RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Украина будет защищена!
1 марта 2014 г.

Украина будет защищена!

1 марта 2014 года Совет Федерации принял решение рекомендовать президенту России, верховному главнокомандующему использование Вооруженных Сил РФ на территории Украины
Людмила Зайцева: Главное — свобода от рабства греху
21 ноября 2019 г.

Людмила Зайцева: Главное — свобода от рабства греху

21 ноября у Народной артистки России Людмилы Васильевны Зайцевой день рождения
Чистое сердце Георгия Жжёнова
22 марта 2015 г.

Чистое сердце Георгия Жжёнова

22 марта 2015 года исполнилось 100 лет великому русскому актеру Георгию Степановичу Жжёнову
Подвиг контрразведчика Сергея Громова
1 февраля 2016 г.

Подвиг контрразведчика Сергея Громова

50 лет назад 1 февраля 1966 года родился Сергей Сергеевич Громов (погиб 5 февраля 1995), Герой Российской Федерации.
Правда Константина Симонова
28 ноября 2015 г.

Правда Константина Симонова

28 ноября – 100 лет со дня рождения знаменитого военного писателя
Главная » Герои нашего времени » Нереальные достижимые цели

Нереальные достижимые цели

21 июня 2016 года народному артисту РСФСР Валерию Сергеевичу Золотухину исполнилось 75 лет

Вдруг, как в сказке, скрипнула дверь...
Нереальные достижимые  цели

Актёр театра и кино, народный артист РСФСР Валерий Сергеевич Золотухин окончил отделение музыкальной комедии ГИТИСа, но по выпуску был зачислен в столичный драматический театр имени Моссовета, что по строгим советским меркам случалось крайне редко. Повсеместно исповедовался принцип: учился петь – пой, учился играть – играй. Играл в Моссовете год, а потом его взяли в Театр на Таганке. За 49 лет сыграл здесь около полусотни весьма значимых ролей. Периодически выступал и в других коллективах. К примеру, в Театре Российской армии просто-таки блестяще исполнил заглавную роль в пьесе «Павел I». Вся столица валом валила на тот спектакль. В активе актера – несколько телевизионных работ. Снялся в сотне фильмов. Плюс в пяти выступил дублёром. Скажем, в картине «12 стульев», где Остапа Бендера играет А. Гомиашвили, все зонги поёт за него Золотухин. Равно, как и в ленте «Иван Васильевич меняет профессию» он же вместо Л. Куравлёва исполняет знаменитый шлягер «Вдруг как в сказке скрипнула дверь…».

Замечательным певцом Валерий Сергеевич был и по профессии, и по призванию. В 1974 году артист даже стал лауреатом «Песни года», выступив с произведением Н. Богословского на стихи М. Танича «А я в ответ на твой обман». А помните его участкового Серёжкина в фильме «Хозяин тайги»? Специально для этой картины В. Высоцкий, сыгравший там же бригадира Рябого, написал неотразимую песню «Не судьба меня манила». Но главным шлягером, прогремевшим тогда на весь Советский Союз, стала за душу берущая песня «Ой, мороз, мороз», исполненная Золотухиным. Кстати, её авторство до сих пор не установлено. Но совершенно точно то, что третий куплет: «Я вернусь домой на закате дня, обниму жену, напою коня…» целиком принадлежит Золотухину. Он великолепно знал и беззаветно любил русский фольклор. Его репертуар содержал огромное количество таких «забойных» вещей, как старинные «Не шуми ты, мати, зеленая дубрава» и «Шумел, горел пожар московский», есенинская «Липа вековая» и еще многие-многие другие. Валерий Сергеевич поющий в застолье и сам себе аккомпанирующий на гармошке – это было такое фантастическое действо, что раз его услышав, не забудешь уже никогда. «А хулиган я – хулиган./ А хулиган я временный./ А не скажу, в какой деревне/ Есть мужик …беременный!»

Знаю, о чём говорю: жизнь даровала мне многолетнее общение с этим великим русским актёром, певцом и просто удалым, фартовым мужиком из села Быстрый Исток Алтайского края.

Он родился в семье председателя колхоза Сергея Илларионовича. Мама Матрёна Федосеевна работала звеньевой в полевой бригаде. Надо всеми воспоминаниями его детства всю жизнь довлела тяжёлая инвалидность. Семилетним мальцом Валерка вывалился из окна второго этажа дома и сильно зашиб колено. Повезли в медпункт. Там безграмотный сельский фельдшер заковал ногу от бедра до щиколотки в гипс. К счастью, под тем панцирем завелись вши. Валерка карандашом расчесал ногу до крови. Гипс пришлось снять. Не то бы остался инвалидом. А дальше было ещё хуже. В санатории для больных детей ему объявили диагноз: туберкулёз кости. И – приговор: калека на всю жизнь. Он и в самом деле до восьмого класса ходил на костылях. Одна нога была короче другой на шесть сантиметром. С этим недугом он боролся, как мог, до самой смерти. Можно сказать, что и победил его. При поступлении в ГТИС обманул всех экзаменаторов, да и потом умело скрывал от педагогов свою хромоту.

Ещё из детства осталось: мама, уходя в поле на работу, привязывала его за здоровую ногу к порогу, чтобы «никуда не шлёндрал». То вынужденное заточение он использовал для дела – пел во всю свою лужёную глотку. Односельчане, дивясь такому таланту, подкармливали «артиста». Кто кусок хлеба сунет, кто печёной картошкой угостит, а кто и молочка нальёт. Помните, как в том же «Хозяине тайги» Василий Серёжкин лихо выпивает цельный кувшин молока? Второй дубль, между прочим. При первом тень оператора в кадре проявилась. Сердобольный режиссёр Назаров решил пощадить Золотухина и напихать в глечик какой-нибудь начинки, чтобы артисту не пришлось второй раз два литра молока употреблять. На что Валерий Сергеевич сказал: серьёзный зритель заметит «подставу». А сцена жизненно важная и в ней нельзя халтурить. Ты лучше смотри, Володя, чтобы не пришлось в третий раз переснимать. Шесть литров молока выпить я смогу, конечно, но уже только на спор.

В нём всегда бурлили: неизбывное хмельное молодечество, лихая алтайская удаль и всегдашнее, почти сумасбродное стремление ставить перед собой нереальные цели.

И в то же время он обладал редкостной, временами фантастической способностью концентрироваться на своих надеждах и стремлениях для достижения поставленных целей. В подтверждение сказанному – хотя бы невероятное «охмурение» Золотухиным первой красавицы ГИТИСа Н. Шацкой. Это притом, что никак не назовешь его красавцем-мужчиной, тем более – «мачо». Они учились на одном курсе. Золотухина за серьёзное отношение к учёбе, за регулярное посещение лекций и за бесспорные певческие таланты избрали секретарём комитета ВЛКСМ курса. А за Шацкой с первых дней учёбы закрепилось звание первой прогульщицы. И однажды она вынуждена была попросить у отличника Золотухина списать какую-то лекцию. «Хорошо,- согласился Валерий,- только ты придёшь за лекцией в моё общежитие». А общежитие ГИТИСа, надо сказать, завсегда слыло чрезвычайно «злачным» местом. Так что после того похода Шацкая вынуждена была пригласить Золотухина к себе на московскую квартиру и познакомить с родителями. Маме глазастый и шумный алтаец категорически не понравился. Украдкой вытирая непрошенные слезы, она талдычила, словно заведённая: «Ой, доченька, намаешься ты с этим гулёной!» Прям-таки рентген-тёщей оказалась!

 

Уже работая в Театре на Таганке, молодая супружеская пара посетила Быстрый Исток. По такому случаю в сельском клубе показали картину «Добро пожаловать или Посторонним вход запрещён», где Нина играла пионервожатую. С актрисой устроили творческую встречу. Потом газета «Алтайская правда» написала: «К нам приехала известная актриса Шацкая со своим мужем». Золотухин однажды признался в порыве откровенности: «Я тогда весь изошёл от обиды и злости. И сказал себе: «Валера, ничего подобного больше никогда не должно повториться. Ты просто обязан везде и всюду быть первым».

Вот в этом неуёмном, временами смерчеподобном самолюбии тоже заключалась едва ли не определяющая черта характера Валерия Сергеевича. Он мог элементарно подойти к режиссёру Н. Рашееву, формирующему съёмочную группу на фильм «Бумбараш» и заявить: «Слышал, что ты собираешься пригласить на главную роль Кононова? Что ж, получится у тебя хороший фильм. А если хочешь заглянуть в вечность – бери меня». Ну и каково вам подобное самомнение?

С чрезвычайно известной на то время французской актрисой Мариной Влади Золотухин и Высоцкий познакомились одновременно на московской квартире журналиста «Юманите» Макса Леона. Обычно лучших женщин из хмельных компаний всегда уводил Володя. Но тут Валере, что называется, вожжа попала под хвост. Он стал соревноваться с другом в исполнении песен под гитару! И вы будете смеяться, но в какое-то время чаша весов склонилась к алтайцу. Французская «колдунья русских кровей» начала обвивать «лебедиными руками» шею Золотухина. Вмешалась разъярённая Шацкая и увела домой «своего кобелину».

 

Женщины на самом деле были чрезвычайно «слабым местом» Валерия Сергеевича.

Однажды он, что называется, по уши втрескался в балерину Мариинского театра Аллу Осипенко. Ездил в Ленинград на все её спектакли, охапками дарил цветы. Чуть позже у него случилась безумная любовь к известной киноактрисе Сабельниковой, тоже из Ленинграда. Тут вообще дело дошло чуть ли не до развода с Шацкой. Разговаривал Золотухин с Евгенией по телефону из своего театра. Вскоре в бухгалтерию стали приходить немыслимые счета по полтысячи рублей! Отец девушки удивлялся: да за такие сумасшедшие бабки ты мог бы проложить индивидуальный телефонный кабель Москва-Ленинград. Кабеля, конечно, артист не проложил. Но вот однажды таксист подвёз его на Мосфильм. Валерий Сергеевич какое-то время сидел молча, а потом заявил: «Ведь ты доставил меня не на ту студию». «Так вам на Горького надо?». «Нет, браток, вези меня на Ленфильм!». На такси туда и обратно, чтобы только свидеться с зазнобой – тоже, как бы теперь сказали не хило. Пианистка Лариса Критская вообще сравнила свою шальную любовь к артисту с «инфекционным заболеванием».

 

Но при этом вот что самое удивительное. Ни одна из многочисленных женщин Золотухина ни печатно, ни изустно на него никогда не посетовала.

Уж, казалось бы, Шацкой сам Бог велел костерить его на чём свет стоит. Однако, даже уйдя с сыном Денисом к Леониду Филатову, Нина не порывала нормальных связей со своим «бывшим». Более того, Валерий Сергеевич регулярно навещал сына. Не скажу, чтобы дружил с Леонидом Алексеевичем, но за столом с рюмкой они сиживали. И не единожды. Об этом мне тот и другой рассказывали без всякого надрыва или фанаберии. Глубокими и серьёзными людьми были. Понимали, что нет ничего в мире сложнее и непостижимее отношений между мужчиной и женщиной. В те времена, когда Золотухин «делал куры», то есть ухаживал за Тамарой Гусевой – ассистенткой режиссёра фильма «Единственная», мы с артистом и познакомились. По рекомендации Высоцкого. Тогда я донимал великого барда на тему интервью для военной газеты. Владимир Семёнович согласился при условии, что «вторым номером будет друг Золотухин». И дал его домашний телефон. Разумеется, я немедля встретился с Валерием Сергеевичем. Мы обстоятельно побеседовали. Благо я уже прочитал его повесть «На Исток-речушку, к детству моему», опубликованную в журнале «Юность». Материал опубликовал в газете Сибирского военного округа «Советский воин». И на долгие годы общаться мы перестали. Был я неинтересен Золотухину. Ещё не факт, что и Высоцкий страдал от отсутствия общения со мной, тогдашним старлеем, слушателем Военно-политической академии. Только тут уже я сам проявил недюжинную прыть и настойчивость. Помог артисту и барду в обустройстве его дачи на Пахре. По его же просьбе помог Театру на Таганке спасти и уберечь от конфискации финские стулья для нового здания. Со временем написал и издал книгу «Босая душа или Каким я знал Высоцкого». Только это, как говорится, уже другая история. А возвращаясь к своему герою, повторюсь, что разошлись мы, как в море корабли. До тех пор, пока не появилась его книга «На плахе Таганки. Дневник русского человека». И здесь я позволю себе цитату из собственной книги «Встречная полоса. Эпоха. Люди. Суждения».

 

«Дорогой Валерий Сергеевич! Сегодня, 28.07.99, в половине пятого утра, под мелкий, так сильно ожидаемый дождичек (ну, достала эта жара!) закончил Вашу «Плаху». Спасибо! Величайшее спасибо! Временами глаза мои при чтении туманились, и комок к горлу подкатывался. И много, много таких мест в «Дневнике русского человека» провоцировали першение в глотке и туман в глазах. И зависть, признаюсь, часто возникала: вот-де, то же самое сам переживал-думал, а так написать не смог! Еще раз спасибо!

 

Вы уж, ради Бога простите мне эту и дальнейшую многословность. Но, во-первых, эмоции во мне еще бродят, до сметаны, кислого молока, тем более творога они ещё далеки. А, во-вторых, мы с Вами как-никак давнишние знакомцы. Но, дорогой Валерий Сергеевич, кому многое дано, с того и многое можно спрашивать. Простите, выскажу и я Вам некоторые замечания».

 

Дальше идут те самые замечания, на которых подробно нельзя останавливаться, прежде всего, из-за их множественности. Шутка ли – три страницы литразбора!

 

Задним числом теперь вижу, что натурально вошёл в редакторский раж. Однако Валерий Сергеевич на меня не обиделся.

Позвонил, поговорил с супругой (я был в командировке), а мне написал: «Дорогой Михаил! Огромное спасибо Вам за письмо. Просто так - за сам отклик и за то, что Вы не поленились и «разговорили» себя в письме... и заодно мне кучу замечательных слова сказали. И в тех пунктах, где Вы говорите о книге хорошо, я с Вами, как Вы догадываетесь, согласен. А там, где пытаетесь навести критику - я, разумеется, не согласен.

 

Но шутки в сторону. Как говорил мой Павел I, которого я очень люблю играть, Бог с ней, с «Плахой». Она уже живет своей жизнью. Я только в одном пункте хочу уязвить Ваш разбор. Мне кажется, Вы разбираете, так сказать, художественное произведение: «Слабым получился образ Ирбис». Как будто это - Уля Громова. Кстати, ведь эти «выбранные места» выбрал редактор. А в подлинниках, поверьте мне, Ирбис - ого-го! Ну, да и хрен с ней. Спасибо!!! Пытался позвонить Вам, не застал. И решил тоже не полениться и обнять Вас хотя бы через эпистолярию. Храни Вас Бог! Валерий Золотухин».

 

Разумеется, после всего мы встретились с артистом «за рюмкой чая» и, что называется, всласть наговорились. Ещё бы! Таганка - мои молодые (старлей, капитан), может быть, самые светлые и вдохновенные годы, когда море было по колено, а определенная близость к великому Высоцкому (и это я уже тогда отчетливо понимал) являлась для меня чем-то сродни крыльев. Со многими артистами легендарного театра (З. Славина, Н. Губенко, Л. Филатов, Л. Ярмольник, Б. Хмельницкий, В. Смехов, И. Бортник, И. Дыховчиный, Н. Сайко, С. Фарада, И. Ульянова, Н. Шацкая, директор Н. Дупак) я с тех пор поддерживал хорошие, с некоторыми даже и дружеские отношения. Но Высоцкий и Золотухин – особь (особь!) статья.

Однажды я заметил Валерию Сергеевичу, что если представить Театр на Таганке отрядом космонавтов, то вы с Высоцким для меня, как Гагарин и Титов.

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
25 января
понедельник
2021

В этот день:

День штурмана ВМФ

25 января отмечается профессиональный праздник военных штурманов. Выбор даты для празднования «Дня штурмана Военно-Морского Флота Российской Федерации» пал на 25 января не случайно. Именно в этот день в 1701 году император Пётр Великий издал Указ в соответствии с которым для подготовки артиллеристов, инженеров, штурманов флота основана в Москве Школа математических и навигацких наук

День штурмана ВМФ

25 января отмечается профессиональный праздник военных штурманов. Выбор даты для празднования «Дня штурмана Военно-Морского Флота Российской Федерации» пал на 25 января не случайно. Именно в этот день в 1701 году император Пётр Великий издал Указ в соответствии с которым для подготовки артиллеристов, инженеров, штурманов флота основана в Москве Школа математических и навигацких наук

Это  — первое российское артиллерийское, инженерное и морское училище, историческая предтеча и предшественник всей современной системы военно-морского образования России.

Под школу была выделена Сухарева башня со всеми строениями и землей. Школу возглавлял Яков Вилимович Брюс. В Навигацкой школе учились дети почти всех знатных фамилий: Волконские, Сонцовы-Засекины, Лопухины, Шаховские, Хилковы, Урусовы, Долгорукие, Прозоровские, Хованские, Шереметьевы, Борятинские, Собакины, Щербатовы, Головины, Дмитриевы-Мамоновы и пр.

Срок обучения не был определён, но среднее время обучения (включая практику в действующей армии, лабораториях, пороховых и пушечных заводах «на выучку литейного дела» и различных мастерских в стране и за рубежом «для учения в тамошних местах инженерной и иным немецким наукам») составлял 10 — 15 лет. Причём каждый ученик «твердил» свою науку не ожидая других. Школьники, которые в науках «оказались плохи», определялись в столяры, токари, паяльщики, стрельцы, матросы, солдаты и в другие приказы

В 1715 году навигаторские классы школы были переведены в новую столицу, после чего на их основе была создана Морская академия, а сама школа лишилась своего прежнего статуса и стала подготовительным училищем при Академии.

15 июля 1996 года Главнокомандующий ВМФРоссийской Федерации адмирал флота Феликс Громов издал приказ № 253 «О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности», в соответствии с которым «День штурмана Военно-Морского Флота России» следовало (начиная с 1997 года) отмечать в день выхода Петровского Указа, который, де-факто, основал штурманскую службу ВМФ Российской империи.

 

Создание Генштаба

25 января 1763 года указом Екатерины II учреждён Генеральный штаб Вооружённых сил Российской империи.

Создание Генштаба

25 января 1763 года указом Екатерины II учреждён Генеральный штаб Вооружённых сил Российской империи.

Его прообразом стала квартирмейстерская часть, созданная в начале XVIII века Петром I в целях оказания практической помощи главнокомандующим действующих армий в решениях вопросов, связанных с управлением войсками.

Екатерина II сформировала структуру Генштаба, начальником которого был назначен вице-президент Военной коллегии генерал-фельдмаршал З.Г. Чернышев. Этот относительно самостоятельный, постоянно действовавший орган военного управления подчинялся вице-президенту Военной коллегии. Положение о Генеральном штабе было утверждено 30 января 1772 года Екатериной II. Согласно ему, во главе штаба был поставлен руководитель — генерал-квартирмейстер, отвечавший не только за комплектование этого органа и специальную подготовку входивших в его состав генералов и офицеров (так называемых чинов Генерального штаба), но и за их чинопроизводство, и в целом за прохождение ими службы. Таким образом, все учреждение приобрело статус особого корпуса при высшем органе военного управления того времени — Военной коллегии.

 

Герой неба Владимир Каганов

25 января 1999 года Заслуженный военный летчик Российской Федерации, полковник Владимир Каганов был удостоен звания Героя России.

Герой неба Владимир Каганов

25 января 1999 года Заслуженный военный летчик Российской Федерации, полковник Владимир Каганов был удостоен звания Героя России.

Владимир Каганов родился 29 января 1953 года в Клайпеде. В 1970 году он окончил среднюю школу. В августе того же года был призван на службу в Советскую Армию. В 1974 году Каганов окончил Качинское военное авиационное училище, после чего остался там лётчиком-инструктором, затем командовал эскадрильей в учебном авиаполку.

В 1983 году Каганов окончил Центр подготовки лётчиков-испытателей в Ахтубинске, после чего служил лётчиком-испытателем в ГК НИИ ВВС. Занимался испытаниями самолёта «Су-35», в том числе на штопор. В 1995 году Каганов был назначен начальником службы лётных испытаний истребительной авиации 1-го Управления ГЛИЦ.

 

Последний Герой соцтруда

25 января 1991 года за выдающийся вклад в горнодобывающее дело Агошокову Михаилу Ивановичу было присвоено звание Героя социалистического труда.

Последний Герой соцтруда

25 января 1991 года за выдающийся вклад в горнодобывающее дело Агошокову Михаилу Ивановичу было присвоено звание Героя социалистического труда.

Он не смог пережить антисоветский, антинародный государственный переворот октября 1993 года: сердце остановилось 14 октября.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии