RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Жизнь и смерть адмирала Угрюмова
31 мая 2016 г.

Жизнь и смерть адмирала Угрюмова

31 мая 2001 года в Чечне скоропостижно (по официальной версии) скончался заместитель директора ФСБ РФ, Герой России адмирал Герман Алексеевич Угрюмов.
Началась охота на карателей
16 сентября 2014 г.

Началась охота на карателей

Таинственный снайпер отстреливает бандеровцев в Славянске
Подвиг Магомеда Нурбагандова
22 сентября 2016 г.

Подвиг Магомеда Нурбагандова

Президент РФ Владимир Путин присвоил звание Героя России лейтенанту полиции Магомеду Нурбагандовичу Нурбагандову за мужество и героизм, проявленные при выполнении служебного долга
Умыть Америку её же соплями
15 августа 2014 г.

Умыть Америку её же соплями

Президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко считает, что пришло время помочь украинцам освободиться от американско-фашистской хунты
Россия начала освободительную войну
2 сентября 2014 г.

Россия начала освободительную войну

Против Запада. Эта война затронет каждого, жизнь сильно изменится
Главная » Герои нашего времени » Двадцать лет спустя...

Двадцать лет спустя...

20 ноября 2016 года Патриарху московскому и всея Руси Кириллу – 70 лет.

Сегодня в это трудно поверить, но в «лихие девяностые» будущий первоиерарх вел «Страничку проповедника» в армейском журнале. Вот как это было...
Двадцать лет спустя...

Владыка Кирилл известен неутомимой и многотрудной деятельностью по возрождению православной веры в народе нашей страны.За время своего служения патриарх посетил свыше 100 городов и сёл, освятил более полусотни храмов, посвятил в сан многим более сотни епископов и священников. Глава Русской церкви совершил и ряд важных международных визитов, среди которых посещение Сирии и встреча с папой римским Франциском. Впервые в истории человечества. Кирилл, безусловно, выдающийся церковный и общественный деятель планетарного масштаба. У автора этих строк – свои личные мотивы, связанные с именем нашего мудрого первоиерарха. Да хранит его Господь во благо великой России!
*
Студёный февраль 1992 года. Несколько месяцев назад меня назначили главным редактором журнала «Вестник противовоздушной обороны». Тираж ежемесячника – 800 экземпляров. Ясно, как дважды два: нужно костьми лечь, а пробиться к массовому читателю. Но как этого добиться, если вокруг – хаос и мрак вселенские? Страна, «под мудрым водительство демократа Ельцина» летит в пропасть. Армия, всячески оклеветанная так называемыми демократами, прозванными в народе дерьмократами, стремительно разваливается. В этой смуте великой одними из первых среди бывших советских военных редакторов решаюсь открыть «Страничку проповедника». Мой подчинённый, хороший парень, но эклектически образованный подполковник Смыслов тащит на страницы журнала ворох всяких рассуждений разномастных зарубежных миссионеров-сектантов, которым уже несть числа. И плетут они вязкую паутину словес, медитируя, убаюкивая потенциальных читателей на отвлечённую тему «любви к ближнему». Всё это не то. Злюсь от неспособности коллеги понять, что «запев» для такой рубрики в военном журнале нужен особый, не стандартный. Но что самое главное – слово-то должно прозвучать из уст православного священника. Михаил Дмитриевич делает ещё несколько неудачных попыток организации «духовного наставления». И вдруг приносит заметки «Особо молимся о воинстве». Пробежав материал «по диагонали», я с радостью и дрожью в членах понял: вот оно нужное нам всем, кто не покинул боевого строя, настоящее пасторское слово! Как же мы его заждались!

«Мама меня всегда учила: «Ты обязан все доедать, никогда не оставляй ничего на тарелке». Тогда, в блокаду, мы ценили каждую крупицу хлеба.
Надо сказать, что в 15 лет, еще в школе, я пошел работать, чтобы освободить родителей от попечения о себе. И тогда я жил на один рубль в день. Было трудно, но когда я вспоминал, как мои родители жили во время блокады, все эти сложности уходили в сторону. Так, на рубль в день, я жил почти два года, и это время сейчас вспоминаю как один из самых счастливых моментов в моей жизни. И все это происходило от этого опыта блокады».
Из воспоминаний Кирилла.

Многие ли знают, что Православная Цер­ковь в каждом своем богослужении мо­лится о Вооруженных Силах? Между тем существует специальное прошение о воинстве. Почему? Да потому, что военные обладают особой силой воздействия на людей: они обладают властью. От них зависят в большей степени, чем от кого-­либо другого, судьбы народа и государст­ва, наконец, сам драгоценный и священ­ный дар человеческой жизни. Здесь особенно велика цена ошибки или преступ­ления, особенно страшными и разруши­тельными могут быть последствия греха и нравственного разлада. Церковь мо­лится за воинство, призывая помощь Божию, Божие водительство для укрепления их нравственных и духовных сил, дабы Божий закон был всегда начертан в их сердцах, дабы они были способны в го­лосе своей совести слышать голос Бога, любящего Отца всех, уметь видеть стра­дания слабых и беззащитных людей.
Сознавая высоту ответственности лю­дей ратного труда, Церковь окружала их заботой, вниманием и любовью. История сохранила трогательные повествования о полковых священниках, разделивших со своей паствой все трудности армейской жизни. К великой скорби, семь десятиле­тий общество наше потешалось и глуми­лось над памятью православных священ­ников, яростно топтало могилы и тех пяти тысяч военных священников, которые вме­сте со своей паствой гнили в окопах, шли в бой, горели и тонули на российских бо­евых кораблях. Даже по неполным дан­ным, за годы первой мировой войны во­енным священникам было вручено болев 1200 высших боевых орденов.
Церковь заботилась о нравственном и духовном состоянии воина ещё и потому, что воин обязан быть предан своему дол­гу совершенно особым образом, как ни­кто другой, ибо выполнение воинского дол­га требует самого страшного - отдания собственной жизни. Долг же понятие не столько юридическое, сколько нравствен­ное. Никакой устав или закон не могут заставить человека добровольно пересту­пить страшную черту, отделяющую жизнь от смерти. Самопожертвование есть отказ от себя во имя других. Это нравственный и духовный подвиг, его не способен со­вершить человек внутренне слабый и по­рочный. Именно поэтому воинов причисляли к лику пятых. И среди них те, чьи имена многие из вас носят: святой великомученик Георгий Победоносец, свя­той благоверный великий князь Александр Невский и другие.
Армия же без высоких нравственных идеалов не только теряет способность за­щищать Отечество, но становится силой, опасной для своего собственного народа. Не случайно, что нравственное и идейное разложение армии противника всегда бы­ло особо важной задачей противоборст­вующих сторон.

«В пять или в шесть лет я сильно заболел воспалением легких. Тогда мы очень бедно жили в коммунальной квартире. Над родительской кроватью висела литография отца Иоанна Кронштадтского. Я очень любил это изображение, и когда во время болезни врачи не могли справиться с воспалением, то мама сняла со стены эту литографию и сказала — «Молись отцу Иоанну». Я стал горячо молится, как мог, по-детски. И через день или два я почувствовал улучшение, а затем стал вставать с кровати». Из воспоминаний Кирилла.

Сейчас много говорят о внутренних проблемах армии и флота. Наверное, мно­го справедливого и в той критике, что звучит в её адрес. Но отношение к воен­ным должно быть справедливым, а кри­тика не превращаться в охаивание и шельмование.
Недавно я посетил соединения кораб­лей Балтийского флота. Я увидел там подвижников, которые в тяжелейших условиях, простите меня, в нищете, в от­рыве от семей, без достаточного питания, без нормальных условий жизни несут тя­желую службу. Что движет этими людь­ми? Это единственное, чего они не поте­ряли, - любовь к своему народу и к своему Отечеству.
Давайте подумаем, что будет с этими людьми, армией, народом нашим, если вооруженные люди потеряют великий нравственный стимул к тому, чтобы жертвенно, подвижнически нести своё воин­ское ратное служение?
И второе. Нравится это кому-то или нет, но фактом является то, что сложилась ис­торическая общность народов, населяю­щих наше Отечество. Этой общности тысяча лет, по край­ней мере, для славян, крещенных в еди­ной киевской купели, и не одно столетие для других народов. Историческое и культурное развитие этих народов сопровождалось ростом на­ционального самосознания. Демократиза­ция общественной и политической жизни способствовала ускорению процесса самоопределения народов, появлению на исторической сцене новых независимых государств, обладающих государственным су­веренитетом. Это исторический факт.

Однако в политике некоторых из этих государств обнаруживается сейчас сильная тенденция к радикальной реализации свое­го суверенитета. Исторически такие на­строения понять можно. Во многом они являются реакцией на прошлое со всем его бесчувствием к национальному, куль­турному и религиозному началам.
Но что важно понять сегодня политиче­ским лидерам, так это то, что никакие гра­ницы не способны разделить многовеко­вую общность людей. И чем радикальнее будет проводиться политика разделения, тем меньше шансов у неё на успех. Ибо невозможно разделить семьи, оторвать детей от родителей, провести границу меж­ду мужем и женой.
Мы действительно во многом стали еди­ным народом. И это не пропагандистский штамп из недавнего прошлого! Это результат многовековой совместной жизни. Все мы породнились, наша кровь смеша­лась, переплелись судьбы. И эти челове­ческие связи гораздо прочнее и гораздо важнее любых материальных связей. Не учитывать многовековой истории означа­ет повторить трагическую ошибку преж­них властей (которые, говоря о единстве народа, игнорировали национальные нача­ла), но теперь повторить её как бы с обратным знаком, бросив вызов историче­ской общности людей. Поступить так - значит войти в конфликт с десятками миллионов людей, заложить, если хотите, бом­бу, которая когда-то непременно взор­вётся.

«Моя вера началась с молоком матери. Я не помню того времени, когда не хотел бы стать священником. Я надевал специально сшитое (знакомой монахиней) для меня облачение. В три года я уже „служил“, а в пять знал наизусть молебен и панихиду. И хотя мой разум еще не подключался, я жил верой. Однажды в детстве, во время Причастия, я немного потерял ориентир и случайно прошел через Царские врата. Мама, конечно, ахнула, взяла меня за руку, повела после Литургии к настоятелю и сказала:

Батюшка, произошло что-то невероятное. Вот сыночек вышел из Царских врат на солею. Отец на меня так посмотрел, улыбнулся, замахал руками и сказал:

Архиереем будет». Из воспоминаний Кирилла.

Границы и разделения, проведенные через человеческие сердца, обречены на разрушение, как была обречена на разрушение Берлинская стена. Именно поэтому политика радикального суверенитета в наших условиях не может быть осуществлена без огромного риска нанести нравственный ущерб обществу и спровоцировать тягчайшие социальные последствия. В этих условиях наиболее гу­манным, благородным и жизнеспособным было бы добровольное самоограничение государств в осуществлении их суверени­тета. Когда это делается свободно и соз­нательно, без внешнего принуждения и нажима, то такое самоограничение не не­сет в себе ничего оскорбительного для государств. Напротив, свидетельствует об их силе и мудрости руководителей. Исто­рия и современность дают много достой­ных примеров такой мудрости.
Совершенно очевидно, что мудрость эта должна быть в первую очередь проявле­на в области строительства собственных вооруженных сил. Почему? Да потому, что создание полноценных современных армий (не военных формирований, призван­ных обеспечить внутреннюю безопасность и порядок в независимых государствах, а именно армий, находящихся в непосред­ственной близости друг к другу) таит в себе огромную опасность. Ибо граница между армиями - это единственная гра­ница, которая способна превратиться в боевой фронт.
И разделение единой армии беспокоит Церковь опять-таки не из-за геополитиче­ских соображений, не по причине нару­шения военных балансов, а по той причи­не, что разделение это - великая угро­за нашей общей безопасности, угроза, проистекающая от нас самих. Ведь мы - интернациональный народ, и армия наша многонациональная, и вместе служат в ней и наши братья-христиане неправославные, и мусульмане, и будди­сты, и иудеи. Я был бы рад, если выше­сказанное могло выразить чаяние всех ве­рующих людей, их тревогу, озабоченность и надежду. Вот почему я хочу закончить вознесением замечательного многолетия: «Благоденственное и мирное житие, здравие же, и спасение, и во всем благое поспешение подаждь, Господи, богохранимой Стране нашей, властям и воинству ея и сохрани их на многия лета».
Вот так писал в армейском журнале более 20 лет назад в «своей» рубрике «Страничка проповедника» митрополит Смоленский и Калининградский КИРИЛЛ. (Спустя годы, он стал 16-м Святейшим Патриархом Московским и всея Руси).

Тут ведь что ещё важно отметить. Именно в те времена митрополита Кирилла (в миру - Владимир Михайлович Гундяев) назначили Председателем Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии, постоянным членом Священного Синода по должности. А ещё он стал председателем комиссии Священного Синода по возрождению религиозно-нравственного воспитания и благотворительности, членом Синодальной библейской комиссии. И вообще он слыл правой рукой тогдашнего патриарха Алексия П. Почему и избран был на патриарший престол. То есть, читателю должна быть понятной невообразимая для нас грешных занятость этого епископа. Однако ж он нашёл время, чтобы выполнить просьбу редактора никому неизвестного военного ежемесячника. (Возможно, сказалось то, что Кирилл - единственный в мире патриарх-лётчик и потенциальный космонавт. Однажды он заявил на чаепитии, организованном Роскосмосом в Звёздном городке о своем желании полететь в космос. По словам главы Роскосмоса Перминова, в прошлом Патриарх выполнил 19 тренировок на самолёте «МиГ» и осуществлял все фигуры высшего пилотажа).

«Атмосфера в нашей семье была удивительной. Я почти не помню, чтобы папа с мамой ссорились. Это был очень счастливый брак. Думаю, что и атмосфера, царящая дома, и ситуация в школе, сопровождающаяся некоей конфронтацией, — все это и привело меня к принятию решения стать священником. Видя пример деда и отца, я в детстве рос в убеждении, что и мне предстоит пострадать за веру, готовил себя к этой судьбе. Я не был пионером, не вступал в комсомол, больше всего боялся стать соглашателем. Но не стал и диссидентом». Из воспоминаний Кирилла.

«Нам не дано предугадать,/ Как слово наше отзовется,-/ И нам сочувствие дается,/ Как нам дается благодать...». Пришли на ум эти строки Тютчева ещё и потому, что Его Святейшество вряд ли вспомнит тот давнишний свой «военкоровский» эпизод, хотя, говорят, памятью он обладает совершенно неординарной. И даже теоретически нельзя себе представить, в чьи души военных людей (и во сколько?) упали его мудрые слова. Во всяком случае, редакционные сотрудники бывшего журнала «Вестник противовоздушной обороны» будут их долго помнить. А я не забуду до самого смертного своего мгновения…

 

Полковник в отставке Михаил Захарчук.
20 ноября 2016 г.

Комментарии:

Ирина 21.11.2016 в 00:06 # Ответить
Спасибо, Михаил Александрович за интересный очерк. Ни разу и нигде не слышала о космической подготовке Патриарха. Жаль, что он так и не попал ни в один космический экипаж. Очень хорошо, что РПЦ принимает участие в воинских буднях, молится за наших военнослужащих. Совершенно возмутительно, что в 90-е к нам полезло много нечисти, пытающейся составить конкуренцию православной церкви. Секты, с которыми успешно боролись большевики, расплодились по необъятным просторам нашей Родины. Хочется надеяться, что Патриарх Кирилл найдет слова убеждения для заблудившихся в сектантских *сетях* прихожан.
Наталья 21.11.2016 в 19:52 # Ответить
Вообще для себя узнала абсолютно нового человека, честно говоря , многие факты были открытием. Очень интересный материал о потрясающем человеке, спасибо автору!

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
24 мая
пятница
2019

В этот день:

Подлый вояж крымского хана

24 мая 1571 года крымский хан Девлет-Гирей захватил и спалил Москву. В 1570 году на Русь обрушилась чума. Только в Москве от нее умирало в день 600 - 1000 человек. По свидетельству англичанина Дженкинсона, "моровая язва" в России "похитила тогда около 300 тыс. человек". Воспользовавшись этой бедой русских, крымский хан Довлет-Гирей в апреле 1571 года двинулся на Москву с огромной армией (по разным данным, в его войске было от 40 до 200 тыс. головорезов).

Подлый вояж крымского хана

24 мая 1571 года крымский хан Девлет-Гирей захватил и спалил Москву. В 1570 году на Русь обрушилась чума. Только в Москве от нее умирало в день 600 - 1000 человек. По свидетельству англичанина Дженкинсона, "моровая язва" в России "похитила тогда около 300 тыс. человек". Воспользовавшись этой бедой русских, крымский хан Довлет-Гирей в апреле 1571 года двинулся на Москву с огромной армией (по разным данным, в его войске было от 40 до 200 тыс. головорезов).

Истощенная чумой Россия смогла послать на охрану своих южных границ всего 6 тыс. Ратников. Тем не менее, отступающие русские войска укрептлись в Кремле и Китай-городе. Ханские войска принялись грабить посады, а потом подожгли их. Сильно пострадала и центральная часть города, так как "от пожарного зною" взорвались пороховые погреба. Спалив город, ордынцы покинули его, угнав с собой много пленных и увезя награбленное. За этот страшный день пребывания диких орд Девлет-Гирея в Москве население города уменьшилось в 6 раз, ибо много жителей было "задавлено, сгорело, пало от мечей неприятельских или попало в плен".

Девлет-Гирей решил пограбить Москву и на следующий год. Но русские сумели собрать 20-тысячное войско, которое под командование талантливых русских полководцев М. Воротынского, Д. Хворостинина, И. Шуйского, а также казацкого атамана М. Черкашенина разгромили 80-тысячную армаду Девлет-Гирея. Подлый хан еле ноги унес.

 

 

Последний путь Александра Суворова

24 мая 1800 года в Петербурге прошли похороны А. В. СУВОРОВА. Он заболел во время возвращения из своего блистательного Швейцарского похода и 18 мая скончался в Петербурге.

Последний путь Александра Суворова

24 мая 1800 года в Петербурге прошли похороны А. В. СУВОРОВА. Он заболел во время возвращения из своего блистательного Швейцарского похода и 18 мая скончался в Петербурге.

После смерти генералиссимуса пять суток огромные толпы народа осаждали дом на Крюковом канале, в котором он скончался. В последний путь полководца провожали десятки тысяч простых людей, стоявших на всем пути траурной процессии по Садовой улице и Невскому проспекту к Александро-Невской лавре.

Император Павел I встретил кортеж на Невском, снял шапку, перекрестился и заплакал. Под залпы тожественного салюта прах Суворова был опущен в могилу в Благовещенской церкви лавры. На могилу возложили белую мраморную плиту, на которой была высечена краткая надпись: "Здесь лежит Суворов".

Крейсер «Аврора»

24 мая 1900 года на воду был спущен крейсер «Аврора», который вступил в строй в 1903году. Крейсер принимал участие в нескольких войнах XX века и является одним из символов Октябрьской революции. Назван в честь парусного фрегата «Аврора», прославившегося в годы Крымской войны.

Крейсер «Аврора»

24 мая 1900 года на воду был спущен крейсер «Аврора», который вступил в строй в 1903году. Крейсер принимал участие в нескольких войнах XX века и является одним из символов Октябрьской революции. Назван в честь парусного фрегата «Аврора», прославившегося в годы Крымской войны.

В настоящее время находится на вечной стоянке у Петроградской набережной в Санкт-Петербурге и является объектом культурного наследия Российской Федерации

 

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии