RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Казачья смена
18 января 2015 г.

Казачья смена

В Санкт-Петербурге прошел традиционный Военно-патриотический слет казачьей молодежи имени генерала Михаила Скобелева
МиГ-19 против RB-47
1 июля 2019 г.

МиГ-19 против RB-47

1 июля 1960 года советский истребитель МиГ-19, который пилотировал Василий Поляков, сбил американского воздушного разведчика RB-47 над Баренцевым морем.
Алтайский самородок Владимир Возовиков
8 декабря 2017 г.

Алтайский самородок Владимир Возовиков

В начале 2017 года Владимиру Степановичу Возовикову исполнилось 80 лет
Поклон Григорию Кривошееву
23 мая 2019 г.

Поклон Григорию Кривошееву

Ушёл из этой жизни историк генерал-полковник Г.Ф. Кривошеев, который первым сказал правду о наших потерях в годы Великой Отечественной войны
Русский Донбасс
26 мая 2014 г.

Русский Донбасс

Беседа с героем современного антифашистского Сопротивления
Главная » Герои нашего времени » Жаркие угли в остывающей золе

Жаркие угли в остывающей золе

Заметки с первых Кожиновских чтений Русского Собрания

Они состоялись 24 апреля 2018 года в Москве в актовом зале храма Вознесения Господня за Серпуховскими воротами.
Жаркие угли в остывающей золе

В Чтениях приняли участие: вдова корифея русской национальной мысли Вадима Валерьяновича Кожинова - Елена Владимировна, председатель Русского Собрания, главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Степанов, священник Александр Шумский, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института мировой литературы Виктор Гуминский, доктор философских наук профессор МГУ Владимир Воропаев, кандидат исторических наук, доцент МГУ Александр Шарипов, обозреватель радио «Радонеж» Виктор Саулкин, доктор философских наук профессор Анатолий Ветошкин, секретарь Русского Собрания Андрей Сошенко, известный поэт, главный редактор журнала «Молодая гвардия» Валерий Хатюшин, кандидат социологических наук Сергей Баранов и другие.

Первые Кожиновские чтения — несомненно, большое и важное событие в духовной жизни современной России, во всяком случае — для её патриотической части. Во многом они достойны только восторженных и благодарных оценок, но, к сожалению, придётся в этих заметках употреблять и не совсем приятные слова, что ничуть не умаляет моего самого сердечного и уважительного отношения к Русскому Собранию и участникам Чтений.

Открывая мероприятие
председатель Русского Собрания, главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Степанов отметил, что Вадим Валерьянович Кожинов наряду с Александром Сергеевичем Панариным - уникальные фигуры в интеллектуальной жизни России. Это люди, сохранившие преемственность русской мысли, традицию национальной историософии, заложили основы понимания непростой истории нашего Отечества в ХХ веке. Существует явный пробел в поминовении Вадима Валериановича Кожинова. Ощущается острый дефицит дискуссий о современных проблемах с использованием кожиновских идей, кожиновской метологии .
Правда, благодаря трудам заведующего кафедрой литературы Армавирского государственного педагогического университета доктора филологических наук Юрия Михайловича Павлова в стенах АГПУ ежегодно проходят Кожиновские чтения, в которых принимают участие и московские писатели и литературоведы. Но Армавир все-таки далековато от столицы, поэтому Чтения не стали событием в общественной жизни.
К 10-летию со дня кончины В.В. Кожинова в марте 2011 года прошли Кожиновские чтения в Российском Государственном Торгово-Экономическом Университете (РГТЭУ), который тогда возглавлял известный политик, доктор юридических наук Сергей Николаевич Бабурин. Чтения проходили в рамках программы «Отечественная история: (советский период): проблемы фальсификации». Уровень их был довольно солидный, в Чтениях приняли участие известные ученые, политики и общественные деятели. Но это было одноразовое юбилейное мероприятие.
Русское Собрание своей инициативой проведения Кожиновских чтений намеревается восполнить этот пробел. Мы предполагаем, сказал Степанов, что Чтения станут доброй традицией, и ежегодно, а может, и чаще, мы будем проводить такое мероприятие.

Историческая справка. Вадим Валерьянович Кожинов родился в Москве 5 июля 1930 года в семье служащего. В 1948 году окончил среднюю школу и поступил в Московский университет на филологический факультет, который закончил с отличием в 1954 году. Затем учился в аспирантуре Института мировой литературы. С 1957 года работал сотрудником отдела теории литературы в этом институте. В 1958 году защитил кандидатскую диссертацию.
Написал более 30 книг, основные работы посвящены истории России, вопросам теории и истории литературы, современному литературному процессу.

Умер 25 января 2001 года. Похоронен в Москве на Введенском кладбище.

На Чтениях прозвучали два доклада. С первым, посвященным историософским взглядам Кожинова, выступил историк по образованию священник Александр Шумский. Впервые я не соглашусь со Сталиным, начал он, в том смысле, что, мол, нет незаменимых. Есть! Никто не смог заменить Кожинова за прошедшие почти два десятилетия после его кончины. Особенно в вопросах борьбы против либеральных идей, в которую он смело вступал и всегда побеждал. Непереоценима его заслуга в формулировании идеи о единстве и неразрывности русской истории, в разработке методологии анализа революции и советской истории вообще. Неменьшая заслуга Кожинова состоит в том, что он имел мужество первым поднять острые социально-политические вопросы и особенно проблемы объективного анализа советского прошлого. Кожинов считал, что большевики после февраля 1917 года были предпочтительней февралистов. Красный проект победил потому, что он наиболее соответствовал целостности страны. В оценке роли Сталина Кожинов стоял на том, что тот не разрушитель, а прагматик: был объективный исторический процесс, который вынуждал вождя действовать так, а не иначе. Недруги Кожинова называли его антисемитом. В немалой степени потому, что он не стеснялся поднимать неприятный для некоторых острый вопрос об участии инородцев в Русской революции. Однако Кожинов отмечал, что инородцы играли ключевую роль во всех революциях и что это характерная черта всех революционных процессов.

Обстоятельный доклад «Кожинов как литературовед» сделал доктор филологических наук Виктор Гуминский, ведущий научный сотрудник Института мировой литературы, в котором долгие годы работал Кожинов. Докладчик предоставил собравшимся прекрасный обзор литературоведческого наследия Кожинова, охарактеризовал целый ряд его заслуг перед литературоведением, дал характеристику Кожинову как блестящему литературному критику.

 

После докладов прозвучали не менее интересные выступления, которые хорошо дополнили образ Кожинова. Кандидат исторических наук, доцент МГУ Александр Шарипов назвал его гением русской мысли и подчеркнул, что он относится к тем мыслителям Руси, которые формировали и продолжают формировать русскую идею. Доктор философских наук профессор Анатолий Ветошкин отметил, что Вадим Валерьянович видел сквозные линии русской судьбы. Сегодня, по мнению профессора, нам нужно на основе идей Кожинова утверждать сущностные основы нашего мировоззренческого кода. Секретарь «Русского Собрания» Андрей Сошенко подчеркнул, что Кожинов продолжал славянофильскую линию развития русской мысли, которая должна быть основой современной идеологии.

В выступлениях были раскрыты некоторые черты личности Кожинова. Доктор философских наук профессор МГУ Владимир Воропаев, который дружил с ним, поделился своими воспоминаниями о Вадиме Валерьяновиче. «Его сердце было переполнено любовью», - рассказал он и вспомнил такой эпизод. За день до смерти Кожинов позвонил своему другу детства монаху Лазарю и тихо сказал: «Я тебя очень люблю». После чего, не дожидаясь ответа, повесил трубку. Главный редактор журнала «Молодая гвардия» Валерий Хатюшин вспомнил, как будучи еще молодым поэтом, он посещал литературную студию «Красная Пресня», которую вел Кожинов, несмотря на огромную занятость в Институте мировой литературы. Вадим Валерьянович прямо-таки возился с литературной молодежью. Хатюшин рассказал, что мэтр, бывало, не только правил, но и перепечатывал его стихи, а затем читал исправленные куски «юному дарованию». Заседания студии нередко превращались в лекции по истории русской литературы. Или в беседы на морально-нравственные темы. Хатюшин вспомнил, например, такое наставление Вадима Валерьяновича: «За правду нужно бороться, а к истине — идти». Участники студии нередко собирались вместе и в неурочное время — на праздники, дни рождения. Кожинов приходил с гитарой и, бывало, пел до утра песни на стихи Николая Рубцова, которого очень любил.

В выступлении обозревателя радио «Радонеж» Виктора Саулкина прозвучал очень важный, на мой взгляд, призыв к Русскому Собранию сделать всё для того, чтобы произведения Кожинова читала современная молодежь. Если Солженицын духовно покалечил целое поколение, то Кожинов его излечивает, заявил Саулкин, и нам надо продумать конкретные меры по возвращению кожиновского наследия в молодежную среду.

К сожалению, даже на самом мероприятии представителей молодежи не наблюдалось. Это было собрание тех, кому за 50, а то и 60-70. Неужели более молодые люди не интересуются русской словесностью и историей русской мысли? Прав Виктор Саулкин — это нужно как-то поправлять.

К неменьшему сожалению, в ходе Чтений с трибуны звучали такие выражения в адрес советского прошлого, как «идеологическая пустыня», «выжигание из национальной памяти имён корифеев русской мысли» и пр. Но это как раз либеральные формулировки, очень далекие от кожиновского взгляда на историю. Тем более, что сама биография Кожинова «протестует» против них. Именно во времена «идеологической пустыни» он стал столпом русской мысли, титулованным ученым, занимал высокие должности в Институте мировой литературы. Доктор филологических наук Виктор Гуминский подчеркнул в докладе: «Люди моего поколения помнят, как широко обсуждались тогда литературоведческие проблемы, славянофильство и пр.» Но то было в «идеологической пустыне», а при нынешней «свободе мнений» - никаких широких обсуждений и даже на этих Чтениях присутствовало не более трех десятков человек.
Кстати, именно в «идеологической пустыне» прозвучал единственный в истории на таком высоком уровне известный тост Сталина «за Великий Русский Народ».
Интересную деталь из биографии Кожинова сообщил Владимир Воропаев. Оказывается, литературная стезя Вадима Валерьяновича начиналась в газете «Пионерсая правда», в литстудию которой он бегал мальчишкой. Где при нынешних «свободах» та «Пионерская правда», те детские литературные студии? Именно сейчас Россия превращена в идеологическую пустыню — ей даже запрещено иметь свою идеологию, отличную от «долларового мировоззрения».

Символично, что самый молодой участник Чтений к
андидат социологических наук Сергей Баранов свое выступление посвятил русскому цивилизационному проекту на основе наследия Вадима Кожинова, увязав эту идею с социализмом. Он подчеркнул, что Вадим Кожинов пренадлежит к исчезающему типу цивилизационных деятелей. Да сама русская мысль, сама русская литература в условиях нынешнего капитализма обречены на деградацию и даже схлопывание. То, что поисходит со страной, резко актуализирует новый проект будущего. Это, конечно, социализм минус атеизм плюс Православие. Для его реализации требуется новая элита, которая готова самоотверженно работать на страну, на русский космизм.

В заключение председатель Русского Собрания Анатолий Степанов выразил надежду, что первые Кожиновские чтения Русского Собрания заложат добрую традицию и станут ежегодными, на которых будут обсуждаться актуальные вопросы современной общественной жизни.

 

Капитан первого ранга Сергей Турченко, редактор Российского героического календаря
26 апреля 2018 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
24 января
воскресенье
2021

В этот день:

Первый морской устав

24 января (нов. ст.) 1720 года Петр I издал указ о значении флота в системе вооруженных сил и о создании первого морского устава.

Первый морской устав

24 января (нов. ст.) 1720 года Петр I издал указ о значении флота в системе вооруженных сил и о создании первого морского устава.

 В документе, в частности, говорилось: «того ради сей воинской морской устав учиняли, дабы всякий знал свою должность, и неведением никто б не отговаривался». Этот устав с некоторыми изменениями и дополнениями просуществовал  до 1853 года.

Морской устав Петра I состоял из пяти книг. Книга первая содержала положения «О генерал-адмирале и всяком аншеф-командующем», о чинах его штаба. В документе были помещены статьи, определяющие тактику эскадры. Эти указания носили явный отпечаток воззрений голландских адмиралов той эпохи и отличались не очень жестким регламентированием правил и норм, которые вытекали из свойств и возможностей флотского оружия той поры в различных условиях морского боя. Подобная осторожность была предусмотрена, чтобы не стеснять инициативы командующих — это проходит через весь устав красной линией.

Книга вторая содержала постановления о старшинстве чинов, о почестях и внешних отличиях кораблей, «о флагах и вымпелах, о фонарях, о салютах и флагах торговых...».

Книга третья раскрывала организацию боевого корабля и обязанности должностных лиц на нем. Статьи о капитане (командире корабля) определяли его права и обязанности, а также содержали указания о тактике корабля в бою. Последние имели ту особенность, что почти не касались тактики ведения одиночного боя, пре­дусматривая главным образом действия корабля в линии с другими судами.

Книга четвертая состояла из шести глав: глава I — «О благом поведении на корабле»; глава II — «О слугах офицерских, сколько кому иметь надлежит»; глава III — «О раздаче провианта на кораб­ле»; глава IV — «О награждении»: «...дабы всякий служащий во флоте ведал и был благонадежен, чем за какую службу на­гражден будет». Эта глава определяла награды за взятие неприятельских судов, вознаграждение раненных в бою и состарившихся на службе; главы V и VI — о разделении добычи при захвате неприятельских судов.

Книга пятая — «О штрафах» — состояла из 20 глав и представляла собой судебный и дисциплинарный уставы. Наказания отличались жестокостью, характерной для нравов того времени. За разные провинности предусматривались такие наказания, как «розстреляние», килевание (протаскивание провинившегося под днищем корабля), которое, как правило, заканчивалось для наказуемого мучительной смертью, «биение кошками» и так далее. «Ежели кто, стоя, на своей вахте, — говорилось в уставе, — найдется спящ на пути, едучи против неприятеля, ежели он офицер, лишен будет живота, а рядовой жестоко наказан будет кошками у шпиля.. А ежели оное случится не под неприятелем, то офицеру служить в рядовых один месяц, а рядовой спускай будет трижды с раины. Кто придет на вахту пьян, ежели офицер, то за первый раз вычетом на один месяц жалованья, за другой на два, за третий лишением чина на время, или вовсе по разсмотрению дела; а ежели рядовой, тот будет наказан биением у мачты».

К Морскому уставу были приложены формы ведомостей судовой отчетности, Книга сигналов и Правила дозорной службы. Морской устав Петра I с незначительными изменениями и дополнениями просуществовал почти полтораста лет и выдержал восемь изданий. По нему российский флот плавал и воевал до самой Крымской войны и только когда пар оттеснил парус, и нарезные орудия встали на место гладкоствольных, вышел новый устав 1853 года.

Расказачивание по-Свердлову

24 января 1919 года Оргбюро ВКП(б), рассматривая идею расказачивания, приняло директиву: «Ко всем ответственным товарищам, работающим в казачьих районах».

Расказачивание по-Свердлову

24 января 1919 года Оргбюро ВКП(б), рассматривая идею расказачивания, приняло директиву: «Ко всем ответственным товарищам, работающим в казачьих районах».

Документ, подписанный Яковом (Янкелем, Иешуа-Соломоном) Свердловым требовал
«провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно». Далее следовали такие пункты.

1. Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; произвести массовый террор по отношению ко всем казакам, принимавшим какое-либо ,прямое или косвенное, участие с борьбе с советской властью. К среднему казачеству применить все те же меры, которые дают гарантию от каких-либо попыток к новым выступлениям против советской власти.

2. Конфисковать хлеб и заставить ссыпать все излишки в указанные пункты, это относится как к хлебу, так и ко всем сельскохозяйственным продуктам.

3. Принять меры по оказанию помощи переселяющейся пришлой бедноте, организуя переселение, где это возможно.

4. Уровнять пришлых иногородних с казаками в земельном и во всех других отношениях.

5. Провести разоружение, расстреливать каждого, у кого будет обнаружено оружие после срока сдачи.

6. Выдавать оружие надежным элементам из иногородних.

7. Вооруженные отряды оставлять в казачьих станицах; впредь до установления полного порядка.
8. Всем комиссарам, назначенные в те или иные поселения, предлагается проявить максимальную твердость и неуклонно проводить настоящее указание.

Вслед за этой директивой в газете Троцкого “Известия народного комиссариата по военным делам ” появилась статья Вацетиса, в которой автор, стремясь перечеркнуть многовековые заслуги казачества перед Отечеством, писал: “У казачества нет заслуг перед Русским народом и русским государством. У казачества есть заслуги перед темными силами русизма... По своей боевой подготовке казачество не отличалось к полезным боевым действиям. Особенно рельефно бросается в глаза дикий вид казака, его отсталость от приличной внешности культурного человека западной полосы. При исследовании психологической стороны этой массы приходится заметить свойства между психологией казачества и психологией некоторых представителей зоологического мира”.

И далее следовал откровенный призыв к террору против казачества: “Стомиллионный российский пролетариат не имеет никакого нравственного права применять к Дону великодушие: Дон необходимо обезлошадить, обезоружить, обезнагаить. На всех их революционное пламя должно навести страх, ужас, и они, как евангельские свиньи, должны быть сброшены в Чёрное море”.

Развивая эти террористические планы, Троцкий заявил на собрании политкомиссаров Южного фронта в Воронеже: “Казачество – опора трона. Уничтожить казачество как таковое, расказачить казачество – вот наш лозунг. Снять лампасы, запретить именоваться казаком, выселить в массовом порядке в другие области”.

Итоги расказачивания были подведены в 1926 году. Только на Дону было уничтожено 800 тысяч казаков. От дореволюционной численности осталось 45 процентов. В других казачьих регионах выжили от 10 до 25 процентов.

Немного о тех, кто возглавил уничтожение казачества.

Я́ков Миха́йлович Све́рдло́в (имя при рождении согласно одним источникам — Ешуа-Соломон Мовшевич Свердлов, согласно другим — Янкель Мираимович Свердлов) - по данным Википедии - председатель ВЦИК, председатель Оргбюро ЦК РКП (б). Основной “кадровик” ленинцев, “мозг партии”. Главный организатор “красного террора”, ритуального убийства царской семьи и “расказачивания”, автор политики раскола деревни на враждующие лагеря бедняков и кулаков. Умер при странных обстоятельствах (по официальной версии скончался от “испанки”, по неофициальным - зверски избит московскими рабочими).

Троцкий (Бронштейн) Лев (Лейба) Давыдович (Давидович), нарком по военным и морским делам, председатель РВС РСФСР. Непосредственный организатор Октябрьской революции, идеолог “красного террора”, создатель троцкистского Четвёртого интернационала. Наиболее знаковая фигура мирового еврейства. Ликвидирован в Мексике при помощи ледоруба Героем Советского Союза Меркадером по заданию Сталина.

Первые результаты расказачивания ужасают: в 1926 году на Дону осталось не более 45% от дореволюционного казачьего населения, в Уральском войске около 10%, в других войсках – до 25%. Были уничтожены практически все казаки старше 50-ти лет – гордый народ-воин был лишен памяти и традиций.

Теракт в Домодедово

24 января 2011 года произошел теракт в аэропорту Домодедово, осуществлённый террористом-смертником 20-летним жителем Ингушетии Магомедом Евлоевым по кличке «Сейфулах» в зале международных прилётов.

Теракт в Домодедово

24 января 2011 года произошел теракт в аэропорту Домодедово, осуществлённый террористом-смертником 20-летним жителем Ингушетии Магомедом Евлоевым по кличке «Сейфулах» в зале международных прилётов.

 По данным Минздравсоцразвития РФ, 37 человек погибло, ранения разной степени тяжести получили 130 человек.

24 января 2011 года примерно в 16:32 в толпе встречающих произошёл взрыв. В центре оказались пассажиры из России и ряда других стран.
По сообщению агентства «Росбалт», у спецслужб была информация о появлении в Москве террориста-смертника: «Спецслужбы знали, что в одном из московских аэропортов будет совершён террористический акт. Оперативники искали 3 подозреваемых, но им удалось проникнуть на территорию аэропорта, отследить момент взрыва, который произвёл их сообщник, и покинуть аэропорт».

28 марта в Назрани были задержаны братья Илес и Ислам Яндиевы, которые находились в розыске по подозрению в организации взрыва в «Домодедово». 30 марта Ленинский районный суд Владикавказа санкционировал их арест. По версии следствия, именно Яндиевы встретили террориста-смертника Магомеда Евлоева в Москве и привезли его в аэропорт 24 января. 28 марта в горно-лесистой местности республики Ингушетия была проведена операция по ликвидации одной из баз подготовки боевиков, которая, по данным ФСБ, активно использовалась в том числе и для подготовки террористов-смертников. Вначале базу атаковали с вертолета, несколько боевиков были убиты, другие попытались скрыться, тогда с другого вертолета был произведен ещё один пуск ракет. Спецназ в это время перекрывал горные тропы и блокировал район. Спецназовцы обнаружили на базе оружие, радиостанции, мобильные телефоны, взрывчатку и гранаты. Всего в ходе операции было уничтожено 17 боевиков. Среди них, по всей видимости, несколько лидеров бандгрупп, в их числе Аслан Бютукаев, который отвечал за подготовку смертников. В ингушском селе Верхний Алкун была проведена ещё одна спецоперация после того, как задержанные Яндиевы рассказали, что житель села Аслан Цечоев снабжал горные базы боевиков продуктами и лекарствами. Оказавший сопротивление Цечоев был убит.

20 августа 2012 года Московский областной суд приступил к рассмотрению в закрытом режиме уголовного дела о терракте а аэропорту Домодедово. На скамье посудимых Ахмед Евлоев, Башир Хамхоев, братья Илез и Ислам Яндиевы. 18 ноября 2012 года оглашен приговор: младший брат смертника Ахмед Евлоев получил всего 10 лет колонии общего режима, остальные пособники террориста проведут за решёткой всю оставшуюся жизнь.

16 сентября 2011 г. в Стамбуле из пистолета, снабженного глушителем, были убиты Рустам Альтемиров, Заурбек Амриев и Берг-Хаж Мусаев рядом с домом, где они жили. Рустам Альтемиров числился в России в федеральном розыске по обвинению в организации ряда терактов, в том числе в московском аэропорту «Домодедово». Предполагается, что Берг-Хаж Мусаев — это боевик по кличке «амир Хамзат», соратник Доку Умарова, который непосредственно подготовил Магомеда Евлоева к совершению взрыва. Турецкая полиция подозревала в совершении этого убийства 55-летнего российского гражданина, известного как Александр Жирков. Он скрылся, но в его номере в отеле полицейские нашли документы, пистолет с глушителем, маску и прибор ночного видения.

Леонтий Тупицын: жизнь - за товарищей

24 января 1944 года в районе Тосно Ленинградской области (пос.Ульяновка) совершил подвиг самопожертвования Тупицын Леонтий Яковлевич

Леонтий Тупицын: жизнь - за товарищей

24 января 1944 года в районе Тосно Ленинградской области (пос.Ульяновка) совершил подвиг самопожертвования Тупицын Леонтий Яковлевич

 

В своё время он не был награждён. И только после того, как были обнародованы документы поисковой группы, президент РФ 6 мая 1994 года присвоил ему (посмертно) звание Героя России.

 

Л.Я.Тупицын родился в 1895 году деревне Тупичане Орического района Кировской области. В семье был младшим из девяти братьев. В молодости семь лет служил в армии. До самой Великой Отечественной войны бессменно избирался депутатом сельсовета. В колхозе был и косцом, и пахарем, и председателем. Служил помощником пулемётчика в 947 полку 268 стрелковой дивизии.

Награжден медалью «За оборону Ленинграда». Погиб 24 января 1944 года в бою за поселок Ульяновка, под Ленинградом, в Тосненском районе.

До начала операции по снятию блокады Ленинграда 268-я дивизия держала оборону в районе деревни Гонтовая Липка. После того, как под Ораниембаумом в районе Пулковских высот наши войска перешли в наступление, резко изменилась обстановка и на минском участке фронта. Чтобы не попасть в окружение, фашистское командование решило вывести свои дивизии из этого района и дать нам бой в ряде заранее заготовленных опорных пунктов. Одним из таких пунктов был поселок Ульяновка. Через него и расположенную здесь станцию Саблино проходили Октябрьская железная дорога, шоссе Москва- Ленинград и железнодорожная ветка Мга-Гатчина. Вокруг посёлка гитлеровцы вырыли траншеи, оборудовали открытые огневые точки, расставили минные поля.

Все 900 дней блокады Ленинграда стояла на его защите героическая 268 дивизия. Её войны принимали участие в самых решающих, самых тяжелых боях за город Ленина: Ивановский пятачок, Красноборская операция, прорыв блокады, освобождение важного железнодорожного узла Мги… И, наконец, бой за Ульяновку.

Один из опорных пунктов немцев был возле поселка Ульяновка. Ворваться в поселок было не просто: надо было броском по льду под огнём противника через реку перебежать, вскарабкаться на крутой берег и, помчавшись по ложбине, взобраться на гору. А там, в дзотах, вражеские пулеметчики. Кроме того, у немцев здесь были замаскированы два танка и три бронемашины. Бои за Ульяновку продолжались трое суток, наша дивизия потеряла в них 98 человек убитыми, 499 ранеными. Только в первые сутки противник 14 раз переходил в контратаки. Отбивали их исключительно силами пехоты, потому что из-за взорванных немцами мостов, из-за покореженных дорог отстали наши артиллеристы, минометчики. В первый день боев и совершил здесь свой героический подвиг Л.Я.Тупицын.

В те дни серые тучки весели над землей. То и дело шел мокрый снег, переходивший порою в дождь… Ворваться в поселок было непросто: через реку броском перескочить, вскарабкаться на крутой берег, дальше ложбину перебежать, ней на гору взобраться. А там враг с пулеметами, в дотах и дзотах. Кроме того у него тут оказались бронемашины, два танка…

Стрелковые роты в ту пору более чем на половину были укомплектованы восемнадцатилетними. В одном из политдонесений говорилось о прибывшем в дивизию пополнении: «Рядовой состав- 1925 года рождения. До этого в боях не бывали…». Для молодых рабочих, колхозников, вчерашних школьников Ульяновка стала первым экзаменом на мужество.

Огонь вражеского дзота прижал к земле наступавшее подразделение. Появилась угроза срыва атаки. Уничтожить особо опасную огневую точку врага выпала рядовому Тупицыну. Ему удалось незаметно подползти к дзоту, метнуть гранату. На какое-то время вражеский пулемет умолк. Бойцы поднялись и снова устремились вперед. Но неожиданно из амбразуры противника опять брызнула свинцовая струя. Находившийся уже у самого дзота Тупицын поднялся и с гранатой в руке кинулся к бойнице. Тут раздался взрыв и сраженный последней очередью пулемета упал наш герой. Потрясенные подвигом своего товарища, бойцы вновь устремились вперёд.
В Подольском архиве Министерства обороны в журнале боевых действий 268-й дивизии запись от 24 января гласит: «Боец 947 сп Тупицын при форсировании р.Тосны своим телом закрыл амбразуру вражеского дзота и героической смертью обеспечил продвижение своего подразделения вперед».

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии