RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Коричневый майдан
16 октября 2014 г.

Коричневый майдан

Как мы прозевали фашистский переворот на Украине
Последнее интервью Вячеслава Клыкова
2 июня 2014 г.

Последнее интервью Вячеслава Клыкова

2 июня 2006 года отошел ко Господу великий русский скульптор и патриот Вячеслав Михайлович Клыков
Украинская угроза
18 июня 2014 г.

Украинская угроза

Военная опасность со стороны еще недавно братской республики становится всё более реальной
Снегурченко всей страны
12 ноября 2015 г.

Снегурченко всей страны

12 ноября 2015 года народной артистке СССР Людмиле Марковне Гурченко исполнилось 80 лет
Феномен Игоря Стрелкова
28 августа 2014 г.

Феномен Игоря Стрелкова

Сайт «Русский дозор» перепечатал статью американского профессора Пола Робинсона, в которой тот с тревогой размышляет о национальном Герое России и Новороссии
Главная » Герои нашего времени » Подвиг экипажа К-19

Подвиг экипажа К-19

4 июля 1961 года на советской атомной подводной лодке под командованием капитана второго ранга Николая Затеева вышел из строя ядерный реактор.

В это время она выполняла боевую задачу в Северной Атлантике, и катастрофа грозила гигантским бедствием для всей Европы...
Подвиг экипажа К-19

 

18 июня 1961 года советская атомная подводная лодка «К-19» под командованием капитана второго ранга Николая Затеева вышла из Полярного в Северную Атлантику на боевые учения под кодовым названием «Полярный круг». Это был уникальный по тому времени подводный корабль: три палубы, шесть тысяч тонн водоизмещения, 127-метровая длина, подводная скорость 26 узлов (почти 50 километров в час). На лодке были установлены три баллистические ракеты с боеголовками по 1,4 мегатонны каждая, а также торпеды с ядерными зарядами. Энергетическая вооруженность — два атомных реактора, обеспечивающих двухмесячную автономность плавания. В ходе учения подводной лодке предстояло произвести боевую ракетную стрельбу по полигону Новая Земля.

4 июля в 4 часа 15 минут, когда «К-19» находилась недалеко от берегов Англии на траверзе Фарерских островов, командир получил доклад с пульта управления реактором о резком падении давления охлаждающей жидкости в первом контуре правого реактора. Под руководством командира электромеханической боевой части А.Козырева и командира дивизиона движения Ю.Повстьева были предприняты все возможные меры для восстановления давления. Но вскоре стало ясно, что произошла разгерметизация первого контура и начала уходить охлаждающая жидкость — бидистиллят. Дальнейшее грозило стремительным нарастанием температуры ТВЭлов (тепловыделяющих элементов) и пепловым взрывом реактора, влекущим за собой не только гибель экипажа, но и страшную экологическую катастрофу для всей Европы.

Выход напрашивался один: смонтировать нештатную систему расхолаживания активной зоны, то есть провести новый трубопровод, через который закачивать из резервной цистерны бидистиллят в контур аварийного реактора.

Но подводная лодка строилась в большой спешке. Руководство страны, главнокомандующий ВМФ всячески торопили и строителей, и первый экипаж со спуском головной ракетной атомной подводной лодки. И было из-за чего торопиться. В начале 60-х годов в мире вовсю шли ядерные испытания в атмосфере, на воде, на атоллах… Создавались новые виды вооружения. Американцы уже выпустили свой «Наутилус» в Атлантику на боевое дежурство. Нашей стране нужно было срочно противопоставить адекватный корабль. В такой обстановке ни один проектировщик, ни один строитель не осмелился задержать спуск «К-19» хотя бы на месяц. Ещё тогда и Козырев и Повстьев требовали от строителей установления дублирующей системы охлаждения реактора на случай аварии. Но от них отмахнулись: сроки поджимают! Если бы тогда знать, чем это обернётся…

На лодке не было даже запасных элементов трубопровода. Их срезали с одной из торпед. А дальше — дальше требовались люди, готовые совершить, без всякого преувеличения, подвиг самопожертвования. Ведь трубы предстояло монтировать в аварийном реакторном отсеке, где уровень радиации в десятки раз превышал все допустимые нормы.

Вызвался почти весь экипаж. Командир отобрал тех, кто хорошо знал оборудование отсека и владел электросваркой. Первую группу добровольцев возглавил командир отсека лейтенант Борис Корчилов, вторую — капитан-лейтенант Юрий Повстьев, третью – главный старшина Борис Рыжиков.

Сменяя друг друга, моряки начали работы в реакторном отсеке. Условия были в самом прямом смысле — адские. В пламени электросварки то и дело вспыхивал ионизированный водород, От неимоверной жары запотевали стекла изолирующих противогазов, и моряки срывали их, вдыхая сверхрадиоактивный газ — воздухом ту дьявольскую смесь назвать невозможно.

Но главное то, что поначалу не ощущалось, — мощная радиация. Уже через несколько минут у моряков появились отчетливые признаки лучевой болезни. У выходящих из отсека изо рта шла желтоватая пена. Их лица через считанные минуты стали распухать, из-под волос на голове потекла сукровица. Люди корчились от боли, теряли сознание. Командир приказал всем пить спирт — алкоголь замедляет разрушение облученных тканей. А иных средств защиты на корабле не имелось.

В развернутом в первом отсеке лазарете майор медицинской службы А.косач как мог пытался облегчить страдания ребят. И сам облучался без меры, ибо его пациенты стали мощными источниками радиоактивного излучения.

Примерно через час после подключения нештатной системы охлаждения температура в каналах ТВЭлов снизилась до безопасного уровня и стабилизировалась. Подводная лодка всплыла и взяла курс в квадрат, где находились другие корабли ВМФ. Но вдруг старшина команды трюмных Иван Кулаков обнаружил течь нештатной магистрали охлаждения. Туда бросились старший помощник командира корабля Владимир Енин и старшина команды ракетной боевой части Леонид Березов. Они работали над самой крышкой реактора, которая излучала фиолетовое сияние. Это светились радиоактивный водород или графит, когда их атомы вырывались через крышку реактора. Березов и Енин знали, что их ждет неминуемая гибель, причем в тяжелейших муках, но дело своё делали: разрыв трубопровода удалось заварить. Европа была спасена…

Правительственная комиссия под председательством академика А.Александрова объективно разобралась в случившемся, отмела обвинение в аварии от экипажа, признала его действия грамотными и больше того — героическими. Позже указом Президиума Верховного Совета СССР 49 моряков, в том числе и их командир, были награждены государственными наградами.

Однако последствия аварии были страшными. Несмотря на усилия медиков, уже через день умер лейтенант Борис Корчилов. Ещё через два дня — капитан-лейтенант Юрий Повстьев, главный старшина Борис Рыжиков, старшина первой статьи Юрий Ордочкин, старшина второй статьи Евгений Кашенков, матросы Семен Паньков, Николай Савкин, Валерий Харитонов. Ненадолго пережили своих товарищей капитан первого ранга Анатолий Козырев, капитан-лейтенант Николай Вихромеев, матросы Леонид Березов, Владимир Первушин, Леонид Дубровин, Николай Клинков.

 

Сергей Турченко
4 июля 2020 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
13 августа
четверг
2020

В этот день:

Кругосветный мореплаватель Юрий Лисянский

13 августа 1773 года родился Юрий Федорович ЛИСЯНСКИЙ, российский мореплаватель, капитан 1-го ранга.

Кругосветный мореплаватель Юрий Лисянский

13 августа 1773 года родился Юрий Федорович ЛИСЯНСКИЙ, российский мореплаватель, капитан 1-го ранга.

Он родился в Нежине в семье священника. По окончании Морского кадетского корпуса получил назначение на фрегат "Подражислав", входивший в состав эскадры адмирала Грейга. Участвовал в Гогландском и еще трех сражениях со шведами. В 1791-1799 годах служил волонтером на кораблях британского флота, сражался с французами у берегов Северной Америки. Плавал к Антильским островам и в Индию. По возвращении на родину был назначен командиром шлюпа "Нева", отправляющегося вместе со шлюпом "Надежда" в кругосветное плавание под командованием Крузенштерна. В июле 1803 года русские корабли покинули Кронштадт. В ноябре следующего года Лисянский и Крузенштерн впервые в истории русского флота пересекли экватор. В феврале 1804 года "Нева" и "Надежда" обогнули мыс Горн и вышли в Тихий океан. Здесь мореплаватели разделились. Лисянский направился к острову Пасхи. Нанес на карту и составил подробное описание его берегов, природы, климата. Собрал богатый этнографический материал о его аборигенах. У острова Нукухива (Маркизские острова) корабли соединились и вместе проследовали к Гавайскому архипелагу. Отсюда их маршруты снова разошлись: Крузенштерн взял курс на Петропавловск-Камчатский, а Лисянский - к берегам Русской Америки, к острову Кадьяк. Получив тревожное известие от правителя русских поселений в Америке А. Баранова, Лисянский направился к архипелагу Александра для оказания военной поддержки против индейцев-тлинкитов. В 1804-1805 годах Лисянский и штурман "Невы" Д. Калинин обследовали остров Кадьяк и часть островов архипелага Александра. При этом были открыты острова Крузова и Чичагова. "Нева" осенью 1805 года покинула остров Ситка и через Гавайский архипелаг прибыла в китайский порт Макао, открыв по пути остров Лисянского, риф Нева и риф Крузенштерна. В Макао корабли встретились вновь и проследовали в Кантон. Пополнив запасы провизии и воды, шлюпы двинулись в обратный путь. Вместе достигли юго-восточного побережья Африки. Из-за густого тумана потеряли друг друга из виду и возвратились в Кронштадт порознь: Лисянский - 5 августа 1806 года, Крузенштерн - четырнадцатью днями позже.

Умер Юрий Федорович Лисянский в 1837 году в Петербурге и был похоронен в Александро-Невской лавре. Его именем названы остров в Гавайском архипелаге, полуостров на побережье Охотского моря и гора на острове Сахалин.

 

Патриотическая дерзость Геннадия Невельского

13 августа 1850 года амурская экспедиция под руководством Геннадия Ивановича НЕВЕЛЬСКОГО подняла русский флаг на мысе Куегда. Был основан Николаевский пост, и Невельской по своей инициативе объявил о присоединении к России Приамурского края и Сахалина. 10 матросов и солдат во главе с топографом Петром Поповым составили первый гарнизон Николаевского поста.

Патриотическая дерзость Геннадия Невельского

13 августа 1850 года амурская экспедиция под руководством Геннадия Ивановича НЕВЕЛЬСКОГО подняла русский флаг на мысе Куегда. Был основан Николаевский пост, и Невельской по своей инициативе объявил о присоединении к России Приамурского края и Сахалина. 10 матросов и солдат во главе с топографом Петром Поповым составили первый гарнизон Николаевского поста.

Теперь это город Николаевск-на-Амуре, районный центр Хабаровского края.
Самоуправные действия Невельского вызвали недовольство и раздражение в правительственных кругах России.
Так называемый Особый Комитет счел его поступок дерзостью, достойной разжалования в матросы, о чем и было доложено императору. Однако, выслушав доклад, Николай I назвал поступок Невельского «молодецким, благородным и патриотическим» и наградил его орденом Владимира 4 степени, а на доклад Особого Комитета наложил знаменитую резолюцию: "Где раз поднят русский флаг, там он спускаться не должен".

Дважды Герой Василий Андрианов

13 августа 1920 года родился Василий Иванович Андрианов (умер 7 мая 1999), советский лётчик-штурмовик, дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации. В 1943 году он окончил Пермскую военную авиационную школу лётчиков. На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1943 года. Первое боевое крещение получил на Курской дуге. 24 июля 1943 года в группе Ил-2 принял участие в штурмовке железнодорожной станции Белгород.

Дважды Герой Василий Андрианов

13 августа 1920 года родился Василий Иванович Андрианов (умер 7 мая 1999), советский лётчик-штурмовик, дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации. В 1943 году он окончил Пермскую военную авиационную школу лётчиков. На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1943 года. Первое боевое крещение получил на Курской дуге. 24 июля 1943 года в группе Ил-2 принял участие в штурмовке железнодорожной станции Белгород.

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» командиру звена 667-го штурмового авиационного полка (292-я штурмовая авиационная дивизия, 5-я воздушная армия, 2-й Украинский фронт) младшему лейтенанту Андрианову присвоено 1 июля 1944 за 87 вылетов на штурмовку войск противника в боях за Белгород, Харьков, на полтавском и кировоградском направлениях. Второй медалью «Золотая Звезда» командир эскадрильи 141-го гвардейского штурмового авиационного полка (9-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт) капитан Андрианов награждён 27 июня 1945 года за 90 вылетов в боях под Львовом, на сандомирском плацдарме (Польша) и на других рубежах.

Войну закончил в Берлине. Всего за время войны совершил 177 боевых вылетов. Лично уничтожил 50 танков, 200 автомашин, 25 зенитно-артиллерийских батарей, 13 складов, и много другой техники противника, в 37 воздушных боях сбил 6 вражеских самолётов.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии