RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Бесланская трагедия: правда и вымыслы
31 августа 2020 г.

Бесланская трагедия: правда и вымыслы

1 сентября 2004 года произошло одно из самых гнусных злодеяний в современной России
Жажда песни
9 февраля 2014 г.

Жажда песни

От новых гимнов о новой Олимпиаде хочется выть
Пример и подвиги Владимира Ковтуна
26 августа 2016 г.

Пример и подвиги Владимира Ковтуна

Почему не получил звание Героя России тот, кто его несомненно достоин
Дело о расстреле генерала ФСБ
10 апреля 2013 г.

Дело о расстреле генерала ФСБ

С момента гибели высокопоставленного чекиста прошло много лет, но преступление так и не раскрыто
Новеллы Михаила Державина
15 июня 2016 г.

Новеллы Михаила Державина

Великому артисту 15 июня 2016 года исполнилось 80 лет
Главная » Герои нашего времени » Подвиг экипажа Ан-24

Подвиг экипажа Ан-24

Президент РФ подписал указ о награждении орденами Мужества командира воздушного корабля Владимира Коломина, бортмеханика Олега Барданова (посмертно), медалью Нестерова - второго пилота Сергея Сазонова, бортпроводницы Елены Лапуцкой

.
Подвиг экипажа Ан-24

 

Рейс, который должен был выполнять 26 июня 2019 года экипаж по маршруту Иркутск – Нижнеангарск - Улан-Удэ, затем снова в Нижнеангарск и оттуда в Иркутск, поначалу проходил в штатном режиме. В этом полете планировался ввод второго пилота в качестве командира. Оценку его профессиональному умению должен был дать включенный в экипаж пилот-инспектор авиакомпании. В 00:20 взлетели с аэродрома Иркутск. Полёт до Нижнеангарска прошёл без замечаний, так же, как и затем оттуда до аэродрома Улан-Удэ. А вот дальше непогода спутала все карты. По расписанию, вылет в Нижнеангарск был

запланирован на 04:50, но по погодным условиям аэропорта прилета он вначале переносился каждый час, а затем, по согласованию с ЦУП авиакомпании отложился на 00:30 уже 27 июня. Экипаж вынужден был пережидать непогоду в гостинице «Полёт», и только во втором часу ночи пилот-инспектор поднял в воздух самолет. В 01:53:41 установили связь с диспетчером аэродрома Нижнеангарск, доложили о расчётном времени прибытия и запросили погодные условия. В 02:09:54 приступили к снижению, но менее чем через пару минут вдруг отказал левый двигатель. Экипаж, как и положено в таких случаях, зафлюгировал его, отключил автопилот, доложил об этом диспетчеру КДП, и тот объявил на аэродроме сигнал «Тревога». Когда проинформировали землю о готовности к посадке, диспетчер дал разрешение на нее. После касания шасси ВПП судно стало уклоняться вправо, сошло с нее, пробежало по грунту, пробив забор ограждения аэродрома, и столкнулось со зданием очистных сооружений. При этом самолёт загорелся.

Как вспоминал по горячим следам один из пассажиров, о возможности жесткой посадки в салоне не предупреждали. Просто попросили пристегнуть ремни и сообщили о температуре воздуха за бортом. По кадрам видеоролика, снятого другим пассажиром, становится ясно, что Ан-24 после приземления практически без тормозов на серьезной скорости врезается в здание. После этого в салоне раздались крики, и началась паника. Огонь в самолете полыхнул с правого борта. Всех вернула к осознанным действиям бортпроводник Елена Лапуцкая. Вот запись ее рассказа членам комиссии по расследованию АП:
- …Мгновенно в передней части ВС появился дым, и я побежала к аварийным выходам в хвост, который был разрушен, виднелись разломы фюзеляжа, вырвало трап, дверь входная была деформирована, её открыть я пыталась, но этого сделать мы с пассажиром-мужчиной не смогли. Затем я кинулась в хвост к багажной двери…её не сразу, но я смогла открыть…Паника была, конечно, но только от страха, т.к. самолёт наполнялся едким чёрным дымом. Вышел последний пассажир (выполз), так как только внизу он мог глотнуть немного воздуха, и сказал, что в салоне больше никого нет…
Увы, ни командир, ни бортмеханик не смогли покинуть загоревшуюся кабину. Удар при столкновении со зданием пришелся как раз в левую часть пилотской кабины, решив их участь. После тщетных попыток спасти коллег, второй пилот покинул самолёт через левый передний аварийный люк.
- То, что совершила стюардесса Лена, иначе как геройством назвать нельзя, она заслуживает орден Мужества, - прокомментировал ситуацию известный авиационный писатель, пилот гражданской авиации, налетавший на этом типе самолета более десяти тысяч часов Валерий Хайрюзов. – Диву даешься, как эта хрупкая невысокая дивчина нашла в себе силы преодолеть страх и совершить то, что единственно в этих обстоятельствах возможно и что порой не каждому мужику удается. Когда беседовал с ней по телефону, будучи в Иркутске, сказал ей об этом, а она даже удивилась: «Я ведь действовала по инструкции». Не берусь давать оценку действиям экипажа – сегодня, сидя в теплой комнате, проще всего обвинить их в превышении скорости приземления, но я не стану этого делать. Ясно, что обнаружив отказ двигателя, они пребывали в состоянии аффекта, но ведь приземлились! Дальше включалась уже неисправная техника, и, в первую очередь, тормозная система, ведь шины правой стойки шасси начали рваться уже на земле. Словом, пришла беда - отворяй ворота… В оправдание экипажа скажу, что на тренажере таких ситуаций не отрабатывают.
Валерий Николаевич убежден в надежности работяги Ан-24, в кабине которого провел два десятка своей жизни. Вспоминает, что в середине 80-х тоже попадал в схожую ситуацию, когда при облете нового Ан-24 в Киеве перед приземлением не бралась на замок передняя стойка. Совсем уж собирался производить посадку на брюхо, но выручил бортмеханик, вскрывший панель над стойкой и протолкнувший трубой для слива топлива заевшую деталь замка на место. Похоже, говорит Валерий Николаевич, и я на пострадавшем в Нижнеангарске экземпляре летал в свое время в родном Иркутском авиаотряде. До 1990 года. Посетовал на солидный возраст пострадавшего самолета – дата его изготовления 1977 год. Но ведь старых машин не бывает, если их своевременно снова ставить на крыло.
Коротко о Елене. В январе 2003 года была принята на работу в ОАО «Иркутский

авиаремонтный завод № 403» на должность бортпроводника Ан-24. В сентябре 2005 года переведена на работу в ЗАО «Авиакомпания «Ангара» на должность бортпроводника Ан-24, Ан-26. В том, что остались в живых абсолютно все пассажиры Ан-24, загоревшегося после жесткой посадки в аэропорту бурятского поселка Нижнеангарск, они должны благодарить бортпроводницу Елену Лапуцкую. Она, в отсутствие остальных членов экипажа, ощутив огромную ответственность за происходящее на борту, хладнокровно выполняла свою почётную роль хозяйки салона. До последнего помогала пассажирам выбираться из горящего самолёта и покинула борт последней. Что произошло лично с ней, она поняла уже потом в больнице Нижнеангарска, когда медики обнаружили у нее перелом ребер и многочисленные ушибы и синяки. Правда, выбравшись из того, что еще несколько минут было самолетом, она, попросив трубку у кого-то из пассажиров (ее мобильный и все личные вещи сгорели), позвонила матери и сыну.
Лауреат Международной авиационной премии «Авиация глазами журналиста» Валерий Хайрюзов уверен, что подвиг иркутской стюардессы достоин того, чтобы о нем узнала как можно большая аудитория. Особенно это нужно тем, кто выбирает сегодня будущую профессию. Увы, ТВ здесь не помощник. Ему подавай бытовуху. А потому, как автор множества книг и фильмов о людях крылатой профессии, тут же засучив рукава, решил посвятить Елене Лапуцкой кинорассказ. Об этом договорился с ней, но… Чего-то испугались высокие иркутские авиационные начальники. В обозначенное время, когда на оговоренное заранее место прибыла съемочная группа во главе с Хайрюзовым, никого из авиакомпании не оказалось. На недоуменный звонок пришла смска: «нет высокого разрешения». И все же Валерий Николаевич решил не отступаться. Уже готов киносценарий художественного фильма. Правда, его героиню зовут Наташа, но те, кто узнал об июньском подвиге стюардессы на аэродроме Нижнеангарска, сразу признают в ней Лену.

Вместо эпилога.

Конечно, расследователи, в конце концов, найдут причины трагедии в аэропорту Нижнеангарска. Возможно, установят, что они отнюдь не цепь случайностей. Может, назовут и преступную закономерность, как уже было с птицами, забившими двигатель самолета в Жуковском. Напомнят, например, что если бы самолет не столкнулся со зданием очистных сооружений, все бы и обошлось. Ведь о том, что оно явно возведено на не положенном для аэродрома месте, даже был суд. Но на его решение местные власти махнули рукой. Наша редакция все же обязательно проследит за тем, как они теперь будут оправдываться. А пока: слава тем, кто находит в себе силы и мужество действовать вопреки обстоятельствам.

 

 

Анатолий ЖУРИН
9 ноября 2019 г.

Комментарии:

А.К. 12.11.2019 в 06:50 # Ответить
Замечательная статья. Написана неравнодушной и очень профессиональной журналистской рукой.

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
19 сентебря
суббота
2020

В этот день:

Память Архистратига Михаила

19 сентября Православный мир вспоминает Архангела Михаила, которого называют Архистратигом, что означает, глава святого воинства Ангелов и Архангелов.

Память Архистратига Михаила

19 сентября Православный мир вспоминает Архангела Михаила, которого называют Архистратигом, что означает, глава святого воинства Ангелов и Архангелов.

Святой Архангел Михаил — главный архангел, являющийся одним из самых почитаемых в таких религиях как Христианство, Иудаизм и Ислам. В Православии архангел Михаил именуется Архистратиг (греч. αρχιστρατηγός — главнокомандующий) и выступает главой святого воинства ангелов, стоящих на страже Божьего закона.

В Великих четьях-минеях митрополит Макарий пишет: «Бог поставил как некое всесильное оружие и сохранение Михаила Архистратига против силы дьявола». В этом образе Михаил почитается как покровитель и соратник «воинствующей Церкви», то есть всех верных Богу, выступающих против сил зла.

Праздник создателей русского оружия

19 сентября отмечается День оружейника России - новый профессиональный праздник, который появился в 2010 году, благодаря самому известному оружейнику современности — Михаилу Тимофеевичу Калашникову, создателю легендарного автомата АК-47.

Праздник создателей русского оружия

19 сентября отмечается День оружейника России - новый профессиональный праздник, который появился в 2010 году, благодаря самому известному оружейнику современности — Михаилу Тимофеевичу Калашникову, создателю легендарного автомата АК-47.

История праздника такова. 25 мая 2010 года Владимир Путин (в то время председатель российского правительства) посетил Ижевск, где совершил экскурсию по оборонному предприятию «Ижмаш». Премьер-министр осмотрел цеха, которые на протяжении десятилетий производят оружие, а около стенда с различными модификациями знаменитого автомата пообщался с конструктором Михаилом Калашниковым. Именно во время той беседы Калашников попросил Путина учредить День российского оружейника. «Мы стремимся делать все, чтобы Россия занимала достойное место на рынке вооружений, — сказал конструктор. — Просим вас сделать день, чтобы раз в году мы могли собираться и подводить итоги. Такой своеобразный день оружейников». Премьер-министр обещал, что такой день появится в календаре, тем более, что с подобной просьбой выступил также Союз российских оружейников. В качестве даты праздника выбрали 19 сентября — день, когда православная церковь чтит Архангела Михаила, покровителя небесного воинства. В пользу этого послужило и то, что имя главного небесного воина совпадает с именем главного российского оружейника — Михаила Калашникова. В тот же год был установлен новый профессиональный праздник «в целях признания выдающегося вклада создателей оружия в обеспечение защиты и независимости государства».

 

Дом-музей Циолковского

19 сентября 1935 года умер Константин Эдуардович Циолковский, великой русский учёный, основоположник теоретической космонавтики.

Дом-музей Циолковского

19 сентября 1935 года умер Константин Эдуардович Циолковский, великой русский учёный, основоположник теоретической космонавтики.

Спустя год, 19 сентября 1936 года в доме, где он жил, был открыт музей.

Он находится на въезде в город Калугу недалеко от реки Оки. С этим домом связано 29 лет жизни учёного. Здесь им были написаны десятки важнейших работ по воздухоплаванию, авиации, реактивному движению, космонавтике и другим проблемам.

К. Э. Циолковский приобрёл этот дом весной 1904 года. Тогда дом был одноэтажным и имел одну жилую комнату. Весной 1908 года вследствие сильного наводнения дом серьёзно пострадал. Пришлось делать ремонт. Одновременно был пристроен второй этаж, где разместился рабочий кабинет учёного, и веранда, где была устроена его мастерская.

Работа музея прервалась осенью 1941 года, когда Калуга была оккупирована фашистами. В доме поселились немецкие солдаты. Несмотря на то, что часть наиболее ценных экспонатов сотрудникам музея и родным учёного удалось спасти, огромной утратой было уничтожение многих мемориальных предметов, книг, фотографий. Сразу после освобождения Калуги в музее были начаты ремонтно-восстановительные работы и вскоре посетители снова переступили его порог.

Важным этапом в работе Дома-музея К. Э. Циолковского стал 1957 год. Страна отметила 100-летие со дня рождения учёного. К этому времени научно-технический раздел музея получил от Академии Наук СССР новую экспозицию, подготовленную по инициативе С. П. Королёва. Появились уникальные экспонаты, рассказывающие о претворении в жизнь идей Циолковского.

В 1967 году в Калуге был открыт Государственный музей истории космонавтики имени К. Э. Циолковского. Дом-музей стал его мемориальным отделом. Интерьеры дома, надворные постройки, двор и сад были воссозданы такими, какими они были при жизни семьи Циолковских в этом доме.

Юрий Алексеевич Гагарин, посетивший Калугу вскоре после возвращения из полёта в космос, записал в Книге почётных посетителей Дома-музея следующее: «С большим…. удовлетворением и волнением побывал в доме, где жил и творил Константин Эдуардович, счастлив, что мне первому удалось осуществить мечту Циолковского, завершить труд многих тысяч людей, готовивших первый полёт человека в космос».

 

Трижды Герой Алеександр Покрышкин

19 сентября 1944 года советскому воздушному асу Александру Ивановичу Покрышкину в Кремле была вручена третья Золотая Звезда Героя Советского Союза.

Трижды Герой Алеександр Покрышкин

19 сентября 1944 года советскому воздушному асу Александру Ивановичу Покрышкину в Кремле была вручена третья Золотая Звезда Героя Советского Союза.

 Он единственный человек, кто в годы войны стал трижды Героем. Жуков, Кожедуб и другие получили по третьей Звезде  уже после Победы.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии