RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Военная жилка Кирилла Лаврова
15 сентября 2015 г.

Военная жилка Кирилла Лаврова

15 сентября 2015 года исполнилось 90 лет выдающемуся советскому и российскому актёру театра, кино, телевидения
Прощай, Жора!
25 сентября 2018 г.

Прощай, Жора!

На 79-м году ушёл из жизни военный журналист, полковник Георгий Дмитриевич Рябоконь
Генерал Сорви-голова
15 февраля 2014 г.

Генерал Сорви-голова

Беседа с командующим ВДВ Героем Российской Федерации Владимиром Анатольевичем Шамановым
В российской политике мужиков мало...
13 апреля 2016 г.

В российской политике мужиков мало...

Зато есть великолепная женщина, которая показывает пример героизма мужчинам или тем, кто таковыми называется
Безсмертного полку прибыло!
8 мая 2016 г.

Безсмертного полку прибыло!

В канун Дня Великой Победы Россия проводила в вечный путь своего верного сына Александра Прохоренко, который своим геройским поступком на поле боя доказал: нынешнее поколение русских людей достойно приняло эстафету Подвига у фронтовиков
Главная » Герои нашего времени » Отстоявший все вахты Отёкин

Отстоявший все вахты Отёкин

Бывшему многолетнему ответственному редактору газеты Тихоокеанского флота «Боевая вахта» капитану 1 ранга Юрию Петровичу Отёкину - 70 лет.

Замечательный мужик, большой мой друг по жизни, человек редчайшей скромности и порядочности, волосатый и лысый одновременно.
Отстоявший все вахты Отёкин

 Мы впервые познакомились при поступлении в Военно-политическую академию имени В.И.Ленина. И с тех пор, слава Богу, не расстаёмся. То есть, в переносном смысле, фигурально выражаясь. А так, по жизни Юру, как бросили на Дальний Восток, так он оттуда и на пенсию отправился. Но связь наша духовная никогда не прекращалась. Юрка писал мне чудные письма ровно стоящими, аккуратно выводимыми буквами. Было в них много смысла, мудрости житейской и всегдашней летучей иронии: «Приветствую, Мишель! А сделай-ка ты мне, брат, большое полотно о самой красивой и самой обаятельной актрисе советского кино – Остроумовой. Но чтобы при этом было видно, что она не чурается человека в погонах. Для этого поставь в центр повествования её лучшую, с моей точки зрения, роль Жени Комельковой. Я сколько раз смотрю её и всегда затрудняюсь сказать, чего больше в этой красивейшей девушке, которой одинаково к лицу и белое бальное платье, и солдатская гимнастерка, - удали или женского обаяния, ненависти к врагу или доброты сердечной, душевной красоты или духовной силы. Знаю лишь, что с этой ролью наш советский кинематограф приобрел одну из самых колоритных фигур, полно раскрывающих подвиг народа в войне. Ну, и заодно передай Ольге Михайловне, что во Владике есть такой лысый капитан первого ранга, её преданный воздыхатель».

Разумеется, я выполнил просьбу друга буквально. Остроумова посмотрела его фотографию и заметил: «Очень добрый человек». Говорю: «Ты даже не представляешь, насколько в точку попала». Впрочем, и я сам вряд ли мог тогда постичь всю масштабность альтруизма друга, непостижимые размеры его христианской душевной щедрости. Много лет спустя, когда Отёкин уволился из кадров и приехал на ПМЖ в родной Владимир, тяжко заболела его мать, потеряв и рассудок, и память. Долгие годы он ухаживал за больной, не покидая её более, чем на час. И это при том, что у него есть родная сестра, проживающая не в большой дали от родной матери.

В годы отёкинского редакторства я писал ему материалы часто и на самые различные темы. Он, к примеру, опубликовал мою повесть о Владимире Высоцком. Тогда окружные и флотские газеты ещё выплачивали авторам весьма приличные гонорары. Так что получал и я сполна за свои труды. Однако наиболее удачные мои публикации Юрий Петрович отмечал особо: присылал всякий раз авиапосылкой большую вяленую рыбину. Естественно, оформляя эту инициативу соответствующим шутейным приказом по редакции. Когда друг приезжал в столичную командировку, всегда останавливался у меня. Мы всласть наговаривались до следующего его приезда. В такие случаи я обязательно доставал «Особую папку Отёкина».

Тут следует заметить, что ещё из академических времён Юрка вёл регулярные жизнеописания в стихах каждого из нас, действуя по принципу: ни одного дня рождения без стихотворения. А ещё он сочинял юморные «справки-разрешения», как говорится, на все случаи жизни. Типа того, что «разрешается Караулову Ю.Н. высказывать всюду вслух его нетленные мысли», «Кричевцову А.Я. разрешается крыть матом всех носильщиков на Белорусском, Киевском и Казанском вокзалах столицы», а «капитану Александру Ермилову не возбраняется обильно потеть под мышками в любое время года». Словом, все наши промахи, досадные бытовые просчеты, несуразности в характерах Юрка оформлял в забавные бумаги-канцеляриты.

Был среди нас слушатель, наречённый Отёкиным, как Вася Гнилов. Человек, мягко говоря, не сильно перегруженный интеллектом, он утверждал в семье свой авторитет, в том числе, и рукоприкладством, и бытьём посуды. Что тоже нашло отражение в Юркиных поэтических упражнениях: «Ентой ночью стало мне неловко-/ Я на двор сходить никак не мог/ Поднялось давление в головке/ От моих давно не мытых ног./ Я разбил тарелок на червонец,/ Из макушки вырвал шерсти клок,/ Все таблетки принял от бессонниц/ И уснул, свалившись на порог./ Снилось мне: десятки баб потливых/ до кровей из-за меня дрались.../ Я проснулся липкий и сопливый/ И хотел начать сначала жизнь.../ Путь безгрешный мне б начать отсюда,/ Но судьбу проклятую кляня./ Вспомнил вдруг: еще не вся посуда/ Перебита в кухне у меня!»

Почему и я вспоминаю об этих весёлых проказах Музы Отёкина? Да потому, что, оказывается, Юрка всё это время кропал стихи и для души собственной, которая у него большая, как у теленка. «Год уходит…Одета в белое,/ По орбите Земля летит./ Вместе с ней пролегли в грядущее/ И мои, и твои пути./ Я гляжу на природу зимнюю/ И опять живу в мире грёз./ Млечный Путь мне порою кажется/ Светлым блеском твоих волос./ Каждый день о тебе я думаю…/ Может быть, и не знаешь ты,/ Что в году, уходящем в прошлое/ Стала частью моей мечты».
Издал их лишь после того, как уволился с должности ответственного редактора газеты «Боевая вахта» Тихоокеанского флота. Видно, раньше совесть парню не позволяла воспользоваться «служебным положением». Которым, кстати бы, никто его и не упрекнул. Авторитетом в военно-морском журналистском коллективе Юрий Петрович пользовался и заслуженным, и непререкаемым. Более, чем о многом говорит заметка, которую пять лет назад я случайно прочитал в газете «Боевая вахта»: «23 октября боевахтинцы достойно отметили 65-летие капитана 1 ранга в отставке Юрия Петровича Отёкина.

Флотскую службу он начал на Камчатке матросом электромеханической боевой части подводной лодки. После окончания Киевского высшего военно-морского политического училища бывшему подводнику тихоокеанцу довелось ходить в дальние походы на черноморских крейсерах. Первые рассказы Юрия Отёкина о суровой романтике корабельной службы привели его в военную печать, по волнам которой он прошёл, окончив по пути ВПА имени В.И.Ленина, от «мостика» редактора крейсерской газеты до «штурвала» ответственного редактора газеты Тихоокеанского флота «Боевая вахта». Как опытный капитан, Юрий Петрович 12 лет вёл флотскую газету верным курсом сквозь штормы перестройки и ураганы реформ. Воспитал десятки талантливых журналистов, работающих сегодня в ведущих российских и зарубежных СМИ. Уволившись в запас с флотской службы, Юрий Отёкин работал обозревателем в газетах «Боевая вахта» и «Красный воин». И в настоящее время публикует очерки, статьи о защитниках Отечества, издаёт книги, пишет стихи. Проживая в городе Владимире, не теряет связь с родной газетой. В день рождения коллектив «Боевушки» направил юбиляру телеграмму: «Дорогой Юрий Петрович! Сердечно поздравляем вас с 65-летием! Желаем вам доброго здоровья, яркого творчества и семь футов под килем!» БОЕВАХТИНЦЫ.

Что тут могу добавить? Не многие мои однокашники, которым посчастливилось в своё время командовать воинскими творческими коллективами, сумеют похвастаться такой завидной и благодарной памятью бывших своих подчинённых. Более чем уверен я, что боевахтинцы не пропустят и нынешний юбилей своего редактора.

…Юрке сейчас, знаю определённо, трудно живётся: болячки всякие и вообще. Но ведомо мне и то, что он, как всегда, не теряет жизненного оптимизм, той своей врождённой, нутряной мудрости, которой никакие годы не прибавят и никакие болячки не убавят.

С большим юбилеем тебя, старина! И тех самых футов тебе, что желали боевахтинцы!

Твой всегда Михаил Захарчук – МАЗ.

 

.
23 октября 2017 г.

Комментарии:

Наталья 26.10.2017 в 10:13 # Ответить
Талантливый и светлый человек! Оптимист, ещё и трудяга, 70 лет!!! Здоровья и долгих лет жизни!
Сергей Шакунов 27.09.2019 в 17:46 # Ответить
Светлейшей души Человек! Мой дорогой Друг!

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
18 октября
пятница
2019

В этот день:

Крепость Кронштадт

18 октября 1723 года на острове Котлин Петром I заложена крепость Кронштадт, главная база Балтийского флота, «… которая заключала бы в себя весь город и все портовые сооружения, и служила бы делу обороны со всех сторон».

Крепость Кронштадт

18 октября 1723 года на острове Котлин Петром I заложена крепость Кронштадт, главная база Балтийского флота, «… которая заключала бы в себя весь город и все портовые сооружения, и служила бы делу обороны со всех сторон».

Тогда же и город на острове Котлин был назван Кронштадтом, что означает «Город—крепость» или «Укреплённый город».

В 1723—1747 годах построена центральная крепость, окружающая Кронштадт с моря и суши. В январе 1733 года при морском госпитале открылась госпитальная лекарская школа — первое военно-морское медицинское учебное заведение страны.

После катастрофического пожара 23 июля 1764 года Кронштадт восстанавливался по генеральному плану, составленному архитектором С. И. Чевакинским. В 1783 году Екатерина II хотела перевести адмиралтейство из Санкт-Петербурга в Кронштадт; комплекс зданий Кронштадтского адмиралтейства был построен в 1780—1790-х годах по проектам архитекторов М. Н. Ветошникова, В. И. Баженова и Ч. Камерона. Павел I отменил этот проект. В 1786 году открылось Морское офицерское собрание, ставшее центром культурной жизни Кронштадта.

Тарутинский бой

18 октября 1812 года в районе села Тарутино Калужской области произошло сражение между русскими войсками под командованием фельдмаршала Кутузова и французскими войсками.

Тарутинский бой

18 октября 1812 года в районе села Тарутино Калужской области произошло сражение между русскими войсками под командованием фельдмаршала Кутузова и французскими войсками.

 Победа при Тарутине была первой победой русских войск в Отечественной войне 1812 года после Бородинского сражения. Успех укрепил дух русской армии, перешедшей в контрнаступление.
Цель Тарутинского боя не была достигнута полностью, но её результат оказался успешным, и ещё большее значение имел успех для подъёма духа русских войск. Прежде в ходе войны ни в одном сражении у любой из сторон (даже при Бородино) не было такого количества захваченных пушек, как в этом — 36 или 38 орудий. В письме царю Александру I Кутузов сообщает о 2 500 убитых французах, 1 000 пленных, и ещё 500 пленных на следующий день взяли казаки при преследовании. Свои потери Кутузов оценил в 300 убитых и раненых.

 

 


Первый лайнер Аэрофлота

18 октября 1929 года состоялся первый полёт пассажирского самолёта «К-5» конструктора К. А. Калинина. «К-5» стал первым российским пассажирским самолётом, который строился большой серией.

Первый лайнер Аэрофлота

18 октября 1929 года состоялся первый полёт пассажирского самолёта «К-5» конструктора К. А. Калинина. «К-5» стал первым российским пассажирским самолётом, который строился большой серией.

 Основной самолёт Аэрофлота до 1940 года. Всего было построено 258 самолётов этого типа.

К разработке «К-5» Калинин приступил в 1926 г., прототип был построен в 1929 г. Машину подняли в воздух пилот М.А. Снегирёв и бортмеханик П.Н. Власов. В качестве третьего члена экипажа полетел сам Калинин. Случилось это на харьковском аэродроме "Сокольники". Самолёт оказался лёгок в управлении, хорошо слушался руля. 30 мая 1930 К-5 перелетел в Москву, где выдержал экзамен перед государственной комиссией. Госкомиссия установила, что самолёт вполне отвечает предъявленным требованиям. Дальность до 1000 км, скорость до 200 км в час.

 

Арест Рихарда Зорге

18 октября 1941 года в Токио в результате предательства был арестован советский разведчик Рихард Зорге.

Арест Рихарда Зорге

18 октября 1941 года в Токио в результате предательства был арестован советский разведчик Рихард Зорге.

Японские радиопеленгаторы регулярно засекали выходившую в эфир радиостанцию группы Зорге. Засечь точно работающий передатчик, или даже приблизиться к нему достаточно близко, японцам так и не удалось. Мнение о провале группы как следствие успешно работавших пеленгаторов — это не более чем художественный вымысел. Первая радиограмма была перехвачена в 1937 году. С тех пор донесения перехватывались регулярно. Однако, расшифровать ни одну из перехваченных радиограмм японцы так и не смогли.

И только после того, как на первом же допросе радист Макс Клаузен выдал всё, что он знал о кодах шифрования, японцы смогли расшифровать и прочитать всю подборку перехваченных донесений за несколько лет. Эти донесения фигурировали в материалах следствия, и по ним обвиняемые давали свои пояснения.

Всего по делу группы Зорге было арестовано 35 человек, привлечено к суду 17. Дознание длилось до мая 1942 года. 16 мая 1942 года официальные обвинения были предъявлены первым 7 обвиняемым: Зорге, Одзаки, Максу Клаузену, Вукеличу, Мияги, Сайондзи и Инукаи. Остальным обвинения были предъявлены позднее. Приговоры основным обвиняемым были вынесены 29 сентября 1943 года. Зорге и Одзаки были приговорены к смертной казни через повешение, Вукелич и Клаузен — к пожизненному тюремному заключению, Мияги умер в тюрьме ещё до вынесения приговора. Подробно: http://rosgeroika.ru/podvigi-v-nasledstvo/2013/september/povesit-na-royalnoj-strune?searched=%D1%80%D0%B8%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B4+%D0%B7%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B5&advsearch=allwords&highlight=ajaxSearch_highlight+ajaxSearch_highlight1+ajaxSearch_highlight2

 

«Интервью» у Венеры

18 октября 1967 года межпланетная станция «Венера-4», запущенная 12 июня 1967 года, достигла цели.

«Интервью» у Венеры

18 октября 1967 года межпланетная станция «Венера-4», запущенная 12 июня 1967 года, достигла цели.

Спускаемый аппарат с набором научной аппаратуры благополучно отделился и впервые в истории космонавтики провел прямые измерения состава атмосферы Венеры при спуске в ней на парашюте.    Спускаемый аппарат мог работать при температуре вплоть до +425°C и при давлении до 10 атмосфер, причем для увеличения шансов на успех он десантировался на ночную сторону планеты. Перед стартом он был подвергнут стерилизации с целью предотвращения переноса на Венеру земных микроорганизмов.

Сигнал прекратился внезапно через 95 минут после начала спуска, на 25-26 км ниже начальной точки, когда за бортом было +280°C и 15 атмосфер. Сначала всем казалось, что это и был момент посадки и что «Венере-4» удалось дойти до поверхности в рабочем состоянии. И лишь через несколько недель стало ясно, что в действительности на высоте около 28 км аппрарат был раздавлен атмосферным давлением, оказавшимся намного больше предусмотренного при конструировании станции.

Лишь «Венера-7», запущенная 17 августа 1970 года, благополучно достигла поверхности планеты. Она разрабатывалась и строилась с учетом опыта полетов предыдущих АМС. Спускаемый аппарат был сконструирован заново, и он должен был работать не менее 30 минут на поверхности при температуре до +540°С и давлении до 150 атмосфер. Теоретические значения, полученные для поверхности планеты были такими: 500°С и 100 атмосфер, так что спускаемый аппарат был построен с запасом. На всякий пожарный случай.

Спустя 120 суток после старта, 15 декабря 1970 года, станция «Венера-7» достигла планеты.

15 декабря в 8 часов 34 минут 10 секунд спускаемый аппарат впервые в мире совершил мягкую посадку на поверхность Венеры. В общей сложности он передавал на Землю информацию в течение 53 минут, в том числе около 20 минут непосредственно с поверхности Венеры. Измеренная температура у поверхности Венеры составила 475°±20°С; она соответствовала давлению 90±15 атмосфер.

В 1975 году спускаемый модуль зонда "Венера-9" передал первые черно-белые фотографии поверхности планеты. И, наконец, первые цветные изображения были получены в 1982 году "Венерой-13".

Американцы далеко отстали от СССР в исследовании Венеры. Лишь в 1967 году через день после посадки советской "Венеры-4" мимо планеты на расстоянии 4000 км пролетел американский "Маринер-5". На околовенерианскую орбиту впервые США вышли с помощью аппарата «Пионер-Венера-1», запущенного 20 мая 1978 года, который проработал до августа 1992 года и осуществлял, в частности, радиолокационное картографирование планеты.

Американская пресса вынуждена была констатировать: "Русские побили США в борьбе за очень большое количество первых мест в освоении космоса: первые спутники, запуск первых животных и первого человека, первый выход в открытый космос, первая посадка зонда на Марсе, первый зонд к Венере, первая орбитальная станция, первый полет вокруг Луны».

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии