RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Учреждение звания Героя России
20 марта 2017 г.

Учреждение звания Героя России

20 марта 1992 года в стране появилось геройское звание
Памяти Героев-глубоководников
7 июля 2019 г.

Памяти Героев-глубоководников

6 июля 2019 года на Серафимовском кладбище в Петербурге похоронили моряков-подводников, погибших 1 июля при аварии на подводном аппарате в Баренцевом море.
Украина в опасности!
20 февраля 2014 г.

Украина в опасности!

Более 100 тысяч пуль уже предназначены для «восстановления демократии»
Православный воин Игорь Стрелков
18 августа 2014 г.

Православный воин Игорь Стрелков

Он — пока не канонизированный, но святой, потому что борется за Русский мир против сатанинской Америки
Чего ждать от Украины
3 апреля 2014 г.

Чего ждать от Украины

Если Россия не поможет Юго-Востоку Малороссии, нас ждут жестокие потрясения
Главная » Герои нашего времени » Юрий Гагарин жив!

Юрий Гагарин жив!

27 марта 1968 года мир потерял первого космонавта Земли.

Эта трагедия до сих пор окутана тайной. Рассказывает член комиссии по расследованию причин злосчастной авиакатастрофы Арсений Миронов.
Юрий  Гагарин жив!

В газетах скупо сообщалось: «погиб при выполнении тренировочного полета». Обломки МиГ-15, на котором в последний раз вылетели Юрий Гагарин и командир полка Владимир Серегин, обнаружили под Киржачем близ аэродорома Чкаловский.
Расследованием причин катастрофы учебно-тренировочного истребителя, занялась специальная правительственная комиссия. Был собран колоссальный фактический материал: 29 томов дела содержали подробнейшую информацию о том злополучном полете – состояние техники «до» и «после», анализ ее работоспособности, карты с погодой, радиопереговоры экипажа с землей и так далее. Почти полностью, вплоть до мельчайших частичек, был найден корпус разбившегося самолета. Глубина и тщательность расследования не имели аналогов в мировой практике. Однако спустя полгода после начала работы (рекордный срок для установления причин авиакатастрофы) волевым решением из Кремля «дело» о гибели Юрия Гагарина и Владимира Серегина было закрыто. Гибель Гагарина стала одной из самых больших загадок минувшего века.
Отсутствие официальной версии породило огромное количество слухов и предположений. Уже после распада СССР то и дело возвращались к этой теме, публикуя материалы с новыми подробностями, порой самыми невероятными. Высказывались сумасбродные мнения о том, что Гагарин стал жертвой заговора КГБ, что самолет первого космонавта столкнулся с летающей тарелкой, что пилоты были пьяны и просто не справились с управлением.

Руководитель группы аэродинамики и динамики летной подкомиссии правительственной комиссии по расследованию причин гибели экипажа МиГ-15, доктор технических наук, профессор Арсений Миронов высказал свое компетентное мнение о том, как и почему погиб первый космонавт.
В 1968 году Арсений Дмитриевич был начальником научно-исследовательского отделения Летно-исследовательского института им. Громова и занимался испытанием и исследованием самолетов и вертолетов. Уже в день катастрофы, 27 марта, он получил указание от начальства отправляться в Чкаловский, чтобы принять участие в расследовании.
- Я не удивился, что меня включили в состав комиссии, так как к тому моменту я в подобных делах уже участвовал. Более того, я получил должность внутри летной подкомиссии, руководил группой, которая занималась оценкой состояния самолета, погодой, радиосвязью, расчетом траектории. На следующий же день я был на месте аварии. С первого взгляда стало ясно, что самолет падал не в штопоре, а с достаточно большой поступательной скоростью. По обломкам верхушек деревьев, я прикинул угол пикирования - где-то градусов 60 (эта цифра оказалась близкой к реальной). Потом команда специалистов собирала останки самолета, в основном крупные. А когда сошел снег, рота солдат просеивала грунт в поисках самых мелких деталей. Особенно долго собирали фонарь кабины, который рассыпался при ударе о землю. Одной из первых была версия о том, что фонарь начался разрушаться уже в воздухе, и это якобы стало причиной трагедии. Нашли 90 процентов поверхности фонаря, и выяснилось, что он к моменту удара был цел. Все обломки свезли в институт эксплуатации и ремонта авиационной техники ВВС в Люберцах. Там в специальном ангаре на полу по детально был выложен контур самолета.
- В каком режиме работала комиссия? Чем приходилось заниматься?
- Большинство заседаний проходило в Чкаловском. В начале мы собирались каждый день, затем по мере поступления новой информации. Дело в том, что у нас почти не имелось исходных данных. По остаткам приборов можно было установить параметры полета только в момент удара самолета о землю. Были проведены расчеты возможных траекторий самолета с момента последней радиопередачи Гагарина. Эти расчеты показали, что условиям удовлетворяет только такая последовательность событий: сваливание самолета на высоте 4200 метров в штопор до высоты 600 метров, вывод из штопора, а затем из снижения, и из-за недостатка высоты, удар о землю.
- А почему экипаж попал в штопор?
- Причины этого так и не были установлены. Как и причины досрочного прекращения задания и решения возвращаться. Это было в 10.30, спустя всего чуть больше десяти минут после взлета. К тому моменту Гагарин выполнил только два задания из десяти. Думаю, что из-за плохой видимости именно Серегин принял решение возвращаться на базу. При энергичном развороте в направлении на аэродром произошло сваливание самолета с переходом в штопор в облаках. Вывод самолета из штопора был начат после восстановления видимости земли при выходе из нижней кромки облачности на высоте 600 метров. Экипаж попытался вывести самолет из снижения, но им не хватило высоты. Однако с этим мнением были согласны далеко не все.
- До сих пор многие специалисты отстаивают версию о столкновении самолета Гагарина с метеорологическим зондом, или о попадании машины в след истребителя…
- Искали еще и птицу, которая могла попасть в двигатель. Однако на останках МиГа не обнаружено ее следов, равно как признаков метеозонда. И мне пришлось активно участвовать в обсуждении, когда была выдвинута версия о приближении к МиГу самолета КБ «Сухой». Он тогда летел на очень большой высоте - 11 с половиной тысяч метров. Некоторые специалисты предположили, что летчик снизился специально (хотя у него было задание, при котором нельзя снижаться), а его аэродинамический след или звуковой удар воздействовал на самолет Гагарина и тем самым вызвал катастрофу. В подтверждение этого приводили даже свидетельские показания местных жителей, которые якобы видели незадолго до аварии в небе именно этот истребитель. Но разве может человек далекий от авиации на высоте 3-4-х тысяч метров отличить один самолет от другого? Мы провели эксперимент: пустили МиГ-25 над Ту-124 на расстоянии 50-ти метров. И он спокойно прошел. Я потом спросил летчика: «Ну, как?» «Так, слабенькая болтанка ощущается и все», - ответил он. Поэтому я считаю, что версия это глупая и ничем не обоснованная. Но ее продолжают упорно до сих пор придерживаться некоторые космонавты.
- Почему?
- Решающую роль в расследовании причин катастрофы играла личность Гагарина. У космонавтов, которые тоже участвовали в расследовании, были свои задачи. И, прежде всего, они хотели защитить обоих летчиков. Ведь Серегин - командир полка, а Гагарин – первый космонавт. Да и с самого начала среди участников комиссии чувствовалось некое противостояние. Одни специалисты, которые занимались анализом состояния самолета, доказали, что машина была исправна - управление работало, в воздухе повреждений не было. Другие старались защитить летчиков и настаивали на том, что те были полностью подготовлены, тренированы, находились в добром здравии и так далее. Состыковать одно с другим и получить общее мнение при таком противодействии так и не удавалось.
- На чьей стороне были вы?
- Моя точка зрения была с самого начала такова. К Гагарину никаких претензий предъявлять нельзя, поскольку он ученик, проверяемый инструктором. А в отношении Серегина, командира полка, этого сказать нельзя. В тот день на земле и воздухе было допущено по меньшей мере 9 нарушений инструкции по безопасности полетов. Экипаж не дождался разведчика погоды. Тем самым, была сорвана плановая таблица полетов. В соседние зоны были допущена сразу 4 самолета. Одновременно с Гагариным в небе были два МиГа – 21, Ан – 24 и разведчик погоды. Радиолокатор не работал. Фотографирование местоположения не работало. Бортовой самописец был не заправлен. В кабине не было наддува.
- Разве из-за этого могла произойти авария?
- Ни одно из нарушений само по себе не могло спровоцировать катастрофу, однако их комбинация свидетельствует о низкой дисциплине в полку. Ведь «в авиации мелочей не бывает», и все это отразилось на безопасности полетов, а в тот день привело к катастрофе. К тому же Серегин не был тренирован на вывод самолета из штопора. Он вообще, как мне кажется, был не на своем месте. Его биографию неправильно оценили, когда назначили командиром полка. Ведь звание Героя Советского Союза он получил на войне. Тогда он летал на низковысотном Ил-2. А потом уже освоил МиГ 15 и 17. Но на больших углах атаки и в штопоре он не летал. В первые же дни после трагедии я попросил дать мне летные книжки, где записан каждый полет. Неделю не давали. Наверно, понимали, что эти записи не лучшим образом характеризуют командира полка. Поэтому правили.
- Почему же все-таки расследование было прекращено?
- Думаю, что, оценив ситуацию, руководящая верхушка, может быть даже генеральный секретарь, пришли к выводу, что заставить какую-то группу пойти на уступки невозможно. Вдобавок космонавты, чей авторитет был в то время очень высок, написали письмо в ЦК, где высказывали мысль о том, что нельзя порочить имя Гагарина.
- Вы читали это письмо?
-
Нам всем, кто занимался расследованием, зачитали его вслух. Это было в большом актовом зале НИЭРАТ в Люберцах. В письме по пунктам критически оценивалась деятельность комиссии. Говорилось, что неправильная работа привела к тому, что большинство членов склоняются к тому, что в главной причиной аварии являются действия экипажа. Но разве можно порочить имя двух Героев Советского Союза, особенно Гагарина? Поэтому космонавты призывали привлечь к расследованию более квалифицированных специалистов. Возможно, ожидая, что другие согласились бы на компромисс.
- Согласились бы закрыть глаза на то, что творилось в полку?
- Конечно. Ведь очень долго искали именно внешнюю причину катастрофы – птицу в двигателе, или метеозонд. Но этого не было. А все остальное в руках людей, кто организует полеты. Хоть мы и старались не обострять, оценка Серегина была негативная. Экипаж действительно не был подготовлен. Но это никого не устраивало. Никому не хотелось говорить, что в полку, особом, специальном, которым командовал Герой Советского Союза Владимир Серегин, были такие нарушения. И руководство смотрело на это сквозь пальцы.
- После этого комиссию распустили?
- Я сразу понял, что тогда была последняя встреча комиссии. И действительно расследование быстро сошло на нет. В конце концов, политика преобладала над техникой и из-за этого дело прекратили. Останки самолета запечатали в контейнер, и они до сих пор в подвале этого института и стоят.
- Но сейчас можно закончить расследование?
- Расследовать больше нечего. То, что мы знаем, этого достаточно для того, чтобы сделать окончательные выводы. Уже невозможно найти какого-либо нового факта или события. Просто нужна новая объективная оценка собранного материала.

P.S. Есть еще одна версия трагедии - мистическая. В соответствии с ней: Юрий Гагарин жив! Просто его "забрали" в другое измерение. Пожалуй, эта версия наиболее бесспорна: если под "другим измерением" понимать память народную, то первый космонавт Земли действительно жив. И останется вечно живым в истории человечества.

Светлана ТУЧКОВА
27 марта 2016 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
28 февраля
пятница
2020

В этот день:

Кадетский корпус

28 февраля 1732 в Петербурге открылся Кадетский корпус

Кадетский корпус

28 февраля 1732 в Петербурге открылся Кадетский корпус

Он совмещал в своей учебной программе общеобразовательный и военно-специальный курсы, и выпускал окончивших курс непосредственно в офицеры. Вследствие этого, кадеты должны были не только усвоить учебную программу, но и настолько ознакомиться со строевой службой, чтобы сразу же после поступления в полк быть способным командовать вверенными им подразделениями рядовых солдат.

 

Морская гвардия

28 февраля 1810 года образован Гвардейский экипаж.

Морская гвардия

28 февраля 1810 года образован Гвардейский экипаж.

Он был сформирован по штату гвардейского батальона (4 строевые роты, нестроевая команда, музыкантский хор и артиллерийская команда общей численностью 434 человека). Предназначался для комплектования команд и обслуживания придворных яхт и гребных судов, а также придворной и гарнизонной караульной службы. Однако принимал активное участие в военных кампаниях: в 1813—1814 гг в составе шести рот и артиллерийской команды состоял при Действующей армии и выполнял функции понтонного батальона (строил, исправлял и уничтожал мосты), тогда же в качестве пехотной части принимал участие в делах под Бауценом и Кульмом, в 1814 году вступил в Париж; в 1828 году был направлен в действующую армию, участвовал в штурме Варны, использовался в качестве морской пехоты; в 1831 году 6-я рота участвовала в подавлении польского мятежа 1831 года в качестве понтонной части (обеспечение переправ); в кампанию 1854-56 годов чины экипажа участвовали в боевых действиях как морская часть, составляя экипажи морских кораблей Балтийского флота; в 1905 году часть экипажа участвовала в Цусимском сражении.

 

Военные воздухоплаватели

28 февраля 1885 года в Петербурге создана Кадровая команда военных воздухоплавателей.

Военные воздухоплаватели

28 февраля 1885 года в Петербурге создана Кадровая команда военных воздухоплавателей.

 Это был центр по изучению, испытанию и созданию летательных аппаратов легче воздуха — воздушных шаров, дирижаблей, аэростатов.

Главный артиллерист СССР

28 февраля 1968 года скончался Николай Николаевич ВОРОНОВ, главный маршал артиллерии.

Главный артиллерист СССР

28 февраля 1968 года скончался Николай Николаевич ВОРОНОВ, главный маршал артиллерии.

  В 1937 году он был назначен начальником артиллерии РККА, сменив расстрелянного по делу Тухачевского 10 сентября 1937 года комдива Н. М. Роговского.

После вступления на должность начальника артиллерии РККА Николай Воронов начал работу по модернизации артиллерии РККА и уже в ноябре 1937 года на столе у наркома обороны Климента Ефремовича Ворошилова лежала докладная записка, содержащая широкую программу оснащения артиллерии разведывательной техникой, создания новой звукометрической станции обнаружения, усовершенствования и разработки новых образцов артиллерии тяжёлой и большой мощности, развития зенитной и самоходной артиллерии и развития средств механической тяги. Решение этих задач способствовало тому, что артиллерия была хорошо подготовлена к Великой Отечественной войне.

Герой России Александр Зенин

28 февраля 1994 года полковнику авиации в отставке Зенину Александру Ивановичуюприсвоено звание Героя России.

Герой России Александр Зенин

28 февраля 1994 года полковнику авиации в отставке Зенину Александру Ивановичуюприсвоено звание Героя России.

 

Александр Иванович родился 17 августа 1921 года в селе Дединово (ныне Луховицкий район Московской области). Русский. Окончил среднюю школу в Москве и Московский аэроклуб.

В апреле 1940 года был призван в РККА Кировским райвоенкоматом Москвы. Направлен в Олсуфьевскую военную авиационную школу летчиков (Брянская область), впоследствии переведен в Балашовскую военную авиационную школу пилотов, окончил её в 1941 году.

С началом Великой Отечественной войны на фронт не попал, в составе 34-го запасного авиационного полка в Ижевске занимался переучиванием на Ил-2.
Только в мае 1943 года Александр Зенин направлен в действующую армию. В составе 704-го штурмового авиационного полка воевал на Западном, Калининском и 2-м Украинском фронтах.

В сентябре 1943 года за массовый героизм личного состава полку было вручено гвардейское знамя, и он был переименован в 131-й гвардейский штурмовой полк. Сам командир звена 131-го гвардейского Будапештского ордена Суворова штурмового авиационного полка Александр Зенин в боях проявлял личное мужество и воинское мастерство. В воздушном бою 31 мая 1944 года закрыл своим штурмовиком поврежденный самолет командира полка от огня вражеского истребителя, спас командира от верной гибели.

За два года на войне совершил 156 боевых вылетов на штурмовку войск противника, уничтожил 12 танков, 37 автомашин, 7 орудий и 5 железнодорожных эшелонов врага. На речных и озерных коммуникациях потопил 4 баржи и 3 катера противника. В воздушных боях сбил 2 самолета врага лично. Уничтожено и рассеяно до 800 солдат и офицеров противника. Трижды был ранен в боях, но каждый раз возвращался в строй.

Командованием полка представлялся к присвоению звания «Герой Советского Союза», но представление по какой-то причине не было реализовано.

После окончания войны продолжил службу в ВВС СССР. В 1952 году окончил Военно-воздушную академию. Много лет трудился на преподавательской работе в Военно-Воздушной академии и в Московском авиационном технологическом институте.

В 1972 году уволен в запас в звании полковника. Долгое время работал военруком в одной из московских школ.

Указом президента Российской Федерации № 400 от 28 февраля 1994 года за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов полковнику авиации в отставке Зенину Александру Ивановичу было присвоено звание Героя Российской Федерации.

Умер 16 апреля 1999 года. Похоронен на Востряковском кладбище Москвы.

 

Подводник Лев Столяров

28 февраля 1992 года скончался контр-адмирал, подводник, Герой Советского Союза Лев Николаевич Столяров.

Подводник Лев Столяров

28 февраля 1992 года скончался контр-адмирал, подводник, Герой Советского Союза Лев Николаевич Столяров.

Он родился 2 января 1930 г. в Калужской области в семье рабочего. После школы работал слесарем-ремонтником на железнодорожной станции Калуга. В 1953 г. он окончил Тихоокеанское высшее военно-морское училище, служил на Северном и Тихоокеанском флотах. Столяров командовал атомной подводной лодкой К-133 Северного флота. Экипаж атомохода участвовал в знаменитом групповом кругосветном плавании, проложившем путь атомным подводным лодкам Военно-Морского Флота СССР из Атлантики в Тихий океан через пролив Дрейка. За успешное выполнение заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм капитану 2 ранга Л.Н.Столярову в 1966 г. присвоено звание Герой Советского Союза. В 1970 г. Лев Николаевич окончил командный факультет Военно-морской академии. В 1979-1990 гг. Столяров был начальником Ленинградского Нахимовского военно-морского училища. Он был награжден орденами Ленина, Красной Звезды, медалями. Скончался в Санкт-Петербурге.

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии