RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Светлый лик Коржавых
30 июля 2017 г.

Светлый лик Коржавых

31 июля 2017 года полковнику Владимиру Коржавых, моему другу и однокашнику по Львовскому высшему венно-политическому училищу, исполнилось бы 68
Геройская гибель сержанта Антона Ерыгина
11 мая 2016 г.

Геройская гибель сержанта Антона Ерыгина

12 мая 2016 года в Доме офицеров Воронежа состоится прощание с российским военнослужащим, отдавшим жизнь в борьбе с террористами в Сирии
ПИЛОТЕССА ОТ БОГА
23 октября 2016 г.

ПИЛОТЕССА ОТ БОГА

23 октября 1931 года родилась Ираида Федоровна Вертипрахова, заслуженный пилот СССР, первая и последняя женщина-капитан лайнеров Ту-154 и Ил-62.
«Не хочу жить в этой Украине»
5 октября 2015 г.

«Не хочу жить в этой Украине»

5 октября исполняется годовщина со дня смерти Леонида Ивановича Федорчука – необычного человека: классного радио-инженера, хорошего писателя и поэта, продвинутого компьютерного программиста, отца советских ЭМИ – электронно-музыкальных инструментов.
Операция «Магистраль»: подвиг 9 роты
8 января 2016 г.

Операция «Магистраль»: подвиг 9 роты

8 января 1988 года победой закончился двухдневный бой 39 советских десантников с 400 афганскими душманами
Главная » Герои нашего времени » «Салют-7»: невозможное возможно!

«Салют-7»: невозможное возможно!

На экраны выходит фильм о подвиге советских космонавтов 6 июня 1985 года

Перед Владимиром Джанибековым и Виктором Савиных стояли задачи, подобные которым никто в истории человечества не выполнял до сих пор.
«Салют-7»: невозможное возможно!

 Предыстория такова. 11 февраля 1985 года подмосковный Центр управления полетами (ЦУП) неожиданно потерял связь с орбитальной космической станцией «Союз-7», которая в то время работала в беспилотном режиме. За полгода до этого станцию планово покинула четвертая экспедиция посещения (Владимир Джанибеков, Светлана Савицкая, Игорь Волк), шла подготовка к очередному полету группы космонавтов на «Союз-7». И вот — ЧП. После анализа ситуации в ЦУПе пришли к предположению, что произошел сбой в системе электропитания. Станция перестала принимать команды и передавать информацию о своем состоянии и местонахождении.
На четвертом витке «Союз-7» обнаружили представители военного космоса. Балистики рассчитали, что до ее входа в плотные слои атмосферы осталось 178 суток. За это время нужно было подготовить и провести операцию спасения.
Теоретически имелось два варианта: послать на орбиту грузовик многоразового использования, чтобы забрать на Землю аварийную станцию или отправить на нее опытных специалистов, способных ликвидировать поломку прямо на орбите. Первый вариант был невозможен, так как наш грузовой корабль многоразового использования «Буран» еще не закончил испытания. Оставалсь спасательная экспедиция.
Самым подготовленным командиром, знающим «Салют-7», был в то время Владимир Джанибеков. Его и назначили, предоставив возможность самому выбрать бортинженера. Он назвал Виктора Савиных, который тоже хорошо знал станцию. Они начали подготовку к тяжелейшей экспедиции. Параллельно шло переоборудование для этой цели корабля «Союз Т-13». С него предстояло снять систему автоматической стыковки и кресло третьего космонавта, улучшить средства визуального наблюдения для осуществления ручной стыковки, установить лазерный дальномер и разместить дополнительные запасы воды, питания и кислорода.
Работы шли по строгому графику. Но вдруг произошли события, заставившие ускорить подготовку к полету.

Американская авантюра

Главное разведывательное управление (ГРУ) советского Генштаба получило информацию о том, что в США в срочном порядке началась подготовка к запуску грузового корабля многоразового использования «Челленджер», способного снять с орбиты объект длиной 14 метров, шириной 6 метров, весом 27 тонн. «Салют-7» вполне соответствовал этим параметрам. Более того, американцы включили в состав своего экипажа французских космонавтов Патрика Бодри и Жана Лю Кретьена, которые прошли полную подготовку в СССР по программе «Салют-7» и хорошо знали эту станцию. Напрашивались нехорошие подозрения. Станция представляла собой сгусток ноу-хау, которые тогда были недоступными американской науке, а значит — вожделенными для политиков и военных.

В документальном фильме «Битва за «Салют», снятом в Звездном, без обиняков говорится о том, что специалисты НАСА уже через несколько минут после ЧП с «Салютом-7» имели об этом точную информацию. Ее срочно доложили тогдашнему президенту США Рейгану, и тот дал добро на проведение дерзкой операции по похищению советской станции с орбиты. Технически это была хотя и трудная, но выполнимая задача. А вот политически тут могли быть неприемлемые сложности, вплоть до провоцирования ядерной войны. Но американские аналитики просчитали, что в сложившейся тогда обстановке риск был минимален. В то время номинальным руководителем СССР был тяжело больной, практически невменяемый Константин Черненко. В его окружении никто не сможет принять решение на ядерный ответ в случае удачного похищения станции, посчитали американцы.

Когда к старту «Челленджера» все было практически готово, ситуация резко изменилась. 10 марта из СССР пришло сообщение о кончине Черненко и о схватке за власть между достаточно молодыми и энергичными политиками, способными принять непредсказуемое решение. В тот же день Белый дом отменил старт и перенес его на неопределенный срок в ожидании более удобного случая.

«Мертвец» ожил

6 июня 1985 года «Союз Т-13» с Владимиром Джанибековым и Виктором Савиных на борту поднялся в космос. Перед космонавтами стояли три наисложнейших задачи, которые еще никто в истории человечества не выполнял.
Для начала нужно было найти станцию в необъятных просторах космоса. Мастерство космонавтов и высокий уровень астронавигационных комплексов позволили это сделать в кратчайшие сроки.
- В правом иллюминаторе, - вспоминал Владимир Джанибеков, - мы увидели звездочку, которая прямо-таки сидела на лунном диске. Это был «Салют». Но радовались преждевременно. Приблизившись, поняли, что станция повернута к кораблю нерабочим стыковочным узлом. Предстояло обогнуть ее и подойти с другой стороны.

Дело усложнялось тем, что «Союз Т-13» не предназнячался для проведения сложных маневров в космосе. Он был просто космическим извозчиком, доставляющим космонавтов к работающей в автоматическом режиме станции, которая, как говорится, сама подставляла, когда нужно, стыковочный узел.
Космонавты сумели произвести необходимые маневры. Второй этап — пристыковка к «мертвой» станции. Никто еще ничего подобного никогда не делал. Впоследствии тогдашний руководитель полетов Валерий Рюмин так охарактеризует данное действие:
- Это все равно, что подойти к гигантскому булыжнику и пристыковаться.
8 июня стыковка была проведена виртуозно. Однако следующая задача была еще более сложной. И опасной. Нужно было открыть люк между кораблем и станцией. Если она полностью потеряла воздух, то предстоит мучительная смерть, поскольку кислорода, имеющегося на корабле, на оба помещения не хватит.
- Начали медленно открывать люк и следить за давлением, - вспоминает Виктор Савиных. - Сначала оно быстро падало, а потом остановилось. Значит, атмосфера на станции есть, просто давление снижено в результате охлаждения.
Действительно, станция остыла до минус семи градусов по Цельсию. Не катастрофично, однако при остывании лопались патрубки и водой заливало приборы. Потом она превратилась в лед. Отогреть станцию, растопить лед в автономном режиме не представлялось возможным, поскольку все электрические цепи были обесточены. Оставалось подать электроэнергию с корабля, но это было чревато коротким замыканием и обесточиванием корабельной сети. В результате можно было поставить крест на возможности возвращения на Землю. В общем, ситуация патовая.
Но ребята нашли выход. С помощью корабля они развернули станцию так, чтобы на нее попадало максимум солнечных лучей, и открыли заглушки иллюминаторов. Станция «потекла».
- Для уброки воды нужны были элементарные тряпки, а их на станции оказалось очень мало, - рассказывает Владимир Джанибеков. - Сначала в ход пошли салфетки, полотенца, потом сменная одежда, белье. Помню нашел упаковку с надписью «Для Светланы Савицкой» (она здесь была во время предыдущей экспедиции). Ну, мысленно говорю, извини Света, и рву ее прекрасное одеяние на тряпки.
С водой худо-бедно справились. Нужно было ремонтировать поломки, причем срочно. Запаса воздуха на станции оставалось на пять суток. Регенерация из-за обесточивания не работала.

Успели. После включения электропитания заработали системы жизнеобеспечения, научные и навигационные приборы. Через несколько суток станция была выведена на рабочий режим. Джанибеков и Савиных проработали на ней до 26 сентября, то есть всего 115 суток.

В ушанке и с кувалдой

А что же американцы? 8 июня 1985 года, когда наши пристыковались к «Салюту», «Челленджер» был приведен в полную готовность к старту. В НАСА полагали, что наши космонавты подадут электропитание с корабля на станцию, произойдет короткое замыкание, и американцы предпримут спасательную операцию. А под ее прикрытием переправят на мыс Канаверал «Салют-7». Пока то да сё, сумеют изучить советские ноу-хау.

Но наши ребята справились самостоятельно. Тем не менее американцы все-таки вставили нам пику, правда, в чисто голливудском стиле. Через много лет вышел фильм «Армагеддон». Там есть эпизод, когда американские супермены попадают на нашу аварийную орбитальную станцию, где Джанибеков и Савиных в обобщенном образе дремучего мужика в шапке-ушанке кувалдой чинит «убогую» советскую технику. Естественно, его выручают «продвинутые» американцы.
Это тем более смешно, что в реальной жизни в ситуации, аналогичной той, в которой оказался «Салют-7», американцы не смогли спасти свою станцию «Скайлэб», и она упала на Землю 11 июля 1979 года. Кстати, ошибка в расчетах в пределах 4 % привела к смещению точки падения несгоревших обломков: часть из них упала вместо Южной Африки, как предполагалось, в западной Австралии. Некоторые обломки были обнаружены между городами Esperance и Rawlinna и сейчас экспонируются в музеях.
* * *
После Джанибекова и Савиных на «Салюте-7» работали еще две экспедиции. Когда была построена орбитальная станция «Мир», с «Салюта» перевезли на нее 20 приборов общей массой 350—400 кг. Это сделал э
кипаж экспедиции «Союз Т-15», который одновременно работал на двух орбитальных станциях («Мир» и «Салют-7»), осуществляя первые в мире перелёты с одной станции на другую и обратно. Для станции «Мир» это была первая экспедиция, для «Салюта-7» - последняя.
В августе 1986 года «Космос-1686» поднял законсервированный орбитальный комплекс на рекордно высокую орбиту средней высотой до 450 км. Станция «жила» до 1991 года, после чего вошла в плотные слои атмосферы. Несгоревшие обломки упали в малонаселенных районах на границе Чили и Аргентины.

 

 

Сергей Турченко
13 октября 2017 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
23 сентебря
среда
2020

В этот день:

Храм Христа Спасителя

23 сентября 1839 года состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя (царствование Николая I) в память об Отечественной войне 1812 года.

Храм Христа Спасителя

23 сентября 1839 года состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя (царствование Николая I) в память об Отечественной войне 1812 года.

 На стенах храма были начертаны имена офицеров Русской армии, павших в войне 1812 года и иных по времени близких военных походах. Был построен по проекту архитектора Константина Тона. Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 23 сентября 1839 года, освящён — 26 мая 1883 года. 5 декабря 1931 года здание храма было разрушено. Заново отстроено на прежнем месте в 1994—1997 годах.

Укротитель "Тигров" Сергей Астраханцев

23 сентября 1914 года родился Сергей Васильевич Астраханцев, Герой Советского Союза, старший лейтенант. Погиб 8 августа 1943 года.

Укротитель "Тигров" Сергей Астраханцев

23 сентября 1914 года родился Сергей Васильевич Астраханцев, Герой Советского Союза, старший лейтенант. Погиб 8 августа 1943 года.

Родился в Тамбовской губернии Российской империи (ныне районный центр Республики Мордовия Российской Федерации) в семье рабочего Василия Александровича и домохозяйки Любовь Алексеевны Астраханцевых. В ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии призван 28 августа 1941 года, был ранен в бою, после госпиталя закончил курсы младших лейтенантов. В боях под Ленинградом Сергей Васильевич прошёл путь от младшего лейтенанта до старшего лейтенанта и был назначен командиром 7-й стрелковой роты 3-го батальона.

В ходе Курской битвы во время наступления на Харьковском направлении 8 августа 1943 года в районе деревни Шевченково Великописаревского района Сумской области подразделения 367-го стрелкового полка были атакованы немецкой пехотой и танками и вынужденно перешли к обороне. На участке 3-го батальона, не имевшего противотанковых средств, немецкую пехоту поддерживали три Т-6 «Тигр». Видя замешательство батальона, старший лейтенант С. В. Астраханцев со своей ротой, находившейся до этого в резерве, пошёл в контратаку. Дав приказ стрелкам отсекать пехоту, сам старший лейтенант Астраханцев с единственным противотанковым ружьём выдвинулся вперёд и точным огнём подбил 2 немецких танка, однако третий «Тигр» гусеницами смял его огневую позицию.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 августа 1944 года за образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчикам и проявленные при этом отвагу и геройство старшему лейтенанту Астраханцеву Сергею Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

 

Командир женского экипажа Анна Егорова

23 сентября 1916 года родилась Анна Александровна Тимофеева-Егорова (ум. 2009), советский лётчик-штурмовик, Герой Советского Союза, капитан ВВС.

Командир женского экипажа Анна Егорова

23 сентября 1916 года родилась Анна Александровна Тимофеева-Егорова (ум. 2009), советский лётчик-штурмовик, Герой Советского Союза, капитан ВВС.

Родилась в деревне Володово (ныне — деревня в Кувшиновском районе Тверской области) в крестьянской семье. В предвоенные годы работала на Метрострое, закончила аэроклуб. В 1938 году была направлена в школу лётчиков Осоавиахима, по окончании (1939) была инструктором Калининского аэроклуба. В начале войны была зачислена лётчиком в 130-ю отдельную авиационную эскадрилью связи (оаэс) Южного фронта. На самолёте У-2 (По-2) совершила около 100 вылетов (связь, разведка и поиск в тылу врага окружённых частей). В феврале 1942 года награждена орденом Боевого Красного Знамени.

В 1942 году добилась перевода в штурмовую авиацию. Воевала в составе 805-го штурмового авиационного полка (197-я штурмовая авиационная дивизия, 16-я воздушная армия, 1-й Белорусский фронт), штурман полка. Пилотировала Ил-2. За участие в прорыве «Голубой Линии» под Новороссийском представлена ко второму ордену Боевого Красного Знамени.

Участвовала в освобождении Польши. Была единственной в полку женщиной-пилотом, позднее вместе со стрелком Дусей Назаркиной составили первый женский экипаж в штурмовой авиации. Совершила 277 боевых вылетов.

20 августа 1944 г. в воздушном бою была сбита и тяжело раненая и обожжённая без сознания попала в плен. Её воздушный стрелок Евдокия Алексеевна (Дуся) Назаркина погибла. Прошла несколько концлагерей. В январе 1945 освобождена танкистами 5-й ударной армии из Кюстринского концлагеря «ЗЦ», где содержалась в отдельном, постоянно охраняемом карцере. В лагере усилиями военнопленных удалось сохранить партбилет и награды Егоровой (сама она была почти недееспособна). Залечить раны ей помог доктор Георгий Синяков.

После освобождения из лагеря к летной работе допущена не была по состоянию здоровья.

Вернулась в Москву на Метрострой. Вышла замуж за Вячеслава Арсеньевича Тимофеева, бывшего командира 197 ШАД (штурмовая авиационная дивизия). В 1965 году ей присвоили звание Героя Советского Союза, к которому она была представлена еще во время войны.

Являлась членом Совета по взаимодействию с общественными объединениями ветеранов, офицеров запаса и в отставке при Президенте РФ. В мае 2006 года была удостоена почётного общественного титула «Национальный герой» и награждена орденом «За честь и доблесть» (всероссийская премия «Российский Национальный Олимп»). Скончалась в Москве 29 октября 2009 года.

 

Атомная подводная лодка «Акула»

23 сентября 1980 года в Северодвинске была спущена на воду самая большая в мире подводная лодка «Акула» («Тайфун») проекта 941. Проект разработан в ЦКБМТ «Рубин» (Лненинград). Тактико-техническое задание на проектирование было выдано в декабре 1972 года, главным конструктором проекта был назначен С. Н. Ковалёв.

Атомная подводная лодка «Акула»

23 сентября 1980 года в Северодвинске была спущена на воду самая большая в мире подводная лодка «Акула» («Тайфун») проекта 941. Проект разработан в ЦКБМТ «Рубин» (Лненинград). Тактико-техническое задание на проектирование было выдано в декабре 1972 года, главным конструктором проекта был назначен С. Н. Ковалёв.

Новый тип подводных крейсеров позиционировался как ответ на строительство США ПЛАРБ типа «Огайо» (первые лодки обоих проектов были заложены практически одновременно в 1976 году).

Размеры нового корабля обуславливались габаритами новых твердотопливных трёхступенчатых межконтинентальных баллистических ракет Р-39 (РСМ-52), которыми планировалось вооружить лодку. По сравнению с ракетами «Трайдент-I», которыми оснащались американские «Огайо», ракета Р-39 обладала лучшими характеристиками дальности полёта, забрасываемой массы и имела 10 блоков против 8 у «Трайдента». Однако, при этом Р-39 оказалась почти вдвое длиннее и втрое тяжелее американского аналога. Для размещения столь больших ракет стандартная схема компоновки РПКСН не подошла.

Первая лодка этого типа была заложена на предприятии «Севмаш» в июне 1976 года, спуск на воду состоялся 23 сентября 1980 года. Перед спуском в носовой части ниже ватерлинии на борт подлодки было нанесено изображение акулы, позднее нашивки с акулой появились и на форме экипажа. Несмотря на более поздний запуск проекта, головной крейсер вышел на морские испытания на месяц раньше американской «Огайо» (4 июля 1981 года). ТК-208 вступил в строй 12 декабря 1981 года. Всего с 1981 по 1989 год было спущено на воду и введено в строй 6 лодок типа «Акула».

Строительство «9-этажных» подводных лодок обеспечивало заказами более 1000 предприятий Советского Союза. Только на «Севмаше» 1219 человек, участвовавших в создании этого уникального корабля, получили правительственные награды.

В 1987 году ТК-12 «Симбирск» осуществил длительный высокоширотный поход в Арктику с неоднократной заменой экипажей. В 1998 году на Северном флоте прошли испытания, в ходе которых был произведён «одновременный» пуск 20 ракет Р-39.

Основное вооружение — ракетный комплекс Д-19 с 20-ю трёхступенчатыми твердотопливными баллистическими ракетами Р-39 «Вариант». Эти ракеты обладают наибольшей стартовой массой (вместе с пусковым контейнером — 90 т) и длиной (17,1 м) из принятых на вооружение БРПЛ. Боевая дальность ракет — 8300 км, боевая часть — разделяющаяся: 10 боеголовок с индивидуальным наведением по 100 килотонн в тротиловом эквиваленте каждая. Старт всего боекомплекта ракет «Акулы» может быть осуществлён одним залпом с малым интервалом между стартом отдельных ракет. Запуск возможен как из надводного, так и из подводного положений на глубинах до 55 м и без ограничений по погодным условиям. Кроме стратегического вооружения, на лодке установлено 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм, предназначенных для стрельбы торпедами и ракето-торпедами, а также для постановки минных заграждений. Противовоздушная оборона обеспечивается восемью комплектами ПЗРК «Игла-1».

28 сентября 2011 года было опубликовано заявление Министерства обороны Российской Федерации, в соответствии с которым, «Акулы», как не укладывающиеся в договорные лимиты СНВ-3 и избыточно дорогие в сравнении с новыми ракетоносцами класса «Борей», планируется списать и разделать на металл до 2014 года. Из шести — три уже утилизированы с помощью США. «Дмитрий Донской», «Северсталь» и «Архангельск» пока не тронуты. На совещании в Северодвинске в феврале 2012 года вице-премьер России Дмитрий Рогозин сообщил что Россия решила временно отказаться от утилизации стратегических АПЛ третьего поколения, находящихся сейчас на вооружении ВМФ. В результате срок годности лодок продлится до 30-35 лет вместо нынешних 25. Модернизация затронет стратегические АПЛ типа «Акула», где каждые 7 лет будет меняться электронная начинка и вооружение.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии