RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Путинские застенки дали трещину
7 февраля 2019 г.

Путинские застенки дали трещину

Настоящий патриот России полковник ГРУ Владимир Квачков, отбывающий срок за неравнодушие к судьбе Отечества, должен быть освобожден в ближайшие дни
Редактор Русской народной линии
11 марта 2017 г.

Редактор Русской народной линии

11 марта 1961 года родился Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор РНЛ, председатель международной общественной организации "Русское Собрание"
Кровь Волгограда-III
30 декабря 2013 г.

Кровь Волгограда-III

Не прошло и суток после жесточайшего теракта на волгоградском вокзале, как мощнейший взрыв в этом же городе разнес троллейбус вместе с пассажирами
Подвиг спецназовца Ивана Маслова
9 января 2017 г.

Подвиг спецназовца Ивана Маслова

9 января 2012 года начальнику штаба отряда специального назначения «Тайфун» подполковнику Маслову Ивану Владимировичу присвоено звание Героя России (посмертно)
Кто такой Герой Отечества
9 декабря 2017 г.

Кто такой Герой Отечества

9 декабря — праздник тех, кто проявляет образцы самоотверженности в бою и труде
Главная » Герои нашего времени » Рыцарь неба

Рыцарь неба

29 июля 2018 года исполняется сто лет со дня рождения легендарного пилота гражданской авиации, летчика-испытателя Константина Сапелкина.

Сегодня в Аэрофлоте летает «суперджет» с регистрационным номером RA-89057, названный его именем.
Рыцарь неба

Рыцарем неба как-то уважительно окрестил Константина Петровича министр гражданской авиации СССР Борис Бугаев. Кстати, придя в гражданский флот после войны, он был учеником Сапелкина, совершенствовал свое мастерство под его руководством, летая с ним в одном экипаже вторым пилотом.
Все, кто имел счастье лично общаться с Сапелкиным, попадали под его удивительное обаяние. « Мужчина - тысяча процентов», громко выразила однажды свой восторг пассажирка, увидев командира экипажа в салоне лайнера. Не отставал и сильный пол. Познакомившись с Константином Петровичем во время совместного отдыха в Кисловодске, академик Дмитрий Лихачев был очарован интеллектом и широкой эрудицией пилота. Их постоянно можно было видеть вместе, и в знак большого уважения академик на прощанье подарил ему свою книгу. Александр Митта, снимая «Экипаж», пригласил его консультантом к Жжёнову, и тот в фильме воплотил буквально все то, что было присуще Сапёлкину. Они очень подружились, и с тех пор Георгий Степанович приглашал пилота на все свои театральные премьеры. Заслуженному художнику РСФСР Игорю Радоману, взявшемуся писать портрет авиатора, как он сам потом вспоминал, все не удавался последний штрих. Никак не мог живописец остановиться - смириться с мыслью, что пришло время расставаться со столь мужественной моделью.

Сент-Экзюпери сравнивал самолет с органом, а пилота - с музыкантом, безукоризненно владеющим этим инструментом. Это сравнение Константин Петрович любил часто повторять. Но тут же добавлял: по-настоящему почувствовать небо можно лишь наработав огромный опыт полетов, отпахав сотни тысяч воздушных километров, только тогда обретешь умение моментальной реакции на форс-мажорную ситуацию. То, что реакция у рыцаря неба была отменная, он доказал не однажды, в качестве летчика-испытателя новинок советского авиапрома, за штурвалами кораблей Аэрофлота. Но то в небе. Изумление и по сей день вызывает случай, произошедший с ним на земле в феврале 1975 года, когда на Химкинском мосту внезапно вывернувшееся переднее колесо его «жигуля» на полной скорости вынесло автомобиль на встречную полосу под КАМАз. Как водителю удалось уклониться от вылетающего через салон двигателя и выпасть на дорогу, потом не могли объяснить даже видавшие виды гаишники. Сработал, по-видимому, приобретенный пилотский опыт постоянной готовности к непредвиденным обстоятельствам. Результатом ДТП стали множественные тяжелейшие ранения, включая перелом нескольких ребер, позвоночника. А потом – двухмесячное собирание тела по частям в Боткинской больнице, в успех которого близкие боялись поверить. И, увы, прощание с любимым делом, со штурвалом флагмана Аэрофлота – дальнемагистрального Ил-62, ставшего для него в те годы родным.

СНАЧАЛА БЫЛ ТРАКТОР

…Мечта юного Кости стать геологом после первого же просмотра фильма «Чапаев, тут же поменялась на кавалерию. «Ты все же, Костя, держись ближе к металлу», - наставлял его отец Петр Григорьевич, железнодорожник. Послушав отца, парень закончил ФЗУ и к 15 годам прекрасно разбирался в автомобилях и тракторах. Кстати, трактор и привел его в аэроклуб. Там на нем он натягивал амортизаторы для планеров. Видя восторженные, обращенные ввысь глаза юноши, знакомые пилоты и помогли ему самому слетать на планере Г-1.
После окончания Тамбовского летного училища Константин начинает работать на гражданских авиалиниях. Пилотирует самолеты, которые ныне увидишь только на картинках. Время, а больше люди, не ведающие памяти, убрали их из нашей истории, как впрочем, подзабыли и имена многих героев, сделавших страну крепкой и непобедимой.
На войне Сапелкин летает на По-2. Однажды в воздушном бою самолет загорелся. Выбросившись на парашюте, летчик шел ночами по оккупированной смоленской земле. Пробирался к своим в сорокоградусные морозы. Ночевал на сеновалах и в сараях. На какое-то время его пригрела семья сельского учителя. Потом с группой партизан перешел линию фронта. И вновь поднялся в небо.
В другой раз, возвращаясь с боевого задания, был сбит, случайно в тумане попав в расположение вражеского аэродрома. Повезло - хоть и обгорел, но остался жив и стал пробираться к своим. В первой же деревне его сдали полицаям, и он едва унес от них и собак ноги. Партизаны, к которым он, полуживой все же добрался, едва его не расстреляли. Потом был лагерь в Акмолинске, где скрупулезно проверяли, не продался ли он немцам: «В какой разведшколе был? Все так же оправдываются. Ты лучше признавайся». Хлебнул горя, когда три месяца там вкалывал на производстве кирпичей.

- Идешь, бывало, оступишься, - вспоминал он,- а тебя прикладом по спине гонят. Хорошо, трех месяцев там хватило, чтобы разобраться, что не виноват. Оттуда – снова на фронт. Войну в звании лейтенанта окончил в Берлине.

Ту-104 – СТРОПТИВЫЙ САМОЛЕТ

В послевоенные годы на смену старым аппаратам, «табуреткам», - как их любил называть пилот, приходят быстроходные машины. Константин Петрович - один из первых в кабине Ил-14. В пятидесятые годы - опять же в первой группе испытателей Ту-104, чуть позже - гиганта Ту-114, Он же - первый командир летного подразделения реактивных пассажирских лайнеров.
- Пионеры нашей реактивной гражданской авиации,- вспоминал Константин Петрович,- не сразу становились послушными машинами. Их прежний строптивый боевой норов не сильно ладил с мирными задачами. Когда впервые увидел Ту-104, поразился его изяществу. Но летать на нем было поначалу нелегко. Лайнер не прощал даже малейшей погрешности в управлении. Доводили его до кондиции вместе с конструкторами и мы, испытатели, а Туполев внимательно прислушивался ко всем нашим замечаниям и предложениям.
Заслуженный пилот СССР, кавалер орденов Отечественной войны первой и второй степеней, нескольких орденов Ленина, других высоких государственных наград, первым приземлял новые машины в разных портах мира. И везде отмечали его удивительное летное мастерство. Один из его друзей - испытателей однажды заметил, что на хорошую посадку можно смотреть как на игру большого актера. При этом не скрыл, что с удовольствием смотрит, как возвращается из рейса Сапелкин. Но не только коллеги ценили мастерство аса. Всего один эпизод. Когда, завершив первый международный рейс на Ту-114, Сапелкин приземлился в Нью-Йорке, к полосе сбежались работники всех аэродромных служб. То был первый демонстрационный полет нового крылатого гиганта в Нью-Йорк. Прилетели, сели. Но у американцев не нашлось ни подходящего трапа, ни тягача. Пришлось соединять два тягача цугом, и срочно сооружать трап нужной высоты.
Близился первый исторический визит главы государства в Соединенные штаты Америки. Прошло некоторое время, и командир корабля Сапелкин докладывает Никите Хрущеву, что самолет готов к полету, и экипаж ждет команды на старт. Восторгу американцев после нового приземления Ту-114 снова не было предела.
- Особенно мне запомнились самые мои первые рейсы за рубеж на новых реактивных машинах, - говорил Сапелкин. - Открылись они маршрутом Москва-Прага. Международные рейсы сразу вызвали к нашим самолетам большой интерес. Нередко задавали смешные вопросы. Например, из какой фанеры сделан корпус, ведь нужного металла в России нет… Подходили, стучали по фюзеляжу. Потом западная пресса писала, что этот самолет сделан явно в единственном экземпляре и ничего подобного больше не стоит ожидать. Но вскоре десятки советских реактивных лайнеров одновременно стали приземляться в разных аэропортах мира.
Был случай, когда в процессе полета над Северной Америкой с земли местные диспетчеры попросили командира корабля Сапелкина слегка изменить курс. Экипаж не поняв причины команды, все же ее выполнил. Позже выяснилось, что американцам очень хотелось лично взглянуть на лайнер в полете. И, когда самолет появился над ними, в наушниках громко прозвучало «бьютифул».
В восьмидесятые годы Константин Петрович Сапелкин - начальник бюро проверки отраслевой газеты «Воздушный транспорт». К Дяде Косте, как его нарекли молодые аэрофлотовские журналисты, часто приходили поговорить «пилоты-портреты», о которых журналисты, конечно, слышали, а увидеть могли лишь на снимках в газете. Заходили и молодые авиаторы. Частыми гостями были два его сына - младший Никита, пилот Ан-2, и старший Петр-командир элитного правительственного 235-го отряда, позже трагически погибший в автоаварии.

ПАРЕНЬ ИЗ ХЛЕБНОГО ГОРОДА

В канун столетия легендарного летчика редакция попросила его близких – сына Никиту и любимую женщину, прожившую с ним четверть века, известную радиожурналистку Татьяну Зелеранскую, дополнить личными воспоминаниями то, что о нем знают в гражданской авиации.

Никита: Безусловно, на наш с братом выбор авиации повлиял отец. Отдав ей всю свою жизнь, он благословил наш выбор. Правда, Пётр мечтал стать подводником, но ростом не "вышел". А мне, так как я не мог похвастать своими школьными знаниями, на семейном совете сказали, что ни в одном московском институте с моим аттестатом меня не ждут. Давай, мол, как все. Пять минут ушло на обсуждение моей будущей судьбы. К профессии он относился очень серьёзно и терпеть не мог никакого разгильдяйства, которое в авиации смертельно.
Татьяна: Константин Петрович был человеком, которого интересовало абсолютно все. Был ярым книгочеем, мог вам по случаю вдруг процитировать наизусть Пришвина. Мы выписывали гору толстых журналов, он их тоже все перечитывал. Кино считал механическим искусством, но обожал Эльдара Рязанова, особенно как ведущего «Кинопанорамы». Очень любил театр. Больше всего ценил спектакли БДТ им. А.М. Горького и Таганки. Мы с ним практически не пропустили ни одной премьеры того времени, бывали на капустниках, на юбилейных вечерах. Помню, как он хохотал на юбилее знаменитого Николая Плотникова. Очень любил Высоцкого, мог его слушать множество раз, особенно военные песни. Правда, «Штрафные батальоны» я от него прятала – слишком она ему напоминала случившееся с ним во время войны. Любил наши походы на оперные спектакли в Большой театр. А когда на гастроли в Москву Шведская опера привезла Вагнера, прослушал все четыре оперы, я же не выдержала. И еще чувство юмора у него было замечательное, шутки любил проверять, подшучивая надо мной.
Его многому научил многонациональный Ташкент, в котором он родился и вырос. Там у него случилась в 16 лет первая любовь. Ее звали Катя Вестман из немецкой семьи. Девочка умерла от тифа, когда он учился в лётном училище, а её брат Коля Вестман оставался другом многие годы. Константин Петрович знал узбекский язык, и очень хорошо им пользовался. Например, на рынке, где узбеки торговали пряностями. Его хорошо знали и уважали в знаменитом ресторане «Узбекистан» на Неглинке. Великолепно, что для меня странно, он готовил всякие узбекские блюда, особенно плов с бараниной, или с сухофруктами. В Боткинской больнице после аварии я, придя навестить Константина, обнаруживаю его однажды в компании узбеков - в палате пир горой с множеством всевозможных фруктов. Потом выяснила, что в этот день рядом с ним положили узбека, сломавшего во время командировки в Москву ногу. Когда Константин Петрович на хорошем узбекском посоветовал тому не грустить, тот чуть из гипса не выпрыгнул.
В советские годы в аэропортах начали устанавливать самолеты-памятники. В том числе и те самые лайнеры, которым выдавал путевку в небо летчик-испытатель Константин Сапелкин. И каждый раз при взгляде на эти элегантные крылатые машины трудно было избавиться от иллюзии, что вот-вот откроется люк и на трапе покажется высокий и красивый Сапелкин, вписавший по достоинству свое имя в славную авиационную историю страны.
Увы, Москва, к сожалению, оказалась не слишком доброй к крылатым памятникам отечественного авиастроения. В начале этого века были распилены два запущенных в небо Сапелкиным раритета – Ту-114 в Домодедово и Ту-104 во Внуково. Причем, распиленный «внуковский» борт, торжественно установленный в 1976 году, ранее эксплуатировался в Толмачевском авиаотряде. Внуковчане установили другой Ту-104 подальше от терминала и глаз авиапассажиров на Киевском шоссе, а в Домодедове расчистили от гигантского турбовинтового «туполева» свято место, которое, как известно пусто не бывает. Его заняли стоянки авто. Все это странно еще и потому, что самолет даже в некондиционном виде наверняка приняли бы многие авиационные музеи, в том числе и зарубежные. Так ведь, что имеем… Ну дальше вы сами знаете…

 

Анатолий ЖУРИН, Игорь СИКОРСКИЙ
28 июля 2018 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
24 марта
воскресенье
2019

В этот день:

Первая в мире передача радиосигнала

24 марта 1896 года А. С. Попов осуществил в Русском физико-химическом обществе первую в мире передачу радиосигнала.

Адмирал Анатолий Сорокин

24 марта 1921 года родился Анатолий Иванович СОРОКИН, адмирал флота, Герой Советского Союза.

Адмирал Анатолий Сорокин

24 марта 1921 года родился Анатолий Иванович СОРОКИН, адмирал флота, Герой Советского Союза.

 В 1966 году он руководил первым в истории советского флота трансокеанским переходом атомных подводных лодок Северного флота к берегам Камчатки вокруг Южной Америки проливом Дрейка.
Анатолий Иванович Сорокин родился в Калуге. Закончил школу, на флоте с 1939 года, он был призван по комсомольскому набору. В 1941 году окончил Черноморское военно-морское училище в Севастополе. И сразу же после выпуска он ушел на войну.

С ноября 1941 года по май 1943-го он командир взвода отдельной роты автоматчиков 82-й отдельной морской стрелковой бригады Северного флота, а с мая по сентябрь 1943 года — командир отдельной роты автоматчиков 510-го стрелкового полка Западного фронта. Участвовал в боях за освобождение городов Ельня и Дорогобуж, был дважды ранен. По окончании войны фронтовик продолжил службу на кораблях, в частях и соединениях ВМФ СССР.

С 1959 года по июль 1961 года капитан 1-го ранга Анатолий Сорокин командовал различными соединениями подлодок Северного флота. В 1964 году, уже став контр-адмиралом, Сорокин окончил Военную академию Генерального штаба, был назначен командующим флотилией. Ну, а в 1966 году Сорокин возглавил то самое плавание, ставшее уникальным, никем не повторенным до сих пор. На "К-133" в течение всей кругосветки североморцы вели рукописный журнал "Летопись похода, или 25000 миль под водой". В него вошли стихи, очерки, рисунки подводников — словом, все лучшее, созданное корабельными поэтами, художниками и писателями за время плавания. По сей день этот журнал хранится в Центральном военно-морском музее.

Героическое кругосветное плавание наших подлодок, которым руководил адмирал Сорокин, никто больше не повторил. Как пишет историк флота Сергей Васильев, уже после развала Союза российские подводники несколько раз выходили "наверх" с инициативой выполнить еще одно кругосветное плавание. В 1992 году с таким почином выступил экипаж АПЛ "Пантера". Несколько позднее совершить "орбитальный" поход в честь 300-летия Российского флота готовился гвардейский атомный подводный ракетный крейсер "Воронеж". Однако североморцев вышестоящее командование не поддержало. Так что уникальная "сорокинская" кругосветка и поныне остается легендарной.

В 1985 году вице-адмирал Анатолий Иванович ушел в отставку. Но долго пробыть без моря и без флотской службы так и не сумел. Он ушел из жизни 30 декабря 1988 года. Похоронен адмирал в Москве на Кунцевском кладбище. Почетная похоронная процессия, участники которой несли на бархатных подушечках награды адмирала, растянулась, по свидетельствам очевидцев, более чем на сотню метров.

 

Смерть командира «Альфы»

24 марта 2003 года скоропостижно скончался Виктор Федорович КАРПУХИН, председатель правления Ассоциации ветеранов войны в Афганистане, в прошлом - командир группы антитеррора КГБ СССР «Альфа», Герой Советского Союза.

Смерть командира «Альфы»

24 марта 2003 года скоропостижно скончался Виктор Федорович КАРПУХИН, председатель правления Ассоциации ветеранов войны в Афганистане, в прошлом - командир группы антитеррора КГБ СССР «Альфа», Герой Советского Союза.

Виктор Федорович Карпухин родился 27 октября 1947 г. в семье военнослужащего в г. Луцк. В 1969 г. закончил Ташкентское высшее военное танковое командное училище. До 1974 г. служил в Пограничных войсках. С 1974 г. обучал первый состав только что созданного спецподразделения КГБ (Группа «А») вождению боевых машин и стрельбе из вооружения, установленного на бронетехнике. В сентябре 1979 г. Карпухин пришел в Группу «А» («Альфа») 7-го Управления КГБ СССР, где прошёл путь от заместителя командира отделения до руководителя «Альфы». За этот период Виктор Федорович неоднократно руководил и лично участвовал в различных оперативно-боевых мероприятиях и специальных операциях, в том числе в штурме дворца Амина «Тадж-Бек» в столице Республики Афганистан г. Кабул 27 декабря 1979 г. В день штурма этой хорошо охраняемой цитадели, БМП Карпухина, преодолев крутой серпантин дороги вокруг холма, на котором был выстроен дворец Амина, первой прорвалась к «Тадж-Беку». Карпухин и его подчинённые открыли прицельный огонь по дворцу, дав возможность остальным бойцам своей подгруппы десантироваться. Результатом таких стремительных и грамотных действий стало то, что штурм, считавшегося неприступным, «Тадж-Бека», имевшего стены 2-метровой толщины и располагавшего 2,5-тысячной охраной, длился 40 минут. Спецназовцы КГБ потеряли убитыми 5 человек. Во время этого жестокого боя, когда почти все бойцы «Грома» и «Зенита» были ранены, Карпухин не получил ни одной царапины. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1980 года «за мужество и отвагу, проявленные в специальных боевых операциях» капитану Карпухину Виктору Фёдоровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда». По окончании Высшей школы КГБ СССР с 1984 г. Карпухин заместитель начальника Группы «А». Вместе с «Альфой» он прошёл все «горячие точки» на территории СССР. В 1988-1991 гг. встал во главе Группы «Альфа». В августе 1990 г. «альфовцы» Карпухина вместе с бойцами Группы «Витязь» освободили заложников из сухумского следственного изолятора. Эта специальная операция, как и штурм дворца Амина, золотыми буквами вписана в историю легендарного подразделения антитеррора. После событий в Москве 19-21 августа 1991 г. генерал-майор В.Ф. Карпухин в запасе. С 1991 по 1992 гг. Виктор Федорович руководил Службой безопасности Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Затем с 1993 г. работал в сфере частного детективного бизнеса, и с этого же времени стал председателем правления Ассоциации ветеранов войны в Афганистане. Карпухин был членом Комитета Торгово-промышленной Палаты РФ по безопасности предпринимательской деятельности, возглавлял крупную некоммерческую структуру «Росфонд». Он известен своей активной общественной деятельностью, направленной на оказание помощи ветеранам боевых действий в Афганистане и Чеченской Республике. В.Ф.Карпухин скончался в 2003 г. в поезде «Минск-Москва». Похоронен в Москве на Николо-Архангельском кладбище.

Царский посох Михаила Романова

24 марта 1613 года 16-летний Михаил РОМАНОВ, ранее избранный на царство, дал согласие принять царство и был наречен государем. Архиепископ Казанский и Муромский Феодорит вручил ему царский посох.

Памяти генерала-«оборонщика»

24 марта 2010 года ушел из жизни военный ученый, Герой Социалистического труда, доктор технических наук, профессор, генерал-лейтенант в отставке О.К.Рогозин.

Памяти генерала-«оборонщика»

24 марта 2010 года ушел из жизни военный ученый, Герой Социалистического труда, доктор технических наук, профессор, генерал-лейтенант в отставке О.К.Рогозин.

Олег Константинович Рогозин, отец известного российского политика и государственного деятеля Д.О.Рогозина, родился 31 октября 1929 г. в Москве. В годы Великой Отечественной войны юнгой Днепровской флотилии принимал участие в освобождении г. Смоленска. Вернувшись с фронта, с 1943 по 1946 гг., еще подростком, работал слесарем-механиком завода 339 НКАП (г. Москва). После войны окончил Оренбургское военно-воздушное училище, а затем, в 1959 году - Военно-воздушную инженерную академию.
Всю свою сознательную жизнь Олег Константинович Рогозин посвятил военной науке, более 40 лет прослужив в Вооруженных силах СССР. Он стоял у истоков создания и был одним из руководителей развития оборонной промышленности СССР в послевоенный период. Работал в центральном аппарате Министерства обороны СССР. Занимал должности начальника управления перспективных систем вооружений и первого заместителя начальника службы вооружений до отставки в 1989 г. О.К.Рогозин после отставки и до последнего времени продолжал трудиться над научными исследованиями в области обороны. Работая ведущим научным сотрудником РАН, он посвятил свои научные разработки теории вооружения, проблемам развития вооружений, военной безопасности. За выдающийся вклад в науку и развитие отечественной оборонной промышленности профессору О.К.Рогозину были присвоены звания Лауреата Государственной премии СССР (1981) и Героя Социалистического Труда (1984). О.К.Рогозин награжден орденами Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, девятнадцатью медалями СССР, тремя орденами и восемью медалями стран-участниц Варшавского договора. В 2004 г. ему было присвоено звание Лауреата Золотой медали имени генерального конструктора ракетно-космической техники академика В.Ф.Уткина в номинации «За вклад в развитие экономики и укрепление обороноспособности страны». О.К.Рогозин – автор многочисленных книг по военной стратегии, посвященных развитию вооружения и военной техники, включая фундаментальный научный труд «Стратегия сдерживания - основа глобальной безопасности XXI века» (1994), глоссарий «Война и мир в терминах и определениях» (2004) - руководитель авторского коллектива, воспоминания «Незабываемые имена и свершения» (2004) об организации и развитии оборонной промышленности СССР в послевоенный период, книгу «Отечественный военно-промышленный комплекс и его историческое развитие» (2005).
Вся жизнь Олега Константиновича была образцом служения долгу. Талант ученого и организатора, эрудицию, глубочайшую компетентность - все это он сполна посвятил Отчизне. Генерал-лейтенант О.К.Рогозин скончался в 2010 г. Отпевание покойного проходило в Москве в Храме Святого Митрофания Воронежского.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии