RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Мудрые мысли Иоанна Крестьяникина
5 февраля 2014 г.

Мудрые мысли Иоанна Крестьяникина

5 февраля 2006 года отошел ко Господу один из мудрейших старцев XXI века Русской Православной Церкви
Крик совести конструктора Калашникова
13 января 2014 г.

Крик совести конструктора Калашникова

Создатель АК-47 незадолго до своей смерти написал исповедальное письмо Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу
Наши «Яхонты» запугали НАТО
4 июня 2013 г.

Наши «Яхонты» запугали НАТО

Запад, решивший «сожрать» Сирию, впал в истерику по поводу российских поставок туда оборонительных вооружений
Воздушный джигит Роман Таскаев
14 октября 2014 г.

Воздушный джигит Роман Таскаев

14 октября 2014 года исполнилось 60 лет Роману Петровичу ТАСКАЕВУ, летчику-испытателю МАПО МИГ, Герою России
Прерванная операция ЦРУ
1 июля 2016 г.

Прерванная операция ЦРУ

1 июля 1960 года советский истребитель МиГ-19, который пилотировал Василий Поляков, уничтожил разведывательный самолет США над Баренцевым морем.
Главная » Герои нашего времени » Подвиг экипажа Ан-24

Подвиг экипажа Ан-24

Президент РФ подписал указ о награждении орденами Мужества командира воздушного корабля Владимира Коломина, бортмеханика Олега Барданова (посмертно), медалью Нестерова - второго пилота Сергея Сазонова, бортпроводницы Елены Лапуцкой

.
Подвиг экипажа Ан-24

 

Рейс, который должен был выполнять 26 июня 2019 года экипаж по маршруту Иркутск – Нижнеангарск - Улан-Удэ, затем снова в Нижнеангарск и оттуда в Иркутск, поначалу проходил в штатном режиме. В этом полете планировался ввод второго пилота в качестве командира. Оценку его профессиональному умению должен был дать включенный в экипаж пилот-инспектор авиакомпании. В 00:20 взлетели с аэродрома Иркутск. Полёт до Нижнеангарска прошёл без замечаний, так же, как и затем оттуда до аэродрома Улан-Удэ. А вот дальше непогода спутала все карты. По расписанию, вылет в Нижнеангарск был

запланирован на 04:50, но по погодным условиям аэропорта прилета он вначале переносился каждый час, а затем, по согласованию с ЦУП авиакомпании отложился на 00:30 уже 27 июня. Экипаж вынужден был пережидать непогоду в гостинице «Полёт», и только во втором часу ночи пилот-инспектор поднял в воздух самолет. В 01:53:41 установили связь с диспетчером аэродрома Нижнеангарск, доложили о расчётном времени прибытия и запросили погодные условия. В 02:09:54 приступили к снижению, но менее чем через пару минут вдруг отказал левый двигатель. Экипаж, как и положено в таких случаях, зафлюгировал его, отключил автопилот, доложил об этом диспетчеру КДП, и тот объявил на аэродроме сигнал «Тревога». Когда проинформировали землю о готовности к посадке, диспетчер дал разрешение на нее. После касания шасси ВПП судно стало уклоняться вправо, сошло с нее, пробежало по грунту, пробив забор ограждения аэродрома, и столкнулось со зданием очистных сооружений. При этом самолёт загорелся.

Как вспоминал по горячим следам один из пассажиров, о возможности жесткой посадки в салоне не предупреждали. Просто попросили пристегнуть ремни и сообщили о температуре воздуха за бортом. По кадрам видеоролика, снятого другим пассажиром, становится ясно, что Ан-24 после приземления практически без тормозов на серьезной скорости врезается в здание. После этого в салоне раздались крики, и началась паника. Огонь в самолете полыхнул с правого борта. Всех вернула к осознанным действиям бортпроводник Елена Лапуцкая. Вот запись ее рассказа членам комиссии по расследованию АП:
- …Мгновенно в передней части ВС появился дым, и я побежала к аварийным выходам в хвост, который был разрушен, виднелись разломы фюзеляжа, вырвало трап, дверь входная была деформирована, её открыть я пыталась, но этого сделать мы с пассажиром-мужчиной не смогли. Затем я кинулась в хвост к багажной двери…её не сразу, но я смогла открыть…Паника была, конечно, но только от страха, т.к. самолёт наполнялся едким чёрным дымом. Вышел последний пассажир (выполз), так как только внизу он мог глотнуть немного воздуха, и сказал, что в салоне больше никого нет…
Увы, ни командир, ни бортмеханик не смогли покинуть загоревшуюся кабину. Удар при столкновении со зданием пришелся как раз в левую часть пилотской кабины, решив их участь. После тщетных попыток спасти коллег, второй пилот покинул самолёт через левый передний аварийный люк.
- То, что совершила стюардесса Лена, иначе как геройством назвать нельзя, она заслуживает орден Мужества, - прокомментировал ситуацию известный авиационный писатель, пилот гражданской авиации, налетавший на этом типе самолета более десяти тысяч часов Валерий Хайрюзов. – Диву даешься, как эта хрупкая невысокая дивчина нашла в себе силы преодолеть страх и совершить то, что единственно в этих обстоятельствах возможно и что порой не каждому мужику удается. Когда беседовал с ней по телефону, будучи в Иркутске, сказал ей об этом, а она даже удивилась: «Я ведь действовала по инструкции». Не берусь давать оценку действиям экипажа – сегодня, сидя в теплой комнате, проще всего обвинить их в превышении скорости приземления, но я не стану этого делать. Ясно, что обнаружив отказ двигателя, они пребывали в состоянии аффекта, но ведь приземлились! Дальше включалась уже неисправная техника, и, в первую очередь, тормозная система, ведь шины правой стойки шасси начали рваться уже на земле. Словом, пришла беда - отворяй ворота… В оправдание экипажа скажу, что на тренажере таких ситуаций не отрабатывают.
Валерий Николаевич убежден в надежности работяги Ан-24, в кабине которого провел два десятка своей жизни. Вспоминает, что в середине 80-х тоже попадал в схожую ситуацию, когда при облете нового Ан-24 в Киеве перед приземлением не бралась на замок передняя стойка. Совсем уж собирался производить посадку на брюхо, но выручил бортмеханик, вскрывший панель над стойкой и протолкнувший трубой для слива топлива заевшую деталь замка на место. Похоже, говорит Валерий Николаевич, и я на пострадавшем в Нижнеангарске экземпляре летал в свое время в родном Иркутском авиаотряде. До 1990 года. Посетовал на солидный возраст пострадавшего самолета – дата его изготовления 1977 год. Но ведь старых машин не бывает, если их своевременно снова ставить на крыло.
Коротко о Елене. В январе 2003 года была принята на работу в ОАО «Иркутский

авиаремонтный завод № 403» на должность бортпроводника Ан-24. В сентябре 2005 года переведена на работу в ЗАО «Авиакомпания «Ангара» на должность бортпроводника Ан-24, Ан-26. В том, что остались в живых абсолютно все пассажиры Ан-24, загоревшегося после жесткой посадки в аэропорту бурятского поселка Нижнеангарск, они должны благодарить бортпроводницу Елену Лапуцкую. Она, в отсутствие остальных членов экипажа, ощутив огромную ответственность за происходящее на борту, хладнокровно выполняла свою почётную роль хозяйки салона. До последнего помогала пассажирам выбираться из горящего самолёта и покинула борт последней. Что произошло лично с ней, она поняла уже потом в больнице Нижнеангарска, когда медики обнаружили у нее перелом ребер и многочисленные ушибы и синяки. Правда, выбравшись из того, что еще несколько минут было самолетом, она, попросив трубку у кого-то из пассажиров (ее мобильный и все личные вещи сгорели), позвонила матери и сыну.
Лауреат Международной авиационной премии «Авиация глазами журналиста» Валерий Хайрюзов уверен, что подвиг иркутской стюардессы достоин того, чтобы о нем узнала как можно большая аудитория. Особенно это нужно тем, кто выбирает сегодня будущую профессию. Увы, ТВ здесь не помощник. Ему подавай бытовуху. А потому, как автор множества книг и фильмов о людях крылатой профессии, тут же засучив рукава, решил посвятить Елене Лапуцкой кинорассказ. Об этом договорился с ней, но… Чего-то испугались высокие иркутские авиационные начальники. В обозначенное время, когда на оговоренное заранее место прибыла съемочная группа во главе с Хайрюзовым, никого из авиакомпании не оказалось. На недоуменный звонок пришла смска: «нет высокого разрешения». И все же Валерий Николаевич решил не отступаться. Уже готов киносценарий художественного фильма. Правда, его героиню зовут Наташа, но те, кто узнал об июньском подвиге стюардессы на аэродроме Нижнеангарска, сразу признают в ней Лену.

Вместо эпилога.

Конечно, расследователи, в конце концов, найдут причины трагедии в аэропорту Нижнеангарска. Возможно, установят, что они отнюдь не цепь случайностей. Может, назовут и преступную закономерность, как уже было с птицами, забившими двигатель самолета в Жуковском. Напомнят, например, что если бы самолет не столкнулся со зданием очистных сооружений, все бы и обошлось. Ведь о том, что оно явно возведено на не положенном для аэродрома месте, даже был суд. Но на его решение местные власти махнули рукой. Наша редакция все же обязательно проследит за тем, как они теперь будут оправдываться. А пока: слава тем, кто находит в себе силы и мужество действовать вопреки обстоятельствам.

 

 

Анатолий ЖУРИН
9 ноября 2019 г.

Комментарии:

А.К. 12.11.2019 в 06:50 # Ответить
Замечательная статья. Написана неравнодушной и очень профессиональной журналистской рукой.

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
26 февраля
среда
2020

В этот день:

Тульское оружие

26 февраля 1712 года указом ПЕТРА I основан Тульский оружейный завод.

Тульское оружие

26 февраля 1712 года указом ПЕТРА I основан Тульский оружейный завод.

Государь повелел: «...для лучшего в том ружейном деле способу, при той оружейной слободе, изыскав удобное место, построить заводы, на которых бы можно ружья, фузеи, пистолеты сверлить и оттирать, а палаши и ножи точить водою».

С 1706 года здесь уже существовал оружейный двор с кузницами и работными избами. Тульским оружием были вооружены русские войска под Полтавой. Указом дело ставилось на государственную основу, а оружейный двор был превращен в казенное предприятие.

Главный белорусский коммунист

26 февраля 1918 года родился Петр Миронович МАШЕРОВ - партизан Великой Отечественной войны, комиссар партизанской бригады, после войны 1-й секретарь ЦК Компартии Белоруссии, Герой Советского Союза, Герой социалистического труда.

Главный белорусский коммунист

26 февраля 1918 года родился Петр Миронович МАШЕРОВ - партизан Великой Отечественной войны, комиссар партизанской бригады, после войны 1-й секретарь ЦК Компартии Белоруссии, Герой Советского Союза, Герой социалистического труда.

 

В годы Великой Отечественной войны с первых дней - доброволец в рядах Красной Армии. Попадает в окружение, в августе 1941 года бежит из плена. Под кличкой Дубняк — один из организаторов и руководителей партизанского движения в Белоруссии. В августе 1941 года организовал и возглавил подполье в Россонах. С апреля 1942 года — командир партизанского отряда имени Н. А. Щорса. Руководимый им отряд в августе 1942 года совершил крупную операцию — взрыв моста через р. Дрисса на железной дороге Витебск — Рига. С марта 1943 года — комиссар партизанской бригады имени К. К. Рокоссовского. С сентября 1943 года — первый секретарь Вилейского подпольного обкома ЛКСМ Белоруссии. В 1944 году был удостоен звания Героя Советского Союза.

Пётр Машеров погиб 4 октября 1980 года в автомобильной катастрофе на трассе Москва — Минск: на пути его кортежа, сопровождаемого ГАИ, неожиданно выехал гружёный картофелем самосвал. В народе ходили многочисленные слухи о причастности ближайшего окружения генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева к этой трагедии (якобы с целью убрать популярного кандидата на пост генсека), однако достоверных свидетельств этому нет.

В ходе следствия было выяснено, что дежурного ГАИ УВД Минского облисполкома не предупредили о прохождении по трассе Минской области кортежа Машерова. Поэтому ГАИ не приняла необходимых мер. Однако этот факт объясняется тем, что Пётр Миронович обычно определялся с маршрутом уже в пути. С другой стороны, даже если бы дежурный ГАИ знал о маршруте следования, это не сыграло бы никакой роли, Пётр Машеров не разрешал перекрывать для себя дороги.

Водитель ГАЗ-53, некий Н. Пустовит, был признан виновником ДТП, в результате которого погибли 3 человека — Машеров, его водитель и охранник. Суд приговорил его к 15 годам лишения свободы, однако уже через пять лет он был освобождён досрочно.

 

Космонавт Анатолий Филипченко

26 февраля 1928 года родился Анатолий Васильевич ФИЛИПЧЕНКО, летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза.

Космонавт Анатолий Филипченко

26 февраля 1928 года родился Анатолий Васильевич ФИЛИПЧЕНКО, летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза.

Родился в семье военнослужащего. Украинец. В 1947 окончил 6-ю Воронежскую спецшколу ВВС в Липецке, в 1950 — Чугуевское военное авиационное училище лётчиков.

После учёбы служил в авиационных частях ВВС СССР. Начинал службу старшим лётчиком, потом командиром звена, заместителем командира эскадрильи; получил квалификацию «Военный лётчик 1-го класса». В 1961 закончил обучение в Военно-воздушной академии. В 1950-1963 был старшим инструктором в Одесском и Ленинградском военных округах.

В 1963 был зачислен в отряд космонавтов и прошёл полный курс общекосмической подготовки, а также подготовки к полётам на космических кораблях серии «Союз».

Первый полёт Анатолий Филипченко совершил с 12 по 17 октября 1969 на космическом корабле «Союз-7» вместе с Владиславом Волковым и Виктором Горбатко. В программу полёта входила стыковка с космическим кораблём «Союз-8», которая не состоялась из-за технических неполадок. Общая продолжительность полёта составила 4 дня 22 часа 40 минут и 23 секунды. Второй полёт совершил со 2 по 8 декабря 1974 на космическом корабле «Союз-16» вместе с Николаем Рукавишниковым. Полёт проходил в рамках подготовки к проекту ЭПАС, во время полёта была совершена отработка корабля и стыковочного узла. Общая продолжительность полёта составила 5 дней 22 часа 23 минуты и 35 секунд.

С 1978 по 1988 работал начальником управления Центра подготовки космонавтов. С 1989 по 1992 работал заместителем директора Харьковского ОКБ средств технического обучения и директором Московского филиала.

Писатель-патриот Александр Проханов

26 февраля 1938 года родился Александр Андреевич ПРОХАНОВ, советский и российский политический деятель, писатель, публицист, общественный деятель.

Писатель-патриот Александр Проханов

26 февраля 1938 года родился Александр Андреевич ПРОХАНОВ, советский и российский политический деятель, писатель, публицист, общественный деятель.

Член секретариата «Союза писателей России». Главный редактор газеты «Завтра». Лауреат премии Ленинского комсомола (1982). Кавалер орденов Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта» и Красной Звезды.Автор книг «Поступь Русской Победы», «Последний солдат империи», «Красно-коричневый», «Господин Гексоген» и многих других.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии