RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Высший пилотаж России в небе Сирии
27 октября 2015 г.

Высший пилотаж России в небе Сирии

Отношение к ближневосточной боевой операции наших ВВС стало лакмусовой бумажкой для проверки на вшивость политиков всех мастей.
Остановим американских убийц!
20 июля 2014 г.

Остановим американских убийц!

20 июля 2014 года петербуржцы принесли детский гробик к американскому консульству и установили его у входа
Метод Уго Чавеса
25 июля 2014 г.

Метод Уго Чавеса

Росчерк пера и взвод автоматчиков
Путин требует от США адекватности
31 августа 2013 г.

Путин требует от США адекватности

Очередная кровавая «дурь» Обамы может дорого обойтись человечеству и конкретно каждому из нас
Крылья России
12 августа 2014 г.

Крылья России

12 августа — День Военно-Воздушных Сил нашей страны
Главная » Герои нашего времени » Витязи глубин

Витязи глубин

19 марта в России отмечается День моряка-подводника.

Именно в этот день 110 лет назад (в 1906 году) по указу Императора Николая II подводные лодки стали считаться самостоятельным классом кораблей (до этого они относились к миноносцам).
Витязи глубин

Приказом главнокомандующего ВМФ № 253 от 15.07.1996 года дата 19 марта объявлена Днем моряка-подводника. Так что сегодня у многих россиян, причастных к подводному флоту или просто влюбленных в него, есть официальный повод вспомнить блестящую историю наших подводных сил и поднять за них чарку.

Первое соединение подводных сил России - бригада ПЛ - было сформировано в 1911 году в составе Балтийского флота и базировалось в Либаве. Бригада включала в себя 11 подводных лодок, плавучие базы «Европа» и «Хабаровск». В ходе Первой мировой войны это соединение возросло до дивизии ПЛ, в состав которой вошло 40 субмарин. За период с 1930 по 1939 год для флота СССР было построено более 20 больших, 80 средних, 60 малых подводных лодок и 20 подводных минных заградителей. К началу Второй мировой войны СССР обладал крупнейшим в мире подводным флотом, насчитывавшим 267 боевых единиц.

Всего же Советский Союз за время своего существования построил 243 атомные подводные лодки различных классов, и, с учетом царской России, свыше 1000 – дизельных.
А что сегодня с подводным флотом России?
Мне довелось беседовать с
последним главнокомандующим Военно-Морским флотом СССР адмиралом флота Владимиром Николаевичем Чернавиным. Вот его мнение:

- К сожалению, за годы реформ подводный флот России резко сократился численно. Например, в мою бытность главкомом — у нас было 62 подводные лодки с баллистическими ракетами. Сегодня — 14. Нужно подчеркнуть, что если бы этого оружия не было, то нечем было бы остановить адептов новой мировой войны. Кстати, такую оценку впервые дала Маргаретт Тетчер, заявив, что только наличие ядерного оружия у основных игроков на политической карте мира дает возможность длительное время жить без большой войны. Российские силы сдерживания состоят из Ракетных войск стратегического назначения, из стратегической ракетоносной авиации и из стратегических ядерных сил ВМФ. В каждой из составляющей этой триады сил становится все меньше. Поэтому мы настороженно следили за переговорами по сокращению СНВ. Американцы требовали значительного сокращения нашего ядерного потенциала. Наше руководство пошло Обаме навстречу, но слава Богу, катастрофического сокращения не произошло. Нам сокращение невыгодно, зато очень важно для американцев. Потому что у них есть неядерные силы, способные решать те же задачи, что ядерное оружие. Например, они переделывают подводные лодки типа «Лос Анджелес» под носители крылатых ракет (около 200 единиц на борту). Массированным применением этого высокоточного оружия они добиваются боевого эффекта, сравнимого с применением ядерного оружия. Кстати, Югославия была разбита именно подобными средствами. Наша ядерная триада для НАТО, как бельмо в глазу. Какую бы ПРО они не соорудили, хотя бы небольшая часть наших ракет прорвется и нанесет неприемлемые для США разрушения. Пока у нас достаточно сил ядерного сдерживания, но их нужно очень и очень беречь. А также создавать новые им на смену.

Слава Богу, в последние годы происходит мощное развитие подводного флота России. На конец 2015 года в составе ВМФ числилось 73 подлодки, из которых 14 — стратегические; 9 — атомные с крылатыми ракетами на борту; 19 — атомные многоцелевые; 8 — атомные спецназначения; и 23 — дизельные. Большинство из них являются наследием СССР и поступили во флот с середины 80-х до середины 90-х, однако в последние годы ВМФ начал получать новые субмарины. К примеру, из пяти подлодок Черноморского флота две встали в строй в 1982 и 1990 годах (сейчас в ремонте), а над остальными подняли флаг в последние два года. Из 44 субмарин Северного флота (самого обеспеченного подлодками) четыре начали нести службу в 10-х годах нового тысячелетия. Тогда же две новые подлодки из 23 имеющихся получил Тихоокеанский флот.
Министр обороны Сергей Шойгу пообещал, что к 2020 году будет введено в строй восемь стратегических атомных подводных лодок и 16 многоцелевых субмарин суперсовременного технического оснащения.

Цифры и факты

*В настоящее время подводные лодки находятся на вооружении 33 стран, в том числе пять стран обладают атомным подводным флотом, и ещё две страны ведут строительство своих первых атомных подлодок. Обладают атомным подводным флотом: США (только атомные лодки), Россия, Великобритания (только атомные лодки), Франция (только атомные лодки), КНР. Создают свой атомный подводный флот: Индия, Бразилия.
*За последние сто десять лет в подводных силах России находилось 1156 подводных лодок, в том числе 272 — атомных.
*Общие советско-российские потери составили 130 подводных лодок: 29 — в Первую мировую и Гражданскую войны (1914—1920 гг.); 101 — во Вторую мировую войну (1939—1945 гг.) В результате аварий и катастроф за все годы были потеряны 33 подводные лодки.

*Три отечественные подводные лодки вошли в Книгу рекордов Гиннесса: самая большая в мире атомная подводная лодка нормальным водоизмещением 23 200 м3 ТК-208 проекта 941 сдана в 1981 году ФГУП «ПО Севмашпредприятие», г. Северодвинск, главный конструктор — С. Н. Ковалёв (ЦКБ МТ «Рубин»); самая глубоководная в мире атомная подводная лодка с глубиной погружения 1000 м К-278 проекта 685 сдана в 1983 году ФГУП «ПО Севмашпредприятие», г. Северодвинск, главный конструктор — Ю. Н. Кормилицын (ЦКБ МТ «Рубин»); самая быстроходная в мире атомная подводная лодка с подводной скоростью 44,7 узла К-162 проекта 661 сдана в 1969 году ФГУП «ПО Севмашпредприятие», г. Северодвинск, главный конструктор — Н. Н. Исанин (СПМБМ «Малахит»).

Ни один из этих рекордов до сих пор не превзойдён.
*Советскому подводному флоту принадлежит немало других рекордов, не внесённых в Книгу рекордов Гиннесса. Так, первый в мире старт баллистической ракеты с подводной лодки был осуществлён 16 сентября 1955 года с борта Б-67 (командир капитан 1 ранга Фёдор Козлов). Позднее, в 1960 году, в Белом море с той же Б-67 (командир капитан 1 ранга Вадим Коробов) был выполнен первый в мире подводный старт баллистической ракеты. Первый выход в Атлантику (после 1917 года) совершила в 1957 году подводная лодка Б-77 под командованием капитана 3 ранга Аркадия Михайловского. Это был поход на полную автономность. Подводная лодка капитана 3 ранга Рудольфа Голосова совершила в 1958 году небывалый поход — с Камчатки до 40-й параллели южной широты, проведя в океане четыре месяца. В том же году дизельная подводная лодка Б-82 под командованием капитана 2 ранга Геннадия Швецова (второй командир Иван Гуляев) впервые в мире прошла из Арктики в Антарктиду. В сентябре 1978 года К-212 и К-325 под командованием контр-адмирала Рудольфа Голосова совершили первый в истории подводного плавания групповой трансарктический переход подо льдом на Тихий океан. На атомных подводных лодках с крылатыми ракетами 675 проекта (ЦКБ МТ «Рубин») впервые в мире была проведена залповая стрельба с избирательным поражением кораблей противника, идущих в охранении авианосца. В 1960-е годы впервые в мире была создана разведывательно-ударная система (РУС): в неё входили подлодки 675 проекта и самолеты Ту-16РЦ и Ту-95РЦ, которые выдавали целеуказание лодочному ракетному комплексу. Один из таких ракетоносцев — К-116 — совершил в 1966 году знаменитый переход с Севера на Камчатку через пролив Дрейка. Подводная лодка 705 проекта была первой в мире атомной «малюткой». Это был истребитель-перехватчик вражеских атомарин и надводных лодок. Высокая скорость (до 40 узлов) позволяла уклоняться даже от торпед. Идея малогабаритной высокоавтоматизированной скоростной атомарины обоснована конструктором СКБ-142 А. Б. Петровым в 1959 году. Работу по 705 проекту вёл главный конструктор М.Г. Русанов (в 1977 году его сменил В. А. Ромин, создавший проект 705К). Лодка-«автомат», намного обогнавшая своё время, впервые в мире была оснащена всплывающей камерой, в которой мог спастись весь экипаж, состоявший из 32 офицеров и мичманов. За всю историю этого проекта не погиб ни один моряк.
*Уже в постсоветское время РПКСН К-18 (командир Юрий Юрченко) всплыл на Северном полюсе, и экипаж торжественно поднял Государственный и Андреевский флаги. РПКСН К-407 (командир Сергей Егоров) впервые в истории ВМФ выполнил ракетную стрельбу полным боекомплектом, а не одиночными ракетами. РПКСН «Новомосковск» (командир Александр Моисеев) из подводного положения осуществил запуск искусственного спутника Земли «Тубсат-Н» ракетой РСМ-54С.

*За все годы существования советско-российского подводного флота Героями Советского Союза стали 54 подводника, Героями России -32, Героями социалистического труда — 10.

 

Сергей Турченко, капитан первого ранга в отставке, редактор «Российского героического календаря»
19 марта 2016 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
21 октября
суббота
2017

В этот день:

Черноморский судостроительный завод

21 октября 1897 года в Николаеве начал работать Черноморский судостроительный завод. поначалу он назывался «Наваль», затем им. Андре Марти, еще позже - им. Носенко. Это был одним из крупнейших заводов Российской Империи, а затем и СССР, который занимался строительством в основном боевых кораблей.

Черноморский судостроительный завод

21 октября 1897 года в Николаеве начал работать Черноморский судостроительный завод. поначалу он назывался «Наваль», затем им. Андре Марти, еще позже - им. Носенко. Это был одним из крупнейших заводов Российской Империи, а затем и СССР, который занимался строительством в основном боевых кораблей.

Крейсера, линкоры, тяжелые авианесущие крейсера, атомные авианосцы — вот далеко не полный перечень его продукции. Но после 1991 года все это для «демократов» оказалось ненужным. Были порезаны на стапелях и проданы на металлолом в Китай практически готовые авианосцы. Судостроительные площади стали сдаваться в аренду, специалисты разбежались, кое-что делается сегодня по мелким иностранным заказам при загрузке предприятия лишь до 5 процентов былых мощностей.

 

Корабельный самолет «КОР-2»

21 октября 1940 года состоялся первый полёт корабельного самолёта «КОР-2» конструкции Г. М. Бериева.

Корабельный самолет «КОР-2»

21 октября 1940 года состоялся первый полёт корабельного самолёта «КОР-2» конструкции Г. М. Бериева.

Это - палубная катапультная летающая лодка (ближний морской разведчик), разработанная в ОКБ под руководством Г. М. Бериева. Во время Великой Отечественной войны выпускался малыми сериями.

Вооружение состояло из одной неподвижной установки пулемета ШКАС (7,62 мм) в носовой части лодки и пулемета ШКАС на турели типа МВ-5, расположенной в средней части лодки. Самолет мог нести четыре бомбы весом до 200 кг. Основным назначением КОР-2 была ближняя морская разведка, корректировка артиллерийского огня корабельной и береговой артиллерии, охрана тяжелых боевых кораблей от подводных лодок противника, противолодочный поиск, а также борьба с небольшими боевыми кораблями и катерами.

 

Первый спутник Венеры

21 октября 1975 года автоматическая межпланетная станция «Венера-9» стала первым искусственным спутником Венеры. На следующий день спускаемый аппарат совершил мягкую посадку на поверхность планеты. Была произведена первая в мире съемка панорамы поверхности Венеры.

Конструктор тяжелых танков

21 октября 1979 года скончался Жозеф Яковлевич Котин (р. 1908), конструктор тяжёлых танков ИС, КВ, трактора К-700, генерал-полковник инженерно-технической службы, доктор технических наук, Герой Социалистического Труда.

Конструктор тяжелых танков

21 октября 1979 года скончался Жозеф Яковлевич Котин (р. 1908), конструктор тяжёлых танков ИС, КВ, трактора К-700, генерал-полковник инженерно-технической службы, доктор технических наук, Герой Социалистического Труда.

В 1941—1943 годах — заместитель наркома танковой промышленности СССР, главный конструктор Челябинского тракторного завода. Котин является одним из создателей знаменитого тяжелого танка периода второй мировой войны — ИС-2 со 122-миллиметровой пушкой Д-25Т. В период 1943-1944 гг. под руководством Котина на базе танков КВ-1С и ИС были созданы самоходные артиллерийские установки СУ-152, ИСУ-152, ИСУ-122. За годы войны на Челябинском тракторном заводе было выпущено 18 тысяч танков и самоходных установок.

В послевоенные годы Котин вернулся в Ленинград, где руководил разработкой тяжёлого танка ИС-4 (1947), плавающего танка ПТ-76 (1951), тяжёлого танка Т-10 (1953), плавающего бронетранспортёра БТР-50П (на базе танка ПТ-76), а также трелёвочного КТ-12 (1948) и колёсного К-700 (1963) тракторов и др.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии