RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Соколы умирают в небе
29 января 2016 г.

Соколы умирают в небе

Памяти нашего выдающегося летчика Николая Майданова, погибшего смертью героя при выполнении боевой задачи в Чечне
Выбор князя Владимира
26 декабря 2015 г.

Выбор князя Владимира

В Общественной палате РФ состоялся круглый стол на тему «Хранить верность историческому выбору: к 1000-летию памяти святого князя Владимира».
По ту сторону войны
31 мая 2017 г.

По ту сторону войны

Готовится к печати книга военного журналиста полковника запаса Геннадия Алехина
Серебряный космонавт планеты
11 сентября 2015 г.

Серебряный космонавт планеты

11 сентября 2015 года исполнилось 80 лет Герману Степановичу Титову
После молчания Путина
19 июня 2014 г.

После молчания Путина

Президент АНО «Переправа» Александр Нотин о перспективах развития украинского кризиса
Главная » Герои нашего времени » Великий бас Борис Штоколов

Великий бас Борис Штоколов

19 марта 1930 года родился Борис Тимофеевич ШТОКОЛОВ, боевой юнга Северного флота, впоследствии народный артист СССР.

Публикуем воспоминания о нём нашего постоянного автора Анатолия Журина, который был близко знаком с выдающимся певцом.
Великий бас Борис Штоколов

В 1944 году 14 лет отроду Борис Штоколов поступил в Соловецкую школу юнг, участник боевых действий. Служил на флоте. В 1947 году во время концерта художественной самодеятельности его услышал Маршал Советского Союза Г.К.Жуков и приказал талантливого бойца отправить учиться вокальному искусству. Так страна получила великого оперного артиста, солиста Большого театра СССР.

…Худрук филармонии был в панике: «Борис Тимофеевич сказал, что петь не будет».
Гостиница была рядом, буквально в 200 метрах. Преодолеваю это расстояние за минуту. Влетаю в номер народного артиста. Он, сидя на диване, спокойно пьет чай.
- Борис Тимофеевич, ну как же? Люди ведь ждут…

Аншлаг в зале Кемеровской филармонии не оставлял сомнения – народ пришел, увидя на афише имя любимого певца.
В столице Кузбасса проходил четвертый тур Всероссийского конкурса молодых исполнителей русского романса «Романсиада-2000» и мы, журналисты газеты «Труд» - его организаторы, конечно, переживали. Накануне жюри конкурса, которое возглавлял Штоколов, уже определило имена победителей. По традиции этим вечером должен был состояться гала-концерт с участием лауреатов и членов жюри. И вот такая незадача.
Примерно через полчаса он уже был за кулисами. Нервничал – ему казалось, что дирижер оркестра народных инструментов как-то не так машет палочкой. Потом ведущий объявил: «Поет народный артист СССР Борис Штоколов», и зал взорвался аплодисментами. Все волнения певец оставил за кулисами. А когда начал петь «Гори, гори, моя звезда», зал в едином порыве встал. У многих на глазах были слезы.

О короле русского романса Борисе Штоколове всегда говорили только восторженно. Наверное, потому, что, как выразился один музыкальный критик, он «поет будто для близких задушевных друзей - самозабвенно, исповедально». Благодарная страна не скупилась на награды и звания. Народный артист СССР, лауреат государственной премии, кавалер орденов Ленина, Октябрьской революции, двух орденов Трудового Красного знамени, Отечественной войны II степени, почетный академик Славянской и Петровской академий – ничего не пожалела для всенародного любимца.

Потом, уже в Москве, провожая Штоколова на Ленинградский вокзал, спросил его напрямик:
- Скажите честно, что это было в Кемерове – нездоровье или просто каприз звезды?
Он не обиделся:
- Вот вы всегда так, журналисты. Вам все разложи по полочкам. Ты на календарь смотрел? Какой сегодня год? Когда тебе за 70, поневоле мандраж достает. А у нас, у певцов так – выходишь на сцену – пой, как в последний раз. Зрителю все равно, здоров ты или болен, в каком ты состоянии. Может, он тебя живьем больше и не услышит. Вот я чуток и запаниковал тогда. Слава богу, обошлось… А вообще, не верь байкам артиста, который говорит, что не нервничает перед выходом к рампе. Естественно, имею в виду обладателей живого голоса, а не поющих «под фанеру».

Тяга к пению, как он сам считал, передалась ему по наследству от деда по линии матери Елизаветы Ивановны - Ивана Григорьевича Юрасова. В молодости тот пел на клиросе, в соборе города Воткинска. Правда, был у него тенор, хоть и небольшого, но очень красивого тембра. Кстати, Борис, когда решил заняться вокалом, пел дискантом. Похоже, голос был неплохой, поскольку ему удалось даже выдержать экзамен в Киевскую детскую капеллу. Шла война, и школа эта находилась в Свердловске, где он тогда вместе с матерью и своими четырьмя братьями и сестрами жил у родственников. Увы, уроки вокала пришлось вскоре прекратить, стал помогать матери – отец ушел на фронт, а он как-никак был вторым ребенком в семье. Подрабатывал чисткой обуви. На заработанные деньги 200-300 рублей покупал буханку хлеба, кусочек масла и нес это домой.

Нищета угнетала. В 14 лет Борис, чтобы не быть лишним ртом в семье, бросил школу и вместе с приятелем подался на Соловки. Свершить давнюю мечту - море, там, на Соловецких островах располагалась школа юнг Северного флота. В самое пекло попал парень – довелось ему под свист пикирующих вражеских бомбардировщиков участвовать в долгом и полном опасностей переходе на транспорте «Вятка». Не робкого десятка оказался Борис, и вскоре его назначили командиром взвода в роте торпедных электриков. Ну и, естественно, кто же мог кроме него стать ротным запевалой! Победная весна сорок пятого застала его участником парада Победы на Неве в составе команды эсминца «Строгий». Потом служба в Кронштадте, возвращение в ставший родным Свердловск. Здесь он продолжил службу в качестве курсанта спецшколы ВВС, где, как сказано было в объявлении о приеме, давали кроме обмундирования еще и бесплатное питание. Именно здесь и решилась окончательно его судьба.

- Конечно, - делился он со мной воспоминаниями, - петь я продолжал самозабвенно, и мечту всерьез заниматься вокалом не бросал. А потому без отрыва от спецшколы, где, кстати сказать, я занимался в вокальном кружке, поступил на вечернее отделение Свердловской консерватории. И вот счастливый случай! - аккурат на выпускном вечере в спецшколе среди почетных гостей праздничного концерта оказался тогдашний командующий Уральским военным округом, прославленный маршал Жуков. Как сейчас помню, пел я «Грустные ивы» Блантера и «Эх, дороги…» Новикова. Видно запало в душу маршалу мое выступление, потому что, похвалив меня, он сказал: «Знаешь, авиация, кажется, проживет и без тебя. А вот песня…» Слова его оказались не просто пророческими. Вспомнил, наверное, обо мне Георгий Константинович, когда меня распределили в Серпуховском училище ВВС. Не успел я приступить к учебе, как пришла депеша: « Курсанта Штоколова Б.Т. откомандировать в Свердловск на дневное отделение консерватории».

Там Борис крепко задружил с долговязым голосистым парнем по имени Юра Гуляев. Потом пути их разошлись, Штоколов стал солистом Свердловского театра оперы и балета, Гуляев отправился на Украину, где долгие годы пел в театре оперы и балета имени Шевченко, потом в Большом. И всю жизнь они поддерживали теплые дружеские отношения.

Дорога на свердловскую оперную сцену для Штоколова не была устлана розами. Начинал там, будучи студентом консерватории, в качестве рабочего сцены – жить-то надо было на что-то.
- Не помните вашу первую роль?
- Это был Мефистофель в «Фаусте» Гуно. Потом Гремин в «Евгении Онегине», Сусанин, Дон Базилио, Рамзес в «Аиде» и, наконец, долгожеланный Борис в «Борисе Годунова» Мусоргского…

Конечно, такого певца не заметить нельзя было, и в 1959 году его пригласили в один из лучших театров мира – Ленинградский имени Кирова – сегодня Мариинский. Выходил на его сцену Борис Штоколов более тридцати лет, исполнив практически весь басовый репертуар – всего более чем в 45 операх русской и зарубежной классики. Но, конечно, всенародную любовь принесли певцу русские романсы. В его исполнении они приобретали ту неповторимую никем щемяще-хрустальную окраску, которая так волнует душу каждого, будя в ней самое сокровенное.

Не удержался, задал ему вопрос относительно его исполнения романса «Гори, гори, моя звезда». Штоколов задумался: «Понимаешь, я не встречал еще никого, кто бы равнодушно ему внимал. Главное - донести его душу до зала, не растряся ни капли того, что заложили в нем авторы».
- Но нечто подобное происходит с вашими слушателями и когда вы исполняете «Выхожу один я на дорогу» или «Ямщик, не гони лошадей»...
Кажется, ему стало изменять терпение:
- Разве я не понятно говорю: задача исполнителя, как говорится, не испортить песню… А вообще еще великий Глинка говорил, что самый прекрасный инструмент на земле – человеческий голос. Ни рояль, ни скрипка, ни виолончель ему не соперники….
Я не унимался:
-Ей Богу, последний вопрос, Борис Тимофеевич - не поделитесь секретом свежести звучания вашего голоса, несмотря на ваши 70?
- Боюсь, не каждому это интересно, но так и быть, пусть молодые учатся. Так вот, прекрасного звучания (звука) можно добиться только при широко раскрытой глотке – гортани, при этом с опорой звука на грудь-диафрагму. Я, например, постоянно надеваю для этого перед выходом на сцену широкий (16 см) кожаный пояс. Как это сделать? Постоянно тренировать расширение гортани на сильном зевке. Кстати, это упражнение я делаю в течение многих лет ежедневно. Уделяю этому не менее полутора часов в день. И пусть некоторые называют это фанатизмом, но я не устаю уделять полтора часа расширению гортани вглубь до корня языка, причем так, что в зеркальце могу увидеть не только надгортанник и голосовые связки. Что касается моего возраста… Понимаешь, лично я считаю, что у голоса нет старости. Не сочти это за лозунг, это мое жизненное убеждение, если хочешь, формула моей жизни, выработанная опытом.
- О чем мечтает народный артист, и чего ему в жизни не достает?
- Главным итогом своей жизни считаю то, что я все-таки открыл тайну искусства бельканто, о чем написал в своей книге «Гори, гори, моя звезда» - она вышла лет десять назад. Кроме того, есть видеофильм, где я делюсь своими вокальными секретами. Но, безусловно, останавливаться на этом не хочу. Вот приблизительный план моей дальнейшей творческой жизни. Прежде всего - продолжать петь, учить этому молодых. Ну и, конечно, самая большая программа на будущее – это записи. Хочу записать былины, довести количество русских народных песен, записанных мной, до ста. Есть в планах тематические записи: “Пушкин и Лермонтов в музыке”. Конечно, хочется успеть записать все вокальные произведения Чайковского, Рахманинова, Даргомыжского, Глинки, Римского-Корсакова. Отдельная мечта - неаполитанские песни, которые я посвятил бы кумиру своей юности Энрико Карузо…

Увы, из задуманного остался только голос, записанный на пластинках, аудио-, видеокассетах и память о его грандиозном сценическом успехе. Вечером, 6 января 2005 года Бориса Тимофеевича не стало. Осталась неосуществленной еще одна тайная мечта певца. Когда мы прощались в вагоне скоростного экспресса Москва-Санкт-Петербург, он вдруг сказал: «Вы тут все же ближе к Большому театру. Вот бы спеть на его сцене Бориса Годунова»…
«Великий русский бас», как его обозначают во многих энциклопедиях мира, не страдал звездной болезнью, а потому постеснялся сам попросить дирекцию Большого. Да и совсем другие времена тогда наступили в главном музыкальном театре страны. Не до Штоколова было. Сам наблюдал, как он, далеко не молодой человек, в аэропорту терпеливо, как простой смертный, сносил неудобства, вызванные задержкой рейса. Потом мало того, что таскал сам свой увесистый чемодан, так еще и брался помогать женщинам.…
Таким и запомнился он тем, кому посчастливилось с ним общаться: обласканным любовью миллионов, но удивительно простым и скромным в общении… А еще - пушкинские строчки в присущем только ему «исповедальном» исполнении: «Что смолкнул веселия глас…» Он и это мастерски умел делать…

 

НА СНИМКЕ: Борис Штоколов с автором заметок.

 

Анатолий Журин
19 марта 2017 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
19 октября
пятница
2018

В этот день:

Последнее плавание фрегата «Паллада»

19 октября 1852 года из Кронштадта отправился в плавание фрегат «Паллада» под командованием капитана И. С. Унковского с миссией вице-адмирала Е. В. Путятина в Японию.

Последнее плавание фрегата «Паллада»

19 октября 1852 года из Кронштадта отправился в плавание фрегат «Паллада» под командованием капитана И. С. Унковского с миссией вице-адмирала Е. В. Путятина в Японию.

 Секретарем адмирала согласился стать писатель Иван Александрович Гончаров, который вел общий журнал, занимался словесностью с гардемаринами по просьбе адмирала. А впоследствии написал путевые заметки.

Фрегат «Паллада» был заложен в Санкт-Петербурге 2 ноября 1831 года, спущен на воду 1 сентября 1832 года. Длина фрегата — 52,8 м, ширина — 13,6 м, вооружение — 52 орудия. Первым командиром фрегата был капитан-лейтенант П. С. Нахимов.

В 1852—1855 годах под командованием капитана И. С. Унковского совершил с дипломатической миссией вице-адмирала Е. В. Путятина плавание из Кронштадта через Атлантический, Индийский, Тихий океаны к берегам Японии. После окончания переговоров в Нагасаки фрегат направился к российским берегам, где, из опасений захвата англичанами в связи с началом Крымской войны, был затоплен в бухте Постовая Императорской (ныне Советской) гавани, где и находится на дне по сегодняшний день.

 

Авиаконструктор Михаил Симонов

19 октября 1929 года родился Михаил Петрович Симонов, генеральный конструктор ОКБ им. Сухого, лауреат Ленинской премии(1976), Герой России.

Авиаконструктор Михаил Симонов

19 октября 1929 года родился Михаил Петрович Симонов, генеральный конструктор ОКБ им. Сухого, лауреат Ленинской премии(1976), Герой России.

Он принимал участие в создании бомбардировщика Су-24, штурмовика Су-25, руководил постройкой спортивных самолётов марки «Су», но более всего известен как один из главных конструкторов истребителя Су-27 и некоторых его модификаций.

Интересный факт из биографии. В 1992 году на международном авиакосмическом салоне Фарнборо близ Лондона состоялась, пресс-конференция российской официальной делегации с участием двух генеральных конструкторов — Белякова («МиГ») и Симонова («ОКБ Сухого»). Ближе к концу конференции поднялся американский журналист и сообщил, что в России из-за либеризации розничных цен царит страшная инфляция, в магазинах ничего нет, «а у вас целых два блестящих истребительных конструкторских бюро — „МиГ“ и „Сухой“, вот если вы объедините их, то столько денег для вашего народа сэкономите…». В ответ на это Симонов заявил следующее: «Приятно и весьма интересно, что американская пресса интересуется жизненно важными для нас вопросами. Однако вынужден сделать одно небольшое замечание. Американцы считают, что мы сделали в свое время Су-24, конкурируя с „Дженерал Дайнэмикс“ и их бомбардировщиком F-111. Они также убеждены в том, что штурмовик Су-25 мы построили в противовес вашему A-10. А в случае с Су-27 тут и вообще деваться некуда — конкурировали с вашим F-15 „Игл“… Все это — чепуха! Названные самолеты созданы в „ОКБ Сухого“ с одной единственной целью — победить в конкуренции… генерального конструктора Белякова!…»

Маршал Бирюзов

19 октября 1964 года погиб в авиационной катастрофе Сергей Бирюзов (р. 1904), Маршал Советского Союза, командующий ракетными войсками СССР (1955—1963 гг.), Герой Советского Союза (1958), начальник Генштаба Вооружённых сил СССР (1963—1964).

Маршал Бирюзов

19 октября 1964 года погиб в авиационной катастрофе Сергей Бирюзов (р. 1904), Маршал Советского Союза, командующий ракетными войсками СССР (1955—1963 гг.), Герой Советского Союза (1958), начальник Генштаба Вооружённых сил СССР (1963—1964).

В РККА вступил добровольно 15 сентября 1922 г.: командир взвода (сентябрь 1926 г. — декабрь 1929 г.), командир роты (по июнь 1930 г.), начальник штаба учебного батальона (по апрель 1932 г.), командир батальона (по июнь 1934 г.), начальник штаба стрелковой дивизии (октябрь 1937 г. — апрель 1938 г.), начальник отдела в штабе Харьковского военного округа (по август 1939 г.). С августа 1939 комбриг Бирюзов — командир 132-й стрелковой дивизии.

Во время Великой Отечественной войны командир стрелковой дивизии (с августа 1939 г. по апрель 1942 г.), начальник штаба армии на Брянском фронте (по ноябрь 1942 г.). В течение первого года войны получил 5 ранений, в том числе два тяжёлых. С ноября 1942 г. по апрель 1943 г. — начальник штаба 2-й гвардейской армии Сталинградского (впоследствии Южного) фронта, с апреля 1943 г. — начальник штаба Южного (впоследствии 4-го Украинского) фронта, которым командовал Ф. И. Толбухин. Основные сражения Бирюзова: Донбасская операция, освобождение Крыма, Ясско-Кишинёвская операция, взятие Белграда. С октября 1944 г. — командующий 37-й армией (по май 1946 г.) и главный военный советник Болгарской армии, почётный гражданин Софии.

После мая 1946 г. генерал-полковник С. С. Бирюзов занимал посты: заместитель Главнокомандующего Сухопутными войсками по боевой подготовке (кратковременно, лишь по июнь 1946 г.), заместитель Главнокомандующего Южной группой войск и командующий 10-й механизированной армией (по июнь 1947 г.), командующий войсками Приморского военного округа (по май 1953 г.). Главнокомандующий Центральной группой войск (Австрия и Венгрия, 1953—1954), первый заместитель Главнокомандующего войсками ПВО (1954—1955). Затем маршал Бирюзов возглавил ПВО как Главком, одновременно являясь замминистра обороны СССР (1955—1962). В апреле 1962 переведён на пост главкома РВСН — ракетных войск стратегического назначения. В марте 1963 Бирюзов получил назначение на должность начальника Генерального штаба Вооружённых сил СССР и был повышен до первого заместителя министра обороны СССР.

19 октября 1964 года начальник Генштаба маршал Бирюзов погиб в авиационной катастрофе вблизи Белграда, на горе Авала. Иосип Броз Тито присвоил Бирюзову (участвовавшему в освобождении Югославии, а потом там погибшему) звание Народного героя Югославии посмертно. Его прах помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

 

Космонавт Рукавишников

19 октября 2002 года скончался Николай Николаевич Рукавишников, летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза.

Космонавт Рукавишников

19 октября 2002 года скончался Николай Николаевич Рукавишников, летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза.

 Инженер-физик по образованию, Николай Рукавишников стал первым гражданским командиром космического корабля.
Также впервые в истории космонавтики он вручную совершил посадку в аварийном режиме — в апреле 1979 при полёте на корабле Союз-33.

Родился в семье железнодорожников. Учился в средней школе № 8 в Томске. В 1951 году поступил в Московский инженерно-физический институт (МИФИ). В 1957 закончил факультет электронных вычислительных устройств и средств автоматики МИФИ и получил квалификацию инженера-физика по специальности «Диэлектрики и полупроводники». После окончания института работал в научно-исследовательском институте, в ОКБ-1 (КБ С. П. Королёва). В 1967 зачислен в отряд советских космонавтов (1967 Группа гражданских специалистов № 2 (дополнительный набор). Прошёл полный курс подготовки к полётам на кораблях типа «Союз» и орбитальных станциях типа «Салют». В 1965—1969 годах Рукавишников входил в группу советских космонавтов, готовившихся по советским программам облёта Луны Л1/«Зонд» и посадке на неё Л3. Полёт пилотируемого корабля «Зонд-7» по лунно-облётной программе был предварительно назначен на 8 декабря 1968 года. По предварительным назначениям, Рукавишников входил в состав главного экипажа. Но полёт был отменён, несмотря на то, что экипажи написали заявление в Политбюро ЦК КПСС с просьбой разрешить немедленно лететь к Луне для обеспечения приоритета СССР (американцы планировали аналогичный пилотируемый полёт на 21—27 декабря 1968 года). Дело в том, что предыдущие беспилотные полёты кораблей «Зонд» (Л1) были полностью или частично неудачными из-за неотработанности корабля и ракеты-носителя «Протон».

23 — 25 апреля 1971 года совершил свой первый космический полёт в качестве инженера-испытателя космического корабля Союз-10. (Н. Н. Рукавишников стал первым космическим инженером-испытателем). Программа полёта предусматривала трёхнедельную работу на борту орбитальной космической станции Салют-1. Однако из-за технических неисправностей работа на станции была отменена и полёт был прерван. После завершения полёта впервые была осуществлена ночная посадка космического корабля. Полёт продолжался 1 сутки 23 часа 45 минут 54 секунды.

2 — 8 декабря 1974 года совершил второй космический полёт в качестве бортинженера космического корабля Союз-16. В полёте были проведены испытания стыковочного узла, созданного по программе ЭПАС. Полёт продолжался 5 суток 22 часа 23 минуты 35 секунд.

10 — 12 апреля 1979 совершил свой третий космический полёт в качестве командира космического корабля Союз-33. Полёт проходил в рамках советско-болгарского проекта и предусматривал работу на борту орбитальной станции Салют-6. Из-за аварии двигателя корабля стыковка не состоялась и корабль совершил преждевременную посадку. Полёт продолжался 1 сутки 23 часа 1 минуту 6 секунд.

После ухода из отряда космонавтов работал заместителем начальника отделения НПО «Энергия». Председатель Федерации космонавтики СССР (1981—1991). Президент Федерации космонавтики России (1991—1999), a c 1999 года — её почётный президент.

Умер 19 октября 2002 от инфаркта. Похоронен в Москве на Останкинском кладбище.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии