RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Введет ли Путин войска?
7 июля 2014 г.

Введет ли Путин войска?

Этот вопрос мучает всех, кто всем сердцем переживает кровавую драму Новороссии
Преисподняя под Уфой
3 июня 2014 г.

Преисподняя под Уфой

25 лет назад 3 июня 1989 года в результате взрыва газа в трубопроводе в момент прохождения встречных пассажирских поездов «Новосибирск — Адлер» и «Адлер — Новосибирск», заживо сгорели 575 человек, 623 получили тяжелые ранения.
85 лет Василию Пескову
14 марта 2015 г.

85 лет Василию Пескову

14 марта 1930 года родился советский писатель, путешественник. Лауреат Ленинской премии (1964) и премии правительства Российской Федерации 2013 года в области средств массовой информации (посмертно) Василий Михайлович Песков.
 Лётная слава
14 августа 2019 г.

Лётная слава

14 августа 1958 года учреждены почётные звания «Заслуженный лётчик-испытатель СССР» и «Заслуженный штурман-испытатель СССР»
Гибель космонавта № 0
23 марта 2016 г.

Гибель космонавта № 0

55 лет назад 23 марта 1961 года за 19 дней до полета Юрия Гагарина в Звездном городке произошла страшная трагедия
Главная » Герои нашего времени » Нереальные достижимые цели

Нереальные достижимые цели

21 июня 2016 года народному артисту РСФСР Валерию Сергеевичу Золотухину исполнилось 75 лет

Вдруг, как в сказке, скрипнула дверь...
Нереальные достижимые  цели

Актёр театра и кино, народный артист РСФСР Валерий Сергеевич Золотухин окончил отделение музыкальной комедии ГИТИСа, но по выпуску был зачислен в столичный драматический театр имени Моссовета, что по строгим советским меркам случалось крайне редко. Повсеместно исповедовался принцип: учился петь – пой, учился играть – играй. Играл в Моссовете год, а потом его взяли в Театр на Таганке. За 49 лет сыграл здесь около полусотни весьма значимых ролей. Периодически выступал и в других коллективах. К примеру, в Театре Российской армии просто-таки блестяще исполнил заглавную роль в пьесе «Павел I». Вся столица валом валила на тот спектакль. В активе актера – несколько телевизионных работ. Снялся в сотне фильмов. Плюс в пяти выступил дублёром. Скажем, в картине «12 стульев», где Остапа Бендера играет А. Гомиашвили, все зонги поёт за него Золотухин. Равно, как и в ленте «Иван Васильевич меняет профессию» он же вместо Л. Куравлёва исполняет знаменитый шлягер «Вдруг как в сказке скрипнула дверь…».

Замечательным певцом Валерий Сергеевич был и по профессии, и по призванию. В 1974 году артист даже стал лауреатом «Песни года», выступив с произведением Н. Богословского на стихи М. Танича «А я в ответ на твой обман». А помните его участкового Серёжкина в фильме «Хозяин тайги»? Специально для этой картины В. Высоцкий, сыгравший там же бригадира Рябого, написал неотразимую песню «Не судьба меня манила». Но главным шлягером, прогремевшим тогда на весь Советский Союз, стала за душу берущая песня «Ой, мороз, мороз», исполненная Золотухиным. Кстати, её авторство до сих пор не установлено. Но совершенно точно то, что третий куплет: «Я вернусь домой на закате дня, обниму жену, напою коня…» целиком принадлежит Золотухину. Он великолепно знал и беззаветно любил русский фольклор. Его репертуар содержал огромное количество таких «забойных» вещей, как старинные «Не шуми ты, мати, зеленая дубрава» и «Шумел, горел пожар московский», есенинская «Липа вековая» и еще многие-многие другие. Валерий Сергеевич поющий в застолье и сам себе аккомпанирующий на гармошке – это было такое фантастическое действо, что раз его услышав, не забудешь уже никогда. «А хулиган я – хулиган./ А хулиган я временный./ А не скажу, в какой деревне/ Есть мужик …беременный!»

Знаю, о чём говорю: жизнь даровала мне многолетнее общение с этим великим русским актёром, певцом и просто удалым, фартовым мужиком из села Быстрый Исток Алтайского края.

Он родился в семье председателя колхоза Сергея Илларионовича. Мама Матрёна Федосеевна работала звеньевой в полевой бригаде. Надо всеми воспоминаниями его детства всю жизнь довлела тяжёлая инвалидность. Семилетним мальцом Валерка вывалился из окна второго этажа дома и сильно зашиб колено. Повезли в медпункт. Там безграмотный сельский фельдшер заковал ногу от бедра до щиколотки в гипс. К счастью, под тем панцирем завелись вши. Валерка карандашом расчесал ногу до крови. Гипс пришлось снять. Не то бы остался инвалидом. А дальше было ещё хуже. В санатории для больных детей ему объявили диагноз: туберкулёз кости. И – приговор: калека на всю жизнь. Он и в самом деле до восьмого класса ходил на костылях. Одна нога была короче другой на шесть сантиметром. С этим недугом он боролся, как мог, до самой смерти. Можно сказать, что и победил его. При поступлении в ГТИС обманул всех экзаменаторов, да и потом умело скрывал от педагогов свою хромоту.

Ещё из детства осталось: мама, уходя в поле на работу, привязывала его за здоровую ногу к порогу, чтобы «никуда не шлёндрал». То вынужденное заточение он использовал для дела – пел во всю свою лужёную глотку. Односельчане, дивясь такому таланту, подкармливали «артиста». Кто кусок хлеба сунет, кто печёной картошкой угостит, а кто и молочка нальёт. Помните, как в том же «Хозяине тайги» Василий Серёжкин лихо выпивает цельный кувшин молока? Второй дубль, между прочим. При первом тень оператора в кадре проявилась. Сердобольный режиссёр Назаров решил пощадить Золотухина и напихать в глечик какой-нибудь начинки, чтобы артисту не пришлось второй раз два литра молока употреблять. На что Валерий Сергеевич сказал: серьёзный зритель заметит «подставу». А сцена жизненно важная и в ней нельзя халтурить. Ты лучше смотри, Володя, чтобы не пришлось в третий раз переснимать. Шесть литров молока выпить я смогу, конечно, но уже только на спор.

В нём всегда бурлили: неизбывное хмельное молодечество, лихая алтайская удаль и всегдашнее, почти сумасбродное стремление ставить перед собой нереальные цели.

И в то же время он обладал редкостной, временами фантастической способностью концентрироваться на своих надеждах и стремлениях для достижения поставленных целей. В подтверждение сказанному – хотя бы невероятное «охмурение» Золотухиным первой красавицы ГИТИСа Н. Шацкой. Это притом, что никак не назовешь его красавцем-мужчиной, тем более – «мачо». Они учились на одном курсе. Золотухина за серьёзное отношение к учёбе, за регулярное посещение лекций и за бесспорные певческие таланты избрали секретарём комитета ВЛКСМ курса. А за Шацкой с первых дней учёбы закрепилось звание первой прогульщицы. И однажды она вынуждена была попросить у отличника Золотухина списать какую-то лекцию. «Хорошо,- согласился Валерий,- только ты придёшь за лекцией в моё общежитие». А общежитие ГИТИСа, надо сказать, завсегда слыло чрезвычайно «злачным» местом. Так что после того похода Шацкая вынуждена была пригласить Золотухина к себе на московскую квартиру и познакомить с родителями. Маме глазастый и шумный алтаец категорически не понравился. Украдкой вытирая непрошенные слезы, она талдычила, словно заведённая: «Ой, доченька, намаешься ты с этим гулёной!» Прям-таки рентген-тёщей оказалась!

 

Уже работая в Театре на Таганке, молодая супружеская пара посетила Быстрый Исток. По такому случаю в сельском клубе показали картину «Добро пожаловать или Посторонним вход запрещён», где Нина играла пионервожатую. С актрисой устроили творческую встречу. Потом газета «Алтайская правда» написала: «К нам приехала известная актриса Шацкая со своим мужем». Золотухин однажды признался в порыве откровенности: «Я тогда весь изошёл от обиды и злости. И сказал себе: «Валера, ничего подобного больше никогда не должно повториться. Ты просто обязан везде и всюду быть первым».

Вот в этом неуёмном, временами смерчеподобном самолюбии тоже заключалась едва ли не определяющая черта характера Валерия Сергеевича. Он мог элементарно подойти к режиссёру Н. Рашееву, формирующему съёмочную группу на фильм «Бумбараш» и заявить: «Слышал, что ты собираешься пригласить на главную роль Кононова? Что ж, получится у тебя хороший фильм. А если хочешь заглянуть в вечность – бери меня». Ну и каково вам подобное самомнение?

С чрезвычайно известной на то время французской актрисой Мариной Влади Золотухин и Высоцкий познакомились одновременно на московской квартире журналиста «Юманите» Макса Леона. Обычно лучших женщин из хмельных компаний всегда уводил Володя. Но тут Валере, что называется, вожжа попала под хвост. Он стал соревноваться с другом в исполнении песен под гитару! И вы будете смеяться, но в какое-то время чаша весов склонилась к алтайцу. Французская «колдунья русских кровей» начала обвивать «лебедиными руками» шею Золотухина. Вмешалась разъярённая Шацкая и увела домой «своего кобелину».

 

Женщины на самом деле были чрезвычайно «слабым местом» Валерия Сергеевича.

Однажды он, что называется, по уши втрескался в балерину Мариинского театра Аллу Осипенко. Ездил в Ленинград на все её спектакли, охапками дарил цветы. Чуть позже у него случилась безумная любовь к известной киноактрисе Сабельниковой, тоже из Ленинграда. Тут вообще дело дошло чуть ли не до развода с Шацкой. Разговаривал Золотухин с Евгенией по телефону из своего театра. Вскоре в бухгалтерию стали приходить немыслимые счета по полтысячи рублей! Отец девушки удивлялся: да за такие сумасшедшие бабки ты мог бы проложить индивидуальный телефонный кабель Москва-Ленинград. Кабеля, конечно, артист не проложил. Но вот однажды таксист подвёз его на Мосфильм. Валерий Сергеевич какое-то время сидел молча, а потом заявил: «Ведь ты доставил меня не на ту студию». «Так вам на Горького надо?». «Нет, браток, вези меня на Ленфильм!». На такси туда и обратно, чтобы только свидеться с зазнобой – тоже, как бы теперь сказали не хило. Пианистка Лариса Критская вообще сравнила свою шальную любовь к артисту с «инфекционным заболеванием».

 

Но при этом вот что самое удивительное. Ни одна из многочисленных женщин Золотухина ни печатно, ни изустно на него никогда не посетовала.

Уж, казалось бы, Шацкой сам Бог велел костерить его на чём свет стоит. Однако, даже уйдя с сыном Денисом к Леониду Филатову, Нина не порывала нормальных связей со своим «бывшим». Более того, Валерий Сергеевич регулярно навещал сына. Не скажу, чтобы дружил с Леонидом Алексеевичем, но за столом с рюмкой они сиживали. И не единожды. Об этом мне тот и другой рассказывали без всякого надрыва или фанаберии. Глубокими и серьёзными людьми были. Понимали, что нет ничего в мире сложнее и непостижимее отношений между мужчиной и женщиной. В те времена, когда Золотухин «делал куры», то есть ухаживал за Тамарой Гусевой – ассистенткой режиссёра фильма «Единственная», мы с артистом и познакомились. По рекомендации Высоцкого. Тогда я донимал великого барда на тему интервью для военной газеты. Владимир Семёнович согласился при условии, что «вторым номером будет друг Золотухин». И дал его домашний телефон. Разумеется, я немедля встретился с Валерием Сергеевичем. Мы обстоятельно побеседовали. Благо я уже прочитал его повесть «На Исток-речушку, к детству моему», опубликованную в журнале «Юность». Материал опубликовал в газете Сибирского военного округа «Советский воин». И на долгие годы общаться мы перестали. Был я неинтересен Золотухину. Ещё не факт, что и Высоцкий страдал от отсутствия общения со мной, тогдашним старлеем, слушателем Военно-политической академии. Только тут уже я сам проявил недюжинную прыть и настойчивость. Помог артисту и барду в обустройстве его дачи на Пахре. По его же просьбе помог Театру на Таганке спасти и уберечь от конфискации финские стулья для нового здания. Со временем написал и издал книгу «Босая душа или Каким я знал Высоцкого». Только это, как говорится, уже другая история. А возвращаясь к своему герою, повторюсь, что разошлись мы, как в море корабли. До тех пор, пока не появилась его книга «На плахе Таганки. Дневник русского человека». И здесь я позволю себе цитату из собственной книги «Встречная полоса. Эпоха. Люди. Суждения».

 

«Дорогой Валерий Сергеевич! Сегодня, 28.07.99, в половине пятого утра, под мелкий, так сильно ожидаемый дождичек (ну, достала эта жара!) закончил Вашу «Плаху». Спасибо! Величайшее спасибо! Временами глаза мои при чтении туманились, и комок к горлу подкатывался. И много, много таких мест в «Дневнике русского человека» провоцировали першение в глотке и туман в глазах. И зависть, признаюсь, часто возникала: вот-де, то же самое сам переживал-думал, а так написать не смог! Еще раз спасибо!

 

Вы уж, ради Бога простите мне эту и дальнейшую многословность. Но, во-первых, эмоции во мне еще бродят, до сметаны, кислого молока, тем более творога они ещё далеки. А, во-вторых, мы с Вами как-никак давнишние знакомцы. Но, дорогой Валерий Сергеевич, кому многое дано, с того и многое можно спрашивать. Простите, выскажу и я Вам некоторые замечания».

 

Дальше идут те самые замечания, на которых подробно нельзя останавливаться, прежде всего, из-за их множественности. Шутка ли – три страницы литразбора!

 

Задним числом теперь вижу, что натурально вошёл в редакторский раж. Однако Валерий Сергеевич на меня не обиделся.

Позвонил, поговорил с супругой (я был в командировке), а мне написал: «Дорогой Михаил! Огромное спасибо Вам за письмо. Просто так - за сам отклик и за то, что Вы не поленились и «разговорили» себя в письме... и заодно мне кучу замечательных слова сказали. И в тех пунктах, где Вы говорите о книге хорошо, я с Вами, как Вы догадываетесь, согласен. А там, где пытаетесь навести критику - я, разумеется, не согласен.

 

Но шутки в сторону. Как говорил мой Павел I, которого я очень люблю играть, Бог с ней, с «Плахой». Она уже живет своей жизнью. Я только в одном пункте хочу уязвить Ваш разбор. Мне кажется, Вы разбираете, так сказать, художественное произведение: «Слабым получился образ Ирбис». Как будто это - Уля Громова. Кстати, ведь эти «выбранные места» выбрал редактор. А в подлинниках, поверьте мне, Ирбис - ого-го! Ну, да и хрен с ней. Спасибо!!! Пытался позвонить Вам, не застал. И решил тоже не полениться и обнять Вас хотя бы через эпистолярию. Храни Вас Бог! Валерий Золотухин».

 

Разумеется, после всего мы встретились с артистом «за рюмкой чая» и, что называется, всласть наговорились. Ещё бы! Таганка - мои молодые (старлей, капитан), может быть, самые светлые и вдохновенные годы, когда море было по колено, а определенная близость к великому Высоцкому (и это я уже тогда отчетливо понимал) являлась для меня чем-то сродни крыльев. Со многими артистами легендарного театра (З. Славина, Н. Губенко, Л. Филатов, Л. Ярмольник, Б. Хмельницкий, В. Смехов, И. Бортник, И. Дыховчиный, Н. Сайко, С. Фарада, И. Ульянова, Н. Шацкая, директор Н. Дупак) я с тех пор поддерживал хорошие, с некоторыми даже и дружеские отношения. Но Высоцкий и Золотухин – особь (особь!) статья.

Однажды я заметил Валерию Сергеевичу, что если представить Театр на Таганке отрядом космонавтов, то вы с Высоцким для меня, как Гагарин и Титов.

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
3 июня
среда
2020

В этот день:

Российско-китайский секретный договор

3 июня 1896 года подписан секретный договор между Россией и Китаем, по которому началось строительство в Маньчжурии Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД).

Российско-китайский секретный договор

3 июня 1896 года подписан секретный договор между Россией и Китаем, по которому началось строительство в Маньчжурии Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД).

Эта южная ветка Транссибирской магистрали была построена всего за шесть лет. Она на 100 процентов принадлежала России и обслуживалась только её гражданами. Введение в строй КВЖДС позволило усилить влияниен Российской империи на Дальнем Востоке.

31 декабря 1952 года КВЖД была безвозмездно передана Китаю в знак вечной дружбы.

Математик, политик, публицист

3 июня 1923 года родился Игорь Ростиславович ШАФАРЕВИЧ, выдающийся математик и политический деятель оппозиционной направленности.

Математик, политик, публицист

3 июня 1923 года родился Игорь Ростиславович ШАФАРЕВИЧ, выдающийся математик и политический деятель оппозиционной направленности.

До того, как Шафаревич начал гласно заниматься политикой, он был превознесен не только в СССР, России, но и за рубежом: академик РАН по Секции математики, механики, информатики (математика), член Национальной академии деи Линчеи (Италия), Германской академии естествоиспытателей «Леопольдина», член Лондонского Королевского общества, член Национальной академии наук США.

Все резко изменилось после опубликования Шафаревичем эссе «Русофобия». В этой работе ученый развил теорию о «малом народе» — антинациональной элите, навязывающей «большому народу» свои эгоистические идеи. По Шафаревичу, российское воплощение феномена «малого народа» сыграло большую роль в революции в России. При этом «малый народ» не является, считает Шафаревич, каким-либо национальным течением (в нём присутствуют представители разных наций), но он содержит влиятельное ядро, связанное с евреями. Работа «Русофобия» содержит также поддержку версии, согласно которой расстрел царской семьи является «ритуальным убийством».

Опубликование эссе превратило Шафаревича в персону non grata в среде либеральной интеллигенции. Национальная академия наук США, обвинив Шафаревича в антисемитизме, даже потребовала от него покинуть её ряды. Математик активно занялся политикой: участвовал в 1-м съезде Российского общенародного союза (РОС), был избран членом Центральной Думы Российского Народного собрания, входил в Оргкомитет Фронта национального спасения (ФНС), в редколлегию газеты «День» Александра Проханова (после запрещения в 1993 году она стала издаваться как газета «Завтра»). Является членом редколлегии журнала «Наш современник».

 

«Железная» сударыня

3 июня 1947 года родилась Светлана Петровна ГОРЯЧЕВА, юрист, политический деятель оппозиционной направленности.

«Железная» сударыня

3 июня 1947 года родилась Светлана Петровна ГОРЯЧЕВА, юрист, политический деятель оппозиционной направленности.

На I Съезде народных депутатов РСФСР 1 июня 1990 года была избрана заместителем Председателя Верховного Совета РСФСР. С осени 1990 года находилась в оппозиции Ельцину и Хасбулатову вместе с заместителем Председателя Верховного Совета Борисом Исаевым, председателями обеих палат Владимиром Исаковым и Рамазаном Абдулатиповым и их заместителями Александром Вешняковым и Виталием Сыроватко. Подписала вместе с ними «письмо шести», где резко критиковались позиция и деятельность Ельцина. 21 февраля 1991 года выступила с этим заявлением на заседании Верховного Совета, в марте 1991 года на III съезде народных депутатов РФ выступила против предоставления Ельцину дополнительных полномочий. В сентябре 1993 года выступила против роспуска Верховного совета. Принимала активное участие в Х чрезвычайном Съезде народных депутатов и митингах в защиту парламента. Находилась в Доме Советов вплоть до штурма его 4 октября. 4 октября 1993 года в "Белом доме" приняла православное крещение. По утверждению Юрия Воронина, заместителя председателя Верховного Совета, после ухода из "Белого дома" была избита омоновцами.

17 декабря 1995 года была избрана депутатом Государственной Думы РФ второго созыва по федеральному списку избирательного объединения КПРФ, была членом фракции КПРФ, заместителем Председателя Государственной Думы. 25 мая 2002 года на внеочередном пленуме ЦК КПРФ была исключена из партии за отказ выполнить её требование о сложении полномочий председателя Комитета Государственной Думы. Ныне является депутатом Государственной Думы от партии «Справедливая Россия».

Трагедия под Уфой

3 июня 1989 года в 23 часа 10 минут по московскому времени под Уфой из-за утечки газа из магистрального продуктопровода произошел взрыв в момент прохождения встречных пассажирских поездов «Новосибирск — Адлер» и «Адлер — Новосибирск». В огне погибли 575 человек, 623 получили тяжелые ранения.

Трагедия под Уфой

3 июня 1989 года в 23 часа 10 минут по московскому времени под Уфой из-за утечки газа из магистрального продуктопровода произошел взрыв в момент прохождения встречных пассажирских поездов «Новосибирск — Адлер» и «Адлер — Новосибирск». В огне погибли 575 человек, 623 получили тяжелые ранения.

В районе 1710-го километра Транссибирской магистрали в 900 метрах от железнодорожного пути проходила труба газопровода «Западная Сибирь—Урал—Поволжье». По какой-то причине в трубе образовалась узкая щель длиной 1,7 метров. Дежурный персонал участка трубопровода обнаружил падение давления, но вместо организации поиска утечки газа увеличил его подачу в трубу. Из-за отсутствия ветра газовое облако, будучи тяжелее воздуха, начало скапливаться в низине, где как раз проходила железная дорога.

В 23 часа 10 минут по московскому времени 3 июня 1989 года именно в этом месте встретились два пассажирских поезда «Новосибирск — Адлер» и «Адлер — Новосибирск». Они стали притормаживать. Одной искры при этом оказалось достаточно для того, чтобы произошел объемный взрыв. Как потом подсчитали его сила составила примерно 300 тонн в тротиловом эквиваленте. По официальным данным, в поездах следовало 1284 пассажира (в т.ч. 383 - дети) и 86 членов поездных и локомотивных бригад, но истинное число находившихся в вагонах людей установить не удалось, поскольку среди пассажиров находились дети до 5 лет на которых билеты не брались. Взрывом были разрушены 37 вагонов и 2 электровоза, из них 7 вагонов сгорели полностью, а 26 - выгорели изнутри. Длина фронта пламени составляла 1,5 – 2,0 километра. Зарево было видно за десятки километров. Оказание помощи было затруднено, поскольку катастрофа произошла в труднодоступном малонаселенном районе. Но спасатели и местные жители проявили самые лучшие качества советского человека, работали самоотверженно и мужественно. На месте катастрофы было собрано 258 трупов, 806 человек доставлены в медучреждения с ожогами и травмами различной степени тяжести, из них 317 умерло в больницах. Всего по официальным данным погибло 575 человек (181 из них — дети).

Владислав Загребенко, в 1989 году — врач-реаниматолог областной клинической больницы вспоминал: "Больных привозили на самосвалах, на грузовиках вповалку: живых, не очень живых, вообще неживых. Сортировали по принципу военной медицины. Тяжело раненых — 100 процентов ожогов — на траву. Тут уже не до обезболивания, это закон: если одному тяжёлому будешь помогать, ты потеряешь двадцать. Особо хочу сказать о местных жителях. У каждого больного дежурил доброволец, сестёр же столько не наберёшь, и ещё была очередь, чтобы занять это место. Они тащили котлеты, картошку, всё, что раненые просили… Известно, что этим больным нужно много пить. Но такого количества компотов я представить себе не мог: все подоконники были уставлены, весь пол. Площадь перед корпусом была заполнена волонтёрами".

Салават Абдулин, отец погибшей Лены Абдулиной, сопредседатель Ассоциации родственников погибших и пострадавших в катастрофе: «Следствие по этому делу вела союзная прокуратура, и уже с самого начала следствие вышло на весьма именитые персоны: на руководителей отраслевого проектного института, утвердивших проект с нарушениями, на Донгаряна, заместителя министра нефтяной промышленности, который своим указанием ввиду экономии средств отменил телеметрию — приборы, которые контролируют работу всей магистрали. Я видел этот документ за его подписью. Раньше был вертолёт, который облетал всю трассу, его тоже отменили. Был обходчик — убрали и обходчика, тоже из экономии. А потом следствие почему-то переключилось на строителей: это они неправильно смонтировали, они во всём виноваты. Строило этот продуктопровод уфимское управление «Нефтепроводмонтаж». Поначалу привлекли руководителей, а потом амнистировали, поскольку они орденоносцы, и они проходили только как свидетели. А обвиняли во всём начальника участка, прораба… «Стрелочников», в общем».

Существует еще одна версия причин катастрофы: якобы она является одной из многих техногенных катастроф в последние годы существования СССР, связанных с деятельностью американских спецслужб, которым была поставлена задача максимально дестабилизировать обстановку в СССР. В качестве обоснования приводится книга Томаса Рида — бывшего главкома ВВС США, входившего при Рейгане в состав Совета национальной безопасности США. В ней описывается операция ЦРУ США по взрыву газопровода в СССР, однако конкретно уфимский газопровод не называется, хотя приведенные технические данные полностью соответствуют трагедии 3 июня 1989 года.

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии