RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Подвиг майора Дениса Ветчинова
14 августа 2015 г.

Подвиг майора Дениса Ветчинова

14 августа 2008 года майору Ветчинову Денису Васильевичу присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).
Последнее интервью Вячеслава Клыкова
2 июня 2014 г.

Последнее интервью Вячеслава Клыкова

2 июня 2006 года отошел ко Господу великий русский скульптор и патриот Вячеслав Михайлович Клыков
Це — Европа
16 июня 2014 г.

Це — Европа

Нет, это хуже: Европа, США и Украина в одном флаконе
Крым в марте 2014 года
5 апреля 2014 г.

Крым в марте 2014 года

Наш специальный корреспондент побывал в Крыму: публикуем его заметки
Женское мужество
7 марта 2016 г.

Женское мужество

Незадолго до праздника 8 Марта Президент России Владимир Путин подписал Указ о награждении медалью «За спасение погибавших» (посмертно) Вероники Андреевны Арефьевой и Татьяны Александровны Петуховой.
Главная » Герои нашего времени » Жизнь и приключения полковника Сенкевича

Жизнь и приключения полковника Сенкевича

4 марта 2017 года - 80 лет выдающемуся советскому путешественнику

Об этом необычном человеке рассказывает наш постоянный автор, который был хорошо знаком с Юрием Александровичем.
Жизнь и приключения полковника Сенкевича

В 1982 году народный артист СССР К.Ю.Лавров получил Ленинскую премию за исполнение роли В. И. Ленина в спектакле «Перечитывая заново…» на сцене Ленинградского Большого драматического театра имени М. Горького. Отметить это славное событие с друзьями-москвичами Кирилл Юрьевич решил в Малом зале старого Дома актёров ещё на улице Горького. Узнав об этом мероприятии, я взял бутылку шампанского, как часовые берут карабин, строевым шагом прошёл к сцене и громко попросил у собравшихся три с половиной (!) минуты внимания. Голос у меня, конечно, не такой сильный, как у Ричарда Львиное Сердце, от рыка которого приседали кони. Но хорошо подвыпивших гостей Лаврова умолкнуть я заставил. И в полной тишине произнёс здравицу в честь лауреата, который в моём капитанском звании служил в авиации на Дальнем Востоке. Реконструировать тот свой спич или хотя бы что-то внятное из него вспомнить не пытаюсь. Это невозможно сразу по двум очень существенным причинам: я был тоже слегка навеселе (а иначе бы вряд ли решился на подобное), и с тех пор прошло уже тридцать лет. Но, надо полагать, не самую отъявленную ересь я «глаголил», рассказывая, присутствующим о военной биографии артиста, если ровно через три с половиной минуты сорвал приличные аплодисменты. Алексей Баталов подошел к Лаврову, смачно расцеловал того и прочувствовано сказал:

 

- Спасибо тебе, Кирюша, за такую оригинальную точку в нашей сегодняшней встрече. Это, право, весьма необычно!

 

Изумленный Кирилл Юрьевич начал клясться и божиться, что он «ни сном, ни духом», что он «впервые в жизни меня видит». И то была сущая правда, но никто ему не поверил, а ко мне вдруг все потеряли всякий интерес. Отойдя в сторонку, я двумя руками, чтобы не расплескать содержимое, поднёс фужер шампанского ко рту. И в это время сзади себя услышал до боли знакомый бас: «Эк, ты, капитан, разволновался!». Передо мной стоял Юрий Сенкевич. Что-то я ему пролепетал тогда насчёт необычности звездной компании (Лавров действительно собрал у себя весь столичный бомонд), насчет собственной врожденной повышенной возбудимости. Добавив при этом, что, мол, хорошо вам судить при вашей-то известности, а я ведь впервые в жизни выступил перед такой звёздной публикой.

 

- Между прочим, я до сих пор боюсь телекамеры, - неожиданно признался Юрий Александрович. И тут уже наступил черёд мне удивляться:

 

- Неужели же вы не свыклись с тем, что являетесь всесоюзной и мировой знаменитостью?

 

- Просто я нормально отношусь к этому факту. Популярность никогда ещё никому не вредила, и те, кто на неё жалуются, кривят душой. Но вот я искренне убеждён: человек кончается тогда, когда начинает думать о себе в третьем лице, тем более, когда начинает кичиться своей известностью. Тут - пиши пропало. Он уже ничего хорошего людям больше не сделает, потому что сознательно или подспудно, что одно и то же, ставит себя выше других...

 

Мы ещё о чём-то говорили. Потом подошёл Кирилл Юрьевич, поблагодарил меня за оригинальный кунштюк, скрасивший вечер:

 

Страницы:   1 2 3 4  »

Комментарии:

А.Костенко 04.03.2017 в 17:56 # Ответить
Даже по прошествии стольких лет после ухода Юрия Сенкевича свет, который он излучал в изобилии, не рассеялся бесследно. Уже от одного упоминания имени этого неординарного во всех отношениях человека как-то светлее на душе становится.
Подобные публикации украшают сайт, делают его ещё более востребованным и популярным.
Поздравляю автора с очередной творческой удачей!
Андрей 04.03.2017 в 22:53 # Ответить
Как всегда, с большим удовольствием прочитал очерк Михаила Захарчука! Открыл для себя ранее неизвестные факты биографии Юрия Сенкевича. Спасибо!
Татьяна П. 05.03.2017 в 16:51 # Ответить
С грустной улыбкой прочла очерк Михаила Александровича.
Телепередача «Клуб кинопутешествий» была моей любимой.
Всегда восхищалась и сейчас восхищаюсь первопроходцами. Меня покоряют их смелость, бесстрашие, отвага.
Следила за ходом путешествия на папирусной лодке Ра.
И сейчас эти имена – Тур Хейердал и Юрий Сенкевич звучат, как далёкое и незабываемое, то, что мы очень хорошо знали, за что переживали. Это было событие, за которым следили люди всего мира.
Юрий Александрович Сенкевич был для моего поколения одним из когорты отважных исследователей, располагающим к себе телеведущим. Ему всегда верилось на слово.
С его уходом исчезло навсегда что-то очень родное, дорогое, чего сейчас не хватает. Светлая ему память.
Он - гордость наша.
Надо снимать о его жизни хорошие фильмы. Только без спец-эффектов. Он сам был уникален.
И его жизнь – это подвиг служения отечеству, науке, человечеству.
В.Леонидов 08.03.2017 в 10:50 # Ответить
Прочитал с удовольствием. Особенно ценно, что очерк Захарчука наполнен не какими-то общеизвестными фактами, а впечатлениями от личного общения с этим весьма неординарным человеком. Большинство у нас в стране знало его, как эдакого добродушного телеведущего, увлекательно рассказывающего о дальних странах, но это видимость, а вообще-то это был куда более сложный и многогранный человек с не очень-то простым характером. Из материала это хорошо видно. Спасибо!

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
16 августа
четверг
2018

В этот день:

Главный маршал авиации Павел Кутахов

16 августа 1914 года родился Павел Степанович КУТАХОВ (ум. 03.12.1984), главный маршал авиации, дважды Герой Советского Союза.

Главный маршал авиации Павел Кутахов

16 августа 1914 года родился Павел Степанович КУТАХОВ (ум. 03.12.1984), главный маршал авиации, дважды Герой Советского Союза.

Простой крестьянский парень из донской станицы, он стал одним из лучших пилотов Страны Советов, а потом и самым главным летчиком СССР.

В августе 1935 года Павел по комсомольскому призыву поступил в Сталинградское военное училище летчиков. Начинал летать на самолете «У-2». В 1938 году в звании лейтенанта прибыл в полк под Ленинградом. Вскоре он стал командиром звена истребителей. Во время войны с Финляндией Кутахов совершил 131 боевой вылет. В одном из боев был сбит и спустился на парашюте в тылу противника, пешком вернулся в расположение советских войск.

Во время Великой Отечественной войны участвовал в обороне Мурманска, Кандалакши и Кировской железной дороги. Сопровождал караваны транспортных судов ленд-лиза.

Был одним из известнейших летчиков-истребителей Карельского фронта. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года Кутахову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Всего за годы войны П. С. Кутахов совершил 497 боевых вылетов, провел 79 воздушных боев, в которых сбил 14 самолетов лично и 28 с напарниками.

После войны подполковник Кутахов ещё несколько лет командовал полком в Заполярье, а потом был направлен на Высшие офицерские летно-тактические курсы в Липецк. В 1957 году закончил Военную академию Генерального Штаба. В 1966 году ему, командующему авиацией Одесского военного округа, генерал-лейтенанту авиации, в числе первых было присвоено звание «Заслуженный военный летчик СССР». В 1967 году генерал-полковник авиации П. С. Кутахов был назначен первым заместителем главнокомандующего Военно-Воздушными Силами СССР. В марте 1969 года Маршал авиации Кутахов стал главнокомандующим ВВС СССР. В 1972 году ему было присвоено звание Главного маршала авиации. Кутахов летал на современных истребителях до 60-летнего возраста.

В 1984 году ему во второй раз присвоено звание Героя Советского Союза.

Умер 3 декабря 1984 года от обширного инсульта. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Подвиг экипажа Владимира Шарпатова

16 августа 1996 года экипаж российского самолёта «Ил-76» (командир Владимир Шарпатов), находившийся в плену у талибов больше года, совершил выдающийся подвиг - побег на своём же самолёте — через Иран в ОАЭ. После возвращения на Родину командир воздушного судна Владимир Ильич Шарпатов и второй пилот Газинур Гарифзянович Хайруллин были удостоены звания Героя России.

Подвиг экипажа Владимира Шарпатова

16 августа 1996 года экипаж российского самолёта «Ил-76» (командир Владимир Шарпатов), находившийся в плену у талибов больше года, совершил выдающийся подвиг - побег на своём же самолёте — через Иран в ОАЭ. После возвращения на Родину командир воздушного судна Владимир Ильич Шарпатов и второй пилот Газинур Гарифзянович Хайруллин были удостоены звания Героя России.

А Здор Александр Викторович — штурман, Аббязов Асхат Минахметович — бортинженер,
Вшивцев Юрий Николаевич — бортрадист, Бутузов Сергей Борисович — ведущий инженер,
Рязанов Виктор Петрович — ведущий инженер награждены орденами Мужества. О их подвиге снят фильм «Кандагар».

3 августа 1995 года самолёт Ил-76ТД бортовой номер RA-76842, принадлежавший казанской компании «Аэростан», с семью членами экипажа на борту по заказу правительства в Кабуле, в рамках межправительственного соглашения с Албанией, совершал коммерческий рейс по маршруту Тирана — Кабул (Баграм) с грузом стрелковых боеприпасов. Фактическим получателем груза был «Северный альянс», авиабаза Баграм контролировалась силами злейшего врага «Талибана» Ахмад Шах Масуда. Сходные рейсы в Баграм, в частности, из Шарджи, экипаж выполнял неоднократно, перевозя самые разные грузы. Рейс из Тираны с боеприпасами был третьим после двух таких же, вполне успешных. Над Афганистаном самолёт был перехвачен истребителями движения «Талибан» и был принужден совершить посадку в районе Кандагара под предлогом досмотра груза. Среди формально разрешённых к перевозке стрелковых боеприпасов был обнаружен ящик с запрещёнными к перевозке снарядами.

Более года (378 дней) члены экипажа самолёта находились в плену в очень тяжёлых условиях, мучаясь от жары, нехватки воды и плохой пищи. Психологическое состояние экипажа тоже было очень тяжёлым: они всерьёз опасались за свою жизнь, так как были захвачены при перевозке оружия врагам «Талибана». С другой стороны, они долго не замечали никаких существенных усилий со стороны российских властей по вызволению их из плена. Талибы предлагали им перейти в ислам с обещаниями облегчить участь. Связь с Россией удавалось поддерживать, в частности, через Тимура Акулова, представителя президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Попытка Акулова обменять пленников на запчасти к вертолётам не удалась. С другой стороны, удалось добиться права на редкие личные встречи, в том числе с другими представителями российских властей в Афганистане и Пакистане, и передачу почты, что позволило обговорить детали возможного побега. Экипаж смог убедить талибов в том, что весьма ценный самолёт требует периодического технического обслуживания. За отсутствием собственных специалистов, экипажу было позволено, время от времени, под вооружённым конвоем, поддерживать самолёт в работоспособном состоянии.

И вот 16 августа 1996 года при очередном техобслуживании (в частности, поводом к нему послужило повреждённое колесо шасси) экипаж запустил двигатели и взлетел, воспользовавшись ослаблением бдительности на аэродроме из-за пятницы и времени молитв. Аэродромные службы пытались воспрепятствовать взлёту, но безуспешно. Самолёт-истребитель поднят в воздух не был. Конвоиров, которых было меньше, чем обычно, удалось обезоружить и связать. Топлива на полёт хватило, так как самолёт перед рейсом в Кабул был заправлен с расчётом на обратный рейс, и топливо слито не было. Для большей скрытности самолёт уходил из Афганистана на запад, в Иран (а не на север, в Россию), причём на предельно малых высотах. Авиадиспетчеры Ирана, как это было оговорено заранее, пропустили самолёт в своё воздушное пространство, в дальнейшем самолёт беспрепятственно прилетел в ОАЭ, в Шарджу.

В ночь с 18 на 19 августа российские лётчики благополучно вернулись в Казань. 22 августа того же года был подписан указ о награждении экипажа, командиру корабля и второму пилоту было присвоено звание Героев России, а все остальные члены экипажа были награждены орденами Мужества. Члены экипажа самолёта: Шарпатов, Владимир Ильич — командир воздушного судна, Хайруллин, Газинур Гарифзянович — второй пилот, Здор, Александр Викторович — штурман, Аббязов, Асхат Минахметович — бортинженер, Вшивцев, Юрий Николаевич — бортрадист, Бутузов, Сергей Борисович — ведущий инженер,

Рязанов, Виктор Петрович — ведущий инженер. (Википедия)

Диакон Вячеслав Луканин

16 августа Русская Православная Церковь воздает память священномученику Вячеславу (Луканину), погибшему в этот день в 1918 году.

Диакон Вячеслав Луканин

16 августа Русская Православная Церковь воздает память священномученику Вячеславу (Луканину), погибшему в этот день в 1918 году.

Вячеслáв Геóргиевич Лукáнин относится к роду потомственных русских священников, до революции был диаконом Пермской и Екатеринбургской епархий РПЦ. Прославлен как священномученик и причислен к Собору новомучеников и исповедников Российских 17 июля 2002 года. Память священномученика Вячеслава совершается в день его кончины — 3 / 16 августа. Он был убит богоборцами прямо в храме во время молитвы выстрелом в спину.

 

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии