RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Русская национальная идея
17 сентября 2014 г.

Русская национальная идея

О ней говорят десятилетия, но до сих пор впустую, что очень опасно
Гроза на «Лебедином озере»
11 июля 2017 г.

Гроза на «Лебедином озере»

Чайковский под открытым небом: гром, молнии, ливень и … полный аншлаг на небывалом спектакле в Липецкой области
 Рыцарь совести и правды
18 декабря 2016 г.

Рыцарь совести и правды

18 декабря 2016 года отмечается девять дней после преставления известного писателя-фронтовика, литературоведа и общественного деятеля Михаила Петровича Лобанова
Гибель дублера Гагарина
18 февраля 2016 г.

Гибель дублера Гагарина

Почему капитан ВВС Григорий Нелюбов не полетел в космос
Судьба испытателя
16 апреля 2016 г.

Судьба испытателя

16 апреля 1952 года родился Анатолий Николаевич Кво́чур, Герой Российской Федерации, Заслуженный лётчик-испытатель СССР.
Главная » Герои нашего времени » Войны и подвиги Николая Дупака

Войны и подвиги Николая Дупака

5 октября 2016 года заслуженный артист России и Украины Николай Лукьянович Дупак отмечает 95-летний юбилей

Причем, как говорится, в седле, то есть за рулём быстроходной легковушки.
Войны и подвиги Николая Дупака

 На днях позвонил Николаю Лукьяновичу Дупаку. Приезжай, говорит, если есть желание, посидим, покалякаем за жизнь нашу грешную. Только учти, что я дочь и внука в поликлинику должен отвезти. Так что давай часиков в восемь вечера подгребай. Приехал я, расположился на скамеечке у подъезда. Жду полчаса, час. Уже стемнело. Через полтора часа появляется Дупак. Втискивает свою красную «реношку» на такой фиговый пятачок, что я бы сроду туда не вписался. А ведь Лукьяновичу – девяносто пять лет! Два года отвоевал в гвардейском кавалерийском корпусе. Награждён тремя боевыми орденами: Красного Знамени, Отечественной войны двух степеней. Почётный гражданин города Валуйки. Трижды ранен. Фронтовой инвалид П группы. С палочкой всю жизнь не расстаётся. Вот в таком сочетании: 95-летний фронтовик, инвалид, артист театра и кино (на его счету свыше полусотни ролей в фильмах и семьдесят в театре), режиссёр восьми спектаклей, многолетний директор трёх столичных театров (имени Станиславского, на Малой Бронной, на Таганке) Николай Лукьянович – единственный в стране. Да, пожалуй, что и остальной весь мир больше не имеет такого уникума. Уж не говорю о том, что создание знаменитого Театра на Таганке – это целиком, полностью и исключительно заслуга Дупака. Просто шустрый Юрий Любимов в своё время удачно перехватил инициативу, а настоящий создатель великого феномена Таганки предпочёл остаться в тени. Почему именно так произошло? Почему имя очень великого деятеля советского театрального и киноискусства нынче почти забыто, а в родной, им же созданный театр Дупака сегодня на порог не пускают? О, дорогой мой читатель, это очень непростая, можно сказать, трагическая тема. И я далеко не уверен, что сумею её решить своими заметками даже в общих чертах. Хотя Таганка – это мои молодые капитанские годы и определённая близость к Владимиру Выоцкому*. Поэтому что творилось в самом скандальном театре Советского Союза мне известно, как говорится, из первых уст, из первых рук. Но отступать некуда, прости Господи меня грешного. Особенно - с учётом мафусаиловского юбилея моего героя. И я начинаю наше общение с главного – с легендарной и удивительной фронтовой биографии Николая Дупака.

- Николай Лукьянович, расскажите, как вы попали на фронт?

- В Июне 1941 мне было 19 лет. Учился я Ростовском театральном училище под руководством Юрия Завадского. Со мной грыз театральную науку Серёжа Бондарчук. Мы жили с ним в одной комнате. И меня ещё студентом взял на роль Андрея в кинофильме «Тарас Бульба» Александр Довженко! Всё училище тогда гудело. Такое предложение! От самого Довженко! Который снял "Щорса", "Звенигород», «Арсенал», «Земля», «Аэроград». Который был самым-самым ведущим режиссёром на то время. И вдруг он приглашает какого-то Дупака. Преподаватели, не говоря уже о студентах, дивились моему дикому везению. Когда я встретился с Александром Петровичем уже на киевской студии, он меня спросил: «Тараса Бульбу» читал?» - «Читал» - «А обратил внимание: когда умирают казаки, они в одном случае проклинают врага, а в другом прославляют братство?» В это трудно поверить, но он мне стал рассказывать, как собирается поставить фильм про дружбу, про патриотизм, про настоящих любящих жизнь людей. Я натурально обалдел! Довженко и такие со мной разговоры ведет! Около часа мы ходили вокруг студии. Потом были пробы и начались сьёмки.

В воскресенье у нас обычно - выходной. Уставший от длительных съёмок, я лёг спать рано. Но рано и проснулся… от стрельбы. Выхожу на балкон. На соседнем топчется тоже заспанный мужик. Интересуюсь у него: «Що цэ такэе?» - «Та цэ, мабуть, манэвры Кыивського вийськового округу». И только он это произнёс, как в ста метрах с грохотом проносится самолёт со свастикой и начинает бомбить мост через Днепр. А жара стояла неимоверная – далеко за 30 градусов. Ну я и помчался на студию. Там уже прослушал выступление Молотова. Потом состоялся митинг. Александр Петрович сказал: вместо запланированных полутора лет на съемку картины, мы сделаем её за полгода, а потом все пойдём бить врага на его территории. Вот какой настрой был у всех! Но уже на следующий день солдатской массовки у нас не оказалось. Тогда мы впервые, может быть, смекнули: вся эта катавасия - всерьёз и надолго.

Пошли потоки беженцев. В мой номер гостиницы поставили пять кроватей. На студии начали рыть щели. Ещё пару дней мы изображали сьёмки, а потом пошли записываться в народное ополчение. Кроме меня в него вступили ещё Александр Петрович, Боря Андреев и Петя Алейников. Меня лично отправили под Новоград - Волынский. Там и зачислили в кавалерийское училище.

Особенно мне запомнилось выступление Сталина. Тут уж со всей очевидностью стало ясно: война – на годы. Учили нас на командиров кавалерийских взводов. Боевая подготовка включала занятия с лошадьми. А это – выездка, чистка, кормежка. Плюс ко всему овладевали джигитовкой, вольтижировкой, рубкой лозы. Мне попалась кобыла Ежевика – прямо скажу: вредное животное. Не знал, как от неё избавиться. Случай помог. Командир училища решил разделить нас на два эскадрона по 150 человек. В одном - гнедые лошади, в другом – вороные. И у меня оказался потрясающий конь Орсик. Я в него сразу влюбился и он впоследствии меня спас. А всего трижды меня лошади выручали от верной гибели.

- Каким для вас осталось в памяти первое участие в бою?

- После того как немцы ворвались в Донбасс, нас послали заткнуть дыру во фронте. Выгрузили на станции, и мы верхом две ночи искали противника. Километрах в пятидесяти от станции передовой дозор наткнулся на мотоциклистов. Наш командир полковник Артемьев решил их атаковать. Только оказалось, что у немцев были не только мотоциклы, но и танки. Они нас благополучно и расколошматили. Эскадрон потерял двадцать человек. Меня ранило в горло. Я схватился за гриву коня и одиннадцать километров мчался до речки Кальмус, где располагался полевой госпиталь. Меня сняли с лошади в бессознательном состоянии. Сделали операцию. Вставили в шею на время трубочку и отправили в Пятигорск: долечиться и доучиться. Там мне присвоили звание младшего лейтенанта и отправили в Москву, где формировался резервный эскадрон инспектора кавалерии Красной Армии Оки Ивановича Городовикова. Муштрой нас особливо там не мучали, зато и кормили из рук вон плохо. И мы всё время донимали командиров рапортами, чтобы, значит, нас на фронт отправили. Вот клянусь тебе: все как один рвались в бой. Таково было обострённое чувство и желание Родину защитить.

Как уже побывавшего в военном переплёте, меня назначили командиром взвода в 250-й, впоследствии 29-й гвардейский, кавалерийский полк Краснознаменной 11-й дивизии. Соединение наше многажды переименовывали, я уже и забыл все его точные названия, а в архив всё недосуг обратиться. Но факт тот, что к весне 1942 года я уже воевал в составе 7-го кавалерийского корпуса на Брянском фронте. Помню, как хорошо нас тогда экипировали. Всем выдали новую сбрую, папахи, бурки. А кормили, что твоих подводников! Честное слово, даже шоколад давали. Это помимо 50 г масла, 500 г крупы, 800 г хлеба. Для лошадей - овес и сено. Подчёркиваю это потому, что у нас, гвардейцев, был закон: сам не поешь, но коня накорми. Придали нам противотанковые ружья – очень неудобное для кавалериста вооружение. Их дула так набивали коням холки, что некоторые выходили из строя. И тогда я придумал: приладить эти длинноствольные ружья на лыжи. Получил благодарность от командования за рационализаторское предложение. Вторую благодарность получил, когда мы попали в окружение, и я сумел организовать для товарищей добычу дёгтя. В кавалерии эта необычная смазка для сбруи, почитай, на вес золота. А я помнил картинку из учебника физики или химии, где было показано, как гонят деготь и быстро соорудил нужные приспособления. Тогда же меня назначили адъютантом командира полка. Потом меня ранило и после госпиталя я напросился в боевую часть. Хотелось командовать самостоятельно, а не выполнять чьи-то поручения. Так стал командиром взвода разведки. В одном из боёв меня серьёзно контузило, но после излечения опять вернулся в свой взвод. Зимой 1943-го, по-моему, в январе, командира эскадрона смертельно ранило, и я заступил на его место. Даже сейчас мне удивительно, как я мог в 20 лет командовать эскадроном да плюс ещё - пулемётным взводом и батареей 45 мм пушек. Это в общей сложности под 300 человек. И всех надо напоить, накормить, а для лошадей и корм достать! Скажу тебе, что лошадей мы жалели не меньше, чем людей, как это кому-то ни покажется странным. Потому как без коня ты уже не кавалерист. И мы коней любили, холили их. После длинного перехода никогда не поили, ждали, чтобы животина остыла, как следует. А для этого попоной её укутывали. Что ты, уход за лошадью – целая наука!

В марте 1943 года была страшная распутица. Армия Рыбалко прорвала фронт под Кантемировкой, и мы пошли в прорыв. Взяли крупный железнодорожный центр Валуйки. Захватили несколько эшелонов с продовольствием, вооружением и даже со спиртом! Вот тут мне пришлось покрутиться шибче, чем в бою. Мужики наши как: выстрелил в цистерну, набрал себе флягу, а остальное его не интересует. Но мне дисциплину удержать удалось. За те бои получил орден Боевого Красного знамени.

Пошли дальше и уже под Мерефой столкнулись с переброшенной туда дивизией "Викинг". То вояки были страшные - и по росту, и по своей фанатичности. Они принципиально не отступали. Вот там я был снова ранен и отправлен госпиталь под Тарановкой. Во всяком случае, документы на меня туда ушли, но меня мой коновод выкрал и вывез обратно в часть. Что меня и спасло. В Тарановку ворвались немцы и всех уничтожили - медсестер, раненых и больных.

Когда мы заняли Валуйки, там можно было выбрать себе лошадь. Мне присмотрелся немецкий битюг. Я и назвал его "Немец". Нашёл и лёгкие саночки. Коваленко, мой ординарец, взял под свое покровительство и саночки, и коня. Когда он приехал в госпиталь за мной, мы не знали где немцы. Короче, едем мимо какой-то деревни, и я вижу, что там – не наши! Коваленко тоже смекнул: нам может быть хана. Развернул коня, пустил его аллюром и умчался. А я остался. И тогда пришлось пойти на большой риск: выстрелил из пистолета коню в ухо – самое больно место животного. Как он меня понёс! Вот так немецкий конь спас советского офицера. Однако мои ранения стопы и руки оказались серьезными. Сначала меня отправили в Мичуринск. Полежал неделю - повезли в госпиталь имени Бурденко в Москву. Пролежал там 10 дней. Затем были Куйбышев, Чапаевск, Актюбинск. Думалось, что вылечат и я снова попаду к своим. Ан нет, раны не заживали и меня комиссовали.

- В конном строю, что называется, в атаке-лаве принимали участие?

- Только в училище. А так даже не пришлось встретиться с кавалерией противника, которая у немцем тоже была достаточно многочисленной. Воевали мы обычно спешившись. Коноводы – один на 11 лошадей - отводили их в укрытия. У нас на вооружении были карабины, а с весны 1943 года всем выдали автоматы. Лошадей мы использовали самых разных – какие были, на тех и воевали. Потом конь – такое животное, что получше иного человека воспитывается. Он только говорить не может, а так всё понимает. Видишь, что лошадь чем-то расстроенная и сахарку ей несёшь. Чем лучше ты её содержишь, тем лучше она к тебе относится. В Валуйках мы взяли потрясающих лошадей итальянского горно-альпийского стрелкового корпуса. Такие все из себя - выездные. Наши бойцы вмиг всех расхватали, но потом, как по команде всех и побросали, потому что «итальянки» не приспособлены были к длительным маршам. А мы иногда за ночь «отмахивали» по 120, а то и по150 километров.

- Пленных вам приходилось брать?

- Было дело. Как-то поехал я на разведку, заодно и на поиски фуража. Вижу, идёт колонна без оружия. Выслал разведчиков. Оказалось, что это - итальянцы, которые бросили фронт и шли к себе домой. Вот почти 500 «врагов» мы и привели в расположение. Конечно, они не хотели воевать. Да и вообще, «макаронники» - не вояки. Добродушный народ. У меня потом два итальянца долгое время при кухне работали. Однако вышел приказ: всех пленных отправить в тыл.

В другой раз мы на месте расстреляли шестерых солдат из дивизии "Викинг". Видимо, это был передовой дозор из 12-15 человек, который в одной деревне перебил почти взвод наших ребят вместе с лейтенантом, замечательным мужиком. Потом нам удалось их окружить и частично уничтожить, а шестерых захватить. Вооружены они были прекрасно. Здоровые, крепкие мужики. Это очень неприятный момент и о нём лучше не вспоминать, но что было, то было: мы люто отомстила за ребят. Потом нас за это осудили, но в штрафбат никого не отдали. А вообще я не помню случаев, чтобы у нас или в других частях расстреливали немцев лишь за то, что они в плен попали. Расстреливали тех, которых захватывали на месте преступления. На том же месте их и уничтожали. Война, брат, очень жестокая вещь.

Что могу тебе сказать. Немец как вояка, мужик серьёзный. Я всегда был против того, чтобы в наших фильмах их показывали недалёкими. Да геббельсовская пропаганда их оболванивала до предела. И временами фрицы демонстрировали даже тупость. Но если уж они шли в атаку, то держись. Спуску не давали никогда. Конечно, мы вырвали у них победу, не считаясь с потерями. Я скажу даже больше: ни одна бы другая армия мира не смогла бы противостоять немецкой отлаженной машине. Нам поэтому почти всегда и всюду важно было сначала выстоять, уж потом победить. И мы выстояли и победили.

- Знаю, что ровно 20 лет вы отдали службе в Московском драматическом театре имени К.С.Станиславского. Только мы пропустим эти славные годы вашей биографии ради главного: того, как именно вы, а не кто иной, создавали театр на Таганке. Итак, как всё было на самом деле?

- Начну с того, что мне очень бы не хотелось прослыть запоздалым склочником, человеком, сводящим застарелые счёты с кем бы то ни было, тем более с Любимовым, которому я сделал очень много добра. Он же меня тем добром не баловал. Но это дела давно минувших дней и я наших непростых отношений ворошить не собираюсь. А вот по театру скажу одну только правду. Она такова. Меня работники горкома партии пригласили директором и артистом в Московский театр драмы и комедии, когда он называлась просто «Таганка». Главным режиссером там с 1945 года был Александр Плотников. А я пришел туда 2 сентября 1963 года. Любимов ещё преподавал в Щуке. Однажды мой дружок директор Театра киноактёра Юрка Зодиев предложил: «Говорят, что в Щуке идёт очень приличный спектакль «Добрый человек из Сезуана». Давай сходим, посмотрим». Я согласился. Спектакль мне понравился. Была в нём некая особая живинка, которой в других московских театральных постановках не наблюдалось. Юра Зодиев пригласил к себе в гости Любимова с Целиковской – они тогда ещё не развелись. И вот мы сидели, дискутировали, выпивали. Я возьми и предложи: а слабо вам, Юрий Петрович, со всем курсом прийти в наш театр? И ты не поверишь, но Любимов сразу не согласился! Ему обещали устроить театр во Дворце культуры в Дубнах. А район Таганки тогда прочно ассоциировался лишь со старой тюрьмой и поэтому был очень не престижный. Но что-то там не срослось с «учёными заповедником», и Любимов уже сам мне позвонил: «Ваше предложение остаётся в силе?» Разумеется, я ответил утвердительно. И вдобавок пригласил к нам на работу ещё и Люсю Целиковскую. Скажу без преувеличения, эта выдающаяся актриса сыграла без преувеличения, огромнейшую роль в жизни самого Любимова и в становлении Театра на Таганке. Прошло много лет, и мне звонят из одной газеты: «Дайте нам интервью о Целиковской» - «Ребята,- отвечаю,- но это приличнее сделать Юрию Петровичу. Всё же они 15 лет в браке прожили» - «Да он отказался о ней говорить». Такой человек был Любимов. Вот выпустил он книгу и назвал её «Я». А если бы мне предложили написать книгу, я бы точно назвал её «МЫ». Ты себе не представляешь, сколько же людей нам помогали ставить театр на ноги. Вот чувствую, что обижаешься от того, что я не помню твоих личных стараний по спасению финских стульев для нового театра. Только таких как ты помощников у нас были сотни. Разве ж всех вас упомнишь. Правда, и я не сидел, сложа руки. К примеру, Константина Симонова я пригласил на просмотр «Доброго человека…». И Володя Высоцкий пришёл к нам в театр исключительно благодаря мне.

- Однако Любимов пишет, что, услышав песни в исполнении барда, сразу решил взять его в труппу…

- Да, написать, нафантазировать он мастак. Везде и всюду твердил, что пришёл на «сплошные развалины» и выстроил потом лучную труппу в столице. Но в жизни было так. При Пете Фоменко у нас трудились ведущими актёрами: Всеволод Соболев, Алексей Эйбоженко, Вениамин Смехов, Готлиб Ронинсон, Таисия Додина, Кларина Фролова, Александр Калягин. С которым Юрий Петрович поступил, извини меня, просто по-свински. Саша играл Галилея в очередь с Высоцким. Как-то попросил у меня шесть пропусков для друзей из киногруппы. За 20 минут до спектакля ко мне влетает Любимов: «Ставьте Высоцкого, я ему позвонил, он уже подъезжает» - «Нет, сегодня будет играть Калягин» - «А я сказал, Высоцкий!» - «Поймите, Петрович, Саша друзей пригласил» - «А мне нас…ать!» - «Но так ведь можно Калягина потерять» - «Повторяю: мне нас…ать!» Ну Калягин через полчаса принёс заявление об уходе. Удержать его я не смог. Саша, как говорится, не даст мне соврать, что именно так было.

А как некрасиво Любимов поступил с Соложеницыным. Перед высылкой из страны он пришёл к нам с супругой посмотреть «Дом на набережной» и поговорить с Любимовым. Ну, я и предложил ему оставить верхнюю одежду в кабинете Любимова. Начался спектакль, Юрий Петрович заходит ко мне: «Чьи там вещи у меня, почему не спросили?» - «Да это же Александр Исаевич. У него к вам разговор» - «Ничего не знаю, заберите вещи». После этого он срочно покинул театр, чтобы только не встретиться с опальным Солженицыным…

- Так всё-таки, как было с Высоцким?

- А, ну да меня занесло уже в сторону. Так вот после прихода Любимова к нам, мы с ним стали постепенно освежать, омолаживать труппу. Оставили кое-кого из «стариков», в частности, Готлиба Ронинсона, игравшего в театре с середины 40-х. Но и каждый год принимали по два молодых актёра, устраивая просмотры. Тая Додина, актриса «долюбимовского» набора, которая училась с Высоцким в Школе-студии МХАТ, всё ходила за мной и канючила. Посмотрите да посмотрите Володю. Актёр хороший, только жизнь у человека не складывается. Поругался с главрежем в Театре Пушкина, потом ушёл из Театра миниатюр. Сейчас без работы мается. «Ладно, – говорю, – пусть придёт». Высоцкий показал отрывок из горьковского «Челкаша». Весьма средненько сработал. А вот гитарой нас всех удивил. На вопрос Любимова: «Чьи слова?» – с вызовом ответил: «Мои!» Юрий Петрович тогда на совете резко заметил: «Парень, конечно, не без способностей, но зачем брать ещё одного алкаша – у нас своих хватает!» А я, как тот замполит, гайку чуток отпустил – всегда это комиссарскую роль при Любимове исполнял: «Давайте, говорю, возьмём его на договор на три месяца! Что мы теряем?» Все со мной согласились. И вскоре Высоцкий уже играл в «Добром человеке…» главную роль Лётчика в очередь с Колей Губенко. Вот и выходит, что Володя изначально своей театральной судьбой обязан Додиной, во вторую очередь мне и уж затем Любимову.

Ты пойми, всё что я сейчас тебе говорю элементарно ведь проверяется, как в примере с Калягиным. Живы, слава Богу, и Зодиев, и Карижский, и другие мои друзья, с которыми мы вместе боролись за «Доброго человека…». Они же подтвердят и то, что начальник управления культуры Мосгорисполкома Борис Родионов «продавливал» к нам в худруки обладавшего связями теоретика театра Евгения Суркова. А я сказал: не утвердите Любимова - вернусь в Станиславского. Да что там говорить, если эмблему театра – красный квадрат с чёрными словами по периметру придумал я. И к названию добавил «на Таганке» тоже я. Это сегодня директор театра – чистый коммерсант. А при советской власти мне приходилось решать и творческие, и административные, и нравственные, и этические вопросы. Я служил как бы связующим звеном между властью и художником. И крутился между ними как между молотом и наковальней. Вот скажу тебе, как на духу: ни одной постановки на Таганке не случилось без того, чтобы я месяцами не обивал порогов горкома партии и управления Мосгорисполкома. У меня одних партийных выговоров было аж 27 штук! Никому об этом никогда не говорил, не хвастался, но все знали прекрасно: Любимов может чего угодно натворить, а «разрулит» ситуацию только Дупак. Юрий Петрович сам, кстати, этого никогда не отрицал. И при этом я умудрялся ни разу не задеть более, чем обострённого самолюбия Любимова, поскольку очень деликатно, почти гомеопатически влиял на «епархию» худрука – репертуарную политику и распределение ролей. Приведу такой пример.
С Володей Высоцким у меня были отношения, как у отца с сыном. В отличие от Любимова, я с поэтом и бардом ни разу не разговаривал даже на повышенных тонах, не говоря уже о том, что мы никогда не ссорились. Однажды он говорит: «Николай Лукьянович, жуть как хочу Гамлета сыграть. Нельзя ли у нас его поставить?». А Юрий Петрович тогда в очередной раз пробивал «Живого» по Можаеву. Это была его идея фикс, осуществить которую смог лишь после возвращения из эмиграции, выставив этот спектакль главным условием возвращения. Поэтому ни о какой другой вещи в 69 году он и слушать не хотел. А партийное руководство на меня наседало: вам нужно ставить классику. Любимов предложил «Хроники» Шекспира, но последовал отказ из-за некоего политического подтекста. Прошло ещё какое-то время и нам заявили: «Таганке» разрешается поставить любую пьесу Шекспира, кроме никому не известных «Хроник». На свой страх и риск я сказал, что мы готовы поставить «Гамлета». Возражений не последовало. Выходим с заседания реперткома, а Любимов чуть ли не за глотку меня хватает: «Какого чёрта вы с этим «Гамлетом» вылезли?! Вы хоть представляете, кто из наших недотёп играть-то его будет?» - «Можно Высоцкого попробовать» - «Ну да, из Володи такой принц Гамлет, как из меня «балерун» - «Юрий Петрович, а давайте объявим конкурс». Он как-то сразу согласился и взялся репетировать с Филатовым, второй режиссер Глаголин - с Золотухиным, ну а я – с Высоцким. Через месяц состоялся показ. И Высоцкий «вынес» всех, как первоклашек!»

- Не за это ли он вас упомянул в стихотворении, посвящённом Любимову? Имею в виду: ««Быть иль не быть?» мы зря не помарали./ Конечно – быть, но только начеку./ Вы помните, конструкции упали?/ Но живы все, спасибо Дупаку».

- Может быть, и за это. Любимов же требовал конструкцию для «Гамлета» сделать стальной, а я настоял на алюминиевой. И дешевле, и, как оказалось, безопаснее. На одной из репетиций вся та махина обрушилась, но чудом никто из артистов не пострадал. А, может, Володя вспомнил, как я из-за него первый раз покинул Таганку. Он хотел приобрести для Марины какой-то дивный кулон, но денег не имел. Я его и отпустил на три дня к золотоискателям в Магадан. Там Володе пообещали 10 тысяч рублей – сумасшедшие деньги. А тут Любимов как раз пригласил великого режиссёра Жана Вилара на «Гамлета». «Где Высоцкий? Какие гастроли!? Вы не имели права». И всё в таком же духе при зарубежном госте. Ну я и откланялся: «Честь имею!»

- Не сожалеете о своём возвращении на Таганку? Ведь, как говорится, нельзя в одну воду реки вступить дважды…

- Пожалуй, что товарищ Гераклит из Эфеса, сказавший эту фразу, был прав. Но ты понимаешь, это я сейчас задним умом крепок. А тогда же был ещё полон сил, хотелось действовать. Тем более, что после возвращения Любимова в театре стали происходить интересные события. Его не утвердили директором - назначили Илью Когана из ТЮЗа. Гастроли в Париже прошли отвратительно. Да еще Юрий Петрович в интервью назвал министра культуры Демичева «химиком» и говорил, что нет свободы в СССР. Коган не смог этого дурацкого выпада смягчить, как это всегда делал я. И, когда труппа вернулась из Парижа, встал вопрос о закрытии театра. Тогда Любимов быстро настрочил слёзное письмо Брежневу: «Окажите мне высокое доверие» и всё такое прочее. Одновременно попросил, чтобы и меня вернули в театр. Брежнев спустил первому секретарю МГК КПСС Гришину директиву: «Окажите доверие художнику Любимову, и верните в театр Дупака». Театр мы сохранили, но буквально на второй день нам прекратили стройку нового здания, для которого ты стулья финские спасал. Я же затевал её на свой страх и риск, как внеплановую. Помогали и Главмосстрой, и МГУ, и 1-й часовой завод. Дивизия Дзержинского каждый день выделяла 20 солдат на стройку. Тогда приобрести стройматериалы было трудно и мы их «доставали». Высоцкий бесплатно выступал для разных организаций, он был нашей «козырной картой». А мы для всех «спонсоров» делали концерты, играли спектакли. Было сотрудничество, удивительная атмосфера уважения, дружбы. А еще - озорство, риск. Что-то нам запрещали, давали выговоры, следили за нами. Но жизнь была интересной. А Юрий Петрович на каждом шагу нам начал ставить палки в колёса. Например, заявил однажды: «На кой хрен нам новое здание? Это кавалеристу Дупаку захотелось шашкой помахать, чтобы молодость вспомнить». Потом собрал всех и заявил, что будет строить жизнь театра по западному образцу. То есть, заключит контракты с необходимыми ему актерами, остальные - свободны. Причем с некоторыми договор будет только на один спектакль. Вот тогда против него выступили и Леонид Филатов, и Инна Ульянова, и другие, кто так ждал его возвращения. Ну и я понял, что мне дальше с этим человеком не по пути. И ушёл тихо, не хлопнув дверью…

- Судя по вашей крохотной «однушке», живётся вам сейчас, Николай Лукьянович, не очень роскошно.

- Можно было бы жить и лучше, но я умею довольствоваться тем, что имею.

- Здоровья вам и бодрости душевной!

Полковник в отставке Михаил Захарчук. Специально для РГК.

----------------------------------------------

*Михаил Захарчук «Босая душа или Каким я знал Высоцкого» - Издательская программа правительства Москвы.

.
5 октября 2016 г.

Комментарии:

Василь Ткачев 05.10.2016 в 16:57 # Ответить
Прочитал с интересом. Хороший материал о прекрасном человеке.
Татьяна П. 05.10.2016 в 17:29 # Ответить
С интересом прочла очерк о Николае Лукьяновиче.
Совершено ничего не знала о его жизненном пути.
Особенно мне понравились его рассказы о боевых событиях, об отношении к лошадям, об отношении к войне.

В его словах «…я умею довольствоваться тем, что имею.» кроется великая и простая истина мудрого человека, пережившего многое.
Восхищаюсь его храбростью, умением преодолевать трудности, жизнелюбием, желаю здоровья и понимания близких людей.
С юбилеем Вас, Николай Лукьянович!
Александр Костенко 05.10.2016 в 17:55 # Ответить
Честно говоря, ни малейшего понятия не имел, кто такой Дупак. А стал читать очерк - и чуть ли не с первых его слов стал ловить себя на ощущении, будто знаю этого человека хорошо и подробно, как личного друга... Сошлись воедино два фактора: личность героя повествования и талант автора-рассказчика.
Обывателю (в обычном, безобидном его качестве) всегда волнительно заглядывать "за кулисы" тех или иных событий. Особенно когда звучат имена, известные в стране каждому. М. Захарчук умело пользуется этим журналистским приемом. Тем более что знает о предмете повествования не понаслышке.
Автора - с очередной творческой удачей. А всех нас - с минутами соприкосновения с доселе неведомой информацией, весьма любопытной - как минимум!
Галкин Валерий 05.10.2016 в 17:56 # Ответить
Прочитал как на духу....БраВО.......
Игорь Ревков 05.10.2016 в 22:21 # Ответить
Берет за душу! Спасибо автору! Как актер кино и театра давно известен, но прочитать подробности жизни человека в столь качественном изложении всегда интересно и приятно!
Андрей 06.10.2016 в 00:06 # Ответить
Как и многие другие читатели, впервые узнал про героя очерка. Читал, не отрываясь и не перескакивая! В этот раз точно могу сказать - очень интересно, Михаил! Возможно, потому, что для меня это совершенно новый герой повествований автора. Дожить бы до такого возраста!
Александр Ушар 06.10.2016 в 06:07 # Ответить
Удивительный человек, а для многих, полагаю - просто непостижимый: оптимизм и позитивное восприятие не шибко радостного и не больно ласкового окружающего нас мира - зашкаливают. Умение так жить - подлинное и редкое искусство, постичь хотя бы азы которого - уже архисложная цель, но достижение ее, уверен, наполнит жизнь особым смыслом... И именно в нем, как мне кажется, секрет активного долголетия. Поклон Вам до сырой земли, Николай Лукьянович, бодрости духа и тела. И спасибо автору за то, что познакомил нас с таким прекрасным человеком.
В.Леонидов 06.10.2016 в 19:15 # Ответить
И правда - удивительный человек этот Николай Лукьянович Дупак! И материал М.Захарчука удивительный. Столько совершенно новых фактов, которые в общем-то просто переворачивают "канонические" представления о многом, что происходило в Театре на Таганке в пору его расцвета..
Александр М. 18.10.2016 в 19:19 # Ответить
Пожелание здоровья, "Лет до ста расти" и Так держать!
Мне о Вас много рассказывал Джон Гридунов, и что-то вошло в книгу про него.
Низкий Вам поклон , замечательный боец-управленец Николай Лукьянович!..
Виктор 05.11.2019 в 13:00 # Ответить
Перезвоните мне пожалуйста
Перезвоните мне пожалуйста по номеру. 8 (812) 642-29-99 Виктор.

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
20 ноября
среда
2019

В этот день:

Воздушные авианосцы ТБ-3

20 ноября 1935 года лётчик-испытатель А.И. Залевский в рамках проекта «Звено», впервые в мире поднял в небо воздушный авианосец - тяжёлый бомбардировщик ТБ-3 с пятью закреплёнными на нём истребителями.

Воздушные авианосцы ТБ-3

20 ноября 1935 года лётчик-испытатель А.И. Залевский в рамках проекта «Звено», впервые в мире поднял в небо воздушный авианосец - тяжёлый бомбардировщик ТБ-3 с пятью закреплёнными на нём истребителями.

Проект «Звено» разрабатывался в 1930-е — начале 1940-х годов инженером В. С. Вахмистровым на основе использования самолёта-носителя, несущего от одного до пяти истребителей для увеличения их радиуса действия. Созданный по этому проекту комплекс «Звено-СПБ» (составной пикирующий бомбардировщик) принял участие в первом периоде Великой Отечественной войны. В качестве носителей применялись сначала ТБ-1, а потом ТБ-3. К ним подвешивались И-4, И-5, И-Z и И-16.

Боевое крещение «Звена-СПБ» состоялось 26 июля 1941 года, когда оно разбомбило нефтехранилище в Констанце. 10 августа 1941 года был совершён авианалёт на Мост Карла I на Дунае, через который помимо войск проходил также и нефтяной трубопровод Плоешти-Констанца. Истребители-бомбардировщики совершили успешную атаку в пике с высоты 1800 м и вернулись на аэродром без потерь. Повторный авиарейд состоялся через два дня — 13 августа 1941 года. , в этот раз поломки носителей не было и истребители-бомбардировщики смогли существенно повредить мост. Истребители, нанеся на обратном пути удар по румынской пехоте возле Сулина, вернулись назад без потерь.

16 августа 1941 года адмирал Кузнецов попросил Сталина о новой партии носителей. В просьбе было отказано в связи с тем, что большая часть ВВС СССР была уничтожена в первые дни войны, а ТБ-3 не производились с 1937 года. На следующий день после просьбы адмирала Кузнецова (17 августа 1941 года) эскадрилья, которая теперь насчитывала 5 носителей в строю, разбомбила сухой док в Констанце. 29 августа 1941, во время очередного авианалёта на мост через Днепр, четыре И-16 были перехвачены истребителями Messerschmitt Bf 109. Воздушный бой завершился двумя сбитыми «мессерами». В 1942 «Звено-СПБ» совершили не менее 30 вылетов. С 1943 года они не применялись из-за выработки моторесурса и полного дряхления.

Начало Нюрнбергского процесса

20 ноября 1945 года начался Нюрнбергский процесс над военными преступниками третьего рейха.

Начало Нюрнбергского процесса

20 ноября 1945 года начался Нюрнбергский процесс над военными преступниками третьего рейха.

Он проходил с 10 часов утра 20 ноября 1945 по 1 октября 1946 года в Международном военном трибунале в Нюрнберге (Германия), располагавшемся в «Зале 600» здания суда присяжных в Нюрнберге. Соглашение о создании Международного военного трибунала и его устава были выработаны СССР, США, Великобританией и Францией в ходе лондонской конференции, проходившей с 26 июня по 8 августа 1945 года. Принципы устава утверждены Генеральной Ассамблеей ООН как общепризнанные в борьбе с преступлениями против человечества. 29 августа был опубликован первый список главных военных преступников, состоящий из 24 нацистских политиков, военных, идеологов фашизма: Г. Геринг – рейхсмаршал, главнокомандующий германской авиацией; Р. Гесс – до 1940 г. заместитель Гитлера по НСДАП, член совета министров по обороне империи; И. Риббентроп – министр иностранных дел, уполномоченный фашистской партии по вопросам внешней политики; Р. Лей – руководитель трудового фронта, один из лидеров НСДАП; В. Кейтель – фельдмаршал, начальник штаба верховного главнокомандования вооруженными силами; Э. Кальтенбруннер – обергруппенфюрер СС, начальник имперского управления безопасности и полиции безопасности; А. Розенберг – заместитель Гитлера по вопросам идеологической подготовки членов НСДАП, имперский министр по делам восточных оккупированных территорий; Г. Франк – рейхслейтер фашистской партии, генерал-губернатор оккупированных польских территорий; В. Фрик – министр внутренних дел; Ю. Штрейхер – гаулейтер Франконии, идеолог расизма и антисемитизма; В. Функ – министр экономики, президент рейхсбанка, член совета министров по обороне империи; Г. Шахт – организатор перевооружения вермахта; Г. Крупп – глава крупнейшего военно-промышленного концерна, принимавшего активное участие в подготовке и осуществлении агрессивных планов германского милитаризма; К. Денниц – гросс-адмирал, командующий военно-морскими силами, преемник Гитлера в качестве главы государства; Э. Редер – гросс-адмирал, до 1943 г., главнокомандующий ВМС; Б. Ширах – организатор и руководитель фашистских молодежных организаций Германии; Ф. Заукель – обергруппенфюрер СС, генеральный уполномоченный по использованию рабочей силы; А.Йодль – генерал-полковник, начальника штаба оперативного руководства верховного командования вооруженных сил; Ф. Папен – один из организаторов захвата власти в Германии фашистами; А. Зейсс-Инкварт – руководитель фашистской партии Австрии, заместитель генерал-губернатора Польши; А. Шпеер – имперский министр вооружений и боеприпасов; К. Нейрат – бывший министр иностранных дел, протектор Богемии и Моравии; Г. Фриче – начальник отдела в министерстве пропаганды и руководитель отдела радиовещания; М. Борман – с 1941 г. заместитель Гитлера по НСДАП, руководитель партийной канцелярии.

На скамье подсудимых оказалась почти вся правящая верхушка нацистской Германии, за исключением главы государства А. Гитлера, руководителя управления имперской безопасности рейхсфюрера СС Г. Гиммлера и министра пропаганды Й. Геббельса, покончивших жизнь самоубийством. Борман был привлечен к суду заочно, место его пребывания так и не было установлено. Дело разбитого параличом Круппа было выделено в отдельное производство и приостановлено. Лей избежал скамьи подсудимых, повесившись в тюремной камере до начала процесса.

Родился Патриарх Кирилл

20 ноября 1946 года родился Владимир Михайлович Гундяев, с 1 февраля 2009 года — Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Родился Патриарх Кирилл

20 ноября 1946 года родился Владимир Михайлович Гундяев, с 1 февраля 2009 года — Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

В 1965 Владимир поступил в Ленинградскую Духовную Семинарию, затем — в Ленинградскую Духовную Академию. 3 апреля 1969 пострижен в монашество. В 1970 окончил Ленинградскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. С 1971 — представитель Московского Патриархата при Всемирном Совете Церквей в Женеве. С декабря 1975 — член Центрального комитета и исполкома Всемирного Совета Церквей. В 1989 году был назначен Председателем Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии, постоянным членом Священного Синода по должности. 25 февраля 1991года возведён в сан митрополита. С 1995 года — заместитель Главы Всемирного Русского Народного Собора.

Светские СМИ прозвали Кирилла «самым скандальным митрополитом», видимо, потому, что в конце 1990-х — начале 2000-х годов он был фигурантом многочисленных публикаций в российских СМИ, обвиняющих его в использовании предоставлявшихся в начале 1990-х правительством Российской Федерации налоговых льгот на импорт алкогольной и табачной продукции для личного обогащения. Митрополит Кирилл назвал публикации «совершенно конкретным политическим заказом».

Внутри Церкви в 1990-е подвергается критике со стороны консервативного крыла Русской Православной Церкви за церковный модернизм и экуменизм (движение за сотрудничество и взаимодействие всех христианских конфессий). Митрополит Кирилл - поборник модернизации России и в общественно-экономической сфере. Вот его характерное высказывание: «Существует ли у России на нынешнем этапе ее исторического развития альтернатива модернизации? Ответ представляется однозначным: «Нет!» Только модернизация страны может решить скопившиеся социальные и экономические проблемы общества. Потребность в ней вырастает из самой народной среды. Ожидание лучшей жизни, можно сказать, накалено до предела. Кажется, что, если не произойдет заметных сдвигов в этом направлении, то в обозримом будущем случится какой-то надрыв в народной воле. По данным минувшего года, ниже официального прожиточного уровня жили около 20 процентов россиян. Это значит, что у значительной части нашего общества нет материального достатка, позволяющего достойно питаться, одеваться, обзаводиться жильем, растить детей, иметь доступ к высококачественному образованию, здравоохранению, отдыху, культуре, средствам коммуникации. В России по-прежнему нет среднего класса, который бы охватывал большинство граждан. Сохраняется серьезный разрыв по уровню доходов между городом и деревней. В результате происходит отток остатков сельскохозяйственного населения в города и еще большее запустение российской деревни. К низкому уровню жизни добавляются периодические сбои коммунальных систем, плохое качество дорог, проблемы с общественным транспортом, плохое состояние общественных зданий, ухудшение окружающей среды». С другой стороны митрополита Кирилла отличает позиция просвещённого патриота и поборника традиционных ценностей. В светской прессе его именуют «лидером российской неоконсервативной мысли», реставратором идеи Москва — Третий Рим. В наши дни, в немалой степени благодаря Патриарху Кириллу, Церковь зачастую остается единственным сдерживающим фактором в жестком противостоянии интересов различных слоев расколовшегося общества.

 

Расстрел православного священника

20 ноября 2009 года скончался от ран, расстрелянный прямо в храме иерей Даниил Сысоев (род. 12 января 1974 года) — священник Русской православной церкви, настоятель московского храма святого апостола Фомы на Кантемировской, известный православный миссионер.

Расстрел православного священника

20 ноября 2009 года скончался от ран, расстрелянный прямо в храме иерей Даниил Сысоев (род. 12 января 1974 года) — священник Русской православной церкви, настоятель московского храма святого апостола Фомы на Кантемировской, известный православный миссионер.

По собственным словам Сысоева, он был «наполовину русский, наполовину татарин». Прадед по материнской линии служил мусульманским муллой.

Еще с ранней молодости, учась в Московской духовной семинарии, он проникся горячим убеждением, что только Православие содержит спасительную истину. В 2003 году организовал самостоятельную приходскую общину в районе метро Кантемировская, и получив в ноябре 2003 года, благословение Святейшего Патриарха Алексия II, приступил к строительству нового храма на территории Южного административного округа города Москвы. В ноябре 2006 года был возведён временный деревянный храм, престол которого освящён в честь апостола Фомы. При храме апостола Фомы, где он настоятельствовал, развивалось миссионерское движение, включавшее в себя курсы подготовки православных «уличных миссионеров», задачей которых стало привлечение людей к православному вероучению посредством обращения к прохожим на улице.

С 2007 по 2009 годы возглавлял несколько поездок миссионерской группы по селениям Киргизии, Татарстана, Македонии, во время которых, в частности, занимался проповедью православия мусульманам.
19 ноября 2009 года батюшка был смертельно ранен в храме апостола Фомы двумя выстрелами из пистолета (по другим данным, выстрелов было четыре). Убийца ("нерусский", как отмечено очевидцами по "характерному акценту"), скрыл лицо медицинской маской. Даниил Сысоев скончался на операционном столе в 0:15 20 ноября.

16 марта 2010 года представитель СКП РФ Владимир Маркин сообщил, что 1 декабря 2009 года сотрудники правоохранительных органов застрелили при задержании в Махачкале оказавшего вооруженное сопротивление уроженца Киргизии Бексултана Карыбекова и изъяли у него пистолет, из которого, согласно заявлению СКП, в ноябре 2009 года был убит Даниил Сысоев. В тот же день глава пресс-службы Патриархии Владимир Вигилянский заявил: «Мы, конечно, испытываем удовлетворение относительного того, что есть некая ясность, связанная с этим громким преступлением. Однако у меня есть некоторые сомнения относительно того, что полностью раскрыто убийство отца Даниила». На следующий день сообщалось, со ссылкой на слова матери Карыбекова, мнение журналистов Киргизии, что убитый 1 декабря 2009 года на посту в Махачкале мог не быть Бексултаном Карыбековым. По мнению главы компании «Ваш финансовый попечитель» Василия Бойко, который установил вознаграждение, «на данный момент нет никаких доказательств — ни документальных, ни каких-либо ещё — о том, что найден убийца Сысоева».

 

Генерал Михаил Драгомиров

20 ноября 1830 года родился Михаил Иванович Драгомиров, генерал от инфантерии, кавалер Ордена святого апостола Андрея Первозванного.

Генерал Михаил Драгомиров

20 ноября 1830 года родился Михаил Иванович Драгомиров, генерал от инфантерии, кавалер Ордена святого апостола Андрея Первозванного.

Вошел в историю как мудрый мыслитель не только военного, но и общегражданского значения

Драгомиров в 19 лет начал службу в лейб-гвардии Семеновском полку прапорщиком. В 1856 окончил с золотой медалью Академию Генерального штаба. Во время австро-итало-французской войны 1859 года и австро-прусской войны 1866 года находился на театре боевых действий в качестве военного наблюдателя. В 1863-1869 занимал должность профессора тактики Академии Генерального штаба, читал курс военных наук великим князьям и наследнику престола. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов командовал дивизией, отличился при форсировании Дуная и при обороне Шипки, где был тяжело ранен. С 1888 года был начальником Академии Генерального штаба, в 1889-1903 годах командовал войсками Киевского военного округа. С 1857 активно стал публиковаться по вопросам военной и военно-исторической проблематики, приобрел огромный авторитет как неординарный военный теоретик, предлагавший оригинальную систему воспитания войск. Драгомиров как последователь суворовских принципов придавал решающее значение моральному фактору и считал, что главенствующая роль на войне принадлежит человеку, его воле и боевым качествам, называемым им "нравственной упругостью".

В повседневной жизни он был весел и остроумен. Известна история, приведенная генералом А.А. Игнатьевым в мемуарах, о телеграмме, посланной Драгомировым Александру III. Запамятовав день 30 августа (именины царя), генерал спохватился лишь 3 сентября и, чтобы выйти из положения, сочинил такой текст: «Третий день пьем здоровье вашего величества. Драгомиров». На что Александр III, сам, как известно, любивший выпить, ответил в том же духе: «Пора и кончить. Александр».

Общеизвестно и наставление Драгомирова офицерам, которое сегодня особо актуально: «Служить следует делу, а не вышестоящему начальнику».

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии