RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Витязи моря
26 июля 2015 г.

Витязи моря

26 июля 2015 года — День Военно-Морского Флота России
Самодельный самолёт: на форсаже мечты
20 сентября 2015 г.

Самодельный самолёт: на форсаже мечты

16 сентября 2015 года 63-летний Александр Колесник на летательном аппарате собственной конструкции взмыл в небо
Спецназ «Вымпел»
18 августа 2013 г.

Спецназ «Вымпел»

19 августа 1981 года была образована Группа специального назначения КГБ СССР.
Памяти полковника Ивана Иванюка
7 мая 2019 г.

Памяти полковника Ивана Иванюка

Он ушел из этой жизни рано — в 63 года, но оставил долгую память в коллективе редакции и у читателей центральной военной газеты «Красная звезда»
Ноу-хау полковника Захарчука
13 марта 2014 г.

Ноу-хау полковника Захарчука

Наш постоянный автор подал заявление на изобретение нового способа идеологической войны между Россией и западно-украинскими фашистами
Главная » Герои нашего времени » Жаркие угли в остывающей золе

Жаркие угли в остывающей золе

Заметки с первых Кожиновских чтений Русского Собрания

Они состоялись 24 апреля 2018 года в Москве в актовом зале храма Вознесения Господня за Серпуховскими воротами.
Жаркие угли в остывающей золе

В Чтениях приняли участие: вдова корифея русской национальной мысли Вадима Валерьяновича Кожинова - Елена Владимировна, председатель Русского Собрания, главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Степанов, священник Александр Шумский, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института мировой литературы Виктор Гуминский, доктор философских наук профессор МГУ Владимир Воропаев, кандидат исторических наук, доцент МГУ Александр Шарипов, обозреватель радио «Радонеж» Виктор Саулкин, доктор философских наук профессор Анатолий Ветошкин, секретарь Русского Собрания Андрей Сошенко, известный поэт, главный редактор журнала «Молодая гвардия» Валерий Хатюшин, кандидат социологических наук Сергей Баранов и другие.

Первые Кожиновские чтения — несомненно, большое и важное событие в духовной жизни современной России, во всяком случае — для её патриотической части. Во многом они достойны только восторженных и благодарных оценок, но, к сожалению, придётся в этих заметках употреблять и не совсем приятные слова, что ничуть не умаляет моего самого сердечного и уважительного отношения к Русскому Собранию и участникам Чтений.

Открывая мероприятие
председатель Русского Собрания, главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Степанов отметил, что Вадим Валерьянович Кожинов наряду с Александром Сергеевичем Панариным - уникальные фигуры в интеллектуальной жизни России. Это люди, сохранившие преемственность русской мысли, традицию национальной историософии, заложили основы понимания непростой истории нашего Отечества в ХХ веке. Существует явный пробел в поминовении Вадима Валериановича Кожинова. Ощущается острый дефицит дискуссий о современных проблемах с использованием кожиновских идей, кожиновской метологии .
Правда, благодаря трудам заведующего кафедрой литературы Армавирского государственного педагогического университета доктора филологических наук Юрия Михайловича Павлова в стенах АГПУ ежегодно проходят Кожиновские чтения, в которых принимают участие и московские писатели и литературоведы. Но Армавир все-таки далековато от столицы, поэтому Чтения не стали событием в общественной жизни.
К 10-летию со дня кончины В.В. Кожинова в марте 2011 года прошли Кожиновские чтения в Российском Государственном Торгово-Экономическом Университете (РГТЭУ), который тогда возглавлял известный политик, доктор юридических наук Сергей Николаевич Бабурин. Чтения проходили в рамках программы «Отечественная история: (советский период): проблемы фальсификации». Уровень их был довольно солидный, в Чтениях приняли участие известные ученые, политики и общественные деятели. Но это было одноразовое юбилейное мероприятие.
Русское Собрание своей инициативой проведения Кожиновских чтений намеревается восполнить этот пробел. Мы предполагаем, сказал Степанов, что Чтения станут доброй традицией, и ежегодно, а может, и чаще, мы будем проводить такое мероприятие.

Историческая справка. Вадим Валерьянович Кожинов родился в Москве 5 июля 1930 года в семье служащего. В 1948 году окончил среднюю школу и поступил в Московский университет на филологический факультет, который закончил с отличием в 1954 году. Затем учился в аспирантуре Института мировой литературы. С 1957 года работал сотрудником отдела теории литературы в этом институте. В 1958 году защитил кандидатскую диссертацию.
Написал более 30 книг, основные работы посвящены истории России, вопросам теории и истории литературы, современному литературному процессу.

Умер 25 января 2001 года. Похоронен в Москве на Введенском кладбище.

На Чтениях прозвучали два доклада. С первым, посвященным историософским взглядам Кожинова, выступил историк по образованию священник Александр Шумский. Впервые я не соглашусь со Сталиным, начал он, в том смысле, что, мол, нет незаменимых. Есть! Никто не смог заменить Кожинова за прошедшие почти два десятилетия после его кончины. Особенно в вопросах борьбы против либеральных идей, в которую он смело вступал и всегда побеждал. Непереоценима его заслуга в формулировании идеи о единстве и неразрывности русской истории, в разработке методологии анализа революции и советской истории вообще. Неменьшая заслуга Кожинова состоит в том, что он имел мужество первым поднять острые социально-политические вопросы и особенно проблемы объективного анализа советского прошлого. Кожинов считал, что большевики после февраля 1917 года были предпочтительней февралистов. Красный проект победил потому, что он наиболее соответствовал целостности страны. В оценке роли Сталина Кожинов стоял на том, что тот не разрушитель, а прагматик: был объективный исторический процесс, который вынуждал вождя действовать так, а не иначе. Недруги Кожинова называли его антисемитом. В немалой степени потому, что он не стеснялся поднимать неприятный для некоторых острый вопрос об участии инородцев в Русской революции. Однако Кожинов отмечал, что инородцы играли ключевую роль во всех революциях и что это характерная черта всех революционных процессов.

Обстоятельный доклад «Кожинов как литературовед» сделал доктор филологических наук Виктор Гуминский, ведущий научный сотрудник Института мировой литературы, в котором долгие годы работал Кожинов. Докладчик предоставил собравшимся прекрасный обзор литературоведческого наследия Кожинова, охарактеризовал целый ряд его заслуг перед литературоведением, дал характеристику Кожинову как блестящему литературному критику.

 

После докладов прозвучали не менее интересные выступления, которые хорошо дополнили образ Кожинова. Кандидат исторических наук, доцент МГУ Александр Шарипов назвал его гением русской мысли и подчеркнул, что он относится к тем мыслителям Руси, которые формировали и продолжают формировать русскую идею. Доктор философских наук профессор Анатолий Ветошкин отметил, что Вадим Валерьянович видел сквозные линии русской судьбы. Сегодня, по мнению профессора, нам нужно на основе идей Кожинова утверждать сущностные основы нашего мировоззренческого кода. Секретарь «Русского Собрания» Андрей Сошенко подчеркнул, что Кожинов продолжал славянофильскую линию развития русской мысли, которая должна быть основой современной идеологии.

В выступлениях были раскрыты некоторые черты личности Кожинова. Доктор философских наук профессор МГУ Владимир Воропаев, который дружил с ним, поделился своими воспоминаниями о Вадиме Валерьяновиче. «Его сердце было переполнено любовью», - рассказал он и вспомнил такой эпизод. За день до смерти Кожинов позвонил своему другу детства монаху Лазарю и тихо сказал: «Я тебя очень люблю». После чего, не дожидаясь ответа, повесил трубку. Главный редактор журнала «Молодая гвардия» Валерий Хатюшин вспомнил, как будучи еще молодым поэтом, он посещал литературную студию «Красная Пресня», которую вел Кожинов, несмотря на огромную занятость в Институте мировой литературы. Вадим Валерьянович прямо-таки возился с литературной молодежью. Хатюшин рассказал, что мэтр, бывало, не только правил, но и перепечатывал его стихи, а затем читал исправленные куски «юному дарованию». Заседания студии нередко превращались в лекции по истории русской литературы. Или в беседы на морально-нравственные темы. Хатюшин вспомнил, например, такое наставление Вадима Валерьяновича: «За правду нужно бороться, а к истине — идти». Участники студии нередко собирались вместе и в неурочное время — на праздники, дни рождения. Кожинов приходил с гитарой и, бывало, пел до утра песни на стихи Николая Рубцова, которого очень любил.

В выступлении обозревателя радио «Радонеж» Виктора Саулкина прозвучал очень важный, на мой взгляд, призыв к Русскому Собранию сделать всё для того, чтобы произведения Кожинова читала современная молодежь. Если Солженицын духовно покалечил целое поколение, то Кожинов его излечивает, заявил Саулкин, и нам надо продумать конкретные меры по возвращению кожиновского наследия в молодежную среду.

К сожалению, даже на самом мероприятии представителей молодежи не наблюдалось. Это было собрание тех, кому за 50, а то и 60-70. Неужели более молодые люди не интересуются русской словесностью и историей русской мысли? Прав Виктор Саулкин — это нужно как-то поправлять.

К неменьшему сожалению, в ходе Чтений с трибуны звучали такие выражения в адрес советского прошлого, как «идеологическая пустыня», «выжигание из национальной памяти имён корифеев русской мысли» и пр. Но это как раз либеральные формулировки, очень далекие от кожиновского взгляда на историю. Тем более, что сама биография Кожинова «протестует» против них. Именно во времена «идеологической пустыни» он стал столпом русской мысли, титулованным ученым, занимал высокие должности в Институте мировой литературы. Доктор филологических наук Виктор Гуминский подчеркнул в докладе: «Люди моего поколения помнят, как широко обсуждались тогда литературоведческие проблемы, славянофильство и пр.» Но то было в «идеологической пустыне», а при нынешней «свободе мнений» - никаких широких обсуждений и даже на этих Чтениях присутствовало не более трех десятков человек.
Кстати, именно в «идеологической пустыне» прозвучал единственный в истории на таком высоком уровне известный тост Сталина «за Великий Русский Народ».
Интересную деталь из биографии Кожинова сообщил Владимир Воропаев. Оказывается, литературная стезя Вадима Валерьяновича начиналась в газете «Пионерсая правда», в литстудию которой он бегал мальчишкой. Где при нынешних «свободах» та «Пионерская правда», те детские литературные студии? Именно сейчас Россия превращена в идеологическую пустыню — ей даже запрещено иметь свою идеологию, отличную от «долларового мировоззрения».

Символично, что самый молодой участник Чтений к
андидат социологических наук Сергей Баранов свое выступление посвятил русскому цивилизационному проекту на основе наследия Вадима Кожинова, увязав эту идею с социализмом. Он подчеркнул, что Вадим Кожинов пренадлежит к исчезающему типу цивилизационных деятелей. Да сама русская мысль, сама русская литература в условиях нынешнего капитализма обречены на деградацию и даже схлопывание. То, что поисходит со страной, резко актуализирует новый проект будущего. Это, конечно, социализм минус атеизм плюс Православие. Для его реализации требуется новая элита, которая готова самоотверженно работать на страну, на русский космизм.

В заключение председатель Русского Собрания Анатолий Степанов выразил надежду, что первые Кожиновские чтения Русского Собрания заложат добрую традицию и станут ежегодными, на которых будут обсуждаться актуальные вопросы современной общественной жизни.

 

Капитан первого ранга Сергей Турченко, редактор Российского героического календаря
26 апреля 2018 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
19 августа
понедельник
2019

В этот день:

19 августа — православный праздник - Преображение Господне, Яблочный Спас

Господь взял с Собой трех учеников – Петра и братьев Иакова и Иоанна и взошел с ними на вершину горы Фавор помолиться. Там Иисус Христос преобразился: «И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею» (Лк. 9: 29).

19 августа — православный праздник - Преображение Господне, Яблочный Спас

Господь взял с Собой трех учеников – Петра и братьев Иакова и Иоанна и взошел с ними на вершину горы Фавор помолиться. Там Иисус Христос преобразился: «И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею» (Лк. 9: 29).

 «Когда Он еще говорил, – повествует евангелист Матфей, – се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17: 5).

Своим Преображением Спаситель показал людям, какими станут они в будущей жизни, в Царствии Небесном, и как преобразится тогда весь наш земной мир. В праздник Преображения после литургии приносятся в храм и освящаются виноград и вообще всякие плоды, например яблоки, груши, сливы.

День рождения Русской тельняшки

19 августа 1874 года Великий Князь Константин Николаевич Романов подписал приказ о введении тельняшки, как обязательной части морской формы одежды. Этот день считается днем рождения русской тельняшки.

День рождения Русской тельняшки

19 августа 1874 года Великий Князь Константин Николаевич Романов подписал приказ о введении тельняшки, как обязательной части морской формы одежды. Этот день считается днем рождения русской тельняшки.

В России традиция ношения тельняшек начала формироваться по одним данным с 1862, по другим данным, с 1866 года. Вместо узких кителей с неудобными стоячими воротниками русские матросы стали носить удобные фланелевые голландские рубахи с вырезом на груди. Под «фланку» надевалась нательная рубашка. Поначалу тельняшки выдавались только участникам дальних походов, ими гордились особо. Как говорится в одном из рапортов того времени, «нижние чины… преимущественно надевали их в воскресные и праздничные дни при увольнении на берег… и во всех случаях, когда требовалось быть щегольски одетыми…». Синие и белые поперечные полосы тельняшек соответствовали цветам русского военно-морского Андреевского флага.

Отличительная особенность тельняшки — чередующиеся горизонтальные бело-синие полосы. Первоначально такое цветовое оформление давало возможность видеть действия матросов при их работе с парусами на реях, а затем стало просто традицией. Изначально на снабжение личного состава ВМФ ВС России и СССР поступали тельняшки с полосками тёмно-синего цвета. Ношение тельняшек революционными матросами в Гражданскую войну и бойцами морской пехоты в Великую Отечественную сделало тельняшку весьма популярной в качестве романтического символа моря, морской службы, храбрости и удали. Тельняшка получила прозвище «морская душа»; известна поговорка: «Нас мало, но мы в тельняшках!». При создании формы одежды для Воздушно-десантных войск ВС СССР по аналогии с формой морских пехотинцев тельняшки вошли в состав формы и у воздушных десантников, но цвет полосок был изменён на небесный светло-синий.

На летнее время для военнослужащих предназначены тонкие майки-тельняшки без рукавов,[1] существуют также зимние утеплённые тельняшки из толстого х/б трикотажа с начёсом и т. н. «рыбацкие» (двойной вязки без начёса, в применении наиболее практичные, особенно после первой стирки, и более тёплые, чем с начёсом).

В 1990-х годах производителями были разработаны для различных родов войск ВС России тельняшки с полосками различных цветов: тёмно-синие (ВМФ)[2], васильковые (спецназ ФСБ, Президентский полк), светло-зелёные (пограничные войска), краповые (спецназ ВВ МВД), оранжевые (подразделения МЧС)

Пулковская обсерватория под угрозой

19 августа 1839 года под Санкт-Петербургом была открыта Пулковская обсерватория/ Это основная астрономическая обсерватория Российской академии наук. Располагается в 19 км к югу от центра Санкт-Петербурга на Пулковских высотах.

Пулковская обсерватория под угрозой

19 августа 1839 года под Санкт-Петербургом была открыта Пулковская обсерватория/ Это основная астрономическая обсерватория Российской академии наук. Располагается в 19 км к югу от центра Санкт-Петербурга на Пулковских высотах.


Научная деятельность обсерватории охватывает практически все приоритетные направления фундаментальных исследований современной астрономии: небесная механика и звёздная динамика, астрометрия (геометрические и кинематические параметры Вселенной), Солнце и солнечно-земные связи, физика и эволюция звезд, внегалактическая астрономия, аппаратура и методика астрономических наблюдений.
С 1990 года обсерватория входит в состав охраняемого ЮНЕСКО объекта «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников», в том числе, кладбище Пулковской обсерватории. Указом Президента Российской Федерации № 275 от 2 апреля 1997 года Пулковская обсерватория включена в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Но недавно хищные вожделения демократов-рыночников стали для обсерватории реальной угрозой. 24 октября 2016 года её новым директором Исхановым было выдано, в обход регламента, согласование на размещение объекта капитального строительства в трехкилометровой защитной зоне Пулковской обсерватории. Часть научного коллектива резко выступила против застройки защитной зоны. Ситуация попала в поле зрения научной интеллигенции, градозащитников Петербурга, следственного комитета и прокуратуры. Но рыночники не отступают. В настоящее время по вопросам, связанным с застройкой вокруг Пулковской обсерватории идут суды.

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии