RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

МАКС-2013
27 августа 2013 г.

МАКС-2013

27 августа открылся очередной Международный авиакосмический салон в Жуковском
Суд над защитниками СССР
14 апреля 2018 г.

Суд над защитниками СССР

14 апреля 1993 года начался процесс по «делу ГКЧП» (репортаж 23-летней давности).
Поле битвы - космос
27 мая 2013 г.

Поле битвы - космос

Генерал армии Сергей Шойгу с Генштабом начали внезапную проверку войск Воздушно-космической обороны
«Мёртвая рука» Путина
16 марта 2015 г.

«Мёртвая рука» Путина

16 марта 2014 года, по приказу верховного главнокомандующего, в России начались крупномасштабные учения, которые демонстрируют готовность отразить любую агрессию США
Молчание Путина
4 июня 2014 г.

Молчание Путина

Почему Россия не предпринимает решительных шагов по защите русских на Юго-Востоке Украины?
Главная » Герои нашего времени » Недопетая песня

Недопетая песня

Памяти Вячеслава Рощупкина (08.05.1976 – 20.03.2000), настоящего русского офицера

В свои 23 года он сделал так много для других, и так мало для себя!
Недопетая песня

 Последний раз мы видели Славика 8 марта 2000. В тот день нам, офицерским женам, повезло – всех наших мужей отпустили домой и мы очень хорошо провели праздничный вечер все вместе – четыре семьи офицеров-сапёров и несколько ребят-сослуживцев. Славик шутил, всех фотографировал, а сам отшучивался – не надо меня снимать, успеем еще! Славик вообще не любил излишнего внимания к своей персоне, хотя был заводилой в компании, и всегда первым – и в учебе, и в службе.
В то время мы, жены офицеров, проводили все вечера вместе – так легче было переносить тревогу за мужей. Все они были тогда в Чечне. Наш саперный батальон дислоцировался во Владикавказе, поэтому, когда началась «вторая чеченская», наши мужья одними из первых ушли «туда».
Когда вечером 16 марта раздался тревожный стук в дверь – мы, вчетвером, как обычно, были вместе. Жена Славика Лена тогда была на восьмом месяце беременности.
Новости были неожиданные и страшные – Славик тяжело ранен.
Я никогда не забуду нескольких страшных дней – дней, когда Славка боролся за жизнь в госпитале Моздока, а мы – мы молились. Немедленно прилетели родители Вячеслава – Александр Васильевич и Татьяна Михайловна. И казалось – вместе мы преодолеем всё!
Славик всегда был первым. Родители вспоминают, что, не смотря на частую перемену школ, он учился очень хорошо. Вячеслав родился в семье офицера в городке Икорец Воронежской области 8 мая 1976 года. Потом были Заполярье, Москва и, наконец, Калининград. Везде Слава посещал различные кружки, участвовал во всевозможных соревнованиях, конкурсах. Закончив в 1993 году калининградскую школу №40, Слава легко поступил в Калининградское высшее инженерное ордена Ленина Краснознаменное училище инженерных войск им. А.А. Жданова. В 1995-1996 г.г. училище было реорганизовано в Нижегородское высшее военно-инженерное командное училище и передислоцировано в г. Кстово Нижегородской области.
Вячеслав и здесь был первым. Он был командиром отделения, а на парадах – линейным. Казалось, несколько лет спустя он обязательно станет генералом!
А каким Славка был товарищеми другом! Сейчас, спустя много лет, друзья со смехом вспоминают многие Славкины проделки и шутки. Всегда с улыбкой и песней на устах.
По окончании училища Вячеслав продолжил службу во Владимире, а затем – в Ростове Ярославском. Здесь, в Ростове, его ждала судьба – Елена, с которой он познакомился, стала верной женой и постоянной спутницей. Инженерные войска – это не только разминирование. Это еще и строительство, водообеспечение, наведение переправ, тушение пожаров…
И Вячеславу по долгу службы часто приходилось вылетать на тушение пожаров в Подмосковье. А медовый месяц молодой семье Рощупкиных пришлось провести в палатке! Такова судьба офицерской жены.
В 1999 году Вячеслав был переведен во Владикавказ. Когда он приехал в наш сапёрный батальон, мы удивились – признаться, редко встретишь офицера, который, обладая таким талантом, какой был у Славика, будет проходить службу в строю, а не в штабах. С ним была и Елена. В это время уже шла проклятая вторая чеченская. Отец Вячеслава, Александр Васильевич Рощупкин, вспоминает, что на вопрос – зачем Владикавказ, Чечня, Славик просто ответил: «Папа, ты же был в Афгане, а мне что, слабо?»
Первый во всем – и здесь Вячеслав проявил себя с самой лучшей стороны. Он одним из первых испытал новую на тот момент установку: «Змея Горыныча», - саперы знают, что это такое. Так же первым он был и в бою, в разведке, при проделывании минных проходов. Как поется в песне – « …в инженерных войсках – там особые люди, их судьба, как река верным руслом течет».
Бамут, Комсомольское, Аргун – эти названия кровью вписаны в историю второй чеченской. Среди погибших – выпускники НВВИКУ, инженеры-калининградцы. Еще в августе 1999 погиб Виталик Мариенко, Герой России (посмертно) из выпуска 1997 года. В декабре 1999 и в феврале 2000 – выпускники 1999 года, Виталий Барда и Алексей Маркелов.

Четвертым «из наших», инженеров, стал Славик Рощупкин. Март 2000 года был особенно тяжел…шли непрекращающиеся бои.
В тот день, 16 марта, необходимо было произвести зачистку местности у Комсомольского. Вячеслав шел старшим группы разминирования. Этот выход должен был стать последним в командировке – начинался долгожданный отпуск. Но…на пути группы встали растяжки, мины «с сюрпризами». Зачистка – такое простое слово. А в реальности - это работа под огнем противника, в любую погоду, ожидая в любой момент срабатывания этого самого «сюрприза». Вячеслав снял семь мин. А восьмая – восьмая оказалась именно такой, двойной миной, установленной на гранате Ф-1. У Славки было несколько секунд для принятия решения: укрыться – и тогда есть возможность остаться живым, но пострадают все вокруг, или – попытаться отбросить снятую гранату. А позади него шли совсем молодые ребята, группа разминирования. О чём в эту секунд думал Слава? Мы не узнаем. Успел ли он попрощаться с женой, с не рождённой еще дочкой, с мамой…Решение было единственно верным для такого человека, каким был Вячеслав – он попытался спасти всех, кто шел за ним. Граната разорвалась у него в руке. Собой он защитил всю группу.
Осколок в голове, оторванная рука и многочисленные ранения всего тела – но Вячеслав пел! Когда его несли к вертолёту, он пел «А нам всё равно, а нам всё равно…» Все невольно заражались его оптимизмом, все верили – он будет жить!
В это верили и мы, молясь и надеясь на чудо все три следующих дня. Врачи говорили: переживет 4 дня – поправится.
Но в ночь с 19 на 20 марта 2000 года Славки не стало.
Настоящий друг, всегда приходивший на помощь, светлый, добрый, отзывчивый, с песней на устах - он ушел. Он ушел – но осталась память о нем. Спустя два месяца, в мае, Лена родила дочь, Ярославу, которая как две капли воды похожа на Славу.
Лена с дочерью с тех пор живет и работает в Калининграде. А мы – мы все помним Славика. Помним его улыбку, такую светлую и открытую, что невольно улыбаешься в ответ. Помним и уважаем его подвиг. Вячеслав посмертно награжден Орденом Мужества. В свои 23 года он сделал так много для других, и так мало для себя!
Слава похоронен на кладбище города Калининграда, рядом с Алексеем Маркеловым. Недалеко и могилы Виталия Мариенко и Виталия Барды. Судьба и здесь их соединила, как соединила общей бедой тогда, 16 лет назад, в Чечне.
Сегодня на кладбище собралось много друзей Вячеслава, его родные, жена, дочь. Мы вспомнили, поплакали и улыбнулись - невозможно вспоминать его без улыбки. И в этот момент над тихим кладбищем раздался журавлиный крик. Пролетела журавлиная стая, а один журавль все кружил и кружил над нами…
В память о Вячеславе в лицее № 40 города Калининграда открыта мемориальная доска (https://vk.com/wall10022051). Его имя поминается в ряду других у Солдатского креста (https://vk.com/video?section=all&z=video-98877741..)
Вечная память тебе, Слава!

«На войне, бывает, убивают», -
Так порой банально говорят.
Но меня вот боль не покидает
За прекрасных молодых ребят.

Четыре лейтенанта-земляка,
Выходцы из школ калининградских,
Прославив инженерные войска,
Свой приют нашли в могилах братских.

Они – питомцы и выпускники
Нашего училища родного,
Мне по духу дороги, близки,
Так же, как Борисово и Кстово.

Им бы жить да Родине служить
Верой, правдой и по-боевому,
Им любить бы да детей растить,
Но судьба решила по-иному.

Не покинув свое место боя,
Долг военный выполняя свято,
Они пали с честью, как герои,
На войне, нелепой и проклятой.

Молодые, славные ребята,
Вы из жизни рано так ушли,
Я не знаю, кто в том виноватый,
Вы же совершили, что могли.

Я хочу, чтоб в памяти всегда

Жили имена ваши и дело…
Рощупкин, Мариенко и Барда,
А четвертым в списке был Маркелов.

Что ж, пока не кончится война,
Будут слезы горя и печали.
Мы же будем помнить имена –
Тех, кто за Россию жизнь отдали!

©Анатолий Селиванов.

 

Светлана Ляхова, «Солдатский храм» (https://vk.com/ruvoin)

.
20 марта 2016 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
20 января
среда
2021

В этот день:

Маршал авиации Агальцев

20 января 1900 года родился Филипп Александрович Агальцев (ум. 29 июня 1980), Герой Советского Союза, маршал авиации, заместитель Главкома ВВС, бригадный генерал польской армии.

Маршал авиации Агальцев

20 января 1900 года родился Филипп Александрович Агальцев (ум. 29 июня 1980), Герой Советского Союза, маршал авиации, заместитель Главкома ВВС, бригадный генерал польской армии.

Родился в селе Солдатское ныне Ефремовского района Тульской области в семье крестьянина. Русский. В Красной Армии с 1919 года. Участник Гражданской войны. Окончил Военно-политическую академию в 1932 году и курсы лётчиков при Качинской военной авиашколе. Участник национально-революционной войны испанского народа 1936—1939 годов (с мая 1937 по ноябрь 1938). С декабря 1938 года — член Военного совета ВВС РККА, дивизионный комиссар. В августе 1940-го года понижен в звании до полковника и назначен командиром 50-го ближнебомбардировочного авиационного полка в Прибалтийский Особый военный округ.

В Великую Отечественную войну участвовал в боевых действиях на Северо-Западном фронте. В августе 1941-го отозван с фронта. В 1941—1943 годах — начальник Тамбовской школы младших авиаспециалистов, с марта 1943 года — командир 292-й штурмовой авиационной дивизии, С 28 мая 1943го — генерал-майор авиации. С декабря 1944 года — командир 1-го польского смешанного авиационного корпуса. За умелое руководство войсками, личное мужество и отвагу, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, большой вклад в подготовку и повышение боевой готовности войск в послевоенный период и в связи с 60-летием Советской Армии и ВМФ 21 февраля 1978 года присвоено звание Героя Советского Союза.

С декабря 1945-го — командующий 4-м штурмовым авиационным корпусом. С 1 марта 1946-го — генерал-лейтенант авиации. С февраля 1947 года — командующий 16-й воздушной армией. С июня 1949 года — 1-й заместитель, с апреля 1953 — заместитель главкома ВВС. Генерал-полковник авиации (8.08.1955) С мая 1956 — генерал-инспектор ВВС, с февраля 1958 заместитель главкома ВВС по боевой подготовке. С 1962 года маршал авиации. В 1962—1969 годы — командующий дальней авиацией ВВС, с 1971 года — в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. Умер 29 июня 1980 года в Москве.

Освобождение Великого Новгорода

20 января 1944 года советские войска освободили от фашистских захватчиков Великий Новгород, водрузили Красное знамя на древней кремлевской стене. В Москве в честь освобождения Новгорода был дан салют. С освобождения Новгорода началась операция по окончательному снятию блокады Ленинграда.

Освобождение Великого Новгорода

20 января 1944 года советские войска освободили от фашистских захватчиков Великий Новгород, водрузили Красное знамя на древней кремлевской стене. В Москве в честь освобождения Новгорода был дан салют. С освобождения Новгорода началась операция по окончательному снятию блокады Ленинграда.

Операция по освобождению Новгорода от фашистов началась 14 января 1944 года. Она стала первым этапом стратегической операции из так называемых десяти «Сталинских ударов» 1944 года. Потери Волховского и Северо-Западного фронтов в результате обороны и освобождения Новгорода составили более 750 тысяч бойцов убитыми, умершими от ран и пропавшими без вести. За время оккупации Новгород был почти полностью разрушен. Некоторые уникальные достопримечательности города безвозвратно погибли. Разрушения были столь велики, что воспринимались как непоправимая утрата части национальной культуры. Постановлением от 1 ноября 1945 года Новгород был включён в число 15 древнейших городов, подлежащих первоочередному восстановлению. К настоящему времени новгородскими реставраторами исследовано, восстановлено или законсервировано более 200 памятников зодчества, составляющих богатейшее наследие региона. По решению ЮНЕСКО в 1992 году 37 памятников и ансамблей Великого Новгорода были включены в Список Всемирного культурного наследия. 29 октября 2008 года президент России подписал Указ о присвоении Великому Новгороду почетного звания «Город воинской славы».

 

 

 

История советского «Бизона»

20 января 1953 года осуществлён первый полёт стратегического межконтинентального реактивного бомбардировщика М-4 (103М) конструктора Владимир Мясищева. М-4 (по кодификации НАТО:

История советского «Бизона»

20 января 1953 года осуществлён первый полёт стратегического межконтинентального реактивного бомбардировщика М-4 (103М) конструктора Владимир Мясищева. М-4 (по кодификации НАТО:

Bison — «Бизон») создавался одновременно с Ту-95, отличаясь от него большей скоростью и бомбовой нагрузкой, но меньшим радиусом действия. Эту машину впервые поднял в воздух экипаж летчика-испытателя Ф. Ф. Опадчего (второй пилот А. Н. Грацианский, штурман А. И. Помазунов, радист И. И. Рыхлов, бортинженер Г. А. Нефедов, ведущие инженеры А. И. Никонов и И. Н. Квитко).

Из построенных серийно 32-х самолётов, три погибли вместе с экипажами, едва родившись. Одна катастрофа произошла при перегонке в строевую часть из-за попадания в грозу. Другая — во время приёмо-сдаточных испытаний из-за пожара, возникшего в результате разрушения ослабленного топливопровода, с которого в борьбе за уменьшение веса сняли «лишние» узлы крепления. Третья — случилась при облете самолёта заводским экипажем (командир — Илья Пронин, второй пилот — Валентин Коккинаки, младший брат знаменитых летчиков-испытателей) из-за аэродинамических особенностей М-4 при взлёте.

Технические характеристики:

Длина: 47,665 м (без штанги дозаправки)

Размах крыла: 50,526 м (по гондолам шасси)

Высота: 14,1 м

Площадь крыла: 326,35 м²

Масса пустого: 79 700 кг

Нормальная взлётная масса: 138 500 кг

Максимальная взлётная масса: 181 500 кг

Лётные характеристики

Максимальная скорость: 947 км/ч

Практическая дальность: 8 100 км

Практический потолок: 11 000 м

Длина разбега: 1 470 м

Длина пробега: 2 610 м

Вооружение

Стрелково-пушечное: 3 × 2×23 мм пушки АМ-23 в верхней, нижней и кормовой установках

Бомбовая нагрузка: нормальная: 5 000 кг, максимальная: 24 000 кг

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии