RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Барнаул: судят за Православие
26 июля 2016 г.

Барнаул: судят за Православие

27 июля 2016 года состоится суд над православным детским воспитателем Лапкиным Игнатием Тихоновичем
Профессор оказался бойцом
10 сентября 2013 г.

Профессор оказался бойцом

Полицейские применили физическое и моральное насилие к 79-летнему Александру Куликову, но он не сдался
Казачья традиция
15 октября 2015 г.

Казачья традиция

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл провел встречу с казачьими атаманами России
Не воруйте чебуреки!
14 февраля 2014 г.

Не воруйте чебуреки!

Если «слуга народа», то есть чиновник, украл миллионы, то это экономическое преступление, которое прощается, зато простого человека могут упечь на 10 лет за пять чебуреков
Подвиг священника
31 мая 2014 г.

Подвиг священника

Настоятель Свято-Никольского храма Владимир Марецкий: современное украинское гестапо практикует пытки как и во времена Гитлера
Главная » Герои нашего времени » Ровесник Октября и сегодня в строю

Ровесник Октября и сегодня в строю

99 - летнюю дату готовится встретить Арсений Дмитриевич МИРОНОВ

Ныне это главный научный сотрудник «Летно-исследовательского института имени М.М. Громова», доктор технических наук, профессор.
Ровесник Октября и сегодня в строю


Летал в качестве инженера, штурмана и лётчика. С 1982 по 1985 год — начальник ЛИИ.
Лауреат двух Государственных премий, кавалер орденов Ленина, Трудового Красного Знамени и Знака Почета, множества медалей. В ЛИИ работает с начала его создания в 1941 году.
… Первый свой полет в качестве инженера - экспериментатора вчерашний студент МАИ совершил в пикирующем бомбардировщике Пе-2, которым управлял тогда уже знаменитый летчик Марк Галлай. Произошло это ровно за три дня до начала войны. Усадили новичка на полу, он держал в руках семь по числу испытуемых режимов самолета картонок и карандаш, а второй более опытный экспериментатор, занимал место стрелка-радиста, держа в руках кинокамеру. Задачу определили такую: на каждой из картонок Арсений должен был зарисовать то, что увидит на верхней поверхности крыла в процессе испытательного полета. Поверхность обклеили тысячью черных шелковинок. Наблюдать надо было за тем, где эти шелковинки начинают топорщиться, указывая зону отрыва потока. Проблема возникла на высоте – перестала работать кинокамера, и потому ответственность новичка многократно возросла. Но он справился на отлично.

Второй экспериментальный полет Миронов выполнял через неделю, когда уже вовсю грохотала война. В перерывах между полетами готовили отправку оборудования в Новосибирск. Со вторым эшелоном туда командировали и Арсения. Там уже было налажено производство истребителей -«яков», и молодому испытателю вменено было в обязанность совмещать сразу две должности – экспериментатора и начальника парашютной службы. Парашютов было семь, они предназначались для молодых летчиков, отправлявшихся на фронт, но Арсеньев настоял: пользоваться ими можно будет только после того, как каждый из них он лично проверит в работе. Это высокое чувство ответственности за порученное дело не покидало его и во время войны, когда на горьковском заводе отказался однажды подписывать протоколы о готовности машины к отправке на фронт, заметив в ней огрехи, из-з чего директор предприятия не только его обвинял в намеренном срыве выпуска продукции, но даже отправлял в Москву. И много позже, в 1968 году, когда, участвуя в расследовании гибели Гагарина, не согласился с официально обнародованными причинами катастрофы. У него и сегодня своя, принципиальная позиция в этом вопросе, от которой он отступать не собирается:

- Что бы ни говорили о неготовности первого космонавта к этому полету, скажу прямо: Гагарин ни за что не мог отвечать – в данной ситуации он был курсантом. Когда вы учитесь управлять автомобилем, вы отвечаете за безопасность, или эта обязанность лежит на инструкторе? А инструктором у него в полете был Серегин. Но и его трудно обвинять. Сегодня я остаюсь наиболее информированным в этом деле человеком. И то, что и сейчас нет полной правды об этом, пусть останется на совести тех, кто ее скрывает. А правда такова: безобразие в подготовке полета всех задействованных в нем служб. Ни одна катастрофа не бывает по одной причине. Ей сопутствует сочетание в разной степени различных причин.

Оглядывая с высоты своих долгих лет прожитое, Арсений Дмитриевич говорит, что: самым главным для него всегда была его любимая работа. «Даже, когда попадал под горячую руку высоких должностных лиц, грозивших чуть ли не увольнением, на другой день я восстанавливался и продолжал делать дело всей моей жизни».

Однажды таким высоким лицом был Дмитрий Федорович Устинов. Дело было в 1972 году, когда Арсений Дмитриевич вошел в состав комиссии по расследованию громкой авиакатастрофы, в причине которой до сих пор нет полной ясности. Ночью при заходе на посадку в Шереметьево пассажирский Ил 62 врезался в землю на берегу Нерского озера (Дмитровский район), похоронив 174 человека. Правительственную комиссию как раз и возглавил в то время секретарь ЦК КПСС, курировавший оборонку, Дмитрий Устинов. Среди членов комиссии были и представители ЛИИ им. М, М, Громова: начальник института Виктор Уткин и его зам Арсений Миронов. Режим работы расследователей был жестким: все для обсуждения собирались на базе Гос НИИ гражданской авиации в 8–9 часов вечера, а расходились к трем-четырем утра.

Ошибки экипажа установили сразу. Группа анализа и расшифровки «черного ящика», руководителем которой был Миронов, сосредоточилась на попытке хоть как-то восстановить записи регистратора. Надо было хоть что-то выудить из скудной информации жеваных кусков пленки, сильно поврежденной при падении самолета. Все же удалось расшифровать отдельные сохранившиеся фрагменты. Благодаря им удалось построить траекторию последних километров полета. С ней и пришли на очередной где-то около полуночи.

- Сначала докладывала штурманская группа, - вспоминает Арсений Дмитриевич. - Она предъявила, подготовленные ею плакаты, где фигурировали и наши кусочки траектории. Потом наступила моя очередь для доклада. Когда Устинов вызвал меня, я, резонно считая, что штурманская группа вполне внятно изложила ситуацию, решил не повторяться. Бурную реакцию Устинова, мне, кажется, не удастся забыть до конца жизни. Обратившись к сидевшему в первом ряду министру авиапрома Дементьеву он, заявил: «Пётр Васильевич, кому вы поручили заниматься расследованием? Он ведь совершенно неграмотный человек! Неужели в вашем ведомстве нет более умных специалистов?».

Вот тогда-то Миронов и решил, что теперь дни пребывания в ЛИИ, в котором он трудился со дня его основания, сочтены, тем более что масла в огонь подлил и министр. Он выдал многоэтажное непечатное обращение по адресу провинившегося. Те, кто с Дементьевым был знаком, до сих пор вспоминают, что по части этого искусства тот был неподражаемым мастером. Но когда зал уже опустел, министр, хорошо знавший истинную цену Миронову, подошел к нему и, взяв того под руку, тихо и доверительно произнес: «Ты, пожалуйста, на меня не обижайся – так было надо…».
- Вы, Арсений Дмитриевич, отдавший три четверти века авиации, верите в то, что можно оживить наш гражданский авиапром?
- Объективно это очень трудно. Потому что при массовом производстве любое изделие обходится производителю дешевле. А когда мы в год выпускаем по три самолета, то все накладные расходы ложатся на эту тройку. Но самое обидное – кадры бегут. А рядовые самолетостроители – это бесценный фонд, причем весьма специфический. Помимо поистине золотых рук, в их головах заложена и ответственность за качество, которое так необходимо при производстве воздушных судов. А вместо этого мы помогли организовать рабочие места для кадров не только «Боинга» и «Эйрбаса», но и, по сути, создали и бразильский, и канадский авиапром. Все это - выше моего понимания.
- Вы поддерживаете голоса тех, кто сначала снизу, а теперь и сверху – ратует за восстановление МГА?
- Я бы ответил так: я поддерживаю тех, кто ратует за создание Минавиапрома. Но и МГА бы не помешало – нужен единый орган, заказывающий гражданскую авиатехнику.

- Как вы отнеслись к провалившейся, в конце концов, идее наших топ-менеджеров от авиации привлечь в кабины российских самолетов иностранных пилотов? Вы верите в то, что у нас был дефицит своих? Как выясняется многие ребята, окончивши е летные училища, месяцами, а то и годами не могли устроиться на работу. Существует даже такой анахронизм: выпускники, подавшие документы в авиакомпании, чуть ли не по три года находятся на «листе ожидания».
- Это было и непатриотично, и не нужно. В старое советское время существовало понятие планирования. Исходными цифрами были, скажем, такие: если через два года ожидается такое-то количество новых самолетов, то необходимо для их обслуживания выпустить в два раза больше пилотов.
- Дайте совет тем, кто хочет дожить до вашего возраста.
- Стараться избегать вредных привычек. Я курил только во время войны в госпитале, когда выдавали по пачке «Казбека» в сутки. Поначалу ее отдавал коллегам, но лежавшие рядом полковники заметили: «Ну, ты даешь! Кури сам!» Пить – пил, но только по поводу и немного. Что посоветовать молодежи? Я, конечно, не философ, но повторюсь: самым главным в жизни всегда должно быть дело. Я бы посоветовал начинающим самостоятельную жизнь: не глядеть на первый признак благополучия – зарплату, а искать интересную работу. Ту, которую без оглядки можно назвать своей судьбой……

 

Анатолий Журин
5 ноября 2016 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
18 июля
четверг
2019

В этот день:

Народное ополчение 1812 года

18 июля 1812 года император Александр Первый издал манифест о создании народного ополчения для борьбы против Наполеона. Манифест закреплял уже сложившуюся практику инициативного формирования партизанских отрядов в помощь регулярным полкам для борьбы с наполеоновскими оккупантами.

Народное ополчение 1812 года

18 июля 1812 года император Александр Первый издал манифест о создании народного ополчения для борьбы против Наполеона. Манифест закреплял уже сложившуюся практику инициативного формирования партизанских отрядов в помощь регулярным полкам для борьбы с наполеоновскими оккупантами.

 В 16 центральных губерниях России и 4 губерниях Малороссии во исполнение манифеста были сформированы дружины народного ополчения. Их основной контингент сотавляли крепостные крестьяне, которых принимали только с ведома помещика. Всего было собрано около 400 000 ополченцев, которые сыграли значительную роль в разгроме наполеоновских войск.

Реактивный таран летчика Куляпина

18 июля 1981 года заместитель командира авиационной эскадрильи по политической части капитан В. А. Куляпин над территорией Закавказского военного округа таранным ударом Су-15 сбил самолет-нарушитель Государственной границы CL-44, который вошёл в штопор и упал в двух километрах от границы.

Реактивный таран летчика Куляпина

18 июля 1981 года заместитель командира авиационной эскадрильи по политической части капитан В. А. Куляпин над территорией Закавказского военного округа таранным ударом Су-15 сбил самолет-нарушитель Государственной границы CL-44, который вошёл в штопор и упал в двух километрах от границы.

 Экипаж погиб. Таран завершился благополучно для советского летчика. За этот подвиг он был награжден орденом Красного Знамени.

Это был второй случай реактивного тарана в мировой практике. Впервые это сделал 28 ноября 1973 года капитан Геннадий Николаевич ЕЛИСЕЕВ.

 

28 ноября 1973 года системы ПВО Закавказского военного округа зафиксировали нарушение Государственной границы. На перехват цели отправился МиГ-21, за штурвалом которого был 35-летний капитан Геннадий Николаевич Елисеев. Нарушителем оказался американский Фантом RF-4C с иранскими опознавательными знаками. Экипаж самолёта, как впоследствии выяснилось, составляли американский полковник Джон Сондерс и иранский офицер Мохаммад Шокуния. Выйдя на дистанцию прицельной стрельбы, Елисеев выпустил по нарушителю две ракеты Р-3С, но Фантом применил тепловые ловушки, и ракеты, захватив их, пролетели в 30 метрах от самолёта и самоликвидировались. Тогда Елисеев решился на таран. Оба самолета взорвались. Катапультироваться Елисееву не удалось, а оба вражеских пилота оказались более удачливыми. Они катапультировались и были задержаны пограничниками. Генндию Николаевичу Елисееву было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Валентин Куляпин, конечно, знал об этом случае. «Я учился на третьем курсе Высшего военного лётного училища, когда услышал о таране капитана Елисеева, - рассказывал впоследствии Валентин Александрович. - Мы все, 19-летние, в те дни спрашивали друг у друга: "А ты бы смог ?" Я тогда промолчал - что толку, находясь в безопасности, толковать о подвиге ? Но про себя решил: Елисеев оставил нам, молодым, завет научиться искусству тарана на реактивном самолёте. Так когда-то Нестеров своей героической гибелью передал русским авиаторам завет сделать открытый им рискованный приём оружием в войне с врагом, и более 600 советских лётчиков - наследников Нестерова - насчитывает сегодня история авиации».

Нужно сказать, что у реактивного сверхзвукового самолёта нет разящего винта и мощных плоскостей - крыльев. Таран казался на нём технически невозможным, тем более после гибели лётчика Елисеева. И всё же через 8 лет капитан Валентин Куляпин на сверхзвуковом реактивном самолёте совершил второй такой таран, уничтожив самолёт, вторгшийся в воздушное пространство СССР.

18 Июля 1981 года Государственную границу СССР на территории Армении нарушил транспортный самолёт Канадэр CL-44 аргентинской авиакомпании со швейцарским экипажем, перевозивший контрабандой партию оружия в Иран. На перехват были подняты 2 пары истребителей Су-15ТМ. Не обнаружив цели и израсходовав всё горючее, они вернулись на аэродром. Тогда на цель был наведён Валентин Куляпин. Ему была поставлена задача посадить нарушитель на нашей территории. Обнаружив самолёт - нарушитель на высоте 11000 метров, он сблизился с ним и пошёл параллельным курсом. Куляпин стал подавать нарушителю знаки следовать за собой. Тот не реагировал и продолжал лететь в направлении границы. Тогда с КП поступила команда - "Нарушителя сбить !".
Су-15ТМ Куляпина был вооружён ракетами дальнего радиуса действия Р-98М. Для их пуска дистанция была недостаточной, а сделать новый заход для атаки уже не хватало времени - нарушитель приближался к границе. Тогда Куляпин решил таранить. Он сблизился с самолётом - нарушителем и со второй попытки нанёс удар фюзеляжем по правому стабилизатору транспортника. После этого Куляпин катапультировался, а CL-44 вошёл в штопор и упал в двух километрах от границы. Экипаж погиб.

За этот подвиг Валентин Александрович был представлен командованием полка к званию Героя Советского Союза, но... получил орден Красного Знамени.

Больше никто во всем мире не решился повторить подвиг капитана Елисеева.

Маршал артиллерии Казаков

18 июля 1898 года родился Василий Иванович Казаков (ум. 1968), советский военачальник, Герой Советского Союза, маршал артиллерии.

Маршал артиллерии Казаков

18 июля 1898 года родился Василий Иванович Казаков (ум. 1968), советский военачальник, Герой Советского Союза, маршал артиллерии.

 

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии