RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Бой у высоты 3234
7 января 2014 г.

Бой у высоты 3234

7-8 января 1988 года 39 советских десантников остановили около 400 афганских головорезов, обученных и вооруженных спецслужбами США и Пакистана
«Полупьяная жертва» демократии
20 августа 2013 г.

«Полупьяная жертва» демократии

В ночь с 20 на 21 августа 1991 года в районе пересечения Калининского проспекта с Садовым кольцом погибли Д.Комаров, И.Кричевский и В.Усов.
Украина: что дальше?
18 марта 2014 г.

Украина: что дальше?

Если Россия не остановит фашистов-бандеровцев, взявших курс на гражданскую войну, то в братскую страну будут введены войска НАТО
Афганская мозоль
14 ноября 2013 г.

Афганская мозоль

ЗУБР (Засечка угроз безопасности России) — обстановка на 14 ноября 2013 года
Сопротивление Натальи Поклонской
12 сентября 2017 г.

Сопротивление Натальи Поклонской

«Комсомольская правда» опубликовала интервью с депутатом Госдумы, смелой и несгибаемой женщиной
Главная » Герои нашего времени » ПИЛОТЕССА ОТ БОГА

ПИЛОТЕССА ОТ БОГА

23 октября 1931 года родилась Ираида Федоровна Вертипрахова, заслуженный пилот СССР, первая и последняя женщина-капитан лайнеров Ту-154 и Ил-62.

.
ПИЛОТЕССА ОТ БОГА

Вертипрахова Ираида Федоровна родилась на Урале. Окончила аэроклуб ДОСААФ в Свердловске (1952). Окончила ЦОЛТШ в г. Саранск. Пилот-инструктор парашютной подготовки в Саранске. Совершила 400 прыжков с парашютом. Чемпионка СССР по затяжным прыжкам с парашютом. Рекордсменка в групповых прыжках в ночных условиях.
Пилот Гражданской авиации. Освоила самолеты Як-12, Ан-2,Як-18, Ил-18, Ту-154, Ил-62. Свыше 30 лет проработала в Красноярском УГА. Налет более 16000 часов. Одна из немногих женщин-командиров воздушных судов. Единственная в нашей стране женщина, удостоенная звания "Заслуженный пилот СССР". Награждена орденом Трудового Красного Знамени, знаком "Отличник Аэрофлота", знаком "За безаварийный налет часов". Почетный гражданин г. Красноуфимск"(2006 г.). Последние годы жизни прожила в г. Красноуфимск.

Мы вместе с фотокором «Воздушного транспорта» Володей Шевченко тем памятным летом 1978 года переступили порог красноярской квартиры будущей героини нашего будущего творения. Первое же впечатление от встречи несколько остудило наш пыл. Заранее продуманный вариант: как слабому полу покоряются штурвалы могучих лайнеров, сразу приказал долго жить. Дверь открыла женщина - косая сажень в плечах, рядом с которой даже совсем немалого роста Володя выглядел пацаном. Она крепко, совсем по-мужски пожала наши длани и пригласила присесть. Шевченко сразу же засуетился, ища подходящий ракурс для съемки. На мои же вопросы хозяйка дома отвечала, как показалось, сухо, без особого желания исповедоваться. А рассказать ей было о чем.

Что мы уже знали о ней? Да и не только мы, а вся страна – это было славное время, когда народ гордился не только достижениями в области шоу-бизнеса (кажется, тогда никто даже не знал, что это такое), но и трудовыми рекордами, не говоря уже об авиационных и космических. Знатоки истории гражданской авиации наверняка вам расскажут, по каким таким мотивам именно красноярской летчице в 1977 году было доверено возглавить "рекордный" женский экипаж. Этому поспособствовала суета, возникшая тогда вокруг другой кандидатуры - космонавтки Светланы Савицкой. В военно-воздушном ведомстве, где маршал Савицкий был крупной фигурой, прослышав, что "на самом верху" задуман чисто женский полет, очень захотели поспособствовать именно Светлане. Вот тогда, говорят, "гражданский" Борис Павлович Бугаев и закусил удила: "У нас что, своих не найдется?" А так как он, бывший личный пилот Брежнева, тоже считался вхожим к Леониду Ильичу, участь Вертипраховой была решена. Тем более что в гражданской авиации - это знали все – никто из представителей лучшей половины человечества не мог тогда похвастаться столь достойным послужным списком.

Один из ее бывших сослуживцев как-то написал в газету: "Более сорока лет я знаю этого замечательного человека. Все у нее было: и удачливость, и счастье, и достаток, и слава..."". Могу присоединиться почти ко всем словам ветерана авиации, кроме одного. По журналистским делам бывал у нее еще раз и в Красноярске, и позже - в Красноуфимске, когда она вернулась в свой родной город. Так вот, утверждаю: счастья в его общечеловеческом понимании ей не досталось. Да это никого в те времена и не удивляло: "Прежде думай о Родине, а потом о себе...". С юности заболев небом, она просто не оставила себе времени позаботиться о личном. Помню ее фразу: "Счастье - это когда ты в кабине самолета". Счастье заключалось и в том, что на ее счету, пока она не села за штурвал своего первого самолета, были десятки мировых парашютных рекордов, а всего она совершила 365 прыжков. Особенно вспоминала один, в самом начале авиационной карьеры, когда сначала не пошло кольцо основного парашюта, а потом запутались стропы у запасного... Спаслась, как сама уверена, чудом, да еще потому, что делала все по науке и боролась за жизнь до тех пор, пока "не вписалась" в склон заснеженного оврага. Да так, что, когда к ней подбежали люди, лежала без единой царапины и счастливо улыбалась. «Чему? Что остались живой?» - спросил тогда ее я. "Нет, простодушно ответила она, - я увидала бегущих ко мне людей и грузовик. Порядок, подумала, стропы собирать не придется».

Впрочем, воздав летчице и ее подругам по заслугам, в Аэрофлоте постарались больше о рекорде не вспоминать. Ну не любило начальство женщин за штурвалом - что поделать? А потому закономерно, что финал карьеры Вертипраховой-летчицы был, прямо скажем, удручающим - в аэропорту Сочи управляемый ею Ту-154 выкатился за полосу. Как потом выяснила комиссия, не по ее вине - удержать штурвал этой машины на полосе не всегда удавалось даже очень крепким мужикам. До поры до времени этот "каприз" "тушки" старались объяснить чем угодно, только не техническими свойствами. И в этот раз решили взяться за "человеческий фактор", благо человек случился подходящий. И чтобы другим неповадно было, "повесили" все на Вертипрахову. Приговор руководства летной службы отрасли был суров - во вторые пилоты более низкого по классу Ил-18. А устно из Москвы последовала еще более жестокая депеша: на "кукурузник" Ан-2.

Три года не привыкшая сносить несправедливые обиды Вертипрахова пыталась доискаться правды, но, убедившись в том, что ее не хотят услышать, написала заявление об уходе из авиации. Чтобы, встречаясь с сослуживцами, душу не травить, сдала красноярскую квартиру и отправилась под материнское крыло в свой совсем не авиационный город детства - уральский Красноуфимск. Там и доживала свой век – одна-оденешенька...

Помнят ли Ираиду Федоровну в Красноярске, где рождалась и высоко взлетела ее карьера выдающейся летчицы, вопрос. Разве что ее бывшие коллеги. Председатель клуба заслуженных пилотов Красноярского управления гражданской авиации (всего здесь удостоено этого высшего звания летного мастерства более полутора десятков асов), налетавший 35 лет без единой аварии, Максим Герасимович Жиров на мой вопрос, какую память оставила о себе Ираида Федоровна, сказал:

- Мы Вертипрахову очень уважали, сокрушались, когда ее так унизили. Она этого не заслужила – у нее был отличный послужной список: Ан-2, Ил-14, Ил-18, Ту-154. А освоение ею межконтинентального Ил-62-го – вообще фантастика. Она ведь до своего рекордного полета провела за его штурвалом всего пять. Это при том, что для Ту-154, например, требуется налетать не менее полусотни. Мы просили за нее, понимали ведь, что небо для нее – все. У не ведь своей семьи не было. Фразу "Экипаж - большая семья" сказали про нее. Она знала обо всех личных проблемах своих подопечных. Ни с кем из пилотов не любили так летать бортпроводники, как с ней. Все, кто знал ее, говорили, что она - лучший пилот, что даже самолет она умела посадить мягко, по-женски, не так, как порой "ухали" мужчины.

« Она всегда она оставалась чуткой к чужой боли, - вспоминал еще один из ее красноярских коллег. - Память о людях, помощь ближнему всегда были содержанием ее жизни. Она жила так, будто торопилась раздать людям и любимой профессии себя всю...»

Незадолго до ее ухода из жизни позвонил Вертипраховой в Красноуфимск. Поздравил с новогодними праздниками и недавним ее юбилеем. Ираида Федоровна не сразу припомнила, с кем имеет дело, - в прошлом году перенесла инсульт. Рассказал, что ее именем в Красноярском отряде обещали назвать лайнер.

- Правда? - встрепенулась она. - Посидеть бы минутку за штурвалом... - И грустно добавила: - Да кому я сегодня нужна? Время такое.

 

Лайнер ее именем так и не назван – время резко поменялось. А вот в Ванкувере (США) в честь выдающихся заслуг Ираиды Федоровны открыт барельеф и ее именем названа аллея. Не обидно ли?

 

 

Анатолий ЖУРИН
23 октября 2016 г.

Комментарии:

Анна 23.04.2019 в 16:53 # Ответить
моя бабушка Вертипрахова Ираида Федоровна
хочу связаться с автором статьи про Вертипрахову Ираиду Федоровну

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
12 декабря
четверг
2019

В этот день:

Граф Иван Делянов

12 декабря 1818 года родился Иван Давыдович ДЕЛЯНОВ (умер 10.1.1898), член Государственного совета, граф.

Граф Иван Делянов

12 декабря 1818 года родился Иван Давыдович ДЕЛЯНОВ (умер 10.1.1898), член Государственного совета, граф.

 Был управляющим делами Секретного комитета о раскольниках и отступниках от православия. В 1882—1897 годах занимал пост министра народного просвещения. При нем была  введена процентная норма приема евреев в учебные заведения и обязательное преподавание русского языка в Прибалтике.

Полет Леонида Быкова

12 декабря1928 года родился Леонид Фёдорович Быков (ум. 1979), советский актёр театра и кино, режиссер, создатель выдающегося военного фильма «В бой идут одни старики», заслуженный артист РСФСР, народный артист Украинской ССР.

Полет Леонида Быкова

12 декабря1928 года родился Леонид Фёдорович Быков (ум. 1979), советский актёр театра и кино, режиссер, создатель выдающегося военного фильма «В бой идут одни старики», заслуженный артист РСФСР, народный артист Украинской ССР.

Леонид Быков в молодости мечтал стать лётчиком, но из-за приписанного возраста и маленького роста (на тот момент — 163 см) не был принят в лётное училище. После того как в начале 70-х Быков перебрался из Ленинграда в Киев, он решил свой первый фильм на новом месте снять именно о военных лётчиках. В соавторстве с Евгением Оноприенко и Александром Сацким им был написан сценарий, основанный на подлинных событиях времён Великой Отечественной войны. Во время работы Быков проконсультировался с большим количеством ветеранов, в результате чего многие персонажи получили реальные прообразы. Например, прототипом командира эскадрильи гвардии капитана Титаренко стали сразу несколько человек: дважды Герой Советского Союза Виталий Попков, Герой Советского Союза Иван Лавейкин, а фамилия и "позывной" «Маэстро» — были взяты Быковым, после того как он узнал о Дмитрии Титоренко — ведомом трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба, эпизоды из биографии которого были включены в фильм. Также появился в сценарии и Вано — в память о фронтовом друге Кожедуба, отважном грузинском лётчике Вано Габуния, погибшем при таране немецкого истребителя. Прототипом «Смуглянки» стал Виктор Щедронов, друг детства Леонида Быкова, с которым они вместе поступали в лётное училище, и который погиб в апреле 1945 года при освобождении Чехословакии. Прообразом Зои стала Герой Советского Союза Надежда Попова, заместитель командира эскадрильи 46-го гвардейского женского полка ночных бомбардировщиков. Сцена знакомства с девушками, когда лётчики с удивлением обнаруживают, что у гостей больше орденов и медалей, чем у них, действительно имела место. В отличие от своей героини, Надежда Попова прошла всю войну и позже вышла замуж за Героя Советского Союза Семёна Харламова, который выступил главным консультантом фильма.

Помимо Титаренко, Виталий Попков стал прообразом лейтенанта Александрова («Кузнечик»). Будущего дважды Героя Советского Союза командир однажды отстранил от полётов на три месяца: лётчик выписывал чрезмерно низкие виражи над аэродромом с целью покрасоваться перед девушками. Для образа Кузнечика также были заимствованы эпизоды из мемуаров дважды Героя Советского Союза Сергея Луганского «Небо остаётся чистым»: «от полётов отстранить, сто грамм не давать, назначить дежурным, вечным дежурным» и сбитый вражеский самолёт во время внезапного налёта немцев. Использовались в сценарии и воспоминания дважды Героя Советского Союза Арсения Ворожейкина, дважды Героя Советского Союза Владимира Лавриненкова и заслуженного лётчика СССР Анатолия Иванова. Нотный стан на истребителе Титаренко был выполнен по аналогии со штурмовиком Героя Советского Союза — Василия Борисовича Емельяненко.

Быков писал сценарий, стараясь не слишком отходить от действительных событий. Так, «поющая» эскадрилья действительно существовала в 5-м гвардейском истребительном авиационном полку, и именно там служил Попков. «Поющей» эскадрилья была названа, потому что в ней имелся собственный хор, а два самолёта были подарены фронту оркестром Леонида Утёсова. Кроме того, что за мужество и героизм в боях 11 из 14 лётчиков эскадрильи были удостоены звания Героя Советского Союза, большое внимание уделялось и культурной жизни. На освобождённых территориях хор давал пользовавшиеся огромной популярностью концерты, а в 1944 году, в Краматорске, на один из таких попал, будучи подростком, Леонид Быков. В тот день местные подростки отблагодарили ветеранов собственным концертом, и Быков был в составе хора, ведущим вокалом которого был будущий знаменитый певец — Иосиф Кобзон.

Имели место и трагическая история любви узбекского лётчика (настоящая фамилия — Марисаев) и русской девушки (в отличие от своей героини, она не была лётчицей и погибла при бомбёжке столовой), привычка механика крестить перед вылетом самолеты, попадание Маэстро в плен к своим и фраза «Я бы, товарищ командир, ещё больше фрицев сбил, да вы своим нижним бельем всех фрицев распугали». Ветераны особого отдельного 434-го истребительного полка утверждали, что эпизод из фильма, когда Титаренко возвращается в полк после боя не на самолёте, а на лошади («махнул не глядя!») — взят из реальной жизни: под Сталинградом был сбит и вернулся ночью на коне летчик из их полка Александр Александров. Точно так же ветераны 1-й гвардейской авиадивизии поведали, что когда в фильме показывают, как Титаренко обнаруживает замаскированные под копнами сена немецкие танки, то имеется в виду их боевой товарищ и командир — Герой Советского Союза гвардии майор Степан Прутков. Название фильму дала традиция лётчиков не пускать сразу в воздушный бой вновь прибывшее пополнение, давая им «налетать» опыт. Например, сам Виталий Попков, прибыв на фронт в 1941 году, начал совершать боевые вылеты только в 1942 году.

Законченный сценарий был отвергнут чиновниками Госкино Украины, так как был признан «негероическим». Тогда Быков стал зачитывать отдельные куски сценария во время гастролей в разных городах Советского Союза. Это неизменно вызывало у зрителей восторг, что убедило Быкова в своей правоте. Постепенно за сценарий стали вступаться участники Великой Отечественной. В частности, 14 ноября 1972 года на киностудию Довженко прислал письмо начальник штаба войсковой части № 55127 полковник Лезжов, который охарактеризовал сценарий как «честный рассказ о войне и о людях, которые добыли в ней победу».

Сам Леонид Быков так писал о фильме: «Почему героями мы выбрали именно летчиков? Трудно сказать. Может быть, потому что сам я учился в авиационном училище, мечтал о полетах и до сих пор восхищаюсь представителями этой героической профессии. Разговаривая с летчиками, участниками боев, мы поняли одну очень важную для нас вещь. В жестоком горниле войны, в беспощадном ее пламени старшие опытные товарищи стремились, где это было возможно, сберечь молодых и неопытных соколят. В этом была высшая мудрость — забота о будущем, извечное право и долг сильных охранять, растить и воспитывать — себе смену. Так родилась тема «В бой идут одни „старики“». И другая — не менее дорогая нам. Известная мудрость гласит: «Когда говорят пушки, музы молчат». Мы же хотели доказать, что в годы испытаний побеждают те, кто остается людьми в самых жестоких условиях, кто берет с собой в бой все светлое, человечное, за что и ведет битву с врагом. А что может быть прекраснее музыки? Недаром герои «второй, поющей эскадрильи» любят повторять: «Войны преходящи, музыка вечна!». Злобе, человеконенавистничеству фашизма наши герои противопоставили высокий гуманизм, творческое созидательное начало, заложенное в человеке. Нам хотелось создать этот фильм в память о тех, кто не вернулся с войны, и в благодарность живым, выстоявшим эту жестокую битву. Поэтому с особой трепетностью и волнением показываем мы свою картину ветеранам войны. И лучшая награда для нас, когда они говорят: «Да, это было так».

Сообщение о провале «Тайфуна»

12 декабря 1941 года Совинформбюро впервые передало сообщение «Провал немецкого плана окружения и взятия Москвы». В нем шла речь о крахе фашистского плана «Тайфун» и массированном наступлении Красной армии.

Сообщение о провале «Тайфуна»

12 декабря 1941 года Совинформбюро впервые передало сообщение «Провал немецкого плана окружения и взятия Москвы». В нем шла речь о крахе фашистского плана «Тайфун» и массированном наступлении Красной армии.

В нем говорилось:«С 16 ноября 1941 года германские войска, развернув против Западного фронта 13 танковых, 33 пехотных и 5 мотопехотных дивизий, начали второе генеральное наступление на Москву... До 6 декабря наши войска вели ожесточенные оборонительные бои... 6 декабря 1941 г. войска нашего Западного фронта, измотав противника в предшествующих боях, перешли в контрнаступление против его ударных фланговых группировок. В результате начатого наступления обе эти группировки были разбиты и поспешно отходят, бросая технику, вооружение и неся огромные потери. После перехода в наступление с 6 по 10 декабря, частями наших войск занято и освобождено от немцев свыше 400 населенных пунктов. В итоге за время с 16 ноября по 10 декабря сего года захвачено и уничтожено, без учета действий авиации: танков - 1.434, автомашин - 5.416, орудий - 575, минометов - 339, пулеметов - 870. Потери немцев за это время составляют свыше 85.000 убитыми».

Так начинался Афган

12 декабря 1979 года политбюро ЦК КПСС приняло решение о вводе войск в Афганистан.

Так начинался Афган

12 декабря 1979 года политбюро ЦК КПСС приняло решение о вводе войск в Афганистан.

В документе, в частности, написано: "К положению в «А». Одобрить соображения и мероприятия, изложенные т.т. Андроповым Ю. В., Устиновым Д. Ф., Громыко А. А. Разрешить им в ходе осуществления этих мероприятий вносить коррективы непринципиального характера. Вопросы, требующие решения ЦК, своевременно вносить в Политбюро. Осуществление всех этих мероприятий возложить на т.т. Андропова Ю. В., Устинова Д. Ф., Громыко А. А. Поручить т.т. Андропову Ю. В., Устинову Д. Ф., Громыко А. А. информировать Политбюро ЦК о ходе выполнения намеченных мероприятий".

По свидетельству генерала армии В. И. Варенникова, в 1979 году единственным членом политбюро, не поддержавшим решение об отправке советских войск в Афганистан, был А. Н. Косыгин.

13 декабря 1979 года была сформирована Оперативная группа Министерства обороны по Афганистану во главе с первым заместителем начальника Генерального штаба генералом армии С. Ф. Ахромеевым, приступившая к работе в Туркестанском военном округе с 14 декабря. 14 декабря 1979 года в городе Баграм был направлен батальон 345-го гвардейского отдельного парашютно-десантного полка, для усиления батальона 111-го гвардейского парашютно-десантного полка 105-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, который с 7 июля 1979 года охранял в Баграме советские военно-транспортные самолёты и вертолёты.

20 декабря 1979 года из Баграма в Кабул был переброшен «мусульманский батальон», который вошёл в бригаду охраны дворца Амина, что существенно облегчило подготовку к запланированному штурму этого дворца. Для этой операции в середине декабря в Афганистан прибыли также 2 спецгруппы КГБ СССР.

До 25 декабря 1979 года в Туркестанском военном округе были подготовлены к вводу в Афганистан полевое управление 40-й общевойсковой армии, 2 мотострелковые дивизии, армейская артиллерийская бригада, зенитно-ракетная бригада, десантно-штурмовая бригада, части боевого и тылового обеспечения, а в Среднеазиатском военном округе — 2 мотострелковых полка, управление смешанного авиакорпуса, 2 авиаполка истребителей-бомбардировщиков, 1 истребительный авиаполк, 2 вертолётных полка, части авиационно-технического и аэродромного обеспечения. В качестве резерва в обоих округах были отмобилизованы ещё три дивизии. На доукомплектование частей было призвано из запаса более 50 тысяч человек из среднеазиатских республик и Казахстана, и передано из народного хозяйства около 8 тыс. автомобилей и другой техники. Это было крупнейшее мобилизационное развертывание Советской Армии с 1945 года. Кроме того, к переброске в Афганистан также была подготовлена 103-я гвардейская воздушно-десантная дивизия из Белоруссии, которая уже 14 декабря была переброшена на аэродромы в Туркестанском военном округе.

К вечеру 23 декабря 1979 года было доложено о готовности войск к вводу в Афганистан. 24 декабря Д. Ф. Устинов подписал директиву № 312/12/001, в которой говорилось: «Принято решение о вводе некоторых контингентов советских войск, дислоцированных в южных районах нашей страны, на территорию ДРА в целях оказания помощи дружественному афганскому народу, а также создания благоприятных условий для воспрещения возможных антиафганских акций со стороны сопредельных государств».

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии