RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Бойня в лайнере
18 ноября 2013 г.

Бойня в лайнере

18 ноября 1983 года в Тбилисском аэропорту подразделение антитеррора «Альфа» обезвредило банду, которая захватила самолёт.
Подвиг в океане
17 января 2015 г.

Подвиг в океане

17 января 1960 года ураган совал со швартовов советскую баржу Т-36 и унёс её на сотни миль от берега
Инцидент на траверзе Фороса
12 февраля 2013 г.

Инцидент на траверзе Фороса

Как наши моряки "дали прикурить" американцам
Недопетая песня
20 марта 2016 г.

Недопетая песня

Памяти Вячеслава Рощупкина (08.05.1976 – 20.03.2000), настоящего русского офицера
Исчадие ада
2 декабря 2013 г.

Исчадие ада

2 декабря исполнилось бы 90 лет со дня рождения бывшего члена Политбюро А.Н.Яковлева, оказавшегося «засланным казачком», ненавистником всего советского, впрочем, и российского тоже.
Главная » Герои нашего времени » «Салют-7»: невозможное возможно!

«Салют-7»: невозможное возможно!

На экраны выходит фильм о подвиге советских космонавтов 6 июня 1985 года

Перед Владимиром Джанибековым и Виктором Савиных стояли задачи, подобные которым никто в истории человечества не выполнял до сих пор.
«Салют-7»: невозможное возможно!

 Предыстория такова. 11 февраля 1985 года подмосковный Центр управления полетами (ЦУП) неожиданно потерял связь с орбитальной космической станцией «Союз-7», которая в то время работала в беспилотном режиме. За полгода до этого станцию планово покинула четвертая экспедиция посещения (Владимир Джанибеков, Светлана Савицкая, Игорь Волк), шла подготовка к очередному полету группы космонавтов на «Союз-7». И вот — ЧП. После анализа ситуации в ЦУПе пришли к предположению, что произошел сбой в системе электропитания. Станция перестала принимать команды и передавать информацию о своем состоянии и местонахождении.
На четвертом витке «Союз-7» обнаружили представители военного космоса. Балистики рассчитали, что до ее входа в плотные слои атмосферы осталось 178 суток. За это время нужно было подготовить и провести операцию спасения.
Теоретически имелось два варианта: послать на орбиту грузовик многоразового использования, чтобы забрать на Землю аварийную станцию или отправить на нее опытных специалистов, способных ликвидировать поломку прямо на орбите. Первый вариант был невозможен, так как наш грузовой корабль многоразового использования «Буран» еще не закончил испытания. Оставалсь спасательная экспедиция.
Самым подготовленным командиром, знающим «Салют-7», был в то время Владимир Джанибеков. Его и назначили, предоставив возможность самому выбрать бортинженера. Он назвал Виктора Савиных, который тоже хорошо знал станцию. Они начали подготовку к тяжелейшей экспедиции. Параллельно шло переоборудование для этой цели корабля «Союз Т-13». С него предстояло снять систему автоматической стыковки и кресло третьего космонавта, улучшить средства визуального наблюдения для осуществления ручной стыковки, установить лазерный дальномер и разместить дополнительные запасы воды, питания и кислорода.
Работы шли по строгому графику. Но вдруг произошли события, заставившие ускорить подготовку к полету.

Американская авантюра

Главное разведывательное управление (ГРУ) советского Генштаба получило информацию о том, что в США в срочном порядке началась подготовка к запуску грузового корабля многоразового использования «Челленджер», способного снять с орбиты объект длиной 14 метров, шириной 6 метров, весом 27 тонн. «Салют-7» вполне соответствовал этим параметрам. Более того, американцы включили в состав своего экипажа французских космонавтов Патрика Бодри и Жана Лю Кретьена, которые прошли полную подготовку в СССР по программе «Салют-7» и хорошо знали эту станцию. Напрашивались нехорошие подозрения. Станция представляла собой сгусток ноу-хау, которые тогда были недоступными американской науке, а значит — вожделенными для политиков и военных.

В документальном фильме «Битва за «Салют», снятом в Звездном, без обиняков говорится о том, что специалисты НАСА уже через несколько минут после ЧП с «Салютом-7» имели об этом точную информацию. Ее срочно доложили тогдашнему президенту США Рейгану, и тот дал добро на проведение дерзкой операции по похищению советской станции с орбиты. Технически это была хотя и трудная, но выполнимая задача. А вот политически тут могли быть неприемлемые сложности, вплоть до провоцирования ядерной войны. Но американские аналитики просчитали, что в сложившейся тогда обстановке риск был минимален. В то время номинальным руководителем СССР был тяжело больной, практически невменяемый Константин Черненко. В его окружении никто не сможет принять решение на ядерный ответ в случае удачного похищения станции, посчитали американцы.

Когда к старту «Челленджера» все было практически готово, ситуация резко изменилась. 10 марта из СССР пришло сообщение о кончине Черненко и о схватке за власть между достаточно молодыми и энергичными политиками, способными принять непредсказуемое решение. В тот же день Белый дом отменил старт и перенес его на неопределенный срок в ожидании более удобного случая.

«Мертвец» ожил

6 июня 1985 года «Союз Т-13» с Владимиром Джанибековым и Виктором Савиных на борту поднялся в космос. Перед космонавтами стояли три наисложнейших задачи, которые еще никто в истории человечества не выполнял.
Для начала нужно было найти станцию в необъятных просторах космоса. Мастерство космонавтов и высокий уровень астронавигационных комплексов позволили это сделать в кратчайшие сроки.
- В правом иллюминаторе, - вспоминал Владимир Джанибеков, - мы увидели звездочку, которая прямо-таки сидела на лунном диске. Это был «Салют». Но радовались преждевременно. Приблизившись, поняли, что станция повернута к кораблю нерабочим стыковочным узлом. Предстояло обогнуть ее и подойти с другой стороны.

Дело усложнялось тем, что «Союз Т-13» не предназнячался для проведения сложных маневров в космосе. Он был просто космическим извозчиком, доставляющим космонавтов к работающей в автоматическом режиме станции, которая, как говорится, сама подставляла, когда нужно, стыковочный узел.
Космонавты сумели произвести необходимые маневры. Второй этап — пристыковка к «мертвой» станции. Никто еще ничего подобного никогда не делал. Впоследствии тогдашний руководитель полетов Валерий Рюмин так охарактеризует данное действие:
- Это все равно, что подойти к гигантскому булыжнику и пристыковаться.
8 июня стыковка была проведена виртуозно. Однако следующая задача была еще более сложной. И опасной. Нужно было открыть люк между кораблем и станцией. Если она полностью потеряла воздух, то предстоит мучительная смерть, поскольку кислорода, имеющегося на корабле, на оба помещения не хватит.
- Начали медленно открывать люк и следить за давлением, - вспоминает Виктор Савиных. - Сначала оно быстро падало, а потом остановилось. Значит, атмосфера на станции есть, просто давление снижено в результате охлаждения.
Действительно, станция остыла до минус семи градусов по Цельсию. Не катастрофично, однако при остывании лопались патрубки и водой заливало приборы. Потом она превратилась в лед. Отогреть станцию, растопить лед в автономном режиме не представлялось возможным, поскольку все электрические цепи были обесточены. Оставалось подать электроэнергию с корабля, но это было чревато коротким замыканием и обесточиванием корабельной сети. В результате можно было поставить крест на возможности возвращения на Землю. В общем, ситуация патовая.
Но ребята нашли выход. С помощью корабля они развернули станцию так, чтобы на нее попадало максимум солнечных лучей, и открыли заглушки иллюминаторов. Станция «потекла».
- Для уброки воды нужны были элементарные тряпки, а их на станции оказалось очень мало, - рассказывает Владимир Джанибеков. - Сначала в ход пошли салфетки, полотенца, потом сменная одежда, белье. Помню нашел упаковку с надписью «Для Светланы Савицкой» (она здесь была во время предыдущей экспедиции). Ну, мысленно говорю, извини Света, и рву ее прекрасное одеяние на тряпки.
С водой худо-бедно справились. Нужно было ремонтировать поломки, причем срочно. Запаса воздуха на станции оставалось на пять суток. Регенерация из-за обесточивания не работала.

Успели. После включения электропитания заработали системы жизнеобеспечения, научные и навигационные приборы. Через несколько суток станция была выведена на рабочий режим. Джанибеков и Савиных проработали на ней до 26 сентября, то есть всего 115 суток.

В ушанке и с кувалдой

А что же американцы? 8 июня 1985 года, когда наши пристыковались к «Салюту», «Челленджер» был приведен в полную готовность к старту. В НАСА полагали, что наши космонавты подадут электропитание с корабля на станцию, произойдет короткое замыкание, и американцы предпримут спасательную операцию. А под ее прикрытием переправят на мыс Канаверал «Салют-7». Пока то да сё, сумеют изучить советские ноу-хау.

Но наши ребята справились самостоятельно. Тем не менее американцы все-таки вставили нам пику, правда, в чисто голливудском стиле. Через много лет вышел фильм «Армагеддон». Там есть эпизод, когда американские супермены попадают на нашу аварийную орбитальную станцию, где Джанибеков и Савиных в обобщенном образе дремучего мужика в шапке-ушанке кувалдой чинит «убогую» советскую технику. Естественно, его выручают «продвинутые» американцы.
Это тем более смешно, что в реальной жизни в ситуации, аналогичной той, в которой оказался «Салют-7», американцы не смогли спасти свою станцию «Скайлэб», и она упала на Землю 11 июля 1979 года. Кстати, ошибка в расчетах в пределах 4 % привела к смещению точки падения несгоревших обломков: часть из них упала вместо Южной Африки, как предполагалось, в западной Австралии. Некоторые обломки были обнаружены между городами Esperance и Rawlinna и сейчас экспонируются в музеях.
* * *
После Джанибекова и Савиных на «Салюте-7» работали еще две экспедиции. Когда была построена орбитальная станция «Мир», с «Салюта» перевезли на нее 20 приборов общей массой 350—400 кг. Это сделал э
кипаж экспедиции «Союз Т-15», который одновременно работал на двух орбитальных станциях («Мир» и «Салют-7»), осуществляя первые в мире перелёты с одной станции на другую и обратно. Для станции «Мир» это была первая экспедиция, для «Салюта-7» - последняя.
В августе 1986 года «Космос-1686» поднял законсервированный орбитальный комплекс на рекордно высокую орбиту средней высотой до 450 км. Станция «жила» до 1991 года, после чего вошла в плотные слои атмосферы. Несгоревшие обломки упали в малонаселенных районах на границе Чили и Аргентины.

 

 

Сергей Турченко
13 октября 2017 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
22 октября
воскресенье
2017

В этот день:

Маршал-танкист Яков Федоренко

22 октября 1896 года родился Яков Николаевич Федоренко (ум. 1947), военачальник, маршал бронетанковых войск.

Маршал-танкист Яков Федоренко

22 октября 1896 года родился Яков Николаевич Федоренко (ум. 1947), военачальник, маршал бронетанковых войск.

Он родился в семье портового грузчика. Окончил церковно-приходскую школу. С 9 лет работал пастухом, кучером, батраком, чернорабочим на шахтах Донбасса, солеваром на солеваренных заводах в Славянске, рулевым на барже. В мае 1915 года призван в Русский императорский флот, окончил школу рулевых Черноморского флота. Служил на минном тральщике. После Февральской революции избран председателем судового комитета. Член РКП(б) с февраля 1917 года. Во время Октябрьской революции командовал отрядом моряков, участвовал в установлении Советской власти в Одессе. Сразу после революции вступил в отряд Красной Гвардии. В Красной Армии с февраля 1918 года. В Гражданскую войну — комиссар штаба 2-й Революционной армии (Екатеринослав), командир и комиссар бронепоезда № 4, в 1920 году — командир-военком группы бронепоездов 13-й армии. Отличался храбростью, дважды ранен, один раз контужен в боях.

С 1934 года — в танковых войсках, командир 3-го отдельного танкового полка в Московском военном округе; с 2 мая 1935 года — командир 15-й механизированной бригады Украинского военного округа. С августа 1937 года — начальник автобронетанковых войск Киевского (с 26 июля 1938 Особого) военного округа. С июня 1940 года начальник Автобронетанкового (затем Главного) управления. Генерал-лейтенант танковых войск (4.06.1940).

С июля 1941 года — заместитель наркома обороны СССР — начальник Автобронетанкового управления РККА, с декабря 1942 года — одновременно командующий бронетанковыми и механизированными войсками Красной армии. Генерал-полковник танковых войск (1.01.1943). Был представителем Ставки Верховного Главнокомандования в битве под Москвой, в Сталинградской и Курской битвах, участник оборонительных операций Северо-Западного фронта в 1942 году и наступательной операции на Брянском фронте в июне-августе 1943 года, наступательных сражений на Воронежском фронте в 1943 году. Внёс в годы войны большой вклад в развитие и совершенствование бронетанковых и механизированных войск, способов их применения в ходе военных действий, в повышение выпуска танков и в их техническое совершенствование исходя из опыта боевых действий. Первый, наряду с П. А. Ротмистровым, советский военачальник, которому присвоено воинское звание маршал бронетанковых войск (указ от 21 февраля 1944 года). После войны, с апреля 1946 года — командующий бронетанковыми и механизированными войсками Сухопутных войск

 

Рождение КБ Туполева

22 октября 1922 года ВСНХ организовал при ЦАГИ комиссию по постройке металлических самолётов — официальная дата основания старейшего в России и в мире авиационного конструкторского бюро А. Н. Туполева (ныне ОАО «Туполев»).

Рождение КБ Туполева

22 октября 1922 года ВСНХ организовал при ЦАГИ комиссию по постройке металлических самолётов — официальная дата основания старейшего в России и в мире авиационного конструкторского бюро А. Н. Туполева (ныне ОАО «Туполев»).

Позже, накануне празднования 25-летия КБ, сам Туполев предложил считать датой образования конструкторского бюро 22 октября 1922 года. За 90 лет существования в стенах КБ Туполева разработано более 300 проектов различных типов летательных аппаратов, малых судов и аэросаней.

 Около 100 проектов были реализованы в металле, а более 50 находились в серийном производстве. Выпущено свыше 18 тысяч самолетов.

Ныне ОАО «Туполев» занимается разработкой, производством, испытаниями, ремонтом и поддержанием лётной годности авиационной техники. В настоящее время основными направлениями деятельности компании являются продвижение на рынок модернизированного самолета Ту-204СМ, а также поставка заказчикам специальных модификаций самолета Ту-214. Продолжается модернизация эксплуатирующихся и разработка новых авиационных ударных комплексов. С 2009 года ведутся работы по созданию перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА).

 

Уничтожение немецко-финского десанта

22 октября 1942 года советские войска уничтожили немецко-финский десант, пытавшийся захватить остров Сухо и прервать Ладожскую коммуникацию, по которой шло снабжение Ленинграда.

Уничтожение немецко-финского десанта

22 октября 1942 года советские войска уничтожили немецко-финский десант, пытавшийся захватить остров Сухо и прервать Ладожскую коммуникацию, по которой шло снабжение Ленинграда.

 Во время Великой Отечественной войны этот островок стал важным опорным пунктом. Он был расположен на пути движения советских конвоев (в 37 км к северу от Новой Ладоги), контролировал значительный район южной части Ладожского озера и прикрывал подходы к Волховской губе и Новой Ладоге, где располагалась главная база Ладожской флотилии. В сентябре 1942 г. здесь была установлена трёхорудийная 100-миллиметровая батарея № 473 противокатерной обороны и три пулемета. В ночь на 22 октября 1942 года гарнизон острова при поддержке авиации и кораблей Ладожской военной флотилии отразил нападение десантного отряда противника на 30 судах, пытавшегося захватить остров и маяк. Командир обороны острова И.К.Гусев 22 октября написал в записной книжке: «4-й час сильный рукопашный бой. Батарею бомбят самолёты. У нас из 70 осталось 13, раненых 32, остальные пали. Пушек 3, сделали по 120 выстрелов. Из 30 вымпелов потопили 16 барж, 1 взяли в плен. Побило много фашистов»

После войны на острове была расположена метеостанция. С 1991 года остров является необитаемым, последние смотрители маяка покинули его несколько лет назад, однако сам маяк, «зажженный» еще в СССР, функционирует исправно.

 

Создание «Золотой рыбки»

22 октября 1955 года вышло постановление Совета Министров СССР «О начале работ по созданию ПЛА проекта 645». Это дало старт постройке уникальной атомной подводной лодки проекта 645 ЖМТ с жидким металлом в качестве теплоносителя. Здесь единственный раз в истории атомного судостроения был применен реактор на промежуточных нейтронах с эвтектическим сплавом свинец-висмут в качестве теплоносителя.

Создание «Золотой рыбки»

22 октября 1955 года вышло постановление Совета Министров СССР «О начале работ по созданию ПЛА проекта 645». Это дало старт постройке уникальной атомной подводной лодки проекта 645 ЖМТ с жидким металлом в качестве теплоносителя. Здесь единственный раз в истории атомного судостроения был применен реактор на промежуточных нейтронах с эвтектическим сплавом свинец-висмут в качестве теплоносителя.

Особенностью обслуживания такого реактора стала необходимость поддержания металлического сплава в расплавленном состоянии, когда температура его плавления составляла 125 °C. Лодка имела два прозвища: «Золотая рыбка» и «Нагасаки». Вступила в строй 1 апреля 1962 года. C 21 апреля по 12 июня 1964 года совершила рекордное автономное плавание в воды Центральной Атлантики. Под командованием И. И. Гуляева она побила рекорды по дальности автономного похода, длительности подводного плавания.

1 февраля 1979 года была исключена из состава ВМФ СССР и 1 октября 1980 года расформирована. В сентябре 1982 года затоплена в Карском море у северовосточного побережья архипелага Новая Земля на входе в залив Степового.

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии