RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Молчание Путина
4 июня 2014 г.

Молчание Путина

Почему Россия не предпринимает решительных шагов по защите русских на Юго-Востоке Украины?
Подвиг спецназовца Ивана Маслова
9 января 2017 г.

Подвиг спецназовца Ивана Маслова

9 января 2012 года начальнику штаба отряда специального назначения «Тайфун» подполковнику Маслову Ивану Владимировичу присвоено звание Героя России (посмертно)
Национально-Освободительное движение России
7 августа 2015 г.

Национально-Освободительное движение России

Цель Национально-Освободительного движения – восстановление суверенитета, потерянного в 1991 году! Мы – за национальный курс и территориальную целостность России.
Создатель ядерного щита
19 марта 2016 г.

Создатель ядерного щита

19 марта 2016 года ушел из жизни выдающийся деятель оборонно-промышленного комплекса, доктор технических наук, профессор, Герой социалистического труда Аркадий Адамович Бриш
Убийство Александра Захарченко
1 сентября 2018 г.

Убийство Александра Захарченко

31 августа 2018 года проамериканские шестёрки киевского режима совершили подлейший террористический акт в отношении главы Донецкой народной республики
Главная » Герои нашего времени » Прощай, учитель Дышев!

Прощай, учитель Дышев!

Ушёл из жизни ветеран военной журналистики, военный педагог с многолетним стажем, кандидат исторических наук, ветеран Великой Отечественной войны, полковник в отставке Михаил Кириллович ДЫШЕВ.

.
Прощай, учитель Дышев!

 

Он появился в нашем Львовском высшем ордена Красной звезды военно-политическом училище на кафедре журналистики, когда я учился уже на выпускном, четвёртом курсе. Поэтому довелось мне послушать лишь некоторые его лекции. К сожалению, всё уже из памяти поистёрлось. Но голос Дышева, слегка приглушенный, зато с очень отчётливой артикуляцией, помнится. Строгий и собранный в поведении, мало улыбчивый Михаил Кириллович мне запомнился ещё и очень придирчивым отношением к офицерской форме одежды. Носил её любовно и бережно, что меня обычно покоряло в старших товарищах. Внешний вид человека не всегда соответствует его внутреннему содержанию. Неряха и растрёпа может быть умным и порядочным. Однако, чаще всего случается именно так, что аккуратный офицер и порядочный человек. В смысле человеческой и офицерской порядочности Дышеву никто и никогда не мог закинуть упрёка. Велись, помнится, разговоры о том, что папаша, мол, расстарался и устроил своих двух сыновей в училище, под собственное крылышко. Однако всякие пересуды быстро заглохли потому, что сыновья Михаила Кирилловича оказались не только под стать отцу в трудолюбии, ревностному отношению к долгу, но и как положено воспитанным детям, во многом превзошли его. Собственно, высшая оценка Дышева, как военного журналиста и педагога – его замечательные во всех отношениях сыновья – Андрей и Сергей. За их плечами – служба в различных военных изданиях, Афганская война. Оба орденоносца. У каждого многим более трёх десятков книг, киносценарии. Оба – члены Союза писателей России.

…Как уже говорилось, лекций подполковника Дышева я слушал мало. Но одно практическое занятие с его участием осталось со мной на всю жизнь. Всё дело в том, что наше училище было всё-таки сухопутным. Мы годами изучали ракеты, танки, бронетранспортёры. Тактику штудировали все четыре года и даже сдавали по ней госэкзамен. А вот на авиацию отводилось… несколько часов обзорных лекций и один групповой выход на военный аэродром. Поехали тогда с нами полковник А.Александров, и подполковник Дышев. Ясное дело, что мы обоих преподавателей закидали едкими вопросами на тему о том, почему их кафедра журналистики мирится с таким безобразием: вся огромная авиация великой армии вместилась в несколько часов обзорных лекций. А ведь многим из нас предстоит служить в авиационных, пэвэошных изданиях. Александр Михайлович тогда тактично отмолчался, а Михаил Кириллович в основном согласился с нашими упрёками. Но при этом добавил: «Плохо, конечно, что авиации вам дали мало. Только я так думаю, что и других предметов тоже мало. Ибо научить всему тому, что вам понадобится на службе в войсках нельзя. Мы стараемся научить вас учиться. Вот это – самое главное для военного журналиста».

…Лишь сегодня, когда писал эти поминальные строки по ушедшему учителю, узнал, что, оказывается, и жена его Галина Сергеевна – ветеран Великой Отечественной войны. И что был покойный Михаил Кириллович основателем военной династии. Если сложить сроки службы его самого, его брата и его сыновей, будет многим более сотни лет на службе нашей Родины. Завидная и счастливая была судьба,

 

Полковник в отставке Михаил Захарчук.
20 мая 2018 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
18 октября
пятница
2019

В этот день:

Крепость Кронштадт

18 октября 1723 года на острове Котлин Петром I заложена крепость Кронштадт, главная база Балтийского флота, «… которая заключала бы в себя весь город и все портовые сооружения, и служила бы делу обороны со всех сторон».

Крепость Кронштадт

18 октября 1723 года на острове Котлин Петром I заложена крепость Кронштадт, главная база Балтийского флота, «… которая заключала бы в себя весь город и все портовые сооружения, и служила бы делу обороны со всех сторон».

Тогда же и город на острове Котлин был назван Кронштадтом, что означает «Город—крепость» или «Укреплённый город».

В 1723—1747 годах построена центральная крепость, окружающая Кронштадт с моря и суши. В январе 1733 года при морском госпитале открылась госпитальная лекарская школа — первое военно-морское медицинское учебное заведение страны.

После катастрофического пожара 23 июля 1764 года Кронштадт восстанавливался по генеральному плану, составленному архитектором С. И. Чевакинским. В 1783 году Екатерина II хотела перевести адмиралтейство из Санкт-Петербурга в Кронштадт; комплекс зданий Кронштадтского адмиралтейства был построен в 1780—1790-х годах по проектам архитекторов М. Н. Ветошникова, В. И. Баженова и Ч. Камерона. Павел I отменил этот проект. В 1786 году открылось Морское офицерское собрание, ставшее центром культурной жизни Кронштадта.

Тарутинский бой

18 октября 1812 года в районе села Тарутино Калужской области произошло сражение между русскими войсками под командованием фельдмаршала Кутузова и французскими войсками.

Тарутинский бой

18 октября 1812 года в районе села Тарутино Калужской области произошло сражение между русскими войсками под командованием фельдмаршала Кутузова и французскими войсками.

 Победа при Тарутине была первой победой русских войск в Отечественной войне 1812 года после Бородинского сражения. Успех укрепил дух русской армии, перешедшей в контрнаступление.
Цель Тарутинского боя не была достигнута полностью, но её результат оказался успешным, и ещё большее значение имел успех для подъёма духа русских войск. Прежде в ходе войны ни в одном сражении у любой из сторон (даже при Бородино) не было такого количества захваченных пушек, как в этом — 36 или 38 орудий. В письме царю Александру I Кутузов сообщает о 2 500 убитых французах, 1 000 пленных, и ещё 500 пленных на следующий день взяли казаки при преследовании. Свои потери Кутузов оценил в 300 убитых и раненых.

 

 


Первый лайнер Аэрофлота

18 октября 1929 года состоялся первый полёт пассажирского самолёта «К-5» конструктора К. А. Калинина. «К-5» стал первым российским пассажирским самолётом, который строился большой серией.

Первый лайнер Аэрофлота

18 октября 1929 года состоялся первый полёт пассажирского самолёта «К-5» конструктора К. А. Калинина. «К-5» стал первым российским пассажирским самолётом, который строился большой серией.

 Основной самолёт Аэрофлота до 1940 года. Всего было построено 258 самолётов этого типа.

К разработке «К-5» Калинин приступил в 1926 г., прототип был построен в 1929 г. Машину подняли в воздух пилот М.А. Снегирёв и бортмеханик П.Н. Власов. В качестве третьего члена экипажа полетел сам Калинин. Случилось это на харьковском аэродроме "Сокольники". Самолёт оказался лёгок в управлении, хорошо слушался руля. 30 мая 1930 К-5 перелетел в Москву, где выдержал экзамен перед государственной комиссией. Госкомиссия установила, что самолёт вполне отвечает предъявленным требованиям. Дальность до 1000 км, скорость до 200 км в час.

 

Арест Рихарда Зорге

18 октября 1941 года в Токио в результате предательства был арестован советский разведчик Рихард Зорге.

Арест Рихарда Зорге

18 октября 1941 года в Токио в результате предательства был арестован советский разведчик Рихард Зорге.

Японские радиопеленгаторы регулярно засекали выходившую в эфир радиостанцию группы Зорге. Засечь точно работающий передатчик, или даже приблизиться к нему достаточно близко, японцам так и не удалось. Мнение о провале группы как следствие успешно работавших пеленгаторов — это не более чем художественный вымысел. Первая радиограмма была перехвачена в 1937 году. С тех пор донесения перехватывались регулярно. Однако, расшифровать ни одну из перехваченных радиограмм японцы так и не смогли.

И только после того, как на первом же допросе радист Макс Клаузен выдал всё, что он знал о кодах шифрования, японцы смогли расшифровать и прочитать всю подборку перехваченных донесений за несколько лет. Эти донесения фигурировали в материалах следствия, и по ним обвиняемые давали свои пояснения.

Всего по делу группы Зорге было арестовано 35 человек, привлечено к суду 17. Дознание длилось до мая 1942 года. 16 мая 1942 года официальные обвинения были предъявлены первым 7 обвиняемым: Зорге, Одзаки, Максу Клаузену, Вукеличу, Мияги, Сайондзи и Инукаи. Остальным обвинения были предъявлены позднее. Приговоры основным обвиняемым были вынесены 29 сентября 1943 года. Зорге и Одзаки были приговорены к смертной казни через повешение, Вукелич и Клаузен — к пожизненному тюремному заключению, Мияги умер в тюрьме ещё до вынесения приговора. Подробно: http://rosgeroika.ru/podvigi-v-nasledstvo/2013/september/povesit-na-royalnoj-strune?searched=%D1%80%D0%B8%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B4+%D0%B7%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B5&advsearch=allwords&highlight=ajaxSearch_highlight+ajaxSearch_highlight1+ajaxSearch_highlight2

 

«Интервью» у Венеры

18 октября 1967 года межпланетная станция «Венера-4», запущенная 12 июня 1967 года, достигла цели.

«Интервью» у Венеры

18 октября 1967 года межпланетная станция «Венера-4», запущенная 12 июня 1967 года, достигла цели.

Спускаемый аппарат с набором научной аппаратуры благополучно отделился и впервые в истории космонавтики провел прямые измерения состава атмосферы Венеры при спуске в ней на парашюте.    Спускаемый аппарат мог работать при температуре вплоть до +425°C и при давлении до 10 атмосфер, причем для увеличения шансов на успех он десантировался на ночную сторону планеты. Перед стартом он был подвергнут стерилизации с целью предотвращения переноса на Венеру земных микроорганизмов.

Сигнал прекратился внезапно через 95 минут после начала спуска, на 25-26 км ниже начальной точки, когда за бортом было +280°C и 15 атмосфер. Сначала всем казалось, что это и был момент посадки и что «Венере-4» удалось дойти до поверхности в рабочем состоянии. И лишь через несколько недель стало ясно, что в действительности на высоте около 28 км аппрарат был раздавлен атмосферным давлением, оказавшимся намного больше предусмотренного при конструировании станции.

Лишь «Венера-7», запущенная 17 августа 1970 года, благополучно достигла поверхности планеты. Она разрабатывалась и строилась с учетом опыта полетов предыдущих АМС. Спускаемый аппарат был сконструирован заново, и он должен был работать не менее 30 минут на поверхности при температуре до +540°С и давлении до 150 атмосфер. Теоретические значения, полученные для поверхности планеты были такими: 500°С и 100 атмосфер, так что спускаемый аппарат был построен с запасом. На всякий пожарный случай.

Спустя 120 суток после старта, 15 декабря 1970 года, станция «Венера-7» достигла планеты.

15 декабря в 8 часов 34 минут 10 секунд спускаемый аппарат впервые в мире совершил мягкую посадку на поверхность Венеры. В общей сложности он передавал на Землю информацию в течение 53 минут, в том числе около 20 минут непосредственно с поверхности Венеры. Измеренная температура у поверхности Венеры составила 475°±20°С; она соответствовала давлению 90±15 атмосфер.

В 1975 году спускаемый модуль зонда "Венера-9" передал первые черно-белые фотографии поверхности планеты. И, наконец, первые цветные изображения были получены в 1982 году "Венерой-13".

Американцы далеко отстали от СССР в исследовании Венеры. Лишь в 1967 году через день после посадки советской "Венеры-4" мимо планеты на расстоянии 4000 км пролетел американский "Маринер-5". На околовенерианскую орбиту впервые США вышли с помощью аппарата «Пионер-Венера-1», запущенного 20 мая 1978 года, который проработал до августа 1992 года и осуществлял, в частности, радиолокационное картографирование планеты.

Американская пресса вынуждена была констатировать: "Русские побили США в борьбе за очень большое количество первых мест в освоении космоса: первые спутники, запуск первых животных и первого человека, первый выход в открытый космос, первая посадка зонда на Марсе, первый зонд к Венере, первая орбитальная станция, первый полет вокруг Луны».

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии