RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

У РГК — день рождения!
1 апреля 2016 г.

У РГК — день рождения!

Нас поздравил наш лучший друг, собрат и соратник «Солдатский храм»
Разведчик-нелегал Юрий Дроздов
21 июня 2017 г.

Разведчик-нелегал Юрий Дроздов

21 июня 2017 года на 92 году жизни скончался экс-глава внешней разведки КГБ СССР
Долгожданный министр
21 мая 2015 г.

Долгожданный министр

21 мая 2015 года генералу армии Сергею Шойгу исполнилось 60 лет
Десантный генерал
9 января 2016 г.

Десантный генерал

9 января 1909 года родился Василий Филиппович Маргелов (ум. 1990), Герой Советского Союза, генерал армии, основатель Советских ВДВ
Кадровая «чистка» в Кремле
19 мая 2014 г.

Кадровая «чистка» в Кремле

Владимир Путин готовится к отражению атак Запада на российскую власть
Главная » Герои нашего времени » Юрий Гагарин жив!

Юрий Гагарин жив!

27 марта 1968 года мир потерял первого космонавта Земли.

Эта трагедия до сих пор окутана тайной. Рассказывает член комиссии по расследованию причин злосчастной авиакатастрофы Арсений Миронов.
Юрий  Гагарин жив!

В газетах скупо сообщалось: «погиб при выполнении тренировочного полета». Обломки МиГ-15, на котором в последний раз вылетели Юрий Гагарин и командир полка Владимир Серегин, обнаружили под Киржачем близ аэродорома Чкаловский.
Расследованием причин катастрофы учебно-тренировочного истребителя, занялась специальная правительственная комиссия. Был собран колоссальный фактический материал: 29 томов дела содержали подробнейшую информацию о том злополучном полете – состояние техники «до» и «после», анализ ее работоспособности, карты с погодой, радиопереговоры экипажа с землей и так далее. Почти полностью, вплоть до мельчайших частичек, был найден корпус разбившегося самолета. Глубина и тщательность расследования не имели аналогов в мировой практике. Однако спустя полгода после начала работы (рекордный срок для установления причин авиакатастрофы) волевым решением из Кремля «дело» о гибели Юрия Гагарина и Владимира Серегина было закрыто. Гибель Гагарина стала одной из самых больших загадок минувшего века.
Отсутствие официальной версии породило огромное количество слухов и предположений. Уже после распада СССР то и дело возвращались к этой теме, публикуя материалы с новыми подробностями, порой самыми невероятными. Высказывались сумасбродные мнения о том, что Гагарин стал жертвой заговора КГБ, что самолет первого космонавта столкнулся с летающей тарелкой, что пилоты были пьяны и просто не справились с управлением.

Руководитель группы аэродинамики и динамики летной подкомиссии правительственной комиссии по расследованию причин гибели экипажа МиГ-15, доктор технических наук, профессор Арсений Миронов высказал свое компетентное мнение о том, как и почему погиб первый космонавт.
В 1968 году Арсений Дмитриевич был начальником научно-исследовательского отделения Летно-исследовательского института им. Громова и занимался испытанием и исследованием самолетов и вертолетов. Уже в день катастрофы, 27 марта, он получил указание от начальства отправляться в Чкаловский, чтобы принять участие в расследовании.
- Я не удивился, что меня включили в состав комиссии, так как к тому моменту я в подобных делах уже участвовал. Более того, я получил должность внутри летной подкомиссии, руководил группой, которая занималась оценкой состояния самолета, погодой, радиосвязью, расчетом траектории. На следующий же день я был на месте аварии. С первого взгляда стало ясно, что самолет падал не в штопоре, а с достаточно большой поступательной скоростью. По обломкам верхушек деревьев, я прикинул угол пикирования - где-то градусов 60 (эта цифра оказалась близкой к реальной). Потом команда специалистов собирала останки самолета, в основном крупные. А когда сошел снег, рота солдат просеивала грунт в поисках самых мелких деталей. Особенно долго собирали фонарь кабины, который рассыпался при ударе о землю. Одной из первых была версия о том, что фонарь начался разрушаться уже в воздухе, и это якобы стало причиной трагедии. Нашли 90 процентов поверхности фонаря, и выяснилось, что он к моменту удара был цел. Все обломки свезли в институт эксплуатации и ремонта авиационной техники ВВС в Люберцах. Там в специальном ангаре на полу по детально был выложен контур самолета.
- В каком режиме работала комиссия? Чем приходилось заниматься?
- Большинство заседаний проходило в Чкаловском. В начале мы собирались каждый день, затем по мере поступления новой информации. Дело в том, что у нас почти не имелось исходных данных. По остаткам приборов можно было установить параметры полета только в момент удара самолета о землю. Были проведены расчеты возможных траекторий самолета с момента последней радиопередачи Гагарина. Эти расчеты показали, что условиям удовлетворяет только такая последовательность событий: сваливание самолета на высоте 4200 метров в штопор до высоты 600 метров, вывод из штопора, а затем из снижения, и из-за недостатка высоты, удар о землю.
- А почему экипаж попал в штопор?
- Причины этого так и не были установлены. Как и причины досрочного прекращения задания и решения возвращаться. Это было в 10.30, спустя всего чуть больше десяти минут после взлета. К тому моменту Гагарин выполнил только два задания из десяти. Думаю, что из-за плохой видимости именно Серегин принял решение возвращаться на базу. При энергичном развороте в направлении на аэродром произошло сваливание самолета с переходом в штопор в облаках. Вывод самолета из штопора был начат после восстановления видимости земли при выходе из нижней кромки облачности на высоте 600 метров. Экипаж попытался вывести самолет из снижения, но им не хватило высоты. Однако с этим мнением были согласны далеко не все.
- До сих пор многие специалисты отстаивают версию о столкновении самолета Гагарина с метеорологическим зондом, или о попадании машины в след истребителя…
- Искали еще и птицу, которая могла попасть в двигатель. Однако на останках МиГа не обнаружено ее следов, равно как признаков метеозонда. И мне пришлось активно участвовать в обсуждении, когда была выдвинута версия о приближении к МиГу самолета КБ «Сухой». Он тогда летел на очень большой высоте - 11 с половиной тысяч метров. Некоторые специалисты предположили, что летчик снизился специально (хотя у него было задание, при котором нельзя снижаться), а его аэродинамический след или звуковой удар воздействовал на самолет Гагарина и тем самым вызвал катастрофу. В подтверждение этого приводили даже свидетельские показания местных жителей, которые якобы видели незадолго до аварии в небе именно этот истребитель. Но разве может человек далекий от авиации на высоте 3-4-х тысяч метров отличить один самолет от другого? Мы провели эксперимент: пустили МиГ-25 над Ту-124 на расстоянии 50-ти метров. И он спокойно прошел. Я потом спросил летчика: «Ну, как?» «Так, слабенькая болтанка ощущается и все», - ответил он. Поэтому я считаю, что версия это глупая и ничем не обоснованная. Но ее продолжают упорно до сих пор придерживаться некоторые космонавты.
- Почему?
- Решающую роль в расследовании причин катастрофы играла личность Гагарина. У космонавтов, которые тоже участвовали в расследовании, были свои задачи. И, прежде всего, они хотели защитить обоих летчиков. Ведь Серегин - командир полка, а Гагарин – первый космонавт. Да и с самого начала среди участников комиссии чувствовалось некое противостояние. Одни специалисты, которые занимались анализом состояния самолета, доказали, что машина была исправна - управление работало, в воздухе повреждений не было. Другие старались защитить летчиков и настаивали на том, что те были полностью подготовлены, тренированы, находились в добром здравии и так далее. Состыковать одно с другим и получить общее мнение при таком противодействии так и не удавалось.
- На чьей стороне были вы?
- Моя точка зрения была с самого начала такова. К Гагарину никаких претензий предъявлять нельзя, поскольку он ученик, проверяемый инструктором. А в отношении Серегина, командира полка, этого сказать нельзя. В тот день на земле и воздухе было допущено по меньшей мере 9 нарушений инструкции по безопасности полетов. Экипаж не дождался разведчика погоды. Тем самым, была сорвана плановая таблица полетов. В соседние зоны были допущена сразу 4 самолета. Одновременно с Гагариным в небе были два МиГа – 21, Ан – 24 и разведчик погоды. Радиолокатор не работал. Фотографирование местоположения не работало. Бортовой самописец был не заправлен. В кабине не было наддува.
- Разве из-за этого могла произойти авария?
- Ни одно из нарушений само по себе не могло спровоцировать катастрофу, однако их комбинация свидетельствует о низкой дисциплине в полку. Ведь «в авиации мелочей не бывает», и все это отразилось на безопасности полетов, а в тот день привело к катастрофе. К тому же Серегин не был тренирован на вывод самолета из штопора. Он вообще, как мне кажется, был не на своем месте. Его биографию неправильно оценили, когда назначили командиром полка. Ведь звание Героя Советского Союза он получил на войне. Тогда он летал на низковысотном Ил-2. А потом уже освоил МиГ 15 и 17. Но на больших углах атаки и в штопоре он не летал. В первые же дни после трагедии я попросил дать мне летные книжки, где записан каждый полет. Неделю не давали. Наверно, понимали, что эти записи не лучшим образом характеризуют командира полка. Поэтому правили.
- Почему же все-таки расследование было прекращено?
- Думаю, что, оценив ситуацию, руководящая верхушка, может быть даже генеральный секретарь, пришли к выводу, что заставить какую-то группу пойти на уступки невозможно. Вдобавок космонавты, чей авторитет был в то время очень высок, написали письмо в ЦК, где высказывали мысль о том, что нельзя порочить имя Гагарина.
- Вы читали это письмо?
-
Нам всем, кто занимался расследованием, зачитали его вслух. Это было в большом актовом зале НИЭРАТ в Люберцах. В письме по пунктам критически оценивалась деятельность комиссии. Говорилось, что неправильная работа привела к тому, что большинство членов склоняются к тому, что в главной причиной аварии являются действия экипажа. Но разве можно порочить имя двух Героев Советского Союза, особенно Гагарина? Поэтому космонавты призывали привлечь к расследованию более квалифицированных специалистов. Возможно, ожидая, что другие согласились бы на компромисс.
- Согласились бы закрыть глаза на то, что творилось в полку?
- Конечно. Ведь очень долго искали именно внешнюю причину катастрофы – птицу в двигателе, или метеозонд. Но этого не было. А все остальное в руках людей, кто организует полеты. Хоть мы и старались не обострять, оценка Серегина была негативная. Экипаж действительно не был подготовлен. Но это никого не устраивало. Никому не хотелось говорить, что в полку, особом, специальном, которым командовал Герой Советского Союза Владимир Серегин, были такие нарушения. И руководство смотрело на это сквозь пальцы.
- После этого комиссию распустили?
- Я сразу понял, что тогда была последняя встреча комиссии. И действительно расследование быстро сошло на нет. В конце концов, политика преобладала над техникой и из-за этого дело прекратили. Останки самолета запечатали в контейнер, и они до сих пор в подвале этого института и стоят.
- Но сейчас можно закончить расследование?
- Расследовать больше нечего. То, что мы знаем, этого достаточно для того, чтобы сделать окончательные выводы. Уже невозможно найти какого-либо нового факта или события. Просто нужна новая объективная оценка собранного материала.

P.S. Есть еще одна версия трагедии - мистическая. В соответствии с ней: Юрий Гагарин жив! Просто его "забрали" в другое измерение. Пожалуй, эта версия наиболее бесспорна: если под "другим измерением" понимать память народную, то первый космонавт Земли действительно жив. И останется вечно живым в истории человечества.

Светлана ТУЧКОВА
27 марта 2016 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
20 июня
среда
2018

В этот день:

Две победы русского оружия

20 июня 1774 года во время русско-турецкой войны 1768—74 гг. у болгарского селения Козлуджа 14-тысячный корпус под командованием А. В. СУВОРОВА разбил турок под командованием АБДУЛ-РЕЗАКА (около 40 тысяч человек).

Две победы русского оружия

20 июня 1774 года во время русско-турецкой войны 1768—74 гг. у болгарского селения Козлуджа 14-тысячный корпус под командованием А. В. СУВОРОВА разбил турок под командованием АБДУЛ-РЕЗАКА (около 40 тысяч человек).

В этот же день на правом фланге русских войск отряд И. П. САЛТЫКОВА разбил 15-тысячный турецкий отряд у Туртукая. В итоге в июле был подписан Кючук-Кайнарджийский мирный договор, выгодный для России.

Князь Александр Чернышёв

20 июня 1857 года скончался Александр Иванович ЧЕРНЫШЁВ, выдающийся русский разведчик. .

Князь Александр Чернышёв

20 июня 1857 года скончался Александр Иванович ЧЕРНЫШЁВ, выдающийся русский разведчик. .

Во времена Наполеона был направлен в Париж с особой миссией. В то время по идее военного министра Михаила Богдановича БАРКЛАЯ де ТОЛЛИ был создана Особенная канцелярия — специальный орган русской внешней разведки. В столицы европейских государств были посланы первые семь ее сотрудников с целью добывания секретных сведений о планах НАОЛЕОНА и нейтрализации действий его агентуры. Чернышеву достался Париж. Он близко познакомился с сестрами Наполеона, благодаря им, вошел в окружение императора и даже получил от него орден Почетного легиона. Между тем, Чернышёв создал агентурную сеть и довел её работу до такого уровня, что нередко копии готовившихся для Наполеона документов раньше оказывались в руках нашего резидента, чем оригиналы поступали к императору. К началу кампании1812 года российская разведка не только выведала планы Наполеона, но и ввела его в заблуждение по поводу перспектив деятельности русских войск.

Впоследствии, став военным министром, Чернышев продолжал совершенствовать работу внешней разведки. Последняя должность князя-разведчика - председатель Государственного совета. На этом посту он и скончался.

 

Межпланетное общество

20 июня 1924 года в Москве было создано Общество межпланетных сообщений.

Межпланетное общество

20 июня 1924 года в Москве было создано Общество межпланетных сообщений.

В него вошло более 120 человек: мужчин — 104, женщин — 17. Общество имело секции: научно-исследовательская (реактивная) в составе А. Ф. Цандера, М. Г. Лейтейзена и М. А. Резунова, научно-популярная (в обязанность ее членов входила организация докладов и лекций на предприятиях, в учреждениях, учебных заведениях и т. д. — М. Г. Серебренников и Г. М. Крамаров) и литературная ( издание журнала Общества и разработка сценария кинофильма о межпланетных полетах — В. П. Каперский и В. И. Чернов).

Погиб, освобождая заложников

20 июня 1994 года после получения тяжелых ранений при освобождении заложников, скончался Александр Алексеевич Сергеев.

Погиб, освобождая заложников

20 июня 1994 года после получения тяжелых ранений при освобождении заложников, скончался Александр Алексеевич Сергеев.

Командир отряда специального назначения Управления исполнения наказаний УВД Пензенской области, майор внутренней службы, он родился 28 марта 1955 года в Пензе. Русский. Учился в школе № 23 города Пензы. В 1982 году окончил Пензенский политехнический институт.

На службе в органах внутренних дел с сентября 1982 года по направлению трудового коллектива Пензенского производственного объединения «Эра». В течение шести лет работал инструктором УВД по воспитательной работе, в августе 1988 года был выдвинут в аппарат управления исправительно-трудовых учреждений.

В июле 1991 года назначен командиром вновь созданного отряда специального назначения Управления исполнения наказаний УВД Пензенской области. Сослуживцами характеризовался как человек, фанатично относившийся к долгу.

17 июня 1994 года при освобождении заложников получил тяжелые ранения. Через три дня скончался в госпитале.

Указом Президента Российской Федерации от 25 ноября 1994 года № 2118 за проявленные мужество и героизм майору внутренней службы Сергееву Александру Алексеевичу присвоено звание Героя Российской Федерации посмертно.

Похоронен на Ново-Западном кладбище в Пензе. На могиле открыт памятник. В 1998 году школе № 23 города Пензы присвоено имя Героя и открыт музей. В 2001 году в учебном центре уголовно-исполнительной системы на базе исправительной колонии № 5 открыт бюст.

Бегство англо-французов

20 июня 1855 года Российский флот впервые успешно применил минные заграждения в бою.

Бегство англо-французов

20 июня 1855 года Российский флот впервые успешно применил минные заграждения в бою.

Это произошло во время Крымской войны, но на Балтике. Европейские агрессоры решили одновременно с нападением на Севастополь атаковать и Кронштадт.

В начале июня (нов. ст.) 1855 года англо-французский флот в количестве 101 вымпела вошел в Финский залив. Но на подходах к рейду крепости было уже выставлено более 200 гальванических и ударных мин конструкции академика Б.С. Якоби. Минные заграждения были выставлены на подходе и к другим русским портам и крепостям. Кроме мин Б.С. Якоби использовались мины системы штабс-капитана В.Г. Сергеева, капитанов Н.П. Патрика и Д.К. Зацепина.
20 июня 1855 года английский пароходофрегат “Мерлин”, на котором находились французский контр-адмирал Пено и английский контр-адмирал Дандас, в сопровождении еще нескольких пароходов, проводя рекогносцировку Северного фарватера, приблизился к русскому берегу. Внезапно в носовой части фрегата раздался глухой взрыв. Очевидец так описывал это событие: “Наш корабль накренился на бок и как бы готовился опрокинуться в раскрывшуюся перед ним бездну... Через несколько мгновений послышался второй взрыв, и почувствовалось сотрясение сильнее первого. Часть команды бросилась на палубу, и в течение некоторого времени продолжалась суматоха; бок судна получил течь, бимсы и пояса сломаны, палуба побита, и все мачты сломаны, и корабль спасся только как бы чудом”. Находившийся поблизости фрегат “Файрфлай” испытал такой же “сильный толчок”, получил повреждения, но остался на плаву. Вскоре последовали взрывы еще под двумя пароходами. Заряд мин был не велик, всего 7-8 кг пороха, поэтому подорвавшиеся корабли остались на плаву, но требовали ремонта в доке. Русские мины произвели огромное моральное действие на моряков англо-французского флота. Противник пришел к выводу о невозможности ведения боевых действий в водах Балтики и отказался от захвата Кронштадта и Санкт-Петербурга.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии