RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Приштина: русский десант против НАТО
11 июня 2015 г.

Приштина: русский десант против НАТО

В ночь с 11 на 12 июня 1999 года современная Россия впервые показала Североатлантическому альянсу, что имеет волю на принятие самостоятельных решений
Умиротворение после Хатыни
8 мая 2014 г.

Умиротворение после Хатыни

Европа предлагает Малороссии и Новороссии сесть за стол переговоров с фашистами
Наш человек в Палестине
6 февраля 2014 г.

Наш человек в Палестине

Активный автор РГК Анатолий Елдашев недавно был принят в действительные члены Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО).
Фашистский тупик США
25 мая 2014 г.

Фашистский тупик США

Несмотря на выборы 25 мая бандеровский путч в Киеве обречён, как обречена и американская политика разжигания войны на границе с Россией
Анатолий Степанов награжден медалью апостола Петра
15 апреля 2016 г.

Анатолий Степанов награжден медалью апостола Петра

14 апреля 2014 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий (Судаков) вручил главному редактору «Русской народной линии» Анатолию Дмитриевичу Степанову епархиальную награду - серебряную медаль святого первоверховного апостола Петра.
Главная » Герои нашего времени » Бездомный (?) хор

Бездомный (?) хор

Очередное выступление Кубанского казачьего хора в Кремлёвском дворце 28 и 29 октября 2016 года вызвало, как правило, восторженные отклики наших читателей и авторов

Публикуем далеко не юбилейные заметки известного литературного критика и прозаика Петра Ивановича Ткаченко.
Бездомный (?) хор

 

Выступление Государственного академического Кубанского казачьего хора в Москве всегда, по давно устоявшейся традиции, становилось событием в культурной жизни столицы. Причём, не только для выходцев из Кубани, но прежде всего для самих москвичей. Так происходит, видимо, потому, что каждое выступление прославленного коллектива воочию демонстрировало то, из какого многообразия и разноцветия локальных культур складывается неповторимое богатство единой российской культуры.

Очередное выступление Кубанского казачьего хора в Кремлёвском дворце 28 и 29 октября было приурочено к 205-летию коллектива, продолжающего традиции Войскового певческого хора, созданного в 1811 году.

Колокольный звон в начале концерта, красочное убранство сцены со всевозможными подсветками, тематическими изображениями и хрониками на заднем плане, пёстрые, богатые, красивые костюмы хористов – уже только это пробуждало в душе торжественность и ожидание праздника. Но по мере развёртывания сценического действа, эта торжественность потихоньку таяла.

Надо сказать, что в последние годы как считается, лучший народный коллектив страны – Государственный академический Кубанский казачий хор переживает то ли репертуарный кризис, то ли находится в поиске оптимального соотношения песни народной и авторской, довольно долгое время его не находя. Такая дилемма, для академического народного хора несуществующая, в Кубанском казачьем хоре возникла тогда, когда его художественный руководитель Виктор Гаврилович Захарченко, как композитор, уверовал в то, что рамки народной песни стали для него «тесными». Это обстоятельство непременно отмечалось в буклетах о хоре. Видимо, с уверенностью в том, что такая личная творческая «проблема» художественного руководителя для академического народного хора является благом… Когда Кубанский казачий хор стал приезжать в Москву, по сути, без народных песен, удивляя этим москвичей, я вынужден был выступить в защиту народной песни и прославленного коллектива на страницах «Новой газеты Кубани». И надо отдать должное художественному руководителю – репертуарная политика хора стала заметно изменяться. Было найдено если и не оптимальное соотношение народной и авторской песни, то, во всяком случае, народная песня перестала изгоняться со сцены и потихоньку вернулась в репертуар хора.

Но такое если не извинительное, то понятное репертуарное шатание в предшествующие, трудные для культуры годы, преодолеть окончательно так и не удалось. Нынешнее выступление, посвящённое 205-летию хора, и особенно выступление 29 октября является убедительным тому свидетельством.

Только к десятому номеру программы, на сцене, наконец-то, появилась народная песня. Талантливый солист Дмитрий Селезнёв исполнил песню «Взяв бы я бандуру…». Причём, исполнил её именно в той традиции, в какой она жила в репертуаре хора в его лучшие времена… И в полную меру народная стихия прорвалась со сцены, когда солист Дмитрий Беседин проникновенно, кажется, с предельным трагизмом исполнил песню «За Сибиром сонцэ сходэ…» - о народном герое Кармалюке.

К этой песне последовал довольно обширный комментарий художественного руководителя, из которого младое племя узнало, наконец-то, как стать героем, так же, как стал народным героем Кармалюк: всё у богатых отбирал, а бедным раздавал… Не знаю, в какой мере молодые люди (а их на концертах было довольно много) восприняли это как образное представление (не песню, а комментарий к ней), или как призыв к действию…

Концерт в два отделения содержал полтора десятка авторских песен, то есть на стихи русских поэтов. А. Пушкина «Как ныне сбирается вещий Олег отмстить неразумным хазарам…», М.Лермонтова «Бородино». И тут я должен оговориться: я вовсе не против авторских песен в репертуаре народного хора. Ну исполняет же хор уже давно действительно удачную песню на стихи А.К. Толстого «Ой, стога, стога…». Правда, на этот раз было объявлено, что это – песня на стихи «графа Толстого». И хотя все Толстые в русской литературе были графьями, только один представляется как «граф Толстой». Это – Л.Н. Толстой. А потому зрители ушли с концерта уверенные в том, что замечательная песня «Ой, стога, стога…» является песней Л.Н. Толстого.

В этом, юбилейном выступлении хора прозвучали песни на стихи наших современников: Ю. Кузнецова, Н.Зиновьева, А.Плитченко, которых, их творчество, так уж сложилось, я хорошо знал. Юрия Кузнецова – с его первой книги «Гроза» (Краснодар, 1966). Познакомился с ним сорок лет назад в Блоковском Шахматове. Получал от него его книги и письма. Николаю Зиновьеву готовил и издавал его первую московскую книжку «Дни, дарованные свыше». Помнятся стихи и долгие беседы с однокурсником по Литературному институту Александром Плитченко в сквере института у памятника А. Герцену. То есть, это поэты первой величины. И у каждого из них, несомненно, есть стихи, которые могли бы стать песнями. Но в репертуаре Кубанского хора почему-то оказались стихи, на мой взгляд, самые непесенные…

В нынешних московских выступлениях хора сказалась и ещё одна особенность, ранее так сильно не проявлявшаяся. Вместо народных песен появились авторские, стилизованные «под кубанские» или вообще под «народные», то есть, по сути, псевдонародные. Такие как «Ах судьба, моя судьба» на стихи А. Костюка, известные из репертуаров других коллективов. А на стихи О. Сергань даже две песни: «Дай опомныця, кукушка…» и «Белый тополь, белый клён». Почему так, неведомо. Но ясно одно: на пути народной песни к зрителю появилась ещё одна преграда, которую далеко не всякий зритель может распознать…

Особенностью концерта 29 октября стало то, что довольно многие песенные номера сопровождались комментариями лекционного характера самого художественного руководителя. О том, чтобы люди не предавались страстям и верили в Бога. И зрители, потупив очи и сгорая от стыда, видимо, осознавая всё своё ничтожество и греховность, слушали назидательные, сбивчивые речи маэстро, чрезмерно пространные. Хотя, справедливости ради, надо сказать, что были в этих монологах художественного руководителя довольно дельные соображения. Скажем, о большом значении народных песен в жизни народа, и что их надо хранить…

В антракте я заметил, что люди уходят с концерта. Таких уходящих было довольно много, чтобы не обратить на них внимание. На выходе у женщин средних лет, молодыць, я спросил, почему они уходят. Ответ был таков: «Потому, что он лекцию устроил, а не выступление хора».

Удивила чрезмерная насыщенность программы гимнами: гимн русского народа («Боже, царя храни»), гимн Кубани («Ты Кубань, ты наша родина»), в конце – гимн Российской Федерации. Зрители нерешительно соображали – при каком гимне вставать, а при каком нет. Часть людей вставала, часть одёргивала их. Словом, с гимнами произошёл перебор. Программу явно «перегимнили», как могут сказать разве что кубанцы…

Будь только этот перекос в репертуаре, с явным предпочтением авторской песни, я не стал бы публично высказывать своё впечатление от последнего выступления хора. Если бы не одно обстоятельство. А оно оказалось – мировоззренческого и даже идеологического порядка.

Среди плясовых номеров, явно неудачных, с некубанскими, а скорее горскими мотивами и элементами, был в программе и «Кубанский пляс» - танец с плётками, нагайками. Почему пластуны, как известно, пешие, а не конные казаки, с нагайками, которые им, вроде бы ни к чему – пусть об этой точности или неточности судят историки. Меня же поразило то, что номер предварялся, надо полагать пословицей: «Казак без нагайки, что монах без молитвы». Но такой пословицы в локальной кубанской культуре нет. Могу это свидетельствовать как составитель трёх изданий «Кубанских пословиц и поговорок». И не могло быть. Так как обозвали казаков «нагаечниками» ретивые революционеры после первой русской революции в самом начале миновавшего революционного ХХ века. Для унижения и дискредитации русского народа и его наиболее активной, как говорят, пассионарной части – казачества. Мешавшей установлению революционного анархизма. Это стало своеобразной идеологеммой, от которой пришлось почти век отмываться и неизвестно за что оправдываться… За двадцать шесть лет «возрождение казачества» и его реабилитации, вроде бы, разобрались, что такое обвинение исторически несправедливо. И вдруг, как ни в чём не бывало теперь уже не предки наши, отстоящие от нас на целый век многотрудной и драматической истории, а мы – потомки казаков, объявляемся «нагаечниками», а стало быть – и «душителями свободы»… Причём, объявляемся мы, потомки казаков «нагаечниками» с главной сцены страны, со сцены Кремлёвского дворца… Как это вяжется с торжественной ремаркой на пригласительном билете: «Казаки Российской империи»? А никак. Кричаще противоречит тому, что происходило на сцене. Раньше в репертуаре хора были номера с виртуозным жонглированием шашками. И вот их сменило жонглирование плётками, нагайками. Привычного и традиционного жонглирования шашками теперь не было. Неужто, это всего лишь недосмотр?

Последним номером программы стало почему-то исполнение Гимна Российской Федерации. После чего художественный руководитель вдруг произнёс зажигательную речь о том, что у Кубанского казачьего хора нет своего дома. Да, у нас нет своего дома, – сказал художественный руководитель. Есть, конечно, в центре Краснодара здание, где мы теперь находимся. Но оно строилось как административное. Мы в нём не вмещаемся…

Зрители почувствовали себя виноватыми в том, что их любимый хор, лучший народный хор страны, оказывается бездомным… Их смущение развеял сам художественный руководитель: «Нет, мол, шапку по кругу пускать не будем. Мы ведь Государственный хор, на государственном обеспечении, да и многочисленные спонсоры помогают. Но центр Кубанской культуры строить надо"…

 

А я помню радость, да что там – ликование хористов, когда тогдашний губернатор Н. Кондратенко, что называется, выбил для хора это нынешнее здание в центре Краснодара. И не без сопротивления «передовой общественности». Помню, где ютился хор до этого. И вдруг – хор бездомный, без крыши над головой… Забулэ волы, шо тэлятамэ булы.

Зрители не знали – то ли уходить после Гимна Российской Федерации и монолога Виктора Гавриловича – то ли чего-то ещё подождать, почувствовав себя нашалившими школьниками. Неловкость ситуации ощутили все.

Спас положение патриотический гимн «Прощание славянки». Под его страстный призыв – «Встань за веру, русская земля!», – зрители покидали Кремлёвский дворец до новых встреч с действительно Государственным академическим Кубанским казачьим хором…

 

Пётр ТКАЧЕНКО, литературный критик, публицист, прозаик, издатель авторского литературно-публицистического альманаха «Солёная Подкова»
г. Москва – станица Старонижестеблиевская Краснодарского края

От редакции РГК: Мы не во всём согласны с Петром Ивановичем. Например, по поводу комментариев руководителя хора, "чтобы люди не предавались страстям и верили в Бога", наши оценки не столь суровы. И так в России слишком много "развлекалок", совершенно лишенных каких-либо идеалов. Во всяком случае стегать нагайкой  за это Виктора Гавриловича явно не стоило бы, тем более в юбилейные дни. Да и по поводу гимнов трудно принять столь жесткую отповедь. А в целом, жалко, когда в патриотическом стане случается разлад.
Тем не менее мы опубликовали мнение Петра Ивановича, поскольку очень ценим этого литератора и человека, верим, что его критика от любви и от желания что-то важное подсказать руководству хора. Что касается нашего мнения, то оно опубликовано здесь: http://rosgeroika.ru/geroi-nashego-vremeni/2016/october/muzyikalnaya-korona-rossii


.
31 октября 2016 г.

Комментарии:

МАЗ 31.10.2016 в 11:07 # Ответить
А по мне так Ткаченко очень даже обстоятельно и доброжелательно разобрал работу Хора. Во всяком случае, три просчёта коллектива выявлены точно и чётко: "перегимнивание", лекторство-менторство и "нагайничество", далее, как крен в авторское исполнительство. Кубанцам обижаться не пристало. Уверен, в обозримом прошлом никто их подвижническую деятельность на ниве русского искусства так обстоятельно, профессионально и предельно заинтересованно не разбирал. За это Ткаченко достоин благодарности всяческой. Это критика друга. И последнее. "Забулэ волы, шо тэлятамэ булы" надо давать в следующей транскрипции: "ЗабулЫ волы, Що тэлятамЫ булы". Все прочие украинизмы тоже даны искажённо.

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
14 декабря
четверг
2017

В этот день:

Конструктор танка Т-80

14 декабря 1931 года родился Николай Сергеевич Попов, создатель танка Т-80.

Конструктор танка Т-80

14 декабря 1931 года родился Николай Сергеевич Попов, создатель танка Т-80.

Николай Сергеевич Попов родился в станице Усть-Лабинская Краснодарского края. Окончил семилетнюю школу, учился в Краснодаре в спецшколе ВВС. В 1950 году поступил в Харьковский политехнический институт и окончил его с отличием в 1955 году. С 1955 года Николай Попов работал в танковом конструкторском бюро Кировского завода в Ленинграде.

В 1968 году он был назначен начальником и главным конструктором КБ, а с 1972 года - генеральным конструктором СКБ «Трансмаш» производственного объединения «Кировский завод». В 1976 году под его руководством был создан танк Т-80, первый в мире серийный танк с газотурбинным двигателем.

Покорение «полюса недоступности»

14 декабря 1958 года третья советская антарктическая экспедиция на санно-гусеничном ходу впервые достигла полюса недоступности Антарктиды

Покорение «полюса недоступности»

14 декабря 1958 года третья советская антарктическая экспедиция на санно-гусеничном ходу впервые достигла полюса недоступности Антарктиды

На станции (дом площадью 24 м²) находились четыре человека, радиостанция и электростанция. Станция использовалась для метеорологических, гляциологических, геомагнитных и актинометрических наблюдений. Была пробурена скважина глубиной 60 метров для измерения температуры снежного покрова, подготовлена взлётно-посадочная полоса, на которую 17 декабря 1958 года сел самолёт Ли-2. На станции также было проведено сейсмозондирование ледникового покрова. Закрыта 26 декабря 1958.

 

Чествование ликвидаторов

14 декабря на Украине -День чествования участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС

Чествование ликвидаторов

14 декабря на Украине -День чествования участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС

26 апреля 1986 года в Советском Союзе на Чернобыльской атомной электростанции расположенной на территории Украинской ССР произошла самая крупная в истории человечества техногенная катастрофа - Чернобыльская авария. Благодаря самоотверженности ликвидаторов последствий катастрофы, многие из которых заплатили за это жизнями и здоровьем, авария была локализована. 30 ноября 1986 года было закончено строительство саркофага над разрушенным энергоблоком, а спустя две недели, 14 декабря, главная газета КПСС «Правда» и другие центральные издания СССР опубликовали Извещение ЦК КПСС и Совета министров о том, что государственной комиссией был принят в эксплуатацию комплекс защитных сооружений четвёртого энергоблока ЧАЭС. Именно дата публикации этого сообщения, по прочтении которого страна смогла вздохнуть спокойно, и стала «Днём чествования участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС».

По самым скромным оценкам, в ликвидации катастрофы приняли участие не менее 90.000 человек практически всех национальностей СССР. После развала СССР в республиках чествуют ликвидаторов в разные дни.

 

Памяти космического академика

14 декабря 2011 года скончался Борис Евсеевич Черток, советский учёный-конструктор, один из ближайших соратников С. П. Королёва.

Памяти космического академика

14 декабря 2011 года скончался Борис Евсеевич Черток, советский учёный-конструктор, один из ближайших соратников С. П. Королёва.

Он -Герой Социалистического Труда, академик РАН, доктор технических наук, создатель космической техники.

Трудовую деятельность начал электромонтером на авиазаводе. В 1934 году Черток поступил на вечернее отделение в Московский энергетический институт, который окончил в 1940 году. С 1940 по 1945 год Б. Е. Черток работал в ОКБ главного конструктора В. Ф. Болховитинова на заводе № 84, затем на заводе № 293 и в НИИ-1 НКАП СССР под руководством генерал-лейтенанта авиации Я. Л. Бибикова.

В апреле 1945 года в составе специальной комиссии он был командирован в Германию, где до января 1947 года руководил работой группы советских специалистов по изучению ракетной техники. 2 мая 1945 года в звании майора расписался на рейхстаге, что считал счастливейшим достижением в своей жизни. В том же году вместе с А. М. Исаевым он организовал в советской оккупационной зоне (в Тюрингии) совместный советско-германский ракетный институт «Рабе», который занимался изучением и развитием техники управления баллистическими ракетами дальнего действия. На базе института в 1946 году был создан новый институт — «Нордхаузен», главным инженером которого был назначен С. П. Королёв. С этого времени Борис Евсеевич работал в тесном сотрудничестве с Сергеем Павловичем.

Вся научно-инженерная деятельность Б. Е. Чертока с 1946 года связана с разработкой и созданием систем управления ракетами и космическими аппаратами. Им создана школа, которая до настоящего времени определяет научные направления и уровень отечественной техники пилотируемых космических полётов.

Нашествие хана Едигея на Москву

14 декабря 1408 года ордынский хан Едигей вторгся с войском на Русскую землю.

Нашествие хана Едигея на Москву

14 декабря 1408 года ордынский хан Едигей вторгся с войском на Русскую землю.

Нашествие Едигея на Москву явилось для Московского князя Василия Дмитриевича полной неожиданностью, так как между ними был заключен мирный договор. Когда же несметные полчища Едигея заполонили Русскую землю и, казалось, спасения уже не было, Едигей вынужден был поспешно снять осаду Москвы из-за начавшейся в Орде очередной усобицы. Как писал летописец, Москва была спасена от вражеского нашествия Божьим промыслом и помощью находящейся в ней иконы Владимирской Богоматери, перед которой усердно полились жители столицы. «И милосердный Человеколюбец, еще не совсем разгневавшийся, увидев печаль людей своих и слезы их покаяния, утешает их вскоре, памятуя о милости к стаду своему. Величавого и гордого агарянина Едигея устрашил, навел на измаилтянина трепет перед своей всевышней и карающей десницей. И агарянин, который похвалялся пробыть в православной земле долгое время и обещал зазимовать, вдруг, забеспокоившись, внезапно снялся с места и, не желая медлить ни единого дня, сказал дружине: "Или царство наше захватит другой, или Василий соберется на нас", - такая мысль смутила агарянина. Быстро посылает он к городу, сам прося мира: и как захотели горожане, так и замирился с ними окаянный Едигей и отошел».

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии