RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Подвиг спецназовца Ивана Маслова
9 января 2017 г.

Подвиг спецназовца Ивана Маслова

9 января 2012 года начальнику штаба отряда специального назначения «Тайфун» подполковнику Маслову Ивану Владимировичу присвоено звание Героя России (посмертно)
Опасность «второго Афгана»
3 октября 2015 г.

Опасность «второго Афгана»

Молниеносный «сирийский дебют» Владимира Путина ошарашил не только исламских террористов, но и их покровителей в Вашингтоне
Поздравляем «Народное радио»
14 октября 2013 г.

Поздравляем «Народное радио»

14 октября 1997 года в эфир вышла программа, которая для многих слушателей стала единственным чистым родником народного духа
Бездомный (?) хор
31 октября 2016 г.

Бездомный (?) хор

Очередное выступление Кубанского казачьего хора в Кремлёвском дворце 28 и 29 октября 2016 года вызвало, как правило, восторженные отклики наших читателей и авторов
Прерванная операция ЦРУ
1 июля 2016 г.

Прерванная операция ЦРУ

1 июля 1960 года советский истребитель МиГ-19, который пилотировал Василий Поляков, уничтожил разведывательный самолет США над Баренцевым морем.
Главная » Герои нашего времени » Создатель ракетного щита

Создатель ракетного щита

12 января 2017 года – 110 лет со дня рождения Сергея Павловича Королёва

.
 Создатель ракетного щита

Признание выдающихся заслуг человека после того, как он покидает сей бренный мир, другими словами - посмертная слава – удел многих великих людей. Справедливой наша жизнь бывает редко. И всё-таки пример Сергея Королёва – особый, исключительный. Равно как и судьба его и подвиг его во имя Отечества – единственные и неповторимые. Мы, советские в то время люди, узнали биографию самой крупной фигуры ХХ века в области космического ракетостроения и кораблестроения лишь сутки спустя после его смерти вот из этого некролога.
«…В лице С.П. Королева наша страна и мировая наука потеряла выдающегося ученого в области ракетно-космической техники, конструктора первых искусственных спутников Земли и космических кораблей, открывших эру освоения человечеством космического пространства. До конца своей жизни все свои силы он отдавал развитию советской ракетно-космической техники. С.П. Королев был крупнейшим конструктором ракетно-космических систем, на которых впервые в мире осуществлены запуски искусственных спутников Земли, доставки советского вымпела на Луну, совершён облёт и фотографирование обратной стороны Луны. Под руководством С.П. Королева были созданы пилотируемые космические корабли, на которых человек впервые в истории совершил полет в Космос и осуществил выход в Космическое пространство. С.П. Королёв воспитал многочисленные кадры учёных и инженеров, работающих ныне во многих научно-исследовательских институтах и конструкторских бюро в области ракетно-космической техники. Неиссякаемая энергия, талант учёного исследователя, прекрасная инженерная интуиция, большая творческая смелость при решении сложнейших научно-технических проблем сочетались у С.П. Королёва с блестящими организаторскими способностями и высокими душевными качествами. С.П. Королёв имел огромный авторитет и пользовался большим уважением у всех, кто работал с ним. За выдающиеся заслуги перед Родиной он был дважды удостоен звания Героя Социалистического Труда, являлся лауреатом Ленинско премии, награждён орденами и медалями Советского Союза. Память об академике Сергее Павловиче Королёве, верном сыне Коммунистической партии, беззаветно служащим своей Родине, навсегда сохранится в нашем народе».

…Смерть Королёва запомнилась мне по нескольким причинам. В ту пору я учился в Винницком железно-дорожном техникуме и был секретарём комитета ВЛКСМ. Директор Нечаюк поставил мне и моему заместителю Петру Чекотуну задачу: оформить в траурную рамку полосу газеты «Правда» с некрологом о Королёве и установить её на сцене нашего клуба. Туда же собрать всех учащихся, проживающих в общежитии. А было воскресенье и даже молоток с гвоздями раздобыть представлялось проблематичным. Не говоря уже о том, чтобы собрать в клубе аудиторию для траурного митинга. Но мы с Петей постарались, как могли. Понимали: видать, умер очень большой человек, коли наш директор в выходной день отдал такое распоряжение. Никогда раньше подобного не случалось. Кстати, сам Нечаюк потом выступил с очень вдохновенной речью. Фронтовой политрук, многолетний секретарь Винницкого обкома партии по идеологии, Александр Андреевич был, что называется, по призванию пламенны оратором. И хотя я не помню, о чём он тогда нам говорил,- всё же более чем полвека минуло,- но одно могу утверждать наверняка: великая личность Королёва в его изложении меня потрясла. Дальнейшая жизнь лишь укрепляла тот юношеский мой восторг. Какими-то невидимыми нитями был и остаюсь связан с этим выдающимся человеком.

В газете «Красная звезда» я подружился с полковниками: Львом Нечаюком – племянником нашего директора техникума и Михаилом Ребровым. Оба они работали в отделе науки и космонавтики – более ни одно СМИ Советского Союза подобным отелом не располагало. И, разумеется, оба очень хорошо знавали Королёва. Больше того. К
онструктор космических кораблей по-отечески любил именно Михаила Фёдоровича. Намеревался отправить его и журналиста из «Комсомольской правды» Голованова в космос, чтобы те профессионально описали тончайшие нюансы и ощущения человека в невесомости. Сам конструктор по слабости здоровья не мог переносить космических перегрузок. Ребров и Голованов прошли полный двухлетний курс обучения, и уже готовились надеть скафандры, как умер Королёв и его замысел похерили. Впоследствии Ребров написал книгу «Сергей Павлович Королёв. Жизнь и необыкновенная судьба». Вышла она уже после смерти моего большого друга. А Ярослав Кириллович, с которым мы тоже поддерживали очень добрые многолетние отношения, успел при жизни издать книгу «Королёв. Факты и мифы».

Королёв родился 12 января 1907 в городе Житомире. Отец Павел Яковлевич - учитель русской словесности. Мать Мария Николаевна Москаленко ушла из семьи, когда мальчику исполнилось три года. В 1915 году Серёжа поступил в подготовительные классы киевской гимназии. Затем учился в гимназии Одессы, куда переехали мать и отчим - Георгий Михайлович Баланин. Помимо педагогического, он имел инженерное образование и первым заметил необыкновенные технические способности пасынка. И всячески их развивал. Ещё в школьные годы Сергей интересовался новой тогда авиационной техникой. В 1921 году познакомился с лётчиками Одесского гидроотряда и активно участвовал в авиационной общественной жизни. С 16 лет - как лектор по ликвидации авиабезграмотности населения. А в 17 сам изобрёл безмоторный самолёт К-5. Компетентная комиссия даже рекомендовала его к изготовлению. Поступив в Киевский политехнический институт по профилю авиационной техники, Королёв за два года освоил все инженерные дисциплины и стал планеристом. Осенью 1926 года перевёлся в Московское высшее техническое училище (МВТУ) имени Н. Э. Баумана. Здесь проявил поистине недюжинные способности авиаконструктора. На планёре «Жар-птица» конструкции М. К. Тихонравова Королёв стал «пилотом-парителем», а под руководством А. Н. Туполева защитил дипломную работу - проект самолёта СК-4. О спроектированных им и построенных летательных аппаратах - планёрах «Коктебель», «Красная Звезда» и лёгком самолёте СК-4, предназначенном для достижения рекордной дальности полёта,- заговорили известных авиаторы страны. Его планер СК-3 «Красная Звезда» впервые в СССР был специально спроектирован для выполнения фигур высшего пилотажа и, в частности, мёртвой петли. Что и продемонстрировал лётчик В. А. Степанченко в Коктебеле 28 октября 1930 года. Если другими словами охарактеризовать ту мощь конструкторского рывка Королёва, то будет ясно: он тайфуном ворвался в ряд таких титанов авиационного строительства, как С. В. Ильюшин, А. С. Яковлев, С. А. Лавочкин, В. М. Петляков, А. И. Микоян, А. Н. Туполев. Однако привередливая и непредсказуемая Судьба уготовила блестящему молодому инженеру другой – космический путь. И начался он с Калуги, где проживал самый дерзкий мечтатель человечества – К.Э.Циолковский.

Двадцатитрехлетний Королёв приехал к нему летом 1929 года для консультации по полётам планеров на сверхдальние расстояния. Они провели вместе двое суток, и за это время калужский основоположник космонавтики убедил молодого коллегу вплотную заняться решением проблем космического полета, а не планером – вчерашним днём. Напутствуя энергичного энтузиаста авиации, Циолковский подарил ему свою последнюю книгу «Космические ракетные поезда» и порекомендовал обратиться к инженеру Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) Ф.А.Цандеру: «Само провидение послало мне вас, Сергей Павлович,- говорил взволнованный Константин Эдуардович.- Сдаётся, что именно вы осуществите то, что я здесь вижу только в грёзах. Ко мне ходит много всякого люду, но вы какой-то особенный. Это сразу видно, безо всяких слов. Верю, верю, в ваше блестящее будущее! Не сомневаюсь, что и Цандер тоже вас оценит».

Об этом мне известно не из справочников и популярных книжек – внук Циолковского, Алексей Вениаминович Костин рассказывал. Мы с ним дружили без малого шестнадцать лет. От него я узнал, как в высшей степени заинтересованно относился Главный Конструктор к музею своего великого учителя, равно как и к его творческому наследию: «В официальной биографии Сергея Павловича утверждается, что он лишь единожды приезжал в Дом-музей моего деда на празднование его столетия со дня рождения. Но это не так. Королёв бывал у нас, по крайней мере, четыре раза. Первый раз - сразу после войны. Точной даты установить не удалось, но именно тогда в музее появился телефона. Вторично Сергея Павловича привозил в Калугу главный столичный хранитель фонда К.Э.Циолковского – Борис Никитич Воробьёв.
Разумеется, и тот, и последующие приезды Главного Конструктора были строго засекречены. Но наш научный сотрудник Софья Матвеевна Зотова вспоминала: «Летним утром 1957 года к музею подъехала машина. Из неё вышло несколько человек. Узнала я только первого секретаря обкома. Ко мне подошёл крепко сложенный человек и представился: «Сергей Павлович Королев. Ну, как идёт ремонт?» Я и рассказала ему про все наши беды – поняла, что от него многое зависит. Вскоре приехали люди, серьёзно взявшиеся за ремонт. Через некоторое время из Москвы самолетами и автобусами привезли различные материалы, новую экспозицию музея. Всеми работами руководил заместитель Королева по общим вопросам Лев Авдеевич Малышев – умный и отзывчивый человек, прекрасный организатор. Мы с ним подружились. Работа близилась к завершению, когда выяснилось: нет ковровой дорожки. Лев Авдеевич так и доложил Королёву. А тот распорядился: приезжай и забери её у меня из кабинета! Через несколько часов Сергей Павлович прибыл в музей с большой делегацией. Я вела экскурсию, рассказывала представителям Президиума Академии наук СССР о жизни и деятельности Циолковского. После окончания экскурсии нас всех – и тех, кто работал в музее, и тех, кто приехал от Королёва – плотников, электриков, художников и других специалистов – он самолично поблагодарил за работу. Сохранилась фотография о посещении С.П. Королевым музея. И – наш совместный снимок с работниками «фирмы Королёва».

Однако я сильно забежал вперёд, в изложении биографии своего героя. В самом начале тридцатых до собственной «фирмы» Сергею Павловичу было едва ли не дальше, чем до Луны пешком. Но именно тогда он и другой талантливый энтузиаст в области ракетных двигателей Ф. А. Цандер добились создания в Москве Группы изучения реактивного движения (ГИРД). Она стала первой государственной научно-конструкторской лабораторией по разработке ракет. В 1933 году на её базе создаётся Реактивный научно-исследовательский институт под руководством И. Т. Клеймёнова. Королёва назначают его заместителем в ранге дивинженера – по нынешним понятиям генерал-майорская должность. В 1935 году он - начальник отдела ракетных летательных аппаратов. Через год доводит до испытаний крылатые ракеты: зенитную - 217 с пороховым ракетным двигателем и дальнобойную - 212 с жидкостным ракетным двигателем. К 1938 году вместе с помощниками Королёв разрабатывает жидкостные крылатые и баллистические ракеты дальнего действия, авиационные ракеты для стрельбы по воздушным и наземным целям и зенитные твёрдотопливные ракеты. Порой мне кажется: если бы не зловещие события, связанные с массовыми репрессиями, мы бы к началу войны имели то вооружение, к изобретению которого немецкие инженеры подошли лишь по её завершению. Меж тем в новом институте начинаются преступные кадровые игры и коварные политические интриги. Директора института Клеймёнова расстреливают. Королёва сначала понижают в должности, затем арестовывают. Под невыносимыми пытками (следователи Шестаков и Быков ломают ему обе челюсти) Сергей Павлович подписывает «признательные показания». На «суде» (дело разбиралось печально знаменитой «тройкой») он откажется от своих признаний, но это не поможет. Молох репрессий мелет без разбору. И на долю Королёва выпадет страданий так много и в таком ужасном разнообразии, что сейчас даже не верится: неужели один человек способен вынести столько испытаний. Его судят в соответствии со знаменитой 58-й статьёй по так называемым литерным пунктам: ПШ – подозрение в шпионаже; НШ – недоказанный шпионаж; СВПШ – связи, ведущие к подозрению в шпионаже. Приговор: 10 лет исправительно-трудовых лагерей и 5 лет поражения в правах. Дальнейшие злоключения Королёва – растянутая на годы, леденящая кровь и душу трагедия, которая, положа руку на сердце, нами ещё до конца не осмысленна, не смотря даже на то, что власть предержащие постарались впоследствии загладить свою вину перед учёным, а в памяти народа ему много воздано, на чём мы в дальнейшем ещё остановимся. Пока что лишь некоторые этапы его невообразимо тяжких испытаний: пересыльная тюрьма Новочеркасска; Севжелдорлаг; золотой прииск Мальдяк Западного горнопромышленного управления Колымы; Владлаг. Затем вторичный суд Особым совещанием и – восьмилетний приговор, отбывать который Королёва направляют в московскую спецтюрьму НКВД ЦКБ-29. Там под руководством такого же заключённого А. Н. Туполева, Сергей Павлович принимает деятельное участие в создании бомбардировщиков Пе-2 и Ту-2. Одновременно разрабатывает проекты управляемой аэроторпеды и нового варианта ракетного перехватчика. Последнее обстоятельство послужило причиной для перевода Королёва в другое КБ тюремного типа - ОКБ-16 при Казанском авиазаводе. Так в 1942 году Сергей Павлович наконец-то получает возможность со свойственным ему энтузиазмом заняться практическим использованием ракетных двигателей для усовершенствования авиации. Через год его назначают главным конструктором группы реактивных установок. И лишь в июле 1944 года конструктора досрочно освобождают из заключения по личному указанию И. В. Сталина.

Как ни покажется странным следующее утверждение, но ведь Королёву и несказанно в жизни везло. Та самая Судьба, о которой уже говорено, словно любуясь собственной коварной непредсказуемостью, одной рукой отпускала своему избраннику нечеловеческие по своей суровости испытания, а другой выхватывала его из инфернальных смертельных водоворотов. Ну, как ещё можно объяснить то обстоятельство, что Сергей Павлович не остался зимовать и не погиб на прииске, где заключенные умирали сотнями, хотя должен был там остаться? А что двигало рукой безвестного охранника, который перед самым носом Королёва опустил шлагбаум со словами: «Всё, эта бочка переполнена сельдью!»? И, перегруженный семью сотнями заключённых, пароход «Индигирка» отчалил из магаданской пристани, следуя во Владивосток. Но попал в шторм и затонул у острова Хоккайдо. Или вот вам ещё один потрясающий пример королёвского везения. Выдающаяся советская лётчица Валентина Гризодубова рассказывала автору сих строк: «Мы с Королёвым познакомились в Коктебеле в 20-х годах. Я ездила туда с отцом, в то время председателем секции планеризма Украины. Серёжа стал за мной приударять. А был он в молодости писаным красавцем и думал, что ему всё позволено. Ну и отведал моей тяжёлой руки. Может быть, поэтому уже в тридцатых годах выступал против моего приёма в ОСОВИАХИМ: «Баб нам не нужно!». Но когда в 1939 году Серёжку отправили в лагерный прииск под Магаданом, мы с Мишей Громовым кинулись его спасать. Сначала добились его перевода в Туполевскую бригаду, затем - в Казань, на должность Главного конструктора по лётным испытаниям. А в 1944 году я лично ходила к Сталину и по его распоряжению Королёва досрочно освободили. Однажды Серёжа поблагодарил меня за хлопоты сквозь стиснутые зубы. Я поначалу осерчала, а Миша Громов меня урезонил: «Дурёха, у него же обе челюсти следователи графином поломали!».

Летом 1946 года С. П. Королёва назначают Главным конструктором Особого конструкторского бюро № 1, созданного в подмосковном Калининграде, для разработки баллистических ракет дальнего действия. Первая задача: создание аналога ракеты Фау-2 из советских материалов. Но уже через год требуемая дальностью полёта отечественной ракеты увеличивается до 3 тысяч километров, что во многом превосходит Фау. Королёв успешно проводит испытания баллистической ракеты Р-1, создав пять её модификаций. К 1956 году под его руководством создана двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 с отделяющейся головной частью массой в 3 тонны и дальностью полёта 8 тысяч километров. А в 1957 году на околоземную орбиту запущен первый в истории человечества искусственный спутник Земли. Его полёт имел ошеломляющий успех и создал Советскому Союзу высочайший международный авторитет. «Он был мал, этот самый первый искусственный спутник нашей старой планеты, но его звонкие позывные разнеслись по всем материкам и среди всех народов как воплощение дерзновенной мечты человечества» - скажет позже его Главный конструктор.

О выдающихся космических достижений Королёва после запуска первого спутника следовало бы написать отдельный материал – так они впечатляют. Поэтому я перечислю лишь основные вехи невероятной космической королёвской эпопеи. Итак: парные спутники «Электрон» для исследования радиационных поясов Земли. Три автоматические станции к Луне. Первый пилотируемый космический корабль «Восток-1» с гражданином СССР Юрием Гагариным. Суточный полёт «Восток-2» с Германом Титовым. Совместный полёт «Востока-3» и «Востока-4», пилотируемых А. Г. Николаевым и П. Р. Поповичем. Совместный полёт В. Ф. Быковского и В. В. Терешковой на кораблях «Восток-5» и «Восток-6». Полёт космического корабля «Восход» с экипажем из трёх человек: В.М. Комаров, К. П. Феоктистов, Б. Б. Егоров. Полёт «Восхода-2» с экипажем из двух человек. Космонавт А. А. Леонов находился вне корабля 20 минут. Запуск в космос спутника с собакой Лайка. Запуск баллистической ракеты с подводной лодки. Проект орбитальной станции. К сожалению, Сергей Павлович не дожил до воплощения своих идей в космических кораблях «Союз». Как и не дано ему было запустить человека на Луну, хотя идею эту он вынашивал ещё с начала пятидесятых.

… При жизни имя Королёва считалось суперсекретным. Но только для нас, советских людей. Английская МИ-6 вычислила нашего Главного конструктора сразу же после войны. Запуск немецкой ракеты «Фау-2», среди прочих специалистов из стран антигитлеровской коалиции, наблюдал симпатичный капитан-артиллерист Сергеев. Был он в новенькой, с иголочки форме, но без единой награды. Как говорили древние римляне: sapienti sat – для умного достаточно. Кстати, все свои научные публикации, в том числе и в газете «Правда», Сергей Павлович всегда подписывал скромно «Профессор К.Сергеев». Одна из них, опубликованная в главной партийной газете называлась «Шаги в будущее». Светлая, добрая, слегка даже патетическая, – всё же публиковалась в первые дни 1966 года,- заканчивалась словами: «Нет преград человеческой мысли».
За глаза Королёва чаще всего называли Эс-Пэ. Не потому, что лень выговаривать полное имя и отчество. Так уж повелось. Да он и сам любил всякие сокращения. Первый спутник называл "пэсиком" (от ПС - простейший спутник), ракету - просто "семеркой" (от цифрового индекса проекта). Стартовую площадку, с которой проводились первые пуски, - "двойкой". А его нередко называли просто Главным.

Среди космонавтов бытует легенда. Якобы после кремации тела Королева Гагарин и Комаров тайком отобрали часть его праха, чтобы отправить на межпланетной станции в спецконтейнере с гербом Советского Союза на Луну. Было ли такое на самом деле, теперь уже никто и никогда не узнает. Трагически погиб Комаров. Через год не менее трагически ушёл из жизни Гагарин. Кстати, оба - любимцы Главного. Его имя с каждым витком космической спирали у одних вызывало восторг, у других - зависть. А вот равнодушных вокруг него никогда не наблюдалось. Он умер неожиданно, на операционном столе, достигнув невероятного взлёте своей славы, ненадолго пережив попытки отодвинуть его на второй план в плеяде космических конструкторов. Или, точнее скажем так: немного не дожив до времени осуществления задуманных им долговременных орбитальных станций, космических "буксиров" и грузовых экспрессов, международных космических экспедиций.

По воспоминаниям Л. Л. Кербера, Королёв был скептик, циник и пессимист, абсолютно мрачно смотревший на будущее. «Хлопнут без некролога», - якобы была любимой его фраза. Но кроме Леонида Львовича ни у кого из видных отечественных авиаспециалистов такого определения личности Главного создателя ракетного щита Советского Союза я более не встречал. Зато мнение ныне здравствующего лётчика-космонавта Алексея Леонова относительно Сергея Павловича разделят, не сомневаюсь, подавляющее большинство его знавших: «Он никогда не был озлоблен. Никогда и ни на что не жаловался, никого никогда не проклинал, не ругал. У него на это не было времени. Он понимал, что озлобленность вызывает не творческий порыв, а угнетение».
Вот этим величием воистину русской, космической души, полагающей злопамятство к Отечеству грехом тяжким, почти неискупимы, Сергей Королём был и останется нам дорог едва ли не больше, чем собственным уникальным техническим гением. Потому как мы помним некоторых других академиков, обласканных системой при жизни куда больше, чем мой герой. Помним, как они свои комариные укусы в исступлённом неистовстве расчёсывали до тяжких фронтовых ран и мстили той самой системе злее иных её врагов. В то же время Сергей Павлович Королёв, которому от души даже смеяться всю жизнь было больно, а всякий поход к зубному врачу превращался в тяжкую пытку, никогда ни словом, ни полусловом не обмолвился о своих обидах. Нет в природе таких документальных свидетельств.

Конечно, власть предержащие пытались всячески «замолить» свои грехи перед живым Королёвым. Достаточно только напомнить читателю, что Сергей Павлович – единственный в истории СССР человек, получивший звание Героя Социалистического Труда, не будучи реабилитированным (звание присвоено 20.04.1956 г., а реабилитирован он 18.04.1957 г.). Кроме академического, у него было звание полковника, три ордена Ленина, орден «Знак почёта», шесть медалей. Имел он звание Почётного гражданина Калуги и Байконура. Ещё большая честь академику и Главному конструктору воздана после его смерти. Гроб с телом покойного был установлен в Колонном зале Дома Союзов. Похороны с государственными почестями состоялись на Красной площади. Урна с прахом С. П. Королёва захоронена в Кремлёвской стене. Академия наук СССР учредила золотую медаль имени С. П. Королёва «За выдающиеся заслуги в области ракетно-космической техники». Учреждены были также стипендии его имени для студентов высших учебных заведений. В семи городах сооружены памятники учёному, созданы шесть мемориальных домов-музеев. Его имя носят Самарский государственный аэрокосмический университет, город в Московской области, улицы многих городов (пятидесяти двух!), два научно-исследовательских судна, высокогорный пик на Памире, перевал на Тянь-Шане, астероид, крупный кратер на Луне. Выпущены девять почтовых марок и серебряная монета Банка России. Но это, так сказать, проявление государственной заботы о памяти выдающегося учёного и крупнейшего организатора социалистического производства. А есть ещё и память народная, проявляемая исключительно по велению людских сердец. Так вот о жизни и деятельности Королёва снято девять художественных и телевизионных фильмов. Его образ воплощали: Кирилл Лавров, Владимир Баранов, Олег Табаков, Стив Николсон, Сергей Астахов, Игорь Скляр, Алексей Янин, Иван Шабалтас. Снято так же тринадцать документальных фильмов, запечатлевших самые разные периоды жизни Главного конструктора. Для съёмок в Звёздном городке фильма о космонавте Борисе Волынове, актёр, автор и исполнитель Павел Болоянгов написал песню «Космос», посвящённую великой мечте и цели, олицетворением которой является Сергей Королёв. Снят клип, в котором летчик-космонавт Павел Попович говорит о Сергее Королёве: «Вот был гигантище! Такие люди рождаются в сто лет один раз». Воистину правда.

 

 
Михаил Захарчук
12 января 2017 г.

Комментарии:

Александр Костенко 14.01.2017 в 08:14 # Ответить
Замечательная статья.
Просто диву даёшься, насколько автору практически всегда удаётся заинтересовать читателя, с первых строк "завести" его на неравнодушное восприятие всего читаемого. Да и герои его эссе, конечно же, того стоят.
Касаемо личности С.П.Королёва... Вот уж, воистину, Человек, благодаря явлению которого в нашей ретроспективе на неоднозначное Советское "вчера" - столько ярко сияющих Надежды и Света!
Стоит ли говорить, с какой неподдельной заинтересованностью читатель "глотает" любые, доселе абсолютно неведомые ему подробности жизни и биографии этой неординарной, исторически-значимой Личности?!
Александр Костенко 14.01.2017 в 08:30 # Ответить
Ответственным за "подачу" этого текста на уважаемом сайте. По-моему, стоило бы разрядить межстрочный интервал. В купе с явно проигрывающей гарнитуре Arial в лёгкости визуального восприятия шрифтом Times - это никак не способствует удобству "читания".
Впрочем - это лишь моё (сугубо личное) мнение старого газетного "волка".

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
25 сентебря
понедельник
2017

В этот день:

Подвиг генерала Раевского

25 сентября 1771 года родился Николай Николаевич Раевский (ум. 1829), русский генерал, герой Отечественной войны 1812 года. За тридцать лет безупречной службы участвовал во многих крупнейших сражениях эпохи: на Кавказе, в войнах с Турцией, Швецией, Францией, в польской, молдавской, финской кампаниях. Дослужился до генерала от кавалерии. Всенародная слава пришла к Раевскому после подвига, совершенного 23 июля 1812 года у деревни Салтановка (11 км вниз по Днепру от Могилёва). Дело было так.

Подвиг генерала Раевского

25 сентября 1771 года родился Николай Николаевич Раевский (ум. 1829), русский генерал, герой Отечественной войны 1812 года. За тридцать лет безупречной службы участвовал во многих крупнейших сражениях эпохи: на Кавказе, в войнах с Турцией, Швецией, Францией, в польской, молдавской, финской кампаниях. Дослужился до генерала от кавалерии. Всенародная слава пришла к Раевскому после подвига, совершенного 23 июля 1812 года у деревни Салтановка (11 км вниз по Днепру от Могилёва). Дело было так.

Корпус Раевского в течение десяти часов сражался с пятью дивизиями корпуса Даву. Бой шёл с переменным успехом. В критический момент Раевский лично повёл в атаку Смоленский полк со словами: "Солдаты! Я и мои дети откроем вам путь к славе! Вперед за царя и отечество!" Рядом с Николаем Николаевичем в этот момент шли сыновья: 17-летний Александр и 11-летний Николай. В этом бою Раевский был ранен картечью в грудь, но его самоотверженность вдохновила солдат, которые обратили противника в бегство.

Хрестоматийным стал и бой за батарею Раевского, который считается одним из ключевых эпизодов Бородинского сражения. Генерал дошел до Парижа и принимал участие в битве за столицу Франции.

После войны Раевский жил в Киеве, где был расквартирован вверенный ему 4-й пехотный корпус. Почти ежегодно Раевский с семьёй путешествовал в Крым. Там через сына познакомился и подружился с молодым с А. С. Пушкиным.

Скончался Николай Николаевич Раевский от старых ран 16 (28) сентября 1829 года в селе Болтышка Чигиринского уезда Киевской губернии в возрасте 58 лет.

 

Начало обороны Севастополя

25 сентября 1854 года началась героическая оборона Севастополя в Крымской войне. Вражеские силы планировали завершить штурм города в течение недели, однако обороноспособность русских войск была недооценена.

Начало обороны Севастополя

25 сентября 1854 года началась героическая оборона Севастополя в Крымской войне. Вражеские силы планировали завершить штурм города в течение недели, однако обороноспособность русских войск была недооценена.

Напомним, в июне — июле 1854 года превосходящие силы флота союзников (Англия, Франция, Турция и Сардиния) — 34 линейных корабля и 55 фрегатов (в том числе большинство паровых) блокировали русский флот (14 линейных парусных кораблей, 6 фрегатов и 6 пароходо-фрегатов) в бухте Севастополя. В конце августа 1854 года десантный флот с наземными войсками союзников двинулся к крымским берегам. Численность десантных войск составляла 62 тысячи человек со 134 полевыми и 73 осадными орудиями.

1 сентября 1854 года была произведена высадка десанта возле Евпатории. После высадки войска союзников двинулись в сторону Севастополя.

У входа в Севастопольскую бухту было затоплено несколько старых кораблей, что не дало возможности врагам войти в неё. Экипажи остальных судов российского флота пошли на усиление гарнизона; корабельные орудия установили на берегу.

Оборона Севастополя была поручена адмиралам Павлу Степановичу Нахимову и Владимиру Алексеевичу Корнилову, в распоряжении которых оставалось 18 тысяч человек — преимущественно флотских экипажей. Все фортификационные работы велись под руководством инженер-подполковника Эдуарда Ивановича Тотлебена, ставшего душой обороны. Во время осадных работ союзники несли много потерь от огня гарнизона и от частых вылазок, производившихся с замечательной отвагой.

5 (17) октября последовала первая бомбардировка Севастополя. Общий урон российских войск составил 1250 человек; у союзников выбыло из строя 900—1000 человек. Нашей незаменимой потерей была смерть Владимира Алексеевича Корнилова, смертельно раненного на Малаховом кургане. Общие итоги бомбардировки вселили уверенность в русских, что Севастополь можно отстоять малыми силами. И наоборот, вражеским войскам

от надежды на лёгкое торжество пришлось отказаться.

 

Герои Чернобыля

25 сентября 1986 года за мужество, героизм и самоотверженные действия, проявленные при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, Президиум Верховного Совета СССР присвоил звание Героя Советского Союза майору внутренней службы Л. П. Телятникову, лейтенантам внутренней службы В. Н. Кибенку (посмертно), В. П. Правику (посмертно).

Герои Чернобыля

25 сентября 1986 года за мужество, героизм и самоотверженные действия, проявленные при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, Президиум Верховного Совета СССР присвоил звание Героя Советского Союза майору внутренней службы Л. П. Телятникову, лейтенантам внутренней службы В. Н. Кибенку (посмертно), В. П. Правику (посмертно).

Леонид Петрович Телятников родился 25 января 1951 года в посёлке Введенка Мендыгаринского района Кустанайской области (ныне Казахстан). Русский. Член КПСС с 1978 года. В 1983 году был назначен начальником военизированной пожарной части № 2 по охране Чернобыльской АЭС. Л. П. Телятников вместе с другими пожарными (В. Игнатенко, В. Кибенком, В. Правиком и др.) принимал участие в тушении пожара в первые часы после аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года. Во время тушения получил высокую дозу облучения. Умер от рака 2 декабря 2004 года, похоронен на Байковом кладбище в Киеве.

Виктор Николаевич Кибенок родился в семье потомственного пожарного 17 февраля 1963 года в посёлке Ивановка Нижнесерогозского района Херсонской области. Украинец.

Вместе с другими пожарными (В. Игнатенко, В. Правиком, Л. Телятниковым и др.) принимал участие в тушении пожара в первые часы после аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года. Во время тушения получил высокую дозу облучения более 1000 рентген (смертельная доза 400 рентген), был отправлен на лечение в Москву, где и скончался в 6-й клинической больнице 11 мая 1986 года. Похоронен на Митинском кладбище в Москве.

 

Владимир Павлович Правик родился 13 июня 1962 года в Чернобыле в семье служащего. Украинец.

Вместе с другими пожарными (В. Игнатенко, В. Кибенком, Л. Телятниковым и др.) принимал участие в тушении пожара в первые часы после аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года. Во время тушения получил высокую дозу облучения, был отправлен на лечение в Москву, где и скончался в 6-й клинической больнице 11 мая 1986 года. Похоронен на Митинском кладбище в Москве.

Со времен Чернобыльской аварии к государственным наградам были представлены 70 тысяч ликвидаторов. 

Смотрите оригинал материала наhttp://www.1tv.ru/news/social/175367
 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии