RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Энергия Жизни
8 апреля 2016 г.

Энергия Жизни

8 апреля 2016 года художнику Никасу Сафронову исполнилось 60 лет
Витязь Бородинского поля
19 октября 2015 г.

Витязь Бородинского поля

Президент Российской общественной организации «Бородино–2012-2045» Геннадий Павлович Сальников награжден почетной Звездой Героя казачества
Фашистский шабаш США
30 мая 2014 г.

Фашистский шабаш США

Ситуация на Украине не «рассосётся», она требует решительного вмешательства
Бить всё, что шевелится
11 декабря 2015 г.

Бить всё, что шевелится

11 декабря 2015 года состоялось расширенное заседание коллегии министерства обороны России, посвященное действиям наших ребят в Сирии
Морская душа Алексея Крысова
15 сентября 2017 г.

Морская душа Алексея Крысова

Поминальное слово о военно-морском патриархе «Красной звезды»
Главная » Герои нашего времени » Михаилу Ножкину 80 лет

Михаилу Ножкину 80 лет

19 января 1937 года родился выдающийся поэт-патриот, писатель, киноактер

Он блестяще сыграл в сериале «Хождение по мукам», киноэпопее «Освобождение», дилогии «Ошибка резидента» и «Судьба резидента», фильмах «У озера», «Любовь и свобода»...
Михаилу Ножкину 80 лет

Михаил Иванович лауреат Государственной премии России, литературных премий Александра Твардовского, Сергея Есенина, Виктора Розова, премии академика Владимира Вернадского, награжден орденом «Знак Почета», орденом Преподобного Сергия Радонежского.
Мне посчастливилось побеседовать с этим интереснейшим человеком, который терпеть не может современную журналистику за её лживость и продажность.

- Интервью я в последнее время не даю. Мерзко общаться с прессой, которая заполнена рассказами и репортажами о проходимцах, ворах, проститутках, шоуменах, которых подают как героев нашего времени, смакуя всякую ерунду: что они едят, пьют, с кем спят...

Встретиться с вами согласился только потому, что вы представляете журналистику иного типа, для патриотов, людей труда, а я очень уважаю рабочего человека, вообще людей труда, к которым отношу не только, скажем, токаря, хлебороба, но и учителя, врача, директора производства, ученого, писателя - всех, кто созидает, то есть делает общественно полезное дело. Сейчас в СМИ, в общественном сознании тема человека труда отброшена на задворки, нарочито затерта. Мало того, что это несправедливо, это крайне опасно для государства. Сейчас серьезная проблема -  найти рабочих на заводы, стройки. Люди не хотят там работать. Потому что СМИ больше двадцати лет создавали у молодежи совсем иную ориентацию: мол, трудятся лохи, настоящие парни деньги добывают легко и просто. Работать стало непрестижно. Кумирами сделали тех, кто умеет сорвать куш. А ведь главными людьми являются те, кто вытачивает детали, собирает машины, пашет, сеет. Хочу обратиться к вашим читателям - людям труда, настоящим героям нашего времени: ребята, вы - главные, вы - с сошкой, а бездельники - с ложкой. Стоит, например, сантехникам не выйти на работу, и Москва вместе с гламурными дамами и лощеными либералами утонет в фекалиях. Никакой революции не нужно: рабочему классу достаточно ощутить свою силу и при необходимости пользоваться ею, не позволяя бездельникам и прожигателям жизни издеваться над человеком труда.

- Михаил Иванович,  если не ошибаюсь, ваши родители ведь тоже рабочие люди?

- Да, отец Иван Петрович рабочий, фронтовик, познавший ужас плена в концлагерях Дахау и Бухенвальде. Мама Клавдия Гавриловна работала медсестрой. Моя первоначальная профессия тоже рабочая - был строителем. Родился я в Москве на Крещение в 1937 году. Как человек я начал формироваться в тяжелые военные годы. С детства мы на подсознательном уровне автоматически лепим себя по примеру тех, кто рядом с нами. Очень важно, какие люди окружают ребенка. Если повезло и он попал в орбиту хорошей семьи, хороших людей и нормальных отношений между ними, в нем проявится все лучшее.

Мне повезло. Рядом были настоящие люди - родители, соседи, родственники, учителя. Они воспитывали не словами и призывами, а личным примером. Мы видели, как себя ведут старшие - искренне болеют за страну, верят в Победу, не жалеют своих сил для ее приближения, в трудностях не пищат, не скулят - и этот пример нас воспитывал. Вообще умение брать пример со старших поколений имеет основополагающее значение для развития не только конкретного человека, но и всего народа.

У китайцев есть прекрасная пословица: в будущее нужно идти затылком вперед, то есть вглядываясь в прошлое. Такое качество было всегда присуще и русским людям. Это сейчас проповедники либеральных ценностей пытаются внушить молодежи отвращение к историческому прошлому России. Цель у них шкурная: отвергнув прошлое, народ лишится накопленных многими поколениями духовных сил, необходимых для того, чтобы защитить от разграбления богатства Родины - нашу жизненную основу. Хочу подчеркнуть, что мы воспитывались в уважении к старшим и к прошлому страны, в труде, в ответственности. Благодарю Бога, что к своему 70­летнему юбилею я ничего из этого не растерял.

- Как вы из строителей переквалифицировались в человека искусства?
- Когда немцев отогнали от Москвы, нас, детишек, на лето отправляли в деревню Дубровка на реке Протве, как говорили, отъедаться. Там я узнал деревенскую Россию: научился скакать на лошадях, косить, скирдовать сено. Но главное для моего профессионального будущего впечатление из детства связано с песнями. Удивительное дело: деревенские жители вставали рано - в 4 утра уже работали на своих огородах, потом целый день вкалывали на колхозных полях, поздним вечером ухаживали за своей скотиной. Казалось, к ночи люди с ног валятся. И вдруг на деревенском пятачке, между огромными вековыми вязами, начинает играть гармонь. И люди идут туда, чтобы петь, танцевать. И преображаются: куда девается усталость - все веселые, энергичные, жизнерадостные. А еще тогда я стал присматриваться к простому русскому человеку и осознавать его величайшую талантливость. Потом в своей жизни я поколесил по России, побывал во многих странах и понял удивительную особенность русской души.
- Поделитесь, пожалуйста, своими наблюдениями: в чем она?
- Хочу сразу оговориться, что под русским человеком я понимаю каждого, кто по­сыновьи любит Россию и считает ее Родиной. Мне довелось видеть, как лидер российских мусульман Талгат Таджуддин подписывает документы: глава мусульман Святой Руси. В данном словосочетании этого мудрого человека - вся суть органичного единства нашего многонационального народа.
Теперь о русском характере. Это  не метафора. Он выковался в горниле истории. За последние тысячу лет около шести столетий наш народ вынужден был вести оборонительные войны. Нападали со всех сторон и всегда кучей. Не просто Мамай, а иже с ним двунадесяти языков, не просто Наполеон, а с ним пол­Европы, не просто Гитлер, а почти вся Европа в его рядах. Они несли беду. А наш народ преодолевал беду - одерживал победу. Выбора не было: или победить, или исчезнуть навсегда. Сегодня многие ищут или делают вид, что ищут, национальную идею. А она, на мой взгляд, выковывалась вместе с национальным характером и неизменна для нас на веки вечные. Она заключена в слове ПОБЕДА! Россия всегда в истории стояла и вечно будет стоять на грани: победить или погибнуть. Это о нас сказано: только тот народ способен победить, который готов погибнуть за Родину. Наши предки вынуждены были учиться терпеть неустроенность, держать удар, бескорыстно помогать друг другу.
- Но почему эти качества сегодня почти не проявляются?
- А вы посмотрите, что творится вокруг. Идет разложение молодежи. С одной стороны, СМИ охаивают прошлое России, забивая грязью этот родник народной духовности. С другой, ребенок с детства видит в основном отрицательные примеры отношения к жизни. По телевидению - разврат, примитивные программы и ток­шоу, дешевые боевики, стрельба, бандиты, проститутки. В жизни - пустопорожние разговоры о том, кто и сколько украл, кто кого обманул. В семье - склоки, разлады, пьянки. И ребенок, находясь в этом поле, формируется человеком с негативным внутренним зарядом. В каждом человеке есть и хорошее, и плохое. Развивается то, что востребовано обществом, государством. Пока большую часть СМИ захватили те, кто демонстрирует востребованость самого низменного в человеке. Ситуацию может изменить только появление в СМИ, на экранах людей, достойных подражания, положительных образов, героев, с которых можно себя лепить. На экране пора увидеть именно порядочных людей. Они есть, но им не дают ходу. Абсолютное большинство наших соотечественников - добрые и хорошие, просто они закрылись, ибо их добро, открытость, желание быть лучше властям не нужны. А поскреби чуть­чуть, постучись к ним в сердце, и они откроются великолепной душой.
- Но почему же наверх, в чиновники, из этого народа выбиваются, как правило, серые, неинтересные, примитивные в своей прожорливости людишки?
- У нас частенько от плохих работников избавляются путем выдвижения их наверх или на учебу. Скажем, по­настоящему талантливый ученый редко идет в чиновники. Ему это не интересно. Ему творить хочется. У писателей есть такая пословица: кто умеет писать - пишет, а кто не умеет - учит писать. Так и в других профессиях.
- Как вы думаете, способны ли мы в этой тяжелейшей ситуации идеологического прессинга сил зла выйти на достойный нашей страны уровень духовной и материальной жизни?
-Другого просто не дано. Против России идет война нового типа, каких еще не было в истории. Не стану вдаваться в ее характеристики. Но суть в том, что эта война представляет собой небывалую проверку на прочность нашего народа. У нас славное прошлое: Россия стратегически всегда побеждала. И это дает право верить в ее победное будущее. Институт социологии два года назад провел в средних школах сочинения на тему «Что для меня значит Россия?» Отобрали лучшие из них и издали книгой. Я читал с замиранием сердца! Во­первых, язык чистый, точный, такого современные телекомментаторы просто не знают. Во­вторых, трезвое понимание того, что происходит. В­третьих, бесконечная вера в Россию, в то, что она одолеет очередную смуту. В­четвертых, самоотверженная готовность отдать все силы для оздоровления России. Откуда это у ребят, которые вроде бы должны быть оболваненными чернухой из телеящика?! Правда, из Москвы, Питера ни одного сочинения в книгу не вошло. Авторы в основном из глубинки. Когда я читал эту книгу, перед мысленным взором предстала такая визуальная метафора: Россия - поле, забетонированное монетаристской идеологией, и вдруг этот бетон повсеместно вспучивается, и сквозь трещины пробивается полная неукротимой жизни трава. Россия начала победное возрождение. Еще одной достоверной приметой этого является очередная мимикрия чиновников: посмотрите, как многие из тех, кто разваливал страну под либеральными лозунгами, сегодня сделались записными патриотами и бегут впереди паровоза истории.

- Вы блестяще показали в своих ролях дух русского воина времен первой мировой, гражданской, Великой Отечественной, так называемой холодной и других войн в нашей истории. А каким, по­вашему, должен быть защитник Отечества сегодня?
-
У меня есть киносценарий о сегодняшней судьбе героя кинодилогии «Судьба резидента» российского разведчика Бекаса. Жизнью этого героя я пытаюсь ответить на вопрос, который волнует многих в нашей стране. Бекас как служил Родине верой и правдой, так и продолжает служить России. Не президентам и олигархам, не продажным и алчным политикам, а России, каждый шаг сверяя именно мерой пользы для своей страны и ее достойного будущего. Каждый человек на своем месте должен приносить пользу стране, при этом сохранить в чистоте душу - свою маленькую Россию: не сломаться, не пойти в услужение к врагам, не позволить себя оскотинить. Чем больше людей достигнет этого, тем полнее и полноценнее предстанет возрожденная Россия.

 

 

Сергей Турченко
18 января 2017 г.

Комментарии:

МАЗ 19.01.2017 в 11:38 # Ответить
МАЗ
Ножкин великолепный актёр. Устанешь перечислять фильмы, в которых тёзка сыграл. Отличный поэт. "Последний бой", "А на кладбище всё спокойненько" - маленькие шедевры. Настоящий мужик. Все, кто знает его, не дадут соврать.И великий патриот великой России. Каждый русский это подтвердит. Исполать ему!

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
16 августа
четверг
2018

В этот день:

Главный маршал авиации Павел Кутахов

16 августа 1914 года родился Павел Степанович КУТАХОВ (ум. 03.12.1984), главный маршал авиации, дважды Герой Советского Союза.

Главный маршал авиации Павел Кутахов

16 августа 1914 года родился Павел Степанович КУТАХОВ (ум. 03.12.1984), главный маршал авиации, дважды Герой Советского Союза.

Простой крестьянский парень из донской станицы, он стал одним из лучших пилотов Страны Советов, а потом и самым главным летчиком СССР.

В августе 1935 года Павел по комсомольскому призыву поступил в Сталинградское военное училище летчиков. Начинал летать на самолете «У-2». В 1938 году в звании лейтенанта прибыл в полк под Ленинградом. Вскоре он стал командиром звена истребителей. Во время войны с Финляндией Кутахов совершил 131 боевой вылет. В одном из боев был сбит и спустился на парашюте в тылу противника, пешком вернулся в расположение советских войск.

Во время Великой Отечественной войны участвовал в обороне Мурманска, Кандалакши и Кировской железной дороги. Сопровождал караваны транспортных судов ленд-лиза.

Был одним из известнейших летчиков-истребителей Карельского фронта. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года Кутахову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Всего за годы войны П. С. Кутахов совершил 497 боевых вылетов, провел 79 воздушных боев, в которых сбил 14 самолетов лично и 28 с напарниками.

После войны подполковник Кутахов ещё несколько лет командовал полком в Заполярье, а потом был направлен на Высшие офицерские летно-тактические курсы в Липецк. В 1957 году закончил Военную академию Генерального Штаба. В 1966 году ему, командующему авиацией Одесского военного округа, генерал-лейтенанту авиации, в числе первых было присвоено звание «Заслуженный военный летчик СССР». В 1967 году генерал-полковник авиации П. С. Кутахов был назначен первым заместителем главнокомандующего Военно-Воздушными Силами СССР. В марте 1969 года Маршал авиации Кутахов стал главнокомандующим ВВС СССР. В 1972 году ему было присвоено звание Главного маршала авиации. Кутахов летал на современных истребителях до 60-летнего возраста.

В 1984 году ему во второй раз присвоено звание Героя Советского Союза.

Умер 3 декабря 1984 года от обширного инсульта. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Приказ Ставки № 270

16 августа 1941 года вышел приказ Ставки Верховного главнокомандования № 270 «О случаях трусости и сдаче в плен и мерах по пресечению таких действий». На примере нескольких генералов фиксировался факт того, что в рядах Красной Армии «имеются неустойчивые, малодушные, трусливые элементы. И эти элементы имеются не только среди красноармейцев, но и среди начальствующего состава».

Приказ Ставки № 270

16 августа 1941 года вышел приказ Ставки Верховного главнокомандования № 270 «О случаях трусости и сдаче в плен и мерах по пресечению таких действий». На примере нескольких генералов фиксировался факт того, что в рядах Красной Армии «имеются неустойчивые, малодушные, трусливые элементы. И эти элементы имеются не только среди красноармейцев, но и среди начальствующего состава».

Приказ объявлял командиров и политработников, «во время боя срывающих с себя знаки различия и дезертирующих в тыл или сдающихся в плен врагу», злостными дезертирами и обязал всех вышестоящих командиров и комиссаров расстреливать их на месте.

Приказ Ставки Верховного главнокомандования от 16 августа 1941 г. имел весьма выразительный заголовок - «О случаях трусости и сдаче в плен и мерах по пресечению таких действий». На примере нескольких генералов фиксировался факт того, что в рядах Красной Армии «имеются неустойчивые, малодушные, трусливые элементы. И эти элементы имеются не только среди красноармейцев, но и среди начальствующего состава». Приказ объявлял командиров и политработников, «во время боя срывающих с себя знаки различия и дезертирующих в тыл или сдающихся в плен врагу», злостными дезертирами и обязал всех вышестоящих командиров и комиссаров расстреливать их на месте.

Этот приказ был как бы прелюдией к приказу народного комиссара обороны СССР И.В. Сталина № 227, который более известен среди фронтовиков по неофициальному названию – «Ни шагу назад!». В соответствии с ним в Красной Армии впервые с времен Гражданской войны были введены штрафные части.

Исторические реваншисты, стремящиеся во что бы то ни стало переиграть итоги Великой Отечественной войны, пользуются слабой осведомленностью наших сограждан и доказывают, например, что советские полководцы были способны побеждать, лишь заваливая врага трупами, а бойцы шли в бой единственно из-за страха перед штрафными частями и заградительными отрядами.

Пишут, например, что в составе Брянского фронта К.К. Рокоссовского воевала целая бригада штрафников, которая и направлена была туда именно потому, что маршал – сам бывший заключенный. Объявлены штрафниками моряки-добровольцы штурмового отряда майора Ц.Л. Куникова, который в феврале 1943 г. захватил плацдарм на Мысхако в районе Новороссийска. Об Александре Матросове рассказывают, как о штрафнике, хотя он был воспитанником Уфимской трудовой колонии и попал на фронт по мобилизации. Не краснея, утверждают, что в штрафбаты направлялись «исключительно зеки ГУЛАГа». Пишут о том, что в Красной Армии были многие тысячи штрафных частей, в которых воевали несколько миллионов человек.

Недобрую службу сослужил вышедший несколько лет назад телесериал «Штрафбат» (автор сценария Э.Я. Володарский, режиссер Н.Н. Досталь), многое в нем оказалось поставленным с ног на голову. По воле авторов фильма в придуманной ими воинской части бок о бок воюют разжалованные офицеры и рядовые солдаты, освобожденные из лагеря политические заключенные и уголовники. По ходу фильма к штрафбату присоединяется православный священник отец Михаил. Командует воинской частью бывший капитан РККА штрафник Твердохлебов. Он же подбирает остальной командный состав – ротных, взводных.

С экрана предстают не воины Красной Армии, а какие-то оборванцы, живущие в атмосфере полупартизанской вольницы. Командиры, чтобы добиться выполнения боевой задачи, вместо отдания приказа уговаривают подчиненных. Политический состав, начиная с комиссара, в этом киношном штрафбате отсутствует напрочь, зато в расположении батальона безвылазно находится начальник особого отдела дивизии, как если бы у него не было иных забот. Сами же штрафники словно состоят не на довольствии в регулярной армии, а пребывают где-то в глубоком тылу врага и потому вынуждены всем необходимым, в том числе оружием, обеспечивать себя самостоятельно и за счет противника. Что касается статуса штрафника, то он по воле авторов фильма носит по сути пожизненный характер. Зрителя подводят к ложной мысли, что сколько штрафник ни воюй, сколько ни проявляй героизма и ни получай ранений, единственная возможность снять с себя «грехи» – погибнуть в бою. Иначе – смерть от пули особиста или заградотрядовца.

Вопреки широко распространенным заблуждениям, штрафные части, созданные по приказу наркома обороны № 227, не имели ничего общего с исправительными учреждениями, а представляли собой обычные стрелковые части.

Всего за неполные три года, минувшие ко дню окончания войны, в составе действующей армии, по данным Генерального штаба ВС СССР, насчитывалось 65 отдельных штрафных батальонов (ОШБ) и 1048 отдельных штрафных рот (ОШР), причем их количество не было постоянным и уже с 1943 г. стало снижаться. Новейшие подсчеты военного юриста и историка А.В. Мороза, позволившие исключить двойной учет одних и тех же формирований, дают еще меньшую цифру – 38 ОШБ и 516 ОШР.

В их составе, согласно архивным отчетно-статистическим документам Генерального штаба, воевали 427910 человек переменного состава. При примерной ежегодной численности армии и флота в 6–6,5 млн. человек доля штрафников ничтожна – от 2,7 процента в 1943 г. до 1,3 процента в 1945 г., что не позволяет говорить об их сколько-нибудь заметной роли в войне.

Принципиальная разница между штрафными и линейными частями состояла только в том, что личный состав штрафных батальонов и рот подразделялся на постоянный (командно-начальствующий состав) и переменный (собственно штрафники). Командиры назначались на должности в обычном порядке, получая, по сравнению с офицерами из линейных частей, льготы по исчислению общей выслуги лет, выслуги в воинском звании, а также повышенный оклад денежного содержания.

Кадровые военнослужащие были безоговорочно чисты перед законом (уже поэтому штрафник Твердохлебов не мог командовать батальоном). Более того, они подбирались, как потребовал нарком обороны, из числа волевых и наиболее отличившихся в боях командиров и политработников. Командир и комиссар ОШБ пользовались по отношению к штрафникам дисциплинарной властью командира и комиссара дивизии, командир и комиссар ОШР – властью командира и комиссара полка.

Переменники направлялись в штрафные части на срок от одного до трех месяцев либо приказом соответствующего командира (таким правом были наделены командиры дивизий и отдельных бригад и выше в отношении офицеров, командиры полков и выше – в отношении рядового и сержантского состава), либо военным трибуналом, если были осуждены с отсрочкой исполнения приговора до окончания военных действий. По ходу войны к ним присоединялись лица, освобожденные из исправительных колоний и лагерей, а до того осужденные, как правило, за нетяжкие преступления. По неполным данным, за годы войны ИТЛ и колонии НКВД досрочно освободили и передали в действующую армию около 1 млн. человек.

Правда, лишь некоторая часть из них была направлена в штрафные формирования, большинство пополнили обычные линейные части. Именно из такого контингента состояла стрелковая бригада, о которой в книге «Солдатский долг» писал маршал К.К. Рокоссовский и которую многие читатели принимают за штрафное формирование.

Провинившиеся офицеры (от младшего лейтенанта до полковника) направлялись в штрафные батальоны, рядовой и сержантский состав – в штрафные роты. Бывшие офицеры попадали в штрафроты только в том случае, если по приговору военного трибунала они были лишены воинского звания. Все военнослужащие переменного состава, независимо от того, какое воинское звание они носили до направления в штрафную часть, были разжалованы судом или нет, воевали на положении штрафных рядовых.

Подвиг экипажа Владимира Шарпатова

16 августа 1996 года экипаж российского самолёта «Ил-76» (командир Владимир Шарпатов), находившийся в плену у талибов больше года, совершил выдающийся подвиг - побег на своём же самолёте — через Иран в ОАЭ. После возвращения на Родину командир воздушного судна Владимир Ильич Шарпатов и второй пилот Газинур Гарифзянович Хайруллин были удостоены звания Героя России.

Подвиг экипажа Владимира Шарпатова

16 августа 1996 года экипаж российского самолёта «Ил-76» (командир Владимир Шарпатов), находившийся в плену у талибов больше года, совершил выдающийся подвиг - побег на своём же самолёте — через Иран в ОАЭ. После возвращения на Родину командир воздушного судна Владимир Ильич Шарпатов и второй пилот Газинур Гарифзянович Хайруллин были удостоены звания Героя России.

А Здор Александр Викторович — штурман, Аббязов Асхат Минахметович — бортинженер,
Вшивцев Юрий Николаевич — бортрадист, Бутузов Сергей Борисович — ведущий инженер,
Рязанов Виктор Петрович — ведущий инженер награждены орденами Мужества. О их подвиге снят фильм «Кандагар».

3 августа 1995 года самолёт Ил-76ТД бортовой номер RA-76842, принадлежавший казанской компании «Аэростан», с семью членами экипажа на борту по заказу правительства в Кабуле, в рамках межправительственного соглашения с Албанией, совершал коммерческий рейс по маршруту Тирана — Кабул (Баграм) с грузом стрелковых боеприпасов. Фактическим получателем груза был «Северный альянс», авиабаза Баграм контролировалась силами злейшего врага «Талибана» Ахмад Шах Масуда. Сходные рейсы в Баграм, в частности, из Шарджи, экипаж выполнял неоднократно, перевозя самые разные грузы. Рейс из Тираны с боеприпасами был третьим после двух таких же, вполне успешных. Над Афганистаном самолёт был перехвачен истребителями движения «Талибан» и был принужден совершить посадку в районе Кандагара под предлогом досмотра груза. Среди формально разрешённых к перевозке стрелковых боеприпасов был обнаружен ящик с запрещёнными к перевозке снарядами.

Более года (378 дней) члены экипажа самолёта находились в плену в очень тяжёлых условиях, мучаясь от жары, нехватки воды и плохой пищи. Психологическое состояние экипажа тоже было очень тяжёлым: они всерьёз опасались за свою жизнь, так как были захвачены при перевозке оружия врагам «Талибана». С другой стороны, они долго не замечали никаких существенных усилий со стороны российских властей по вызволению их из плена. Талибы предлагали им перейти в ислам с обещаниями облегчить участь. Связь с Россией удавалось поддерживать, в частности, через Тимура Акулова, представителя президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Попытка Акулова обменять пленников на запчасти к вертолётам не удалась. С другой стороны, удалось добиться права на редкие личные встречи, в том числе с другими представителями российских властей в Афганистане и Пакистане, и передачу почты, что позволило обговорить детали возможного побега. Экипаж смог убедить талибов в том, что весьма ценный самолёт требует периодического технического обслуживания. За отсутствием собственных специалистов, экипажу было позволено, время от времени, под вооружённым конвоем, поддерживать самолёт в работоспособном состоянии.

И вот 16 августа 1996 года при очередном техобслуживании (в частности, поводом к нему послужило повреждённое колесо шасси) экипаж запустил двигатели и взлетел, воспользовавшись ослаблением бдительности на аэродроме из-за пятницы и времени молитв. Аэродромные службы пытались воспрепятствовать взлёту, но безуспешно. Самолёт-истребитель поднят в воздух не был. Конвоиров, которых было меньше, чем обычно, удалось обезоружить и связать. Топлива на полёт хватило, так как самолёт перед рейсом в Кабул был заправлен с расчётом на обратный рейс, и топливо слито не было. Для большей скрытности самолёт уходил из Афганистана на запад, в Иран (а не на север, в Россию), причём на предельно малых высотах. Авиадиспетчеры Ирана, как это было оговорено заранее, пропустили самолёт в своё воздушное пространство, в дальнейшем самолёт беспрепятственно прилетел в ОАЭ, в Шарджу.

В ночь с 18 на 19 августа российские лётчики благополучно вернулись в Казань. 22 августа того же года был подписан указ о награждении экипажа, командиру корабля и второму пилоту было присвоено звание Героев России, а все остальные члены экипажа были награждены орденами Мужества. Члены экипажа самолёта: Шарпатов, Владимир Ильич — командир воздушного судна, Хайруллин, Газинур Гарифзянович — второй пилот, Здор, Александр Викторович — штурман, Аббязов, Асхат Минахметович — бортинженер, Вшивцев, Юрий Николаевич — бортрадист, Бутузов, Сергей Борисович — ведущий инженер,

Рязанов, Виктор Петрович — ведущий инженер. (Википедия)

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии