RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Памяти друга
31 июля 2019 г.

Памяти друга

Сегодня Володе Коржавых, моему другу по жизни и однокашнику по Львовскому высшему венно-политическому училищу, исполнилось бы 70 лет
Памяти генерала Василия Маргелова
4 марта 2019 г.

Памяти генерала Василия Маргелова

4 марта 1990 года остановилось сердце главного десантника СССР, прославленного «дяди Васи»
Нам не жить друг без друга
26 января 2014 г.

Нам не жить друг без друга

26 января 2000 года вступил в силу Договор между Белоруссией и Россией о создании Союзного государства
Прощай, Эшпай!
15 ноября 2015 г.

Прощай, Эшпай!

На минувшей неделе ушел из жизни замечательный композитор, создатель девяти симфоний, двух концертов для фортепиано с оркестром, четырех — для скрипки, музыки для 55 кинофильмов и множества популярных песен
Поставим Новороссии самолёты!
9 июля 2014 г.

Поставим Новороссии самолёты!

Военный летчик 1-го класса ВВС России Игорь Затямин предложил остроумный способ обеспечения ополченцев вооружениями
Главная » Герои нашего времени » Подвиг экипажа Ан-24

Подвиг экипажа Ан-24

Президент РФ подписал указ о награждении орденами Мужества командира воздушного корабля Владимира Коломина, бортмеханика Олега Барданова (посмертно), медалью Нестерова - второго пилота Сергея Сазонова, бортпроводницы Елены Лапуцкой

.
Подвиг экипажа Ан-24

 

Рейс, который должен был выполнять 26 июня 2019 года экипаж по маршруту Иркутск – Нижнеангарск - Улан-Удэ, затем снова в Нижнеангарск и оттуда в Иркутск, поначалу проходил в штатном режиме. В этом полете планировался ввод второго пилота в качестве командира. Оценку его профессиональному умению должен был дать включенный в экипаж пилот-инспектор авиакомпании. В 00:20 взлетели с аэродрома Иркутск. Полёт до Нижнеангарска прошёл без замечаний, так же, как и затем оттуда до аэродрома Улан-Удэ. А вот дальше непогода спутала все карты. По расписанию, вылет в Нижнеангарск был

запланирован на 04:50, но по погодным условиям аэропорта прилета он вначале переносился каждый час, а затем, по согласованию с ЦУП авиакомпании отложился на 00:30 уже 27 июня. Экипаж вынужден был пережидать непогоду в гостинице «Полёт», и только во втором часу ночи пилот-инспектор поднял в воздух самолет. В 01:53:41 установили связь с диспетчером аэродрома Нижнеангарск, доложили о расчётном времени прибытия и запросили погодные условия. В 02:09:54 приступили к снижению, но менее чем через пару минут вдруг отказал левый двигатель. Экипаж, как и положено в таких случаях, зафлюгировал его, отключил автопилот, доложил об этом диспетчеру КДП, и тот объявил на аэродроме сигнал «Тревога». Когда проинформировали землю о готовности к посадке, диспетчер дал разрешение на нее. После касания шасси ВПП судно стало уклоняться вправо, сошло с нее, пробежало по грунту, пробив забор ограждения аэродрома, и столкнулось со зданием очистных сооружений. При этом самолёт загорелся.

Как вспоминал по горячим следам один из пассажиров, о возможности жесткой посадки в салоне не предупреждали. Просто попросили пристегнуть ремни и сообщили о температуре воздуха за бортом. По кадрам видеоролика, снятого другим пассажиром, становится ясно, что Ан-24 после приземления практически без тормозов на серьезной скорости врезается в здание. После этого в салоне раздались крики, и началась паника. Огонь в самолете полыхнул с правого борта. Всех вернула к осознанным действиям бортпроводник Елена Лапуцкая. Вот запись ее рассказа членам комиссии по расследованию АП:
- …Мгновенно в передней части ВС появился дым, и я побежала к аварийным выходам в хвост, который был разрушен, виднелись разломы фюзеляжа, вырвало трап, дверь входная была деформирована, её открыть я пыталась, но этого сделать мы с пассажиром-мужчиной не смогли. Затем я кинулась в хвост к багажной двери…её не сразу, но я смогла открыть…Паника была, конечно, но только от страха, т.к. самолёт наполнялся едким чёрным дымом. Вышел последний пассажир (выполз), так как только внизу он мог глотнуть немного воздуха, и сказал, что в салоне больше никого нет…
Увы, ни командир, ни бортмеханик не смогли покинуть загоревшуюся кабину. Удар при столкновении со зданием пришелся как раз в левую часть пилотской кабины, решив их участь. После тщетных попыток спасти коллег, второй пилот покинул самолёт через левый передний аварийный люк.
- То, что совершила стюардесса Лена, иначе как геройством назвать нельзя, она заслуживает орден Мужества, - прокомментировал ситуацию известный авиационный писатель, пилот гражданской авиации, налетавший на этом типе самолета более десяти тысяч часов Валерий Хайрюзов. – Диву даешься, как эта хрупкая невысокая дивчина нашла в себе силы преодолеть страх и совершить то, что единственно в этих обстоятельствах возможно и что порой не каждому мужику удается. Когда беседовал с ней по телефону, будучи в Иркутске, сказал ей об этом, а она даже удивилась: «Я ведь действовала по инструкции». Не берусь давать оценку действиям экипажа – сегодня, сидя в теплой комнате, проще всего обвинить их в превышении скорости приземления, но я не стану этого делать. Ясно, что обнаружив отказ двигателя, они пребывали в состоянии аффекта, но ведь приземлились! Дальше включалась уже неисправная техника, и, в первую очередь, тормозная система, ведь шины правой стойки шасси начали рваться уже на земле. Словом, пришла беда - отворяй ворота… В оправдание экипажа скажу, что на тренажере таких ситуаций не отрабатывают.
Валерий Николаевич убежден в надежности работяги Ан-24, в кабине которого провел два десятка своей жизни. Вспоминает, что в середине 80-х тоже попадал в схожую ситуацию, когда при облете нового Ан-24 в Киеве перед приземлением не бралась на замок передняя стойка. Совсем уж собирался производить посадку на брюхо, но выручил бортмеханик, вскрывший панель над стойкой и протолкнувший трубой для слива топлива заевшую деталь замка на место. Похоже, говорит Валерий Николаевич, и я на пострадавшем в Нижнеангарске экземпляре летал в свое время в родном Иркутском авиаотряде. До 1990 года. Посетовал на солидный возраст пострадавшего самолета – дата его изготовления 1977 год. Но ведь старых машин не бывает, если их своевременно снова ставить на крыло.
Коротко о Елене. В январе 2003 года была принята на работу в ОАО «Иркутский

авиаремонтный завод № 403» на должность бортпроводника Ан-24. В сентябре 2005 года переведена на работу в ЗАО «Авиакомпания «Ангара» на должность бортпроводника Ан-24, Ан-26. В том, что остались в живых абсолютно все пассажиры Ан-24, загоревшегося после жесткой посадки в аэропорту бурятского поселка Нижнеангарск, они должны благодарить бортпроводницу Елену Лапуцкую. Она, в отсутствие остальных членов экипажа, ощутив огромную ответственность за происходящее на борту, хладнокровно выполняла свою почётную роль хозяйки салона. До последнего помогала пассажирам выбираться из горящего самолёта и покинула борт последней. Что произошло лично с ней, она поняла уже потом в больнице Нижнеангарска, когда медики обнаружили у нее перелом ребер и многочисленные ушибы и синяки. Правда, выбравшись из того, что еще несколько минут было самолетом, она, попросив трубку у кого-то из пассажиров (ее мобильный и все личные вещи сгорели), позвонила матери и сыну.
Лауреат Международной авиационной премии «Авиация глазами журналиста» Валерий Хайрюзов уверен, что подвиг иркутской стюардессы достоин того, чтобы о нем узнала как можно большая аудитория. Особенно это нужно тем, кто выбирает сегодня будущую профессию. Увы, ТВ здесь не помощник. Ему подавай бытовуху. А потому, как автор множества книг и фильмов о людях крылатой профессии, тут же засучив рукава, решил посвятить Елене Лапуцкой кинорассказ. Об этом договорился с ней, но… Чего-то испугались высокие иркутские авиационные начальники. В обозначенное время, когда на оговоренное заранее место прибыла съемочная группа во главе с Хайрюзовым, никого из авиакомпании не оказалось. На недоуменный звонок пришла смска: «нет высокого разрешения». И все же Валерий Николаевич решил не отступаться. Уже готов киносценарий художественного фильма. Правда, его героиню зовут Наташа, но те, кто узнал об июньском подвиге стюардессы на аэродроме Нижнеангарска, сразу признают в ней Лену.

Вместо эпилога.

Конечно, расследователи, в конце концов, найдут причины трагедии в аэропорту Нижнеангарска. Возможно, установят, что они отнюдь не цепь случайностей. Может, назовут и преступную закономерность, как уже было с птицами, забившими двигатель самолета в Жуковском. Напомнят, например, что если бы самолет не столкнулся со зданием очистных сооружений, все бы и обошлось. Ведь о том, что оно явно возведено на не положенном для аэродрома месте, даже был суд. Но на его решение местные власти махнули рукой. Наша редакция все же обязательно проследит за тем, как они теперь будут оправдываться. А пока: слава тем, кто находит в себе силы и мужество действовать вопреки обстоятельствам.

 

 

Анатолий ЖУРИН
9 ноября 2019 г.

Комментарии:

А.К. 12.11.2019 в 06:50 # Ответить
Замечательная статья. Написана неравнодушной и очень профессиональной журналистской рукой.

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
21 ноября
четверг
2019

В этот день:

Памяти генерал-адмирала Апраксина

21 ноября 1728 года скончался Фёдор Матвеевич Апраксин (род. 1661), сподвижник Петра I, один из создателей русского военного флота, генерал-адмирал, командующий русским флотом в Северной войне и Персидском походе, первый президент Адмиралтейств-коллегии.

Памяти генерал-адмирала Апраксина

21 ноября 1728 года скончался Фёдор Матвеевич Апраксин (род. 1661), сподвижник Петра I, один из создателей русского военного флота, генерал-адмирал, командующий русским флотом в Северной войне и Персидском походе, первый президент Адмиралтейств-коллегии.

Дворянский род Апраксиных считал своим предком татарского мурзу Солохмира, который в 1371 году ушел из Орды в Рязань. В конце XV века предки Апраксина переехали в Москву и начали служить Ивану III. Федор с ранних лет участвовал в забавах царя Петра I в составе потешных полков. В 1692 году назначен воеводой в Архангельск. В этой должности построил корабль, который послал для торговли за море, чем доставил величайшее удовольствие Петру I. Участвовал в Азовских походах Петра, после взятия Азова (1696) получил чин полковника.

В 1697 году, накануне путешествия Петра за границу, ему был поручен главный надзор за судостроением в Воронеже. В 1700 году назначен главой Адмиралтейского приказа и губернатором крепости Азов.

В 1713 году во главе галерного флота взял города Гельсингфорс и Борго. В 1714 году командовал русским флотом, действовавшим у шведских берегов. Под его командованием была одержана решительная победа в морском сражении у мыса Гангут 27 июля (7 августа) 1714 года. С 1718 года до самой смерти исправлял должность президента Адмиралтейств-коллегии, в 1719 году одновременно назначен губернатором Эстляндии.

В 1722 году участвовал в Персидском походе Петра I, весной 1723 года вернулся с Петром в Санкт-Петербург и возглавил Балтийский флот.

Союз русского народа

21 ноября 1905 года в Петербурге учреждён Союз русского народа – единственная общественно-политическая организация, представляющая интересы коренной, государство-образующей нации России. После 1917 года распущена. В 2005 году восстановлена.

"Кольцо" для фельдмаршала Паулюса

21 ноября 1942 года блокирована немецкая 6-я армия Ф. Паулюса

"Кольцо" для фельдмаршала Паулюса

21 ноября 1942 года блокирована немецкая 6-я армия Ф. Паулюса

С 24 ноября 1942 года по 2 февраля 1943 года советскими войсками была проведена операция «Кольцо», в результате которой значительно поредевшия армия паулюса капитулировала. В плен были взяты более 2500 офицеров и 24 генерала 6-й армии. Всего же пленено свыше 91 тыс. солдат и офицеров вермахта. Капитулировали в общей сложности двадцать немецких дивизий: 14-я, 16-я и 24-я танковые, 3-я, 29-я и 60-я моторизованные пехотные, 100-я егерская, 44-я, 71-я, 76-я, 79-я, 94-я, 113-я, 295-я, 297-я, 305-я, 371-я, 376-я, 384-я, 389-я пехотные дивизии. Кроме того, сдались румынские 1-я кавалерийская и 20-я пехотная дивизии. В составе 100-й егерской сдался хорватский полк. Также капитулировали 91-й полк ПВО, 243-й и 245-й отдельные батальоны штурмовых орудий, 2-й и 51-й полки реактивных минометов.

Плененный Паулюс не долго показывал спесь. Вскоре он подписал обращение «К военнопленным немецким солдатам и офицерам и к немецкому народу», в котором говорилось буквально следующее: «Считаю своим долгом заявить, что Германия должна устранить Адольфа Гитлера и установить новое государственное руководство, которое закончит войну и создаст условия, обеспечивающие нашему народу дальнейшее существование и восстановление мирных и дружественных отношений с нынешним противником». Через четыре дня он вступил в «Союз немецких офицеров». Потом — в Национальный комитет «Свободная Германия». С этого момента он становится одним из самых активных пропагандистов в борьбе с нацизмом. Регулярно выступает по радио, ставит свои подписи на листовках, призывая солдат вермахта переходить на сторону русских. Паулюс выступал в качестве свидетеля на Нюрнбергском процессе.
В плену Паулюс полюбил советскую действительность. После смерти Сталина ему разрешили уехать в Восточную Германию, где он до своей кончины в 1957 году верно служил коммунистической идее, выступая с лекциями на эту тему.

Космонавт Константин Феоктистов

21 ноября 2009 года умер Константин Петрович Феоктистов (р. 1926), участник Великой Отечественной войны, лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза, доктор технических наук, профессор.

Космонавт Константин Феоктистов

21 ноября 2009 года умер Константин Петрович Феоктистов (р. 1926), участник Великой Отечественной войны, лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза, доктор технических наук, профессор.

 Член первого в истории освоения космоса экипажа из трёх человек (вместе с Владимиром Комаровым и Борисом Егоровым).

В 1949 году окончил МВТУ им. Н. Э. Баумана. Работал в различных научно-исследовательских организациях. Один из главных создателей космического корабля «Восток», на котором был осуществлён первый полёт человека в космос. С 1964 года в отряде космонавтов. К. П. Феоктистов был первым в мире космонавтом без военного звания и единственным в истории советской космонавтики беспартийным, совершившим космический полёт. Входил в состав первого группового экипажа (вместе с В. Комаровым и Б. Егоровым), который 12—13 октября 1964 года совершил полёт на первом аппарате новой серии «Восход» (впервые — без скафандров). К. П. Феоктистов был первым конструктором космических кораблей, опробовавшим своё детище «в деле». С 1990 года преподавал в МГТУ им. Баумана.

Умер в возрасте 83 лет. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии