RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Гроза на «Лебедином озере»
11 июля 2017 г.

Гроза на «Лебедином озере»

Чайковский под открытым небом: гром, молнии, ливень и … полный аншлаг на небывалом спектакле в Липецкой области
Космическая Одиссея Анатолия Соловьева
16 января 2018 г.

Космическая Одиссея Анатолия Соловьева

16 января 2018 года — 70 лет, космическому долгожителю, пятикратному лётчику-космонавту СССР
О Путине, «пятой» колонне и угрозам России
20 июня 2013 г.

О Путине, «пятой» колонне и угрозам России

Александр Проханов представил свою новую книгу «Поступь русской победы»
Смерть фашистской гадине!
7 июля 2014 г.

Смерть фашистской гадине!

В Новороссии партизаны начали приводить в исполнение приговоры над наиболее кровожадными оккупантами
След Беличенко
8 декабря 2017 г.

След Беличенко

15 лет назад ушёл из жизни полковник Юрий Николаевич Беличенко
Главная » Герои нашего времени » ПРО системы «А»

ПРО системы «А»

55 лет назад 4 марта 1961 года впервые в мире советской противоракетой В-1000 была перехвачена баллистическая ракета Р-12, что стало началом создания стратегической противоракетной обороны.

Эта дата считается Днём рождения ПРО России.
ПРО системы «А»

Еще в годы Второй мировой войны впервые возникла проблема противоракетной обороны. С ней столкнулась Англия, которую Германия периодически обстреливала боевыми баллистическими ракетами ФАУ-2. Англичане не нашли им эффективного противодействия. Ограничились авианалётами на разведанные стартовые площадки и ракетные заводы.
В СССР тоже занялись этой проблемой в рамках проекта «Анти-Фау». Руководил работами Георгий Можаровский из Академии им. Жуковского. Его группа разработала проект противоракетной обороны района: РЛС дальнего обнаружения, РЛС ближнего сопровождения цели и противоракета, в качестве которой предлагалось использовать специальные «торпеды-истребители». Но воплощения эта идея не получила, поскольку в тот момент не существовало реальной ракетной угрозы со стороны вероятного противника.
Проблема п
ротиворакетной обороны (ПРО) со всей остротой встала после того, как в США началась разработка баллистических ракет «Тор» и «Юпитер» с дальностью 2800 км и боеголовками мощностью 1,0 — 1,5 Мт. Размещение таких ракет на военных базах в Турции, Италии и Англии (это произошло в начале 60-х годов прошлого века) позволяло полностью держать под прицелом европейскую часть СССР.

В августе 1953 года в ЦК КПСС поступило официальное обращение высшего военного руководства СССР, так называемое «письмо семи маршалов», которое подписали: начальник Генерального штаба МО В. Д. Соколовский, 1-й зам. министра обороны Г. К. Жуков, зам. министра обороны A.M. Василевский, командующий артиллерией М. И. Неделин, председатель Военного совета МО И. С. Конев, командующий ПВО К. А. Вершинин и заместитель командующего ПВО Н. Д. Яковлев. В нём сообщалось: "В ближайшее время ожидается появление у вероятного противника баллистических ракет дальнего действия как основного средства доставки ядерных зарядов к стратегически важным объектам нашей страны. Но средства ПВО, имеющиеся у нас на вооружении и вновь разрабатываемые, не могут бороться с баллистическими ракетами"…
Идея маршалов о создании противоракетной обороны («ракетами по ракетам») получила отрицательную оценку многих известных ученых. Член-корреспондент АН СССР А. Л. Минц: «Это такая же глупость, как стрельба снарядом по снаряду». Главный конструктор С-25 А. А. Расплетин: «Неимоверная чушь, глупая фантазия предлагается маршалами. Это просто неразрешимые ребусы и только». Однако маршалов поддержал министр оборонной промышленности СССР Дмитрий Устинов. В декабре 1953 года была создана лаборатория по изучению проблем ПРО. 7 июля 1955 года вышел приказ министра оборонной промышленности Д. Ф. Устинова о создании в составе КБ-1 целевого подразделения с задачей проведения НИР в области противоракетной обороны — СКБ-30. 17 августа 1956 года вышло постановление ЦК КПСС о создании экспериментальной системы противоракетной обороны и полигона для неё в районе озера Балхаш. Она в постановлении получила условное наименование Система «А». Главным конструктором был назначен молодой (35 лет) полковник Григорий Васильевич Кисунько (впоследствии дослужился до генерал-лейтенанта, стал Героем Социалистического Труда).

Звездный час Кисунько пробил 4 марта 1961 года. В этот день его система «А» вкупе с перехватчиком Петра Грушина (противоракета, именуемая в просторечии Аннушкой) – развалила на куски «Сандал» – баллистическую ракету Р-12 Михаила Янгеля. Перехват был осуществлен в 60 километрах от стартовой площадки противоракеты. По данным аппаратуры регистрации, промах составил 31,8 м влево и 2,2 м по высоте при расчетном радиусе поражения 75 метров. Боеголовка ракеты Р-12 с весовым эквивалентом ядерного заряда разрушилась и частично сгорела в полете.
Григорий Васильевич Кисунько вспоминал об этом успехе так: «Звонок Хрущева по ВЧ спецсвязи застал меня в полигонном «домике» за сочинением песни о Четвертом марта.
Cтрофы складывались быстро, как бы сами собой:
Просеребрив на небе след,
Ракета вышла на ракету.
Мы этот миг сквозь толщи лет
Передадим, как эстафету.
Никита Сергеевич поздравил меня с успешным испытанием противоракетной системы «А», поинтересовался ближайшими планами и в заключение сказал: «Это хорошо, что вы научились попадать своей ракетой в муху в космосе. Но не забывайте, что надо научиться управляться с роями этих мух…»
Кисунько не зря Четвертое марта написал с заглавной буквы. Состоялось событие, которое сродни первому полету человека в космос, ибо рождалась защита Отечества от ядерного удара из космоса. Только из-за секретности темы эта дата не получила огласки в ту пору.

Доктор технических наук А.А. Толкачев вспоминал: «В те годы руководство страны сформулировало несколько стратегических задач в оборонной области. В том числе необходимо было разработать оборонную систему, способную обеспечить перехват баллистических ракет, несущих ядерный или термоядерный заряд. Для этого в составе Конструкторского бюро-1, занимавшегося проблемами ПВО, было создано СКБ-30. Перед коллективом бюро стояла сверхсложная задача. Мнения специалистов разделились. Многие утверждали, что эта проблема вообще неразрешима, во всяком случае в обозримом будущем. Меньшинство во главе с Григорием Васильевичем считало иначе и уже имело план проведения работ на ближайший период. Особенные сложности вызывала задача обеспечения обнаружения и последующего сопровождения головных частей баллистических ракет. Для решения этой проблемы в невиданно короткие сроки был разработан экспериментальный радиолокатор РЭ-1 с огромным по тем временам пятнадцатиметровым полноповоротным зеркалом. Его развернули на созданном для этой цели полигоне в Казахстане на берегу озера Балхаш вблизи станции Сары-Шаган…»

Система «А» – не единственное достижение Кисунько и его соратников. Противоракетчики говорят: 50-90-е годы XX века были «эпохой Кисунько» в создании ПРО: от Системы «А» до современной системы ПРО Москвы.
Биографическая справка:
Григорий Васильевич Кисунько родился 20 июля 1918 года в селе Бельманка (ныне Куйбышевского района Запорожской области) в крестьянской семье. В 1934 году поступил на физико-математический факультет Луганского педагогического института, который окончил в 1938 году с отличием по специальности «физика». Осенью 1938 года Кисунько поступил в аспирантуру по кафедре теоретической физики Ленинградского государственного педагогического института имени А. И. Герцена. В июне 1941 года окончил аспирантуру, защитив диссертацию на соискание учёной степени кандидата физико-математических наук.

4 июля вступил добровольцем в Народное ополчение, был рядовым в стрелковом полку, затем направлен в военное училище, после окончания которого в звании лейтенанта назначен комвзвода радиобатальона ВНОС Особой Московской армии ПВО. В декабре 1944 года был переведён на преподавательскую работу в Ленинградскую академию связи им. С. М. Будённого, где работал по октябрь 1950 года на кафедре теоретической радиолокации. В 1950 году был прикомандирован к министерству вооружения СССР для работы в КБ-1. Участвовал в создании первых отечественных зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) С-25 и С-75. С 1952 года — заместитель технического руководителя по испытаниям станции Б-200, с сентября 1953 года — начальник СКБ № 30. В августе 1954 года приступил к разработке предложений по проекту экспериментальной системы противоракетной обороны (система «А»). В 1958 году был назначен главным конструктором системы ПРО А-35. С 1970 года — заместитель генерального директора ЦНПО «Вымпел» по научной работе. С 1975 года — начальник НИО-4 НТТЦ ЦНПО «Вымпел». Умер 11 октября 1998 года, похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

Сергей Турченко
4 марта 2016 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
30 октября
пятница
2020

В этот день:

Самый молодой нарком СССР

30 октября 1908 года родился Дмитрий Федорович Устинов (ум. 1984), советский политический и военный деятель, самый молодой сталинский нарком вооружения (в 32 года от роду), Маршал Советского Союза (1976).

Самый молодой нарком СССР

30 октября 1908 года родился Дмитрий Федорович Устинов (ум. 1984), советский политический и военный деятель, самый молодой сталинский нарком вооружения (в 32 года от роду), Маршал Советского Союза (1976).

 Дважды Герой Социалистического Труда (1942, 1961), Герой Советского Союза (1978), министр обороны СССР (1976—1984).

Родом из Самары из рабочей семьи. В 22 года вступил добровольцем в Красную армию, уаствовал в боевых действиях с басмачами. Осенью 1929 года стал студентом механического факультета Иваново-Вознесенского политехнического института. Работал секретарём комсомольской организации, являлся членом партийного бюро института. Затем перешел в

Ленинградский военно-механический институт, который закончил в 1934 году. C 1934 года — инженер, начальник бюро эксплуатации и опытных работ в Ленинградском артиллерийском научно-исследовательском морском институте. С 1937 года — инженер-конструктор, заместитель главного конструктора, директор Ленинградского завода «Большевик». С 9 июня 1941 года по 14 декабря 1957 года — нарком вооружения СССР, министр вооружения СССР, министр оборонной промышленности СССР. 14 декабря 1957 года — 13 марта 1963 года — заместитель Председателя Совета Министров СССР, председатель Комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам. За подготовку первого полёта человека в космос (Ю. А. Гагарин, 12 апреля 1961 года) удостоен звания Героя Социалистического Труда. 13 марта 1963 года — 26 марта 1965 года — первый заместитель председателя Совета министров СССР, председатель Высшего Совета народного хозяйства СССР. 26 марта 1965 года — 26 октября 1976 года — секретарь ЦК КПСС по оборонным вопросам. 29 апреля 1976 года — 20 декабря 1984 года — министр обороны СССР. Среди членов Политбюро 1970—1980-х гг. отличался тем, что спал по 4—4,5 часа. Был исключительно энергичен, предприимчив, очень быстро решал задачи управления и руководства предприятиями.

Д. Ф. Устинов, простудившись во время учений новой боевой техники, умер 20 декабря 1984 года от скоротечного тяжёлого воспаления лёгких. Генерал-лейтенант Иван Устинов (однофамилец) вспоминал: "На последнем учении, после которого его на самолете отправили больным, мы сидели в его резиденции с 9 до 3 утра. Он всем интересовался - и делами, и в персональном плане... В конце концов я ему напомнил: "Дмитрий Федорович, пора и отдохнуть, ведь по плану в 9 часов утра начало учения". - "Иван Лаврентьевич, не беспокойтесь я сталинской закалки". Да вот видите..."

Похоронен на Красной площади (кремирован, урна с прахом замурована в Кремлёвскую стену).

Первая оборона Севастополя 1941 года

30 октября 1941 года начался первый штурм Севастополя фашистскими полчищами.

Первая оборона Севастополя 1941 года

30 октября 1941 года начался первый штурм Севастополя фашистскими полчищами.

Крым имел стратегическое значение, как один из путей к нефтеносным районам Кавказа (через Керченский пролив и Тамань). Кроме того, Крым был важен как база для авиации. С потерей Крыма советская авиация лишилась бы возможности налётов на нефтепромыслы Румынии, а немцы смогли бы наносить удары по целям на Кавказе.

Севастопольский оборонительный район (СОР) к началу Великой Отечественной войны был одним из самых укреплённых мест в мире. Сооружения СОР включали десятки укреплённых орудийных позиций, минные поля и др. В систему обороны входили также две так называемые «бронебашенные батареи» (ББ), или форты, вооружённые артиллерией крупного калибра. Форты ББ-30 (командир — Г. А. Александер) и ББ-35 (командир — А. Я. Лещенко) были вооружены орудиями калибра 305 мм.

В советской историографии первым штурмом Севастополя принято считать попытки немецких войск с ходу захватить город в течение 30 октября — 21 ноября 1941 года. С 30 октября по 11 ноября велись бои на дальних подступах к Севастополю, со 2 ноября начались атаки внешнего рубежа обороны крепости. Сухопутных частей в городе не оставалось, защита осуществлялась силами морской пехоты Черноморского флота, береговыми батареями, отдельными (учебными, артиллерийскими, зенитными) подразделениями при огневой поддержке кораблей. Советская группировка насчитывала вначале около 20 тысяч человек.

В конце октября Ставка ВГК решила усилить гарнизон Севастополя силами Приморской армии (командующий — генерал-майор И. Е. Петров), до тех пор защищавшей Одессу. 16 октября оборона Одессы была прекращена и Приморская армия была морем переброшена в Севастополь. Силы подкрепления составили до 36 тысяч человек, около 500 орудий, 20 тысяч тонн боеприпасов, танки и другие виды вооружений и материалов. Таким образом, к середине ноября гарнизон Севастополя насчитывал, — по советским данным, — около 50-55 тысяч человек. 9—10 ноября вермахту удалось полностью окружить крепость с суши, однако в течение ноября к своим пробивались силы арьергарда, в частности, части 184-й стрелковой дивизии НКВД, прикрывавшей отход 51-й армии.

11 ноября с подходом основной группировки 11-й армии вермахта завязались бои по всему периметру . В течение 10 дней наступавшим удалось незначительно вклиниться в передовую полосу обороны после чего в сражении наступила пауза.

Советская «Царь-бомба»

30 октября 1961 года СССР произвёл взрыв самой мощной бомбы в мировой истории: 58-мегатонная водородная бомба («Царь-бомба») была испытана на полигоне на острове Новая Земля.

Советская «Царь-бомба»

30 октября 1961 года СССР произвёл взрыв самой мощной бомбы в мировой истории: 58-мегатонная водородная бомба («Царь-бомба») была испытана на полигоне на острове Новая Земля.

Она была разработана в 1954—1961 годах группой физиков-ядерщиков под руководством академика Игоря Курчатова.

Бомбардировщик Ту-95В с "Царь- бомбой" на борту, пилотируемый экипажем в составе: командир корабля А. Е. Дурновцев, штурман И. Н. Клещ, бортинженер В. Я. Бруй, вылетел с аэродрома Оленья и взял курс на Новую Землю. В испытаниях участвовал также самолёт-лаборатория Ту-16А. Через 2 часа после вылета бомба была сброшена с высоты 10 500 метров на парашютной системе по условной цели в пределах ядерного полигона «Сухой Нос». Подрыв бомбы был осуществлён барометрически через 188 секунд после сброса на высоте 4200 м над уровнем моря (4000 м над целью). Самолёт-носитель успел улететь на расстояние 39 километров, а самолёт-лаборатория — на 53,5 километра. Огненный шар взрыва достиг радиуса примерно 4,6 километра. Теоретически он мог бы вырасти до поверхности земли, однако этому воспрепятствовала отражённая ударная волна, подмявшая и отбросившая шар от земли. Световое излучение потенциально могло вызывать ожоги третьей степени на расстоянии до 100 километров. Ионизация атмосферы стала причиной помех радиосвязи даже в сотнях километров от полигона в течение около 40 минут. Ощутимая сейсмическая волна, возникшая в результате взрыва, три раза обогнула земной шар. Свидетели почувствовали удар и смогли описать взрыв на расстоянии тысячи километров от его центра. Ядерный гриб взрыва поднялся на высоту 67 километров; диаметр его двухъярусной «шляпки» достиг (у верхнего яруса) 95 километров. Звуковая волна, порождённая взрывом, докатилась до острова Диксон на расстоянии около 800 километров. Однако о каких-либо разрушениях или повреждениях сооружений даже в расположенных гораздо ближе (280 км) к полигону посёлке городского типа Амдерма и посёлке Белушья Губа не сообщалось.

Основной целью, которая ставилась и достигнута этим испытанием, была демонстрация владения Советским Союзом неограниченным по мощности оружием массового поражения — тротиловый эквивалент наиболее мощной термоядерной бомбы из числа испытанных к тому моменту в США был почти вчетверо меньше, чем у АН602. Крайне важным научным результатом стала экспериментальная проверка принципов расчёта и конструирования термоядерных зарядов многоступенчатого типа. Было экспериментально доказано, что максимальная мощность термоядерного заряда, в принципе, не ограничена ничем.

Интересно, что тогда еще любивший советскую власть академик А. Д. Сахаров (впоследствии проамериканский диссидент) предложил проект по тайному размещению нескольких десятков сверхмощных ядерных боеголовок мощностью от 200 или даже 500 мегатонн вдоль американских морских границ, что, по мнению учёного, позволило бы отрезвить неоконсервативные круги политической элиты США, не втягиваясь в разорительную гонку вооружений. В случае нападения США на СССР можно было затопить береговые города Америки — с помощью искусственного цунами. Гигантская волна высотой более 300 м приходит со стороны Атлантики и обрушивается на Нью-Йорк, Филадельфию, Вашингтон, Аннаполис. Волна достигает крыш небоскребов. Друга волна накрывает западное побережье в районе Чарльстона. Еще две волны обрушиваются на Сан-Франциско и Лос-Анджелес. Всего одной волны хватает, чтобы на побережье Мексиканского залива смыло низко расположенный Хьюстон, Новый Орлеан, Пенсаколу.

К сожалению, Хрущев отклонил этот проект. Подобную идею сегодня вынашивает академик Игорь Острецов: уничтожение США с помощью направленного взрыва, вызывающего гигантскую волну в заданном направлении.

Первая космическая стыковка кораблей

30 октября 1967 года впервые в истории человечества в космосе была произведена автоматическая стыковка космических кораблей. Это были аппараты серии «Космос» — «Космос-186» и «Космос-188», являвшиеся прототипами космического корабля «Союз».

Первая космическая стыковка кораблей

30 октября 1967 года впервые в истории человечества в космосе была произведена автоматическая стыковка космических кораблей. Это были аппараты серии «Космос» — «Космос-186» и «Космос-188», являвшиеся прототипами космического корабля «Союз».

 

Первым был запущен «Космос-186». Он являлся «активным» кораблём , то есть он должен был найти с помощью радиолокационной антенны «пассивный» корабль «Космос-188», сблизиться и пристыковаться.

30 октября 1967 года во время пролёта корабля «Космос-186» над космодромом был запущен «Космос-188» в той же плоскости орбиты, но с опережением на 24 км. Для осуществления стыковки необходима высокая точность вывода на орбиту, так как автоматическая система стыковки может работать только до определённой величины расстояния между кораблями. Расстояние в 24 км не превышало этого предела. Командой из центра управления были активированы системы ориентации, системы автоматического управления и счётно-решающие устройства. После обнаружения «пассивного» корабля «Космос-186» стал корректировать свою орбиту в вертикальной и горизонтальной плоскостях, приближаясь к «Космосу-188» на скорости 90 км/ч. Когда расстояние между кораблями составило 300 м, отключился главный двигатель, и начали свою работу двигатели малой тяги. Последний этап стыковки называется причаливанием. Во время причаливания скорость сближения кораблей составила 0,5—1 м/с. Затем произошла сама стыковка: штанга стыковочного узла «Космоса-186» попала в конусообразный захват «Космоса-188». Состыкованными корабли летали 3,5 часа, совершив около 2 витков вокруг Земли. Затем по команде с Земли они расстыковались и последовательно приземлились: сначала «Космос-186», потом «Космос-188».

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии