RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

 35 лет назад ушёл из жизни М.И.Жаров
16 декабря 2016 г.

35 лет назад ушёл из жизни М.И.Жаров

Михаил Иванович был народным артистом СССР, Героем Социалистического Труда, имел 7 высших орденов страны, пять медалей, три Сталинских премии.
Кто повесил советника президента СССР
24 августа 2016 г.

Кто повесил советника президента СССР

24 августа 1991 года в своем кремлевском кабинете был найден мертвым Маршал Советского Союза Сергей Федорович Ахромеев
Подводная преисподняя
24 февраля 2016 г.

Подводная преисподняя

24 февраля 1972 года на подводной атомной ракетной подводной лодке К-19 произошла страшная авария
Сегодня - свобода, завтра - смерть
14 марта 2014 г.

Сегодня - свобода, завтра - смерть

Посоветовавшись с Обамой, Яценюк заявил, что его кабинет готов к усилению полномочий Крыма в украинском парламенте
Пополнение Средиземноморской эскадры
9 апреля 2017 г.

Пополнение Средиземноморской эскадры

8 апреля 2017 года фрегат "Адмирал Григорович" присоединился к постоянной группировке ВМФ России в Средиземном море
Главная » Герои нашего времени » Певец мужества Иосиф Кобзон

Певец мужества Иосиф Кобзон

11 сентября 2017 года этому замечательному артисту исполнилось 80 лет

О нём в эти дни написано много, мы возьмем только военно-патриотический аспект.
Певец мужества Иосиф Кобзон

Когда я впервые поехал в Афганистан, один командир полка рассказал, как у него в части выступал Кобзон. Открытую сцену, на которой артист пел, обстреляли душманы. Лишь по счастливой случайности никто не пострадал, хотя все прожекторы были взорваны. Группа десантников тут же кинулась преследовать нападавших, но Кобзон концерта не прервал. Только попросил командира укрыть оркестрантов, за которых, говорит, я головой отвечаю. А сам продолжал петь на кузовах автомобилей три часа кряду. Вернулись преследователи, так он ещё и им спел.

В Афганистане Кобзон побывал восемь раз! Об этих «боевых гастролях» рассказывает мой старый друг Михаил Лещинский, бывший корреспондентом советского телевидения в Афганистане: «Ты просил меня вспомнить о встречах с Иосифом Кобзоном в Афганистане. Конечно, проще всего было бы рассказать о том, как много раз он приезжал на гастроли в действовавшую армию, летал со своей бригадой на вертолётах и военно-транспортных самолётах в разбросанные по всей стране гарнизоны, пел под аккомпанемент «духовских» обстрелов и грохот нашей артиллерии, бьющей по "плановым" целям, под пыльным небом знойной пустыни и на холодных отрогах Гиндукуша. Конечно, всё это было, и за всё честь и хвала артисту и его товарищам, их мужеству и самоотверженности.

Однако, мне хотелось бы вспомнить несколько эпизодов, из которых, как в художественном фильме, складывается общая картина. Множество раз за прошедшие десятилетия мне доводилось в разных местах и по разным поводам встречаться с ветеранами афганской войны. И часто среди обычных для таких встреч воспоминаний о пережитом на войне кто-то скажет: а у нас тоже был Кобзон. Причём, даже с гордостью произнесёт: вот, мол, завидуйте! И, действительно, завидовать было чему. Представьте эту ежедневную и ежечасную тяжёлую, кровавую военную работу, которую вдруг озаряет прикосновение Родины, её песни, её голос. А, именно, так и воспринимались выступления Иосифа. Он с коллегами всегда выходили на публику в своих строгих концертных костюмах, словно происходило это не в богом забытом краю, а на лучших столичных эстрадах. И работали они часами, зная, что значит их исполнение для бойцов. А ещё Иосиф всегда привозил с собой множество подарков: пластинки, кассеты, магнитофоны, гитары. Каждый концерт, обычно, заканчивал словами: «До встречи на Родине. Приходите на мои концерты. Вам не надо никаких билетов. Просто скажите администратору: «Пароль Кабул». И это срабатывало. Сам был тому свидетелем в Москве, когда на концерт в зал "Россия" таким путём прошёл молодой офицер-десантник. Завидев его в зале, Кобзон вытащил парня на сцену и торжественно представил публике: «Ветеран афганской войны лейтенант Андрей Ивонин». Иосиф называл его "сынок". А познакомились они во время концерта в 103-й дивизии ВДВ. После выступления к певцу подошёл молодой солдатик и сказал, что мечтает стать офицером, попросил посодействовать. Певец обещал и слово своё сдержал. Андрей закончил Рязанское училище ВДВ и лейтенантом вернулся в Афган, стал кавалером боевых наград. Такая вот история.

Но, наверное, самые щемящие воспоминания о выступлениях Иосифа в военных госпиталях. Не видевшим этого достаточно вспомнить кадры подобных событий из хроники Великой Отечественной войны: всё было также. И чувства, и эмоции те же. А ещё после каждого концерта артист обходил палаты тяжелораненых и пел для них отдельно. Кстати, в первые годы после Афгана Кобзон стал инициатором проведения двух 15-часовых (!) благотворительных телемарафонов, все средства от которых пошли на помощь инвалидам войны и семьям погибших. Ну, а возвращаясь к афганским воспоминаниям, хочу рассказать о последнем концерте, который дал Народный артист на той войне. Это было накануне завершения вывода наших войск в районе сосредоточения последних боевых колон вблизи афгано-советской границы. Огромная площадка была заполненную боевой техникой. На пыльной броне разместились сотни солдат и офицеров, только что прошедших последние километра по военным дорогам. А в центре гагинтской арены стоял КаМАЗ с опущенными бортами. И на эту "сцену" вышел изысканно одетый Иосиф Давыдович со своим ансамблем. Кажется, никогда мне не приходилось слышать таких шквальных аплодисментов. Афганцы ведь знали, что артисты шли с бронёй до границы от временного штаба армии в Найбабаде. Тогда, кстати, впервые прозвучала песня Пахмутовой и Добронравова "Возвращение", специально написанная к этому событию. Тогда же была сделана и эта неказистая с виду фотография. Но, Боже Ты мой, как же счастливы и радостны мы были!

И ещё одно, очень личное, воспоминание. В конце 1985-го года я попросил Иосифа передать с оказией искусственную ёлочку - Новый год на носу, а в Афгане такие северные деревья не растут. Просьбу певец исполнил, да ещё вдобавок огромную коробку игрушек прислал. С этой ёлкой и встречали мы с женой Адой все четыре наших Новых года на афганской земле. Улетая из Кабула, не смог я её бросить. Разобрал и упаковал с аппаратурой. Ты не поверишь, но эта ёлочка до сих пор каждый Новый год занимает почётное место в нашем доме, напоминая о всём пережитом на войне. И - о хорошем человеке, очень близком нашем друге Иосифе Давыдовиче Кобзоне».

Согласитесь, читатель, не каждый из тех наших, советских исполнителей мог бы похвастаться такой «боевой афганской биографией», потому что немногие в Афган-то и стремились. И на Чернобыльской АЭС я, военный спецкор ТАСС, встретил Кобзона одним из первых. А ещё он пел на всех, начиная с Братской ГЭС, всесоюзных ударных стройках! В бывшем Советском Союзе Иосиф Давыдович вообще объездил все крупные воинские гарнизоны от Бреста до Камчатки, где выступил с шефскими (читай – бесплатными) концертами более полутора тысяч раз! Такой цифрой не мог бы похвастаться никто ни в бывшем СССР, ни в нынешней России. Да, пожалуй, и в целом мире.

Правда, нынче наступили иные времена. Подобной неуемной творческой жизни мало сказать не дивятся, не восторгаются, но даже и осуждают её. Дескать, тоже выискался – соловей социализма. Ну, стало быть, и Кобзон, по примеру многих приспособленцев от искусства мог бы поумерить свой пыл, залечь на дно или хотя бы перелицевать свои воззрения. Опять же, как это сделали многие его коллеги. Но не таков Иосиф человек. Благодаря Провидению, он ни на йоту не изменился в своей человеческой, гражданской и творческой ипостасях даже заработав в бизнесе миллионы, даже заседая в Думе пять созывов кряду.

- Хотя это ответ не полный, Иосиф Давыдович и потому всё же расскажите, почему вы в прошлые годы так много выступали и почему сегодня так стремитесь к активной, в том числе и политической, жизни?

- Знаешь, на Руси издревле ни одно большое, стоящее дело не обходилось без песни. Почитай, у Гоголя очень хорошо сказано на сей счёт. Конечно, я всегда отдавал себе отчёт в том, что, скажем, на социалистических стройках нужны были, прежде всего, квалифицированные рабочие, в Афганистане – отлично подготовленные бойцы, в Чернобыле - толковые специалисты-медики и химики. Но и в том, и в другом, и в третьем случаях всем им, как воздух, и я нисколько не преувеличиваю, нужно было настоящее искусство хотя бы потому, что настоящей оплаты за свой труд они не получали. А в искусстве они разбирались прекрасно. И я был горд, счастлив тем, что такие люди испытывали необходимость в моем творчестве. Это, во-первых.

Во-вторых, я, наверное, по складу характера такой, что испытываю постоянную потребность встречать новых людей, общаться с ними. И, как правило, мои знакомства одной встречей не заканчиваются. Мне часто пишут со всех концов России, ближнего, дальнего зарубежья. Я совершенно искренне горжусь своей дружбой со многими строителями тех же всесоюзных строек, с первоцелинниками, с космонавтами, солдатами, офицерами, выполнявшими свой интернациональный долг в Афганистане. Это чувство своей, хоть и небольшой, но сопричастности со многими волновавшими всю страну событиями, было очень важным, если не решающим стимулом в моем творчестве. Я не отделяю, далее, свою судьбу от нашего общего прошлого, даже если оно с дистанции прожитых лет не во всём видится безупречным. Не могу и не хочу жить без ощущения прочной связи времен.

Сегодня расхожая доблесть говорить о режимах, при которых мы жили исключительно осуждающе, в тёмных, а то и зловещих красках. Я те режимы тоже не собираюсь ни защищать, ни оправдывать. Но нельзя же, осуждая режим, заодно осуждать и охаивать патриотические чувства людей, которые были, есть и будут при любых руководителях. И творческие достижения народа нельзя принижать, тем более, что во многих случаях они сегодня просто недостижимы. Я не стесняюсь об этом говорить, не причисляя себя ни в коем случае к консерваторам. И если столько раз выдвигал свою кандидатуру в народные депутаты, то и по причинам, вышеизложенным в том числе. И, прости мою самонадеянность, знаю, верю, что люди меня поддержат. И они меня поддерживают. Они же прекрасно знают, что ни себе, ни им я не изменю. Мы сейчас все наперебой критикуем, во многом и справедливо, наше историческое прошлое, те же семидесятые, восьмидесятые, как их еще называют, «застойные годы». Нам только не хватает в этой критике объективности. Возможно, потому, что пресловутый процесс демократизации, гласности, вседозволенности нахлынул на нас внезапно, и мы оказались к нему неподготовленные. Но ведь и нынешнему времени, в котором мы сегодня живем тоже можно и нужно предъявлять претензии. Сейчас я, как говорится, навскидку замечу, что преступность стала очень высокой. Коррупция лихорадит общество. Падают доходы простых людей. Имущественная дифференциация огромная. На постсоветском пространстве, а на Украине особенно, национальные катаклизмы буквально захлестнули общество. Моя малая родина в этом смысле натурально опрокинута в средневековье. Там промышленность, сельское хозяйство, наука, да вся экономика отброшены на многие годы назад. И я спрашиваю: чем же нынешние времена лучше "застойных"?

С другой стороны можно ли полагать великие дела Гагарина, Королева, творчество Шостаковича, Кабалевского застойными? Сегодня я, например, не могу назвать такого музыкального просветителя, каким был Кабалевский. Да, у нас есть Щедрин, но нет Шостаковича. И потом, отрицая все хорошее в прошлом, значит, мы должны зачеркнуть Комсомольск-на Амуре, подвиги солдат в Великой Отечественной, трудовые подвиги людей на Целине, на тех же всесоюзных стройках? Значит, ничего этого не было, а был загнанный, забитый народ, живущий при жутком гнетущем режиме? Откуда, в таком случае, невероятные созидательные силы народа, откуда творчество людей, их энтузиазм? Что все были так забитые, обманутые? Тогда я согласился бы стать ещё раз обманутым, но чтобы появился Шостакович. Всё это не простые вопросы и не так легко на них находить ответы. Даже с сегодняшней нашей удобной исторической вышки. Но надо. Ещё я стремлюсь в ту же политику и потому, что меня очень беспокоит духовная пустота молодежи, её цинизм, сплошной нигилизм...

«Я считаю, что Кобзон - певец номер один из всей мужской гвардии на нашей эстраде. Он всё время меняется и с годами поёт всё лучше, сердечнее. Все его песни, как правило, носят мужественный характер». Клавдия Шульженко.
Слова эти сказаны о Кобзоне уже достаточно зрелом. Но эволюция его песенного творчества схвачена прославленной певицей очень точно.

Петь Иосиф начал в армии, куда был призван после окончания Днепропетровского горного техникума. Служить ему выпало в артиллерийской части. Был батарейным запевалой. Естественно, участвовал в художественной самодеятельности, где юношу и заприметил руководитель ансамбля песни и пляски Закавказского военного округа. В 1958 году рядовой И.Кобзон становится студентом музыкально-педагогического училища имени Гнессиных. Уже со второго курса выходит на профессиональную сцену. Кто из моих читателей постарше, наверняка, вспомнят задушевную песенку "А у нас во дворе", которая в начале шестидесятых стала одним из самых забойных шлягеров в стране. Наряду с произведениями современных композиторов (Пахмутова, Френкель, Колмановский, Таривердиев, Богословский, Фрадкин) Кобзон великолепно исполнял русские, украинские народные песни. Позже к ним добавились еврейские мотивы. В 1964 году на 1У Международном Сопотском фестивале артист получает премию за исполнение песни "Течет Волга". Потом едва ли не ежегодно завоевывает различные призы на всесоюзных и зарубежных конкурсах. В 1968 году становится лауреатом "Золотого Орфея" в Болгарии.

- Удивительнее всего то, что именно в те времена вас особенно упрекали в консерватизме…

- И до сих пор упрекают. Что тут сказать? Я всегда исповедовал ту истину, что пение ни в коем случае не должно отвлекать слушателя от самой песни. Вот сейчас эстрадой всецело завладела электроника. Исполнители вовсю используют всевозможные световые эффекты, различные технические приспособления, вплоть до лазеров. Уже не говорю об «особой свободе» поведения некоторых молодых на сцене. Так вот, если все это вместе взятое, подчёркивает содержание произведения, помогает созданию зримого, запоминающегося образа, то, стало быть, такие новации оправданы. Но если ими пытаются восполнить неумение передать смысл, настроение песни, - я категорически против этих самонадеянных изысков. В исполняемых мною песнях смысла, как правило, вполне достаточно. И мне просто незачем дополнять их внешними эффектами. Хотя и у меня было желание исполнить ту или иную песню не в своей манере, даже сплясать бы мог иногда, но хватает понимания: это не моё. Артист должен уметь самоограничиваться, ему необходима творческая воля, да и просто эстетический вкус.

- В вашем ответе слышатся и обидные, и тревожные нотки…

- Да, меня не может не беспокоить повальное увлечение значительной части молодежи худшими образцами западной рок музыки, этими своеобразными поделками для встряски нервов. Мне трудно смириться с тем, что иные исполнители выходят на сцену в грязных майках, затасканных джинсах, истоптанных кроссовках. Отсюда и содержание их музыки. Зачастую - это духовная пустота, поток децибелов, от которых немудрено и оглохнуть физически, не говоря уж о глухоте нравственной. Мы в последнее время очень много растеряли из того, что было накоплено в искусстве нашими замечательными предшественниками. Меж тем, прочный, стабильный успех приходит лишь к тем, кто крепко связан с традициями, с национальной музыкальной культурой. Вспомним хотя бы тех же «Песняров». Но большинство из наводнивших нашу эстраду ансамблей ничем другим, кроме привлечения публики децибелами, не озабочены. Ещё одна проблема современной эстрады - отсутствие у иных исполнителей музыкальной грамотности, общей культуры, глубокого осмысления жизни.

- Не хочу говорить вам лобовых комплиментов, но так констатации для замечу: вы побили в исполнительстве все мыслимые и немыслимые рекорды и на многие годы. Как в своё время Боб Бимон в прыжках в длину...

- Вот о чём я меньше всего заботился по жизни, так это о всяких там рекордах. Девятый десяток размениваю, а останавливаться, оглядываться, взвешивать, чего и сколько сделано не собираюсь. И рецензий о себе не собираю. Не считаю, сколько «намотал» километров в бесчисленных поездках по стране, за рубежом, сколько дал концертов, сколько спел песен. Хотя один ленинградец, давно следящий за моими выступлениями, утверждает, что песен у меня около 1800. Возможно, он и не так далёк от истины. Некоторые коллеги, намного моложе меня, жалуются: такое время наступило, что, мол, надо очень много работать. Но что значит для творческого человека «много… мало». Есть в тебе потребность творить - так и занимайся этим без оглядки, без боязни перетрудиться, надорваться. Больше, чем тебе Бог положил, всё равно ведь не сделаешь. В исполнительском ремесле вообще нужен поиск, эксперимент над собой, своими возможностями. Даже риск определенный нужен. Именно поэтому я в своё время всерьёз занимался русскими, украинскими, еврейскими, цыганскими народными песнями, романсами, легкими и лирическими песнями, танго, маршами, сделал несколько ретро дисков. Когда активно выступал, а не так спорадически, как теперь - ежегодно менял в своем репертуаре до сорока - пятидесяти песен. Лишь один Лион Оганезов не возмущался моей плодовитостью, а все остальные музыкальные сопроводители сетовали по этому поводу.

...Никогда не забуду, как пригласил Кобзона поучаствовать в презентации женского спецвыпуска журнала «Вестник ПВО», в котором был главным редактором. Думал, грешным делом, что певец запросит такую сумму за своё выступление, которую мы не сдюжим. Потому как особых приятельских отношений между мной и Иосифом Давыдовичем не установилось, не смотря наши встречи в Афганистане, в Чернобыле, на различных столичных мероприятиях. И был искренне удивлён: певец, оказывается, помнит наши совместные похождения! «Разумеется, - сказал, - я петь буду для тебя бесплатно. И сколько понадобится, столько и спою. А вот музыкантам моим, ты уж, будь добр, на несколько тысяч рублей раскошелься. У них семьи, а я и за их семьи в ответе».
После большого праздничного концерта, собрал я всех своих гостей в кафе на первом этаже Дома кинематографистов. Кобзон весь вечер тамадил. Его умение «держать компанию» - это, что называется, отдельная песня. А на следующий день мой главнокомандующий Войсками ПВО генерал-полковник Прудников озабоченно поинтересовался: «Слушай, это ж, во сколько нам с тобой обойдётся Кобзон при такой его активности?». Признаюсь честно, я тогда прихвастнул перед Виктором Алексеевичем, увы, уже покойным: дескать, не взял певец с меня по старой дружбе ни копейки.
Друзьями мы с певцом, как мой тёзка Лещинский, повторяю, никогда не были. Но правда и то, что ни разу в жизни и ни в чём Иосиф Давыдович мне не отказал, а это, согласитесь, читатель, дорого стоит...

На снимке: И.Д. Кобзон (второй справа) с советскими «афганцами» 13 февраля 1989  года.

 

Полковник в отставке Михаил Захарчук.
13 сентября 2017 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
16 августа
четверг
2018

В этот день:

Главный маршал авиации Павел Кутахов

16 августа 1914 года родился Павел Степанович КУТАХОВ (ум. 03.12.1984), главный маршал авиации, дважды Герой Советского Союза.

Главный маршал авиации Павел Кутахов

16 августа 1914 года родился Павел Степанович КУТАХОВ (ум. 03.12.1984), главный маршал авиации, дважды Герой Советского Союза.

Простой крестьянский парень из донской станицы, он стал одним из лучших пилотов Страны Советов, а потом и самым главным летчиком СССР.

В августе 1935 года Павел по комсомольскому призыву поступил в Сталинградское военное училище летчиков. Начинал летать на самолете «У-2». В 1938 году в звании лейтенанта прибыл в полк под Ленинградом. Вскоре он стал командиром звена истребителей. Во время войны с Финляндией Кутахов совершил 131 боевой вылет. В одном из боев был сбит и спустился на парашюте в тылу противника, пешком вернулся в расположение советских войск.

Во время Великой Отечественной войны участвовал в обороне Мурманска, Кандалакши и Кировской железной дороги. Сопровождал караваны транспортных судов ленд-лиза.

Был одним из известнейших летчиков-истребителей Карельского фронта. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года Кутахову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Всего за годы войны П. С. Кутахов совершил 497 боевых вылетов, провел 79 воздушных боев, в которых сбил 14 самолетов лично и 28 с напарниками.

После войны подполковник Кутахов ещё несколько лет командовал полком в Заполярье, а потом был направлен на Высшие офицерские летно-тактические курсы в Липецк. В 1957 году закончил Военную академию Генерального Штаба. В 1966 году ему, командующему авиацией Одесского военного округа, генерал-лейтенанту авиации, в числе первых было присвоено звание «Заслуженный военный летчик СССР». В 1967 году генерал-полковник авиации П. С. Кутахов был назначен первым заместителем главнокомандующего Военно-Воздушными Силами СССР. В марте 1969 года Маршал авиации Кутахов стал главнокомандующим ВВС СССР. В 1972 году ему было присвоено звание Главного маршала авиации. Кутахов летал на современных истребителях до 60-летнего возраста.

В 1984 году ему во второй раз присвоено звание Героя Советского Союза.

Умер 3 декабря 1984 года от обширного инсульта. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Подвиг экипажа Владимира Шарпатова

16 августа 1996 года экипаж российского самолёта «Ил-76» (командир Владимир Шарпатов), находившийся в плену у талибов больше года, совершил выдающийся подвиг - побег на своём же самолёте — через Иран в ОАЭ. После возвращения на Родину командир воздушного судна Владимир Ильич Шарпатов и второй пилот Газинур Гарифзянович Хайруллин были удостоены звания Героя России.

Подвиг экипажа Владимира Шарпатова

16 августа 1996 года экипаж российского самолёта «Ил-76» (командир Владимир Шарпатов), находившийся в плену у талибов больше года, совершил выдающийся подвиг - побег на своём же самолёте — через Иран в ОАЭ. После возвращения на Родину командир воздушного судна Владимир Ильич Шарпатов и второй пилот Газинур Гарифзянович Хайруллин были удостоены звания Героя России.

А Здор Александр Викторович — штурман, Аббязов Асхат Минахметович — бортинженер,
Вшивцев Юрий Николаевич — бортрадист, Бутузов Сергей Борисович — ведущий инженер,
Рязанов Виктор Петрович — ведущий инженер награждены орденами Мужества. О их подвиге снят фильм «Кандагар».

3 августа 1995 года самолёт Ил-76ТД бортовой номер RA-76842, принадлежавший казанской компании «Аэростан», с семью членами экипажа на борту по заказу правительства в Кабуле, в рамках межправительственного соглашения с Албанией, совершал коммерческий рейс по маршруту Тирана — Кабул (Баграм) с грузом стрелковых боеприпасов. Фактическим получателем груза был «Северный альянс», авиабаза Баграм контролировалась силами злейшего врага «Талибана» Ахмад Шах Масуда. Сходные рейсы в Баграм, в частности, из Шарджи, экипаж выполнял неоднократно, перевозя самые разные грузы. Рейс из Тираны с боеприпасами был третьим после двух таких же, вполне успешных. Над Афганистаном самолёт был перехвачен истребителями движения «Талибан» и был принужден совершить посадку в районе Кандагара под предлогом досмотра груза. Среди формально разрешённых к перевозке стрелковых боеприпасов был обнаружен ящик с запрещёнными к перевозке снарядами.

Более года (378 дней) члены экипажа самолёта находились в плену в очень тяжёлых условиях, мучаясь от жары, нехватки воды и плохой пищи. Психологическое состояние экипажа тоже было очень тяжёлым: они всерьёз опасались за свою жизнь, так как были захвачены при перевозке оружия врагам «Талибана». С другой стороны, они долго не замечали никаких существенных усилий со стороны российских властей по вызволению их из плена. Талибы предлагали им перейти в ислам с обещаниями облегчить участь. Связь с Россией удавалось поддерживать, в частности, через Тимура Акулова, представителя президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Попытка Акулова обменять пленников на запчасти к вертолётам не удалась. С другой стороны, удалось добиться права на редкие личные встречи, в том числе с другими представителями российских властей в Афганистане и Пакистане, и передачу почты, что позволило обговорить детали возможного побега. Экипаж смог убедить талибов в том, что весьма ценный самолёт требует периодического технического обслуживания. За отсутствием собственных специалистов, экипажу было позволено, время от времени, под вооружённым конвоем, поддерживать самолёт в работоспособном состоянии.

И вот 16 августа 1996 года при очередном техобслуживании (в частности, поводом к нему послужило повреждённое колесо шасси) экипаж запустил двигатели и взлетел, воспользовавшись ослаблением бдительности на аэродроме из-за пятницы и времени молитв. Аэродромные службы пытались воспрепятствовать взлёту, но безуспешно. Самолёт-истребитель поднят в воздух не был. Конвоиров, которых было меньше, чем обычно, удалось обезоружить и связать. Топлива на полёт хватило, так как самолёт перед рейсом в Кабул был заправлен с расчётом на обратный рейс, и топливо слито не было. Для большей скрытности самолёт уходил из Афганистана на запад, в Иран (а не на север, в Россию), причём на предельно малых высотах. Авиадиспетчеры Ирана, как это было оговорено заранее, пропустили самолёт в своё воздушное пространство, в дальнейшем самолёт беспрепятственно прилетел в ОАЭ, в Шарджу.

В ночь с 18 на 19 августа российские лётчики благополучно вернулись в Казань. 22 августа того же года был подписан указ о награждении экипажа, командиру корабля и второму пилоту было присвоено звание Героев России, а все остальные члены экипажа были награждены орденами Мужества. Члены экипажа самолёта: Шарпатов, Владимир Ильич — командир воздушного судна, Хайруллин, Газинур Гарифзянович — второй пилот, Здор, Александр Викторович — штурман, Аббязов, Асхат Минахметович — бортинженер, Вшивцев, Юрий Николаевич — бортрадист, Бутузов, Сергей Борисович — ведущий инженер,

Рязанов, Виктор Петрович — ведущий инженер. (Википедия)

Диакон Вячеслав Луканин

16 августа Русская Православная Церковь воздает память священномученику Вячеславу (Луканину), погибшему в этот день в 1918 году.

Диакон Вячеслав Луканин

16 августа Русская Православная Церковь воздает память священномученику Вячеславу (Луканину), погибшему в этот день в 1918 году.

Вячеслáв Геóргиевич Лукáнин относится к роду потомственных русских священников, до революции был диаконом Пермской и Екатеринбургской епархий РПЦ. Прославлен как священномученик и причислен к Собору новомучеников и исповедников Российских 17 июля 2002 года. Память священномученика Вячеслава совершается в день его кончины — 3 / 16 августа. Он был убит богоборцами прямо в храме во время молитвы выстрелом в спину.

 

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии