Атаман Кубанского казачьего хора
12 июня 2016 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин вручил Государственную премию Народному артисту России и Заслуженному артисту Украины Виктору Гавриловичу Захарченко
.jpg&w=180)
На торжественной церемонии в Кремле Президент сказал: "Благодаря его таланту и организаторским способностям самобытное песенное искусство приобрело популярность. Кубанский казачий хор стал визитной карточкой русской фольклорной культуры, интерес к ней растёт не только в нашей стране, но и далеко за её пределами. Виктор Гаврилович написал для хора более двухсот музыкальных произведений, в его обработке звучат тысячи народных песен. Именно по инициативе Захарченко создана Всероссийская ассоциация русских народных хоров и ансамблей".
Виктор Гаврилович Захарченко о себе как-то сказал: "Я — казак по рождению и воспитанию. Народные и духовные песни слышал с детства, впитал казачьи традиции…Невероятно сильное желание стать музыкантом было у меня всегда. Но жила во мне какая-то абсолютная внутренняя уверенность в том, что я им обязательно буду".
Родился Виктор Гаврилович 22 марта 1938 года в станице Дядьковской в семье Натальи Андреевны (в девичестве Носковой) и Гавриила Ивановича Захарченко.
Родители Натальи Андреевны умерли от сыпного тифа, и поэтому в восемь лет она осталась круглой сиротой.
Отец Виктора Гавриловича, выходец из Черниговской или Полтавской губернии, как и мать, познал сиротское детство. Был казаком. Владел искусством рубки лозы, участвовал и занимал первые места в соревнованиях. Правда, казак он был бедный, безлошадный. По профессии Гавриил Иванович был сапожник, причём приходили к нему не только чинить старую обувь, но и заказать новую. В Дядьковской он и познакомился с Натальей Носковой, вместе создали семью, построили хату и зажили дружно… А потом началась война.
Виктор Гаврилович до сих пор помнит, как к дому подъехал шарабан, как в него сел отец и как отчаянно заголосила мать с пятимесячным Борисом на руках. Пока дети были маленькие, мать боялась одного – умереть. С кем они тогда останутся? Ведь в ноябре 1941 сначала пришла похоронка, а потом сообщили, что отец пропал без вести. Осталось от него на память кубанка, фотографии да пару писем...
Из воспоминаний Виктора Гавриловича: « Мама всю жизнь ждала отца. Решила, что он был в плену и за границу попал. Говорила мне, когда я на гастроли уезжал: «Ты ж спрашивай там, а вдруг батько дэ твий…?» Очень хотела мама рассказать отцу про всю свою жизнь без него. А узнал я о смерти отца… В Книге памяти увидел запись: «Захарченко Гавриил Иванович…Рядовой…Погиб… Село Красная Балка Ростовской области». Теперь я знаю, где похоронен отец».
Но Наталья Алексеевна всё равно ждала и надеялась на возвращение мужа. И до того верила, что, когда растапливала печь, созывала детей. Они кричали в печку, звали отца: «Папочка, приезжай!». Примета такая была: дым по белу свету разнесёт печаль, человек, которого ждут, услышит и вернётся. Послевоенные годы были голодные. Особенно 1947 год. В семье Захарченко осталось четверо детей: Николай (1927 года рождения), Зоя (1935), Виктор (1938), Борис (1941). Старшие Вера и Галина умерли в младенчестве. Наталье Алексеевне приходилось выменивать старые вещи на продукты, но их не хватало. Все в семье думали, что обязательно умрёт Виктор. Мать давала ему свеклу, которую он уже есть не мог. Борис так и говорил: «Витька умрэ, он ничего не ист». Но смерть выбрала младшего.
Чтобы выжить, Зое и Виктору приходилось ходить по хуторам (в своей станице казалось зазорным) и просить хлеба. Бывало, и собаки набрасывались, и, уставшие, пройдя не один километр, дети возвращались несолоно нахлебавшись.
В детстве Витя увлекался голубями и шахматами. Но была у него одна страсть, которая осталась у него на всю жизнь. Имя этой страсти – музыка. А как же могло быть иначе, ведь он её, в полном смысле, впитывал с молоком матери. Наталья Алексеевна прекрасно пела первым голосом. Гавриил Иванович мог подражать любому духовому инструменту. Хорошо пели сестра отца Елена и её муж Василий. Брат матери, Роман Алексеевич, играл на балалайке...
В 1945 году в СССР вышел фильм «Здравствуй, Москва», а в 1950 году во Франции «Прелюдия славы», рассказывающие о музыкальных достижениях сверстников Вити. Он посмотрел эти фильмы и написал письмо Сталину. На листках ученической тетрадки Витя искренне, по-детски, рассказал о том, что хочет стать артистом, но в школе нет ни музыкального кружка, ни музыкальных инструментов. Прошло три месяца – и вдруг в Дядьковскую нагрянула большая комиссия, и прямо в дом Захарченко. А мать и не ведала, что сын написал письмо Сталину: целыми днями пропадала на работе. Долго в станице вспоминали этот случай. После него прислали в школу нового директора Ивана Петровича Рыбалко, оставившего светлый след в душе юного Виктора. Он был настоящим педагогом, сумевший в своём ученике распознать талант. Иван Петрович приобрел для школы баян и разрешал брать его домой, пока Вите не купили свой.
В 1956 году Виктор прочитал объявление о наборе в музыкальное училище. Загорелся. Взял лёгкий чемоданчик и гармошку, котомку с едой и отправляется поступать в краснодарское музыкальное училище. Денег у мамы не нашлось, на свои трудодни она гроши зарабатывала. Без денег поехал, на попутках. Из Дядьковской до Кореновской. Оттуда до Пластуновской. Из Пластуновской до Динской. А там до Краснодара рукой подать.
При поступлении юный гармонист думал, что на экзамене его попросят сыграть весёлые песни, — так это он может исполнить с легкостью. Без его гармони в станице праздник не гуляли. Он любую мелодию мог подобрать на слух, на хорошие стихи сходу находил музыку, сам сочинял. Но ему дали ноты. Как их читать с листа, чего тут лукавить, парень не знал. Не было у него учителей, которые знали бы нотную грамоту. Зато была казацкая упёртость. И поэтому после не удачи с музыкальным училищем он попытал счастья в музыкально-педагогическом училище, там же в Краснодаре. Не зря же о таких, как Виктор Захарченко говорят: «Человек всё может сделать, если захочет, если вся его воля направлена к цели. Тогда он сможет, сделает, победить».
После окончания «музпеда» Виктор уехал в Сибирь, где оканчил Новосибирскую Государственную консерваторию. Учась в Новосибирске, Виктор Гаврилович узнал о закрытии кубанского хора в 1961 году и, тогда он в своём дневнике написал: «Теперь цель моя определилась точно: я должен создать кубанский народный хор. Ну, с Богом!» Далее было десять лет работы в Государственном Сибирском русском народном хоре. Стоит заметить, что в это время Виктору Гавриловичу трижды поступало предложение возглавить главный хор страны — Государственный академический русский народный хор им. М. Е. Пятницкого. Но он отклонял их, так как мечтал о возрождении Государственного Кубанского казачьего хора, который Виктор Гаврилович возглавил в 1974 году и с тех пор является его бессменным руководителем.
Чтобы попасть на первый Всероссийский смотр-конкурс русских народных хоров в Москве в 1975 году Виктору Гавриловичу, тогда ещё молодому руководителю Кубанского казачьего хора, пришлось немного схитрить. Перед поездкой в столицу выступления просматривала специальная комиссия,в составе которой сидели и партийные работники. Захарченко включил в программу произведения про Ленина. Партийные чиновники репертуар одобрили, а когда хор уже прибыл в Москву, то показал совершенно другую программу, исполнив казачьи песни. Жюри было в шоке, но первое место артистам с Кубани всё-таки присудило, назвав выступление коллектива "революционным".
Говоря о Викторе Захарченко хочется сказать, что он счастливый человек так как занимается любимым делом. Вот как сам Виктор Гаврилович говорит об этом:
— Я считаю себя счастливым человеком, потому что всю жизнь занимаюсь тем, что без меры, несказанно люблю. Счастье моё в том, что я работаю руководителем именно Кубанского казачьего хора, а не какого-то другого. Я не хотел бы быть ни председателем правительства, ни президентом, ни министром. Меня не интересуют должности. Я живу только народной песней.
Виктор Гаврилович и Кубанский казачий хор– не только гордость Кубани, но и всей России. Это воплощение той самой национальной идеи, которую столь мучительно последнее время ищут лучшие умы России. А Виктор Гаврилович вместе с хором предлагает нам эту идею, так как делают нужную и важную работу: возвращают нам себя. Они стараются, чтобы мы не стали Иванами родства не помнящими. Они оберегают и возвращают нам народную культуру, без которой невозможна великая Россия. (http://mykor.ru)
Комментарии:
Сегодня
21 января
четверг
2021
В этот день:
Слава инженерным войскам!
Слава инженерным войскам!
Выпускниками «Школы пушкарского приказа» с 1702 года стали комплектоваться первые минерные подразделения регулярной российской армии. В 1712 году Петр I приказал отделить инженерную школу от школы пушкарского приказа и расширить ее. Вскоре была создана и Санкт-Петербургская инженерная школа (1719 год). А спустя 4 года Московская школа была переведена в Санкт-Петербург и объединена с Санкт-Петербургской. В этих школах готовили унтер- и обер-офицеров инженерных войск. Для повышения привлекательности этих школ и для усиления значимости инженерных войск Петр I в своей Табели о рангах 1722 года офицеров инженерных войск числит на ранг выше офицеров пехоты и кавалерии. Центральным органом инженерных войск являлась Канцелярия главной артиллерии и фортификации. В 1753 году начальником инженерной школы был назначен инженер-генерал Абрам Петрович Ганнибал, знаменитый «Арап Петра Великого», прадед А.С. Пушкина. Инженерные войска принимали участие во всех сражениях по защите Отечества. Знания, мужество и отвага военных инженеров в немалой степени способствовали успешному ведению боевых действий в Отечественной войне 1812 года, при обороне Севастополя (1854–1855), во время русско-японской войны (1904-1905) и двух мировых войн. Значительный вклад внесли инженерные войска и в ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
125 воинов - инженеров за героизм, проявленный в боевых действиях, стали Георгиевскими кавалерами. За подвиги во время Великой Отечественной войне и в послевоенное время более 100 тысяч военнослужащих инженерных войск награждены орденами и медалями, около 700 удостоены звания Героя Советского Союза и Героя России, 294 стали полными кавалерами ордена Славы.
В ходе «реформирования» системы военного образования в 2006 году была ликвидирована главная кузница инженерных кадров — Военно-инженерная академия. 9 мая 2006 года преподаватели и слушатели академии последний раз участвовали в параде на Красной площади. 1 августа 2006 года академия присоединена к Общевойсковой академии Вооруженных Сил Российской Федерации (с 2009 года — Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации») в качестве структурного подразделения: Военного института (инженерных войск) Вооруженных Сил Российской Федерации. Как структурное подразделение, не имеет боевого знамени и наград.
Памяти Паши Ангелиной
Памяти Паши Ангелиной
Паша Ангелина в 16 лет окончила курсы трактористов, через четыре года организовала женскую тракторную бригаду на Старо-Бешевской МТС (тогда не Донецкой, а Сталинской области), которая выполнила план на 129 % и заняла первое место среди других бригад. Выступая в Кремле на совещании передовиков сельского хозяйства с руководителями партии и правительства в 1935 году, Паша в ответ на реплику Сталина: «Кадры, кадры!» дала обязательство организовать еще 10 женских тракторных бригад. А в 1938 году она обратилась с призывом ко всем советским женщинам: «Сто тысяч подруг — на трактор!». На призыв откликнулись 200 тысяч женщин. Так простая советская женщина стала активным государственным деятелем.
Подводный таран К-10
Подводный таран К-10
Сейчас можно почти со стопроцентной уверенностью сказать, что подводная лодка КНР погибла в результате столкновения с «К-10». О столкновении командир нашей ПЛ сразу же доложил командованию флота. В ответ было приказано следовать в надводном положении на базу Камрань, находившуюся в Южном Вьетнаме. Эскортировал аварийную ПЛ подошедший БПК «Петропавловск». При осмотре лодки в Камрани среди искорёженной носовой части «К-10» были обнаружены куски чужеродного металла.
После осмотра подводной лодки командование флота решило, что в аварийном состоянии ей под силу преодолеть 4500 километров до главной базы в подводном положении, форсируя проход Баши, Окинавы и Корейского пролива в надводном положении. Без акустических станций, практически на ощупь с развороченным носом К-10 добралась до своей базы. Это был подвиг, но никого не наградили...