RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

5 октября 2014 г.

"Любовь и голуби" Александра Михайлова

Любимому актёру 5 октября 2014 года исполнилось 70 лет
Кровь Волгограда — II
29 декабря 2013 г.

Кровь Волгограда — II

Те, кого Владимир Путин всё еще «мочит» в сартирах, развязали террористическую войну против России
Крейсер «Адмирал Сенявин»: кровавое ЧП
13 июня 2015 г.

Крейсер «Адмирал Сенявин»: кровавое ЧП

13 июня 1978 года на флагманском корабле Тихоокеанского флота произошел взрыв, унесший жизни 37 человек
Вечная память подводникам «Курска»
12 августа 2015 г.

Вечная память подводникам «Курска»

12 августа 2000 года погибла атомная подводная лодка «Курск»
Новороссию пытаются расколоть
19 сентября 2014 г.

Новороссию пытаются расколоть

Решение о создании Объединенной Армии ДНР и ЛНР якобы было принято без согласования с некоторыми ключевыми фигурами
Главная » Герои нашего времени » ПРО системы «А»

ПРО системы «А»

55 лет назад 4 марта 1961 года впервые в мире советской противоракетой В-1000 была перехвачена баллистическая ракета Р-12, что стало началом создания стратегической противоракетной обороны.

Эта дата считается Днём рождения ПРО России.
ПРО системы «А»

Еще в годы Второй мировой войны впервые возникла проблема противоракетной обороны. С ней столкнулась Англия, которую Германия периодически обстреливала боевыми баллистическими ракетами ФАУ-2. Англичане не нашли им эффективного противодействия. Ограничились авианалётами на разведанные стартовые площадки и ракетные заводы.
В СССР тоже занялись этой проблемой в рамках проекта «Анти-Фау». Руководил работами Георгий Можаровский из Академии им. Жуковского. Его группа разработала проект противоракетной обороны района: РЛС дальнего обнаружения, РЛС ближнего сопровождения цели и противоракета, в качестве которой предлагалось использовать специальные «торпеды-истребители». Но воплощения эта идея не получила, поскольку в тот момент не существовало реальной ракетной угрозы со стороны вероятного противника.
Проблема п
ротиворакетной обороны (ПРО) со всей остротой встала после того, как в США началась разработка баллистических ракет «Тор» и «Юпитер» с дальностью 2800 км и боеголовками мощностью 1,0 — 1,5 Мт. Размещение таких ракет на военных базах в Турции, Италии и Англии (это произошло в начале 60-х годов прошлого века) позволяло полностью держать под прицелом европейскую часть СССР.

В августе 1953 года в ЦК КПСС поступило официальное обращение высшего военного руководства СССР, так называемое «письмо семи маршалов», которое подписали: начальник Генерального штаба МО В. Д. Соколовский, 1-й зам. министра обороны Г. К. Жуков, зам. министра обороны A.M. Василевский, командующий артиллерией М. И. Неделин, председатель Военного совета МО И. С. Конев, командующий ПВО К. А. Вершинин и заместитель командующего ПВО Н. Д. Яковлев. В нём сообщалось: "В ближайшее время ожидается появление у вероятного противника баллистических ракет дальнего действия как основного средства доставки ядерных зарядов к стратегически важным объектам нашей страны. Но средства ПВО, имеющиеся у нас на вооружении и вновь разрабатываемые, не могут бороться с баллистическими ракетами"…
Идея маршалов о создании противоракетной обороны («ракетами по ракетам») получила отрицательную оценку многих известных ученых. Член-корреспондент АН СССР А. Л. Минц: «Это такая же глупость, как стрельба снарядом по снаряду». Главный конструктор С-25 А. А. Расплетин: «Неимоверная чушь, глупая фантазия предлагается маршалами. Это просто неразрешимые ребусы и только». Однако маршалов поддержал министр оборонной промышленности СССР Дмитрий Устинов. В декабре 1953 года была создана лаборатория по изучению проблем ПРО. 7 июля 1955 года вышел приказ министра оборонной промышленности Д. Ф. Устинова о создании в составе КБ-1 целевого подразделения с задачей проведения НИР в области противоракетной обороны — СКБ-30. 17 августа 1956 года вышло постановление ЦК КПСС о создании экспериментальной системы противоракетной обороны и полигона для неё в районе озера Балхаш. Она в постановлении получила условное наименование Система «А». Главным конструктором был назначен молодой (35 лет) полковник Григорий Васильевич Кисунько (впоследствии дослужился до генерал-лейтенанта, стал Героем Социалистического Труда).

Звездный час Кисунько пробил 4 марта 1961 года. В этот день его система «А» вкупе с перехватчиком Петра Грушина (противоракета, именуемая в просторечии Аннушкой) – развалила на куски «Сандал» – баллистическую ракету Р-12 Михаила Янгеля. Перехват был осуществлен в 60 километрах от стартовой площадки противоракеты. По данным аппаратуры регистрации, промах составил 31,8 м влево и 2,2 м по высоте при расчетном радиусе поражения 75 метров. Боеголовка ракеты Р-12 с весовым эквивалентом ядерного заряда разрушилась и частично сгорела в полете.
Григорий Васильевич Кисунько вспоминал об этом успехе так: «Звонок Хрущева по ВЧ спецсвязи застал меня в полигонном «домике» за сочинением песни о Четвертом марта.
Cтрофы складывались быстро, как бы сами собой:
Просеребрив на небе след,
Ракета вышла на ракету.
Мы этот миг сквозь толщи лет
Передадим, как эстафету.
Никита Сергеевич поздравил меня с успешным испытанием противоракетной системы «А», поинтересовался ближайшими планами и в заключение сказал: «Это хорошо, что вы научились попадать своей ракетой в муху в космосе. Но не забывайте, что надо научиться управляться с роями этих мух…»
Кисунько не зря Четвертое марта написал с заглавной буквы. Состоялось событие, которое сродни первому полету человека в космос, ибо рождалась защита Отечества от ядерного удара из космоса. Только из-за секретности темы эта дата не получила огласки в ту пору.

Доктор технических наук А.А. Толкачев вспоминал: «В те годы руководство страны сформулировало несколько стратегических задач в оборонной области. В том числе необходимо было разработать оборонную систему, способную обеспечить перехват баллистических ракет, несущих ядерный или термоядерный заряд. Для этого в составе Конструкторского бюро-1, занимавшегося проблемами ПВО, было создано СКБ-30. Перед коллективом бюро стояла сверхсложная задача. Мнения специалистов разделились. Многие утверждали, что эта проблема вообще неразрешима, во всяком случае в обозримом будущем. Меньшинство во главе с Григорием Васильевичем считало иначе и уже имело план проведения работ на ближайший период. Особенные сложности вызывала задача обеспечения обнаружения и последующего сопровождения головных частей баллистических ракет. Для решения этой проблемы в невиданно короткие сроки был разработан экспериментальный радиолокатор РЭ-1 с огромным по тем временам пятнадцатиметровым полноповоротным зеркалом. Его развернули на созданном для этой цели полигоне в Казахстане на берегу озера Балхаш вблизи станции Сары-Шаган…»

Система «А» – не единственное достижение Кисунько и его соратников. Противоракетчики говорят: 50-90-е годы XX века были «эпохой Кисунько» в создании ПРО: от Системы «А» до современной системы ПРО Москвы.
Биографическая справка:
Григорий Васильевич Кисунько родился 20 июля 1918 года в селе Бельманка (ныне Куйбышевского района Запорожской области) в крестьянской семье. В 1934 году поступил на физико-математический факультет Луганского педагогического института, который окончил в 1938 году с отличием по специальности «физика». Осенью 1938 года Кисунько поступил в аспирантуру по кафедре теоретической физики Ленинградского государственного педагогического института имени А. И. Герцена. В июне 1941 года окончил аспирантуру, защитив диссертацию на соискание учёной степени кандидата физико-математических наук.

4 июля вступил добровольцем в Народное ополчение, был рядовым в стрелковом полку, затем направлен в военное училище, после окончания которого в звании лейтенанта назначен комвзвода радиобатальона ВНОС Особой Московской армии ПВО. В декабре 1944 года был переведён на преподавательскую работу в Ленинградскую академию связи им. С. М. Будённого, где работал по октябрь 1950 года на кафедре теоретической радиолокации. В 1950 году был прикомандирован к министерству вооружения СССР для работы в КБ-1. Участвовал в создании первых отечественных зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) С-25 и С-75. С 1952 года — заместитель технического руководителя по испытаниям станции Б-200, с сентября 1953 года — начальник СКБ № 30. В августе 1954 года приступил к разработке предложений по проекту экспериментальной системы противоракетной обороны (система «А»). В 1958 году был назначен главным конструктором системы ПРО А-35. С 1970 года — заместитель генерального директора ЦНПО «Вымпел» по научной работе. С 1975 года — начальник НИО-4 НТТЦ ЦНПО «Вымпел». Умер 11 октября 1998 года, похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

Сергей Турченко
4 марта 2016 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
18 декабря
понедельник
2017

В этот день:

Гимн «Боже, Царя храни!»

18 декабря 1833 годы был впервые исполнен Гимн Российской империи «Боже, Царя храни!».

Гимн «Боже, Царя храни!»

18 декабря 1833 годы был впервые исполнен Гимн Российской империи «Боже, Царя храни!».

 Правда, тогда он назывался «Молитва русского народа». А с 31 декабря 1833 года стал официальным гимном Российской Империи под новым названием «Боже, Царя храни!» и просуществовал до Февральской революции 1917 года.

История создания Гимна такова. В 1833 году по указанию императора Николая I состоялся своего рода закрытый конкурс на новый Гимн России. Из поэтов в нем участвовали Нестор Кукольник, Василий Жуковский и некоторые другие, из композиторов — Михаил Глинка, Алексей Львов и пр. В итоге царю понравилась работа Львова и Жуковского: во-первых, звучит как молитва, гимн так и назывался поначалу — «Молитва русского народа»; во-вторых, мелодия простая, легко запоминающаяся.

Напомним текст этого произведения.

Боже, Царя храни!

Сильный, державный,

Царствуй на славу нам,

Царствуй на страх врагам,

Царь православный.
Боже, Царя храни!

Боже, Царя храни!

Славному долги дни

Дай на земли!
Гордых смирителю,

Слабых хранителю,

Всех утешителю -

Всё ниспошли!
Перводержавную

Русь Православную

Боже, храни!
Царство ей стройное,

В силе спокойное, -

Все ж недостойное,

Прочь отжени!

О, провидение,

Благословение

Нам ниспошли!
К благу стремление,

В счастье смирение,

В скорби терпение

Дай на земли!

 

Рекорд подводной скорости

18 декабря 1970 года советской советская атомная подводная лодка К-162 установила мировой рекорд скорости для субмарин — 44,7 узла (82,78 км/час), который не превзойден до сих пор.

Рекорд подводной скорости

18 декабря 1970 года советской советская атомная подводная лодка К-162 установила мировой рекорд скорости для субмарин — 44,7 узла (82,78 км/час), который не превзойден до сих пор.

В декабре 1959 года, после выхода постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О создании новой скоростной подводной лодки, новых типов энергетических установок и научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ для подводных лодок», в ЦКБ-16 (ныне СПМБМ «Малахит») была начата работа по созданию скоростной подводной лодки нового поколения, с титановым корпусом, с усовершенствованной атомной энергетической установкой и с возможностью запуска крылатых ракет из подводного положения (для вооружения лодки в 1960 году было начато проектирование ПКР П-70 Аметист).

Подлодка предназначалась для нанесения ракетных и торпедных ударов по авианосным соединениям противника. Также планировалось изучение новых конструкционных материалов, в частности — титанового сплава для корпуса лодки. Первоначально главным конструктором был назначен Н. Н. Исанин, позже его сменил Н. Ф. Шульженко. При проектировании лодки решением руководства было запрещено использовать уже освоенные приборы, автоматику, оборудование. Это решение повлекло за собой значительное увеличение сроков разработки проекта и удорожание работ, а также обусловило уникальность получившегося корабля.

В 1961 году начался выпуск рабочих чертежей после утверждения технического проекта. А

28 декабря 1963 года в цехе №42 под заводским номером 501 была заложена экспериментальная крейсерская подводная лодка К-162. 21 декабря 1968 года лодку спустили на воду, а 31 декабря 1969 года был подписан приемный акт и корабль вступил в строй.

25 сентября — 4 декабря 1971 года К—162 овершила дальний поход на полную автономность в Атлантический океан (от Гренландского моря до Бразильской впадины), во время которого продемонстрировала высокие скоростные качества, преследуя ударный авианосец США «Саратога». Во время похода на борту находилось 129 человек (вместо 83 по штату). За два с половиной месяца лодка всплывала на поверхность всего один раз.

 

В полете Ту-160

18 декабря 1981 года состоялся первый полёт стратегического ракетоносца-бомбардировщика Ту-160. Его выполнил экипаж во главе с лётчиком-испытателем Борисом Веремеем. Ту-160 это сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в ОКБ Туполева в 1980-х годах

В полете Ту-160

18 декабря 1981 года состоялся первый полёт стратегического ракетоносца-бомбардировщика Ту-160. Его выполнил экипаж во главе с лётчиком-испытателем Борисом Веремеем. Ту-160 это сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в ОКБ Туполева в 1980-х годах

Является самым крупным в истории военной авиации сверхзвуковым самолётом и самолётом с изменяемой геометрией крыла, а также самым тяжёлым боевым самолётом в мире, имеющим наибольшую среди бомбардировщиков максимальную взлётную массу. Среди пилотов получил прозвище «Белый лебедь». Стоит на вооружении с 1987 года. В составе ВВС России на начало 2013 года находится 16 самолётов Ту-160.

 

Отец советской атомной бомбы

18 декабря 1996 года скончался Юлий Борисович Харитон (р. 1904), советский и российский физик и физикохимик, главный теоретик советского проекта атомной бомбы, трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и трёх Сталинских премий.

Отец советской атомной бомбы

18 декабря 1996 года скончался Юлий Борисович Харитон (р. 1904), советский и российский физик и физикохимик, главный теоретик советского проекта атомной бомбы, трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и трёх Сталинских премий.

Юлий Борисович Харитон родился в Петербурге 14 февраля (27 февраля по новому стилю). В 1939—1941 годах Юлий Харитон и Яков Зельдович впервые осуществили расчет цепной реакции деления урана.

Участвовал в атомном проекте с 1945 года, распоряжением ГКО СССР от 20 августа 1945 года № 9887сс/ов был включён в состав Технического совета Специального комитета. Ему в составе группы учёных (А. И. Алиханов (председатель), Ландау, А. Б. Мигдал, С. А. Рейнберг, М. А. Садовский, С. С. Васильев и А. П. Закощиков) на заседании 30 ноября 1945 года было поручено проанализировать все имеющиеся материалы о последствиях применения атомных бомб в Хиросима и Нагасаки и определить эффективность фактора взрывной волны, фактора теплового и фактора радиоактивного излучения.

С 1946 года Харитон — главный конструктор и научный руководитель КБ-11 (Арзамас-16) в Сарове при Лаборатории № 2 АН СССР. К работе над реализацией ядерно-оружейной программы под его руководством были привлечены лучшие физики СССР. В обстановке строжайшей секретности в Сарове велись работы, завершившиеся испытанием советских атомной (1949) и водородной (1953) бомб. В последующие годы работал над сокращением веса ядерных зарядов, увеличением их мощности и повышением надёжности.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии