RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

После молчания Путина
19 июня 2014 г.

После молчания Путина

Президент АНО «Переправа» Александр Нотин о перспективах развития украинского кризиса
Письмо из Славянска
3 июля 2014 г.

Письмо из Славянска

Немка Маргарита Зайдлер прибыла в Новороссию и записалась добровольцем в ополчение Игоря Стрелкова
Поздравляем РНЛ!
20 января 2015 г.

Поздравляем РНЛ!

19 января в праздник Крещения Господня в Москве в Союзе писателей России состоялась церемония вручения премии «Имперская культура» имени Эдуарда Володина
Миллиардер Шарий
20 августа 2016 г.

Миллиардер Шарий

20 августа день рождения лютого разоблачителя дерьмовых укроСМИ, продвинутого видеоблогера, классного журналиста, лауреата Международного литературно-медийного конкурса имени Олега Бузины - Анатолия Анатольевича Шария
Командир «Русской Акулы»
24 октября 2015 г.

Командир «Русской Акулы»

24 октября 2015 года исполнилось бы 60 лет выдающемуся мореходу-подводнику капитану первого ранга Александру Сергеевичу Богачеву.
Главная » Герои нашего времени » Подвиг экипажа Ан-24

Подвиг экипажа Ан-24

Президент РФ подписал указ о награждении орденами Мужества командира воздушного корабля Владимира Коломина, бортмеханика Олега Барданова (посмертно), медалью Нестерова - второго пилота Сергея Сазонова, бортпроводницы Елены Лапуцкой

.
Подвиг экипажа Ан-24

 

Рейс, который должен был выполнять 26 июня 2019 года экипаж по маршруту Иркутск – Нижнеангарск - Улан-Удэ, затем снова в Нижнеангарск и оттуда в Иркутск, поначалу проходил в штатном режиме. В этом полете планировался ввод второго пилота в качестве командира. Оценку его профессиональному умению должен был дать включенный в экипаж пилот-инспектор авиакомпании. В 00:20 взлетели с аэродрома Иркутск. Полёт до Нижнеангарска прошёл без замечаний, так же, как и затем оттуда до аэродрома Улан-Удэ. А вот дальше непогода спутала все карты. По расписанию, вылет в Нижнеангарск был

запланирован на 04:50, но по погодным условиям аэропорта прилета он вначале переносился каждый час, а затем, по согласованию с ЦУП авиакомпании отложился на 00:30 уже 27 июня. Экипаж вынужден был пережидать непогоду в гостинице «Полёт», и только во втором часу ночи пилот-инспектор поднял в воздух самолет. В 01:53:41 установили связь с диспетчером аэродрома Нижнеангарск, доложили о расчётном времени прибытия и запросили погодные условия. В 02:09:54 приступили к снижению, но менее чем через пару минут вдруг отказал левый двигатель. Экипаж, как и положено в таких случаях, зафлюгировал его, отключил автопилот, доложил об этом диспетчеру КДП, и тот объявил на аэродроме сигнал «Тревога». Когда проинформировали землю о готовности к посадке, диспетчер дал разрешение на нее. После касания шасси ВПП судно стало уклоняться вправо, сошло с нее, пробежало по грунту, пробив забор ограждения аэродрома, и столкнулось со зданием очистных сооружений. При этом самолёт загорелся.

Как вспоминал по горячим следам один из пассажиров, о возможности жесткой посадки в салоне не предупреждали. Просто попросили пристегнуть ремни и сообщили о температуре воздуха за бортом. По кадрам видеоролика, снятого другим пассажиром, становится ясно, что Ан-24 после приземления практически без тормозов на серьезной скорости врезается в здание. После этого в салоне раздались крики, и началась паника. Огонь в самолете полыхнул с правого борта. Всех вернула к осознанным действиям бортпроводник Елена Лапуцкая. Вот запись ее рассказа членам комиссии по расследованию АП:
- …Мгновенно в передней части ВС появился дым, и я побежала к аварийным выходам в хвост, который был разрушен, виднелись разломы фюзеляжа, вырвало трап, дверь входная была деформирована, её открыть я пыталась, но этого сделать мы с пассажиром-мужчиной не смогли. Затем я кинулась в хвост к багажной двери…её не сразу, но я смогла открыть…Паника была, конечно, но только от страха, т.к. самолёт наполнялся едким чёрным дымом. Вышел последний пассажир (выполз), так как только внизу он мог глотнуть немного воздуха, и сказал, что в салоне больше никого нет…
Увы, ни командир, ни бортмеханик не смогли покинуть загоревшуюся кабину. Удар при столкновении со зданием пришелся как раз в левую часть пилотской кабины, решив их участь. После тщетных попыток спасти коллег, второй пилот покинул самолёт через левый передний аварийный люк.
- То, что совершила стюардесса Лена, иначе как геройством назвать нельзя, она заслуживает орден Мужества, - прокомментировал ситуацию известный авиационный писатель, пилот гражданской авиации, налетавший на этом типе самолета более десяти тысяч часов Валерий Хайрюзов. – Диву даешься, как эта хрупкая невысокая дивчина нашла в себе силы преодолеть страх и совершить то, что единственно в этих обстоятельствах возможно и что порой не каждому мужику удается. Когда беседовал с ней по телефону, будучи в Иркутске, сказал ей об этом, а она даже удивилась: «Я ведь действовала по инструкции». Не берусь давать оценку действиям экипажа – сегодня, сидя в теплой комнате, проще всего обвинить их в превышении скорости приземления, но я не стану этого делать. Ясно, что обнаружив отказ двигателя, они пребывали в состоянии аффекта, но ведь приземлились! Дальше включалась уже неисправная техника, и, в первую очередь, тормозная система, ведь шины правой стойки шасси начали рваться уже на земле. Словом, пришла беда - отворяй ворота… В оправдание экипажа скажу, что на тренажере таких ситуаций не отрабатывают.
Валерий Николаевич убежден в надежности работяги Ан-24, в кабине которого провел два десятка своей жизни. Вспоминает, что в середине 80-х тоже попадал в схожую ситуацию, когда при облете нового Ан-24 в Киеве перед приземлением не бралась на замок передняя стойка. Совсем уж собирался производить посадку на брюхо, но выручил бортмеханик, вскрывший панель над стойкой и протолкнувший трубой для слива топлива заевшую деталь замка на место. Похоже, говорит Валерий Николаевич, и я на пострадавшем в Нижнеангарске экземпляре летал в свое время в родном Иркутском авиаотряде. До 1990 года. Посетовал на солидный возраст пострадавшего самолета – дата его изготовления 1977 год. Но ведь старых машин не бывает, если их своевременно снова ставить на крыло.
Коротко о Елене. В январе 2003 года была принята на работу в ОАО «Иркутский

авиаремонтный завод № 403» на должность бортпроводника Ан-24. В сентябре 2005 года переведена на работу в ЗАО «Авиакомпания «Ангара» на должность бортпроводника Ан-24, Ан-26. В том, что остались в живых абсолютно все пассажиры Ан-24, загоревшегося после жесткой посадки в аэропорту бурятского поселка Нижнеангарск, они должны благодарить бортпроводницу Елену Лапуцкую. Она, в отсутствие остальных членов экипажа, ощутив огромную ответственность за происходящее на борту, хладнокровно выполняла свою почётную роль хозяйки салона. До последнего помогала пассажирам выбираться из горящего самолёта и покинула борт последней. Что произошло лично с ней, она поняла уже потом в больнице Нижнеангарска, когда медики обнаружили у нее перелом ребер и многочисленные ушибы и синяки. Правда, выбравшись из того, что еще несколько минут было самолетом, она, попросив трубку у кого-то из пассажиров (ее мобильный и все личные вещи сгорели), позвонила матери и сыну.
Лауреат Международной авиационной премии «Авиация глазами журналиста» Валерий Хайрюзов уверен, что подвиг иркутской стюардессы достоин того, чтобы о нем узнала как можно большая аудитория. Особенно это нужно тем, кто выбирает сегодня будущую профессию. Увы, ТВ здесь не помощник. Ему подавай бытовуху. А потому, как автор множества книг и фильмов о людях крылатой профессии, тут же засучив рукава, решил посвятить Елене Лапуцкой кинорассказ. Об этом договорился с ней, но… Чего-то испугались высокие иркутские авиационные начальники. В обозначенное время, когда на оговоренное заранее место прибыла съемочная группа во главе с Хайрюзовым, никого из авиакомпании не оказалось. На недоуменный звонок пришла смска: «нет высокого разрешения». И все же Валерий Николаевич решил не отступаться. Уже готов киносценарий художественного фильма. Правда, его героиню зовут Наташа, но те, кто узнал об июньском подвиге стюардессы на аэродроме Нижнеангарска, сразу признают в ней Лену.

Вместо эпилога.

Конечно, расследователи, в конце концов, найдут причины трагедии в аэропорту Нижнеангарска. Возможно, установят, что они отнюдь не цепь случайностей. Может, назовут и преступную закономерность, как уже было с птицами, забившими двигатель самолета в Жуковском. Напомнят, например, что если бы самолет не столкнулся со зданием очистных сооружений, все бы и обошлось. Ведь о том, что оно явно возведено на не положенном для аэродрома месте, даже был суд. Но на его решение местные власти махнули рукой. Наша редакция все же обязательно проследит за тем, как они теперь будут оправдываться. А пока: слава тем, кто находит в себе силы и мужество действовать вопреки обстоятельствам.

 

 

Анатолий ЖУРИН
9 ноября 2019 г.

Комментарии:

А.К. 12.11.2019 в 06:50 # Ответить
Замечательная статья. Написана неравнодушной и очень профессиональной журналистской рукой.

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
1 июня
понедельник
2020

В этот день:

Орден Александра Невского

1 июня 1725 года Екатериной I учрежден орден Александра Невского. Он стал третьим российским орденом после ордена Св. Андрея Первозванного и женского ордена Св. Великомученицы Екатерины.

Орден Александра Невского

1 июня 1725 года Екатериной I учрежден орден Александра Невского. Он стал третьим российским орденом после ордена Св. Андрея Первозванного и женского ордена Св. Великомученицы Екатерины.

Знак ордена представлял собой четырёхконечный прямой крест с расширяющимися концами и характерными двуглавыми орлами, помещёнными между концами креста. В центре креста располагался круглый медальон с изображением конной фигуры Александра Невского. Также к знакам ордена относилась серебряная восьмилучевая звезда с девизом ордена «ЗА ТРУДЫ И ОТЕЧЕСТВО»

Как государственная награда орден был упразднён в 1917 году. 29 июля 1942 года в СССР был учреждён новый орден Александра Невского для награждения командного состава Красной Армии. После распада Советского Союза орден был сохранён в системе государственных наград Российской Федерации постановлением Верховного Совета от 20 марта 1992 года, однако до 2010 года награждения им не производились. 7 сентября 2010 года указом Президента России учреждён новый статут и описание ордена. Знак ордена Александра Невского Российской Федерации воспроизводит дизайн дореволюционного ордена.

 

Один из отцов «Катюши»

1 июня 1894 года родился Анатолий Аркадьевич БЛАГОНРАВОВ (умер 04.02.1975), академик, генерал-лейтенант артиллерии, один из создателей знаменитой «Катюши».

Космонавт Георгий Добровольский

1 июня 1928 года родился Георгий Тимофеевич ДОБРОВОЛЬСКИЙ (погиб 30.06.1971), летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза (посмертно).

Космонавт Георгий Добровольский

1 июня 1928 года родился Георгий Тимофеевич ДОБРОВОЛЬСКИЙ (погиб 30.06.1971), летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза (посмертно).

Из рабочих. Рос без отца. В годы Великой Отечественной войны находился в Одессе, которая была оккупирована немецко-фашистскими войсками. Пятнадцатилетним подростком решил бороться с оккупантами. Достал оружие, но был схвачен полицией. За хранение револьвера «в пригодном для действия состоянии» фашистским военно-полевым судом 22 февраля 1944 года был приговорен к 25 годам каторжных работ. Бежал. Скрывался. После освобождения Одессы поступил в Одесскую специальную школу ВВС. Летал на самолетах различных типов: Яки, МиГи, Ла и другие. В служебной характеристике появилась редкая для казенного лексикона фраза: «Летает с упоением». С 1963 года в Центре подготовки космонавтов. Прошел полный курс подготовки к космическим полетам на кораблях типа Союз. Проходил подготовку по советской «лунной» программе. Входил в экипаж поддержки при полете космического корабля Союз-10 (апрель 1971 года). 6 - 29 июня 1971 года совершил космический полет в качестве командира космического корабля Союз-11 и орбитальной космической станции Салют-1. Полет продолжался 23 суток 18 часов 21 минуту 43 секунду. При возвращении на Землю из-за нарушения герметичности спускаемого аппарата экипаж космического корабля Союз-11 погиб.

День рождения Военно-транспортной авиации

1 июня 1931 года в Красном воздушном флоте был сформирован первый опытный отряд . транспортных самолетов, куда вошли 12 ТБ-3 и 10 машин Р-5. Эта дата считается Днем рождения ВТА.

День рождения Военно-транспортной авиации

1 июня 1931 года в Красном воздушном флоте был сформирован первый опытный отряд . транспортных самолетов, куда вошли 12 ТБ-3 и 10 машин Р-5. Эта дата считается Днем рождения ВТА.

Уже в 1932 году такие авиамотоотряды созданы в Московском, Ленинградском, Украинском и Белорусском военных округах. Военно-транспортная авиация сразу начала обретать навыки массовых десантов. В 1934 году на территории Белорусского военного округа ТБ-3 выбросили в тыл врага 900 вооруженных бойцов. Через год, уже на других учениях, число парашютистов возросло до двух тысяч, а потом и до шести тысяч бойцов.
За годы Великой Отечественной войны советская авиация совершила в зоне боевых действий 5,400,000 самолетовылетов. Из них 1,700,000 приходится на транспортные самолеты.
В ходе войны были созданы и запущены в серийное производство новые военно-транспортные самолеты Як-6 и Ще-2, предельно простые и технологичные, в максимальной степени отвечающие условиям производства военного времени. Продолжался и серийный выпуск самого массового отечественного ВТС 1940-х годов — Ля-2 (всего за годы Великой Отечественной войны ВВС было передано 1214 самолетов этого типа). Велась постройка и десантных планеров А-7, Г-11, КЦ-20 и БДП-2. Однако в годы войны планеры не нашли в советских вооруженных силах широкого применения.
Сегодня Военно-транспортная авиация (ВТА) является средством Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации и предназначена для решения стратегических (оперативно-стратегических), оперативных и оперативно-тактических задач на театрах военных действий (стратегических направлениях).
На вооружении соединений и частей ВТА состоят военно-транспортные самолеты Ил-76МД, Ан-26, Ан-22, Ан-124, Ан-12ПП, транспортные вертолеты Ми-8МТВ. Основными задачами соединений и частей ВТА являются: десантирование частей (подразделений) Воздушно-десантных войск из состава оперативных (оперативно-тактических) воздушных десантов; доставка вооружения, боеприпасов и материальных средств войскам, действующим в тылу противника; обеспечение маневра авиационных соединений и частей; перевозка войск, вооружения, боеприпасов и материальных средств; эвакуация раненых и больных, участие в миротворческих операциях.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии