RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Петь по-русски!
3 января 2019 г.

Петь по-русски!

Музыкальное Новогоднее поздравление в русском национальном стиле от Лизы Макаровой из Краснодара
Настоящие русские парни
23 мая 2017 г.

Настоящие русские парни

23 мая 1977 года родился и 23 мая 1996 года был растерзан чеченскими бандитами рядовой Евгений Родионов со товарищи
Рождение Новороссии
28 июня 2014 г.

Рождение Новороссии

26 июня 2014 года получил правовой статус Союз Донецкой и Луганской народных республик
Михаил Ножкин: «Не дайте себя оскотинить!»
19 января 2014 г.

Михаил Ножкин: «Не дайте себя оскотинить!»

.19 января 1937 года родился выдающийся поэт-патриот, писатель, киноактер
18 сентября 2014 г.

"Ну, погоди!" Клары Румяновой

10 лет назад 18 сентября 2004 года ушла из жизни самая любимая советской и российской ребятнёй актриса
Главная » Герои нашего времени » Ровесник Октября и сегодня в строю

Ровесник Октября и сегодня в строю

99 - летнюю дату готовится встретить Арсений Дмитриевич МИРОНОВ

Ныне это главный научный сотрудник «Летно-исследовательского института имени М.М. Громова», доктор технических наук, профессор.
Ровесник Октября и сегодня в строю


Летал в качестве инженера, штурмана и лётчика. С 1982 по 1985 год — начальник ЛИИ.
Лауреат двух Государственных премий, кавалер орденов Ленина, Трудового Красного Знамени и Знака Почета, множества медалей. В ЛИИ работает с начала его создания в 1941 году.
… Первый свой полет в качестве инженера - экспериментатора вчерашний студент МАИ совершил в пикирующем бомбардировщике Пе-2, которым управлял тогда уже знаменитый летчик Марк Галлай. Произошло это ровно за три дня до начала войны. Усадили новичка на полу, он держал в руках семь по числу испытуемых режимов самолета картонок и карандаш, а второй более опытный экспериментатор, занимал место стрелка-радиста, держа в руках кинокамеру. Задачу определили такую: на каждой из картонок Арсений должен был зарисовать то, что увидит на верхней поверхности крыла в процессе испытательного полета. Поверхность обклеили тысячью черных шелковинок. Наблюдать надо было за тем, где эти шелковинки начинают топорщиться, указывая зону отрыва потока. Проблема возникла на высоте – перестала работать кинокамера, и потому ответственность новичка многократно возросла. Но он справился на отлично.

Второй экспериментальный полет Миронов выполнял через неделю, когда уже вовсю грохотала война. В перерывах между полетами готовили отправку оборудования в Новосибирск. Со вторым эшелоном туда командировали и Арсения. Там уже было налажено производство истребителей -«яков», и молодому испытателю вменено было в обязанность совмещать сразу две должности – экспериментатора и начальника парашютной службы. Парашютов было семь, они предназначались для молодых летчиков, отправлявшихся на фронт, но Арсеньев настоял: пользоваться ими можно будет только после того, как каждый из них он лично проверит в работе. Это высокое чувство ответственности за порученное дело не покидало его и во время войны, когда на горьковском заводе отказался однажды подписывать протоколы о готовности машины к отправке на фронт, заметив в ней огрехи, из-з чего директор предприятия не только его обвинял в намеренном срыве выпуска продукции, но даже отправлял в Москву. И много позже, в 1968 году, когда, участвуя в расследовании гибели Гагарина, не согласился с официально обнародованными причинами катастрофы. У него и сегодня своя, принципиальная позиция в этом вопросе, от которой он отступать не собирается:

- Что бы ни говорили о неготовности первого космонавта к этому полету, скажу прямо: Гагарин ни за что не мог отвечать – в данной ситуации он был курсантом. Когда вы учитесь управлять автомобилем, вы отвечаете за безопасность, или эта обязанность лежит на инструкторе? А инструктором у него в полете был Серегин. Но и его трудно обвинять. Сегодня я остаюсь наиболее информированным в этом деле человеком. И то, что и сейчас нет полной правды об этом, пусть останется на совести тех, кто ее скрывает. А правда такова: безобразие в подготовке полета всех задействованных в нем служб. Ни одна катастрофа не бывает по одной причине. Ей сопутствует сочетание в разной степени различных причин.

Оглядывая с высоты своих долгих лет прожитое, Арсений Дмитриевич говорит, что: самым главным для него всегда была его любимая работа. «Даже, когда попадал под горячую руку высоких должностных лиц, грозивших чуть ли не увольнением, на другой день я восстанавливался и продолжал делать дело всей моей жизни».

Однажды таким высоким лицом был Дмитрий Федорович Устинов. Дело было в 1972 году, когда Арсений Дмитриевич вошел в состав комиссии по расследованию громкой авиакатастрофы, в причине которой до сих пор нет полной ясности. Ночью при заходе на посадку в Шереметьево пассажирский Ил 62 врезался в землю на берегу Нерского озера (Дмитровский район), похоронив 174 человека. Правительственную комиссию как раз и возглавил в то время секретарь ЦК КПСС, курировавший оборонку, Дмитрий Устинов. Среди членов комиссии были и представители ЛИИ им. М, М, Громова: начальник института Виктор Уткин и его зам Арсений Миронов. Режим работы расследователей был жестким: все для обсуждения собирались на базе Гос НИИ гражданской авиации в 8–9 часов вечера, а расходились к трем-четырем утра.

Ошибки экипажа установили сразу. Группа анализа и расшифровки «черного ящика», руководителем которой был Миронов, сосредоточилась на попытке хоть как-то восстановить записи регистратора. Надо было хоть что-то выудить из скудной информации жеваных кусков пленки, сильно поврежденной при падении самолета. Все же удалось расшифровать отдельные сохранившиеся фрагменты. Благодаря им удалось построить траекторию последних километров полета. С ней и пришли на очередной где-то около полуночи.

- Сначала докладывала штурманская группа, - вспоминает Арсений Дмитриевич. - Она предъявила, подготовленные ею плакаты, где фигурировали и наши кусочки траектории. Потом наступила моя очередь для доклада. Когда Устинов вызвал меня, я, резонно считая, что штурманская группа вполне внятно изложила ситуацию, решил не повторяться. Бурную реакцию Устинова, мне, кажется, не удастся забыть до конца жизни. Обратившись к сидевшему в первом ряду министру авиапрома Дементьеву он, заявил: «Пётр Васильевич, кому вы поручили заниматься расследованием? Он ведь совершенно неграмотный человек! Неужели в вашем ведомстве нет более умных специалистов?».

Вот тогда-то Миронов и решил, что теперь дни пребывания в ЛИИ, в котором он трудился со дня его основания, сочтены, тем более что масла в огонь подлил и министр. Он выдал многоэтажное непечатное обращение по адресу провинившегося. Те, кто с Дементьевым был знаком, до сих пор вспоминают, что по части этого искусства тот был неподражаемым мастером. Но когда зал уже опустел, министр, хорошо знавший истинную цену Миронову, подошел к нему и, взяв того под руку, тихо и доверительно произнес: «Ты, пожалуйста, на меня не обижайся – так было надо…».
- Вы, Арсений Дмитриевич, отдавший три четверти века авиации, верите в то, что можно оживить наш гражданский авиапром?
- Объективно это очень трудно. Потому что при массовом производстве любое изделие обходится производителю дешевле. А когда мы в год выпускаем по три самолета, то все накладные расходы ложатся на эту тройку. Но самое обидное – кадры бегут. А рядовые самолетостроители – это бесценный фонд, причем весьма специфический. Помимо поистине золотых рук, в их головах заложена и ответственность за качество, которое так необходимо при производстве воздушных судов. А вместо этого мы помогли организовать рабочие места для кадров не только «Боинга» и «Эйрбаса», но и, по сути, создали и бразильский, и канадский авиапром. Все это - выше моего понимания.
- Вы поддерживаете голоса тех, кто сначала снизу, а теперь и сверху – ратует за восстановление МГА?
- Я бы ответил так: я поддерживаю тех, кто ратует за создание Минавиапрома. Но и МГА бы не помешало – нужен единый орган, заказывающий гражданскую авиатехнику.

- Как вы отнеслись к провалившейся, в конце концов, идее наших топ-менеджеров от авиации привлечь в кабины российских самолетов иностранных пилотов? Вы верите в то, что у нас был дефицит своих? Как выясняется многие ребята, окончивши е летные училища, месяцами, а то и годами не могли устроиться на работу. Существует даже такой анахронизм: выпускники, подавшие документы в авиакомпании, чуть ли не по три года находятся на «листе ожидания».
- Это было и непатриотично, и не нужно. В старое советское время существовало понятие планирования. Исходными цифрами были, скажем, такие: если через два года ожидается такое-то количество новых самолетов, то необходимо для их обслуживания выпустить в два раза больше пилотов.
- Дайте совет тем, кто хочет дожить до вашего возраста.
- Стараться избегать вредных привычек. Я курил только во время войны в госпитале, когда выдавали по пачке «Казбека» в сутки. Поначалу ее отдавал коллегам, но лежавшие рядом полковники заметили: «Ну, ты даешь! Кури сам!» Пить – пил, но только по поводу и немного. Что посоветовать молодежи? Я, конечно, не философ, но повторюсь: самым главным в жизни всегда должно быть дело. Я бы посоветовал начинающим самостоятельную жизнь: не глядеть на первый признак благополучия – зарплату, а искать интересную работу. Ту, которую без оглядки можно назвать своей судьбой……

 

Анатолий Журин
5 ноября 2016 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
19 мая
воскресенье
2019

В этот день:

День рождения летчика Сухомлина

19 мая 1911 года родился Иван Моисеевич Сухомлин, заслуженный летчик–испытатель СССР, Герой Советского Союза.

День рождения летчика Сухомлина

19 мая 1911 года родился Иван Моисеевич Сухомлин, заслуженный летчик–испытатель СССР, Герой Советского Союза.

В 1937 — 1943 годах провел государственные испытания гидросамолетов Че–2, МБР–7, АНТ–44, Бе–4, МДР–7. В 1954 — 1973 годах — военного самолета Ту–126, бомбардировщика Ту–95, пассажирского Ту–114 и их модификаций. Установил 42 мировых авиационных рекорда (из них 5 — вторым пилотом).

Родился Николай Скоморохов

19 мая 1920 года родился Николай Михайлович СКОМОРОХОВ, летчик-истребитель, дважды Герой Советского Союза. Рядовым лётчиком Н. М. Скоморохов начал воевать в декабре 1942 года, а уже в январе 1943 года одержал первую победу над врагом. Всего сбил 46 фашистских самолетов (плюс 8 в группе)

Родился Николай Скоморохов

19 мая 1920 года родился Николай Михайлович СКОМОРОХОВ, летчик-истребитель, дважды Герой Советского Союза. Рядовым лётчиком Н. М. Скоморохов начал воевать в декабре 1942 года, а уже в январе 1943 года одержал первую победу над врагом. Всего сбил 46 фашистских самолетов (плюс 8 в группе)

Воевал в составе 5-й и 17-й воздушной армии на Закавказском, Северо-Кавказском, Юго-Западном и 3-м Украинском фронтах. Принимал, участие в обороне и освобождении Кавказа, освобождении Украины, Молдавии, Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии, разгроме врага на территории Австрии.

В боях за город Будапешт капитан Скоморохов Н. М. сбил 2 самолёта из «бриллиантовой эскадры» гитлеровских военно-воздушных сил. Неоднократно сбивал по 2 и по 3 вражеских самолётов в одном бою.

Всего во время Великой Отечественной войны Н. М. Скоморохов совершил 605 боевых вылетов, провёл более 130 воздушных боёв, сбил лично 46 фашистских самолётов и 8 самолётов в группе (7-й результат в списке советских асов-истребителей), а также уничтожил на земле 3 бомбардировщика противника. Сам Скоморохов ни разу не был ранен, его самолёт не горел, не был сбит.

Организация юных патриотов

19 мая 1922 года образована пионерская организация Страны Советов. Уже к 1925 году ее численность составляла полтора миллиона детей. Главной задачей организации было патриотическое воспитание юных граждан.

Дотянулись до Венеры

19 мая 1961 года советский беспилотный космический аппарат Венера-1 впервые в истоии человечества достиг окрестностей Венеры.

Дотянулись до Венеры

19 мая 1961 года советский беспилотный космический аппарат Венера-1 впервые в истоии человечества достиг окрестностей Венеры.

Вообще-то «Венера-1» на самом деле должна была бы называться «Венерой-2», так как это был дубль неудавшегося пуска. Первая ракета стартовала к Венере 4 февраля 1961 года.


Тогдашний руководитель Центра подготовки космонавтов Николай Каманин в своем дневнике записал: "4 февраля. Первый старт ракеты на Венеру состоялся точно в 4:18 по московскому времени. За два часа до восхода солнца я стоял на открытой площадке в 800 метрах от старта и наблюдал, как под ракетой с нарастающим шумом разрасталось море пламени. Зрелище было исключительно красивым. На 119 секунде полета отделилась первая ступень. Ракета простым глазом наблюдалась более четырех минут. Инверсионный след ракеты на высоте более 100 километров был освещен Солнцем. Телеметрия и все измерительные пункты работали нормально. 4-я ступень отделилась от 3-й, но команда на запуск двигателя 4-й ступени не прошла, и двигатель не запустился. В космосе появился "великий немой" - самый большой спутник Земли (весом в 8 тонн), но без радиосвязи. Оставаясь внутри 4-й ступени со свернутыми антеннами, он не мог передавать и принимать радиосигналы.

Через два часа после запуска собралась комиссия. Решали - объявлять об этом пуске или нет. Большинство, в том числе и я, высказались за немедленное опубликование сообщения о запуске. Учитывая политическую ситуацию и то, что за рубежом все равно обнаружат этот спутник, мы полагали целесообразным дать объяснение появления нового большого спутника, не раскрывая истинную цель запуска. Глушко предложил удачный вариант официального сообщения: "С целью отработки запуска более мощного космического корабля выведен на орбиту новый спутник, с помощью которого в течение первого же витка получены все необходимые телеметрические измерения". Королев и некоторые другие члены комиссии высказали свои сомнения в целесообразности публикации сообщения о пуске, но им возразили, что этот спутник за границей могут окрестить разведчиком или еще хуже - будут писать о неудачном запуске человека.

10 февраля. Вчера в 11:00 вылетел из Москвы в Тюра-Там. В 23:00 собралась комиссия и приняла решение о втором пуске ракеты с АМС на Венеру. Установлено, что при пуске 4 февраля отказал умформер 4-й ступени ракеты, который не был загерметизирован. На данной ракете умформер загерметизировали, других изменений не делали».

12 февраля в 7 часов 04 минуты 35 секунд стартовала ракета-носитель 8К78, на которой нормально отработали все четыре ступени. Вторая станция 1ВА была наконец-то выведен на межпланетную траекторию.

В 9 часов 17 минут НИП-16 из Евпатории торжествующе доложил, что первый сеанс дальней связи идет нормально. Второй сеанс в 16 часов 23 минуты подтвердил, что мы действительно запустили аппарат к Венере, - вспоминал Борис Черток. - Баллистики из Московского баллистического центра, собрав все данные, заявили, что потребуется коррекция, и если она пройдет нормально, то вымпел Советского Союза будет доставлен на Венеру!

Собравшись на завтрак после бессонной ночи в нашей столовой «люкс», мы решили столь историческое событие отметить «по маленькой». Королев повеселел и объявил: "До поверхности Венеры дойдет только вымпел, имеющий теплозащиту. Гнев Зевса должен обрушиться на тех, кто подписал акт о снаряжении АМС вымпелом. Документ подписали мы с Борисом. Так выпьем еще «по маленькой», чтобы Зевс нас простил". Под смех и шутки все с удовольствием поддержали этот тост...Через три месяца мы узнали, что станция «не попала» в Венеру, а прошла мимо. Но недалеко. И это была большая победа! Данные, полученные «Венерой-1» позволили нашим ученым создать автоматические станции, способные достичь поверхности планеты.

«Венера-1» прошла на расстоянии около 100 тысяч километров от Венеры и вышла на орбиту спутника Солнца. Радиосвязь с этой станцией продолжалась до тех пор, пока расстояние до Земли не превысило 3 миллиона километров. Основными задачами станции "Венера-1" являлись проверка методов вывода космических объектов на межпланетную трассу, отработка сверхдальней радиосвязи и управления станцией, проведение физических исследований в космосе.

Первый космический почтальон

19 мая 2000 года ушел из земной жизни лётчик-космонавт СССР № 15, полковник ВВС, Герой Советского Союза (1969) Евгений Васильевич Хрунов, который впервые в истории космонавтики доставил на орбиту письма товарищам, несшим службу на станции. Он же единственный космонавт, участвовавший в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии