Проект Путина
14 мая 2014 г.

Проект Путина

Упорство, с которым Запад делает все, чтобы замерзнуть зимой без русского газа, заставляет нормального человека задаться вопросом: «Они там рехнулись?»
«Арабская весна» Украины
24 февраля 2014 г.

«Арабская весна» Украины

От битв спортивных - к войне нешуточной?
Неизбежность войны
6 мая 2014 г.

Неизбежность войны

ЗУБР: засечка угроз безопасности России — обстановка на 6 мая 2014 года
Герои Новороссии
13 февраля 2017 г.

Герои Новороссии

Новая Россия - стык двух миров: антихриста (западная цивилизация в лице бандеро-фашистской хунты) и мира Христового – Святой Руси.
Брежневский застой
11 ноября 2017 г.

Брежневский застой

Вот сейчас бы туда вернуться — мечтают многие из тех, кто 10 ноября по-доброму помянет дорого Леонида Ильича
Главная » Герои нашего времени » Космическая Одиссея Анатолия Соловьева

Космическая Одиссея Анатолия Соловьева

16 января 2018 года — 70 лет, космическому долгожителю, пятикратному лётчику-космонавту СССР

Он 65-й космонавт нашей страны и 208-й космонавт мира, проработавший на орбите 651 сутки.
Космическая Одиссея Анатолия Соловьева

Анатолий Соловьев совершил пять полетов на околоземную орбиту. В его послужном списке шестнадцать выходов в открытый космос общей продолжительностью 78 часов 48 минут — мировое достижение, которое  вряд ли будет преодолено в обозримом будущем.
…Во время своего второго космического полета Анатолий Соловьев совершил, пожалуй, два самых драматичных выхода в безвоздушное пространство. Дело в том, что на корабле «Союз ТМ-9» обнаружилось отслоение экранно-вакуумной теплоизоляции (ЭВТИ). Оторвавшиеся элементы грозили непредсказуемыми проблемами во время ориентации корабля.
Озабоченность вызывали пироболты , попавшие под воздействие открытого космического пространства. Кроме того, нарушенная изоляция могла послужить причиной конденсации влаги с последующим коротким замыканием. Возможен был зацеп ЭВТИ за антенну системы стыковки "Курс". У специалистов Центра управления полетами было также опасение, что ремонтные работы на орбите вызовут ещё большее повреждение оболочки. Словом, неприятных вариантов, граничащих с катастрофой, просматривалось множество. Но об этом несколько позже.

Per aspera ad astra - Через тернии к звездам. Римский философ Луций Сенека использовал это латинское выражение в своем сочинении «Неистовый Геркулес». В более точном переводе фраза звучит примерно так: «к звездам, преодолевая трудности на пути». Именно таким и был путь от земли к звездам у «неистового Соловьева».

Рассказ о юноше Анатолии хотелось бы начать поэтически-возвышенно. Мол, с детства его манили красота загадочно мерцающих звезд и загадки неведомой бесконечности космоса. Устремляя взор к расплескавшейся бездонной синеве неба, мальчишка гадал о неведомых мирах. Увидев падающую звезду, загадывал желание стать покорителем Вселенной. А может, так оно и было? Кто помнит - в какие только дали не заводили нас детско-юношеские фантазии! Однако совершенно точно известны более прозаические факты начала его жизненного пути. К осуществлению своей мечты Анатолий шел долгой ухабистой дорогой.
С одной стороны, первые строки биографии Соловьева типичны для людей его поколения. С другой — жизненные повороты судьбы выдают в нем с самого начала неординарную личность. Судите сами. Родился в Риге в обычной рабочей семье. Жили небогато, а потому, окончив 9 классов, пошел трудиться на Рижский завод стройматериалов, потом почти три года слесарил в цехах камвольного производственного объединения. Одновременно учился в вечерней школе. Несказанно повезло с преподавателем математики, привитая им любовь к своему предмету привела слесаря Анатолия Соловьева на скамью престижного физико-математического факультета Латвийского госуниверситета. Но, не завершив первый курс, он оставляет институт и снова надевает рабочую спецовку слесаря в Латвийском объединённом авиаотряде.
С августа 1968 года Анатолий - курсант Черниговского высшего военного авиационного училища лётчиков. Окончив училище, молодой лейтенант получает диплом военного лётчика-инженера. Если думаете, что дальше все пошло по накатанной колее, то глубоко ошибаетесь. С ноября 1972 года служит старшим лётчиком разведывательного авиаполка на Дальнем Востоке. Выполняет множество сложнейших разведывательных полётов на самолёте МиГ-21Р и уже через год ему присваивается квалификация «Военный лётчик 1-го класса». Карьера человека в погонах складывалась весьма неплохо.
Но однажды поступило предложение пройти отбор в Отряд космонавтов. Времени для раздумий не дали. «Принять решение было непросто, - вспоминает Анатолий. - Риск состоял в том, что при прохождении медицинского обследования можно было «споткнуться» и потерять все. Такое случалось с моими товарищами. Обнаруживались проблемы со здоровьем, и тогда прощай авиация навсегда!»
Анатолий Соловьев рискнул в очередной раз и в начале 1976 года был зачислен в Отряд космонавтов. Заветная цель, казалось, наконец-то достигнута. Еще немного еще чуть-чуть и можно прокричать на старте знаменитое гагаринское: «Поехали!» Как бы ни так. Подготовка к космическому полету, ожидание заветной команды «Ключ на старт» растянулась для него на целых 12 лет.

Мое знакомство с Анатолием Соловьевым насчитывает без малого три десятилетия. Провожал его в полеты с космодромов Байконур и мыса Канаверал (США), встречал на месте посадки в казахской степи, летал и ездил с ним в командировки по стране, отмечал совместные дни рождения, парился с ним в русской бане... Иногда кажется, что знаю об этом человеке если не все, то почти все. Однако, каждая новая встреча и даже мимолетный разговор с ним - это новые открытия, неожиданный взгляд на мир, неординарная оценка тех или иных житейских событий.
А начиналась наша дружба с создания корреспондентского пункта газеты «Экономика и жизнь» (работал тогда я в этом издании) на околоземной орбите. Да-да, именно в космосе! Впрочем, обо всем по порядку.

Дело в том, что еще Сергей Павлович Королев мечтал отправить в космос журналиста. Но Королева не стало, и идея канула в Лету. В годы горбачевской перестройки собратьям по перу пришла идея реанимировать давний проект. Они, говоря нынешним языком, решили организовать всесоюзную пиар-акцию по поддержке отечественной космонавтики. Союз журналистов объявил набор желающих отправиться за репортажами на околоземную орбиту. Вскоре из огромного числа претендентов выбрали имена шести счастливчиков, прошедших строжайший отбор, прежде всего, по состоянию здоровья. Они и приступили к наземным тренировкам в Центре подготовки космонавтов в Звездном городке.
Космический старт советского журналиста планировался к 30-летию полета Гагарина. Осуществлению этого проекта, казалось, ничто не могло помешать. Идею журналистского сообщества поддержал лично Генсек ЦК КПСС Горбачев. На встрече с сотрудниками газеты «Правда» Михаил Сергеевич твердо заявил: «Вопрос уже решен. Первым журналистом будет наш, и полетит он раньше японского…»
Спросите, причем тут японцы? Просто в это же самое время Главкосмос вел свои переговоры с японской телекомпанией Ти-би-эс. Чиновники от космонавтики торговались с японцами о том, сколько можно будет «срубить» валюты за полет иностранного журналиста. Коммерция в отечественной космонавтике начинала выходить на первый план. В итоге, забегая вперед, напоминаю: 4 декабря 1990 года на пилотируемом корабле "Союз-ТМ-11" на орбитальную станцию "Мир" прибыл японский тележурналист Тоехира Акияма.

Да простят коллеги, но с самого начала мне как-то не верилось, что именно советский журналист первым в мире преодолеет земное притяжение. Во-первых, специалисты сразу заговорили об экономической нецелесообразности журналистской командировки. Во-вторых, жаркие дискуссии проходили на фоне критического ухудшения экономической ситуации в стране. Наступила эра сплошного дефицита, оскудело финансирование многих отраслей промышленности. Космонавтике была прописана жесткая финансовая диета: бюджетные ассигнования сократились в разы.
В это же время, точнее, в декабре 1989 года мы и познакомились с Анатолием Соловьевым. Он готовился к своему второму старту, и моя редакция поручила подготовить с ним интервью в новогодний номер. Во время беседы в Звездном городке пришла мысль: а что если нам самим «отправить» в космос своего журналиста. Идея была, конечно, не нова - еще раньше в космос с удостоверением Союза журналистов СССР слетал Виталий Иванович Севастьянов, и все-таки решили попробовать. Тем более, Анатолий Соловьев оказался сговорчивым и дал свое добро.
В первом январском номере еженедельника «Экономика и жизнь» за 1990 год на первой полосе была опубликована заметка, которая называлась «Космический корреспондент». В ней сообщалось, что накануне редколлегия еженедельника «Экономика и жизнь» утвердила летчика-космонавта СССР Анатолия Яковлевича Соловьева обозревателем газеты и ему выдано редакционное удостоверение и командировочное задание. С этими документами 11 февраля 1990 года наш космический спецкор и отправился в очередной полет.

За день до старта на Байконуре Анатолий неожиданно заявил мне: «Свадебным репортером не буду, не надейся!» И в шутку добавил: «А ты думай, как будешь переводить гонорар в космос». Вскоре от «Родника» (космический позывной Соловьева) в Центр управления полетами на мое имя стали поступать корреспонденции и репортажи. Так в газете появилась одна из самых читаемых рубрик «Корпункт на орбите».
В своих заметках А. Соловьев не только раскрывал технологию проводимых на борту станции «Мир» экспериментов, но и анализировал их экономическую составляющую. Так по его расчетам вложения в экспедицию ожидались в объеме примерно 90 миллионов тех советских рублей. Хотя бы частично окупить затраты надеялись, используя возможности нового модуля «Кристалл», который должен был прибыть на станцию в апреле. В условиях невесомости должен был заработать мини-завод по производству полупроводниковых кристаллов. Плюс к этому дополнительную прибыль обеспечили бы полученные биотехнологические препараты, многочисленные киноматериалы.
В размышлениях с орбиты Соловьев постоянно, но в разных вариациях не уставал подчеркивать: « Не надо ожидать, что пилотируемый космос в ближайшее время перейдет на самоокупаемость. С уверенностью можно лишь говорить о высокой экономической отдаче отдельных направлений исследований и экспериментов». Так, например, эффект от «космической геологии» он вместе со специалистами оценивал в два миллиарда рублей в год в ценах того времени. Соловьев весьма доходчиво объяснял читателям, как и каким образом можно получать доходы, например, от работ для нужд геодезии и картографии. С помощью фотоаппаратуры орбитального комплекса за пять минут на пленке можно отобразить территорию площадью около миллиона квадратных километров. С самолета на выполнение этого же объема работы потребуется не менее двух лет. По расчетам, каждый рубль, вложенный в космическое фотографирование, давал пять рублей прибыли.

Честно признаюсь, открывая корпункт на орбите, редакция экономического еженедельника преследовала не только собственные рекламные цели. Мы рассматривали акцию как повод для размышления о перспективах нашей космонавтики и отечественной промышленности, о судьбе самой страны при переходе к рыночным отношениям. В условиях политической неразберихи и экономической нестабильности публикации Анатолия Соловьева, а их набралось не один десяток, без всякого преувеличения сыграли свою роль в выживании космической отрасли. Ведь именно в те годы непрерывно звучала мысль: в космос летаем, а колбасы и сыра в стране днем с огнем не сыщешь. Сквозь такой довольно слаженный хор голосов не одних только недальновидных обывателей, но и политиков, депутатов, многочисленных экспертов и западных советников-экономистов звучал авторитетный голос нашего корреспондента, занявшего принципиально иную, твердую позицию. В одной из статей он так и написал: «Законсервируем космические исследования, отложим полеты, прекратим подготовку космонавтов, будем отброшены в научно-техническом отношении на много лет назад, остановимся в социально-экономическом развитии, безнадежно отстанем в освоении космоса».

Моему другу Анатолию Соловьеву совсем не нравится, когда время его пребывания в открытом околоземном пространстве называют рекордом, занесенным в книгу самого известного ирландского пивовара Артура Гиннеса. По его глубокому убеждению «рекорды устанавливаются спортсменами в залах и на стадионах». Отчасти с этим можно согласиться, а потому его мировой рекорд предпочитаю называть мировым достижением профессионального космонавта.
Действительно, практически все 16 выходов Анатолия Соловьева за пределы орбитальной станции были связаны с серьезной внекорабельной деятельностью: установка нового оборудования, испытания скафандра, наконец, ремонты. Порой адская, до полного изнурения работа на высоте около 400 километров над Землей, на несущейся по орбите станции со скоростью примерно 8 километров в секунду. При этом у него никогда не закрадывалась даже мысль о саморекламе или достижении дешевой популярности.

Прости, мой товарищ, за пафос, но твои 78 часов 48 минут на орбите иначе как трудовым подвигом назвать не могу. При этом, перефразируя высказывание знаменитого летчика Александра Покрышкина, каждый твой выход за пределы станции «требовал мысли, мастерства и риска». Но вернемся ко второму его выходу, едва не ставшего для него последним.
Переговоры экипажа с Землей каким-то образом стали достоянием зарубежных СМИ. Американский еженедельник "Авиэйшн уик энд спейс текнолоджи» поднял тревогу: "Сумеют ли вернуться на Землю советские космонавты?" Не удержались от сенсационных «откровений» и другие издания: "Ситуация на борту представляет угрозу жизни экипажа", "Стрессовая ситуация на орбите"... В отличие от падких до сенсаций журналистов космонавты командир Анатолий Соловьев и бортинженер Александр Баландин восприняли случившееся значительно спокойнее, продолжая нести космическую вахту в обычном режиме. А ведь главные волнения были еще впереди.
Очередной "грузовик" доставил на орбиту монтажную лестницу-трап, необходимый инструмент и подробную инструкцию действий.17 июля 1990 года в 17 часов 06 минут был открыт выходной люк, и «Родники» (позывной экипажа) отправились на работу в открытом космосе. Через некоторое время циклограмму (это документ в котором поминутно расписаны все действия космонавтов) пришлось корректировать уже по ходу операции. С орбиты в эфир донеслось: « Идти дальше не можем, мешает антенна». Пришлось вернуться обратно и обходить модуль с другой стороны. Без малого три часа понадобилось космонавтам, чтобы пройти тяжелый примерно 30 метров путь до поврежденной теплоизоляции.
Началась сложнейшая операция по закреплению отслоившейся обшивки. Вот уж где точно пригодились полученные Соловьевым в юности навыки слесаря. Бригада космических ремонтников работала на пределе человеческих сил и возможностей. Надежно закреплены два из трех листов ЭВТИ. Не только корабль, но и время за бортом неслось с космической скоростью. После шести с половиной часов непрерывной работы из ЦУПа поступила команда возвращаться на станцию. Заканчивался ресурс скафандров и на все про все у них оставалось примерно полчаса. А тут вдруг новая беда - выяснилось, что люк на модуле «Квант-2» невозможно закрыть. Трудно даже представить, что пережили они в эти минуты. Главное - им не изменили выдержка и самообладание. Они успели вернуться в свой космический дом через шлюз основного блока станции. А еще через 9 дней был новый выход в открытый космос и попытка в течение 3 часов 31 минуты отремонтировать злополучный люк. Доделать не успели, а вскоре экипаж в составе А. Соловьёва и А. Баландина вернулся на Землю.

…В моей коллекции космических сувениров немало уникальных документов и предметов. Шариковые ручки, «проработавшие» на орбите три года, конверты с бортовой печатью станции «Мир», тюбики с космической едой, архивные фотографии. Но самый дорогой предмет коллекции - маленький кусочек необычной серебристой фольги от ЭВТИ. Этот подарок с орбиты Анатолий Соловьев вручил мне на день рождения.

В
Отряде космонавтов Анатолия Соловьева близкие друзья иногда шутливо называют Кнехт. Не знаю, как «прилепилось» к нему это прозвище, но догадываюсь, почему он его заслужил. Вообще-то кнехт, напомню, - это парная тумба с общим основанием на палубе судна или на причале для крепления тросов. Да, именно за уверенность, немногословность, надежность и выдержку Анатолий Соловьев удостоился этого «звания». А еще Кнехт — это человек с открытой и принципиальной жизненной позицией. Судите сами.
В мае 1996 года Анатолий Соловьев первым из ЦПК имени Ю.А.Гагарина отправился в США для координации подготовки в НАСА российских космонавтов. Речь о назначении его командиром первого экипажа на Международную космическую станцию (МКС) не шла. По мнению, космических начальников двух стран колоссальный опыт Соловьева должен был обеспечить успех при строительстве и эксплуатации МКС. Дополнительные аргументы такого решения были неоспоримы: полет к станции двух российских космонавтов и одного американского астронавта планировался на российском корабле, к тому же, летел экипаж на российский модуль «Звезда», медицинское обеспечение полета планировалось по российской методике. Только в один из моментов американцы вдруг передумали и, отменив предварительные договоренности, решили назначить командиром экспедиции своего соотечественника.
Уильям Шепард, неплохой человек, как говорят янки, свой парень. Служил в отряде боевых пловцов, капитан 1-го ранга ВМС США, сделал неплохую карьеру в НАСА. А главное — к моменту старта на МКС совершил целых три космических полета. Не поверите, общей продолжительностью ... 18 суток.
Российское космическое агентство сдалось тогда заокеанским коллегам практически без особых возражений. Соловьеву предложили слетать на МКС, однако его роль свели к доставке экипажа на станцию и управлению кораблем при возвращении на Землю. Тогда он и сказал свое твердое «Нет! Это был беспрецедентный случай в истории космонавтики. В здравом уме и твердой памяти Соловьев собственной рукой поставил крест на участии в исторической миссии, отказался от приличных денег за полет, лишил себя заокеанских командировок. Его «демарш», к слову, восхитил и рядовых американских астронавтов. Втайне от коллег они пожимали Анатолию руку и выражали слова поддержки и сочувствия.
А чиновники от космоса быстро нашли замену строптивому отказнику. В порядке, видимо, моральной компенсации Соловьеву предложили высокую административную должность в Центре подготовки космонавтов. Но и тут он оказался верным себе - ответил коротко и ясно: «Хочу летать!» И в августе 1997 года вместе с Павлом Виноградовым отправился в свой пятый космический вояж. Экипажу предстояла серьезнейшая работа по ремонту орбитальной станции «Мир», которая ранее была повреждена из-за столкновения с грузовым кораблем «Прогресс».
За семь выходов в открытый космос общей продолжительностью 35 часов 8 минут космические братья Соловьев и Виноградов привели станцию «Мир» в порядок. Они вернулись на Землю в феврале 1998 года, посчитав свою беспримерную по космическим меркам работу выполненной. Надо ли нам комментировать их естественную реакцию на событие произошедшее 16 ноября 2000 года. На заседании Правительства России глава Российского космического агентства Юрий Коптев предложил затопить станцию по причине выработки ресурса и невозможности обеспечения требований по научной программе и пилотируемым полётам. Премьер-министр Михаил Касьянов поддержал предложение Коптева и 30 декабря 2000 года Кабинет министров РФ издал постановление № 1035 «О завершении работы орбитального пилотируемого комплекса "Мир". 23 марта 2001 года космический дом, восстановленный их золотыми руками, был затоплен в Тихом океане.

Свое 70-летие прославленный космонавт отмечает как обычно - без излишней шумихи, в семье – в компании близких - жены Натальи, с двумя сыновьями и внучками. Настроение – тоже как обычно, как будто не было за спиной столь долгих многомесячных отлучек от родного дома.
На вопрос, как ему удалось достичь столь впечатляющих результатов в космосе, ведь прилежности и летного таланта здесь явно недостаточно, надо еще обладать и недюжинным здоровьем, он скромно отвечает:
- Начнем с того, что в космонавты я пришел из военных летчиков, и уже это определило мое отношение к физическим нагрузкам. Иначе летный век у меня мог быть коротким. У летчика ведь что главное? Исправность вестибулярного аппарата, а значит, надо было отдать предпочтение подвижным видам спорта, особенно, игровым – футболу, волейболу. Но важны и мышцы, и спина, поэтому приходилось заниматься гантелями, на перекладине. Тягать ручку истребителя на вертикальных фигурах – довольно серьезное физическое занятие. И. конечно, нагружал легкие - чтобы «дыхалка» была в порядке. Да еще и бегал – этим я регулярно занимался, и чем старше, тем интенсивнее. Ежедневно пробегать пять шесть километров – для меня это стало законом. Просто надо было вписаться в тот коридор здоровья, который требуется для полетов в космос. Помогло то, что с детства увлекался футболом, причем на песке. Это сегодня стали разыгрывать чемпионаты мира по пляжному футболу, мы же гоняли мяч на пляже Рижского взморья. Там дюны подходили прямо к школе. С каким же азартом мы, пацаны, сражались за честь школы, района, сколько в нас было азарта! Что там Пеле, Гарринчи, когда у нас были свои дворовые и районные герои Васи, Пети, Вани…
…Но не спортом единым. Попробуйте найти сегодня помидор, который разламываешь, а он, хрустальный, прямо брызжет ароматом. А мое детство прошло на окраине Риги, у нас был свой огород. И вот нагоняешься за день, а потом съедаешь такой овощ, да еще и огурчик свежесорванный, да краюху пахучего хлеба, и силы восстанавливаются. Это совсем не значит, что меня обошел классический набор детских хворей. Понимаете, если, скажем, ученому достаточно накопленных знаний, спортсмену – накопленной мышечной массы для рекордов, космонавту нужно и то, и другое.

Что сегодня беспокоит космонавта, так это снижение интереса к его профессии.

- Нынче что греха таить, сокрушается Соловьев, она, похоже, потеряла свою престижность, как, скажем, во времена полета Гагарина, когда вся страна буквально рвалась в космос. Ведь общественного признания нынче можно добиться, не выходя из телеэкрана, из собственного офиса …
Не однажды, вспоминает он, приходилось, выбиваясь из космического режима, сделать необходимый снимок Земли: вид со станции такой, что подобное может никогда и не повториться. Это и есть то счастье, которому может позавидовать каждый, кому не довелось, как мне и моим космическим собратьям ощутить. Уверен, оно не покинет нас никогда

Источник: http://www.sovsekretno.ru/
Фото из архива Анатолия Соловьева

Николай ТАРАСЕНКО
16 января 2018 г.

22 сентебря
вторник
2020

Аляска — русская земля

22 сентября 1784 года русские первопроходцы основали первое постоянное поселение на Аляске. Это послужило началом образования Русской Америки (совокупность владений Российской империи в Северной Америке, включавшая Аляску, Алеутские острова, Александровский архипелаг и поселения на тихоокеанском побережье современных США (Форт-Росс).

Аляска — русская земля

Первыми русскими, которые со стороны Сибири открыли Аляску (Америку), были члены экспедиции Семена Дежнева в 1648 году. В 1732 году Михаил Гвоздев на боте «Святой Гавриил» совершил плавание к берегам «Большой земли» (северо-западной Америки), первым из европейцев достиг побережья Аляски в районе мыса Принца Уэльского. Гвоздев определил координаты и нанес на карту около 300 км побережья полуострова Сьюард, описал берега пролива и острова, лежащие в нём. В 1741 году экспедиция Беринга на двух пакетботах «Святой Петр» (Беринг) и «Святой Павел» (Чириков) исследовала Алеутские острова и берега Аляски. В 1784 году на остров Кадьяк (Бухта Трех Святителей) прибыла экспедиция Шелихова в составе трех галиотов («Три святителя», «Св. Симеон» и «Св. Михаил»). «Шелиховцы» основали здесь первое постоянное поселение (Северо-восточная компания), начали усиленно осваивать остров, подчиняя местных эскимосов (конягов), способствуя распространению православия среди туземцев и внедряя ряд сельскохозяйственных культур (картофель, репа).

Параллельно с компанией Шелихова Аляску осваивала конкурирующая с ним компания купца Лебедева-Ласточкина. Снаряженный им галиот «Св. Георгий» (Коновалов) прибыл в 1791 году в залив Кука, а его экипаж основал Николаевский редут. В 1792 году «лебедевцы» основали поселение на берегах озера Илиамна и снарядили экспедицию Василия Иванова к берегам реки Юкон.

С 1808 года столицей русской Америки становится Ново-Архангельск. Фактически управление американскими территориями ведется Российско-американской компанией, главный штаб которой находился в Иркутске, официально Русская Америка включена в состав сначала Сибирского генерал-губернаторства, а после его разделения в 1822 году на Западное и Восточное, в состав Восточно-Сибирского генерал-губернаторства.

11 сентября 1812 года русский купец Иван Кусков основал Форт-Росс (в 80 км к северу от Сан-Франциско в Калифорнии), ставший самым южным форпостом русской колонизации Америки. Формально эта земля принадлежала Испании, однако Кусков купил её у индейцев. Вместе с собой он привел 95 русских и 80 алеутов.

C 9 июля 1799 по 18 октября 1867 года Аляска с прилегающими к ней островами находилась под управлением Русско-американской компании.

Начало Крымской войны (1853—1856) ставило русские колонии в Северной Америке в чрезвычайно трудное положение, поскольку русская Аляска граничила с британской Канадой. Боевые действия на Дальнем Востоке в этот период показали абсолютную незащищённость восточных земель Российской империи и в особенности Аляски. Дабы не потерять даром территорию, которую невозможно было защитить и освоить в обозримом будущем, было принято решение о её продаже. В январе 1841 года Форт-Росс был продан гражданину Мексики Джону Саттеру. А в 1867 году США выкупили Аляску за 7 200 000 долларов.

Александр Суворов - «Генерал Вперед»

22 сентября 1789 года осуществелен разгром турецкой армии русско-австрийскими войсками под командованием генерала А. В. Суворова в битве при Рымнике в ходе Русско-турецкой войны 1787—1791 годов.

Александр Суворов - «Генерал Вперед»

Османская империя планировала в этой войне вернуть себе земли, отошедшие к России в ходе Русско-турецкой войны 1768—1774 годов, в том числе и Крым. Война закончилась победой России и заключением Ясского мира. Битва при Рымнике - одно из главных сражений Русско-турецкой войны 1787—1791 годов.

В состав отряда Суворова входили 9 не полностью укомплектованных батальонов пехоты, 9 эскадронов карабинеров, 2 казачьих полка и тысяча арнаутов (итого около 6,5 тыс. человек). Корпус принца Кобургского включал в себя 10 батальонов пехоты и 30 эскадронов кавалерии (всего около 18 тыс. человек). Таким образом, численность объединённых русско-австрийских войск составляла приблизительно 25 тыс. солдат и офицеров.

В составе объединенных отрядов Юсуф-паши было более 100 тысяч штыков и сабель. Но Суворов, переправившись через Рымну в ночь на 22 сентября, сразу же повел войска в наступление. Турки не ожидали такой отваги и дрогнули. Значительная часть войск рассеялась, преследуемая русскими отрядами. За смелые и решительные наступательные действия против превосходящих сил противника австрийцы прозвали Суворова «Генерал Вперёд».

Потери войска Юсуф-паши только убитыми в день сражения составили не менее 15 тысяч человек. Потери русско-австрийских войск не превышали 500 человек.

Победа при Рымнике стала одной из наиболее блистательных побед Александра Суворова. За победу в ней он был возведён Екатериной II в графское достоинство с названием Рымникский, получил бриллиантовые знаки Андреевского ордена, шпагу, осыпанную бриллиантами с надписью «Победителю визиря», бриллиантовый эполет, драгоценный перстень и Орден Святого Георгия 1-й степени.

Форсирование Днепра

22 сентября 1943 года на рассвете войска Центрального и Воронежского фронта начали переправу и захват плацдармов на правом берегу Днепра. К этому моменту Советские войска заняли противоположный от немецких войск берег практически на протяжении 300 километров.

Форсирование Днепра

Все немногие штатные плавсредства были использованы войсками, но их катастрофически не хватало. Поэтому основные силы форсировали Днепр на подручных средствах: рыбацких лодках, импровизированных плотах из бревен, бочек, стволов деревьев и досок.

Большой проблемой была переправа тяжёлой техники: на многих плацдармах войска не смогли быстро переправлять её в достаточном количестве на плацдармы, что вело к затяжным боям по их обороне и расширению и увеличивало потери советских войск.

Первый плацдарм на правом берегу Днепра был завоёван 22 сентября 1943 в районе слияния Днепра и реки Припяти, в северной части фронта. Почти одновременно 3-я гвардейская танковая армия и 40-я армия Воронежского фронта добились такого же успеха южнее Киева. 24 сентября ещё одна позиция на западном берегу была отвоевана недалеко от Днепродзержинска, 28 сентября — ещё одна рядом с Кременчугом. К концу месяца было создано 23 плацдарма на противоположном берегу Днепра, некоторые из них — 10 километров в ширину и 1-2 километра в глубину. Всего Днепр к 30 сентября форсировали 12 советских армий. Так же было организовано множество ложных плацдармов цель которых была имитация массовой переправы и рассредоточение огневой мощи немецкой артиллерии.

После этого советские войска практически создали новый укрепрайон на завоеванных плацдармах, фактически закопавшись в землю от огня противника, и прикрывая своим огнем подход новых сил.

Значительную помощь советским войскам в ходе форсирования Днепра оказали партизаны: в общей сложности, в Битве за Днепр приняли участие 17 332 украинских советских партизан, которые совершали нападения на подразделения немецких войск, вели разведку, служили проводниками для переправившихся подразделений советских войск.

За форсирование Днепра 2438 воинам было присвоено звание Героя Советского Союза, что больше, чем суммарное количество награждённых за всю предыдущую историю награды. Такое массовое награждение за одну операцию было единственным за всю историю войны. Беспрецедентное количество награждённых также отчасти объясняется директивой Ставки ВГК от 9 сентября 1943, гласившей: "В ходе боевых операций войскам Красной Армии приходится и придётся преодолевать много водных преград. Быстрое и решительное форсирование рек, особенно крупных, подобных реке Десна и реке Днепр, будет иметь большое значение для дальнейших успехов наших войск. За форсирование такой реки, как река Десна в районе Богданове (Смоленской области) и ниже, и равных Десне рек по трудности форсирования представлять к наградам:

1. Командующих армиями — к ордену Суворова 1-й степени.

2. Командиров корпусов, дивизий, бригад — к ордену Суворова 2-й степени.

3. Командиров полков, командиров инженерных, сапёрных и понтонных батальонов — к ордену Суворова 3-й степени.

За форсирование такой реки, как река Днепр в районе Смоленск и ниже, и равных Днепру рек по трудности форсирования названных выше командиров соединений и частей представлять к присвоению звания Героя Советского Союза".