RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Наши в Сирии
18 октября 2015 г.

Наши в Сирии

А где - американцы, просто неприлично говорить
США, хватит борзеть!
24 октября 2014 г.

США, хватит борзеть!

Наш Президент снова ткнул Обаму носом в американские нечистоты. Но главное — предложил правила мирного сосуществования на планете
Бизнес предал Россию
23 августа 2014 г.

Бизнес предал Россию

В то время, когда США угрожают нам войной, вывоз капитала из страны увеличился многократно, констатирует председатель Русского экономического общества Валентин Катасонов
«Рубеж» выходит на рубеж
8 июня 2013 г.

«Рубеж» выходит на рубеж

«Убийцы» ПРО заступят на боевое дежурство до конца 2013 года
Восстание в Бадабере
26 апреля 2017 г.

Восстание в Бадабере

26 – 27 апреля 1985 года группа советских военнопленных захватила пакистанскую крепость, обслуживаемую америкосами
Главная » Герои нашего времени » Прощай, майор Кощавка!

Прощай, майор Кощавка!

Ушел из жизни известный в военно-журналистских кругах офицер

Многие сегодня помянут его по-доброму. Он достоин этого.
Прощай, майор Кощавка!

«Всем друзьям Андрея Кощавки. Папа умер сегодня ночью, 4 апреля 2017 года псле перенесенной операции. Находясь под действием седативных средств, слава Богу, не ощутил никаких мучений. Я, его дочь, закрою этот профиль через несколько дней. Прошу всех папиных друзей помнить его как доброго товарища, веселого и интересного собеседника и замечательного отца своих детей».
Вот из этого сообщения Алёны в «Одноклассниках» я узнал о смерти старого приятеля, однополчанина…
*
Андрюха, правда, уволился из армии в звании подполковника. Но мы расстались, как оказалось, навсегда, когда он был майором, а я – старшим лейтенантом. Оба трудились в окружной газете «На страже» Бакинского округа ПВО. Кощавка в партийном отделе, а я - в авиационном. Хотя, по логике вещей, всё должно было быть ровно наоборот. Андрей до газеты служил по ведомству авиационно-инженерной службы одного из окружных корпусов. В 1958 году окончил авиационно-техническое училище. А я в том же году пошёл во второй класс. Столь приличная разница в возрасте, конечно, дружбе не помощница. Но, странное дело, каждодневно общаясь с Андреем, я никогда не ощущал возрастной разницы между нами. Он был на диво дружелюбным, компанейским и весёлым человеком. Жена моя, Татьяна, хорошо знавшая Кощавку, того же мнения: и к ней он был очень доброжелательным.

Пришли мы в редакцию «На страже» с разницей что-то в две или три недели и потому оба с полгода числились желторотиками, пока наше место не заняли другие новички. Старшие коллеги, естественно, над нами шефствовали, но и сами мы друг другу помогали, как могли и чем могли. Андрюша не испытывал уверенности в тонкостях русского языка, в литературе, вообще в профессии, как таковой. И тут я делился с ним своим не шибко богатым, зато хорошо структуированным во Львовском высшем военно-политическом училищем журналистским опытом. Но Кощавка, в конце концов, мог свободно обойтись и без моей помощи. А вот мне без его профессиональных советов иной раз просто было «и ни туды, и ни сюды». Вы себе представьте на минуточку, читатель, мою ситуацию после окончания упомянутого ЛВВПУ. Партийно-политическую работу я изучал четыре года, общевойсковую тактику – четыре года, ракеты – два года, танки и бронетехнику – два года. Вся авиацию Вооружённых Сил Советского Союза вместилась для меня в шесть обзорных лекционных часов и в одном посещении военного аэродрома. То есть, я мог свободно определить лишь где зад, а где перед истребителя. Но не более. И вот с таким «внушительным багажом» мне пришлось работать в отделе авиации окружной газеты – писать статьи и корреспонденции для летчиков, техников и авиационных механиков. Надо ли говорить о том, как часто я прибегал к помощи Андрюши, знавшего самолёты получше, чем иной водитель собственный автомобиль.

Через пять лет я поступил в Военно-политическую академию. Редакционные друзья устроили такие пышные проводы, которых я и до гробовой доски не забуду. Среди всяких добрых слов и пожеланий, запомнились слова Кощавки: «Как я завидую тебе, Мишаня – едешь учиться. А у меня уже такой возможности никогда не будет». Спустя какое-то время нашу окружную газету «На страже» ликвидировали, как, впрочем, и сам Бакинский округ ПВО. Кощавку, вместе с несколькими офицерами, перевели в газету Закавказского военного округа «Ленинское знамя». И больше мы с ним не встречались. Вновь обнаружили друг друга с помощью вездесущего интернета. Стали регулярно переписываться. Помнится, однажды я нашёл на чей-то странице фотографию, на которой узнал Андрея. Послал ему снимок, чем здорово порадовал. «Мишаня, спасибо, дорогой! Я действительно есть на этом фото. На первом плане полковник Василейко (его уже давно нет в живых) и капитан Василий Кубанский из ростовской газеты. Справа во втором ряду - Толя Беликов, тоже из Ростова. Рядом с ним - Дмитриченков (ты его не знаешь). Это мы на занятиях по тактике в 1970 году. Боже, как давно всё это было. И каким счастливыми мы тогда были».

Андрюша очень близко к сердцу принимал все те безобразия, которые творятся сейчас на нашей общей с ним родине. Просто люто ненавидел нынешнюю власть паскудных хунтят. Поэтому, когда появилась возможность уехать к дочери Анне в Америку – без колебаний уехал. Узнав, что у меня вышла как бы итоговая книга жизни «Встречная полоса», Андрюша прислал за ней в Москву своего сына. С дочерью мы давно и регулярно переписываемся.

Из самых последних наших общений по Интернету.

«Андрюша, поздравляю с 80-летием. Радуюсь твоему долголетию. Живи долго и счастливо! Твой МАЗ».

«Он постарается (Мухтар из фильма, помнишь?). А тебе, Миша, я желаю столько же, да ещё пол столько!».

«Ты бы хоть в дух словах рассказал о своей американской жизни».

«Обязательно расскажу. Но у меня сейчас большая проблема - третий месяц жена лежит в больнице. Отказали почки. К тому же она совсем незрячая. Одно радует: здесь чудесное лечение, отличные врачи... Большую часть времени мы с дочерью проводим в больнице. Вот такие, брат, дела».

«Ты крепись, братка…».

 

Прощай, майор Кощавка!

На снимке: майор Кощавка — за спиной Михаила Шолохова.

 

 

Михаил Захарчук
8 апреля 2017 г.

Комментарии:

Геннадий Алехин 08.04.2017 в 21:43 # Ответить
Миша,фотографию,где твой старый приятель с моими ростовскими старшими товарищами поместил в соц.сетях я.Даже привет в Харьков передал ветерану.Две недели назад.Много добрых слов слышал о нем от Беликова и Кубанского(на снимке).А тут печальная весть.Светлая память!Царствие ему небесное!
Валерий Галкин 08.04.2017 в 22:25 # Ответить
Вечной и Светлой Ему Памяти........
Павел 09.04.2017 в 13:23 # Ответить
Царствие небесное прекрасному человеку и журналисту. Миша! Спасибо тебе за светлую память о светлом человеке!
Татьяна П. 09.04.2017 в 13:38 # Ответить
Ты больше не пошлёшь ко мне письмо.
И я не получу ответа.
Сегодня солнце без тебя взошло.
И так же вертится планета.
Осталась только боль в родных глазах
и память в нас, пока мы живы.
И где-то в дальних-дальних небесах
промчались твои кони белогривы…

Андрея Кощавку я не знала. Но мне знакома боль потерь друзей и близких,
когда вдруг хочется позвонить, но больше нельзя.
Позвонить, чтобы только услышать голос из юности,
Голос, которому ты доверял в радости и горести.
Светлая Память Вашему другу, Михаил Александрович…
Николай Асташкин 09.04.2017 в 17:03 # Ответить
Николай Асташкин
По-доброму написано, по-человечески. Вечная память усопшему...
А.Костенко 09.04.2017 в 18:19 # Ответить
Все уйдём...
Игорь 10.04.2017 в 11:25 # Ответить
Как здорово, когда есть настоящие товарищи, коллеги и друзья. Помянуть хорошего человека дело каждого христианина.
Вечная память Андрею. А Михаилу Александровичу честь и хвала.
Ирина 12.04.2017 в 02:48 # Ответить
Михаил Александрович, примите мои глубокие соболезнования по поводу смерти вашего ДРУГА. Светлая ему память!

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
18 декабря
понедельник
2017

В этот день:

Гимн «Боже, Царя храни!»

18 декабря 1833 годы был впервые исполнен Гимн Российской империи «Боже, Царя храни!».

Гимн «Боже, Царя храни!»

18 декабря 1833 годы был впервые исполнен Гимн Российской империи «Боже, Царя храни!».

 Правда, тогда он назывался «Молитва русского народа». А с 31 декабря 1833 года стал официальным гимном Российской Империи под новым названием «Боже, Царя храни!» и просуществовал до Февральской революции 1917 года.

История создания Гимна такова. В 1833 году по указанию императора Николая I состоялся своего рода закрытый конкурс на новый Гимн России. Из поэтов в нем участвовали Нестор Кукольник, Василий Жуковский и некоторые другие, из композиторов — Михаил Глинка, Алексей Львов и пр. В итоге царю понравилась работа Львова и Жуковского: во-первых, звучит как молитва, гимн так и назывался поначалу — «Молитва русского народа»; во-вторых, мелодия простая, легко запоминающаяся.

Напомним текст этого произведения.

Боже, Царя храни!

Сильный, державный,

Царствуй на славу нам,

Царствуй на страх врагам,

Царь православный.
Боже, Царя храни!

Боже, Царя храни!

Славному долги дни

Дай на земли!
Гордых смирителю,

Слабых хранителю,

Всех утешителю -

Всё ниспошли!
Перводержавную

Русь Православную

Боже, храни!
Царство ей стройное,

В силе спокойное, -

Все ж недостойное,

Прочь отжени!

О, провидение,

Благословение

Нам ниспошли!
К благу стремление,

В счастье смирение,

В скорби терпение

Дай на земли!

 

Рекорд подводной скорости

18 декабря 1970 года советской советская атомная подводная лодка К-162 установила мировой рекорд скорости для субмарин — 44,7 узла (82,78 км/час), который не превзойден до сих пор.

Рекорд подводной скорости

18 декабря 1970 года советской советская атомная подводная лодка К-162 установила мировой рекорд скорости для субмарин — 44,7 узла (82,78 км/час), который не превзойден до сих пор.

В декабре 1959 года, после выхода постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О создании новой скоростной подводной лодки, новых типов энергетических установок и научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ для подводных лодок», в ЦКБ-16 (ныне СПМБМ «Малахит») была начата работа по созданию скоростной подводной лодки нового поколения, с титановым корпусом, с усовершенствованной атомной энергетической установкой и с возможностью запуска крылатых ракет из подводного положения (для вооружения лодки в 1960 году было начато проектирование ПКР П-70 Аметист).

Подлодка предназначалась для нанесения ракетных и торпедных ударов по авианосным соединениям противника. Также планировалось изучение новых конструкционных материалов, в частности — титанового сплава для корпуса лодки. Первоначально главным конструктором был назначен Н. Н. Исанин, позже его сменил Н. Ф. Шульженко. При проектировании лодки решением руководства было запрещено использовать уже освоенные приборы, автоматику, оборудование. Это решение повлекло за собой значительное увеличение сроков разработки проекта и удорожание работ, а также обусловило уникальность получившегося корабля.

В 1961 году начался выпуск рабочих чертежей после утверждения технического проекта. А

28 декабря 1963 года в цехе №42 под заводским номером 501 была заложена экспериментальная крейсерская подводная лодка К-162. 21 декабря 1968 года лодку спустили на воду, а 31 декабря 1969 года был подписан приемный акт и корабль вступил в строй.

25 сентября — 4 декабря 1971 года К—162 овершила дальний поход на полную автономность в Атлантический океан (от Гренландского моря до Бразильской впадины), во время которого продемонстрировала высокие скоростные качества, преследуя ударный авианосец США «Саратога». Во время похода на борту находилось 129 человек (вместо 83 по штату). За два с половиной месяца лодка всплывала на поверхность всего один раз.

 

В полете Ту-160

18 декабря 1981 года состоялся первый полёт стратегического ракетоносца-бомбардировщика Ту-160. Его выполнил экипаж во главе с лётчиком-испытателем Борисом Веремеем. Ту-160 это сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в ОКБ Туполева в 1980-х годах

В полете Ту-160

18 декабря 1981 года состоялся первый полёт стратегического ракетоносца-бомбардировщика Ту-160. Его выполнил экипаж во главе с лётчиком-испытателем Борисом Веремеем. Ту-160 это сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в ОКБ Туполева в 1980-х годах

Является самым крупным в истории военной авиации сверхзвуковым самолётом и самолётом с изменяемой геометрией крыла, а также самым тяжёлым боевым самолётом в мире, имеющим наибольшую среди бомбардировщиков максимальную взлётную массу. Среди пилотов получил прозвище «Белый лебедь». Стоит на вооружении с 1987 года. В составе ВВС России на начало 2013 года находится 16 самолётов Ту-160.

 

Отец советской атомной бомбы

18 декабря 1996 года скончался Юлий Борисович Харитон (р. 1904), советский и российский физик и физикохимик, главный теоретик советского проекта атомной бомбы, трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и трёх Сталинских премий.

Отец советской атомной бомбы

18 декабря 1996 года скончался Юлий Борисович Харитон (р. 1904), советский и российский физик и физикохимик, главный теоретик советского проекта атомной бомбы, трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и трёх Сталинских премий.

Юлий Борисович Харитон родился в Петербурге 14 февраля (27 февраля по новому стилю). В 1939—1941 годах Юлий Харитон и Яков Зельдович впервые осуществили расчет цепной реакции деления урана.

Участвовал в атомном проекте с 1945 года, распоряжением ГКО СССР от 20 августа 1945 года № 9887сс/ов был включён в состав Технического совета Специального комитета. Ему в составе группы учёных (А. И. Алиханов (председатель), Ландау, А. Б. Мигдал, С. А. Рейнберг, М. А. Садовский, С. С. Васильев и А. П. Закощиков) на заседании 30 ноября 1945 года было поручено проанализировать все имеющиеся материалы о последствиях применения атомных бомб в Хиросима и Нагасаки и определить эффективность фактора взрывной волны, фактора теплового и фактора радиоактивного излучения.

С 1946 года Харитон — главный конструктор и научный руководитель КБ-11 (Арзамас-16) в Сарове при Лаборатории № 2 АН СССР. К работе над реализацией ядерно-оружейной программы под его руководством были привлечены лучшие физики СССР. В обстановке строжайшей секретности в Сарове велись работы, завершившиеся испытанием советских атомной (1949) и водородной (1953) бомб. В последующие годы работал над сокращением веса ядерных зарядов, увеличением их мощности и повышением надёжности.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии