RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Командир спецназа «Тайфун»
9 апреля 2018 г.

Командир спецназа «Тайфун»

9 апреля – день рождения Махотина Алексея Николаевича, полковника внутренней службы, Героя России
Сталинский рывок в космос
1 марта 2014 г.

Сталинский рывок в космос

102 года назад родился один из создателей космической техники Борис Евсеевич Черток, который долгие годы был заместителем легендарного Сергея Павловича Королева.
Не предавший себя и Украину
29 августа 2016 г.

Не предавший себя и Украину

27 августа – 75 лет со дня рождения Б.С.Ступки
Разведчик-нелегал Юрий Дроздов
21 июня 2017 г.

Разведчик-нелегал Юрий Дроздов

21 июня 2017 года на 92 году жизни скончался экс-глава внешней разведки КГБ СССР
Белоруссия: ВПЕРЕД – В СВЕТЛОЕ ВЧЕРА!
11 октября 2013 г.

Белоруссия: ВПЕРЕД – В СВЕТЛОЕ ВЧЕРА!

11 октября 2013 года состоялась традиционная встреча президента Беларуси Александра Лукашенко с журналистами российских региональных СМИ.
Главная » Герои нашего времени » Юрий Гагарин жив!

Юрий Гагарин жив!

27 марта 1968 года мир потерял первого космонавта Земли.

Эта трагедия до сих пор окутана тайной. Рассказывает член комиссии по расследованию причин злосчастной авиакатастрофы Арсений Миронов.
Юрий  Гагарин жив!

В газетах скупо сообщалось: «погиб при выполнении тренировочного полета». Обломки МиГ-15, на котором в последний раз вылетели Юрий Гагарин и командир полка Владимир Серегин, обнаружили под Киржачем близ аэродорома Чкаловский.
Расследованием причин катастрофы учебно-тренировочного истребителя, занялась специальная правительственная комиссия. Был собран колоссальный фактический материал: 29 томов дела содержали подробнейшую информацию о том злополучном полете – состояние техники «до» и «после», анализ ее работоспособности, карты с погодой, радиопереговоры экипажа с землей и так далее. Почти полностью, вплоть до мельчайших частичек, был найден корпус разбившегося самолета. Глубина и тщательность расследования не имели аналогов в мировой практике. Однако спустя полгода после начала работы (рекордный срок для установления причин авиакатастрофы) волевым решением из Кремля «дело» о гибели Юрия Гагарина и Владимира Серегина было закрыто. Гибель Гагарина стала одной из самых больших загадок минувшего века.
Отсутствие официальной версии породило огромное количество слухов и предположений. Уже после распада СССР то и дело возвращались к этой теме, публикуя материалы с новыми подробностями, порой самыми невероятными. Высказывались сумасбродные мнения о том, что Гагарин стал жертвой заговора КГБ, что самолет первого космонавта столкнулся с летающей тарелкой, что пилоты были пьяны и просто не справились с управлением.

Руководитель группы аэродинамики и динамики летной подкомиссии правительственной комиссии по расследованию причин гибели экипажа МиГ-15, доктор технических наук, профессор Арсений Миронов высказал свое компетентное мнение о том, как и почему погиб первый космонавт.
В 1968 году Арсений Дмитриевич был начальником научно-исследовательского отделения Летно-исследовательского института им. Громова и занимался испытанием и исследованием самолетов и вертолетов. Уже в день катастрофы, 27 марта, он получил указание от начальства отправляться в Чкаловский, чтобы принять участие в расследовании.
- Я не удивился, что меня включили в состав комиссии, так как к тому моменту я в подобных делах уже участвовал. Более того, я получил должность внутри летной подкомиссии, руководил группой, которая занималась оценкой состояния самолета, погодой, радиосвязью, расчетом траектории. На следующий же день я был на месте аварии. С первого взгляда стало ясно, что самолет падал не в штопоре, а с достаточно большой поступательной скоростью. По обломкам верхушек деревьев, я прикинул угол пикирования - где-то градусов 60 (эта цифра оказалась близкой к реальной). Потом команда специалистов собирала останки самолета, в основном крупные. А когда сошел снег, рота солдат просеивала грунт в поисках самых мелких деталей. Особенно долго собирали фонарь кабины, который рассыпался при ударе о землю. Одной из первых была версия о том, что фонарь начался разрушаться уже в воздухе, и это якобы стало причиной трагедии. Нашли 90 процентов поверхности фонаря, и выяснилось, что он к моменту удара был цел. Все обломки свезли в институт эксплуатации и ремонта авиационной техники ВВС в Люберцах. Там в специальном ангаре на полу по детально был выложен контур самолета.
- В каком режиме работала комиссия? Чем приходилось заниматься?
- Большинство заседаний проходило в Чкаловском. В начале мы собирались каждый день, затем по мере поступления новой информации. Дело в том, что у нас почти не имелось исходных данных. По остаткам приборов можно было установить параметры полета только в момент удара самолета о землю. Были проведены расчеты возможных траекторий самолета с момента последней радиопередачи Гагарина. Эти расчеты показали, что условиям удовлетворяет только такая последовательность событий: сваливание самолета на высоте 4200 метров в штопор до высоты 600 метров, вывод из штопора, а затем из снижения, и из-за недостатка высоты, удар о землю.
- А почему экипаж попал в штопор?
- Причины этого так и не были установлены. Как и причины досрочного прекращения задания и решения возвращаться. Это было в 10.30, спустя всего чуть больше десяти минут после взлета. К тому моменту Гагарин выполнил только два задания из десяти. Думаю, что из-за плохой видимости именно Серегин принял решение возвращаться на базу. При энергичном развороте в направлении на аэродром произошло сваливание самолета с переходом в штопор в облаках. Вывод самолета из штопора был начат после восстановления видимости земли при выходе из нижней кромки облачности на высоте 600 метров. Экипаж попытался вывести самолет из снижения, но им не хватило высоты. Однако с этим мнением были согласны далеко не все.
- До сих пор многие специалисты отстаивают версию о столкновении самолета Гагарина с метеорологическим зондом, или о попадании машины в след истребителя…
- Искали еще и птицу, которая могла попасть в двигатель. Однако на останках МиГа не обнаружено ее следов, равно как признаков метеозонда. И мне пришлось активно участвовать в обсуждении, когда была выдвинута версия о приближении к МиГу самолета КБ «Сухой». Он тогда летел на очень большой высоте - 11 с половиной тысяч метров. Некоторые специалисты предположили, что летчик снизился специально (хотя у него было задание, при котором нельзя снижаться), а его аэродинамический след или звуковой удар воздействовал на самолет Гагарина и тем самым вызвал катастрофу. В подтверждение этого приводили даже свидетельские показания местных жителей, которые якобы видели незадолго до аварии в небе именно этот истребитель. Но разве может человек далекий от авиации на высоте 3-4-х тысяч метров отличить один самолет от другого? Мы провели эксперимент: пустили МиГ-25 над Ту-124 на расстоянии 50-ти метров. И он спокойно прошел. Я потом спросил летчика: «Ну, как?» «Так, слабенькая болтанка ощущается и все», - ответил он. Поэтому я считаю, что версия это глупая и ничем не обоснованная. Но ее продолжают упорно до сих пор придерживаться некоторые космонавты.
- Почему?
- Решающую роль в расследовании причин катастрофы играла личность Гагарина. У космонавтов, которые тоже участвовали в расследовании, были свои задачи. И, прежде всего, они хотели защитить обоих летчиков. Ведь Серегин - командир полка, а Гагарин – первый космонавт. Да и с самого начала среди участников комиссии чувствовалось некое противостояние. Одни специалисты, которые занимались анализом состояния самолета, доказали, что машина была исправна - управление работало, в воздухе повреждений не было. Другие старались защитить летчиков и настаивали на том, что те были полностью подготовлены, тренированы, находились в добром здравии и так далее. Состыковать одно с другим и получить общее мнение при таком противодействии так и не удавалось.
- На чьей стороне были вы?
- Моя точка зрения была с самого начала такова. К Гагарину никаких претензий предъявлять нельзя, поскольку он ученик, проверяемый инструктором. А в отношении Серегина, командира полка, этого сказать нельзя. В тот день на земле и воздухе было допущено по меньшей мере 9 нарушений инструкции по безопасности полетов. Экипаж не дождался разведчика погоды. Тем самым, была сорвана плановая таблица полетов. В соседние зоны были допущена сразу 4 самолета. Одновременно с Гагариным в небе были два МиГа – 21, Ан – 24 и разведчик погоды. Радиолокатор не работал. Фотографирование местоположения не работало. Бортовой самописец был не заправлен. В кабине не было наддува.
- Разве из-за этого могла произойти авария?
- Ни одно из нарушений само по себе не могло спровоцировать катастрофу, однако их комбинация свидетельствует о низкой дисциплине в полку. Ведь «в авиации мелочей не бывает», и все это отразилось на безопасности полетов, а в тот день привело к катастрофе. К тому же Серегин не был тренирован на вывод самолета из штопора. Он вообще, как мне кажется, был не на своем месте. Его биографию неправильно оценили, когда назначили командиром полка. Ведь звание Героя Советского Союза он получил на войне. Тогда он летал на низковысотном Ил-2. А потом уже освоил МиГ 15 и 17. Но на больших углах атаки и в штопоре он не летал. В первые же дни после трагедии я попросил дать мне летные книжки, где записан каждый полет. Неделю не давали. Наверно, понимали, что эти записи не лучшим образом характеризуют командира полка. Поэтому правили.
- Почему же все-таки расследование было прекращено?
- Думаю, что, оценив ситуацию, руководящая верхушка, может быть даже генеральный секретарь, пришли к выводу, что заставить какую-то группу пойти на уступки невозможно. Вдобавок космонавты, чей авторитет был в то время очень высок, написали письмо в ЦК, где высказывали мысль о том, что нельзя порочить имя Гагарина.
- Вы читали это письмо?
-
Нам всем, кто занимался расследованием, зачитали его вслух. Это было в большом актовом зале НИЭРАТ в Люберцах. В письме по пунктам критически оценивалась деятельность комиссии. Говорилось, что неправильная работа привела к тому, что большинство членов склоняются к тому, что в главной причиной аварии являются действия экипажа. Но разве можно порочить имя двух Героев Советского Союза, особенно Гагарина? Поэтому космонавты призывали привлечь к расследованию более квалифицированных специалистов. Возможно, ожидая, что другие согласились бы на компромисс.
- Согласились бы закрыть глаза на то, что творилось в полку?
- Конечно. Ведь очень долго искали именно внешнюю причину катастрофы – птицу в двигателе, или метеозонд. Но этого не было. А все остальное в руках людей, кто организует полеты. Хоть мы и старались не обострять, оценка Серегина была негативная. Экипаж действительно не был подготовлен. Но это никого не устраивало. Никому не хотелось говорить, что в полку, особом, специальном, которым командовал Герой Советского Союза Владимир Серегин, были такие нарушения. И руководство смотрело на это сквозь пальцы.
- После этого комиссию распустили?
- Я сразу понял, что тогда была последняя встреча комиссии. И действительно расследование быстро сошло на нет. В конце концов, политика преобладала над техникой и из-за этого дело прекратили. Останки самолета запечатали в контейнер, и они до сих пор в подвале этого института и стоят.
- Но сейчас можно закончить расследование?
- Расследовать больше нечего. То, что мы знаем, этого достаточно для того, чтобы сделать окончательные выводы. Уже невозможно найти какого-либо нового факта или события. Просто нужна новая объективная оценка собранного материала.

P.S. Есть еще одна версия трагедии - мистическая. В соответствии с ней: Юрий Гагарин жив! Просто его "забрали" в другое измерение. Пожалуй, эта версия наиболее бесспорна: если под "другим измерением" понимать память народную, то первый космонавт Земли действительно жив. И останется вечно живым в истории человечества.

Светлана ТУЧКОВА
27 марта 2016 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
11 июля
суббота
2020

В этот день:

Представление Михаила Лермонтова к ордену

11 июля 1840 года произошло сражение на реке Валерик между чеченцами и отрядами генерала Галафеева, в котором участвовал великий русский поэт М, Ю. Лермонтов. За отвагу он был представлен к ордену Владимира IV степени.

Представление Михаила Лермонтова к ордену

11 июля 1840 года произошло сражение на реке Валерик между чеченцами и отрядами генерала Галафеева, в котором участвовал великий русский поэт М, Ю. Лермонтов. За отвагу он был представлен к ордену Владимира IV степени.

Как известно, Лермонтов был сослан на Кавказ за «непозволительные» стихи и в 1840 году стал поручиком Тенгинского пехотного полка. В двух походах - в Малую и Большую Чечню - Лермонтов обратил на себя внимание начальника отряда "расторопностью, верностью взгляда, пылким мужеством" и был представлен к ордену. Но император Николай I отменил награждение. Зато появилось стихотворение «Валерик», в котором описано то сражение:
И два часа в струях потока

Бой длился. Резались жестоко,

Как звери, молча, с грудью грудь,

Ручей телами запрудили.

Хотел воды я зачерпнуть...

(И зной и битва утомили

Меня), но мутная волна

Была тепла, была красна.

Самый засекреченный разведчик Рудольф Абель

11 июля 1903 года родился Рудольф Иванович АБЕЛЬ (умер 15.11.1971), легендарный советский разведчик-нелегал.

Самый засекреченный разведчик Рудольф Абель

11 июля 1903 года родился Рудольф Иванович АБЕЛЬ (умер 15.11.1971), легендарный советский разведчик-нелегал.

 Вся его деятельность настолько засекречена до сих пор, что только недавно стало известно, что на самом деле это не Абель, а Фишер, что он из российских немцев. Разведчиком стал еще до Великой Отечественной войны.
 В США проработал 10 лет после войны, был арестован, но
о созданных им на континенте агентурных сетях до сих пор строятся только догадки, так как предатель-радист знал лишь «Марка» (псевдоним Абеля-Фишера) и никого больше арестовать не удалось. Под чужим менем он был приговорен к 30 годам тюрьмы, в 1962 году обменен на летчика-шпиона Пауэрса. Под чужим именем он стал известен всему Советскому Союзу после выхода кинофильма «Мертвый сезон».

Княгиня Вера Оболенская (Макарова)

11 июля 1911 года родилась княгиня Вера Аполлоновна Оболенская (Макарова), генеральный секретарь подпольной организации Французского Сопротивления в годы Второй мировой войны. Казнена фашистами в 1944 году на гильотине. Кавалер французского ордена Почетного легиона и советского ордена Отечественной войны 1 степени (посмертно).

Княгиня Вера Оболенская (Макарова)

11 июля 1911 года родилась княгиня Вера Аполлоновна Оболенская (Макарова), генеральный секретарь подпольной организации Французского Сопротивления в годы Второй мировой войны. Казнена фашистами в 1944 году на гильотине. Кавалер французского ордена Почетного легиона и советского ордена Отечественной войны 1 степени (посмертно).

Всего, по некоторым данным, установлены имена 238 русских, погибших за годы Второй мировой войны в рядах Сопротивления Франции. На самом деле их, конечно, было больше. Участие русских в движении Сопротивления носило разнообразный характер. Дочь композитора Скрябина Ариадна, муж которой поэт Довид Кнут, примкнула к еврейской организации Сопротивления и занималась спасением еврейских детей. Она была арестована при попытке провести детей через границу и погибла в 1944 году. Молодая русская женщина Дина Верни была близка к французскому скульптору Майолю. Включившись в Сопротивление, однажды она спрятала в его студии целую группу иностранных антифашистов, которых сама же потом провела горными тропами через границу в Испанию. Широко известным стало имя «барда свободы» Анны Марли. Дочь русских эмигрантов, Анна Бетулинская (псевдоним – Анна Марли) выросла на юге Франции. В 19 лет стала самым молодым членом Французского общества писателей и композиторов. Во время войны Марли жила в Англии и посвятила свое творчество борьбе за освобождение Франции. Аккомпанируя себе на гитаре, она ежедневно выступала с патриотическими песнями перед солдатами, моряками, летчиками и в передачах Би-Би-Си для оккупированной Франции. Одна из ее песен стала гимном движения Сопротивления.

«Рапид» на службе ПВО

11 июля 1934 года под Ленинградом проведены первые в мире испытания аппаратуры радиообнаружения самолетов «Рапид».

«Рапид» на службе ПВО

11 июля 1934 года под Ленинградом проведены первые в мире испытания аппаратуры радиообнаружения самолетов «Рапид».

Она послужила прототипом для разработки последующих станций радиообнаружения самолетов и наведения истребителей РУС-1 и РУС-2.

Заслуга в этом, в первую очередь, Павла Кондратьевича ОЩЕПКОВА, выдающегося советского инженера, определившего в 30-е гг. прошлого столетия впервые в мировой практике пути развития радиолокации и приступившего к созданию устройств для обнаружения летательных аппаратов.

Именно наша страна является родиной радиолокации. В СССР уже в 1934 году были построены и испытаны первые опытные образцы аппаратуры радиообнаружения "Рапид", тогда как в США первая сумма на развитие "радара" была отпущена только в 1935 году.

Более того, когда летом 1941 года фашисты попытались бомбить Берлин, они, благодаря нашим РУСам, потеряли столько самолетов, что отказались от подобных операций в дальнейшем. Премьер Англии Черчилль попросил Сталина поделиться документацией на чудо-локацию. Получил. Передал в США. А после войны сделал безапелляционное заявление о том, что именно англосаксы подарили миру радиолокацию - это величайшее военное изобретение за последние 50 лет. К сожалению, Сталин тоже совершал ошибки.

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии