RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Перед Судным днем
21 февраля 2014 г.

Перед Судным днем

Лидер КПРФ Геннадий Зюганов - о модернизации и коррупции
Самопожертвование танкиста
11 марта 2014 г.

Самопожертвование танкиста

11 марта исполнилось бы 55 лет Сергею Георгиевичу Вчерашневу (погиб в Афгане 1 декабря 1980 года)
Наши летчики против шпионов США
28 апреля 2016 г.

Наши летчики против шпионов США

28 апреля 2016 года сетевое издание Washington Free Beacon не без обиды сообщило о перехвате « не по правилам» русскими пилотами штатовского самолета-разведчика в районе Камчатки
Бизнес предал Россию
23 августа 2014 г.

Бизнес предал Россию

В то время, когда США угрожают нам войной, вывоз капитала из страны увеличился многократно, констатирует председатель Русского экономического общества Валентин Катасонов
Трупы без внутренностей
4 июня 2014 г.

Трупы без внутренностей

Некоторые украинские сторонники евроинтеграции окажутся в Европе раньше других, но ... по частям
Главная » Герои нашего времени » Великий бас Борис Штоколов

Великий бас Борис Штоколов

19 марта 1930 года родился Борис Тимофеевич ШТОКОЛОВ, боевой юнга Северного флота, впоследствии народный артист СССР.

Публикуем воспоминания о нём нашего постоянного автора Анатолия Журина, который был близко знаком с выдающимся певцом.
Великий бас Борис Штоколов

В 1944 году 14 лет отроду Борис Штоколов поступил в Соловецкую школу юнг, участник боевых действий. Служил на флоте. В 1947 году во время концерта художественной самодеятельности его услышал Маршал Советского Союза Г.К.Жуков и приказал талантливого бойца отправить учиться вокальному искусству. Так страна получила великого оперного артиста, солиста Большого театра СССР.

…Худрук филармонии был в панике: «Борис Тимофеевич сказал, что петь не будет».
Гостиница была рядом, буквально в 200 метрах. Преодолеваю это расстояние за минуту. Влетаю в номер народного артиста. Он, сидя на диване, спокойно пьет чай.
- Борис Тимофеевич, ну как же? Люди ведь ждут…

Аншлаг в зале Кемеровской филармонии не оставлял сомнения – народ пришел, увидя на афише имя любимого певца.
В столице Кузбасса проходил четвертый тур Всероссийского конкурса молодых исполнителей русского романса «Романсиада-2000» и мы, журналисты газеты «Труд» - его организаторы, конечно, переживали. Накануне жюри конкурса, которое возглавлял Штоколов, уже определило имена победителей. По традиции этим вечером должен был состояться гала-концерт с участием лауреатов и членов жюри. И вот такая незадача.
Примерно через полчаса он уже был за кулисами. Нервничал – ему казалось, что дирижер оркестра народных инструментов как-то не так машет палочкой. Потом ведущий объявил: «Поет народный артист СССР Борис Штоколов», и зал взорвался аплодисментами. Все волнения певец оставил за кулисами. А когда начал петь «Гори, гори, моя звезда», зал в едином порыве встал. У многих на глазах были слезы.

О короле русского романса Борисе Штоколове всегда говорили только восторженно. Наверное, потому, что, как выразился один музыкальный критик, он «поет будто для близких задушевных друзей - самозабвенно, исповедально». Благодарная страна не скупилась на награды и звания. Народный артист СССР, лауреат государственной премии, кавалер орденов Ленина, Октябрьской революции, двух орденов Трудового Красного знамени, Отечественной войны II степени, почетный академик Славянской и Петровской академий – ничего не пожалела для всенародного любимца.

Потом, уже в Москве, провожая Штоколова на Ленинградский вокзал, спросил его напрямик:
- Скажите честно, что это было в Кемерове – нездоровье или просто каприз звезды?
Он не обиделся:
- Вот вы всегда так, журналисты. Вам все разложи по полочкам. Ты на календарь смотрел? Какой сегодня год? Когда тебе за 70, поневоле мандраж достает. А у нас, у певцов так – выходишь на сцену – пой, как в последний раз. Зрителю все равно, здоров ты или болен, в каком ты состоянии. Может, он тебя живьем больше и не услышит. Вот я чуток и запаниковал тогда. Слава богу, обошлось… А вообще, не верь байкам артиста, который говорит, что не нервничает перед выходом к рампе. Естественно, имею в виду обладателей живого голоса, а не поющих «под фанеру».

Тяга к пению, как он сам считал, передалась ему по наследству от деда по линии матери Елизаветы Ивановны - Ивана Григорьевича Юрасова. В молодости тот пел на клиросе, в соборе города Воткинска. Правда, был у него тенор, хоть и небольшого, но очень красивого тембра. Кстати, Борис, когда решил заняться вокалом, пел дискантом. Похоже, голос был неплохой, поскольку ему удалось даже выдержать экзамен в Киевскую детскую капеллу. Шла война, и школа эта находилась в Свердловске, где он тогда вместе с матерью и своими четырьмя братьями и сестрами жил у родственников. Увы, уроки вокала пришлось вскоре прекратить, стал помогать матери – отец ушел на фронт, а он как-никак был вторым ребенком в семье. Подрабатывал чисткой обуви. На заработанные деньги 200-300 рублей покупал буханку хлеба, кусочек масла и нес это домой.

Нищета угнетала. В 14 лет Борис, чтобы не быть лишним ртом в семье, бросил школу и вместе с приятелем подался на Соловки. Свершить давнюю мечту - море, там, на Соловецких островах располагалась школа юнг Северного флота. В самое пекло попал парень – довелось ему под свист пикирующих вражеских бомбардировщиков участвовать в долгом и полном опасностей переходе на транспорте «Вятка». Не робкого десятка оказался Борис, и вскоре его назначили командиром взвода в роте торпедных электриков. Ну и, естественно, кто же мог кроме него стать ротным запевалой! Победная весна сорок пятого застала его участником парада Победы на Неве в составе команды эсминца «Строгий». Потом служба в Кронштадте, возвращение в ставший родным Свердловск. Здесь он продолжил службу в качестве курсанта спецшколы ВВС, где, как сказано было в объявлении о приеме, давали кроме обмундирования еще и бесплатное питание. Именно здесь и решилась окончательно его судьба.

- Конечно, - делился он со мной воспоминаниями, - петь я продолжал самозабвенно, и мечту всерьез заниматься вокалом не бросал. А потому без отрыва от спецшколы, где, кстати сказать, я занимался в вокальном кружке, поступил на вечернее отделение Свердловской консерватории. И вот счастливый случай! - аккурат на выпускном вечере в спецшколе среди почетных гостей праздничного концерта оказался тогдашний командующий Уральским военным округом, прославленный маршал Жуков. Как сейчас помню, пел я «Грустные ивы» Блантера и «Эх, дороги…» Новикова. Видно запало в душу маршалу мое выступление, потому что, похвалив меня, он сказал: «Знаешь, авиация, кажется, проживет и без тебя. А вот песня…» Слова его оказались не просто пророческими. Вспомнил, наверное, обо мне Георгий Константинович, когда меня распределили в Серпуховском училище ВВС. Не успел я приступить к учебе, как пришла депеша: « Курсанта Штоколова Б.Т. откомандировать в Свердловск на дневное отделение консерватории».

Там Борис крепко задружил с долговязым голосистым парнем по имени Юра Гуляев. Потом пути их разошлись, Штоколов стал солистом Свердловского театра оперы и балета, Гуляев отправился на Украину, где долгие годы пел в театре оперы и балета имени Шевченко, потом в Большом. И всю жизнь они поддерживали теплые дружеские отношения.

Дорога на свердловскую оперную сцену для Штоколова не была устлана розами. Начинал там, будучи студентом консерватории, в качестве рабочего сцены – жить-то надо было на что-то.
- Не помните вашу первую роль?
- Это был Мефистофель в «Фаусте» Гуно. Потом Гремин в «Евгении Онегине», Сусанин, Дон Базилио, Рамзес в «Аиде» и, наконец, долгожеланный Борис в «Борисе Годунова» Мусоргского…

Конечно, такого певца не заметить нельзя было, и в 1959 году его пригласили в один из лучших театров мира – Ленинградский имени Кирова – сегодня Мариинский. Выходил на его сцену Борис Штоколов более тридцати лет, исполнив практически весь басовый репертуар – всего более чем в 45 операх русской и зарубежной классики. Но, конечно, всенародную любовь принесли певцу русские романсы. В его исполнении они приобретали ту неповторимую никем щемяще-хрустальную окраску, которая так волнует душу каждого, будя в ней самое сокровенное.

Не удержался, задал ему вопрос относительно его исполнения романса «Гори, гори, моя звезда». Штоколов задумался: «Понимаешь, я не встречал еще никого, кто бы равнодушно ему внимал. Главное - донести его душу до зала, не растряся ни капли того, что заложили в нем авторы».
- Но нечто подобное происходит с вашими слушателями и когда вы исполняете «Выхожу один я на дорогу» или «Ямщик, не гони лошадей»...
Кажется, ему стало изменять терпение:
- Разве я не понятно говорю: задача исполнителя, как говорится, не испортить песню… А вообще еще великий Глинка говорил, что самый прекрасный инструмент на земле – человеческий голос. Ни рояль, ни скрипка, ни виолончель ему не соперники….
Я не унимался:
-Ей Богу, последний вопрос, Борис Тимофеевич - не поделитесь секретом свежести звучания вашего голоса, несмотря на ваши 70?
- Боюсь, не каждому это интересно, но так и быть, пусть молодые учатся. Так вот, прекрасного звучания (звука) можно добиться только при широко раскрытой глотке – гортани, при этом с опорой звука на грудь-диафрагму. Я, например, постоянно надеваю для этого перед выходом на сцену широкий (16 см) кожаный пояс. Как это сделать? Постоянно тренировать расширение гортани на сильном зевке. Кстати, это упражнение я делаю в течение многих лет ежедневно. Уделяю этому не менее полутора часов в день. И пусть некоторые называют это фанатизмом, но я не устаю уделять полтора часа расширению гортани вглубь до корня языка, причем так, что в зеркальце могу увидеть не только надгортанник и голосовые связки. Что касается моего возраста… Понимаешь, лично я считаю, что у голоса нет старости. Не сочти это за лозунг, это мое жизненное убеждение, если хочешь, формула моей жизни, выработанная опытом.
- О чем мечтает народный артист, и чего ему в жизни не достает?
- Главным итогом своей жизни считаю то, что я все-таки открыл тайну искусства бельканто, о чем написал в своей книге «Гори, гори, моя звезда» - она вышла лет десять назад. Кроме того, есть видеофильм, где я делюсь своими вокальными секретами. Но, безусловно, останавливаться на этом не хочу. Вот приблизительный план моей дальнейшей творческой жизни. Прежде всего - продолжать петь, учить этому молодых. Ну и, конечно, самая большая программа на будущее – это записи. Хочу записать былины, довести количество русских народных песен, записанных мной, до ста. Есть в планах тематические записи: “Пушкин и Лермонтов в музыке”. Конечно, хочется успеть записать все вокальные произведения Чайковского, Рахманинова, Даргомыжского, Глинки, Римского-Корсакова. Отдельная мечта - неаполитанские песни, которые я посвятил бы кумиру своей юности Энрико Карузо…

Увы, из задуманного остался только голос, записанный на пластинках, аудио-, видеокассетах и память о его грандиозном сценическом успехе. Вечером, 6 января 2005 года Бориса Тимофеевича не стало. Осталась неосуществленной еще одна тайная мечта певца. Когда мы прощались в вагоне скоростного экспресса Москва-Санкт-Петербург, он вдруг сказал: «Вы тут все же ближе к Большому театру. Вот бы спеть на его сцене Бориса Годунова»…
«Великий русский бас», как его обозначают во многих энциклопедиях мира, не страдал звездной болезнью, а потому постеснялся сам попросить дирекцию Большого. Да и совсем другие времена тогда наступили в главном музыкальном театре страны. Не до Штоколова было. Сам наблюдал, как он, далеко не молодой человек, в аэропорту терпеливо, как простой смертный, сносил неудобства, вызванные задержкой рейса. Потом мало того, что таскал сам свой увесистый чемодан, так еще и брался помогать женщинам.…
Таким и запомнился он тем, кому посчастливилось с ним общаться: обласканным любовью миллионов, но удивительно простым и скромным в общении… А еще - пушкинские строчки в присущем только ему «исповедальном» исполнении: «Что смолкнул веселия глас…» Он и это мастерски умел делать…

 

НА СНИМКЕ: Борис Штоколов с автором заметок.

 

Анатолий Журин
19 марта 2017 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
24 мая
четверг
2018

В этот день:

Подлый вояж крымского хана

24 мая 1571 года крымский хан Девлет-Гирей захватил и спалил Москву. В 1570 году на Русь обрушилась чума. Только в Москве от нее умирало в день 600 - 1000 человек. По свидетельству англичанина Дженкинсона, "моровая язва" в России "похитила тогда около 300 тыс. человек". Воспользовавшись этой бедой русских, крымский хан Довлет-Гирей в апреле 1571 года двинулся на Москву с огромной армией (по разным данным, в его войске было от 40 до 200 тыс. головорезов).

Подлый вояж крымского хана

24 мая 1571 года крымский хан Девлет-Гирей захватил и спалил Москву. В 1570 году на Русь обрушилась чума. Только в Москве от нее умирало в день 600 - 1000 человек. По свидетельству англичанина Дженкинсона, "моровая язва" в России "похитила тогда около 300 тыс. человек". Воспользовавшись этой бедой русских, крымский хан Довлет-Гирей в апреле 1571 года двинулся на Москву с огромной армией (по разным данным, в его войске было от 40 до 200 тыс. головорезов).

Истощенная чумой Россия смогла послать на охрану своих южных границ всего 6 тыс. Ратников. Тем не менее, отступающие русские войска укрептлись в Кремле и Китай-городе. Ханские войска принялись грабить посады, а потом подожгли их. Сильно пострадала и центральная часть города, так как "от пожарного зною" взорвались пороховые погреба. Спалив город, ордынцы покинули его, угнав с собой много пленных и увезя награбленное. За этот страшный день пребывания диких орд Девлет-Гирея в Москве население города уменьшилось в 6 раз, ибо много жителей было "задавлено, сгорело, пало от мечей неприятельских или попало в плен".

Девлет-Гирей решил пограбить Москву и на следующий год. Но русские сумели собрать 20-тысячное войско, которое под командование талантливых русских полководцев М. Воротынского, Д. Хворостинина, И. Шуйского, а также казацкого атамана М. Черкашенина разгромили 80-тысячную армаду Девлет-Гирея. Подлый хан еле ноги унес.

 

 

Последний путь Александра Суворова

24 мая 1800 года в Петербурге прошли похороны А. В. СУВОРОВА. Он заболел во время возвращения из своего блистательного Швейцарского похода и 18 мая скончался в Петербурге.

Последний путь Александра Суворова

24 мая 1800 года в Петербурге прошли похороны А. В. СУВОРОВА. Он заболел во время возвращения из своего блистательного Швейцарского похода и 18 мая скончался в Петербурге.

После смерти генералиссимуса пять суток огромные толпы народа осаждали дом на Крюковом канале, в котором он скончался. В последний путь полководца провожали десятки тысяч простых людей, стоявших на всем пути траурной процессии по Садовой улице и Невскому проспекту к Александро-Невской лавре.

Император Павел I встретил кортеж на Невском, снял шапку, перекрестился и заплакал. Под залпы тожественного салюта прах Суворова был опущен в могилу в Благовещенской церкви лавры. На могилу возложили белую мраморную плиту, на которой была высечена краткая надпись: "Здесь лежит Суворов".

Крейсер «Аврора»

24 мая 1900 года на воду был спущен крейсер «Аврора», который вступил в строй в 1903году. Крейсер принимал участие в нескольких войнах XX века и является одним из символов Октябрьской революции. Назван в честь парусного фрегата «Аврора», прославившегося в годы Крымской войны.

Крейсер «Аврора»

24 мая 1900 года на воду был спущен крейсер «Аврора», который вступил в строй в 1903году. Крейсер принимал участие в нескольких войнах XX века и является одним из символов Октябрьской революции. Назван в честь парусного фрегата «Аврора», прославившегося в годы Крымской войны.

В настоящее время находится на вечной стоянке у Петроградской набережной в Санкт-Петербурге и является объектом культурного наследия Российской Федерации

 

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии