RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Что ждет Новороссию осенью
25 августа 2015 г.

Что ждет Новороссию осенью

Когда же войска народного ополчения Донбасса перейдут в наступление
Никас Сафронов: «Бог велел делиться»
22 февраля 2014 г.

Никас Сафронов: «Бог велел делиться»

Провокации радикальных сил Украины коснулись и известного российского художника Никаса Сафронова
По коням!
1 декабря 2017 г.

По коням!

Занятия по казачьим боевым искусствам в Кубанской казачьей спортивной школе «Баско»
«Я выдвинул Ельцина...»
24 марта 2014 г.

«Я выдвинул Ельцина...»

Исповедь бывшего секретаря ЦК КПСС Якова Рябова
США, хватит борзеть!
24 октября 2014 г.

США, хватит борзеть!

Наш Президент снова ткнул Обаму носом в американские нечистоты. Но главное — предложил правила мирного сосуществования на планете
Главная » Герои нашего времени » ПИЛОТЕССА ОТ БОГА

ПИЛОТЕССА ОТ БОГА

23 октября 1931 года родилась Ираида Федоровна Вертипрахова, заслуженный пилот СССР, первая и последняя женщина-капитан лайнеров Ту-154 и Ил-62.

.
ПИЛОТЕССА ОТ БОГА

Вертипрахова Ираида Федоровна родилась на Урале. Окончила аэроклуб ДОСААФ в Свердловске (1952). Окончила ЦОЛТШ в г. Саранск. Пилот-инструктор парашютной подготовки в Саранске. Совершила 400 прыжков с парашютом. Чемпионка СССР по затяжным прыжкам с парашютом. Рекордсменка в групповых прыжках в ночных условиях.
Пилот Гражданской авиации. Освоила самолеты Як-12, Ан-2,Як-18, Ил-18, Ту-154, Ил-62. Свыше 30 лет проработала в Красноярском УГА. Налет более 16000 часов. Одна из немногих женщин-командиров воздушных судов. Единственная в нашей стране женщина, удостоенная звания "Заслуженный пилот СССР". Награждена орденом Трудового Красного Знамени, знаком "Отличник Аэрофлота", знаком "За безаварийный налет часов". Почетный гражданин г. Красноуфимск"(2006 г.). Последние годы жизни прожила в г. Красноуфимск.

Мы вместе с фотокором «Воздушного транспорта» Володей Шевченко тем памятным летом 1978 года переступили порог красноярской квартиры будущей героини нашего будущего творения. Первое же впечатление от встречи несколько остудило наш пыл. Заранее продуманный вариант: как слабому полу покоряются штурвалы могучих лайнеров, сразу приказал долго жить. Дверь открыла женщина - косая сажень в плечах, рядом с которой даже совсем немалого роста Володя выглядел пацаном. Она крепко, совсем по-мужски пожала наши длани и пригласила присесть. Шевченко сразу же засуетился, ища подходящий ракурс для съемки. На мои же вопросы хозяйка дома отвечала, как показалось, сухо, без особого желания исповедоваться. А рассказать ей было о чем.

Что мы уже знали о ней? Да и не только мы, а вся страна – это было славное время, когда народ гордился не только достижениями в области шоу-бизнеса (кажется, тогда никто даже не знал, что это такое), но и трудовыми рекордами, не говоря уже об авиационных и космических. Знатоки истории гражданской авиации наверняка вам расскажут, по каким таким мотивам именно красноярской летчице в 1977 году было доверено возглавить "рекордный" женский экипаж. Этому поспособствовала суета, возникшая тогда вокруг другой кандидатуры - космонавтки Светланы Савицкой. В военно-воздушном ведомстве, где маршал Савицкий был крупной фигурой, прослышав, что "на самом верху" задуман чисто женский полет, очень захотели поспособствовать именно Светлане. Вот тогда, говорят, "гражданский" Борис Павлович Бугаев и закусил удила: "У нас что, своих не найдется?" А так как он, бывший личный пилот Брежнева, тоже считался вхожим к Леониду Ильичу, участь Вертипраховой была решена. Тем более что в гражданской авиации - это знали все – никто из представителей лучшей половины человечества не мог тогда похвастаться столь достойным послужным списком.

Один из ее бывших сослуживцев как-то написал в газету: "Более сорока лет я знаю этого замечательного человека. Все у нее было: и удачливость, и счастье, и достаток, и слава..."". Могу присоединиться почти ко всем словам ветерана авиации, кроме одного. По журналистским делам бывал у нее еще раз и в Красноярске, и позже - в Красноуфимске, когда она вернулась в свой родной город. Так вот, утверждаю: счастья в его общечеловеческом понимании ей не досталось. Да это никого в те времена и не удивляло: "Прежде думай о Родине, а потом о себе...". С юности заболев небом, она просто не оставила себе времени позаботиться о личном. Помню ее фразу: "Счастье - это когда ты в кабине самолета". Счастье заключалось и в том, что на ее счету, пока она не села за штурвал своего первого самолета, были десятки мировых парашютных рекордов, а всего она совершила 365 прыжков. Особенно вспоминала один, в самом начале авиационной карьеры, когда сначала не пошло кольцо основного парашюта, а потом запутались стропы у запасного... Спаслась, как сама уверена, чудом, да еще потому, что делала все по науке и боролась за жизнь до тех пор, пока "не вписалась" в склон заснеженного оврага. Да так, что, когда к ней подбежали люди, лежала без единой царапины и счастливо улыбалась. «Чему? Что остались живой?» - спросил тогда ее я. "Нет, простодушно ответила она, - я увидала бегущих ко мне людей и грузовик. Порядок, подумала, стропы собирать не придется».

Впрочем, воздав летчице и ее подругам по заслугам, в Аэрофлоте постарались больше о рекорде не вспоминать. Ну не любило начальство женщин за штурвалом - что поделать? А потому закономерно, что финал карьеры Вертипраховой-летчицы был, прямо скажем, удручающим - в аэропорту Сочи управляемый ею Ту-154 выкатился за полосу. Как потом выяснила комиссия, не по ее вине - удержать штурвал этой машины на полосе не всегда удавалось даже очень крепким мужикам. До поры до времени этот "каприз" "тушки" старались объяснить чем угодно, только не техническими свойствами. И в этот раз решили взяться за "человеческий фактор", благо человек случился подходящий. И чтобы другим неповадно было, "повесили" все на Вертипрахову. Приговор руководства летной службы отрасли был суров - во вторые пилоты более низкого по классу Ил-18. А устно из Москвы последовала еще более жестокая депеша: на "кукурузник" Ан-2.

Три года не привыкшая сносить несправедливые обиды Вертипрахова пыталась доискаться правды, но, убедившись в том, что ее не хотят услышать, написала заявление об уходе из авиации. Чтобы, встречаясь с сослуживцами, душу не травить, сдала красноярскую квартиру и отправилась под материнское крыло в свой совсем не авиационный город детства - уральский Красноуфимск. Там и доживала свой век – одна-оденешенька...

Помнят ли Ираиду Федоровну в Красноярске, где рождалась и высоко взлетела ее карьера выдающейся летчицы, вопрос. Разве что ее бывшие коллеги. Председатель клуба заслуженных пилотов Красноярского управления гражданской авиации (всего здесь удостоено этого высшего звания летного мастерства более полутора десятков асов), налетавший 35 лет без единой аварии, Максим Герасимович Жиров на мой вопрос, какую память оставила о себе Ираида Федоровна, сказал:

- Мы Вертипрахову очень уважали, сокрушались, когда ее так унизили. Она этого не заслужила – у нее был отличный послужной список: Ан-2, Ил-14, Ил-18, Ту-154. А освоение ею межконтинентального Ил-62-го – вообще фантастика. Она ведь до своего рекордного полета провела за его штурвалом всего пять. Это при том, что для Ту-154, например, требуется налетать не менее полусотни. Мы просили за нее, понимали ведь, что небо для нее – все. У не ведь своей семьи не было. Фразу "Экипаж - большая семья" сказали про нее. Она знала обо всех личных проблемах своих подопечных. Ни с кем из пилотов не любили так летать бортпроводники, как с ней. Все, кто знал ее, говорили, что она - лучший пилот, что даже самолет она умела посадить мягко, по-женски, не так, как порой "ухали" мужчины.

« Она всегда она оставалась чуткой к чужой боли, - вспоминал еще один из ее красноярских коллег. - Память о людях, помощь ближнему всегда были содержанием ее жизни. Она жила так, будто торопилась раздать людям и любимой профессии себя всю...»

Незадолго до ее ухода из жизни позвонил Вертипраховой в Красноуфимск. Поздравил с новогодними праздниками и недавним ее юбилеем. Ираида Федоровна не сразу припомнила, с кем имеет дело, - в прошлом году перенесла инсульт. Рассказал, что ее именем в Красноярском отряде обещали назвать лайнер.

- Правда? - встрепенулась она. - Посидеть бы минутку за штурвалом... - И грустно добавила: - Да кому я сегодня нужна? Время такое.

 

Лайнер ее именем так и не назван – время резко поменялось. А вот в Ванкувере (США) в честь выдающихся заслуг Ираиды Федоровны открыт барельеф и ее именем названа аллея. Не обидно ли?

 

 

Анатолий ЖУРИН
23 октября 2016 г.

Комментарии:

Анна 23.04.2019 в 16:53 # Ответить
моя бабушка Вертипрахова Ираида Федоровна
хочу связаться с автором статьи про Вертипрахову Ираиду Федоровну

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
24 мая
пятница
2019

В этот день:

Подлый вояж крымского хана

24 мая 1571 года крымский хан Девлет-Гирей захватил и спалил Москву. В 1570 году на Русь обрушилась чума. Только в Москве от нее умирало в день 600 - 1000 человек. По свидетельству англичанина Дженкинсона, "моровая язва" в России "похитила тогда около 300 тыс. человек". Воспользовавшись этой бедой русских, крымский хан Довлет-Гирей в апреле 1571 года двинулся на Москву с огромной армией (по разным данным, в его войске было от 40 до 200 тыс. головорезов).

Подлый вояж крымского хана

24 мая 1571 года крымский хан Девлет-Гирей захватил и спалил Москву. В 1570 году на Русь обрушилась чума. Только в Москве от нее умирало в день 600 - 1000 человек. По свидетельству англичанина Дженкинсона, "моровая язва" в России "похитила тогда около 300 тыс. человек". Воспользовавшись этой бедой русских, крымский хан Довлет-Гирей в апреле 1571 года двинулся на Москву с огромной армией (по разным данным, в его войске было от 40 до 200 тыс. головорезов).

Истощенная чумой Россия смогла послать на охрану своих южных границ всего 6 тыс. Ратников. Тем не менее, отступающие русские войска укрептлись в Кремле и Китай-городе. Ханские войска принялись грабить посады, а потом подожгли их. Сильно пострадала и центральная часть города, так как "от пожарного зною" взорвались пороховые погреба. Спалив город, ордынцы покинули его, угнав с собой много пленных и увезя награбленное. За этот страшный день пребывания диких орд Девлет-Гирея в Москве население города уменьшилось в 6 раз, ибо много жителей было "задавлено, сгорело, пало от мечей неприятельских или попало в плен".

Девлет-Гирей решил пограбить Москву и на следующий год. Но русские сумели собрать 20-тысячное войско, которое под командование талантливых русских полководцев М. Воротынского, Д. Хворостинина, И. Шуйского, а также казацкого атамана М. Черкашенина разгромили 80-тысячную армаду Девлет-Гирея. Подлый хан еле ноги унес.

 

 

Последний путь Александра Суворова

24 мая 1800 года в Петербурге прошли похороны А. В. СУВОРОВА. Он заболел во время возвращения из своего блистательного Швейцарского похода и 18 мая скончался в Петербурге.

Последний путь Александра Суворова

24 мая 1800 года в Петербурге прошли похороны А. В. СУВОРОВА. Он заболел во время возвращения из своего блистательного Швейцарского похода и 18 мая скончался в Петербурге.

После смерти генералиссимуса пять суток огромные толпы народа осаждали дом на Крюковом канале, в котором он скончался. В последний путь полководца провожали десятки тысяч простых людей, стоявших на всем пути траурной процессии по Садовой улице и Невскому проспекту к Александро-Невской лавре.

Император Павел I встретил кортеж на Невском, снял шапку, перекрестился и заплакал. Под залпы тожественного салюта прах Суворова был опущен в могилу в Благовещенской церкви лавры. На могилу возложили белую мраморную плиту, на которой была высечена краткая надпись: "Здесь лежит Суворов".

Крейсер «Аврора»

24 мая 1900 года на воду был спущен крейсер «Аврора», который вступил в строй в 1903году. Крейсер принимал участие в нескольких войнах XX века и является одним из символов Октябрьской революции. Назван в честь парусного фрегата «Аврора», прославившегося в годы Крымской войны.

Крейсер «Аврора»

24 мая 1900 года на воду был спущен крейсер «Аврора», который вступил в строй в 1903году. Крейсер принимал участие в нескольких войнах XX века и является одним из символов Октябрьской революции. Назван в честь парусного фрегата «Аврора», прославившегося в годы Крымской войны.

В настоящее время находится на вечной стоянке у Петроградской набережной в Санкт-Петербурге и является объектом культурного наследия Российской Федерации

 

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии