RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Давайте пересекаться в добре!
4 февраля 2016 г.

Давайте пересекаться в добре!

Говорят: в жизни не бывает случайностей. Всё имеет отправную точку. Это как круги на воде. Для того, чтобы они возникли, нужна хотя бы песчинка. Иначе вода так и останется гладкой.
А потом появился Путин...
5 октября 2015 г.

А потом появился Путин...

Россия вывела США за скобки: американцы и их союзники даже не могут провести авиаразведку сил РФ в Сирии, поскольку все доступы туда перекрыты «вежливыми людьми» из ВВС, ВМФ и ПВО
«Сармат»- наследник «Воеводы»
2 марта 2018 г.

«Сармат»- наследник «Воеводы»

Началась активная фаза испытаний нового ракетного комплекса с тяжёлой ракетой неограниченной дальности
Остановим американских убийц!
20 июля 2014 г.

Остановим американских убийц!

20 июля 2014 года петербуржцы принесли детский гробик к американскому консульству и установили его у входа
Самопожертвование танкиста
11 марта 2014 г.

Самопожертвование танкиста

11 марта исполнилось бы 55 лет Сергею Георгиевичу Вчерашневу (погиб в Афгане 1 декабря 1980 года)
Главная » Герои нашего времени » Подвиг экипажа Ан-24

Подвиг экипажа Ан-24

Президент РФ подписал указ о награждении орденами Мужества командира воздушного корабля Владимира Коломина, бортмеханика Олега Барданова (посмертно), медалью Нестерова - второго пилота Сергея Сазонова, бортпроводницы Елены Лапуцкой

.
Подвиг экипажа Ан-24

 

Рейс, который должен был выполнять 26 июня 2019 года экипаж по маршруту Иркутск – Нижнеангарск - Улан-Удэ, затем снова в Нижнеангарск и оттуда в Иркутск, поначалу проходил в штатном режиме. В этом полете планировался ввод второго пилота в качестве командира. Оценку его профессиональному умению должен был дать включенный в экипаж пилот-инспектор авиакомпании. В 00:20 взлетели с аэродрома Иркутск. Полёт до Нижнеангарска прошёл без замечаний, так же, как и затем оттуда до аэродрома Улан-Удэ. А вот дальше непогода спутала все карты. По расписанию, вылет в Нижнеангарск был

запланирован на 04:50, но по погодным условиям аэропорта прилета он вначале переносился каждый час, а затем, по согласованию с ЦУП авиакомпании отложился на 00:30 уже 27 июня. Экипаж вынужден был пережидать непогоду в гостинице «Полёт», и только во втором часу ночи пилот-инспектор поднял в воздух самолет. В 01:53:41 установили связь с диспетчером аэродрома Нижнеангарск, доложили о расчётном времени прибытия и запросили погодные условия. В 02:09:54 приступили к снижению, но менее чем через пару минут вдруг отказал левый двигатель. Экипаж, как и положено в таких случаях, зафлюгировал его, отключил автопилот, доложил об этом диспетчеру КДП, и тот объявил на аэродроме сигнал «Тревога». Когда проинформировали землю о готовности к посадке, диспетчер дал разрешение на нее. После касания шасси ВПП судно стало уклоняться вправо, сошло с нее, пробежало по грунту, пробив забор ограждения аэродрома, и столкнулось со зданием очистных сооружений. При этом самолёт загорелся.

Как вспоминал по горячим следам один из пассажиров, о возможности жесткой посадки в салоне не предупреждали. Просто попросили пристегнуть ремни и сообщили о температуре воздуха за бортом. По кадрам видеоролика, снятого другим пассажиром, становится ясно, что Ан-24 после приземления практически без тормозов на серьезной скорости врезается в здание. После этого в салоне раздались крики, и началась паника. Огонь в самолете полыхнул с правого борта. Всех вернула к осознанным действиям бортпроводник Елена Лапуцкая. Вот запись ее рассказа членам комиссии по расследованию АП:
- …Мгновенно в передней части ВС появился дым, и я побежала к аварийным выходам в хвост, который был разрушен, виднелись разломы фюзеляжа, вырвало трап, дверь входная была деформирована, её открыть я пыталась, но этого сделать мы с пассажиром-мужчиной не смогли. Затем я кинулась в хвост к багажной двери…её не сразу, но я смогла открыть…Паника была, конечно, но только от страха, т.к. самолёт наполнялся едким чёрным дымом. Вышел последний пассажир (выполз), так как только внизу он мог глотнуть немного воздуха, и сказал, что в салоне больше никого нет…
Увы, ни командир, ни бортмеханик не смогли покинуть загоревшуюся кабину. Удар при столкновении со зданием пришелся как раз в левую часть пилотской кабины, решив их участь. После тщетных попыток спасти коллег, второй пилот покинул самолёт через левый передний аварийный люк.
- То, что совершила стюардесса Лена, иначе как геройством назвать нельзя, она заслуживает орден Мужества, - прокомментировал ситуацию известный авиационный писатель, пилот гражданской авиации, налетавший на этом типе самолета более десяти тысяч часов Валерий Хайрюзов. – Диву даешься, как эта хрупкая невысокая дивчина нашла в себе силы преодолеть страх и совершить то, что единственно в этих обстоятельствах возможно и что порой не каждому мужику удается. Когда беседовал с ней по телефону, будучи в Иркутске, сказал ей об этом, а она даже удивилась: «Я ведь действовала по инструкции». Не берусь давать оценку действиям экипажа – сегодня, сидя в теплой комнате, проще всего обвинить их в превышении скорости приземления, но я не стану этого делать. Ясно, что обнаружив отказ двигателя, они пребывали в состоянии аффекта, но ведь приземлились! Дальше включалась уже неисправная техника, и, в первую очередь, тормозная система, ведь шины правой стойки шасси начали рваться уже на земле. Словом, пришла беда - отворяй ворота… В оправдание экипажа скажу, что на тренажере таких ситуаций не отрабатывают.
Валерий Николаевич убежден в надежности работяги Ан-24, в кабине которого провел два десятка своей жизни. Вспоминает, что в середине 80-х тоже попадал в схожую ситуацию, когда при облете нового Ан-24 в Киеве перед приземлением не бралась на замок передняя стойка. Совсем уж собирался производить посадку на брюхо, но выручил бортмеханик, вскрывший панель над стойкой и протолкнувший трубой для слива топлива заевшую деталь замка на место. Похоже, говорит Валерий Николаевич, и я на пострадавшем в Нижнеангарске экземпляре летал в свое время в родном Иркутском авиаотряде. До 1990 года. Посетовал на солидный возраст пострадавшего самолета – дата его изготовления 1977 год. Но ведь старых машин не бывает, если их своевременно снова ставить на крыло.
Коротко о Елене. В январе 2003 года была принята на работу в ОАО «Иркутский

авиаремонтный завод № 403» на должность бортпроводника Ан-24. В сентябре 2005 года переведена на работу в ЗАО «Авиакомпания «Ангара» на должность бортпроводника Ан-24, Ан-26. В том, что остались в живых абсолютно все пассажиры Ан-24, загоревшегося после жесткой посадки в аэропорту бурятского поселка Нижнеангарск, они должны благодарить бортпроводницу Елену Лапуцкую. Она, в отсутствие остальных членов экипажа, ощутив огромную ответственность за происходящее на борту, хладнокровно выполняла свою почётную роль хозяйки салона. До последнего помогала пассажирам выбираться из горящего самолёта и покинула борт последней. Что произошло лично с ней, она поняла уже потом в больнице Нижнеангарска, когда медики обнаружили у нее перелом ребер и многочисленные ушибы и синяки. Правда, выбравшись из того, что еще несколько минут было самолетом, она, попросив трубку у кого-то из пассажиров (ее мобильный и все личные вещи сгорели), позвонила матери и сыну.
Лауреат Международной авиационной премии «Авиация глазами журналиста» Валерий Хайрюзов уверен, что подвиг иркутской стюардессы достоин того, чтобы о нем узнала как можно большая аудитория. Особенно это нужно тем, кто выбирает сегодня будущую профессию. Увы, ТВ здесь не помощник. Ему подавай бытовуху. А потому, как автор множества книг и фильмов о людях крылатой профессии, тут же засучив рукава, решил посвятить Елене Лапуцкой кинорассказ. Об этом договорился с ней, но… Чего-то испугались высокие иркутские авиационные начальники. В обозначенное время, когда на оговоренное заранее место прибыла съемочная группа во главе с Хайрюзовым, никого из авиакомпании не оказалось. На недоуменный звонок пришла смска: «нет высокого разрешения». И все же Валерий Николаевич решил не отступаться. Уже готов киносценарий художественного фильма. Правда, его героиню зовут Наташа, но те, кто узнал об июньском подвиге стюардессы на аэродроме Нижнеангарска, сразу признают в ней Лену.

Вместо эпилога.

Конечно, расследователи, в конце концов, найдут причины трагедии в аэропорту Нижнеангарска. Возможно, установят, что они отнюдь не цепь случайностей. Может, назовут и преступную закономерность, как уже было с птицами, забившими двигатель самолета в Жуковском. Напомнят, например, что если бы самолет не столкнулся со зданием очистных сооружений, все бы и обошлось. Ведь о том, что оно явно возведено на не положенном для аэродрома месте, даже был суд. Но на его решение местные власти махнули рукой. Наша редакция все же обязательно проследит за тем, как они теперь будут оправдываться. А пока: слава тем, кто находит в себе силы и мужество действовать вопреки обстоятельствам.

 

 

Анатолий ЖУРИН
9 ноября 2019 г.

Комментарии:

А.К. 12.11.2019 в 06:50 # Ответить
Замечательная статья. Написана неравнодушной и очень профессиональной журналистской рукой.

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
25 ноября
среда
2020

В этот день:

Памяти генерала Тормасова

25 ноября 1819 года скончался Александр Петрович Тормасов, русский генерал, участник Отечественной войны 1812 года - командовал 3-й западной армией на южном фланге, впоследствии - московский градоначальник.

Памяти генерала Тормасова

25 ноября 1819 года скончался Александр Петрович Тормасов, русский генерал, участник Отечественной войны 1812 года - командовал 3-й западной армией на южном фланге, впоследствии - московский градоначальник.

Из дворян. В 10 лет был определён пажом к Высочайшему Двору, а в 1772 году поступил на воинскую службу поручиком в Вятский мушкетёрский полк. С 1784 года стал командовать Александрийским легкоконным полком, получив чин полковника. Замеченный Потёмкиным, он был командирован в 1782 году в Крым, для усмирения бунта крымских татар. В начале русско-турецкой войны 1787—1791 годов находился в екатеринославской армии. В 1791 году, командуя конной бригадой, произвёл удачный поход за Дунай к Бабадагу, а 28 июня того же года принял видное участие в Мачинском сражении, командуя конницей левого фланга. Получил чин генерал-майора.

В 1808 году был назначен главнокомандующим на Кавказской линии. Дела там были плохи.

Турция и Персия готовились к вторжению, Имеретия и Абхазия восстали, Дагестан был близок к восстанию, а в распоряжении главнокомандующего имелось не более 42 тыс. человек. Тормасов проявил неутомимую энергию и умение руководить. Взяв крепость Поти и устранив тем самым влияние турок на Абхазию и Имеретию, Тормасов водворил в них спокойствие. В Дагестане попытки к восстанию были подавлены. Вскоре русские нанесли туркам и персам несколько решительных поражений и тем обеспечили спокойствие южной границы России.

В Отечественную войну 1812 года Тормасов командовал 3-й обсервационной армией (54 батальона, 76 эскадрон, 9 казачьих полков, всего 43 тыс.), предназначенной для сдерживания Австрии. Затем он участвовал в сражениях под Малоярославцем, Вязьмой, Красным и с главной армией перешёл границу империи в декабре 1812 года. За Отечественную войну 1812 года единственным кавалером ордена Св. апостола Андрея Первозванного стал генерал А. П. Тормасов за отличие в сражении при Красном.

В 1914 году был назначен московским губернатором. На этом посту умер через пять лет.

 

Кавалерийский генерал Исса Плиев

25 ноября 1903 года рордился Исса Александрович Плиев (ум. 6 февраля 1979) , советский кавалерийский военачальник, генерал армии (1962). Дважды Герой Советского Союза (1944, 1945), Герой Монгольской Народной Республики (1971).

Кавалерийский генерал Исса Плиев

25 ноября 1903 года рордился Исса Александрович Плиев (ум. 6 февраля 1979) , советский кавалерийский военачальник, генерал армии (1962). Дважды Герой Советского Союза (1944, 1945), Герой Монгольской Народной Республики (1971).

Родился в селе Старый Батако (ныне Правобережного района Северной Осетии). В РККА с 1922 года. В 1926 году окончил Ленинградскую кавалерийскую школу и до 1930 года служил курсовым командиром кавалерийской школы в Краснодаре. После выпуска из Военной Академии имени Фрунзе в 1933 году Плиев был назначен начальником оперативного отделения штаба 5-й кавалерийской дивизии. В 1936—1938 годах — советник в Монгольской народно-революционной армии. В 1941 году окончил Академию Генерального Штаба. Во время Великой Отечественной войны воевал на Западном, Южном, Юго-Западном, Степном, 3-м Украинском, 1-м Белорусском, 2-м Украинском фронтах. С июля 1941 года командовал 50-й кавалерийской дивизией (с ноября 1941 — 3-я гвардейская кавалерийская дивизия), в августе — декабре 1941 года совершавшей рейды по тылам группы армий «Центр» в районе Смоленска и в Подмосковье. С декабря 1941 года — командовал 2-м гвардейским, с апреля 1942 года — 5-м, с июля — 3-м гвардейским, с ноября 1943 года — 4-м гвардейским корпусами. С ноября 1944 года Плиев возглавлял конно-механизированную группу (1 КМГ).

Во время советско-японской войны командовал конно-механизированной группой в Хингано-Мукденской операции 1945 года.

После войны командовал 9-й механизированной армией Южной группы войск, с апреля 1958 года по 1968 год — командующий войсками СКВО.

2 июня 1962 года войска возглавляемого Плиевым округа приняли участие в подавлении выступлений новочеркасских рабочих. По воспоминаниям М. К. Шапошникова, именно И. А. Плиев отдал приказ открыть огонь по демонстрантам.

Во время Карибского кризиса с июля 1962 года по май 1963 года командовал Группой советских войск на Кубе в ходе операции «Анадырь». Во время Карибского кризиса получил право на применение ядерного оружия в случае вторжения США на Кубу. После возвращения с Кубы вновь приступил к исполнению обязанностей командующего войсками Северо-Кавказского военного округа. С июня 1968 года — военный инспектор, советник Группы генеральной инспекции Министерства Обороны СССР.

 

Памяти поэта-патриота Владимира Волкова

25 ноября 1958 года родился выдающийся православный поэт и композитор Владимир Волков. Судьба отвела ему всего 47 лет, но он успел записать семь дисков пронзительных песен — светлых, очистительных, возвышающих...

Памяти поэта-патриота Владимира Волкова

25 ноября 1958 года родился выдающийся православный поэт и композитор Владимир Волков. Судьба отвела ему всего 47 лет, но он успел записать семь дисков пронзительных песен — светлых, очистительных, возвышающих...

Владимир родился в Москве, но детство и юность провел на Тамбовщине, с которой связаны глубинные корни рода Волковых. Потом снова жил в Москве, но чистая земля звала, притягивала, и в 1990 году он навсегда покинул столицу и вместе с семьей обосновался в Рыльском районе Курской области в общине своего духовника протоиерея Владимира Волгина. Несомненно это наложило глубинный отпечаток на творчество Владимира Волкова: его песни обращены к человеческой душе, зовут её в светлые дали.

Первая аудиокассета Владимира Волкова «С молитвой о России» вышла в 1990 году в издательском отделе Московской Патриархии. Все песни для нее были отобраны и благословлены митрополитом Волоколамским и Юрьвским Питиримом.

Вторая — «Не отыми Покрова» вышла в 1994 году.

Владимир Волков принимал самое активное участие в деятельности Фонда Андрея Первозванного. Он выступил сотни раз перед слушателями в самых близких и далеких уголках России. С особенной радостью Владимир Волков пел перед воинами. Его любимый герой — русский солдат, который «никогда ни кем не будет побежден, потому что как истинный христианин он готов к величайшему самопожертвованию, готов совершить высший воинский подвиг — погибнуть за други своя и за свое Отечество земное и Небесное».

Огромное значение в жизни поэта сыграла заслуженная артистка России Наталья Пярн, которая впоследствии провела большую работу по сбору его песен, их записи и подготовке к изданию.

К 25-летнему творческому юбилею Владимира Волкова вышли в свет три диска: «Горит свеча», «Моя песня на светлую чашу весов», «В той области небес…». На торжественном творческом вечере в ноябре 2003 года, проходившем в Зале Церковных соборов Храма Христа Спасителя, Владимир Волков был удостоен награды Русской Православной Церкви – медали преподобного Сергия Радонежского I степени.

В начале 2005 года прошла презентация четвертого диска «Наша жизнь – слишком тонкая нить». Большинство песен вошедшие в диск написаны после трагической гибели жены Лили, проникнуты болью утраты.

Последние месяцы жизни Владимир провел в подмосковном монастыре в Аносино, он посадил там сад и написал ряд новых песен.

Володя умер в ночь с 17 на 18 ноября 2005 года. Похоронен близ Аносинского Борисоглебского женского монастыря: на погосте при храме-памятнике в честь блаженной царицы Тамары.

Пятый диск «Не испачкавшись во лжи» был выпущен уже в 2006 году. Тогда же вышли в свет диск шестой («Избранное») и диск седьмой — сборник военных песен «Не звони колокол к беде».

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии