RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Небесный корсар
29 января 2014 г.

Небесный корсар

Новое оружие России - 2014: «Пакфайер» Т-50
Друг мой — третье моё плечо
8 февраля 2016 г.

Друг мой — третье моё плечо

О совместном проекте «Солдатского храма» и «Российского героического календаря»
 Владимир Конкин, он же — Павел Корчагин, он же — Володя Шарапов...
19 августа 2017 г.

Владимир Конкин, он же — Павел Корчагин, он же — Володя Шарапов...

У моего большого друга Владимира Конкина сегодня день рождения – две шестёрки ему стукнуло.
Как нам его не хватает!
18 мая 2019 г.

Как нам его не хватает!

Всё чаще уходят в мир иной дорогие нашему сердцу люди. И ничего нам не остаётся — только помнить и молиться...
17 мая 2020 г.

"Чакра" Фролова

17 мая 1951 года родился Евгений Иванович Фролов — российский лётчик-испытатель, Герой Российской Федерации, заслуженный лётчик-испытатель СССР, автор именной фигуры высшего пилотажа «Чакра Фролова».
Главная » Герои нашего времени » «Салют-7»: невозможное возможно!

«Салют-7»: невозможное возможно!

На экраны выходит фильм о подвиге советских космонавтов 6 июня 1985 года

Перед Владимиром Джанибековым и Виктором Савиных стояли задачи, подобные которым никто в истории человечества не выполнял до сих пор.
«Салют-7»: невозможное возможно!

 Предыстория такова. 11 февраля 1985 года подмосковный Центр управления полетами (ЦУП) неожиданно потерял связь с орбитальной космической станцией «Союз-7», которая в то время работала в беспилотном режиме. За полгода до этого станцию планово покинула четвертая экспедиция посещения (Владимир Джанибеков, Светлана Савицкая, Игорь Волк), шла подготовка к очередному полету группы космонавтов на «Союз-7». И вот — ЧП. После анализа ситуации в ЦУПе пришли к предположению, что произошел сбой в системе электропитания. Станция перестала принимать команды и передавать информацию о своем состоянии и местонахождении.
На четвертом витке «Союз-7» обнаружили представители военного космоса. Балистики рассчитали, что до ее входа в плотные слои атмосферы осталось 178 суток. За это время нужно было подготовить и провести операцию спасения.
Теоретически имелось два варианта: послать на орбиту грузовик многоразового использования, чтобы забрать на Землю аварийную станцию или отправить на нее опытных специалистов, способных ликвидировать поломку прямо на орбите. Первый вариант был невозможен, так как наш грузовой корабль многоразового использования «Буран» еще не закончил испытания. Оставалсь спасательная экспедиция.
Самым подготовленным командиром, знающим «Салют-7», был в то время Владимир Джанибеков. Его и назначили, предоставив возможность самому выбрать бортинженера. Он назвал Виктора Савиных, который тоже хорошо знал станцию. Они начали подготовку к тяжелейшей экспедиции. Параллельно шло переоборудование для этой цели корабля «Союз Т-13». С него предстояло снять систему автоматической стыковки и кресло третьего космонавта, улучшить средства визуального наблюдения для осуществления ручной стыковки, установить лазерный дальномер и разместить дополнительные запасы воды, питания и кислорода.
Работы шли по строгому графику. Но вдруг произошли события, заставившие ускорить подготовку к полету.

Американская авантюра

Главное разведывательное управление (ГРУ) советского Генштаба получило информацию о том, что в США в срочном порядке началась подготовка к запуску грузового корабля многоразового использования «Челленджер», способного снять с орбиты объект длиной 14 метров, шириной 6 метров, весом 27 тонн. «Салют-7» вполне соответствовал этим параметрам. Более того, американцы включили в состав своего экипажа французских космонавтов Патрика Бодри и Жана Лю Кретьена, которые прошли полную подготовку в СССР по программе «Салют-7» и хорошо знали эту станцию. Напрашивались нехорошие подозрения. Станция представляла собой сгусток ноу-хау, которые тогда были недоступными американской науке, а значит — вожделенными для политиков и военных.

В документальном фильме «Битва за «Салют», снятом в Звездном, без обиняков говорится о том, что специалисты НАСА уже через несколько минут после ЧП с «Салютом-7» имели об этом точную информацию. Ее срочно доложили тогдашнему президенту США Рейгану, и тот дал добро на проведение дерзкой операции по похищению советской станции с орбиты. Технически это была хотя и трудная, но выполнимая задача. А вот политически тут могли быть неприемлемые сложности, вплоть до провоцирования ядерной войны. Но американские аналитики просчитали, что в сложившейся тогда обстановке риск был минимален. В то время номинальным руководителем СССР был тяжело больной, практически невменяемый Константин Черненко. В его окружении никто не сможет принять решение на ядерный ответ в случае удачного похищения станции, посчитали американцы.

Когда к старту «Челленджера» все было практически готово, ситуация резко изменилась. 10 марта из СССР пришло сообщение о кончине Черненко и о схватке за власть между достаточно молодыми и энергичными политиками, способными принять непредсказуемое решение. В тот же день Белый дом отменил старт и перенес его на неопределенный срок в ожидании более удобного случая.

«Мертвец» ожил

6 июня 1985 года «Союз Т-13» с Владимиром Джанибековым и Виктором Савиных на борту поднялся в космос. Перед космонавтами стояли три наисложнейших задачи, которые еще никто в истории человечества не выполнял.
Для начала нужно было найти станцию в необъятных просторах космоса. Мастерство космонавтов и высокий уровень астронавигационных комплексов позволили это сделать в кратчайшие сроки.
- В правом иллюминаторе, - вспоминал Владимир Джанибеков, - мы увидели звездочку, которая прямо-таки сидела на лунном диске. Это был «Салют». Но радовались преждевременно. Приблизившись, поняли, что станция повернута к кораблю нерабочим стыковочным узлом. Предстояло обогнуть ее и подойти с другой стороны.

Дело усложнялось тем, что «Союз Т-13» не предназнячался для проведения сложных маневров в космосе. Он был просто космическим извозчиком, доставляющим космонавтов к работающей в автоматическом режиме станции, которая, как говорится, сама подставляла, когда нужно, стыковочный узел.
Космонавты сумели произвести необходимые маневры. Второй этап — пристыковка к «мертвой» станции. Никто еще ничего подобного никогда не делал. Впоследствии тогдашний руководитель полетов Валерий Рюмин так охарактеризует данное действие:
- Это все равно, что подойти к гигантскому булыжнику и пристыковаться.
8 июня стыковка была проведена виртуозно. Однако следующая задача была еще более сложной. И опасной. Нужно было открыть люк между кораблем и станцией. Если она полностью потеряла воздух, то предстоит мучительная смерть, поскольку кислорода, имеющегося на корабле, на оба помещения не хватит.
- Начали медленно открывать люк и следить за давлением, - вспоминает Виктор Савиных. - Сначала оно быстро падало, а потом остановилось. Значит, атмосфера на станции есть, просто давление снижено в результате охлаждения.
Действительно, станция остыла до минус семи градусов по Цельсию. Не катастрофично, однако при остывании лопались патрубки и водой заливало приборы. Потом она превратилась в лед. Отогреть станцию, растопить лед в автономном режиме не представлялось возможным, поскольку все электрические цепи были обесточены. Оставалось подать электроэнергию с корабля, но это было чревато коротким замыканием и обесточиванием корабельной сети. В результате можно было поставить крест на возможности возвращения на Землю. В общем, ситуация патовая.
Но ребята нашли выход. С помощью корабля они развернули станцию так, чтобы на нее попадало максимум солнечных лучей, и открыли заглушки иллюминаторов. Станция «потекла».
- Для уброки воды нужны были элементарные тряпки, а их на станции оказалось очень мало, - рассказывает Владимир Джанибеков. - Сначала в ход пошли салфетки, полотенца, потом сменная одежда, белье. Помню нашел упаковку с надписью «Для Светланы Савицкой» (она здесь была во время предыдущей экспедиции). Ну, мысленно говорю, извини Света, и рву ее прекрасное одеяние на тряпки.
С водой худо-бедно справились. Нужно было ремонтировать поломки, причем срочно. Запаса воздуха на станции оставалось на пять суток. Регенерация из-за обесточивания не работала.

Успели. После включения электропитания заработали системы жизнеобеспечения, научные и навигационные приборы. Через несколько суток станция была выведена на рабочий режим. Джанибеков и Савиных проработали на ней до 26 сентября, то есть всего 115 суток.

В ушанке и с кувалдой

А что же американцы? 8 июня 1985 года, когда наши пристыковались к «Салюту», «Челленджер» был приведен в полную готовность к старту. В НАСА полагали, что наши космонавты подадут электропитание с корабля на станцию, произойдет короткое замыкание, и американцы предпримут спасательную операцию. А под ее прикрытием переправят на мыс Канаверал «Салют-7». Пока то да сё, сумеют изучить советские ноу-хау.

Но наши ребята справились самостоятельно. Тем не менее американцы все-таки вставили нам пику, правда, в чисто голливудском стиле. Через много лет вышел фильм «Армагеддон». Там есть эпизод, когда американские супермены попадают на нашу аварийную орбитальную станцию, где Джанибеков и Савиных в обобщенном образе дремучего мужика в шапке-ушанке кувалдой чинит «убогую» советскую технику. Естественно, его выручают «продвинутые» американцы.
Это тем более смешно, что в реальной жизни в ситуации, аналогичной той, в которой оказался «Салют-7», американцы не смогли спасти свою станцию «Скайлэб», и она упала на Землю 11 июля 1979 года. Кстати, ошибка в расчетах в пределах 4 % привела к смещению точки падения несгоревших обломков: часть из них упала вместо Южной Африки, как предполагалось, в западной Австралии. Некоторые обломки были обнаружены между городами Esperance и Rawlinna и сейчас экспонируются в музеях.
* * *
После Джанибекова и Савиных на «Салюте-7» работали еще две экспедиции. Когда была построена орбитальная станция «Мир», с «Салюта» перевезли на нее 20 приборов общей массой 350—400 кг. Это сделал э
кипаж экспедиции «Союз Т-15», который одновременно работал на двух орбитальных станциях («Мир» и «Салют-7»), осуществляя первые в мире перелёты с одной станции на другую и обратно. Для станции «Мир» это была первая экспедиция, для «Салюта-7» - последняя.
В августе 1986 года «Космос-1686» поднял законсервированный орбитальный комплекс на рекордно высокую орбиту средней высотой до 450 км. Станция «жила» до 1991 года, после чего вошла в плотные слои атмосферы. Несгоревшие обломки упали в малонаселенных районах на границе Чили и Аргентины.

 

 

Сергей Турченко
13 октября 2017 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
26 мая
вторник
2020

В этот день:

Барклай-де-Толли – русский полководец

26 мая 1818 года скончался Михаил Богданович БАРКЛАЙ-ДЕ-ТОЛЛИ, русский полководец, герой Отечественной войны 1812 года.По крови он был шотландцем, по духу — русским потомственным воином, дед которого служил бургомистром в Риге, а отец - при Екатерине II в войсках.

Барклай-де-Толли – русский полководец

26 мая 1818 года скончался Михаил Богданович БАРКЛАЙ-ДЕ-ТОЛЛИ, русский полководец, герой Отечественной войны 1812 года.По крови он был шотландцем, по духу — русским потомственным воином, дед которого служил бургомистром в Риге, а отец - при Екатерине II в войсках.

 С 15 лет Барклай тоже оказался на военной службе, которой посвятил всю жизнь.

Отечественную войну 1812 года он встретил командующим армией. Отличался стратегическим талантом, сочетавшимся с выдержкой и разумной храбростью. После Бородинской битвы, во время которой явил редкий пример самоотвержения, на совете в Филях Барклай первым подал голос в пользу отступления без боя: «Горестно оставить столицу, но если мы не лишимся мужества и будем деятельны, то овладение Москвою приготовит гибель Наполеону».

После победы в Отечественной войне Барклай-де-Толли вновь проявил свой талант полководца во время Заграничного похода в битвах при Кульме и Лейпциге, взятии Парижа. Он стал полным Георгиевским кавалером, генерал-фельдмаршалом, возведен в княжеское достоинство, отмечен высшими наградами европейских государств. Его любили в войсках за справедливость, беспристрастие, ласковое и кроткое обращение. Но старые раны дали о себе знать, и в возрасте 56 лет он скончался, не оставляя службы.

 

Коронация Николая-II

26 мая 1896 года в Москве был коронован последний русский император НИКОЛАЙ II.

Родился летчик Байдуков

26 мая 1907 года родился Георгий Филиппович БАЙДУКОВ (умер 28.12.1994), летчик, Герой Советского Союза, член экипажа В. П. ЧКАЛОВА, совершившего беспосадочный перелет Москва — Северный полюс — США.

Гибель генерала Костенко

26 мая 1942 года погиб в бою Федор Яковлевич КОСТЕНКО, советский военачальник, генерал-лейтенант, командующий 26-й армией, заместитель командующего Юго-Западным фронтом.

Гибель генерала Костенко

26 мая 1942 года погиб в бою Федор Яковлевич КОСТЕНКО, советский военачальник, генерал-лейтенант, командующий 26-й армией, заместитель командующего Юго-Западным фронтом.

Он встретил Великую Отечественную войну в должности командующего 26-й армии Киевского Особого военного округа. Летом 1941 года армия вела тяжелые оборонительные бои, а в сентябре Костенко стал заместителем командующего Юго-Западным фронтом. Отличился во время контрнаступления под Москвой, освобождал Ливны, Елец. Погиб в окружении, когда неудачей закончилась Харьковская операция советских войск. Г.К. Жуков о нем вспоминал: «Великая Отечественная война застала Ф. Я. Костенко в должности командующего 26-й армией, защищавшей наши государственные границы на Украине. Под его командованием части и соединения этой армии дрались столь упорно, что, неся колоссальные потери, фашистские войска так и не смогли в первые дни прорваться в глубь Украины. К большому сожалению, Федору Яковлевичу Костенко не посчастливилось дожить до наших дней. Он пал смертью героя в ожесточенном сражении на харьковском направлении, будучи заместителем командующего Юго-Западным фронтом. Вместе с ним погиб его любимый старший сын Петр. Петра Костенко нельзя было не любить. Помнится, еще совсем мальчиком Петр изучал военное дело, особенно нравились ему верховая езда и рубка. Федор Яковлевич гордился сыном, надеялся, что из Петра выйдет достойный командир-кавалерист, и не ошибся".

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии