотвратимо, если бы не мужественный поступок Александра Павловича. Он всю вину за публикацию взял на себя, а его Макеев любил, повторяю, как очень надёжного, квалифицированного редактора по отделу и потому только слегка пожурил: ну, как же вы, Александр Павлович, не поинтересовались отношением министра обороны к этому обормоту Лещинскому?

Кстати, благодаря Беляеву, я познакомился с Воениздатом и со временем стал участником многих его литературных сборников. Их на моем счету свыше полутора десятка. Причем каждую рукопись, перед тем как отнести её в издательство, я непременно показывал Александру Павловичу. Отложив свою работу, он тщательно и со знанием дела, правил мои опусы. Могу повторить, без преувеличения: ближе человека, чем Беляев в «Красной звезде» среди журналистов старшего поколения для меня не существовало. Полковник Виталий Безродный не в счёт. Он почти мой ровесник. А дядя Саша был на год старше моей мамы.

Даже уйдя на пенсию, Беляев регулярно интересовался моими делами, всегда предлагал помощь практически по любой сложности в моей жизни. Даже мелкую меблишку однажды отвёз на своей «Волге» ко мне на дачу. Иной раз мне было крайне неловко оттого, что временами приносил ему увесистый лишек забот. Но дядя Саша ернически успокаивал: «Чудак ты человек! Да если бы ты был мне не приятен, стал бы я ради тебя пальцем шевелить по твоим делам». И только один-единственный раз сам Беляев попросил меня об услуге. Понадобилось ему через «Красную звезду» замолвить слово за своего давнишнего друга Юрия Колесникова, которого несколько раз представляли к званию Героя Советского Союза, но в итоге так и не дали. В связи с определенной тогдашней газетной ситуацией, о которой нет смысла здесь распространяться, сам Беляев не мог «светиться». Пришлось мне писать материал «Награда находит героя?» Со временем Колесников стал-таки Героем Советского Союза. Какую роль в этом сыграл мой материал, сказать не берусь. Грустно другое: Александр Павлович уже не смог порадоваться за своего друга. Полковник запаса Беляев, ставший добровольцем Советской Армии в 1944 году, отдавший главной военной газете треть столетия своей жизни, ушёл из неё в конце весны 1996 года…

Вот высказывания, которые в свое время я записал за Беляевым: «Журналистика, братец мой, это крест, который однажды подняв, надо нести всё равно куда. Даже если не видно ориентиров. / Хорошую мысль ты утопил в реке слов, и никто из твоих героев не бросил ей спасательного круга. / Пышные сравнения уже не вызывают у читателя эмоций. Гораздо более впечатляют факты. Впрочем, они впечатляли ещё во времена Гомера. / Ты думаешь, Мишель, что трудности - голод, холод. Это, братец, неудобства. Настоящая трудность, когда ты на х...й никому не нужен. / Всё всегда бывает, как бывает, а не так как тебе хочется. / Да, я хороший человек. Но это не специальность, и деньги за это не платят. Надо, братец, очень много работать, чтобы иметь деньги и о них не думать. / Я физически слышу скрип твоих мозгов. / Обычно говорят, что недостатки - продолжение достоинств. О Епишеве я такого сказать не могу. / Глуп тот, кто ставит на "решку", не умнее и тот, кто ставит на "орла". Умный человек, Мишаня, вообще никогда не спорит, потому что, откровенно говоря, в споре рождаются только спорные истины. / Да, подкованный осел крепче упирается. Только я лично предпочитаю коня. / Запомни: лицемерие - графитная смазка всех служебных отношений. / Докладная есть и будет докладной, хоть ты её на музыку переложи. / У Юлика Семёнова с деньгами ненормально. Их у него слишком много. / Если что нас и погубит, то идиотский пафос в первую очередь. / Все мы близимся к юбилеям, сначала - к малым, потом - к большим. / Как всегда у нас бывает в "Красной звезде" - большая часть взяла верх над лучшей. И другого алгоритма в службе не бывает. / Федя Халтурин (заместитель главного редактора «КЗ», генерал-майор, друг Беляева) любит утверждать, что смысл службы в том, чтобы вовремя попасть в одни списки и не попасть в другие. Он прав лишь отчасти. Смысл службы заключается в том, чтобы самому составлять списки. / Знай, Мишель, простительны любые нарушения законов и правил, но не простительно незнание их, когда берешься писать книгу. Ты можешь сколь тебе угодно отходить от нормы, но грош тебе цена, если в твоем писательстве отсутствует это самое чувство нормы».

…Екатерина Алексеевна пережила своего мужа на семь лет. Часто я ей звонил. И заслышав тоненький, почти что детский голосок, всякий раз ловил себя на желании произнести: «Попросите, пожалуйста, Александра Павловича». Его похоронили, когда я был в командировке. То есть, в гробу я его не видел. Поэтому для меня он как бы живой. Поэтому и запамятовал дату его смерти…

Полковник в отставке Михаил Захарчук. Специально для РГК.
7 июля 2016 г.

Комментарии:

Татьяна Пороскова 07.07.2016 в 13:32 # Ответить
Как жаль, что узнаёшь о человеке, когда его уже нет.
Вот ещё один близкий автору журналист, ставший героем его очерка, окутанный теплотой воспоминаний.
И думается, какие же талантливые люди формировали атмосферу творчества и профессионализма в газете.
Светлая память Вашему замечательному учителю, журналисту, писателю, мудрецу Александру Павловичу Беляеву.
И, кажется, что он, действительно, где-то рядом присутствует в творчестве тех, кто владеет пером и кто был его учеником и соратником.
Андрей 07.07.2016 в 13:54 # Ответить
Автор сохраняет память о людях, его окружавших, доступным ему способом - рассказывает нам о них! И это очень хорошо. Пусть мы не знали лично этих людей, не служили вместе с ними - но благодаря этим очеркам как будто на миг окунаешься в ту эпоху, вспоминаешь уже своих старших товарищей. Спасибо, Михаил!
asad 07.07.2016 в 14:46 # Ответить
Как жаль, что узнаёшь о человеке, когда его уже нет.спасибо
Александр Ушар 07.07.2016 в 16:57 # Ответить
Который раз убеждаюсь: Михаил, выражаясь словами Александра Павловича, достойно несет свой журналистский крест. Бог в помощь и спасибо автору и "Российскому героическому календарю"!
V.Kris 07.07.2016 в 19:55 # Ответить
Спасибо, Миша, за очередную чудесную публикацию о чудесном человеке! Мой отец дружил с дядей Сашей, поэтому и мне довелось не только просто общаться с ним, но и получить от него немало весёлых и умных жизненных советов, запавших навсегда в душу.
Обаятельнейший человек! Не скрою, что с первой встречи был просто потрясён оригинальностью его суждений, удивительной манерой разговора с матерком и бесстрашностью отзывов о нашей действительности и о сильных мира сего, граничащей с цинизмом.
Бывал я и у него дома, видел коллекцию оружия и даже был укушен за коленку его настоящим охотничьим кобелём, который запросто сажал на задницу медведя во время зимней охоты - диким, угрюмым и зверским Амуром, резко отличающимся по характеру от домашних любимцев.
Однажды дядя Саша, не от особого отношения ко мне, а, скорее, из уважения к моему отцу, однако тайком от моих родителей, очень крепко помог мне в одной деликатной жизненной ситуации и никогда я этой помощи не забуду.
Вечная память тебе, дядя Саша, и земля пухом! А тебе, Миша, огромное спасибо за жизненный честный очерк об этом светлом человеке, за добрый правильный рассказ о нём, на который я не мог не отозваться.
Уже долгое время сижу и вспоминаю, как мы сидим у нас в квартире, закусываем: отец, мама, дядя Саша... Беляев, как всегда, что-то быстро рассказывает, при этом шутит, выдаёт афоризмы, очень нежно и интеллигентно материться, а я слушаю во все глаза и уши. Отец пытается спорить, мама хохочет... Господи! Какой же я был неотёсанный, глупый и несмышлёный, плохо это осознавая, каким же ловким мудрым и искромётным был Он...
Наталья 07.07.2016 в 23:56 # Ответить
Настоящий герой своего времени, очень светлый человек! Не каждому в жизни на пути встречаются такие люди. Великие и талантливые творцы и созидатели своей эпохи! Спасибо за добрые воспоминания и интересные очерки о людях, чьи имена мало известны широкому зрителю и читателю, но оживают и остаются в памяти надолго! Такие материалы можно читать бесконечно! Наталья (Болгария)
Анатолий 08.07.2016 в 09:03 # Ответить
Не так часто, как этого хотелось, мне доводилось бывать в "Красной Звезде". Там всегда работали корифеи военной журналистики. Правда, они не всегда могли писать о том, что думали и видели, но это не их вина. Даже в тех условиях они оставались честными перед страной и собой. Александр Павлович был одним из них. Спасибо Михаилу, что он напомнил нам о замечательном газетчике.
В.Леонидов 10.07.2016 в 19:40 # Ответить
На днях был отличный очерк Михаила Захарчука о Михаиле Федоровиче Реброве. Теперь - об Александре Павловиче Беляева. Так, глядишь, и сложится книга о выдающихся краснозвездовцах.

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
12 декабря
четверг
2019

В этот день:

Граф Иван Делянов

12 декабря 1818 года родился Иван Давыдович ДЕЛЯНОВ (умер 10.1.1898), член Государственного совета, граф.

Граф Иван Делянов

12 декабря 1818 года родился Иван Давыдович ДЕЛЯНОВ (умер 10.1.1898), член Государственного совета, граф.

 Был управляющим делами Секретного комитета о раскольниках и отступниках от православия. В 1882—1897 годах занимал пост министра народного просвещения. При нем была  введена процентная норма приема евреев в учебные заведения и обязательное преподавание русского языка в Прибалтике.

Полет Леонида Быкова

12 декабря1928 года родился Леонид Фёдорович Быков (ум. 1979), советский актёр театра и кино, режиссер, создатель выдающегося военного фильма «В бой идут одни старики», заслуженный артист РСФСР, народный артист Украинской ССР.

Полет Леонида Быкова

12 декабря1928 года родился Леонид Фёдорович Быков (ум. 1979), советский актёр театра и кино, режиссер, создатель выдающегося военного фильма «В бой идут одни старики», заслуженный артист РСФСР, народный артист Украинской ССР.

Леонид Быков в молодости мечтал стать лётчиком, но из-за приписанного возраста и маленького роста (на тот момент — 163 см) не был принят в лётное училище. После того как в начале 70-х Быков перебрался из Ленинграда в Киев, он решил свой первый фильм на новом месте снять именно о военных лётчиках. В соавторстве с Евгением Оноприенко и Александром Сацким им был написан сценарий, основанный на подлинных событиях времён Великой Отечественной войны. Во время работы Быков проконсультировался с большим количеством ветеранов, в результате чего многие персонажи получили реальные прообразы. Например, прототипом командира эскадрильи гвардии капитана Титаренко стали сразу несколько человек: дважды Герой Советского Союза Виталий Попков, Герой Советского Союза Иван Лавейкин, а фамилия и "позывной" «Маэстро» — были взяты Быковым, после того как он узнал о Дмитрии Титоренко — ведомом трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба, эпизоды из биографии которого были включены в фильм. Также появился в сценарии и Вано — в память о фронтовом друге Кожедуба, отважном грузинском лётчике Вано Габуния, погибшем при таране немецкого истребителя. Прототипом «Смуглянки» стал Виктор Щедронов, друг детства Леонида Быкова, с которым они вместе поступали в лётное училище, и который погиб в апреле 1945 года при освобождении Чехословакии. Прообразом Зои стала Герой Советского Союза Надежда Попова, заместитель командира эскадрильи 46-го гвардейского женского полка ночных бомбардировщиков. Сцена знакомства с девушками, когда лётчики с удивлением обнаруживают, что у гостей больше орденов и медалей, чем у них, действительно имела место. В отличие от своей героини, Надежда Попова прошла всю войну и позже вышла замуж за Героя Советского Союза Семёна Харламова, который выступил главным консультантом фильма.

Помимо Титаренко, Виталий Попков стал прообразом лейтенанта Александрова («Кузнечик»). Будущего дважды Героя Советского Союза командир однажды отстранил от полётов на три месяца: лётчик выписывал чрезмерно низкие виражи над аэродромом с целью покрасоваться перед девушками. Для образа Кузнечика также были заимствованы эпизоды из мемуаров дважды Героя Советского Союза Сергея Луганского «Небо остаётся чистым»: «от полётов отстранить, сто грамм не давать, назначить дежурным, вечным дежурным» и сбитый вражеский самолёт во время внезапного налёта немцев. Использовались в сценарии и воспоминания дважды Героя Советского Союза Арсения Ворожейкина, дважды Героя Советского Союза Владимира Лавриненкова и заслуженного лётчика СССР Анатолия Иванова. Нотный стан на истребителе Титаренко был выполнен по аналогии со штурмовиком Героя Советского Союза — Василия Борисовича Емельяненко.

Быков писал сценарий, стараясь не слишком отходить от действительных событий. Так, «поющая» эскадрилья действительно существовала в 5-м гвардейском истребительном авиационном полку, и именно там служил Попков. «Поющей» эскадрилья была названа, потому что в ней имелся собственный хор, а два самолёта были подарены фронту оркестром Леонида Утёсова. Кроме того, что за мужество и героизм в боях 11 из 14 лётчиков эскадрильи были удостоены звания Героя Советского Союза, большое внимание уделялось и культурной жизни. На освобождённых территориях хор давал пользовавшиеся огромной популярностью концерты, а в 1944 году, в Краматорске, на один из таких попал, будучи подростком, Леонид Быков. В тот день местные подростки отблагодарили ветеранов собственным концертом, и Быков был в составе хора, ведущим вокалом которого был будущий знаменитый певец — Иосиф Кобзон.

Имели место и трагическая история любви узбекского лётчика (настоящая фамилия — Марисаев) и русской девушки (в отличие от своей героини, она не была лётчицей и погибла при бомбёжке столовой), привычка механика крестить перед вылетом самолеты, попадание Маэстро в плен к своим и фраза «Я бы, товарищ командир, ещё больше фрицев сбил, да вы своим нижним бельем всех фрицев распугали». Ветераны особого отдельного 434-го истребительного полка утверждали, что эпизод из фильма, когда Титаренко возвращается в полк после боя не на самолёте, а на лошади («махнул не глядя!») — взят из реальной жизни: под Сталинградом был сбит и вернулся ночью на коне летчик из их полка Александр Александров. Точно так же ветераны 1-й гвардейской авиадивизии поведали, что когда в фильме показывают, как Титаренко обнаруживает замаскированные под копнами сена немецкие танки, то имеется в виду их боевой товарищ и командир — Герой Советского Союза гвардии майор Степан Прутков. Название фильму дала традиция лётчиков не пускать сразу в воздушный бой вновь прибывшее пополнение, давая им «налетать» опыт. Например, сам Виталий Попков, прибыв на фронт в 1941 году, начал совершать боевые вылеты только в 1942 году.

Законченный сценарий был отвергнут чиновниками Госкино Украины, так как был признан «негероическим». Тогда Быков стал зачитывать отдельные куски сценария во время гастролей в разных городах Советского Союза. Это неизменно вызывало у зрителей восторг, что убедило Быкова в своей правоте. Постепенно за сценарий стали вступаться участники Великой Отечественной. В частности, 14 ноября 1972 года на киностудию Довженко прислал письмо начальник штаба войсковой части № 55127 полковник Лезжов, который охарактеризовал сценарий как «честный рассказ о войне и о людях, которые добыли в ней победу».

Сам Леонид Быков так писал о фильме: «Почему героями мы выбрали именно летчиков? Трудно сказать. Может быть, потому что сам я учился в авиационном училище, мечтал о полетах и до сих пор восхищаюсь представителями этой героической профессии. Разговаривая с летчиками, участниками боев, мы поняли одну очень важную для нас вещь. В жестоком горниле войны, в беспощадном ее пламени старшие опытные товарищи стремились, где это было возможно, сберечь молодых и неопытных соколят. В этом была высшая мудрость — забота о будущем, извечное право и долг сильных охранять, растить и воспитывать — себе смену. Так родилась тема «В бой идут одни „старики“». И другая — не менее дорогая нам. Известная мудрость гласит: «Когда говорят пушки, музы молчат». Мы же хотели доказать, что в годы испытаний побеждают те, кто остается людьми в самых жестоких условиях, кто берет с собой в бой все светлое, человечное, за что и ведет битву с врагом. А что может быть прекраснее музыки? Недаром герои «второй, поющей эскадрильи» любят повторять: «Войны преходящи, музыка вечна!». Злобе, человеконенавистничеству фашизма наши герои противопоставили высокий гуманизм, творческое созидательное начало, заложенное в человеке. Нам хотелось создать этот фильм в память о тех, кто не вернулся с войны, и в благодарность живым, выстоявшим эту жестокую битву. Поэтому с особой трепетностью и волнением показываем мы свою картину ветеранам войны. И лучшая награда для нас, когда они говорят: «Да, это было так».

Сообщение о провале «Тайфуна»

12 декабря 1941 года Совинформбюро впервые передало сообщение «Провал немецкого плана окружения и взятия Москвы». В нем шла речь о крахе фашистского плана «Тайфун» и массированном наступлении Красной армии.

Сообщение о провале «Тайфуна»

12 декабря 1941 года Совинформбюро впервые передало сообщение «Провал немецкого плана окружения и взятия Москвы». В нем шла речь о крахе фашистского плана «Тайфун» и массированном наступлении Красной армии.

В нем говорилось:«С 16 ноября 1941 года германские войска, развернув против Западного фронта 13 танковых, 33 пехотных и 5 мотопехотных дивизий, начали второе генеральное наступление на Москву... До 6 декабря наши войска вели ожесточенные оборонительные бои... 6 декабря 1941 г. войска нашего Западного фронта, измотав противника в предшествующих боях, перешли в контрнаступление против его ударных фланговых группировок. В результате начатого наступления обе эти группировки были разбиты и поспешно отходят, бросая технику, вооружение и неся огромные потери. После перехода в наступление с 6 по 10 декабря, частями наших войск занято и освобождено от немцев свыше 400 населенных пунктов. В итоге за время с 16 ноября по 10 декабря сего года захвачено и уничтожено, без учета действий авиации: танков - 1.434, автомашин - 5.416, орудий - 575, минометов - 339, пулеметов - 870. Потери немцев за это время составляют свыше 85.000 убитыми».

Так начинался Афган

12 декабря 1979 года политбюро ЦК КПСС приняло решение о вводе войск в Афганистан.

Так начинался Афган

12 декабря 1979 года политбюро ЦК КПСС приняло решение о вводе войск в Афганистан.

В документе, в частности, написано: "К положению в «А». Одобрить соображения и мероприятия, изложенные т.т. Андроповым Ю. В., Устиновым Д. Ф., Громыко А. А. Разрешить им в ходе осуществления этих мероприятий вносить коррективы непринципиального характера. Вопросы, требующие решения ЦК, своевременно вносить в Политбюро. Осуществление всех этих мероприятий возложить на т.т. Андропова Ю. В., Устинова Д. Ф., Громыко А. А. Поручить т.т. Андропову Ю. В., Устинову Д. Ф., Громыко А. А. информировать Политбюро ЦК о ходе выполнения намеченных мероприятий".

По свидетельству генерала армии В. И. Варенникова, в 1979 году единственным членом политбюро, не поддержавшим решение об отправке советских войск в Афганистан, был А. Н. Косыгин.

13 декабря 1979 года была сформирована Оперативная группа Министерства обороны по Афганистану во главе с первым заместителем начальника Генерального штаба генералом армии С. Ф. Ахромеевым, приступившая к работе в Туркестанском военном округе с 14 декабря. 14 декабря 1979 года в городе Баграм был направлен батальон 345-го гвардейского отдельного парашютно-десантного полка, для усиления батальона 111-го гвардейского парашютно-десантного полка 105-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, который с 7 июля 1979 года охранял в Баграме советские военно-транспортные самолёты и вертолёты.

20 декабря 1979 года из Баграма в Кабул был переброшен «мусульманский батальон», который вошёл в бригаду охраны дворца Амина, что существенно облегчило подготовку к запланированному штурму этого дворца. Для этой операции в середине декабря в Афганистан прибыли также 2 спецгруппы КГБ СССР.

До 25 декабря 1979 года в Туркестанском военном округе были подготовлены к вводу в Афганистан полевое управление 40-й общевойсковой армии, 2 мотострелковые дивизии, армейская артиллерийская бригада, зенитно-ракетная бригада, десантно-штурмовая бригада, части боевого и тылового обеспечения, а в Среднеазиатском военном округе — 2 мотострелковых полка, управление смешанного авиакорпуса, 2 авиаполка истребителей-бомбардировщиков, 1 истребительный авиаполк, 2 вертолётных полка, части авиационно-технического и аэродромного обеспечения. В качестве резерва в обоих округах были отмобилизованы ещё три дивизии. На доукомплектование частей было призвано из запаса более 50 тысяч человек из среднеазиатских республик и Казахстана, и передано из народного хозяйства около 8 тыс. автомобилей и другой техники. Это было крупнейшее мобилизационное развертывание Советской Армии с 1945 года. Кроме того, к переброске в Афганистан также была подготовлена 103-я гвардейская воздушно-десантная дивизия из Белоруссии, которая уже 14 декабря была переброшена на аэродромы в Туркестанском военном округе.

К вечеру 23 декабря 1979 года было доложено о готовности войск к вводу в Афганистан. 24 декабря Д. Ф. Устинов подписал директиву № 312/12/001, в которой говорилось: «Принято решение о вводе некоторых контингентов советских войск, дислоцированных в южных районах нашей страны, на территорию ДРА в целях оказания помощи дружественному афганскому народу, а также создания благоприятных условий для воспрещения возможных антиафганских акций со стороны сопредельных государств».

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии