RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

22 октября 2014 г.

"Адмирал Нахимов" возвращается

После модернизации, которая ведётся с 2012 года, он станет самым мощным кораблём в мире
Женское мужество
7 марта 2016 г.

Женское мужество

Незадолго до праздника 8 Марта Президент России Владимир Путин подписал Указ о награждении медалью «За спасение погибавших» (посмертно) Вероники Андреевны Арефьевой и Татьяны Александровны Петуховой.
Массовые убийства в Гюмри
18 января 2015 г.

Массовые убийства в Гюмри

Владимир Путин выразил соболезнования в связи с гибелью армянской семьи, но забыл о том, что в этом же городе в 1992 году было подло расстреляно армянами подразделение русских бойцов под командованием лейтенанта Шаповалова
Женщина в космосе
6 марта 2016 г.

Женщина в космосе

6 марта 1937 года родилась первая в мире женщина-космонавт Валентина Владимировна Терешкова.
Почему США боятся Путина
7 октября 2016 г.

Почему США боятся Путина

В день рождения Президента России публикуем комментарий директора информационного агентства «Русь Православная» с претенциозным заголовком «Как Путин похоронит Америку»
Главная » Герои нашего времени » Великий бас Борис Штоколов

Великий бас Борис Штоколов

19 марта 1930 года родился Борис Тимофеевич ШТОКОЛОВ, боевой юнга Северного флота, впоследствии народный артист СССР.

Публикуем воспоминания о нём нашего постоянного автора Анатолия Журина, который был близко знаком с выдающимся певцом.
Великий бас Борис Штоколов

В 1944 году 14 лет отроду Борис Штоколов поступил в Соловецкую школу юнг, участник боевых действий. Служил на флоте. В 1947 году во время концерта художественной самодеятельности его услышал Маршал Советского Союза Г.К.Жуков и приказал талантливого бойца отправить учиться вокальному искусству. Так страна получила великого оперного артиста, солиста Большого театра СССР.

…Худрук филармонии был в панике: «Борис Тимофеевич сказал, что петь не будет».
Гостиница была рядом, буквально в 200 метрах. Преодолеваю это расстояние за минуту. Влетаю в номер народного артиста. Он, сидя на диване, спокойно пьет чай.
- Борис Тимофеевич, ну как же? Люди ведь ждут…

Аншлаг в зале Кемеровской филармонии не оставлял сомнения – народ пришел, увидя на афише имя любимого певца.
В столице Кузбасса проходил четвертый тур Всероссийского конкурса молодых исполнителей русского романса «Романсиада-2000» и мы, журналисты газеты «Труд» - его организаторы, конечно, переживали. Накануне жюри конкурса, которое возглавлял Штоколов, уже определило имена победителей. По традиции этим вечером должен был состояться гала-концерт с участием лауреатов и членов жюри. И вот такая незадача.
Примерно через полчаса он уже был за кулисами. Нервничал – ему казалось, что дирижер оркестра народных инструментов как-то не так машет палочкой. Потом ведущий объявил: «Поет народный артист СССР Борис Штоколов», и зал взорвался аплодисментами. Все волнения певец оставил за кулисами. А когда начал петь «Гори, гори, моя звезда», зал в едином порыве встал. У многих на глазах были слезы.

О короле русского романса Борисе Штоколове всегда говорили только восторженно. Наверное, потому, что, как выразился один музыкальный критик, он «поет будто для близких задушевных друзей - самозабвенно, исповедально». Благодарная страна не скупилась на награды и звания. Народный артист СССР, лауреат государственной премии, кавалер орденов Ленина, Октябрьской революции, двух орденов Трудового Красного знамени, Отечественной войны II степени, почетный академик Славянской и Петровской академий – ничего не пожалела для всенародного любимца.

Потом, уже в Москве, провожая Штоколова на Ленинградский вокзал, спросил его напрямик:
- Скажите честно, что это было в Кемерове – нездоровье или просто каприз звезды?
Он не обиделся:
- Вот вы всегда так, журналисты. Вам все разложи по полочкам. Ты на календарь смотрел? Какой сегодня год? Когда тебе за 70, поневоле мандраж достает. А у нас, у певцов так – выходишь на сцену – пой, как в последний раз. Зрителю все равно, здоров ты или болен, в каком ты состоянии. Может, он тебя живьем больше и не услышит. Вот я чуток и запаниковал тогда. Слава богу, обошлось… А вообще, не верь байкам артиста, который говорит, что не нервничает перед выходом к рампе. Естественно, имею в виду обладателей живого голоса, а не поющих «под фанеру».

Тяга к пению, как он сам считал, передалась ему по наследству от деда по линии матери Елизаветы Ивановны - Ивана Григорьевича Юрасова. В молодости тот пел на клиросе, в соборе города Воткинска. Правда, был у него тенор, хоть и небольшого, но очень красивого тембра. Кстати, Борис, когда решил заняться вокалом, пел дискантом. Похоже, голос был неплохой, поскольку ему удалось даже выдержать экзамен в Киевскую детскую капеллу. Шла война, и школа эта находилась в Свердловске, где он тогда вместе с матерью и своими четырьмя братьями и сестрами жил у родственников. Увы, уроки вокала пришлось вскоре прекратить, стал помогать матери – отец ушел на фронт, а он как-никак был вторым ребенком в семье. Подрабатывал чисткой обуви. На заработанные деньги 200-300 рублей покупал буханку хлеба, кусочек масла и нес это домой.

Нищета угнетала. В 14 лет Борис, чтобы не быть лишним ртом в семье, бросил школу и вместе с приятелем подался на Соловки. Свершить давнюю мечту - море, там, на Соловецких островах располагалась школа юнг Северного флота. В самое пекло попал парень – довелось ему под свист пикирующих вражеских бомбардировщиков участвовать в долгом и полном опасностей переходе на транспорте «Вятка». Не робкого десятка оказался Борис, и вскоре его назначили командиром взвода в роте торпедных электриков. Ну и, естественно, кто же мог кроме него стать ротным запевалой! Победная весна сорок пятого застала его участником парада Победы на Неве в составе команды эсминца «Строгий». Потом служба в Кронштадте, возвращение в ставший родным Свердловск. Здесь он продолжил службу в качестве курсанта спецшколы ВВС, где, как сказано было в объявлении о приеме, давали кроме обмундирования еще и бесплатное питание. Именно здесь и решилась окончательно его судьба.

- Конечно, - делился он со мной воспоминаниями, - петь я продолжал самозабвенно, и мечту всерьез заниматься вокалом не бросал. А потому без отрыва от спецшколы, где, кстати сказать, я занимался в вокальном кружке, поступил на вечернее отделение Свердловской консерватории. И вот счастливый случай! - аккурат на выпускном вечере в спецшколе среди почетных гостей праздничного концерта оказался тогдашний командующий Уральским военным округом, прославленный маршал Жуков. Как сейчас помню, пел я «Грустные ивы» Блантера и «Эх, дороги…» Новикова. Видно запало в душу маршалу мое выступление, потому что, похвалив меня, он сказал: «Знаешь, авиация, кажется, проживет и без тебя. А вот песня…» Слова его оказались не просто пророческими. Вспомнил, наверное, обо мне Георгий Константинович, когда меня распределили в Серпуховском училище ВВС. Не успел я приступить к учебе, как пришла депеша: « Курсанта Штоколова Б.Т. откомандировать в Свердловск на дневное отделение консерватории».

Там Борис крепко задружил с долговязым голосистым парнем по имени Юра Гуляев. Потом пути их разошлись, Штоколов стал солистом Свердловского театра оперы и балета, Гуляев отправился на Украину, где долгие годы пел в театре оперы и балета имени Шевченко, потом в Большом. И всю жизнь они поддерживали теплые дружеские отношения.

Дорога на свердловскую оперную сцену для Штоколова не была устлана розами. Начинал там, будучи студентом консерватории, в качестве рабочего сцены – жить-то надо было на что-то.
- Не помните вашу первую роль?
- Это был Мефистофель в «Фаусте» Гуно. Потом Гремин в «Евгении Онегине», Сусанин, Дон Базилио, Рамзес в «Аиде» и, наконец, долгожеланный Борис в «Борисе Годунова» Мусоргского…

Конечно, такого певца не заметить нельзя было, и в 1959 году его пригласили в один из лучших театров мира – Ленинградский имени Кирова – сегодня Мариинский. Выходил на его сцену Борис Штоколов более тридцати лет, исполнив практически весь басовый репертуар – всего более чем в 45 операх русской и зарубежной классики. Но, конечно, всенародную любовь принесли певцу русские романсы. В его исполнении они приобретали ту неповторимую никем щемяще-хрустальную окраску, которая так волнует душу каждого, будя в ней самое сокровенное.

Не удержался, задал ему вопрос относительно его исполнения романса «Гори, гори, моя звезда». Штоколов задумался: «Понимаешь, я не встречал еще никого, кто бы равнодушно ему внимал. Главное - донести его душу до зала, не растряся ни капли того, что заложили в нем авторы».
- Но нечто подобное происходит с вашими слушателями и когда вы исполняете «Выхожу один я на дорогу» или «Ямщик, не гони лошадей»...
Кажется, ему стало изменять терпение:
- Разве я не понятно говорю: задача исполнителя, как говорится, не испортить песню… А вообще еще великий Глинка говорил, что самый прекрасный инструмент на земле – человеческий голос. Ни рояль, ни скрипка, ни виолончель ему не соперники….
Я не унимался:
-Ей Богу, последний вопрос, Борис Тимофеевич - не поделитесь секретом свежести звучания вашего голоса, несмотря на ваши 70?
- Боюсь, не каждому это интересно, но так и быть, пусть молодые учатся. Так вот, прекрасного звучания (звука) можно добиться только при широко раскрытой глотке – гортани, при этом с опорой звука на грудь-диафрагму. Я, например, постоянно надеваю для этого перед выходом на сцену широкий (16 см) кожаный пояс. Как это сделать? Постоянно тренировать расширение гортани на сильном зевке. Кстати, это упражнение я делаю в течение многих лет ежедневно. Уделяю этому не менее полутора часов в день. И пусть некоторые называют это фанатизмом, но я не устаю уделять полтора часа расширению гортани вглубь до корня языка, причем так, что в зеркальце могу увидеть не только надгортанник и голосовые связки. Что касается моего возраста… Понимаешь, лично я считаю, что у голоса нет старости. Не сочти это за лозунг, это мое жизненное убеждение, если хочешь, формула моей жизни, выработанная опытом.
- О чем мечтает народный артист, и чего ему в жизни не достает?
- Главным итогом своей жизни считаю то, что я все-таки открыл тайну искусства бельканто, о чем написал в своей книге «Гори, гори, моя звезда» - она вышла лет десять назад. Кроме того, есть видеофильм, где я делюсь своими вокальными секретами. Но, безусловно, останавливаться на этом не хочу. Вот приблизительный план моей дальнейшей творческой жизни. Прежде всего - продолжать петь, учить этому молодых. Ну и, конечно, самая большая программа на будущее – это записи. Хочу записать былины, довести количество русских народных песен, записанных мной, до ста. Есть в планах тематические записи: “Пушкин и Лермонтов в музыке”. Конечно, хочется успеть записать все вокальные произведения Чайковского, Рахманинова, Даргомыжского, Глинки, Римского-Корсакова. Отдельная мечта - неаполитанские песни, которые я посвятил бы кумиру своей юности Энрико Карузо…

Увы, из задуманного остался только голос, записанный на пластинках, аудио-, видеокассетах и память о его грандиозном сценическом успехе. Вечером, 6 января 2005 года Бориса Тимофеевича не стало. Осталась неосуществленной еще одна тайная мечта певца. Когда мы прощались в вагоне скоростного экспресса Москва-Санкт-Петербург, он вдруг сказал: «Вы тут все же ближе к Большому театру. Вот бы спеть на его сцене Бориса Годунова»…
«Великий русский бас», как его обозначают во многих энциклопедиях мира, не страдал звездной болезнью, а потому постеснялся сам попросить дирекцию Большого. Да и совсем другие времена тогда наступили в главном музыкальном театре страны. Не до Штоколова было. Сам наблюдал, как он, далеко не молодой человек, в аэропорту терпеливо, как простой смертный, сносил неудобства, вызванные задержкой рейса. Потом мало того, что таскал сам свой увесистый чемодан, так еще и брался помогать женщинам.…
Таким и запомнился он тем, кому посчастливилось с ним общаться: обласканным любовью миллионов, но удивительно простым и скромным в общении… А еще - пушкинские строчки в присущем только ему «исповедальном» исполнении: «Что смолкнул веселия глас…» Он и это мастерски умел делать…

 

НА СНИМКЕ: Борис Штоколов с автором заметок.

 

Анатолий Журин
19 марта 2017 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
12 декабря
вторник
2017

В этот день:

Граф Иван Делянов

12 декабря 1818 года родился Иван Давыдович ДЕЛЯНОВ (умер 10.1.1898), член Государственного совета, граф.

Граф Иван Делянов

12 декабря 1818 года родился Иван Давыдович ДЕЛЯНОВ (умер 10.1.1898), член Государственного совета, граф.

 Был управляющим делами Секретного комитета о раскольниках и отступниках от православия. В 1882—1897 годах занимал пост министра народного просвещения. При нем была  введена процентная норма приема евреев в учебные заведения и обязательное преподавание русского языка в Прибалтике.

Полет Леонида Быкова

12 декабря1928 года родился Леонид Фёдорович Быков (ум. 1979), советский актёр театра и кино, режиссер, создатель выдающегося военного фильма «В бой идут одни старики», заслуженный артист РСФСР, народный артист Украинской ССР.

Полет Леонида Быкова

12 декабря1928 года родился Леонид Фёдорович Быков (ум. 1979), советский актёр театра и кино, режиссер, создатель выдающегося военного фильма «В бой идут одни старики», заслуженный артист РСФСР, народный артист Украинской ССР.

Леонид Быков в молодости мечтал стать лётчиком, но из-за приписанного возраста и маленького роста (на тот момент — 163 см) не был принят в лётное училище. После того как в начале 70-х Быков перебрался из Ленинграда в Киев, он решил свой первый фильм на новом месте снять именно о военных лётчиках. В соавторстве с Евгением Оноприенко и Александром Сацким им был написан сценарий, основанный на подлинных событиях времён Великой Отечественной войны. Во время работы Быков проконсультировался с большим количеством ветеранов, в результате чего многие персонажи получили реальные прообразы. Например, прототипом командира эскадрильи гвардии капитана Титаренко стали сразу несколько человек: дважды Герой Советского Союза Виталий Попков, Герой Советского Союза Иван Лавейкин, а фамилия и "позывной" «Маэстро» — были взяты Быковым, после того как он узнал о Дмитрии Титоренко — ведомом трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба, эпизоды из биографии которого были включены в фильм. Также появился в сценарии и Вано — в память о фронтовом друге Кожедуба, отважном грузинском лётчике Вано Габуния, погибшем при таране немецкого истребителя. Прототипом «Смуглянки» стал Виктор Щедронов, друг детства Леонида Быкова, с которым они вместе поступали в лётное училище, и который погиб в апреле 1945 года при освобождении Чехословакии. Прообразом Зои стала Герой Советского Союза Надежда Попова, заместитель командира эскадрильи 46-го гвардейского женского полка ночных бомбардировщиков. Сцена знакомства с девушками, когда лётчики с удивлением обнаруживают, что у гостей больше орденов и медалей, чем у них, действительно имела место. В отличие от своей героини, Надежда Попова прошла всю войну и позже вышла замуж за Героя Советского Союза Семёна Харламова, который выступил главным консультантом фильма.

Помимо Титаренко, Виталий Попков стал прообразом лейтенанта Александрова («Кузнечик»). Будущего дважды Героя Советского Союза командир однажды отстранил от полётов на три месяца: лётчик выписывал чрезмерно низкие виражи над аэродромом с целью покрасоваться перед девушками. Для образа Кузнечика также были заимствованы эпизоды из мемуаров дважды Героя Советского Союза Сергея Луганского «Небо остаётся чистым»: «от полётов отстранить, сто грамм не давать, назначить дежурным, вечным дежурным» и сбитый вражеский самолёт во время внезапного налёта немцев. Использовались в сценарии и воспоминания дважды Героя Советского Союза Арсения Ворожейкина, дважды Героя Советского Союза Владимира Лавриненкова и заслуженного лётчика СССР Анатолия Иванова. Нотный стан на истребителе Титаренко был выполнен по аналогии со штурмовиком Героя Советского Союза — Василия Борисовича Емельяненко.

Быков писал сценарий, стараясь не слишком отходить от действительных событий. Так, «поющая» эскадрилья действительно существовала в 5-м гвардейском истребительном авиационном полку, и именно там служил Попков. «Поющей» эскадрилья была названа, потому что в ней имелся собственный хор, а два самолёта были подарены фронту оркестром Леонида Утёсова. Кроме того, что за мужество и героизм в боях 11 из 14 лётчиков эскадрильи были удостоены звания Героя Советского Союза, большое внимание уделялось и культурной жизни. На освобождённых территориях хор давал пользовавшиеся огромной популярностью концерты, а в 1944 году, в Краматорске, на один из таких попал, будучи подростком, Леонид Быков. В тот день местные подростки отблагодарили ветеранов собственным концертом, и Быков был в составе хора, ведущим вокалом которого был будущий знаменитый певец — Иосиф Кобзон.

Имели место и трагическая история любви узбекского лётчика (настоящая фамилия — Марисаев) и русской девушки (в отличие от своей героини, она не была лётчицей и погибла при бомбёжке столовой), привычка механика крестить перед вылетом самолеты, попадание Маэстро в плен к своим и фраза «Я бы, товарищ командир, ещё больше фрицев сбил, да вы своим нижним бельем всех фрицев распугали». Ветераны особого отдельного 434-го истребительного полка утверждали, что эпизод из фильма, когда Титаренко возвращается в полк после боя не на самолёте, а на лошади («махнул не глядя!») — взят из реальной жизни: под Сталинградом был сбит и вернулся ночью на коне летчик из их полка Александр Александров. Точно так же ветераны 1-й гвардейской авиадивизии поведали, что когда в фильме показывают, как Титаренко обнаруживает замаскированные под копнами сена немецкие танки, то имеется в виду их боевой товарищ и командир — Герой Советского Союза гвардии майор Степан Прутков. Название фильму дала традиция лётчиков не пускать сразу в воздушный бой вновь прибывшее пополнение, давая им «налетать» опыт. Например, сам Виталий Попков, прибыв на фронт в 1941 году, начал совершать боевые вылеты только в 1942 году.

Законченный сценарий был отвергнут чиновниками Госкино Украины, так как был признан «негероическим». Тогда Быков стал зачитывать отдельные куски сценария во время гастролей в разных городах Советского Союза. Это неизменно вызывало у зрителей восторг, что убедило Быкова в своей правоте. Постепенно за сценарий стали вступаться участники Великой Отечественной. В частности, 14 ноября 1972 года на киностудию Довженко прислал письмо начальник штаба войсковой части № 55127 полковник Лезжов, который охарактеризовал сценарий как «честный рассказ о войне и о людях, которые добыли в ней победу».

Сам Леонид Быков так писал о фильме: «Почему героями мы выбрали именно летчиков? Трудно сказать. Может быть, потому что сам я учился в авиационном училище, мечтал о полетах и до сих пор восхищаюсь представителями этой героической профессии. Разговаривая с летчиками, участниками боев, мы поняли одну очень важную для нас вещь. В жестоком горниле войны, в беспощадном ее пламени старшие опытные товарищи стремились, где это было возможно, сберечь молодых и неопытных соколят. В этом была высшая мудрость — забота о будущем, извечное право и долг сильных охранять, растить и воспитывать — себе смену. Так родилась тема «В бой идут одни „старики“». И другая — не менее дорогая нам. Известная мудрость гласит: «Когда говорят пушки, музы молчат». Мы же хотели доказать, что в годы испытаний побеждают те, кто остается людьми в самых жестоких условиях, кто берет с собой в бой все светлое, человечное, за что и ведет битву с врагом. А что может быть прекраснее музыки? Недаром герои «второй, поющей эскадрильи» любят повторять: «Войны преходящи, музыка вечна!». Злобе, человеконенавистничеству фашизма наши герои противопоставили высокий гуманизм, творческое созидательное начало, заложенное в человеке. Нам хотелось создать этот фильм в память о тех, кто не вернулся с войны, и в благодарность живым, выстоявшим эту жестокую битву. Поэтому с особой трепетностью и волнением показываем мы свою картину ветеранам войны. И лучшая награда для нас, когда они говорят: «Да, это было так».

Сообщение о провале «Тайфуна»

12 декабря 1941 года Совинформбюро впервые передало сообщение «Провал немецкого плана окружения и взятия Москвы». В нем шла речь о крахе фашистского плана «Тайфун» и массированном наступлении Красной армии.

Сообщение о провале «Тайфуна»

12 декабря 1941 года Совинформбюро впервые передало сообщение «Провал немецкого плана окружения и взятия Москвы». В нем шла речь о крахе фашистского плана «Тайфун» и массированном наступлении Красной армии.

В нем говорилось:«С 16 ноября 1941 года германские войска, развернув против Западного фронта 13 танковых, 33 пехотных и 5 мотопехотных дивизий, начали второе генеральное наступление на Москву... До 6 декабря наши войска вели ожесточенные оборонительные бои... 6 декабря 1941 г. войска нашего Западного фронта, измотав противника в предшествующих боях, перешли в контрнаступление против его ударных фланговых группировок. В результате начатого наступления обе эти группировки были разбиты и поспешно отходят, бросая технику, вооружение и неся огромные потери. После перехода в наступление с 6 по 10 декабря, частями наших войск занято и освобождено от немцев свыше 400 населенных пунктов. В итоге за время с 16 ноября по 10 декабря сего года захвачено и уничтожено, без учета действий авиации: танков - 1.434, автомашин - 5.416, орудий - 575, минометов - 339, пулеметов - 870. Потери немцев за это время составляют свыше 85.000 убитыми».

Так начинался Афган

12 декабря 1979 года политбюро ЦК КПСС приняло решение о вводе войск в Афганистан.

Так начинался Афган

12 декабря 1979 года политбюро ЦК КПСС приняло решение о вводе войск в Афганистан.

В документе, в частности, написано: "К положению в «А». Одобрить соображения и мероприятия, изложенные т.т. Андроповым Ю. В., Устиновым Д. Ф., Громыко А. А. Разрешить им в ходе осуществления этих мероприятий вносить коррективы непринципиального характера. Вопросы, требующие решения ЦК, своевременно вносить в Политбюро. Осуществление всех этих мероприятий возложить на т.т. Андропова Ю. В., Устинова Д. Ф., Громыко А. А. Поручить т.т. Андропову Ю. В., Устинову Д. Ф., Громыко А. А. информировать Политбюро ЦК о ходе выполнения намеченных мероприятий".

По свидетельству генерала армии В. И. Варенникова, в 1979 году единственным членом политбюро, не поддержавшим решение об отправке советских войск в Афганистан, был А. Н. Косыгин.

13 декабря 1979 года была сформирована Оперативная группа Министерства обороны по Афганистану во главе с первым заместителем начальника Генерального штаба генералом армии С. Ф. Ахромеевым, приступившая к работе в Туркестанском военном округе с 14 декабря. 14 декабря 1979 года в городе Баграм был направлен батальон 345-го гвардейского отдельного парашютно-десантного полка, для усиления батальона 111-го гвардейского парашютно-десантного полка 105-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, который с 7 июля 1979 года охранял в Баграме советские военно-транспортные самолёты и вертолёты.

20 декабря 1979 года из Баграма в Кабул был переброшен «мусульманский батальон», который вошёл в бригаду охраны дворца Амина, что существенно облегчило подготовку к запланированному штурму этого дворца. Для этой операции в середине декабря в Афганистан прибыли также 2 спецгруппы КГБ СССР.

До 25 декабря 1979 года в Туркестанском военном округе были подготовлены к вводу в Афганистан полевое управление 40-й общевойсковой армии, 2 мотострелковые дивизии, армейская артиллерийская бригада, зенитно-ракетная бригада, десантно-штурмовая бригада, части боевого и тылового обеспечения, а в Среднеазиатском военном округе — 2 мотострелковых полка, управление смешанного авиакорпуса, 2 авиаполка истребителей-бомбардировщиков, 1 истребительный авиаполк, 2 вертолётных полка, части авиационно-технического и аэродромного обеспечения. В качестве резерва в обоих округах были отмобилизованы ещё три дивизии. На доукомплектование частей было призвано из запаса более 50 тысяч человек из среднеазиатских республик и Казахстана, и передано из народного хозяйства около 8 тыс. автомобилей и другой техники. Это было крупнейшее мобилизационное развертывание Советской Армии с 1945 года. Кроме того, к переброске в Афганистан также была подготовлена 103-я гвардейская воздушно-десантная дивизия из Белоруссии, которая уже 14 декабря была переброшена на аэродромы в Туркестанском военном округе.

К вечеру 23 декабря 1979 года было доложено о готовности войск к вводу в Афганистан. 24 декабря Д. Ф. Устинов подписал директиву № 312/12/001, в которой говорилось: «Принято решение о вводе некоторых контингентов советских войск, дислоцированных в южных районах нашей страны, на территорию ДРА в целях оказания помощи дружественному афганскому народу, а также создания благоприятных условий для воспрещения возможных антиафганских акций со стороны сопредельных государств».

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии