RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Беззвездный адмирал
12 февраля 2016 г.

Беззвездный адмирал

12 февраля 2016 года легендарному военному моряку-подводнику Анатолию Ивановичу Шевченко исполнилось 75 лет.
Чего боятся США
13 апреля 2015 г.

Чего боятся США

5 видов российской боевой техники, которые напугали американцев
Национально-Освободительное движение России
7 августа 2015 г.

Национально-Освободительное движение России

Цель Национально-Освободительного движения – восстановление суверенитета, потерянного в 1991 году! Мы – за национальный курс и территориальную целостность России.
Стрелков не отступит!
10 июля 2014 г.

Стрелков не отступит!

Новороссия готовится к битве не на жизнь, а на смерть
Захват осиного генезда
19 января 2014 г.

Захват осиного генезда

Как североморские морпехи взяли президентский дворец в Грозном 19 января 1995 года
Главная » Герои нашего времени » Прощай, майор Кощавка!

Прощай, майор Кощавка!

Ушел из жизни известный в военно-журналистских кругах офицер

Многие сегодня помянут его по-доброму. Он достоин этого.
Прощай, майор Кощавка!

«Всем друзьям Андрея Кощавки. Папа умер сегодня ночью, 4 апреля 2017 года псле перенесенной операции. Находясь под действием седативных средств, слава Богу, не ощутил никаких мучений. Я, его дочь, закрою этот профиль через несколько дней. Прошу всех папиных друзей помнить его как доброго товарища, веселого и интересного собеседника и замечательного отца своих детей».
Вот из этого сообщения Алёны в «Одноклассниках» я узнал о смерти старого приятеля, однополчанина…
*
Андрюха, правда, уволился из армии в звании подполковника. Но мы расстались, как оказалось, навсегда, когда он был майором, а я – старшим лейтенантом. Оба трудились в окружной газете «На страже» Бакинского округа ПВО. Кощавка в партийном отделе, а я - в авиационном. Хотя, по логике вещей, всё должно было быть ровно наоборот. Андрей до газеты служил по ведомству авиационно-инженерной службы одного из окружных корпусов. В 1958 году окончил авиационно-техническое училище. А я в том же году пошёл во второй класс. Столь приличная разница в возрасте, конечно, дружбе не помощница. Но, странное дело, каждодневно общаясь с Андреем, я никогда не ощущал возрастной разницы между нами. Он был на диво дружелюбным, компанейским и весёлым человеком. Жена моя, Татьяна, хорошо знавшая Кощавку, того же мнения: и к ней он был очень доброжелательным.

Пришли мы в редакцию «На страже» с разницей что-то в две или три недели и потому оба с полгода числились желторотиками, пока наше место не заняли другие новички. Старшие коллеги, естественно, над нами шефствовали, но и сами мы друг другу помогали, как могли и чем могли. Андрюша не испытывал уверенности в тонкостях русского языка, в литературе, вообще в профессии, как таковой. И тут я делился с ним своим не шибко богатым, зато хорошо структуированным во Львовском высшем военно-политическом училищем журналистским опытом. Но Кощавка, в конце концов, мог свободно обойтись и без моей помощи. А вот мне без его профессиональных советов иной раз просто было «и ни туды, и ни сюды». Вы себе представьте на минуточку, читатель, мою ситуацию после окончания упомянутого ЛВВПУ. Партийно-политическую работу я изучал четыре года, общевойсковую тактику – четыре года, ракеты – два года, танки и бронетехнику – два года. Вся авиацию Вооружённых Сил Советского Союза вместилась для меня в шесть обзорных лекционных часов и в одном посещении военного аэродрома. То есть, я мог свободно определить лишь где зад, а где перед истребителя. Но не более. И вот с таким «внушительным багажом» мне пришлось работать в отделе авиации окружной газеты – писать статьи и корреспонденции для летчиков, техников и авиационных механиков. Надо ли говорить о том, как часто я прибегал к помощи Андрюши, знавшего самолёты получше, чем иной водитель собственный автомобиль.

Через пять лет я поступил в Военно-политическую академию. Редакционные друзья устроили такие пышные проводы, которых я и до гробовой доски не забуду. Среди всяких добрых слов и пожеланий, запомнились слова Кощавки: «Как я завидую тебе, Мишаня – едешь учиться. А у меня уже такой возможности никогда не будет». Спустя какое-то время нашу окружную газету «На страже» ликвидировали, как, впрочем, и сам Бакинский округ ПВО. Кощавку, вместе с несколькими офицерами, перевели в газету Закавказского военного округа «Ленинское знамя». И больше мы с ним не встречались. Вновь обнаружили друг друга с помощью вездесущего интернета. Стали регулярно переписываться. Помнится, однажды я нашёл на чей-то странице фотографию, на которой узнал Андрея. Послал ему снимок, чем здорово порадовал. «Мишаня, спасибо, дорогой! Я действительно есть на этом фото. На первом плане полковник Василейко (его уже давно нет в живых) и капитан Василий Кубанский из ростовской газеты. Справа во втором ряду - Толя Беликов, тоже из Ростова. Рядом с ним - Дмитриченков (ты его не знаешь). Это мы на занятиях по тактике в 1970 году. Боже, как давно всё это было. И каким счастливыми мы тогда были».

Андрюша очень близко к сердцу принимал все те безобразия, которые творятся сейчас на нашей общей с ним родине. Просто люто ненавидел нынешнюю власть паскудных хунтят. Поэтому, когда появилась возможность уехать к дочери Анне в Америку – без колебаний уехал. Узнав, что у меня вышла как бы итоговая книга жизни «Встречная полоса», Андрюша прислал за ней в Москву своего сына. С дочерью мы давно и регулярно переписываемся.

Из самых последних наших общений по Интернету.

«Андрюша, поздравляю с 80-летием. Радуюсь твоему долголетию. Живи долго и счастливо! Твой МАЗ».

«Он постарается (Мухтар из фильма, помнишь?). А тебе, Миша, я желаю столько же, да ещё пол столько!».

«Ты бы хоть в дух словах рассказал о своей американской жизни».

«Обязательно расскажу. Но у меня сейчас большая проблема - третий месяц жена лежит в больнице. Отказали почки. К тому же она совсем незрячая. Одно радует: здесь чудесное лечение, отличные врачи... Большую часть времени мы с дочерью проводим в больнице. Вот такие, брат, дела».

«Ты крепись, братка…».

 

Прощай, майор Кощавка!

На снимке: майор Кощавка — за спиной Михаила Шолохова.

 

 

Михаил Захарчук
8 апреля 2017 г.

Комментарии:

Геннадий Алехин 08.04.2017 в 21:43 # Ответить
Миша,фотографию,где твой старый приятель с моими ростовскими старшими товарищами поместил в соц.сетях я.Даже привет в Харьков передал ветерану.Две недели назад.Много добрых слов слышал о нем от Беликова и Кубанского(на снимке).А тут печальная весть.Светлая память!Царствие ему небесное!
Валерий Галкин 08.04.2017 в 22:25 # Ответить
Вечной и Светлой Ему Памяти........
Павел 09.04.2017 в 13:23 # Ответить
Царствие небесное прекрасному человеку и журналисту. Миша! Спасибо тебе за светлую память о светлом человеке!
Татьяна П. 09.04.2017 в 13:38 # Ответить
Ты больше не пошлёшь ко мне письмо.
И я не получу ответа.
Сегодня солнце без тебя взошло.
И так же вертится планета.
Осталась только боль в родных глазах
и память в нас, пока мы живы.
И где-то в дальних-дальних небесах
промчались твои кони белогривы…

Андрея Кощавку я не знала. Но мне знакома боль потерь друзей и близких,
когда вдруг хочется позвонить, но больше нельзя.
Позвонить, чтобы только услышать голос из юности,
Голос, которому ты доверял в радости и горести.
Светлая Память Вашему другу, Михаил Александрович…
Николай Асташкин 09.04.2017 в 17:03 # Ответить
Николай Асташкин
По-доброму написано, по-человечески. Вечная память усопшему...
А.Костенко 09.04.2017 в 18:19 # Ответить
Все уйдём...
Игорь 10.04.2017 в 11:25 # Ответить
Как здорово, когда есть настоящие товарищи, коллеги и друзья. Помянуть хорошего человека дело каждого христианина.
Вечная память Андрею. А Михаилу Александровичу честь и хвала.
Ирина 12.04.2017 в 02:48 # Ответить
Михаил Александрович, примите мои глубокие соболезнования по поводу смерти вашего ДРУГА. Светлая ему память!

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
21 октября
суббота
2017

В этот день:

Черноморский судостроительный завод

21 октября 1897 года в Николаеве начал работать Черноморский судостроительный завод. поначалу он назывался «Наваль», затем им. Андре Марти, еще позже - им. Носенко. Это был одним из крупнейших заводов Российской Империи, а затем и СССР, который занимался строительством в основном боевых кораблей.

Черноморский судостроительный завод

21 октября 1897 года в Николаеве начал работать Черноморский судостроительный завод. поначалу он назывался «Наваль», затем им. Андре Марти, еще позже - им. Носенко. Это был одним из крупнейших заводов Российской Империи, а затем и СССР, который занимался строительством в основном боевых кораблей.

Крейсера, линкоры, тяжелые авианесущие крейсера, атомные авианосцы — вот далеко не полный перечень его продукции. Но после 1991 года все это для «демократов» оказалось ненужным. Были порезаны на стапелях и проданы на металлолом в Китай практически готовые авианосцы. Судостроительные площади стали сдаваться в аренду, специалисты разбежались, кое-что делается сегодня по мелким иностранным заказам при загрузке предприятия лишь до 5 процентов былых мощностей.

 

Корабельный самолет «КОР-2»

21 октября 1940 года состоялся первый полёт корабельного самолёта «КОР-2» конструкции Г. М. Бериева.

Корабельный самолет «КОР-2»

21 октября 1940 года состоялся первый полёт корабельного самолёта «КОР-2» конструкции Г. М. Бериева.

Это - палубная катапультная летающая лодка (ближний морской разведчик), разработанная в ОКБ под руководством Г. М. Бериева. Во время Великой Отечественной войны выпускался малыми сериями.

Вооружение состояло из одной неподвижной установки пулемета ШКАС (7,62 мм) в носовой части лодки и пулемета ШКАС на турели типа МВ-5, расположенной в средней части лодки. Самолет мог нести четыре бомбы весом до 200 кг. Основным назначением КОР-2 была ближняя морская разведка, корректировка артиллерийского огня корабельной и береговой артиллерии, охрана тяжелых боевых кораблей от подводных лодок противника, противолодочный поиск, а также борьба с небольшими боевыми кораблями и катерами.

 

Первый спутник Венеры

21 октября 1975 года автоматическая межпланетная станция «Венера-9» стала первым искусственным спутником Венеры. На следующий день спускаемый аппарат совершил мягкую посадку на поверхность планеты. Была произведена первая в мире съемка панорамы поверхности Венеры.

Конструктор тяжелых танков

21 октября 1979 года скончался Жозеф Яковлевич Котин (р. 1908), конструктор тяжёлых танков ИС, КВ, трактора К-700, генерал-полковник инженерно-технической службы, доктор технических наук, Герой Социалистического Труда.

Конструктор тяжелых танков

21 октября 1979 года скончался Жозеф Яковлевич Котин (р. 1908), конструктор тяжёлых танков ИС, КВ, трактора К-700, генерал-полковник инженерно-технической службы, доктор технических наук, Герой Социалистического Труда.

В 1941—1943 годах — заместитель наркома танковой промышленности СССР, главный конструктор Челябинского тракторного завода. Котин является одним из создателей знаменитого тяжелого танка периода второй мировой войны — ИС-2 со 122-миллиметровой пушкой Д-25Т. В период 1943-1944 гг. под руководством Котина на базе танков КВ-1С и ИС были созданы самоходные артиллерийские установки СУ-152, ИСУ-152, ИСУ-122. За годы войны на Челябинском тракторном заводе было выпущено 18 тысяч танков и самоходных установок.

В послевоенные годы Котин вернулся в Ленинград, где руководил разработкой тяжёлого танка ИС-4 (1947), плавающего танка ПТ-76 (1951), тяжёлого танка Т-10 (1953), плавающего бронетранспортёра БТР-50П (на базе танка ПТ-76), а также трелёвочного КТ-12 (1948) и колёсного К-700 (1963) тракторов и др.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии