RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Россия-США: соотношение сил
9 августа 2014 г.

Россия-США: соотношение сил

Соединенные Штаты взяли открытый курс на военное столкновение с нашей страной
Возвращение в Арктику
6 сентября 2014 г.

Возвращение в Арктику

На Новосибирских островах создаётся мощная Российская военная база
Расчеловечиванию — нет!
28 января 2014 г.

Расчеловечиванию — нет!

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил в Совете Федерации с призывом к власти о защите народа от физического и духовного терроризма
Памяти Виктора Анпилова
16 января 2018 г.

Памяти Виктора Анпилова

15 января 2018 года скончался лидер движения "Трудовая Россия" Виктор Иванович Анпилов
Литературный маршал
7 июля 2016 г.

Литературный маршал

Двадцать лет назад ушёл из жизни писатель, журналист-краснозвёздовец, член Союза кинематографистов СССР, полковник Александр Павлович БЕЛЯЕВ.
Главная » Герои нашего времени » "Циркон" – брат "Калибра" и "Оникса"

"Циркон" – брат "Калибра" и "Оникса"

15 апреля 2017 года ТАСС сообщило о том, что российская гиперзвуковая ракета достигла на испытаниях восьми скоростей звука

Какие перспективы это открывает? Попытаемся ответить с помощью данных из открытой печати.

 

"В ходе испытаний ракеты было подтверждено, что ее скорость на марше достигает 8 Махов (число, учитывающее зависимость величины скорости звука от высоты полета - прим. ТАСС)", - сказал собеседник ТАСС, не уточнив, когда и с какой платформы был проведен запуск ракеты. Ракеты "Циркон", отметил источник, могут запускаться из универсальных пусковых установок 3С14, которые также используются для ракет "Калибр" и "Оникс".

Что дадут нам ракеты нового типа? Начнем с предыстории.
Как известно,
в начале этого века США разработали и приняли так называемую "Стратегию молниеносного глобального удара", которая предусматривает достижение любой точки земного шара в течение 60 минут с целью нанесения урона инфраструктуре противника. Для её реализации Пентагоном образовано объединенное управление по гиперзвуку, к работе подключены крупнейшие промышленные компании.

Но вскоре вокруг американского военного ведомства возник скандал, связанный с очередной неудачей при испытаниях гиперзвукового беспилотного бомбардировщика FHTV-2 (Falcon Hypersonic Technology Vehicle 2) . Некоторые политики даже ставят вопрос о закрытии программы создания гиперзвуковых средств доставки ядерного оружия, которая уже "съела" не один десяток миллиардов долларов.

По замыслу, сверхзвуковой беспилотник должен преодолевать расстояние в 17 тысяч километров за два часа и нести нагрузку в 5500 кг при скорости до 15 М. Первый же испытательный полет по этой части программы закончился конфузом. В соответствии с планом аппарат FHTV-2 подняла в воздух ракета-носитель Minotaur IV. Программой испытаний предусматривалось преодолеть расстояние в 7,6 тысячи километров за 30 минут. Аппарат успешно отделился от ракеты, чтобы спланировать на гиперзвуковой скорости и упасть в Тихий океан, в районе атолла Кваджалейн. FHTV-2 развил максимальную скорость в 20 М, однако по ее достижении связь с аппаратом, а соответственно и контроль над ним были полностью утрачены.
Несколько месяцев конструкторы DARPA работали над усовершенствованием системы управления и конструкции корпуса гипербомбародировщика. И вот - новые испытания. И опять - неудача. Через девять минут полета связь с аппаратом была утеряна.

Другое направление в создании гиперзвуковых летательных аппаратов - ракетное - тоже терпит в США неудачу за неудачей. Гиперзвуковая ракета X-51A, разработанная компанией Boeing, на испытаниях повторяет сбои в работе, характерные для FHTV-2 . Во время недавних испытаний на заданную высоту - 15 200 метров - ракету доставил стратегический бомбардировщик B-52Н. Предполагалось, что полет продлится 300 секунд, а гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель SJX-61 компании Pratt & Whitney разгонит X-51А до 6 М. Однако в действительности после достижения скорости 5 М через 140 секунд полета связь с ракетой, как и в случае с FHTV-2 , начала прерываться, а затем пропала совсем. Максимальная высота, достигнутая ракетой, составила 21 300 метров. Затем ракета самоликвидировалась.

Причины, вызвавшие перебои в получении телеметрической информации от FHTV-2 и X-51А, пока не определены. Некоторые ученые считают, что они непреодолимы, поскольку лежат в области свойств плазмы. Дело в том, что на больших скоростях вокруг гиперсамолета или гиперракеты образуется плазменное облако, которое препятствует осуществлению надежной связи с землей. Противодействия этому современной наукой не придумано. Вот почему некоторые американские политики считают дальнейшее осуществление программы бессмысленной тратой средств и времени. Похоже, американский гипербомбардировщик в самом прямом смысле горит синим плазменным пламенем.

Безусловно, закрытие программы создания американских гиперзвуковых средств доставки ядерного оружия для России - благо. Ведь современные российские зенитные ракетные системы С-400 способны поражать любые цели на скорости примерно до 14 Маха, поэтому если гиперзвуковой аппарат будет способен стабильно работать на скоростях свыше 4 800 м/с, возможностей перехватить его практически не останется. При этом вся наша противоракетная оборона становится совершенно неэффективной и даже бесполезной.

Но другим концом "плазменная проблема" может ударить и по российской программе гиперзвуковых летательных аппаратов. Она в нашей стране велась еще с 50-х годов прошлого века. Однако в самом начале 60-х первые проекты были закрыты на стадии проработки.

В 1979 году Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ) имени П. И. Баранова приступил к созданию гиперзвуковой летающей лаборатории «Холод» на базе ЗУР 5В28 зенитной ракетной системы С-200В. В ходе испытаний в 1991-м этот аппарат достиг скорости 5,6 М. До 1999 года было выполнено 7 полетов, причем максимальная скорость доходила до 6,5 М. Кроме того, в 90-х годах ЦИАМ разрабатывал «Исследовательский гиперзвуковой летательный аппарат» (ИГЛА) и гиперзвуковую летающую лабораторию ГЛЛ-8. Научно-исследовательское предприятие гиперзвуковых систем (НИПГС) холдинговой компании «Ленинец» с конца 80-х годов вело проект гиперзвукового многоцелевого самолета «Аякс». Однако до стадии воплощения в «металл» и проведения испытаний эти проекты так и не доведены. Может быть, на "плазменную проблему" натолкнулись и наши учёные?

Однако сегодня наши конструкторы вновь ведут работы по созданию гиперзвуковых летательных аппаратов. Об этом заявил генеральный директор корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Борис Обносов. По его мнению, исследования в области гиперзвуковых летательных аппаратов позволят технически и технологически вывести российскую промышленность на принципиально новый уровень развития, поскольку их создание по сложности поставленной задачи сопоставимо с запуском первого человека в космос. Ведь гиперзвук - это всеобъемлющая тема, она предполагает разработку новых двигателей, нового топлива для них, новых материалов, новой бортовой электроники, новых боевых частей. Речь в данном случае идет о скоростях в 12-14 М. Такое оружие рассчитано на совершенно новые условия его применения. В России, подчеркнул гендиректор, пока есть определенный задел по этой теме и сейчас главное - не упустить время. «Мы работаем, - заверил Борис Обносов, - и в ближайшем будущем результаты будут».

Не так давно в прессе появилось сообщение о том, что в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) состоялись исследования аэрокосмического комплекса, предназначенного для межконтинентальных перелетов со скоростью, близкой к первой космической – около 20 тысяч км/ч. Как сообщает пресс-служба ЦАГИ, система состоит из дозвукового самолета-носителя и воздушно-космического самолета (ВКС) с жидкостным ракетным двигателем. При дальности 16—17 тыс. км время полет воздушно-космического самолета проходит в три стадии - активное выведение на орбиту, космический полет с околоорбитальной скоростью и планирование в атмосфере. Причем этот перелет не займет больше чем 50 минут.
В качестве самолета-носителя могут использоваться Ил-76МФ и Ил-96-400Т. Именно транспортный самолет должен поднять основной разгоняемый модуль на большую высоту. После этого воздушно-космический самолет самостоятельно выберется на орбиту, наберет скорость до 20 тысяч километров в час, а потом спланирует в атмосфере к нужной цели.

Ранее ЦАГИ провел системный анализ различных вариантов многоразовой ракетно-космической системы (МРКС 1). МРКС-1 представляет собой частично многоразовую ракету-носитель вертикального старта на основе крылатой многоразовой первой ступени, выполненной по самолетной схеме и возвращаемой в район старта для горизонтальной посадки на аэродром 1-го класса, и на основе одноразовых вторых ступеней и разгонных блоков. Крылатый многоразовый блок первой ступени оснащается маршевыми жидкостными ракетными двигателями многоразового использования.

По некоторым данным, российские ученые, давно знавшие о существовании "плазменной проблемы", сумели обойти её самым простейшим образом. Несущий ядерный заряд гиперзвуковой летательный аппарат работает не по наводкам с земли, как у американцев, а по программе, заранее заложенной в бортовой компьютер. Вместо высокоточных ударов - стрельба по площадям, зато просто и надежно.

Есть детище русского гиперзвука и в ракетостроении. Это - гиперзвуковая крылатая ракета авиационного базирования Х-90 «Коала» с радиусом действия в 3500 километров. Работа над ней началась в 1971 году, но вскоре была прекращена. Возобновлена через пять лет после того, как появились сообщения о начале разработки гиперзвуковой стратегической крылатой ракеты в США. Однако вскоре американцы отказались от своего проекта из-за дороговизны. А нашим ученым свои замыслы удалось воплотить в жизнь.

В конце 70-х годов «Коала» достигла скорости 2,5-3М , а в 80-х уже 3-4 М. Настоящей сенсацией стали учения российских Вооруженных сил в 2004 году. Тогда от запущенной межконтинентальной баллистической ракеты РС-18 в полете отделилась некая боеголовка, которая принялась маневрировать с гиперзвуковой скоростью. Аппарат вышел в космос, а потом вновь «нырнул» в атмосферу. В момент возвращения в плотные слои его скорость составляла 5000м/с. И при этом ракета не разрушилась от перегрева. Стало понятным, что Россия первой в мире получила гиперзвуковое ракетное оружие, способное гарантированно прорывать любую ПРО.

 

Что касается ракет "Циркон", то они после принятия на вооружение, в частности, должны пополнить боекомплекты тяжелых атомных ракетных крейсеров "Петр Великий" и "Адмирал Нахимов".

Сергей Турченко
15 апреля 2017 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
26 сентебря
среда
2018

В этот день:

Взлет и падение воздушной академии

26 сентября 1920 года Реввоенсовет Республики издал приказ № 1946, в котором постановил реорганизовать Московский авиатехникум в Институт инженеров Красного Воздушного Флота имени Н. Е. Жуковского.

Взлет и падение воздушной академии

Взлет и падение воздушной академии 26 сентября 1920 года Реввоенсовет Республики издал приказ № 1946, в котором постановил реорганизовать Московский авиатехникум в Институт инженеров Красного Воздушного Флота имени Н. Е. Жуковского.

Положение об институте было утверждено Реввоенсоветом 23 ноября 1920 года. 9 сентября 1922 года был издан приказ Реввоенсовета о введении нового штата института с присвоением ему наименования Академия Воздушного Флота имени Н. Е. Жуковского. С небольшими изменениями названия академия осуществляла подготовку и переподготовку командиров и инженеров для Военно-воздушных сил Вооружённых Сил СССР и Российской Федерации до августа 2011 года, когда по ней прокатился каток сердюковских реформ. Все российские и советские лётчики-космонавты — выпускники этого вуза, которого теперь нет.
В первые годы существования в академии было два факультета: инженерный и службы Воздушного Флота (командный). В 30-е годы в дополнение к двум существовавшим факультетам прибавились ещё четыре: авиационного вооружения (1934), оперативный (1935; проработал 2 года и вновь открылся в 1939 году), заочного обучения (1937), штурманский (1938). Её выпускники командовали авиачастями и соединениями, руководили инженерно-авиационной службой, возглавляли конструкторские бюро, авиазаводы, научно-исследовательские учреждения.

В 1998 году при очередной реорганизации военного образования академия была переименована в Военный авиационный технический университет (ВАТУ). В 2008 году путем слияния ВАТУ и Военно-воздушной академии имени Ю. А. Гагарина было образовано федеральное государственное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина». Петровский дворец, в течение 75 лет бывший главным корпусом, сердцем и одним из символов академии, был передан в ведение мэрии Москвы, а то, что осталось от академии, изгнали в Монино. Московские власти решили превратить альма-матер космонавтов и летчиков в элитную гостиницу для толстосумов. В 2009 году набор слушателей не осуществлялся. В 2011 году академия перебазирована в Воронеж. При этом более 50 процентов профессорско-преподавательского состава было разогнано. Что тут скажешь? Об армию, которая не способна защитить свой народ, любой толстозадый урод может вытереть ноги.

Смерть «отца» танка Т-34

26 сентября 1940 года скончался Михаил Ильич КОШКИН, выдающийся советский конструктор бронетанковой техники, создатель лучшего танка Второй мировой войны — легендарной «тридцатьчетвёрки».

Смерть «отца» танка Т-34

Смерть «отца» танка Т-34 26 сентября 1940 года скончался Михаил Ильич КОШКИН, выдающийся советский конструктор бронетанковой техники, создатель лучшего танка Второй мировой войны — легендарной «тридцатьчетвёрки».

Умер, застудив легкие во время испытания Т-34.

Сегодня, наверное, многие знают, что конструктором лучшего танка XX века T-34 был советский инженер Михаил Ильич Кошкин. Создать такую машину — уже великий подвиг. Но Кошкин совершил еще и подвиг самопожертвования при внедрении этого танка в производство, о чем мало кто знает.

Михаи́л Ильи́ч Ко́шкин родился 3 декабря 1898 года в селе Брынчаги Угличского уезда Ярославской губернии (ныне Переславский район Ярославской области). Семья жила бедно, отец вынужден был заниматься отхожими промыслами. В 1905 году, работая на лесозаготовках, он надорвался и умер, оставив жену, вынужденную пойти батрачить, и троих малолетних детей. Михаил окончил церковно-приходскую школу. С 1909 по 1917 год работал на кондитерской фабрике в Москве.

С февраля 1917 года служил в армии рядовым. Весной в составе 58-го пехотного полка был отправлен на Западный фронт, в августе получил ранение. Лечился в Москве, в конце 1917 года был демобилизован. 15 апреля 1918 года поступил добровольцем в сформированный в Москве железнодорожный отряд Красной Армии. Участвовал в боях под Царицыном. В 1919 году переведён в Петроград в 3-й железнодорожный батальон, который участвовал в освобождении от английских интервентов Архангельска. По дороге на Польский фронт Михаил заболел тифом и был снят с эшелона. После выздоровления направлен в 3-ю железнодорожную бригаду, участвовал в боях против Врангеля на Южном фронте.

После окончания Гражданской войны с 1921 по 1924 год Кошкин учился в Коммунистическом университете имени Я. М. Свердлова. После его окончания получил назначение в Вятку, где с 1924 по 1925 год работал заведующим кондитерской фабрики, с 1925 по 1926 год — заведующим агитационно-пропагандистского отдела райкома ВКП(б), с 1926 по 1928 год — заведующим губсовпартшколой, в 1928 году — заместителем заведующего, с июля 1928 по август 1929 года — заведующий агитационно-пропагандистского отдела губкома ВКП(б).

В 1929 году по личному распоряжению С. М. Кирова как инициативный работник, в числе «парттысячников», зачислен в Ленинградский политехнический институт (кафедра «Автомобили и тракторы»). Производственную практику проходил на Горьковском автозаводе, а преддипломную — в опытно-конструкторском отделе одного из Ленинградских заводов.

После окончания вуза 2,5 года трудился в танковом КБ Ленинградского завода им. С. М. Кирова. С должности рядового конструктора быстро дошёл до заместителя начальника КБ. За участие в создании среднего танка с противоснарядным бронированием Т-46-5 (Т-111) получил орден Красной Звезды. Участвовал также в создании танка Т-29.

С декабря 1936 года Кошкин возглавляет Конструкторское бюро Танкового отдела «Т2», завода № 183, Харьковского паровозостроительного завода (ХПЗ). В это время в КБ сложилась критическая кадровая ситуация: предыдущий начальник КБ А. О. Фирсов арестован «за вредительство», конструкторов допрашивают, КБ разделено на два направления: с лета 1937 года одна часть сотрудников занимается опытно-конструкторскими работами (14 тем), другая обеспечивает текущее серийное производство.

Первый проект, созданный под руководством Кошкина, танк БТ-9, был отклонён осенью 1937 года по причине грубых конструктивных ошибок и несоответствия требованиям задания. 13 октября 1937 года Автобронетанковое управление РККА (АБТУ) выдало заводу № 183 (ХПЗ) тактико-технические требования на новый танк под индексом БТ-20.

По причине слабости КБ завода № 183, на предприятии для работ по новому танку было создано отдельное конструкторское бюро, независимое от КБ Кошкина. В состав КБ вошёл ряд инженеров КБ завода № 183 (в том числе А. А. Морозов), а также около сорока выпускников Военной академии механизации и моторизации (ВАММ). Руководство КБ было поручено адъюнкту ВАММ Адольфу Дику. Разработка идёт в сложных условиях: на заводе продолжаются аресты.

Кошкин в этом хаосе продолжает развивать своё направление — чертежи, над которыми работает костяк фирсовского конструкторского бюро (КБ-24), должны лечь в основу будущего танка.

Конструкторским бюро под руководством А. Дика был разработан технический проект танка БТ-20, но с опозданием на полтора месяца. Данная задержка повлекла за собой анонимный донос на руководителя КБ, в результате которого Дик был арестован, обвинён в срыве правительственного задания и осуждён на 20 лет лагерей. Вклад А. Дика, недолго занимавшегося в КБ вопросами подвижности танка, в создание будущего танка Т-34 заключался в важной для ходовой части идее установки на борт ещё одного опорного катка и наклонного расположения пружин подвески.

После ареста Дика конструкторское бюро было реорганизовано, его руководителем стал Кошкин. В марте 1938 года проект танка был утверждён. Однако к этому моменту у военного руководства страны возникли сомнения в правильности выбранного типа движителя для танка. 28 апреля 1938 года Кошкин в Москве на совещании Народного Комиссариата обороны (НКО) добивается разрешения изготовить и испытать два новых танка — колёсно-гусеничный (как и предполагалось изначальным заданием) и чисто гусеничный. В середине — конце лета 1939 года в Харькове новые образцы танков прошли испытание. Комиссия заключила, что «по прочности и надёжности опытные танки А-20 и А-32 выше всех выпускаемых ранее… выполнены хорошо и пригодны для эксплуатации в войсках», однако отдать предпочтение одному из них она не смогла. Большую тактическую подвижность в условиях пересечённой местности во время боёв Советско-финской войны 1939—1940 годов показал гусеничный танк А-32. В короткие сроки была проведена его доработка: утолщёна до 45 мм броня и установлена 76-миллиметровая пушка и другое — так появился Т-34.

Два опытных Т-34 были изготовлены и переданы на войсковые испытания 10 февраля 1940 года, подтвердившие их высокие технические и боевые качества. В начале марта 1940 года Кошкин отправляется с ними из Харькова в Москву «своим ходом». В условиях начавшейся весенней распутицы, при сильной изношенности танков предшествующими пробеговыми испытаниями (около 3000 км), начавшийся пробег несколько раз был на грани провала. 17 марта 1940 года на Ивановской площади Кремля танки были продемонстрированы представителям правительства. Испытания в Подмосковье и на Карельском перешейке завершились успешно. Т-34 был рекомендован для немедленной постановки на производство.

Кошкин дорого заплатил за этот демонстрационный успех — простуда и переутомление привели к заболеванию пневмонией, но Михаил Ильич продолжал активно руководить доработкой танка, пока не произошло обострение заболевания и не пришлось удалить одно лёгкое. Конструктор скончался 26 сентября 1940 года в санатории «Занки» под Харьковом, где проходил реабилитационный курс лечения. Похоронен в Харькове на городском кладбище, которое в 1941 году уничтожено лётчиками люфтваффе целенаправленной бомбардировкой с целью ликвидации могилы конструктора (Гитлер объявил Кошкина своим личным врагом уже после его смерти).

День милиции, которой нет

26 сентября 1962 года Указом Президиума Верховного Совета СССР был установлен День советской милиции, который отмечался ежегодно 10 ноября в связи с тем, что в этот день в 1917 году было принято постановление НКВД РСФСР о создании рабочей милиции.

День милиции, которой нет

26 сентября 1962 года Указом Президиума Верховного Совета СССР был установлен День советской милиции, который отмечался ежегодно 10 ноября в связи с тем, что в этот день в 1917 году было принято постановление НКВД РСФСР о создании рабочей милиции.

В 1991 году вместе с распадом страны Советов День советской милиции исчез. Ему на смену пришел День российской милиции, который праздновался вплоть до 2011 года. С 1 марта же 2011 года в силу вступил закон «О полиции» и само название праздника «День милиции» стало неуместным. Днем полиции праздник постыдились, видимо, назвать. В соответствии с Указом Президента РФ от 13 октября 2011 года № 1348 День милиции официально назван Днем сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации. И установлено его празднование также 10 ноября.

Предотвративший ядерную войну

26 сентября 1983 года подполковник Станислав Евграфович Петров предотвратил потенциальную ядерную войну

Предотвративший ядерную войну

Предотвративший ядерную войну 26 сентября 1983 года подполковник Станислав Евграфович Петров предотвратил потенциальную ядерную войну

В ночь на 26 сентября 1983 года подполковник Станислав Петров был оперативным дежурным командного пункта, откуда осуществлялось управление дежурными средствами Ракетных войск стратегического назначения. Вдруг компьютер сообщил о запуске ракет с американской базы. Проанализировав обстановку («запуски» были произведены лишь из одной точки и состояли всего из трех МБР, что совершенно недостаточно для первого удара), подполковник Петров понял, что это ложное срабатывание системы. И не стал действовать по инструкции, что привело бы к неминуемой ядерной войне.

Последующее расследование установило, что причиной послужила засветка датчиков спутника солнечным светом, отражённым от высотных облаков. Позднее в космическую систему были внесены изменения, позволяющие исключить такие ситуации.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии