Памяти майора ФСБ Георгия Трофимова
10 июля 2017 г.

Памяти майора ФСБ Георгия Трофимова

10 июля 2003 года в Москве при ликвидации взрывного устройства погиб специалист-взрывотехник ФСБ России Георгий Трофимов
Приштина: русский десант против НАТО
11 июня 2018 г.

Приштина: русский десант против НАТО

В ночь с 11 на 12 июня 1999 года современная Россия впервые показала Североатлантическому альянсу, что имеет волю на принятие самостоятельных решений
Пополнение Средиземноморской эскадры
9 апреля 2017 г.

Пополнение Средиземноморской эскадры

8 апреля 2017 года фрегат "Адмирал Григорович" присоединился к постоянной группировке ВМФ России в Средиземном море
Десантники 6-й роты дрались один против двадцати бандитов
1 марта 2019 г.

Десантники 6-й роты дрались один против двадцати бандитов

1 марта - День памяти десантников 6-й роты 104-го полка 76-й дивизии ВДВ и спецназа, погибших при исполнении служебного долга в Чеченской республике.
США, хватит борзеть!
24 октября 2014 г.

США, хватит борзеть!

Наш Президент снова ткнул Обаму носом в американские нечистоты. Но главное — предложил правила мирного сосуществования на планете
Главная » Герои нашего времени » Космическая Одиссея Анатолия Соловьева

Космическая Одиссея Анатолия Соловьева

16 января 2018 года — 70 лет, космическому долгожителю, пятикратному лётчику-космонавту СССР

Он 65-й космонавт нашей страны и 208-й космонавт мира, проработавший на орбите 651 сутки.
Космическая Одиссея Анатолия Соловьева

Анатолий Соловьев совершил пять полетов на околоземную орбиту. В его послужном списке шестнадцать выходов в открытый космос общей продолжительностью 78 часов 48 минут — мировое достижение, которое  вряд ли будет преодолено в обозримом будущем.
…Во время своего второго космического полета Анатолий Соловьев совершил, пожалуй, два самых драматичных выхода в безвоздушное пространство. Дело в том, что на корабле «Союз ТМ-9» обнаружилось отслоение экранно-вакуумной теплоизоляции (ЭВТИ). Оторвавшиеся элементы грозили непредсказуемыми проблемами во время ориентации корабля.
Озабоченность вызывали пироболты , попавшие под воздействие открытого космического пространства. Кроме того, нарушенная изоляция могла послужить причиной конденсации влаги с последующим коротким замыканием. Возможен был зацеп ЭВТИ за антенну системы стыковки "Курс". У специалистов Центра управления полетами было также опасение, что ремонтные работы на орбите вызовут ещё большее повреждение оболочки. Словом, неприятных вариантов, граничащих с катастрофой, просматривалось множество. Но об этом несколько позже.

Per aspera ad astra - Через тернии к звездам. Римский философ Луций Сенека использовал это латинское выражение в своем сочинении «Неистовый Геркулес». В более точном переводе фраза звучит примерно так: «к звездам, преодолевая трудности на пути». Именно таким и был путь от земли к звездам у «неистового Соловьева».

Рассказ о юноше Анатолии хотелось бы начать поэтически-возвышенно. Мол, с детства его манили красота загадочно мерцающих звезд и загадки неведомой бесконечности космоса. Устремляя взор к расплескавшейся бездонной синеве неба, мальчишка гадал о неведомых мирах. Увидев падающую звезду, загадывал желание стать покорителем Вселенной. А может, так оно и было? Кто помнит - в какие только дали не заводили нас детско-юношеские фантазии! Однако совершенно точно известны более прозаические факты начала его жизненного пути. К осуществлению своей мечты Анатолий шел долгой ухабистой дорогой.
С одной стороны, первые строки биографии Соловьева типичны для людей его поколения. С другой — жизненные повороты судьбы выдают в нем с самого начала неординарную личность. Судите сами. Родился в Риге в обычной рабочей семье. Жили небогато, а потому, окончив 9 классов, пошел трудиться на Рижский завод стройматериалов, потом почти три года слесарил в цехах камвольного производственного объединения. Одновременно учился в вечерней школе. Несказанно повезло с преподавателем математики, привитая им любовь к своему предмету привела слесаря Анатолия Соловьева на скамью престижного физико-математического факультета Латвийского госуниверситета. Но, не завершив первый курс, он оставляет институт и снова надевает рабочую спецовку слесаря в Латвийском объединённом авиаотряде.
С августа 1968 года Анатолий - курсант Черниговского высшего военного авиационного училища лётчиков. Окончив училище, молодой лейтенант получает диплом военного лётчика-инженера. Если думаете, что дальше все пошло по накатанной колее, то глубоко ошибаетесь. С ноября 1972 года служит старшим лётчиком разведывательного авиаполка на Дальнем Востоке. Выполняет множество сложнейших разведывательных полётов на самолёте МиГ-21Р и уже через год ему присваивается квалификация «Военный лётчик 1-го класса». Карьера человека в погонах складывалась весьма неплохо.
Но однажды поступило предложение пройти отбор в Отряд космонавтов. Времени для раздумий не дали. «Принять решение было непросто, - вспоминает Анатолий. - Риск состоял в том, что при прохождении медицинского обследования можно было «споткнуться» и потерять все. Такое случалось с моими товарищами. Обнаруживались проблемы со здоровьем, и тогда прощай авиация навсегда!»
Анатолий Соловьев рискнул в очередной раз и в начале 1976 года был зачислен в Отряд космонавтов. Заветная цель, казалось, наконец-то достигнута. Еще немного еще чуть-чуть и можно прокричать на старте знаменитое гагаринское: «Поехали!» Как бы ни так. Подготовка к космическому полету, ожидание заветной команды «Ключ на старт» растянулась для него на целых 12 лет.

Мое знакомство с Анатолием Соловьевым насчитывает без малого три десятилетия. Провожал его в полеты с космодромов Байконур и мыса Канаверал (США), встречал на месте посадки в казахской степи, летал и ездил с ним в командировки по стране, отмечал совместные дни рождения, парился с ним в русской бане... Иногда кажется, что знаю об этом человеке если не все, то почти все. Однако, каждая новая встреча и даже мимолетный разговор с ним - это новые открытия, неожиданный взгляд на мир, неординарная оценка тех или иных житейских событий.
А начиналась наша дружба с создания корреспондентского пункта газеты «Экономика и жизнь» (работал тогда я в этом издании) на околоземной орбите. Да-да, именно в космосе! Впрочем, обо всем по порядку.

Дело в том, что еще Сергей Павлович Королев мечтал отправить в космос журналиста. Но Королева не стало, и идея канула в Лету. В годы горбачевской перестройки собратьям по перу пришла идея реанимировать давний проект. Они, говоря нынешним языком, решили организовать всесоюзную пиар-акцию по поддержке отечественной космонавтики. Союз журналистов объявил набор желающих отправиться за репортажами на околоземную орбиту. Вскоре из огромного числа претендентов выбрали имена шести счастливчиков, прошедших строжайший отбор, прежде всего, по состоянию здоровья. Они и приступили к наземным тренировкам в Центре подготовки космонавтов в Звездном городке.
Космический старт советского журналиста планировался к 30-летию полета Гагарина. Осуществлению этого проекта, казалось, ничто не могло помешать. Идею журналистского сообщества поддержал лично Генсек ЦК КПСС Горбачев. На встрече с сотрудниками газеты «Правда» Михаил Сергеевич твердо заявил: «Вопрос уже решен. Первым журналистом будет наш, и полетит он раньше японского…»
Спросите, причем тут японцы? Просто в это же самое время Главкосмос вел свои переговоры с японской телекомпанией Ти-би-эс. Чиновники от космонавтики торговались с японцами о том, сколько можно будет «срубить» валюты за полет иностранного журналиста. Коммерция в отечественной космонавтике начинала выходить на первый план. В итоге, забегая вперед, напоминаю: 4 декабря 1990 года на пилотируемом корабле "Союз-ТМ-11" на орбитальную станцию "Мир" прибыл японский тележурналист Тоехира Акияма.

Да простят коллеги, но с самого начала мне как-то не верилось, что именно советский журналист первым в мире преодолеет земное притяжение. Во-первых, специалисты сразу заговорили об экономической нецелесообразности журналистской командировки. Во-вторых, жаркие дискуссии проходили на фоне критического ухудшения экономической ситуации в стране. Наступила эра сплошного дефицита, оскудело финансирование многих отраслей промышленности. Космонавтике была прописана жесткая финансовая диета: бюджетные ассигнования сократились в разы.
В это же время, точнее, в декабре 1989 года мы и познакомились с Анатолием Соловьевым. Он готовился к своему второму старту, и моя редакция поручила подготовить с ним интервью в новогодний номер. Во время беседы в Звездном городке пришла мысль: а что если нам самим «отправить» в космос своего журналиста. Идея была, конечно, не нова - еще раньше в космос с удостоверением Союза журналистов СССР слетал Виталий Иванович Севастьянов, и все-таки решили попробовать. Тем более, Анатолий Соловьев оказался сговорчивым и дал свое добро.
В первом январском номере еженедельника «Экономика и жизнь» за 1990 год на первой полосе была опубликована заметка, которая называлась «Космический корреспондент». В ней сообщалось, что накануне редколлегия еженедельника «Экономика и жизнь» утвердила летчика-космонавта СССР Анатолия Яковлевича Соловьева обозревателем газеты и ему выдано редакционное удостоверение и командировочное задание. С этими документами 11 февраля 1990 года наш космический спецкор и отправился в очередной полет.

За день до старта на Байконуре Анатолий неожиданно заявил мне: «Свадебным репортером не буду, не надейся!» И в шутку добавил: «А ты думай, как будешь переводить гонорар в космос». Вскоре от «Родника» (космический позывной Соловьева) в Центр управления полетами на мое имя стали поступать корреспонденции и репортажи. Так в газете появилась одна из самых читаемых рубрик «Корпункт на орбите».
В своих заметках А. Соловьев не только раскрывал технологию проводимых на борту станции «Мир» экспериментов, но и анализировал их экономическую составляющую. Так по его расчетам вложения в экспедицию ожидались в объеме примерно 90 миллионов тех советских рублей. Хотя бы частично окупить затраты надеялись, используя возможности нового модуля «Кристалл», который должен был прибыть на станцию в апреле. В условиях невесомости должен был заработать мини-завод по производству полупроводниковых кристаллов. Плюс к этому дополнительную прибыль обеспечили бы полученные биотехнологические препараты, многочисленные киноматериалы.
В размышлениях с орбиты Соловьев постоянно, но в разных вариациях не уставал подчеркивать: « Не надо ожидать, что пилотируемый космос в ближайшее время перейдет на самоокупаемость. С уверенностью можно лишь говорить о высокой экономической отдаче отдельных направлений исследований и экспериментов». Так, например, эффект от «космической геологии» он вместе со специалистами оценивал в два миллиарда рублей в год в ценах того времени. Соловьев весьма доходчиво объяснял читателям, как и каким образом можно получать доходы, например, от работ для нужд геодезии и картографии. С помощью фотоаппаратуры орбитального комплекса за пять минут на пленке можно отобразить территорию площадью около миллиона квадратных километров. С самолета на выполнение этого же объема работы потребуется не менее двух лет. По расчетам, каждый рубль, вложенный в космическое фотографирование, давал пять рублей прибыли.

Честно признаюсь, открывая корпункт на орбите, редакция экономического еженедельника преследовала не только собственные рекламные цели. Мы рассматривали акцию как повод для размышления о перспективах нашей космонавтики и отечественной промышленности, о судьбе самой страны при переходе к рыночным отношениям. В условиях политической неразберихи и экономической нестабильности публикации Анатолия Соловьева, а их набралось не один десяток, без всякого преувеличения сыграли свою роль в выживании космической отрасли. Ведь именно в те годы непрерывно звучала мысль: в космос летаем, а колбасы и сыра в стране днем с огнем не сыщешь. Сквозь такой довольно слаженный хор голосов не одних только недальновидных обывателей, но и политиков, депутатов, многочисленных экспертов и западных советников-экономистов звучал авторитетный голос нашего корреспондента, занявшего принципиально иную, твердую позицию. В одной из статей он так и написал: «Законсервируем космические исследования, отложим полеты, прекратим подготовку космонавтов, будем отброшены в научно-техническом отношении на много лет назад, остановимся в социально-экономическом развитии, безнадежно отстанем в освоении космоса».

Моему другу Анатолию Соловьеву совсем не нравится, когда время его пребывания в открытом околоземном пространстве называют рекордом, занесенным в книгу самого известного ирландского пивовара Артура Гиннеса. По его глубокому убеждению «рекорды устанавливаются спортсменами в залах и на стадионах». Отчасти с этим можно согласиться, а потому его мировой рекорд предпочитаю называть мировым достижением профессионального космонавта.
Действительно, практически все 16 выходов Анатолия Соловьева за пределы орбитальной станции были связаны с серьезной внекорабельной деятельностью: установка нового оборудования, испытания скафандра, наконец, ремонты. Порой адская, до полного изнурения работа на высоте около 400 километров над Землей, на несущейся по орбите станции со скоростью примерно 8 километров в секунду. При этом у него никогда не закрадывалась даже мысль о саморекламе или достижении дешевой популярности.

Прости, мой товарищ, за пафос, но твои 78 часов 48 минут на орбите иначе как трудовым подвигом назвать не могу. При этом, перефразируя высказывание знаменитого летчика Александра Покрышкина, каждый твой выход за пределы станции «требовал мысли, мастерства и риска». Но вернемся ко второму его выходу, едва не ставшего для него последним.
Переговоры экипажа с Землей каким-то образом стали достоянием зарубежных СМИ. Американский еженедельник "Авиэйшн уик энд спейс текнолоджи» поднял тревогу: "Сумеют ли вернуться на Землю советские космонавты?" Не удержались от сенсационных «откровений» и другие издания: "Ситуация на борту представляет угрозу жизни экипажа", "Стрессовая ситуация на орбите"... В отличие от падких до сенсаций журналистов космонавты командир Анатолий Соловьев и бортинженер Александр Баландин восприняли случившееся значительно спокойнее, продолжая нести космическую вахту в обычном режиме. А ведь главные волнения были еще впереди.
Очередной "грузовик" доставил на орбиту монтажную лестницу-трап, необходимый инструмент и подробную инструкцию действий.17 июля 1990 года в 17 часов 06 минут был открыт выходной люк, и «Родники» (позывной экипажа) отправились на работу в открытом космосе. Через некоторое время циклограмму (это документ в котором поминутно расписаны все действия космонавтов) пришлось корректировать уже по ходу операции. С орбиты в эфир донеслось: « Идти дальше не можем, мешает антенна». Пришлось вернуться обратно и обходить модуль с другой стороны. Без малого три часа понадобилось космонавтам, чтобы пройти тяжелый примерно 30 метров путь до поврежденной теплоизоляции.
Началась сложнейшая операция по закреплению отслоившейся обшивки. Вот уж где точно пригодились полученные Соловьевым в юности навыки слесаря. Бригада космических ремонтников работала на пределе человеческих сил и возможностей. Надежно закреплены два из трех листов ЭВТИ. Не только корабль, но и время за бортом неслось с космической скоростью. После шести с половиной часов непрерывной работы из ЦУПа поступила команда возвращаться на станцию. Заканчивался ресурс скафандров и на все про все у них оставалось примерно полчаса. А тут вдруг новая беда - выяснилось, что люк на модуле «Квант-2» невозможно закрыть. Трудно даже представить, что пережили они в эти минуты. Главное - им не изменили выдержка и самообладание. Они успели вернуться в свой космический дом через шлюз основного блока станции. А еще через 9 дней был новый выход в открытый космос и попытка в течение 3 часов 31 минуты отремонтировать злополучный люк. Доделать не успели, а вскоре экипаж в составе А. Соловьёва и А. Баландина вернулся на Землю.

…В моей коллекции космических сувениров немало уникальных документов и предметов. Шариковые ручки, «проработавшие» на орбите три года, конверты с бортовой печатью станции «Мир», тюбики с космической едой, архивные фотографии. Но самый дорогой предмет коллекции - маленький кусочек необычной серебристой фольги от ЭВТИ. Этот подарок с орбиты Анатолий Соловьев вручил мне на день рождения.

В
Отряде космонавтов Анатолия Соловьева близкие друзья иногда шутливо называют Кнехт. Не знаю, как «прилепилось» к нему это прозвище, но догадываюсь, почему он его заслужил. Вообще-то кнехт, напомню, - это парная тумба с общим основанием на палубе судна или на причале для крепления тросов. Да, именно за уверенность, немногословность, надежность и выдержку Анатолий Соловьев удостоился этого «звания». А еще Кнехт — это человек с открытой и принципиальной жизненной позицией. Судите сами.
В мае 1996 года Анатолий Соловьев первым из ЦПК имени Ю.А.Гагарина отправился в США для координации подготовки в НАСА российских космонавтов. Речь о назначении его командиром первого экипажа на Международную космическую станцию (МКС) не шла. По мнению, космических начальников двух стран колоссальный опыт Соловьева должен был обеспечить успех при строительстве и эксплуатации МКС. Дополнительные аргументы такого решения были неоспоримы: полет к станции двух российских космонавтов и одного американского астронавта планировался на российском корабле, к тому же, летел экипаж на российский модуль «Звезда», медицинское обеспечение полета планировалось по российской методике. Только в один из моментов американцы вдруг передумали и, отменив предварительные договоренности, решили назначить командиром экспедиции своего соотечественника.
Уильям Шепард, неплохой человек, как говорят янки, свой парень. Служил в отряде боевых пловцов, капитан 1-го ранга ВМС США, сделал неплохую карьеру в НАСА. А главное — к моменту старта на МКС совершил целых три космических полета. Не поверите, общей продолжительностью ... 18 суток.
Российское космическое агентство сдалось тогда заокеанским коллегам практически без особых возражений. Соловьеву предложили слетать на МКС, однако его роль свели к доставке экипажа на станцию и управлению кораблем при возвращении на Землю. Тогда он и сказал свое твердое «Нет! Это был беспрецедентный случай в истории космонавтики. В здравом уме и твердой памяти Соловьев собственной рукой поставил крест на участии в исторической миссии, отказался от приличных денег за полет, лишил себя заокеанских командировок. Его «демарш», к слову, восхитил и рядовых американских астронавтов. Втайне от коллег они пожимали Анатолию руку и выражали слова поддержки и сочувствия.
А чиновники от космоса быстро нашли замену строптивому отказнику. В порядке, видимо, моральной компенсации Соловьеву предложили высокую административную должность в Центре подготовки космонавтов. Но и тут он оказался верным себе - ответил коротко и ясно: «Хочу летать!» И в августе 1997 года вместе с Павлом Виноградовым отправился в свой пятый космический вояж. Экипажу предстояла серьезнейшая работа по ремонту орбитальной станции «Мир», которая ранее была повреждена из-за столкновения с грузовым кораблем «Прогресс».
За семь выходов в открытый космос общей продолжительностью 35 часов 8 минут космические братья Соловьев и Виноградов привели станцию «Мир» в порядок. Они вернулись на Землю в феврале 1998 года, посчитав свою беспримерную по космическим меркам работу выполненной. Надо ли нам комментировать их естественную реакцию на событие произошедшее 16 ноября 2000 года. На заседании Правительства России глава Российского космического агентства Юрий Коптев предложил затопить станцию по причине выработки ресурса и невозможности обеспечения требований по научной программе и пилотируемым полётам. Премьер-министр Михаил Касьянов поддержал предложение Коптева и 30 декабря 2000 года Кабинет министров РФ издал постановление № 1035 «О завершении работы орбитального пилотируемого комплекса "Мир". 23 марта 2001 года космический дом, восстановленный их золотыми руками, был затоплен в Тихом океане.

Свое 70-летие прославленный космонавт отмечает как обычно - без излишней шумихи, в семье – в компании близких - жены Натальи, с двумя сыновьями и внучками. Настроение – тоже как обычно, как будто не было за спиной столь долгих многомесячных отлучек от родного дома.
На вопрос, как ему удалось достичь столь впечатляющих результатов в космосе, ведь прилежности и летного таланта здесь явно недостаточно, надо еще обладать и недюжинным здоровьем, он скромно отвечает:
- Начнем с того, что в космонавты я пришел из военных летчиков, и уже это определило мое отношение к физическим нагрузкам. Иначе летный век у меня мог быть коротким. У летчика ведь что главное? Исправность вестибулярного аппарата, а значит, надо было отдать предпочтение подвижным видам спорта, особенно, игровым – футболу, волейболу. Но важны и мышцы, и спина, поэтому приходилось заниматься гантелями, на перекладине. Тягать ручку истребителя на вертикальных фигурах – довольно серьезное физическое занятие. И. конечно, нагружал легкие - чтобы «дыхалка» была в порядке. Да еще и бегал – этим я регулярно занимался, и чем старше, тем интенсивнее. Ежедневно пробегать пять шесть километров – для меня это стало законом. Просто надо было вписаться в тот коридор здоровья, который требуется для полетов в космос. Помогло то, что с детства увлекался футболом, причем на песке. Это сегодня стали разыгрывать чемпионаты мира по пляжному футболу, мы же гоняли мяч на пляже Рижского взморья. Там дюны подходили прямо к школе. С каким же азартом мы, пацаны, сражались за честь школы, района, сколько в нас было азарта! Что там Пеле, Гарринчи, когда у нас были свои дворовые и районные герои Васи, Пети, Вани…
…Но не спортом единым. Попробуйте найти сегодня помидор, который разламываешь, а он, хрустальный, прямо брызжет ароматом. А мое детство прошло на окраине Риги, у нас был свой огород. И вот нагоняешься за день, а потом съедаешь такой овощ, да еще и огурчик свежесорванный, да краюху пахучего хлеба, и силы восстанавливаются. Это совсем не значит, что меня обошел классический набор детских хворей. Понимаете, если, скажем, ученому достаточно накопленных знаний, спортсмену – накопленной мышечной массы для рекордов, космонавту нужно и то, и другое.

Что сегодня беспокоит космонавта, так это снижение интереса к его профессии.

- Нынче что греха таить, сокрушается Соловьев, она, похоже, потеряла свою престижность, как, скажем, во времена полета Гагарина, когда вся страна буквально рвалась в космос. Ведь общественного признания нынче можно добиться, не выходя из телеэкрана, из собственного офиса …
Не однажды, вспоминает он, приходилось, выбиваясь из космического режима, сделать необходимый снимок Земли: вид со станции такой, что подобное может никогда и не повториться. Это и есть то счастье, которому может позавидовать каждый, кому не довелось, как мне и моим космическим собратьям ощутить. Уверен, оно не покинет нас никогда

Источник: http://www.sovsekretno.ru/
Фото из архива Анатолия Соловьева

Николай ТАРАСЕНКО
16 января 2018 г.

14 ноября
четверг

Первооткрыватель Антарктиды адмирал Лазарев

14 ноября 1788 года родился Михаил Петрович Лазарев (ум. 1851), адмирал, совершивший три кругосветных плавания и открывший Антарктиду вместе с Ф. Ф. Беллинсгаузеном.

Первооткрыватель Антарктиды адмирал Лазарев

В 1800 году поступил в Морской кадетский корпус. В 1808—1813 годах служил на Балтийском флоте. Участвовал в Русско-шведской войне 1808—1809 и Отечественной войне 1812. В 1813 году лейтенант Лазарев получил новое назначение — командовать шлюпом «Суворов», отправляющимся в плавание вокруг земного шара. Оно длилось до 1815 года.

В апреле 1819 года Лазарев, командуя шлюпом «Мирный»,отправился к Южному полюсу вместе с Белинсгаузеном, командовавшим шлюпом «Восток». Им принадлежит открытие Антарктиды.

10 июня — 6 октября 1827 года Лазарев, командуя кораблём «Азов», совершил переход из Кронштадта на Средиземное море. Здесь, 8 октября1827 года, являясь командиром «Азова», М. П. Лазарев принял участие в Наваринском сражении. Сражаясь с пятью турецкими кораблями, уничтожил их: он потопил два больших фрегата и один корвет, сжёг флагманский корабль под флагом Тагир-паши, вынудил выброситься на мель 80-пушечный линейный корабль, после чего зажёг и взорвал его. Кроме того, «Азов» под командованием Лазарева уничтожил флагманский корабль Мухаррем-бея. За участие в Наваринском сражении Лазарев был произведен в контр-адмиралы и награждён сразу тремя орденами (греческий — «Командорский крест Спасителя», английский — Бани и французский — Святого Людовика) , а его корабль «Азов» получил Георгиевский флаг.

В 1828—1829 руководил блокадой Дарданелл; в 1830 вернулся в Кронштадт и командовал отрядом кораблей Балтийского флота. В 1832 году Лазарев стал начальником штаба Черноморского флота. В феврале — июне 1833, командуя эскадрой, возглавил экспедицию русского флота в пролив Босфор, в результате которой был заключён Ункяр-Искелесийский договор 1833 года. С 1833 — главный командир Черноморского флота и портов Чёрного моря, а летом 1834 года — командующий Черномор­ским флотом и командиром портов Севастополя и Николае­ва. В том же году он был произведен в вице-адмиралы. Командуя Черноморским флотом, Лазарев стал его под­линным преобразователем. Он ввел совершенно новую сис­тему обучения моряков непосредственно в море в обстанов­ке, максимально приближенной к боевой.

Особая заслуга Лазарева в подготовке командиров, прославив­ших русский флот и Россию в годы Крымской войны 1853—1856 годов. Он был наставником таких известных русских флотоводцев как Нахимов, Корнилов, Истомин и Бутаков.

Великий адмирал скончался в 1851 году. Похоронен в склепе Владимирского собора в г. Севастополе. Там же впоследствии были похоронены его ученики и последователи адмиралы Нахимов, Корнилов, Истомин.

«Сталинец» подорвался на минах

В ночь с14 на 15 ноября 1941 года при выполнении боевого задания погибла подводная лодка Л-2.

«Сталинец» подорвался на минах

Она была заложена 6 сентября 1929 года на заводе № 189 в Ленинграде под именем «Марксист». Спуск на воду состоялся 21 мая 1931 года. В 1932 году лодка получила имя «Сталинец», а 24 октября 1933 года вошла в состав Балтийского флота.
12 ноября 1941 года в 18:00 лодка вышла из Кронштадта на минную постановку в Данцигскую бухту в составе конвоя № 4, направлявшегося на о. Ханко. В ночь с 14 на 15 ноября лодка подорвалась на трёх донных минах и затонула. Почти весь экипаж погиб. Вместе со всеми известный поэт-маринист Алексей Лебедев, служивший на Л-2 штурманом.

93 диверсии Константина Заслонова

14 ноября 1942 года погиб Константин Сергеевич Заслонов (р. 1910), Герой Советского Союза, командир партизанского отряда и бригады, с октября 1942 командующий всеми партизанскими силами Оршанской зоны.

93 диверсии Константина Заслонова

Родился в семье рабочего 7 января 1910 года. В 1930 году окончил Великолукскую железнодорожную профтехшколу. С 1935 помощник начальника паровозного депо Новосибирска, с 1937 начальник паровозного депо станции Рославль, с 1939 — паровозного депо Орша. В начале войны при подходе немецких войск к Орше эвакуировался в Москву и работал в депо им. Ильича.

В октябре 1941 по собственной просьбе был отправлен в тыл врага в составе группы железнодорожников. Партизанский псевдоним — «Дядя Костя». Создал подпольную группу, участники которой путём применения «угольных мин» (мины, замаскированные под каменный уголь) за три месяца подорвали 93 немецких паровоза.

Ввиду угрозы ареста в марте 1942 года Заслонов с группой покинул Оршу и организовал партизанский отряд, который провёл ряд успешных боевых рейдов в районе Витебск — Орша — Смоленск, уничтожив большое количество вражеских солдат и техники. 14 ноября 1942 года Константин Заслонов геройски погиб в бою с карательным отрядом у д. Куповать Сенненского района.

Герои китайской войны

14 ноября 1938 года звание Героя Советского Союза присвоено военным летчикам Благовещенскому Алексею Сергеевичу и Полынину Федору Павловичу.

Герои китайской войны

Оба проявили героизм в боях с японскими захватчиками в Китае.

Алексей Благовещенский родился 5 (18) октября 1909 года в городе Брест-Литовск (ныне — город Брест, Белоруссия). В 1929 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС (в Брянске), с 1933 года — в авиации Тихоокеанского флота. С сентября по декабрь 1937 года — лётчик-испытатель Научно-испытательного института ВВС. Провёл ряд испытательных работ на истребителях И-5, И-15 и И-16. С декабря 1937 года по август 1938 года участвовал в боях с японскими захватчиками в Китае. Был командиром истребительной авиаэскадрильи, затем — командиром истребительной авиагруппы. Совершил 73 боевых вылета на истребителе И-16, в 11 воздушных боях сбил лично 7 и в составе группы 16 самолётов противника.
В 1939 году окончил Курсы усовершенствования командного состава при Военной академии Генштаба. Командовал 54-й истребительной авиабригадой (в Ленинградском военном округе). Участник советско-финляндской войны 1939—1940 годов в должности командира 54-й истребительной авиационной бригады. Совершил 39 боевых вылетов на истребителе И-16, участвовал в 3 воздушных боях.
Участник Великой Отечественной войны: в октябре 1942-феврале 1945 — командир 2-го истребительного авиационного корпуса. Корпус под его командованием сражался на Калининском, Волховском, Западном, Брянском, 1-м Прибалтийском, 3-м Белорусском и 1-м Украинском фронтах. Участвовал в Великолукской операции, прорыве блокады Ленинграда, Ржевско-Вяземской и Орловской операциях, освобождении Белоруссии и Литвы, в Висло-Одерской операции. 9 февраля 1945 года был тяжело ранен (подорвался на мине) на аэродроме города Любин (Польша). До мая 1945 года находился на излечении в госпитале. За время войны совершил 48 боевых вылетов для оценки воздушной обстановки, участвовал в 3 воздушных боях.
После войны — начальник ГК НИИ ВВС. Принимал участие в государственных испытаниях различных самолётов, в том числе реактивных истребителей Ла-15, МиГ-15, МиГ-15УТИ, МиГ-17, МиГ-19, СМ-12, СМ-50, реактивного разведчика Як-25Р, пассажирского самолёта Ил-18.

Умер 25 мая 1994 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

Федор Полынин в РККА с 1928 года. Окончил Вольскую лётную школу, школу лётчиков в Оренбурге, курсы усовершенствования командного состава Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского в 1935 году. С ноября 1937 по апрель 1938 участвовал в Японо-китайской войне. Полынин командовал бомбардировочной авиагруппой: на самолёте СБ принимал участие в бомбардировке японского аэродрома на острове Формоза (Тайвань). В должности командующего ВВС 13-й армии Полынин участвовал в советско-финской войне.
На фронтах Великой Отечественной войны Полынин c июня 1941 года в должности командира 13-й бомбардировочной авиационной дивизии. Командующий 6-й воздушной армией. С октября 1944 — командующий ВВС Войска Польского. В 1959—1971 годах — начальник тыла ВВС. С 1971 года в отставке.