RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Умыть Америку её же соплями
15 августа 2014 г.

Умыть Америку её же соплями

Президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко считает, что пришло время помочь украинцам освободиться от американско-фашистской хунты
Новороссия просит помощи
19 июня 2014 г.

Новороссия просит помощи

Игорь Стрелков: украинская армия повсеместно перешла в решительное наступление, идут тяжелые бои
Генерал чести
23 июня 2013 г.

Генерал чести

23 июня 2011 года скончался Владислаав Алексееевич Ачалов – один из немногих советских военачальников, оставшихся верным Присяге после госпереворота 1991 года
Политик № 2
26 июня 2014 г.

Политик № 2

Так Владимир Путин назвал Геннадия Зюганова, которому 26 июня исполняется 70 лет
Россия, Белоруссия - один народ
2 апреля 2016 г.

Россия, Белоруссия - один народ

2 апреля 1996 года подписан Договор об образовании Сообщества России и Белоруссии, а 2 апреля 1997 года - Договор о Союзе Белоруссии и России. С тех пор 2 апреля отмечается как День единения наших народов
Главная » Герои нашего времени » «Салют-7»: невозможное возможно!

«Салют-7»: невозможное возможно!

На экраны выходит фильм о подвиге советских космонавтов 6 июня 1985 года

Перед Владимиром Джанибековым и Виктором Савиных стояли задачи, подобные которым никто в истории человечества не выполнял до сих пор.
«Салют-7»: невозможное возможно!

 Предыстория такова. 11 февраля 1985 года подмосковный Центр управления полетами (ЦУП) неожиданно потерял связь с орбитальной космической станцией «Союз-7», которая в то время работала в беспилотном режиме. За полгода до этого станцию планово покинула четвертая экспедиция посещения (Владимир Джанибеков, Светлана Савицкая, Игорь Волк), шла подготовка к очередному полету группы космонавтов на «Союз-7». И вот — ЧП. После анализа ситуации в ЦУПе пришли к предположению, что произошел сбой в системе электропитания. Станция перестала принимать команды и передавать информацию о своем состоянии и местонахождении.
На четвертом витке «Союз-7» обнаружили представители военного космоса. Балистики рассчитали, что до ее входа в плотные слои атмосферы осталось 178 суток. За это время нужно было подготовить и провести операцию спасения.
Теоретически имелось два варианта: послать на орбиту грузовик многоразового использования, чтобы забрать на Землю аварийную станцию или отправить на нее опытных специалистов, способных ликвидировать поломку прямо на орбите. Первый вариант был невозможен, так как наш грузовой корабль многоразового использования «Буран» еще не закончил испытания. Оставалсь спасательная экспедиция.
Самым подготовленным командиром, знающим «Салют-7», был в то время Владимир Джанибеков. Его и назначили, предоставив возможность самому выбрать бортинженера. Он назвал Виктора Савиных, который тоже хорошо знал станцию. Они начали подготовку к тяжелейшей экспедиции. Параллельно шло переоборудование для этой цели корабля «Союз Т-13». С него предстояло снять систему автоматической стыковки и кресло третьего космонавта, улучшить средства визуального наблюдения для осуществления ручной стыковки, установить лазерный дальномер и разместить дополнительные запасы воды, питания и кислорода.
Работы шли по строгому графику. Но вдруг произошли события, заставившие ускорить подготовку к полету.

Американская авантюра

Главное разведывательное управление (ГРУ) советского Генштаба получило информацию о том, что в США в срочном порядке началась подготовка к запуску грузового корабля многоразового использования «Челленджер», способного снять с орбиты объект длиной 14 метров, шириной 6 метров, весом 27 тонн. «Салют-7» вполне соответствовал этим параметрам. Более того, американцы включили в состав своего экипажа французских космонавтов Патрика Бодри и Жана Лю Кретьена, которые прошли полную подготовку в СССР по программе «Салют-7» и хорошо знали эту станцию. Напрашивались нехорошие подозрения. Станция представляла собой сгусток ноу-хау, которые тогда были недоступными американской науке, а значит — вожделенными для политиков и военных.

В документальном фильме «Битва за «Салют», снятом в Звездном, без обиняков говорится о том, что специалисты НАСА уже через несколько минут после ЧП с «Салютом-7» имели об этом точную информацию. Ее срочно доложили тогдашнему президенту США Рейгану, и тот дал добро на проведение дерзкой операции по похищению советской станции с орбиты. Технически это была хотя и трудная, но выполнимая задача. А вот политически тут могли быть неприемлемые сложности, вплоть до провоцирования ядерной войны. Но американские аналитики просчитали, что в сложившейся тогда обстановке риск был минимален. В то время номинальным руководителем СССР был тяжело больной, практически невменяемый Константин Черненко. В его окружении никто не сможет принять решение на ядерный ответ в случае удачного похищения станции, посчитали американцы.

Когда к старту «Челленджера» все было практически готово, ситуация резко изменилась. 10 марта из СССР пришло сообщение о кончине Черненко и о схватке за власть между достаточно молодыми и энергичными политиками, способными принять непредсказуемое решение. В тот же день Белый дом отменил старт и перенес его на неопределенный срок в ожидании более удобного случая.

«Мертвец» ожил

6 июня 1985 года «Союз Т-13» с Владимиром Джанибековым и Виктором Савиных на борту поднялся в космос. Перед космонавтами стояли три наисложнейших задачи, которые еще никто в истории человечества не выполнял.
Для начала нужно было найти станцию в необъятных просторах космоса. Мастерство космонавтов и высокий уровень астронавигационных комплексов позволили это сделать в кратчайшие сроки.
- В правом иллюминаторе, - вспоминал Владимир Джанибеков, - мы увидели звездочку, которая прямо-таки сидела на лунном диске. Это был «Салют». Но радовались преждевременно. Приблизившись, поняли, что станция повернута к кораблю нерабочим стыковочным узлом. Предстояло обогнуть ее и подойти с другой стороны.

Дело усложнялось тем, что «Союз Т-13» не предназнячался для проведения сложных маневров в космосе. Он был просто космическим извозчиком, доставляющим космонавтов к работающей в автоматическом режиме станции, которая, как говорится, сама подставляла, когда нужно, стыковочный узел.
Космонавты сумели произвести необходимые маневры. Второй этап — пристыковка к «мертвой» станции. Никто еще ничего подобного никогда не делал. Впоследствии тогдашний руководитель полетов Валерий Рюмин так охарактеризует данное действие:
- Это все равно, что подойти к гигантскому булыжнику и пристыковаться.
8 июня стыковка была проведена виртуозно. Однако следующая задача была еще более сложной. И опасной. Нужно было открыть люк между кораблем и станцией. Если она полностью потеряла воздух, то предстоит мучительная смерть, поскольку кислорода, имеющегося на корабле, на оба помещения не хватит.
- Начали медленно открывать люк и следить за давлением, - вспоминает Виктор Савиных. - Сначала оно быстро падало, а потом остановилось. Значит, атмосфера на станции есть, просто давление снижено в результате охлаждения.
Действительно, станция остыла до минус семи градусов по Цельсию. Не катастрофично, однако при остывании лопались патрубки и водой заливало приборы. Потом она превратилась в лед. Отогреть станцию, растопить лед в автономном режиме не представлялось возможным, поскольку все электрические цепи были обесточены. Оставалось подать электроэнергию с корабля, но это было чревато коротким замыканием и обесточиванием корабельной сети. В результате можно было поставить крест на возможности возвращения на Землю. В общем, ситуация патовая.
Но ребята нашли выход. С помощью корабля они развернули станцию так, чтобы на нее попадало максимум солнечных лучей, и открыли заглушки иллюминаторов. Станция «потекла».
- Для уброки воды нужны были элементарные тряпки, а их на станции оказалось очень мало, - рассказывает Владимир Джанибеков. - Сначала в ход пошли салфетки, полотенца, потом сменная одежда, белье. Помню нашел упаковку с надписью «Для Светланы Савицкой» (она здесь была во время предыдущей экспедиции). Ну, мысленно говорю, извини Света, и рву ее прекрасное одеяние на тряпки.
С водой худо-бедно справились. Нужно было ремонтировать поломки, причем срочно. Запаса воздуха на станции оставалось на пять суток. Регенерация из-за обесточивания не работала.

Успели. После включения электропитания заработали системы жизнеобеспечения, научные и навигационные приборы. Через несколько суток станция была выведена на рабочий режим. Джанибеков и Савиных проработали на ней до 26 сентября, то есть всего 115 суток.

В ушанке и с кувалдой

А что же американцы? 8 июня 1985 года, когда наши пристыковались к «Салюту», «Челленджер» был приведен в полную готовность к старту. В НАСА полагали, что наши космонавты подадут электропитание с корабля на станцию, произойдет короткое замыкание, и американцы предпримут спасательную операцию. А под ее прикрытием переправят на мыс Канаверал «Салют-7». Пока то да сё, сумеют изучить советские ноу-хау.

Но наши ребята справились самостоятельно. Тем не менее американцы все-таки вставили нам пику, правда, в чисто голливудском стиле. Через много лет вышел фильм «Армагеддон». Там есть эпизод, когда американские супермены попадают на нашу аварийную орбитальную станцию, где Джанибеков и Савиных в обобщенном образе дремучего мужика в шапке-ушанке кувалдой чинит «убогую» советскую технику. Естественно, его выручают «продвинутые» американцы.
Это тем более смешно, что в реальной жизни в ситуации, аналогичной той, в которой оказался «Салют-7», американцы не смогли спасти свою станцию «Скайлэб», и она упала на Землю 11 июля 1979 года. Кстати, ошибка в расчетах в пределах 4 % привела к смещению точки падения несгоревших обломков: часть из них упала вместо Южной Африки, как предполагалось, в западной Австралии. Некоторые обломки были обнаружены между городами Esperance и Rawlinna и сейчас экспонируются в музеях.
* * *
После Джанибекова и Савиных на «Салюте-7» работали еще две экспедиции. Когда была построена орбитальная станция «Мир», с «Салюта» перевезли на нее 20 приборов общей массой 350—400 кг. Это сделал э
кипаж экспедиции «Союз Т-15», который одновременно работал на двух орбитальных станциях («Мир» и «Салют-7»), осуществляя первые в мире перелёты с одной станции на другую и обратно. Для станции «Мир» это была первая экспедиция, для «Салюта-7» - последняя.
В августе 1986 года «Космос-1686» поднял законсервированный орбитальный комплекс на рекордно высокую орбиту средней высотой до 450 км. Станция «жила» до 1991 года, после чего вошла в плотные слои атмосферы. Несгоревшие обломки упали в малонаселенных районах на границе Чили и Аргентины.

 

 

Сергей Турченко
13 октября 2017 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
23 мая
четверг
2019

В этот день:

Родился контр-адмирал Зубов

23 мая 1885 родился Николай Николаевич Зубов, полярный исследователь.

Родился контр-адмирал Зубов

23 мая 1885 родился Николай Николаевич Зубов, полярный исследователь.

В годы войны - начальник штаба ледокольного отряда Беломорской военной флотилии, помощник начальника Главного управления Северного морского пути по научной части. В 1949 году — участник воздушной высокоширотной экспедиции «Север-4». В 1953 году основал кафедру океанологии Географического факультета Московского университета. Скончался 11 ноября 1960 года, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Памятник миноносцу «Стерегущий»

23 мая 1911 года в Петербурге в Александровском парке открыт памятник, посвященный подвигу миноносца «Стерегущий».

Памятник миноносцу «Стерегущий»

23 мая 1911 года в Петербурге в Александровском парке открыт памятник, посвященный подвигу миноносца «Стерегущий».

На открытии присутствовали император НИКОЛАЙ II, П. А. СТОЛЫПИН.

На рассвете 10 марта 1904 года  эскадренные миноносцы «Стерегущий» и «Решительный», возвращаясь в Порт-Артур после ночной разведки, наткнулись на четыре японских миноносца «Акебоно», «Сазанами», «Синономе» и «Усугумо». Впоследствии к ним присоединились два крейсера «Токива» и «Читосэ». Командиры русских миноносцев приняли решение прорываться к Порт-Артуру, но это удалось только «Решительному». «Стерегущий», окруженный превосходящими силами противника, дрался до последнего. Орудия миноносца вели огонь до тех пор, пока в живых не осталось почти никого из членов экипажа. За это время ему удалось нанести значительные повреждения четырём японским кораблям, особенно «Акебоно». Японцами была предпринята попытка взять потерявший ход русский миноносец на буксир, однако она не удалась, вероятно, погибая, кто-то успел открыть кингстоны и «Стерегущий» затонул. К этому моменту подошло подкрепление — крейсера «Баян» и «Новик» под командованием самого адмирала С. О. Макарова, но японские корабли, не приняв боя, убрались восвояси.

 

День памяти Анны Морозовой

23 мая 1921 года родилась Анна Афанасьевна МОРОЗОВА, советская разведчица, Герой Советского Союза.

День памяти Анны Морозовой

23 мая 1921 года родилась Анна Афанасьевна МОРОЗОВА, советская разведчица, Герой Советского Союза.

В начале Великой Отечественной войны 20-летняя Анна Морозова окончила курсы радистов, после чего как боец разведгруппы была заброшена на территорию Польши. Она выполняла задания объединенного советско-польского партизанского отряда. В бою 31 декабря 1944 года Анна была тяжело ранена и, чтобы не попасть в плен к фашистам, подорвала себя гранатой. В 2010 году на могиле советской разведчицы Анны Морозовой в местечке Радзаново Мазовецкого воеводства установлен памятный монумент.

 

Отец «Руслана» и «Мрии»

23 мая 1931 года родился Петр Васильевич БАЛАБУЕВ, авиаконструктор, Герой Социалистического Труда и Герой Украины.

Отец «Руслана» и «Мрии»

23 мая 1931 года родился Петр Васильевич БАЛАБУЕВ, авиаконструктор, Герой Социалистического Труда и Герой Украины.

Участвовал в разработке первого широкофюзеляжного транспортного самолета АН-22 «Антей», завершал доводку и организовал серийное производство самолета АН-124 «Руслан». Им создан гигантский АН-225 «Мрия».

 

Конструктор ракетных комплексов

23 мая 2007 года умер Борис Бункин, генеральный конструктор, научный руководитель НПО «Алмаз», создавший ракетные комплексы С-75, С-300 и С-400.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии