RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Освобожден из застенков «демократии»
2 января 2016 г.

Освобожден из застенков «демократии»

Накануне Нового года в статье «Новогодний подарок террористам» мы сообщили о том, что в Казани взят под стражу религиовед, руководитель отделения Русского Собрания Раис Сулейманов
Украина становится опасной
22 ноября 2013 г.

Украина становится опасной

ЗУБР (Засечка угроз безопасности России) — обстановка на 22.11.2013
Флагман военной журналистики
26 апреля 2014 г.

Флагман военной журналистики

26 апреля 1945 года родился Виктор Николаевич Литовкин, главный редактор Редакции военных новостей ИТАР-ТАСС
Спецназ России
24 октября 2014 г.

Спецназ России

24 октября 1950 года, когда военный министр СССР Маршал Советского Союза А.М. Василевский издал директиву о формировании 46 рот специального назначения
Нелегальщина
1 ноября 2013 г.

Нелегальщина

Смелый поступок молодого участкового Ильи Краснова привел к серьезным изменениям в отделе полиции московского района Свиблово
Главная » Герои нашего времени » Прощай, майор Кощавка!

Прощай, майор Кощавка!

Ушел из жизни известный в военно-журналистских кругах офицер

Многие сегодня помянут его по-доброму. Он достоин этого.
Прощай, майор Кощавка!

«Всем друзьям Андрея Кощавки. Папа умер сегодня ночью, 4 апреля 2017 года псле перенесенной операции. Находясь под действием седативных средств, слава Богу, не ощутил никаких мучений. Я, его дочь, закрою этот профиль через несколько дней. Прошу всех папиных друзей помнить его как доброго товарища, веселого и интересного собеседника и замечательного отца своих детей».
Вот из этого сообщения Алёны в «Одноклассниках» я узнал о смерти старого приятеля, однополчанина…
*
Андрюха, правда, уволился из армии в звании подполковника. Но мы расстались, как оказалось, навсегда, когда он был майором, а я – старшим лейтенантом. Оба трудились в окружной газете «На страже» Бакинского округа ПВО. Кощавка в партийном отделе, а я - в авиационном. Хотя, по логике вещей, всё должно было быть ровно наоборот. Андрей до газеты служил по ведомству авиационно-инженерной службы одного из окружных корпусов. В 1958 году окончил авиационно-техническое училище. А я в том же году пошёл во второй класс. Столь приличная разница в возрасте, конечно, дружбе не помощница. Но, странное дело, каждодневно общаясь с Андреем, я никогда не ощущал возрастной разницы между нами. Он был на диво дружелюбным, компанейским и весёлым человеком. Жена моя, Татьяна, хорошо знавшая Кощавку, того же мнения: и к ней он был очень доброжелательным.

Пришли мы в редакцию «На страже» с разницей что-то в две или три недели и потому оба с полгода числились желторотиками, пока наше место не заняли другие новички. Старшие коллеги, естественно, над нами шефствовали, но и сами мы друг другу помогали, как могли и чем могли. Андрюша не испытывал уверенности в тонкостях русского языка, в литературе, вообще в профессии, как таковой. И тут я делился с ним своим не шибко богатым, зато хорошо структуированным во Львовском высшем военно-политическом училищем журналистским опытом. Но Кощавка, в конце концов, мог свободно обойтись и без моей помощи. А вот мне без его профессиональных советов иной раз просто было «и ни туды, и ни сюды». Вы себе представьте на минуточку, читатель, мою ситуацию после окончания упомянутого ЛВВПУ. Партийно-политическую работу я изучал четыре года, общевойсковую тактику – четыре года, ракеты – два года, танки и бронетехнику – два года. Вся авиацию Вооружённых Сил Советского Союза вместилась для меня в шесть обзорных лекционных часов и в одном посещении военного аэродрома. То есть, я мог свободно определить лишь где зад, а где перед истребителя. Но не более. И вот с таким «внушительным багажом» мне пришлось работать в отделе авиации окружной газеты – писать статьи и корреспонденции для летчиков, техников и авиационных механиков. Надо ли говорить о том, как часто я прибегал к помощи Андрюши, знавшего самолёты получше, чем иной водитель собственный автомобиль.

Через пять лет я поступил в Военно-политическую академию. Редакционные друзья устроили такие пышные проводы, которых я и до гробовой доски не забуду. Среди всяких добрых слов и пожеланий, запомнились слова Кощавки: «Как я завидую тебе, Мишаня – едешь учиться. А у меня уже такой возможности никогда не будет». Спустя какое-то время нашу окружную газету «На страже» ликвидировали, как, впрочем, и сам Бакинский округ ПВО. Кощавку, вместе с несколькими офицерами, перевели в газету Закавказского военного округа «Ленинское знамя». И больше мы с ним не встречались. Вновь обнаружили друг друга с помощью вездесущего интернета. Стали регулярно переписываться. Помнится, однажды я нашёл на чей-то странице фотографию, на которой узнал Андрея. Послал ему снимок, чем здорово порадовал. «Мишаня, спасибо, дорогой! Я действительно есть на этом фото. На первом плане полковник Василейко (его уже давно нет в живых) и капитан Василий Кубанский из ростовской газеты. Справа во втором ряду - Толя Беликов, тоже из Ростова. Рядом с ним - Дмитриченков (ты его не знаешь). Это мы на занятиях по тактике в 1970 году. Боже, как давно всё это было. И каким счастливыми мы тогда были».

Андрюша очень близко к сердцу принимал все те безобразия, которые творятся сейчас на нашей общей с ним родине. Просто люто ненавидел нынешнюю власть паскудных хунтят. Поэтому, когда появилась возможность уехать к дочери Анне в Америку – без колебаний уехал. Узнав, что у меня вышла как бы итоговая книга жизни «Встречная полоса», Андрюша прислал за ней в Москву своего сына. С дочерью мы давно и регулярно переписываемся.

Из самых последних наших общений по Интернету.

«Андрюша, поздравляю с 80-летием. Радуюсь твоему долголетию. Живи долго и счастливо! Твой МАЗ».

«Он постарается (Мухтар из фильма, помнишь?). А тебе, Миша, я желаю столько же, да ещё пол столько!».

«Ты бы хоть в дух словах рассказал о своей американской жизни».

«Обязательно расскажу. Но у меня сейчас большая проблема - третий месяц жена лежит в больнице. Отказали почки. К тому же она совсем незрячая. Одно радует: здесь чудесное лечение, отличные врачи... Большую часть времени мы с дочерью проводим в больнице. Вот такие, брат, дела».

«Ты крепись, братка…».

 

Прощай, майор Кощавка!

На снимке: майор Кощавка — за спиной Михаила Шолохова.

 

 

Михаил Захарчук
8 апреля 2017 г.

Комментарии:

Геннадий Алехин 08.04.2017 в 21:43 # Ответить
Миша,фотографию,где твой старый приятель с моими ростовскими старшими товарищами поместил в соц.сетях я.Даже привет в Харьков передал ветерану.Две недели назад.Много добрых слов слышал о нем от Беликова и Кубанского(на снимке).А тут печальная весть.Светлая память!Царствие ему небесное!
Валерий Галкин 08.04.2017 в 22:25 # Ответить
Вечной и Светлой Ему Памяти........
Павел 09.04.2017 в 13:23 # Ответить
Царствие небесное прекрасному человеку и журналисту. Миша! Спасибо тебе за светлую память о светлом человеке!
Татьяна П. 09.04.2017 в 13:38 # Ответить
Ты больше не пошлёшь ко мне письмо.
И я не получу ответа.
Сегодня солнце без тебя взошло.
И так же вертится планета.
Осталась только боль в родных глазах
и память в нас, пока мы живы.
И где-то в дальних-дальних небесах
промчались твои кони белогривы…

Андрея Кощавку я не знала. Но мне знакома боль потерь друзей и близких,
когда вдруг хочется позвонить, но больше нельзя.
Позвонить, чтобы только услышать голос из юности,
Голос, которому ты доверял в радости и горести.
Светлая Память Вашему другу, Михаил Александрович…
Николай Асташкин 09.04.2017 в 17:03 # Ответить
Николай Асташкин
По-доброму написано, по-человечески. Вечная память усопшему...
А.Костенко 09.04.2017 в 18:19 # Ответить
Все уйдём...
Игорь 10.04.2017 в 11:25 # Ответить
Как здорово, когда есть настоящие товарищи, коллеги и друзья. Помянуть хорошего человека дело каждого христианина.
Вечная память Андрею. А Михаилу Александровичу честь и хвала.
Ирина 12.04.2017 в 02:48 # Ответить
Михаил Александрович, примите мои глубокие соболезнования по поводу смерти вашего ДРУГА. Светлая ему память!

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
30 октября
пятница
2020

В этот день:

Самый молодой нарком СССР

30 октября 1908 года родился Дмитрий Федорович Устинов (ум. 1984), советский политический и военный деятель, самый молодой сталинский нарком вооружения (в 32 года от роду), Маршал Советского Союза (1976).

Самый молодой нарком СССР

30 октября 1908 года родился Дмитрий Федорович Устинов (ум. 1984), советский политический и военный деятель, самый молодой сталинский нарком вооружения (в 32 года от роду), Маршал Советского Союза (1976).

 Дважды Герой Социалистического Труда (1942, 1961), Герой Советского Союза (1978), министр обороны СССР (1976—1984).

Родом из Самары из рабочей семьи. В 22 года вступил добровольцем в Красную армию, уаствовал в боевых действиях с басмачами. Осенью 1929 года стал студентом механического факультета Иваново-Вознесенского политехнического института. Работал секретарём комсомольской организации, являлся членом партийного бюро института. Затем перешел в

Ленинградский военно-механический институт, который закончил в 1934 году. C 1934 года — инженер, начальник бюро эксплуатации и опытных работ в Ленинградском артиллерийском научно-исследовательском морском институте. С 1937 года — инженер-конструктор, заместитель главного конструктора, директор Ленинградского завода «Большевик». С 9 июня 1941 года по 14 декабря 1957 года — нарком вооружения СССР, министр вооружения СССР, министр оборонной промышленности СССР. 14 декабря 1957 года — 13 марта 1963 года — заместитель Председателя Совета Министров СССР, председатель Комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам. За подготовку первого полёта человека в космос (Ю. А. Гагарин, 12 апреля 1961 года) удостоен звания Героя Социалистического Труда. 13 марта 1963 года — 26 марта 1965 года — первый заместитель председателя Совета министров СССР, председатель Высшего Совета народного хозяйства СССР. 26 марта 1965 года — 26 октября 1976 года — секретарь ЦК КПСС по оборонным вопросам. 29 апреля 1976 года — 20 декабря 1984 года — министр обороны СССР. Среди членов Политбюро 1970—1980-х гг. отличался тем, что спал по 4—4,5 часа. Был исключительно энергичен, предприимчив, очень быстро решал задачи управления и руководства предприятиями.

Д. Ф. Устинов, простудившись во время учений новой боевой техники, умер 20 декабря 1984 года от скоротечного тяжёлого воспаления лёгких. Генерал-лейтенант Иван Устинов (однофамилец) вспоминал: "На последнем учении, после которого его на самолете отправили больным, мы сидели в его резиденции с 9 до 3 утра. Он всем интересовался - и делами, и в персональном плане... В конце концов я ему напомнил: "Дмитрий Федорович, пора и отдохнуть, ведь по плану в 9 часов утра начало учения". - "Иван Лаврентьевич, не беспокойтесь я сталинской закалки". Да вот видите..."

Похоронен на Красной площади (кремирован, урна с прахом замурована в Кремлёвскую стену).

Первая оборона Севастополя 1941 года

30 октября 1941 года начался первый штурм Севастополя фашистскими полчищами.

Первая оборона Севастополя 1941 года

30 октября 1941 года начался первый штурм Севастополя фашистскими полчищами.

Крым имел стратегическое значение, как один из путей к нефтеносным районам Кавказа (через Керченский пролив и Тамань). Кроме того, Крым был важен как база для авиации. С потерей Крыма советская авиация лишилась бы возможности налётов на нефтепромыслы Румынии, а немцы смогли бы наносить удары по целям на Кавказе.

Севастопольский оборонительный район (СОР) к началу Великой Отечественной войны был одним из самых укреплённых мест в мире. Сооружения СОР включали десятки укреплённых орудийных позиций, минные поля и др. В систему обороны входили также две так называемые «бронебашенные батареи» (ББ), или форты, вооружённые артиллерией крупного калибра. Форты ББ-30 (командир — Г. А. Александер) и ББ-35 (командир — А. Я. Лещенко) были вооружены орудиями калибра 305 мм.

В советской историографии первым штурмом Севастополя принято считать попытки немецких войск с ходу захватить город в течение 30 октября — 21 ноября 1941 года. С 30 октября по 11 ноября велись бои на дальних подступах к Севастополю, со 2 ноября начались атаки внешнего рубежа обороны крепости. Сухопутных частей в городе не оставалось, защита осуществлялась силами морской пехоты Черноморского флота, береговыми батареями, отдельными (учебными, артиллерийскими, зенитными) подразделениями при огневой поддержке кораблей. Советская группировка насчитывала вначале около 20 тысяч человек.

В конце октября Ставка ВГК решила усилить гарнизон Севастополя силами Приморской армии (командующий — генерал-майор И. Е. Петров), до тех пор защищавшей Одессу. 16 октября оборона Одессы была прекращена и Приморская армия была морем переброшена в Севастополь. Силы подкрепления составили до 36 тысяч человек, около 500 орудий, 20 тысяч тонн боеприпасов, танки и другие виды вооружений и материалов. Таким образом, к середине ноября гарнизон Севастополя насчитывал, — по советским данным, — около 50-55 тысяч человек. 9—10 ноября вермахту удалось полностью окружить крепость с суши, однако в течение ноября к своим пробивались силы арьергарда, в частности, части 184-й стрелковой дивизии НКВД, прикрывавшей отход 51-й армии.

11 ноября с подходом основной группировки 11-й армии вермахта завязались бои по всему периметру . В течение 10 дней наступавшим удалось незначительно вклиниться в передовую полосу обороны после чего в сражении наступила пауза.

Советская «Царь-бомба»

30 октября 1961 года СССР произвёл взрыв самой мощной бомбы в мировой истории: 58-мегатонная водородная бомба («Царь-бомба») была испытана на полигоне на острове Новая Земля.

Советская «Царь-бомба»

30 октября 1961 года СССР произвёл взрыв самой мощной бомбы в мировой истории: 58-мегатонная водородная бомба («Царь-бомба») была испытана на полигоне на острове Новая Земля.

Она была разработана в 1954—1961 годах группой физиков-ядерщиков под руководством академика Игоря Курчатова.

Бомбардировщик Ту-95В с "Царь- бомбой" на борту, пилотируемый экипажем в составе: командир корабля А. Е. Дурновцев, штурман И. Н. Клещ, бортинженер В. Я. Бруй, вылетел с аэродрома Оленья и взял курс на Новую Землю. В испытаниях участвовал также самолёт-лаборатория Ту-16А. Через 2 часа после вылета бомба была сброшена с высоты 10 500 метров на парашютной системе по условной цели в пределах ядерного полигона «Сухой Нос». Подрыв бомбы был осуществлён барометрически через 188 секунд после сброса на высоте 4200 м над уровнем моря (4000 м над целью). Самолёт-носитель успел улететь на расстояние 39 километров, а самолёт-лаборатория — на 53,5 километра. Огненный шар взрыва достиг радиуса примерно 4,6 километра. Теоретически он мог бы вырасти до поверхности земли, однако этому воспрепятствовала отражённая ударная волна, подмявшая и отбросившая шар от земли. Световое излучение потенциально могло вызывать ожоги третьей степени на расстоянии до 100 километров. Ионизация атмосферы стала причиной помех радиосвязи даже в сотнях километров от полигона в течение около 40 минут. Ощутимая сейсмическая волна, возникшая в результате взрыва, три раза обогнула земной шар. Свидетели почувствовали удар и смогли описать взрыв на расстоянии тысячи километров от его центра. Ядерный гриб взрыва поднялся на высоту 67 километров; диаметр его двухъярусной «шляпки» достиг (у верхнего яруса) 95 километров. Звуковая волна, порождённая взрывом, докатилась до острова Диксон на расстоянии около 800 километров. Однако о каких-либо разрушениях или повреждениях сооружений даже в расположенных гораздо ближе (280 км) к полигону посёлке городского типа Амдерма и посёлке Белушья Губа не сообщалось.

Основной целью, которая ставилась и достигнута этим испытанием, была демонстрация владения Советским Союзом неограниченным по мощности оружием массового поражения — тротиловый эквивалент наиболее мощной термоядерной бомбы из числа испытанных к тому моменту в США был почти вчетверо меньше, чем у АН602. Крайне важным научным результатом стала экспериментальная проверка принципов расчёта и конструирования термоядерных зарядов многоступенчатого типа. Было экспериментально доказано, что максимальная мощность термоядерного заряда, в принципе, не ограничена ничем.

Интересно, что тогда еще любивший советскую власть академик А. Д. Сахаров (впоследствии проамериканский диссидент) предложил проект по тайному размещению нескольких десятков сверхмощных ядерных боеголовок мощностью от 200 или даже 500 мегатонн вдоль американских морских границ, что, по мнению учёного, позволило бы отрезвить неоконсервативные круги политической элиты США, не втягиваясь в разорительную гонку вооружений. В случае нападения США на СССР можно было затопить береговые города Америки — с помощью искусственного цунами. Гигантская волна высотой более 300 м приходит со стороны Атлантики и обрушивается на Нью-Йорк, Филадельфию, Вашингтон, Аннаполис. Волна достигает крыш небоскребов. Друга волна накрывает западное побережье в районе Чарльстона. Еще две волны обрушиваются на Сан-Франциско и Лос-Анджелес. Всего одной волны хватает, чтобы на побережье Мексиканского залива смыло низко расположенный Хьюстон, Новый Орлеан, Пенсаколу.

К сожалению, Хрущев отклонил этот проект. Подобную идею сегодня вынашивает академик Игорь Острецов: уничтожение США с помощью направленного взрыва, вызывающего гигантскую волну в заданном направлении.

Первая космическая стыковка кораблей

30 октября 1967 года впервые в истории человечества в космосе была произведена автоматическая стыковка космических кораблей. Это были аппараты серии «Космос» — «Космос-186» и «Космос-188», являвшиеся прототипами космического корабля «Союз».

Первая космическая стыковка кораблей

30 октября 1967 года впервые в истории человечества в космосе была произведена автоматическая стыковка космических кораблей. Это были аппараты серии «Космос» — «Космос-186» и «Космос-188», являвшиеся прототипами космического корабля «Союз».

 

Первым был запущен «Космос-186». Он являлся «активным» кораблём , то есть он должен был найти с помощью радиолокационной антенны «пассивный» корабль «Космос-188», сблизиться и пристыковаться.

30 октября 1967 года во время пролёта корабля «Космос-186» над космодромом был запущен «Космос-188» в той же плоскости орбиты, но с опережением на 24 км. Для осуществления стыковки необходима высокая точность вывода на орбиту, так как автоматическая система стыковки может работать только до определённой величины расстояния между кораблями. Расстояние в 24 км не превышало этого предела. Командой из центра управления были активированы системы ориентации, системы автоматического управления и счётно-решающие устройства. После обнаружения «пассивного» корабля «Космос-186» стал корректировать свою орбиту в вертикальной и горизонтальной плоскостях, приближаясь к «Космосу-188» на скорости 90 км/ч. Когда расстояние между кораблями составило 300 м, отключился главный двигатель, и начали свою работу двигатели малой тяги. Последний этап стыковки называется причаливанием. Во время причаливания скорость сближения кораблей составила 0,5—1 м/с. Затем произошла сама стыковка: штанга стыковочного узла «Космоса-186» попала в конусообразный захват «Космоса-188». Состыкованными корабли летали 3,5 часа, совершив около 2 витков вокруг Земли. Затем по команде с Земли они расстыковались и последовательно приземлились: сначала «Космос-186», потом «Космос-188».

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии