RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Геройская гибель сержанта Антона Ерыгина
11 мая 2016 г.

Геройская гибель сержанта Антона Ерыгина

12 мая 2016 года в Доме офицеров Воронежа состоится прощание с российским военнослужащим, отдавшим жизнь в борьбе с террористами в Сирии
Выпуск ЛВВПУ 1973 года
10 июля 2018 г.

Выпуск ЛВВПУ 1973 года

45 лет назад 11 июля 1973 года министр обороны СССР Маршал Советского Союза А. А. Гречко подписал приказ о присвоении офицерского звания «лейтенант» выпускникам факультета журналистики Львовского высшего военно-политического училища 1973 года
Талант человечности
28 августа 2015 г.

Талант человечности

27 августа 2015 года исполнилось 85 лет народному артисту СССР, лауреату Государственной премии Владимиру Алексеевичу Андрееву
День штурмана ВВС
24 марта 2016 г.

День штурмана ВВС

100 лет назад 24 марта 1916 года начальник штаба Верховного главнокомандующего подписал приказ № 325 о создании Центральной аэронавигационной станции.
Большой хранитель Малого
18 июня 2015 г.

Большой хранитель Малого

18 июня 2015 года исполнилось 80 лет народному артисту СССР Юрию Соломину
Главная » Герои нашего времени » Легендарный пожарный ХХ века

Легендарный пожарный ХХ века

18 декабря 2003 года генерал-майору внутренней службы Владимиру Михайловичу Максимчуку присвоено звание Героя Российской Федерации посмертно.

РГК писал о его подвиге (http://rosgeroika.ru/anniversaries/june/muzhestvo-pozharnogo-generala), а недавно мы получили вот такую статью
Легендарный пожарный ХХ века

 Катастрофы, пожары и несчастья, связанные с ними, издревле захлёстывают мир – значит, подвиги возможны, а часто неизбежны. А в последние десятилетия увеличилось количество рукотворных катастроф, что привело к необходимости скрывать важные подробности о них. Это ярчайшим образом продемонстрировала в 1986 году катастрофа на Чернобыльской АЭС, перевернувшая жизнь миллионов людей. Генерал-майор внутренней службы Владимир Михайлович Максимчук (8 июня 1947 г. – 22 мая 1994 г.) – исчерпывающий пример на обе эти темы: «Подвиг пожарных» и «Подвиг в Чернобыле». В историю пожарной охраны Владимир Максимчук вошёл как: – Герой Чернобыля. Своим личным героизмом предотвратил развитие трагедии на Чернобыльской АЭС 22 мая 1986 года, спас жизнь и здоровье миллионов людей – такого примера не подал ни один из больших руководителей, находившихся там же. – Незаурядная личность, крупный специалист, альтруист и фанат пожарного дела, один из выдающихся и самых уважаемых деятелей пожарной охраны СССР и России. Поднял высоко престиж профессии огнеборца в стране. Являлся примером готовности к самопожертвованию при выполнении профессионального долга – непреложным образцом для подчиненных. – Деловой руководитель высокого ранга; специалист высшей квалификации по тушению крупных и сложных пожаров; талантливый организатор практического пожаротушения. – Смелый новатор и апологет передовых позиций в профессии. Обладая широким мировоззрением и государственным мышлением, будучи бескорыстным и окрылённым идеями преобразований, привнёс высокую культуру в свою профессию, заставил уважать и ценить человека-пожарного в обществе. – Неутомимый воспитатель молодого поколения пожарных. Поставил во главу угла воспитание кадровой смены – высококвалифицированных специалистов мужественной профессии пожарного. Занимая ответственные посты и должности, всегда старался «пробить» косность и рутину, безусловно поддерживал тех, кто был призван осуществлять учебную и воспитательную работу в среде молодого поколения пожарных и спасателей. При этом жёстко поставил вопрос об интеграции учебного процесса с практикой. – Вдохновитель побед советских и российских спортсменов в пожарно-прикладном спорте; руководитель Всероссийской Федерации пожарно-прикладного спорта, вице–президент Всесоюзной Федерации, поставивший пожарно-прикладной спорт на принципиально новую основу.

– Один из основоположников и разработчиков Федерального законопроекта «О пожарной безопасности». – Инициатор создания эффективной общегосударственной системы безопасности и борьбы с авариями, катастрофами и стихийными бедствиями – отечественной службы экстренного реагирования на чрезвычайные ситуации. Благодаря его упорству и личному участию в стране был заложен фундамент аварийно-спасательной службы – в структуре пожарной охраны создана сеть специализированных отрядов по проведению первоочередных аварийно-спасательных работ (ставших прототипом современного МЧС), организован выпуск новейшей пожарной техники, пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного оборудования. – Руководитель, применивший кардинальные меры по укреплению пожарной безопасности Москвы в конце 20-го века. Начало Владимир Михайлович родился 8 июня 1947 года на Украине, в селе Добриводы Збаражского района Тернопольской области в трудовой семье. Детство и юность прошли на Житомирщине, в селе Демковцы Любарского района. Отец умер, когда Володе было шестнадцать лет, остались мама и пятеро братьев и сестер, все младше его. Окончив среднюю школу, осенью 1965 года поступил в Львовское пожарно-техническое училище МВД СССР. Закончил его с отличием весной 1986 г., прибыл в Москву, где был назначен на должность начальника караула 2-й ВПЧ (военизированной пожарной части) Управления пожарной охраны (УПО) Москвы. Символично: путь пожарного – с 1968 по 1994 годы – начинался и закончился в столице. Прошел все ступени службы от лейтенанта до генерала. Тушил пожары любого рода и любой степени сложности в Москве и десятках регионов страны, проявляя умелость и высокую квалификацию руководителя. Строчки из газеты 1970-х годов: «Его знали в лицо и командиры, и простые рядовые пожарной охраны – сколько раз они шли в огонь вслед за ним! Его принцип – нельзя заставить человека идти в огонь, можно повести его за собой – спас жизни тысяч людей».
За двенадцать лет работы в Московском гарнизоне (1968– 1980) был пройден путь от начальника караула ВПЧ до начальника отделения в Управлении пожарной охраны Москвы; по меркам того времени – немало. Кроме того – учеба на заочном отделении Высшей инженерной пожарно-технической школы МВД СССР (ВИПТШ) на факультете инженеров противопожарной техники и безопасности; поступил в 1969 году, закончил – в 1974 году (учиться очно не отпускали). «…И всё равно, несмотря на то, что работа моя в достаточной степени тяжёлая и ответственная, мне она очень нравится. Я работаю с людьми, с солдатами, молодыми пареньками, которые только после прохождения срока службы становятся по-настоящему готовыми к взрослой жизни людьми... Именно в работе я и нахожу удовлетворение, радость и спокойствие, именно в работе с солдатами, с моими “детьми”, так я их мысленно называю. Мне кажется, что если бы мне и предложили другую работу, может быть лучшую, но не связанную с воспитанием молодых людей, я бы отказался». Из личных писем Владимира Максимчука, 13 декабря 1968 г. Пятидесятая ВПЧ – начало командирской работы, командирской ответственности, широкое поле деятельности для молодых и серьезных. Характер работы остался тем же, но с усилением ответственности по всем параметрам.

«Я же встречаю Новый год со своими воспитанниками, которые тоже хотят порадоваться празднику. Сейчас их у меня прибавилось, стало больше на двадцать человек, а всего – семьдесят. Вот только вчера они приняли присягу, и на всю жизнь запомнят те торжественные минуты, волнующие слова. Сегодня они уже правомочные солдаты-воины. Это замечательно! Кто из молодых парней этого не прошёл, тот имеет мало шансов считать себя смелым и мужественным человеком – в прямом смысле этих слов. Армия – трудная школа, но необходимая для мужчины...» Из личных писем Владимира Максимчука, 27 декабря 1969 г. «Не умею я притворяться, лицемерить, быть удобным и угодливым, не могу перекладывать на чужие плечи то, что должен сделать сам».
Из личных писем Владимира Максимчука, 11 января 1971 г.


Далее – работа заместителем начальника 1-го отряда – начальником штаба в/ч 5111. Район действия отряда – весь центр Москвы, где обстановка с пожарами всегда была сложная, и забот у Максимчука прибавилось. Организация службы, работа с личным составом, тушение пожаров – всё то же, но масштабы увеличились. Следующий этап – Учебный полк, здесь новобранцев предстояло «ввести в профессию», а затем отправлять в войсковые части столичного гарнизона. В памяти многих, знавших его в тот период, Владимир Михайлович остался именно начальником штаба Учебного полка. Учебный полк — это прямое попадание, совпадение его планов и идей с идеями и задачами подразделения, предназначенного обучать молодых солдат профессиональному мастерству, искусству тушения пожаров, подчас — «высшему пилотажу»: и пожар потушить, и в живых остаться. Переломный момент: в декабре 1980 года, отметив достоинства майора Владимира Михайловича Максимчука (а случилось это вскоре после успешного проведения московской Олимпиады), его пригласили в Главное управление пожарной охраны (ГУПО) МВД СССР; был нужен грамотный и инициативный сотрудник, способный вести оперативное направление службы. Владимир Михайлович энергично включился в работу, которая была сориентирована на решение проблем пожарной безопасности, на совершенствование службы пожаротушения в стране. Оперативное реагирование – проблема из проблем!

«Оперативное реагирование на пожары. Почему оперативная группа не выехала в течение одной минуты? – Такой вопрос мы должны задавать на местах руководителям УПО и ОПО». Из рабочих записей Владимира Максимчука, 1983 г. «Важно: борьба за каждую секунду при тушении пожаров». Из рабочих записей Владимира Максимчука, 1985 г. «Проверка …АЭС. Проанализировать все по АЭС. Срок – один месяц. Изучение справок по направлениям. Крупные пожары. ГДЗС. Что делается? – Дрожь берёт, когда читаешь справки! 25 информац. по АЭС. 16% – пожары. Рассмотрение отчетов. 17 АЭС – страдает анализ и обобщение... Перед отделами и главком стоит вопрос: АЭС. Нормы проектирования – их нет. Правил – нет. ГДЗС – ??? Психологическая подготовка сотрудников личного состава по охране АЭС. Подготовка обслуживающего персонала. Подбор начальников частей по охране АЭС. Помощи в этом вопросе нет. Информации по тушению пожара на АЭС – нет... Что сделать? – Повсеместно изменять всеобщее отношение к вопросам пожарной безопасности». Из рабочих записей Владимира Максимчука, 1985 –1986 г.г. Чернобыльская АЭС, пожар 23 мая 1986 года.

Особый пожар – в Чернобыле, в помещениях главных циркуляционных насосов третьего и четвертого блоков АЭС, в ночь с 22 на 23 мая 1986 года, когда всю ответственность пришлось взять на себя. Пожар был очень опасным, так как в случае развития грозил остановкой этих самых насосов, которые держали на себе третий и четвертый реакторы – машинный зал был заполнен тоннами масла, а сами трубопроводы и турбины находились под водородом. Остановка насосов неминуемо вела к выходу из режима третьего блока ЧАЭС, это грозило страшной катастрофой. Последствия ее были бы гораздо серьезнее, чем последствия катастрофы 26 апреля.
Подполковник внутренней службы Владимир Максимчук, начальник оперативно–тактического отдела ГУПО МВД СССР, будучи руководителем всех привлеченных к ликвидации катастрофы сил пожарной охраны, сумел организовать разведку очага пожара, принимал личное участие в разведке. Самое страшное: излучение в зоне составляло 250 рентген в час. При такой дозе излучения человек мог работать только несколько минут. А как же первые пожарные Чернобыля? Дело в том, что в уставных документах пожарной охраны МВД СССР не было указаний к действию оперативных подразделений по тушению пожаров на атомных объектах, что стало причиной гибели 28-ми человек на пожаре на ЧАЭС 26 апреля 1986 года. Но Максимчук избирает верную тактику посменного тушения в условиях повышенной опасности (в каждой смене 5 человек – бойцы во главе с офицером), ограничивает пребывание каждой смены в опасной зоне (до 10 минут), чтобы люди не переоблучились. Его уверенные действия позволили пожарным успешно осуществить верный замысел на практике, ликвидировав смертельно опасный очаг пожара за относительно короткое время.

«…23 мая 1986 года в 02 часа 10 минут дежурный по штабу доложил о получении сообщения с Чернобыльской АЭС о пожаре в помещениях 402 и 403. В 02 часа 30 минут с группой офицеров прибыл на станцию… Находился на станции до 14 часов 30 минут. Средств защиты, за исключением респиратора–лепестка, не имел. Обут был в кеды, другая обувь не подходила.
…Вместе с дозиметристом по коридору диаэраторной этажерки, соединяющей 3–й и 4–й блоки, ушли на разведку пожара. Со стороны транспортного коридора разведку проводил караул. НАХОДЯСЬ В ТУННЕЛЕ, ПРИНЯЛ РЕШЕНИЕ О ТУШЕНИИ ПОЖАРА ЗВЕНЬЯМИ, О ЧЕРЕДОВАНИИ СМЕН, СОСТОЯЩИХ ИЗ ПЯТИ ЧЕЛОВЕК И О ДОСТАВКЕ ИХ В ТРАНСПОРТНЫЙ КОРИДОР НА БТР–ах. Принять такое решение мне было не просто, зная Боевой устав пожарной охраны. Но и сегодня, спустя почти пять лет, считаю это решение единственно правильным.
…До 6–и часов утра я находился в разных местах, периодически – в месте тушения, возле АБК, где сосредотачивались силы, БЩУ–1; сказать точно, где и сколько – не могу. Где-то около 6–и часов утра, может быть, и раньше, почувствовал боль в груди – такое состояние, что кто-то насыпал горящих углей. Боль все усиливалась и продолжалась еще долго, пока находился в госпиталях. Стало больно говорить, трудно передвигаться (нога!). В 14 часов 30 минут, оставив группу пожарных на АЭС, дал отбой другим силам, уехал со станции – думал, немного отдохну и буду работать дальше, хотя ЗЕМЛЯ УХОДИЛА ИЗ–ПОД НОГ. Но врачи отправили в госпиталь МВД УССР.
…Потом, да и сегодня – понимаю, что тогда произошло… Прошло 5 лет какой-то борьбы, скитаний по клиникам, больницам и госпиталям. Быстро устаю, мало радости, но слава Богу, есть жизнь, вижу близких, есть работа, поэтому… Сравнивая прожитые годы, понимаю, что сегодня лучше, чем вчера… “Вылетели” из жизни 1986–1987 годы, стало лучше в 1990–е. Морально смирился с тем, что нет всего того, что было до мая 1986 года».
Из маршрутного листа, хранящегося в музее Чернобыля в Киеве, написанного Владимиром Максимчуком в феврале 1991 г.

Как справедливо говорили тогда, решительность и самоотверженность Владимира Михайловича спасли людей (а их было 318 человек, и все остались живы), станцию и – по большому счёту – полпланеты. Когда двенадцатичасовое тушение подходило к концу, Владимир Михайлович уже не мог стоять на ногах. С поля сражения, с лучевыми ожогами голени и дыхательных путей, его увезли в Киев. К машине несли на носилках – сильно тошнило, рвало, говорить громко не мог. Под капельницами он провел около месяца.
С тех самых пор пожарные страны стали называть Владимира Михайловича Героем Чернобыля. Предложенная им тактика тушения пожаров на атомных объектах прежде не имела аналогов и впоследствии стала достоянием мирового сообщества пожарных. Но жизнь его самого оказалась под угрозой – от полученной высокой дозы радиации (по современным методам подсчета около 700 рентген).

Перед лицом грозных опасностей «Брифинг пожарной безопасности. Каждый день – 1 млрд. руб. ущерба; 1 час – гибнет 1 человек. 5-6 млн. пожаров…» Из рабочих записей Владимира Максимчука в ГУПО МВД СССР, 16 июня 1987 г.

Сложных и секретных пожаров хватало – с избытком.
Перечень важных событий, а также пожаров и катастроф, в ликвидации которых участвовал Владимир Максимчук в составе руководящего звена или в качестве руководителя силами и средствами тушения, 1977 – 1993 годы:
– крупный пожар в гостинице «Россия», Москва, 1977г., одна из крупнейших катастроф XX–го века;
– Олимпиада в Москве, 1980г.;
– сложный подземный пожар на станции метро «Октябрьская», Москва, 1981г.;
– сложный пожар на нефтеперерабатывающем заводе в Капотне, Москва 1985г.;
– радиационная катастрофа на Чернобыльской АЭС, 1986г., крупнейшая радиационная катастрофа XX–го века;
– крупный пожар в гостинице «Россия», Москва, 1987г.;
– землетрясение в Армении, трагедия Спитака и Ленинакана, 1988г.;
– обширная авария на продуктопроводе Урал – Западная Сибирь около Уфы в результате крупнейшей в истории страны железнодорожной катастрофы на Транссибирской магистрали, 1989г.;
– химическая катастрофа на комбинате минеральных удобрений в Ионаве, названная шведскими учеными «химическим Чернобылем», Литва, 1989г.;
– общественно–политический конфликт в Нагорном Карабахе, 1990г.;
- политическая ситуация в Баку, 1990г.;
– тяжелые события в связи с политической ситуацией в Москве и в стране, Москва, 1991г.;
– пожар в 25–этажном жилом доме на проспекте Маршала Жукова, Москва, 1993г.,
– трагедия на Дмитровском шоссе, Москва, 1993г., одна из крупнейших катастроф XX–го века:
– тяжелые события в связи с политической ситуацией в Москве и в стране, Москва, 1993г.: пожар в Останкино, Белом доме и мэрии.

…Пожаров и катастроф меньше не становилось… Химическая катастрофа на комбинате минеральных удобрений в Ионаве (Литва, 20–23 марта 1989 г.) добавила примерно такую же дозу отравления, как чернобыльский пожар. Недаром эту катастрофу шведские ученые назвали «химическим Чернобылем». Щитовидка не выдерживала. Операция была неизбежна… Владимир Михайлович сумел выздороветь и продолжить начатое. И снова – пожары, пожары, пожары… Он старался – и успевал! – реализовать свой опыт и перспективные идеи, понимая свое положение. Далее – опять сложная операция, госпиталя, больницы, врачи, работа, командировки – все шло по кругу…

«По очень крупным пожарам – очень плохо! Мы горим больше, чем другие… Почему мы так горим? Как поднять уровень ответственности руководителя?» Из рабочих записей Владимира Максимчука, 28 апреля 1990 г.

Уроки Чернобыля и Ионавы дали и положительные результаты – лишний раз показали, что с огнём и стихией шутки плохи. Перечень пожаров, аварий и катастроф, в ликвидации которых активно участвовал Владимира Михайлович, всё разрастается. Продолжаются поездки в зоны бедствий и катастроф, появляется серия публикаций в центральной прессе; всё актуальнее становится обращение к опыту зарубежных коллег, всё чаще – поездки «за опытом» в развитые страны. Всё новое старался доставить в Россию, соотечественникам, коллегам, согражданам. У себя на родине – доказывал, настаивал, добивался.

«Начало любой катастрофы или аварии – самый опасный и критический момент. Кто первым обязан и по службе, и по совести прибыть на место происшествия и за счёт умелых, чётких, профессиональных действий спасти десятки, сотни, а может, и тысячи жизней? – Вот в чём ныне острота вопроса. Речь идет о создании специальных служб экстренного реагирования на чрезвычайные ситуации. Не секрет, сейчас многие ведомства имеют свои отряды риска. И каждая такая служба варится в собственном соку. Мы не знаем планы действий горноспасателей, соответствующих служб авиаторов, моряков, шахтеров, а они, в свою очередь, – наши заботы. По мнению пожарных, давно назрела необходимость создания государственной системы в стране по экстренному реагированию на чрезвычайные ситуации. Такие меры позволят объединить все ведомственные службы спасателей, а значит, и реагировать на любые ЧП более мощными, профессиональными силами». Из статьи-интервью «Отряды риска и уроки огня», написанной по беседам с полковником внутренней службы Максимчуком В.М., Первым заместителем начальника ГУПО МВД СССР, февраль 1990 г.

Занимая должность Первого заместителя начальника Главного управления пожарной охраны МВД СССР (с января 1990 г.), и имея звание генерал-майора внутренней службы (с октября 1990 г.), он значительно усиливает свои позиции. Много и плодотворно работает в новом направлении, ищет, находит и объединяет сторонников. Таким образом, благодаря его упорству и личному участию в конце 1980-х – начале 1990-х г.г. в стране был заложен фундамент государственной аварийно-спасательной службы: в структуре пожарной охраны, которая на тот момент была в составе МВД СССР, создана сеть специализированных отрядов по проведению первоочередных аварийно–спасательных работ, организован выпуск новейшей пожарной техники, пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного оборудования.
Долгие годы Владимир Михайлович также являлся Председателем Президиума Всероссийской Федерации пожарно-прикладного спорта, вице–президентом Всесоюзной Федерации. Он сумел поставить пожарно-прикладной спорт на принципиально новую основу. Сборная команда, сначала СССР, а потом России, не выпускала пальму первенства на всех международных соревнованиях, проходивших под эгидой КТИФ (Международного комитета по предупреждению и тушению пожаров). Как говорили тогда спортсмены и тренеры: «Золотые медали, а других не брали!».

«Выполнение задач по тушению пожаров – всё делается. Недостатки: не доходит до солдата!». Из рабочих записей Владимира Максимчука, 13 июля 1991 г. «Надо всё сделать для объединения всех направлений деятельности в виду понятия "Пожарная охрана". Борьба с пожарами – это не только дело ОГПН, как и вопросы тыла – не только вопросы тыла. Всё!!! Запущенность тыла». Из рабочих записей Владимира Максимчука, 20 июля 1992 г.

«Понятно, что дело пожарной охраны – это не дело какого-то одного человека или группы людей, это – дело всех. Касательно Москвы, то… в городе не хватает 45 пожарных депо. А ведь так не должно быть. Пожарная часть, как и вся пожарная охрана города, – часть самого города, его служба. Поэтому руководители всех уровней должны заниматься этими вопросами. Какие-то меры принимаются, но, несмотря на это, положение оставляет желать лучшего». Из выступления генерала Максимчука, начальника УПО Москвы на совещании в УПО на Пречистенке, 22, 19 января 1993 г.

Последние занимаемые должности:

– С марта 1989 года по январь 1990 года – заместитель начальника Главного управления пожарной охраны МВД СССР;

– С января 1990 года по август 1991 года – Первый заместитель начальника Главного управления пожарной охраны МВД СССР;

– С августа 1991 года по июнь 1992 года – Первый заместитель начальника Главного управления пожарной охраны и аварийно–спасательных работ МВД СССР;

– С июня 1992 по май 1994 годы генерал Максимчук возглавлял Управление пожарной охраны Москвы, которое и стало его последним местом службы.


За эти годы были произведены коренные изменения в работе службы, на которые раньше потребовались бы десятилетия, начаты важные дела и решены животрепещущие проблемы по укреплению пожарной безопасности города – генерал Максимчук сделал напоследок все, что мог, хотя был уже смертельно болен.
Перечисляя коротко:

– Сдвинут с «мёртвой точки» вопрос по возведению депо, которых в Москве уже несколько лет назад было гораздо меньше установленных норм, особенно в районах новостроек; согласно принятому 9 ноября 1993 года Генеральному плану о строительстве в столице новых 47-и депо в пятилетний срок было построено в общей сложности 25 новых депо.

– Обновлен парк техники, созданы новые образцы техники, позволяющие решать нелёгкие вопросы противопожарной защиты столицы, подготовлен к сдаче в эксплуатацию.

– Начал работу современный комплекс службы «01» – Центр управления силами и средствами пожарной охраны (ЦУСС).

– Подготовлен к сдаче в эксплуатацию и введён в строй Учебный центр по подготовке пожарных специалистов, конкурентоспособный с заграничными аналогами.

– Создан региональный специализированный отряд по тушению крупных и наиболее опасных пожаров; закуплена современная аварийно-спасательная техника.

– Преодолён барьер высотности зданий.

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
21 апреля
воскресенье
2019

В этот день:

Великий русский изобретатель-самоучка

21 апреля 1735 года родился Иван Петрович КУЛИБИН, великий русский изобретатель-самоучка из села Подновье Нижегородского уезда.

Великий русский изобретатель-самоучка

21 апреля 1735 года родился Иван Петрович КУЛИБИН, великий русский изобретатель-самоучка из села Подновье Нижегородского уезда.

Кулибин прославился на весь мир конструированием оргинальных инженерных сооружений от микроскопических до гигантских.
В 1767 году он сделал часы, в корпусе которых был механизм часового боя, музыкальный аппарат с несколькими мелодиями и маленький автоматический театр с движущимися фигурами.
В течение 30 лет, начиная с 1769 года, Кулибин был заведующим механической мастерской в Академии наук Петербурга, где возглавлял процессы производства различных станков и приборов для навигационных, астрономических и физических целей.
В 1772 году он провёл испытания модели 300-метрового одноарочного моста, предназначенного для установки на Неве.
Кулибин изобрел фонарь-прожектор, который имел отражатель из мелких зеркал, водоход для передвижения против течения, экипаж с педальным приводом и многое другое.

Овладение крепостью Наварин

21 апреля 1770 года десантный отряд русского флота (300 человек и осадная артиллерия) под командованием бригадира И. Ганнибала с эскадры (2 линейных корабля и фрегат) адмирала Г. А. Спиридова овладел турецкой крепостью Наварин.

Овладение крепостью Наварин

21 апреля 1770 года десантный отряд русского флота (300 человек и осадная артиллерия) под командованием бригадира И. Ганнибала с эскадры (2 линейных корабля и фрегат) адмирала Г. А. Спиридова овладел турецкой крепостью Наварин.

Русская эскадра под командованием Г. А. Спиридова была направлена в Средиземное море вскоре после начала войны с Турцией с задачей оттянуть на себя часть сил противника с Чёрного моря и Придунайского театра и оказать помощь грекам в их борьбе за независимость. Подойдя к Наварину, после шестидневной бомбардировки русский отряд взял крепость. Десант захватил 42 пушки, 3 мортиры, 800 пудов пороха и много оружия. Некоторое время Наварин, имевший удобную бухту, использовался как временная маневренная база русского флота.

Космонавт Залетин

21 апреля 1962 года родился Сергей Викторович ЗАЛЁТИН, летчик-космонавт, Герой России.

Космонавт Залетин

21 апреля 1962 года родился Сергей Викторович ЗАЛЁТИН, летчик-космонавт, Герой России.

Совершил два полёта в космос — командиром экипажа «Союз ТМ-30» и командиром «Союз ТМА-1», проведя в космосе в общём счёте 83 суток 16 часов 35 минут 25 секунд.
1 мая 2014 года переведён с должности инструктора-космонавта-испытателя на должность ведущего специалиста организационно-планового отделения отряда космонавтов ЦПК, выбыв из числа действующих космонавтов.

12, 5 тысяч миль под водой

21 апреля 1964 года начался поход атомной подводной лодки К-27 (проект 645) Северного флота (командир—капитан 1 ранга И. И. Гуляев) в экваториальные районы Атлантики. Это был первый в отечественной истории длительный непрерывный поход в подводном положении. За 1240 ходовых часов пройдено 12 425 миль. Руководитель похода вице-адмирал г. Н. Холостяков. Поход завершился 11 июля.

12, 5 тысяч миль под водой

21 апреля 1964 года начался поход атомной подводной лодки К-27 (проект 645) Северного флота (командир—капитан 1 ранга И. И. Гуляев) в экваториальные районы Атлантики. Это был первый в отечественной истории длительный непрерывный поход в подводном положении. За 1240 ходовых часов пройдено 12 425 миль. Руководитель похода вице-адмирал г. Н. Холостяков. Поход завершился 11 июля.

Задачей похода стало испытание лодки на предельных режимах для выявления возможностей лодки и проверке систем и механизмов корабля в условиях автономного плавания. Кроме того было необходимо выяснить оптимальные режимы работы энергетической установки. Были преодолены разные климатические зоны — поход проходил из Арктики в экваториальные воды Атлантического океана.
Для решения задач экипаж был усилен внештатными специалистами: в качестве руководителя похода был назначен председатель Правительственной комиссии вице-адмирал Г. Н. Холостяков, в походный штаб вошли контр-адмирал И. Д. Дорофеев и другие представители флота. Техническую часть возглавил главный конструктор лодки А. К. Назаров и ведущий конструктор СКБ-143 Г. Д. Морозкин, который отвечал за сдачу в эксплуатацию энергетической установки.
Во время похода произошла нештатная ситуация с реактором левого борта подводной лодки. Расплавленный металл попал в газовую систему первого контура и застыл там. В результате в системе произошло падение вакуума, единственным способом устранить неисправность стала работа непосредственно на месте аварии, вблизи активной зоны реактора. Работы выполнил командир дивизиона капитан 3-го ранга А. В. Шпаков, который разрезал дефектную трубку и вручную прошомполил её. (Он получил значительную дозу радиации.) После этого специалисты-сварщики заварили трубку, восстановив работоспособность реактора. Наиболее экстремальные условия были в экваториальных водах, когда температура воды составила +25…+27 °C. При работе в таких условиях системы охлаждения реактора работали на пределе своих возможностей, при этом температура в реакторном и турбогенераторных отсеках была около 60 °C, за счёт этого остальные отсеки лодки прогревались до температуры в 45 °C при влажности до 100 %.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии